Беседа инструменты в подготовительной группе. Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Рабочие инструменты

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы «В мире музыкальных инструментов»

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах) .

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
  • Обогатить словарный запас музыкальными терминами.
  • Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

  • Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

  • Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

  • Физическая культура.
  • Социализация.
  • Чтение художественной литературы.
  • Коммуникация.

Предварительная работа:

  • Прочитать детям русскую народную сказку «Репка», а затем вместе с детьми выбирать музыкальные инструменты для «озвучивания» шагов Дедушки, Бабушки, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка для просмотра слайдов.
  • Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).
  • Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Ход

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель . Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель . Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель . Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем ) . Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Дети . Да!

Педагог демонстрирует детям домики .

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра « Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

  1. Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,……………. (Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

  1. Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

  1. Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

  1. Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы .

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

  1. Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

  1. Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас )

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях : флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

Слайд 1

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

Слайд 2

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Слайд 3

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Слайд 4

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Слайд 5

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхали.

В праздники под ахи, охи

Потешались скоморохи.

(Приложение 2)

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

1, 2, 3, 4, 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с детьми, дети выходят из зала.


Цели:
Коррекционно – образовательные:
-Систематизация представлений о инструментах
-Активизация и актуализация словаря по теме “Инструменты”.
- Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных существительных.
Коррекционно – развивающие:
- развитие связной речи,
- зрительного восприятия и внимания,
- памяти, мышления, артикуляционной и общей методики,
- координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества доброжелательное отношение друг к другу,

Материалы: Презентация на тему «Инструменты», каменные инструменты, разрезные картинки, раскраски – изображения гномов.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Логопед: Ребята, сегодня я предлагаю вам необычную развивающую игру. Вы готовы поиграть?
Дети: Да.
II.
Логопед: И тема нашей развивающей игры … (1 слайд)
Дети: Инструменты.
Логопед: Правильно, а помогут нам наши веселые друзья. (2 Слайд)
Ребята, смотрите, что гномы выкопали.
Дети: Камни.
Логопед: А это не простые камни. Первые инструменты появились очень давно. Ими пользовались первобытные люди. А что они делали с камнями? (3 слайд)
Дети: Привязывали к палкам.
Логопед: Как вы думаете на какой современный инструмент он похож?
Дети: Топор.
Логопед: А что делают топором?
Дети: Рубят, колят.
Логопед: Людям какой профессии нужен топор? (4 слайд)
Дети: Лесорубу, дровосеку.
Логопед: Какие еще инструменты нужны лесорубу, дровосеку?
Дети: Пила, бензопила.
Логопед: давайте вспомним скороговорку.
Запилила пила, запилила пила.
Раз, два, раз, два.
Будут на зиму дрова. (Проговаривание с имитацией распила)
Ребята, смотрите, на экране появился жук. Почему?
Дети: Мы знаем песенку про жука
(Ритмическое упражнение «Жук- дровосек»)
Логопед: Молодцы. Давайте вернемся к инструментам. Что такое инструменты.
Дети: Инструменты – это предметы, которые помогают людям в работе.
III.
Логопед: Правильно инструменты нужны людям разных профессий. (5слайд)
Столяру и плотнику нужны… (6 слайд)
Дети: столярные инструменты: стамеска, рубанок, молоток, …
Логопед: Садовнику…. (7 слайд)
Дети: Садовые инструменты: Лопата, грабли, лейка
Логопед: Кто помнит скороговорку про садовый инструмент:
Дети: Лопата копала, лопата копала
Лопата копала и очень устала.
Всю землю, лопата перекопала.
Логопед: Молодцы. Следующая профессия, врач. Врачу…(8 слайд)
Дети: Медицинские инструменты: шприц, стетоскоп.
Логопед: Есть такие врачи которые проверяют зрение, как они называются.
Дети: Окулисты.
Логопед: Правильно окулисты помогают лечить зрение. А чтобы у нас с вами было хорошее зрение сделаем гимнастику для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть впра

"В мире музыкальных инструментов"

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи:

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование:

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Ход занятия.

Дети заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие. (песенка – разминка «Утром рано мы проснулись».)

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы».

Музыкальный руководитель:
Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы.
Это - ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Дети: Да!

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми.
Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно ,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами.
Музыкальный руководитель:
А скажите мне, какой музыкальный инструмент есть у человека? (дети отвечают) Правильно - это наш голос

И я предлагаю вам извлечь из вашего инструмента звуки, то есть мы сейчас с вами, что будем делать? (дети отвечают)

Правильно! Мы будем петь. Давайте вспомним песню «Песенка друзей »
В. Герчик.
(
Вера Петровна ГЕРЧИК

Российский композитор. Автор песен для детей. Сочинения: детская опера - Лесные чудеса (1967); симфония для оркестра (1937); 3 сонаты для фортепиано (1937, 1943, 1946); 2 детские пьесы для фортепиано (1953); для скрыпки с фортепиано – Фантазия на русские темы (1944); цикл романсов для голоса в сопровождении скрыпки и виолончели (на слова , , 1943), романсы, песни для хора с фортепиано, детские песни и хоры; музыкальные сказки и игры, обработки народных песен. Сборники песен для детей (1964, 1965, 1970, 1971), а также сборник – Песни и романсы (1972).)

Исполняется песня: «Песенка друзей» В. Герчик.

Музыкальный руководитель.
Ребята, а кто из вас знает кто такой солист?(дети отвечают) . А мы с вами пели все вместе – это называется хор.
Итог: Что нового мы узнали на музыкальном занятии? На какие 4 группы делятся музыкальные инструменты? Какие ударные инструменты вы знаете?

Наше занятие подошло к концу. До свиданья дети.

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Свойства древесины Воспитатель: Устинова И.А. Программное содержание: - Познакомить детей со свойствами древесины (не тонет, горит, поддается обработке, покраске). Расширить знания детей о деревьях, которые растут в нашем регионе. Закрепить символы республики Коми (герб, флаг). Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с оборудованием, закрепить при этом необходимые меры безопасности. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также осваивать собственное мнение, доказывать собственную правоту, прививать бережное отношение к древесине. - Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия: экспонаты, рубанок, ножовка, стругать, обрабатывать, береста. Демонстрационный материал: карточки со свойствами древесины, деревянные и берестяные изделия, мультимедийный проектор, рубанок, тиски, ножовка, деревянный брусок, диск с песней про березу. Раздаточный материал: баночки с водой, скрепки, магнитики, деревянные брусочки, опилки, клей, кисточки, краски, салфетки. Предварительная работа: Экскурсия в рябиновый сквер, посещение леса с родителями, просмотр фильма « Природа родного края», рассматривание фотографий с видами усинской природы, посещение выставки в « Вортасе», выучить стихотворение « Белая береза». Ход занятия: - Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу вас пригласить в музей деревянных изделий. Давайте вспомним правила поведения в музее. (громко не разговаривать и не трогать экспонаты руками). А вы знаете, что такое экспонаты? -Экспонаты – это те предметы, которые находятся в музее. -Проходите, пожалуйста, и встаньте полукругом возле этих (показ) экспонатов. Как вы думаете, из какого материала сделаны эти предметы? Все эти предметы сделаны руками человека разным способом. Эти ложки сделаны способом долбления, зайчики способом выпиливания. А как вы думаете, кто так красиво разукрасил эти изделия? Правильно, изделия украшают художники. Скажите, пожалуйста, что еще можно сделать из дерева? (дома, мебель, игрушки) Игрушки, которые сделаны из природных материалов, - без сомнения, самые полезные - Проходите, пожалуйста, к этим экспонатам. Как вы думаете, из чего они сделаны? (из бересты). Береста- это верхний слой березовой коры. Это удивительно пластичный и теплый материал, потрогайте, пожалуйста. (дети передают друг другу кусочек бересты) Попробуйте ее согнуть, получается с трудом. Береста имеет несколько слоев. Сейчас я покажу, как можно разделить бересту(показ). А теперь потрогайте бересту, какой она стала? (мягкой, пластичной). Да, из такой бересты можно делать разнообразные поделки. Изделия из бересты поистине уникальны в собственном роде, их красота и экологичность заслуживают восхищения. К примеру, хлебница из бересты испокон веков позволяла сохранять любые хлебобулочные изделия в свежем виде на протяжении по-настоящему длительного времени. Также туес или же корзина из бересты – поистине замечательного бактерицидного материала даёт возможность сохранять любые съестные припасы на довольно продолжительный период: в жару лежащие в них продукты не портились, а в холода не замерзали. Как правило, туеса из бересты раньше широко применялись для хранения разнообразных жидких веществ – масла, сметаны, молока и других, при этом швы изделий постоянно были превосходно заделанными умелыми мастерами, за счёт чего совершенно не пропускали воду. Сейчас из бересты делают хлебницы, шкатулки, картины, украшения и много других интересных и полезных вещей. Мастера, изготовляя изделия из бересты, используют различные технологии обработки: плетение, сшивание, склеивание. -А сейчас проходите на стульчики. Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем? Какой символ Коми республики вы видите на экране? Чем богата наша республика? (леса, реки, нефть, газ, уголь) Что мы можем увидеть в лесу?(деревья, ягоды, грибы, цветы) А сейчас послушайте загадку: Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. Что это? (Берёза) (слайд 1) Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Ребята, а где можно встретить, увидеть березку (в лесу, на поляне, около дома и т.д.). Как называется лес где растут одни березы (березовая роща) Слайд№ 2 Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы, пели песни. Слайд № 3. Какие песни про березу вы знаете? - Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас.. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны) . Зимой – на веточках лежит белый снег. Слайд№4 Весной – на ветках клейкие, нежные листочки. слайд№4 Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой. слайд№4 Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад) . слайд№4 Посмотрите, ребята, картину художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом нашей родины. Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. (Слайд№5) Сережки березы служат кормом для птиц. (Слайд№ 6) Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. (слайд№7) - Ребята, мы сегодня смотрели интересные слайды, провели небольшую беседу. Как вы думаете, какая же тема нашего занятия? Правильно, тема нашего занятия « Свойства березы». Игра «Вырасти дерево» (Сложить картинки последовательности прорастания дерева (дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки) -А сейчас хочу вас пригласить в свою мастерскую. Но чтоб попасть туда вам надо предъявить пропуск. А пропуском будет название дерева или кустарника, которое растет в нашей республике. Я буду главным мастером, а вы будете моими помощниками. Оденьте фартуки, предъявите пропуск, занимайте рабочие места. - Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. У вас на столах стоят стаканы с водой, опустите туда скрепку, пуговицу, магнитик. Что с ними стало? (они утонули). А теперь берите деревянный кирпичик и отпустите в воду. Что стало с кирпичиком? (кирпичик плавает). Первое свойство дерева мы выявили. Оно не тонет. Какую схему мы к нему подберем? - У меня в руках лучина из дерева. Попробуем поджечь ее. Что происходит с лучиной? (она горит). Мы выяснили второе свойство- дерево горит. А теперь подберем к этому свойству схему. (игра « Хорошо- плохо»). -Подвиньте к себе тарелочки. Возьмите поролон и попробуйте его согнуть, помять. Получилось? А теперь берите деревянный кирпичик и попробуйте его согнуть, сломать. Получилось? (нет) А почему? (дерево плотный материал). Что можно сделать из дерева? (дома, игрушки, посуду, мебель). Выбираем карточку к этому свойству. - Давайте рассмотрим этот деревянный брусочек. Как вы думаете можно его раскрасить? В какой бы цвет вы хотели его покрасить? (раскрашиваем и выбираем подходящую карточку со свойством) Нам предстоит провести еще один опыт. Возьмите точилку и попробуйте поточить карандаш. Получилось? (выбираем карточку с подходящим свойством). Посмотрите на этот брусочек дерева (даю детям потрогать). Он гладкий? А что надо сделать, чтобы он стал гладким? (выстругать). Для этого я беру рубанок и буду стругать. А теперь попробуйте, потрогайте брусочек. Дерево стало гладким. Выбираем подходящую карточку со свойством дерева. Мне надо два деревянных брусочка, но у меня один, что надо сделать? (распилить). А каким инструментом мы будем пилить? (ножовкой, сама распиливаю). Посмотрите, что же осталось после распиловки? (опилки). И сейчас я предлагаю вам сделать березу зимой, которая покрыта инеем. Инеем у нас будут крашеные опилки, ствол будет из бересты, которые я заранее приготовила. У вас на столах есть листы картона с нарисованной верхней частью березы. Сначала приклеиваем ствол из бересты, затем намазываем верхнюю часть березы клеем и обсыпаем опилками, слегка прижимая салфеткой (помогаю детям, которые затрудняются). Мне ваши работы очень понравились. После того, как они высохнут, мы организуем выставку. А теперь подходите ко мне и мы вспомним свойства дерева. Рефлексия: Ребята, узнали ли вы для себя что-то новое? Что было самым трудным? Что больше всего запомнилось? Теперь закройте глазки, приготовьте ладошки и те дети, которые мне понравились получат от меня небольшие подарки.(подарки получают все дети- березовые спилы)

Образовательные: закрепить обобщающее понятие «Инструменты»,

закрепить умение классифицировать инструменты по видам: садовые, музыкальные, плотницкие;

Коррекционно-развивающие: научить способу образования новых слов с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями;

Активизировать словарь детей словами по теме «Инструменты», развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, желание помочь другим, умение играть сообща, договариваться друг с другом, играть согласно правилам.

Интеграция образовательных областей: познание и художественный труд.

Предварительная работа: разучивание текста физкультминутки «До Гномии…»

Оборудование и материал: емкость с песком, игрушечные инструменты, куклы Гном и Великан, мелкие игрушечные инструменты для песка, пластилин, доски, влажные салфетки.

1. Организационный момент.

Игра «Ласковые имена».

Цель: формирование доброжелательного отношения детей друг другу, активизация монологической речи.

Дети и педагог стоят в кругу. Педагог, здороваясь, называет ребенка, который стоит около него, ласково по имени. Затем предлагает каждому по кругу поздороваться ласково по очереди.

2. Исследование у детей усвоенного материала.

Беседа по теме «Инструменты».

Цель: закрепить знания детей об инструментах, их назначении, видах.

Приемы: беседа, соревновательный прием.

Что такое инструменты (это предметы, которые нужны человеку для труда);

Какие бывают инструменты (музыкальные, садовые, плотницкие);

Назвать как можно больше инструментов в каждой видовой группе;

А что было бы, если бы не было инструментов.

Игра «Четвертый лишний».

Цель: закрепить умение классифицировать инструменты по видам.

Материал: игрушечные инструменты.

Ребенку предлагается исключить из ряда инструментов тот инструмент, который не подходит к остальным, т.е. лишний среди других инструментов. Например: лопата, скрипка, тяпка, грабли. Дети подходят к столу, где им предстоит выбрать лишний инструмент, объясняют, почему они сделали такой выбор.

3. Открытие нового знания.

Игра-сказка «Гномы и великаны».

Цель: сформировать умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов. Активизация в речи слов по темам: «Инструменты», «Человек».

Материал: куклы великан и гном, игрушечные инструменты.

Педагог рассказывает сказку: Далеко-далеко в одной стране жили великаны. У них были не руки, а ручища, не ноги, а ножищи, не глаза, а … (дети договаривают), не носы, а …, не рты, а … И у каждого из них был не дом, а огромный-огромный … А по соседству в другой стране жили гномы. У них были не руки, а ручки, не ноги, а …(дети договаривают), не носы, а …, не рты, а … И у них были не дома, а … Великаны для работы использовали инструменты: показ педагогом и называние детьми (топор, пила, молоток, отвертка). Кто они были? (Плотниками.) И их инструменты называются … А у гномов для работы были …(педагог показывает, дети перечисляют): не лопата, а …, не грабли, а …, не тяпка, а …Кто были эти гномы? Как называются инструменты? Другие гномы в своей работе использовали не дудку, а …, не рояль, а …, не скрипку, а …, не барабан, а …, не гитару, а … Эти гномы были … И их инструменты называются …

Игра «Угадай инструмент на ощупь».

Цель: закрепить названия инструментов, развивать тактильные ощущения, сенсорную память.

Материал: мешочек, игрушечные инструменты.

Ребенку предлагается в мешке отыскать и угадать на ощупь игрушечный инструмент.

Игра малой подвижности «До Гномии …».

Цель: развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, умение согласовать движение и речь.

До Гномии нам, братцы,

Так трудно добираться! - руки к щекам, покачать головой.

На машине мы поедем, - перед собой «крутим руль».

И на поезде помчимся, - согнутыми в локтях руками движения вперед- назад.

В самолете полетим - — руки в стороны, как крылья.

Сверху землю оглядим.- пальцы «биноклем» к глазам.

На корабле по океану - волнистые движения руками.

Плывем с отважным капитаном. - «отдаем честь».

Вот впереди видна земля - — ладонь ко лбу, вглядываемся вперед.

Приплыли в Гномию, друзья! - хлопаем в ладоши.

Игра-путешествие «Страна Гномия».

Цель: закрепить названия инструментов, их виды, умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, воспитывать желание помочь другим.

Материал: емкость с песком, мелкие игрушечные инструменты, пластилин.

Педагог предлагает детям оправиться в Страну Гномию. Там дети по инструментам (лопата, грабли, тяпка; рояль, скрипка, барабан) определяют, чем занимаются гномы, кто они (садоводы, музыканты).

Затем педагог, если дети не заметили, обращает их внимание на то, что роялю чего-то не хватает; предлагает детям это исправить, а также призывает помочь гномам в огороде - вскопать и подрыхлить грядки. Дети прикрепляют ножки к роялю, работают в огороде, а затем «отправляются» обратно в детский сад.

4. Лепка инструментов по замыслу.

Цель: развивать мелкую моторику рук, технические навыки лепки, продуктивное воображение.

Педагог предлагает детям вылепить инструменты, которых нет в Стране Гномии и «отправить» их в посылке как образцы для изготовления.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе для закрепления умения классифицировать инструменты по видам: садовые, музыкальные, плотницкие. «Страна Гномия».
Номинация: Конспекты занятий, НОД / занятия логопеда


Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад №140 «Золотая рыбка»
Месторасположение: г. Барнаул, Россия