Дмитрий белый. Краткая история пилы: от древности до наших дней

«Пила: Игра на выживание » (англ. Saw ) - американский фильм ужасов 2004 года . Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года. Изначально планировалось выпустить фильм только для продажи на видео , но премьера на кинофестивале «Санденс » изменила это решение. Триллер очень понравился зрителям и 29 октября вышел в широкий прокат. За первые выходные фильм собрал 18 млн $ (при этом бюджет составил 1,2 млн), а общие кассовые сборы составили $103 096 345, из них в США фильм собрал $55 185 045, в остальных странах $47 911 300. По окончании дебютного уик-энда было сразу же принято решение о запуске сиквела , за которым последовала целая серия фильмов .

Слоганы

  • «Каждая часть была загадкой…»
  • «Сколько крови ты прольёшь, чтобы остаться в живых?»
  • «Будет много крови».
  • «Я хочу сыграть с тобой в игру».
  • «Живи или умри. Выбор за тобой»
  • «Большинство в нашем мире абсолютно не ценят жизнь, но только не вы, и не теперь»
  • «Больше всего на свете я ненавижу убийства»
  • «Те, кто не ценят жизнь, не достойны своей жизни»

Сюжет

Лицо Адама, лежащего в ванне, целиком наполненной водой, освещает какой-то предмет, который позже уплывает к его ногам. Неожиданно Адам открывает глаза. Поняв, что он лежит под водой, он дёргается и, зацепив ногой цепочку, выдёргивает из ванны затычку. Вода, ещё недавно целиком наполнявшая ванну, стремительно сливается в канализацию. Вместе с ней туда отправляется и предмет, освещавший Адама.

От пережитого шока Адам вываливается из ванной на пол. Комната, в которой он очнулся, погружена во мрак. Вставая, Адам чувствует, что на его ногу надета цепь. Держа её в руке, Адам доходит до трубы, к которой он прикован. В растерянности и ужасе он начинает звать на помощь.

После нескольких попыток докричаться до кого-нибудь, Адам приходит к выводу, что он умер. На это с другого конца комнаты откликается спокойный мужской голос, который говорит ему, что это не так. Спустя какое-то время, мужчине - доктору Лоуренсу Гордону - удаётся включить свет.

Привыкнув к яркому свету и увидев друг друга, узники понимают, что они оба поставлены в равные условия - за ноги они прикованы цепями к трубам. Однако сначала их внимание привлекает труп человека, лежащего в центре комнаты в луже крови. В одной его руке зажат плеер, в другой - револьвер. Пока Адама рвёт от отвращения, Лоуренс подходит к трупу, насколько ему это позволяет сделать цепь, пытаясь получше разглядеть его. Придя в себя, Адам оглядывается по сторонам, после чего обращает внимание на цепь. Пока Гордон пытается разглядеть труп получше, Адам впадает в истерику, дёргая цепь и истошно вопя. Лоуренс интересуется, не узнаёт ли он их мёртвого сокамерника, на что Адам отвечает отрицательно. Пообщавшись с Адамом и получив ответы на свои вопросы, Лоуренс замечает, что на стене висят совсем новые часы, что его удивляет.

Пока хирург пытается безуспешно открыть дверь, Адам обыскивает себя и находит конверт в одном из карманов. Вскрыв его, он обнаруживает кассету для плеера, на которой написано «Послушай». Лоуренс обыскивает себя и обнаруживает такой же конверт, однако в нём, помимо такой же кассеты, лежат ещё патрон и маленький ключ. Оба узника по очереди пытаются открыть этим ключом замки на своих цепях, но у них ничего не выходит.

Адам обращает внимание на плеер, который держит в руке их мёртвый сокамерник. После нескольких попыток ему удаётся дотянуться до плеера и взять его. Прослушав свои кассеты, узники узнают, что фотограф Адам оказался здесь, потому что следит за другими людьми. Чтобы спастись, Адам должен что-нибудь предпринять, а Лоуренс должен убить Адама до шести часов, иначе его семья - жена Эллисон и дочь Дайана - будет убита. Также похититель говорит, что человек, лежащий в центре комнаты, застрелился из-за большого количества яда в его крови. В конце он добавляет, что в комнате много подсказок и что крестом отмечено сокровище, после чего просит врача следовать зову сердца .

Лоуренс начинает оглядывать комнату, чтобы найти сердце и вдруг он находит его на бачке унитаза. Адам находит в нём пару ножовок, однако перепилить ими цепи не удаётся. Хирург понимает, что пилы оставлены им не для цепей, а для ног. Наконец, Лоуренс догадывается, кто сделал это. Адам тут же вскакивает на ноги, требуя от Лоуренса ответа, но врач успокаивает его, говоря, что лишь знает о нём, но не знаком с ним лично. Последнее, что он слышал об их похитителе - полиция его все ещё не поймала. Гордон говорит, что знает о нём, потому что сам был подозреваемым и начинает рассказывать Адаму историю, случившуюся с ним пять месяцев назад, с самого начала.

Хирург рассказывает Адаму о серийном убийце, которому журналисты дали прозвище «Пила ». Однако, как замечает Лоуренс, он никого не убивает - он лишь создаёт ситуации, в которых жертвы сами себя убивают.

Гордон узнал о Пиле после того, как последний оставил на месте преступления фонарик, принадлежавший доктору. Во время осмотра вместе со студентами смертельно больного пациента по имени Джон (что сообщил всем санитар Зепп, добавив, что Джон очень интересный человек, намекая, что санитар знает о пациентах намного больше, чем их лечащий врач), Гордона вызывают на допрос. Детективы Дэвид Тэпп и Стивен Синг подозревают, что хирург причастен ко всем этим убийствам, так как на фонарике были обнаружены его отпечатки. Однако у Гордона есть алиби, которое подтвердилось. Тем не менее детективы считают, что врач может помочь следствию. Они рассказывают историю маньяка. Одной его жертвой стал человек Пол, 46-летний мужчина, пытавшийся совершить самоубийство. Он оказался в лабиринте из колючей проволоки. Другой - Марк - прикидывался больным. Ему создатель смертельных ловушек ввёл дозу медленнодействующего яда, облил огнеопасным веществом и заставил со свечкой искать комбинацию от сейфа, где находилось противоядие, из цифр, написанных на стене. Оба не смогли «выиграть» в смертельной игре.

Однако одному человеку всё же удалось выжить - это наркоманка Аманда Янг. Конструктор надел на неё устройство, которое через минуту после активации разорвёт её челюсти. Устройство можно было открыть только ключом, находящимся в желудке её сокамерника, которому была введена большая доза опия.

После рассказа, Адам начинает подозревать врача в том, что он и есть тот маньяк, последний отвечает, что он в такой же ситуации что и он, однако фотограф не верит ему. Затем Адам поднимает осколок зеркала, намериваясь кинуть его в Лоуренса и замечает это стекло, а не зеркало. После чего фотограф разбивает его. Адам и Лоуренс видят, что за стеклом установлена видеокамера, через которую за ними наблюдают. Адам, поражаясь спокойствию доктора, напоминает ему о семье, которая, судя по всему, в данный момент находится у Пилы. Гордон огрызается, говоря, что не перестаёт об этом думать, а затем дает Адаму свой бумажник, чтобы он увидел его семью, советуя посмотреть его любимую фотографию, где они запечатлены втроём. Но вместо неё Адам обнаруживает совсем другую фотографию, на которой запечатлены связанные Элисон и Дайана. На обороте фотографии дана подсказка, благодаря которой Адам понимает, что крест, о котором упомянул Пила, можно увидеть, если выключить свет. Тем временем Тэпп следит за домом Гордона, считая, что он и есть Пила. Теперь Тэпп больше не детектив - его уволили из полиции, потому что его желание поймать убийцу привело к смерти его напарника Синга, что окончательно сломило Тэппа. Теперь он одержим желанием найти убийцу во что бы то ни стало.

Адам предлагает Гордону выключить свет. В темноте они обнаруживают на одной из стен упомянутый убийцей крест. Разбив кусок стены, хирург обнаруживает там коробку, в которой лежат несколько сигарет, зажигалка и мобильный телефон, который может только принимать звонки. Мобильный телефон пробуждает память Лоуренса, и он вспоминает, как его похитили. Лоуренс сначала говорит, что это случилось после работы, но позже вынужден признать, что его похитили, когда он уходил от своей любовницы Карлы.

Также в коробке, найденной доктором, лежит записка, в которой Пила предлагает Гордону убить Адама, обмакнув сигареты в отравленную кровь, однако хирург, не желая убивать фотографа, придумывает иной план: фотограф, затянувшись сигаретой, должен сымитировать смерть. Но убийца нарушает планы своих жертв - когда Адам падает на пол, Пила направляет на него через цепь ток, чтобы проверить, действительно ли доктор сделал то, что он от него требует. Удар током заставляет фотографа выдать себя, и тем самым срывает попытку узников обмануть Конструктора, но при этом действует на Адама, как мобильный телефон на Лоуренса - тот вспоминает, как оказался здесь.

Около шести часов звонит мобильный телефон, и Эллисон, которая находятся вместе с дочерью в заложниках у Зеппа в их доме, говорит Гордону, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф признаётся, что детектив Тэпп нанял его, чтобы шпионить за Гордоном. Когда Адам в своей квартире проявлял последние снимки с доктором, на него напали и похитили.

Ровно в шесть часов Зепп в доме Гордона отключает камеру слежения. В это же время Эллисон освобождается от веревки. Зепп входит в комнату и вынуждает Эллисон вновь позвонить своему мужу, и в этот момент она вступает в борьбу с Зеппом. Раздаются выстрелы, на которые прибегает Тэпп, следивший за домом доктора. Отбившись от Тэппа, Зепп покидает дом с намерением убить доктора. Тэпп, придя в себя, бросается за Зеппом в погоню.

Лоуренс слышит лишь крики и выстрелы. В этот момент Пила направляет на него ток, и доктор в припадке отбрасывает телефон в сторону. Когда он приходит в себя, телефон вновь начинает звонить - спасшаяся благодаря вмешательству Тэппа, Эллисон пытается предупредить об этом мужа. Но доктор не может дотянуться до телефона. Считая, что жена и дочь все ещё в опасности, Гордон теряет рассудок и отпиливает себе ногу, после чего берёт револьвер из руки мёртвого тела, заряжает найденным в конверте патроном и стреляет в Адама.

Тэпп нагоняет Зеппа в здании, где находятся Адам и Гордон, однако в борьбе санитар выстреливает бывшему детективу в грудь. После этого Зепп входит в ванную комнату и видит, что хирург застрелил фотографа. Проверив Адама, Зепп наводит пистолет на Лоуренса, говоря, что хирург опоздал. На вопрос Гордона «почему» Зепп отвечает: «Таковы правила». В этот момент Адам, оставшийся в живых, потому что Гордон специально стрелял в плечо, набрасывается на Зеппа, сбивает его с ног и забивает санитара до смерти крышкой от бачка унитаза. Лоуренс говорит, что нужно позвать на помощь, обещает привести людей и уползает из комнаты.

Адам остается в комнате один, все ещё прикованный к трубе. Он обыскивает тело Зеппа в надежде найти ключ от своей цепи. Но, к его ужасу, вместо ключа находит плеер. Фотограф понимает, что санитар всё это время был такой же, как и они сами, жертвой в смертельной игре Пилы. Согласно правилам, он должен был взять в заложники жену и дочь Гордона и, если доктор не выполнит условия «игры», убить их, иначе он умрёт от яда, находящегося в его крови.

В шоке, Адам выключает плеер. И в этот момент мёртвое тело, лежавшее всё это время посреди комнаты, начинает медленно вставать на ноги. Адам в ужасе наблюдает, как Пила медленно сдирает маску с головы и адаптируется к яркому свету. Пила замечает, что предмет, который ушёл в канализацию вместе с водой после пробуждения Адама, и был ключом от цепи. Серия флэшбэков объясняет, что Пилой всё это время был Джон, смертельно больной пациент доктора Гордона. Адам пытается убить Джона оружием Зеппа, но тот вновь пропускает через Адама ток , заставляя его уронить пистолет. Джон медленно идёт к двери, не обращая внимания на дико кричащего ему вслед Адама, выключает свет и со словами: «Игра окончена », закрывает дверь и оставляет фотографа в тёмной комнате навсегда.

История создания

До начала съёмок

В сиквеле фильма выяснится, что Адам умер после событий первой части, а в триквеле показано, как именно он погиб. Вплоть до выхода седьмой части судьба доктора Гордона оставалось неизвестной, хотя в каждой части чувствовалось его присутствие. Например: хромающий на правую ногу человек, который «прячет» ключ за глазом Майкла («Пила 2 »). Сам Конструктор - инженер, механик, но не хирург. Зашитые рот Арта и глаза Тревора, ловушка Морган и её мужа («Пила 4 ») с прутьями, проткнутыми через артерии, а также ключ в теле Уильяма («Пила 6 ») мог оставить лишь хирург.

После выхода фильма «Пила 3D » выяснилось, что Гордон выжил, и Конструктор сделал его своим помощником (тем самым подтвердились теории, указанные выше) после того, как спас от смерти. После смерти самого Крамера Гордону было поручено следить за Марком Хоффманом (первым помощником Конструктора), и он выполнил свою миссию.

О докторе Гордоне упоминается и в Saw: The Video Game . В своем послании Конструктор говорит, что попросил знакомого хирурга «заменить пулю на ключ в вашем теле ».

Выход фильма «Пила: Игра на выживание» (оригинальное название - Saw)

«Пила́: Игра́ на выжива́ние» (англ. Saw ) - американо-австралийский кинофильм 2004 года в жанре фильм ужасов/триллер . Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года. В США не рекомендуется для просмотра лицам до 17 лет (Рейтинг от MPAA), в России - до 18 лет. Изначально планировалось выпустить фильм только для продажи на видео , но премьера на кинофестивале «Санденс » изменила это решение. Триллер очень понравился зрителям и 29 октября вышел в широкий прокат. За первые выходные фильм собрал 18 млн $ (при этом бюджет составил 1,2 млн), а общие кассовые сборы составили $103 096 345, из них в США фильм собрал $55 185 045, в остальном мире $47 911 300. По окончании дебютного уикэнда было сразу же принято решение о запуске сиквела , за которым последовала целая серия фильмов .

Слоганы

  • «Каждая часть была загадкой…»
  • «Сколько крови ты прольёшь для неё?»
  • «Сколько крови ты прольёшь, чтобы остаться в живых?»
  • «Будет много крови»

Сюжет

Двое мужчин просыпаются в старой грязной ванной комнате. Один из них - молодой фотограф по имени Адам , другой - хирург Лоуренс Гордон . Они прикованы цепями к трубам, а в центре комнаты лежит труп с простреленной головой .

В своих карманах они находят аудиокассеты с объяснением причин, по которым они здесь оказались: Адам следит за другими людьми, а Гордон, по роду своей профессии, сообщает людям, что они скоро умрут. В сообщении также сказано, что человек, лежащий в центре застрелился потому, что в его крови было большое количество яда и что Гордон до 6:00 должен убить Адама, иначе он потеряет жену Элисон и дочь Даяну . Фотограф находит в бачке унитаза пару ножовок , однако перепилить ими цепи не удаётся. «Он хочет, чтобы мы пилили не цепи. Он хочет, чтобы мы пилили ноги », - догадывается Гордон.

Хирург понимает, кто затащил их сюда: это «конструктор смерти », серийный убийца, который заставляет играть своих жертв в смертельные игры, чтобы дать им возможность понять ценность человеческой жизни. Он не убивает их, а даёт возможность выжить. Гордон узнал о «конструкторе смерти» после того, как последний оставил на месте преступления фонарик, принадлежавший доктору. Детективы Дэвид Тэпп и Стив Синг подозревают, что хирург причастен ко всем этим убийствам. Однако у Гордона есть алиби , которое подтвердилось. Тем не менее, детективы считают, что врач может помочь следствию. Они рассказывают историю маньяка. Первой его жертвой стал человек, пытавшийся совершить самоубийство . Он оказался в лабиринте из колючей проволоки . Другой прикидывался больным. Его конструктор смерти намазал легковоспламеняющимся веществом и заставил со свечкой искать комбинацию из цифр, написанных на стене. Оба не смогли «выиграть» в смертельной игре. Однако один человек выжил - это наркоманка Аманда . Убийца надел на неё устройство, которое через минуту после активации разорвёт её челюсть . Устройство можно было открыть только ключом , находящимся в желудке у сокамерника, которому была введена большая доза опиума .

Позже Адам и Гордон обнаруживают, что за ними наблюдают через видеокамеру. Ещё через некоторое время Адам находит в бумажнике у Гордона фотографию связанной жены и дочери, позади которой написано, что на стене находится место, отмеченное крестом и, если выключить свет, то его можно будет обнаружить. Адам не показывает хирургу фотографию. Тем временем, детектив Тэпп считает, что «конструктор смерти» - это Гордон. Тэппа уволили из полиции потому, что он был одержим идеей поймать маньяка, который убил его напарника Синга несколькими неделями ранее.

Адам предлагает Гордону выключить свет. После этого на стене появляется крест. Разбив кусок стены, хирург обнаруживает там коробку, в которой лежат две сигареты и мобильный телефон , который может только принимать звонки. «Конструктор смерти» предлагает Гордону убить Адама, обмакнув сигареты в отравленную кровь, однако хирург предлагает план лучше: фотограф сымитирует смерть. Но эта затея провалилась: конструктор смерти направляет на Адама ток, чтобы проверить, действительно ли тот мёртв.

Звонит мобильный телефон, и Элисон говорит Гордону, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф признаётся, что детектив Тэпп нанял его, чтобы шпионить за Гордоном. Тем временем, дома Элисон и Даяна находятся в заложниках у Зэппа, санитара больницы, в которой работает Гордон.

Уже 6:00, кончилось время, отведённое доктору. Элисон освобождается от верёвки и вступает в борьбу с Зэппом. Раздаются выстрелы, на них прибегает детектив Тэпп, наблюдавший за этим домом. Тем временем, считая, что жена и дочь всё ещё в опасности, Гордон отпиливает себе ногу, берёт револьвер и стреляет в Адама.

Тэпп уже догнал Зэппа в том здании, где находятся Адам и Гордон, в борьбе санитар стреляет в детектива. После этого, Зэпп входит в комнату и видит, что хирург убил фотографа и говорит: «Время вышло. Таковы правила», - и направляет пистолет на Гордона. Адам, чудом оставшийся в живых, скидывает Зэппа с ног, берёт крышку от бачка унитаза и избивает санитара до смерти. Доктор говорит, что ему нужна помощь, иначе он умрёт от потери крови, и удаляется.

Адам, тем не менее, всё ещё прикован к трубе. Он обыскивает Зэппа, но вместо ключа находит аудиоплеер с кассетой. Фотограф узнаёт, что санитар всё это время тоже был в смертельной игре Конструктора смерти. Он должен был взять в заложники жену и дочь Гордона и, если доктор не выполнит условия «игры» - убить их, иначе сам умрёт от яда, находящегося в его крови. Настоящим же "Конструктором» оказался «труп», лежащий в центре комнаты. Это Джон, пациент, который неизлечимо болен и находился на лечении у доктора Гордона. Он говорит, что ключ от цепей был в ванной, но он был спущен в канализацию после первого пробуждения Адама. Конструктор смерти говорит: «Игра окончена». После этого он закрывает дверь. Фильм заканчивается криком Адама, который продолжается до титров.

В ролях

  • Ли Уоннелл - Адам Фолкнер
  • Кэри Элвис - доктор Лоуренс Гордон
  • Дэнни Гловер - детектив Дэвид Тэпп
  • Кен Леунг - детектив Стив Синг
  • Дина Мейер - детектив Эллисон Керри
  • Майкл Эмерсон - Зэпп Хиндл
  • Шоуни Смит - Аманда Янг
  • Майк Баттерс - Пол Столлберг
  • Пол Гутрехт - Марк Родригез
  • Моника Поттер - Элисон Гордон
  • Макензи Вега - Даяна Гордон
  • Александра Бокин Чан - Карла
  • Бенито Мартинес - Бретт
  • Нед Беллами - Джефф
  • Орен Коулес - Безымянный человек
  • Тобин Белл - Конструктор смерти

Съёмочная группа

  • Монтаж - Кевин Греутерт

История создания

До начала съёмок

Кастинг

Съёмки

Съёмки длились восемнадцать дней, из них шесть дней снимали сцены в туалете. Поскольку бюджет фильма был ограничен (всего 1,2 млн $), съёмки велись в одном павильоне. Роль Адама исполнил сценарист фильма Ли Уоннелл. В фильме он исполнил не только эту роль: в некоторых сценах ему пришлось замещать отсутствующих актёров. Съёмки велись таким образом, чтобы в кадре не мелькали лица. Уоннелл сыграл детектива Синга, входящего в здание с дробовиком , а также персонажа Шоуни Смит, режущую свою жертву ножом . Чтобы тень на стене была похожа на женскую, Уоннеллу пришлось надевать парик . Нога, которую «отпиливает» Лоуренс - его собственная. Однако актёр так сильно двигал по ней затупленной пилой, что действительно порезался. Тобину Беллу , исполнителю роли «Конструктора смерти», пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней. Его не стали подменять манекеном, поскольку создатели ленты не могли позволить себе этого по финансовым соображениям ввиду очень высокой стоимости качественного манекена. Мертвого сокамерника Аманды сыграл Орен Коулес, один из продюсеров фильма. Сцена автомобильной погони была снята в гараже склада при выключенном свете с добавлением искусственного дыма; при этом несколько человек раскачивали машины для создания эффекта движения. Основная часть съёмок прошла на заброшенном складе. Нужные комнаты отремонтировали для съёмок тех или иных сцен. Только для туалета сделали отдельные декорации.

Для того чтобы актёр Тобин Белл лежал неподвижно ему вкалывали успокаивающее, причём каждый день в течении шести дней пока снимали сцены с его участием.

Выход фильма

Премьера состоялась на кинофестивале «Санденс », где фильм получил самые лестные отзывы. До премьеры Ли Уоннелл и Джеймс Ван (последний был ещё и режиссёром фильма) рискнули, отказавшись от обычного гонорара в пользу процентов от прибыли. Риск оказался оправданным, поскольку фильм собрал 102 млн $ в мировом прокате, заработав в 85 раз больше своего бюджета. На кинофестивале в Торонто фильм закрывал конкурсную программу.

Киноляпы

Когда Лоуренс в конце фильма отпиливает себе ногу пилой, ни ступня, ни пальцы на ней при этом совершенно не двигаются. Заметны лишь небольшие общие колебания ноги. Вероятно, создатели фильма хотели показать, что Лоренс достиг небывалого психологического состояния и смог зафиксировать свою ногу как деревянную колоду, которая совершенно не реагирует на болевые ощущения .

Особенности фильма

Конструктор смерти

Прозвище «Конструктора смерти», англ. Jigsaw произошло от того, что он иногда на теле своих жертв вырезал кусочек кожи, похожий на элемент мозаики в игре «Пазл » (англ. Jigsaw puzzle ). По сюжету, «Конструктор смерти» всегда как-то связан со своими жертвами. Он встретил наркоманку Аманду, доктора, который известил его о неизлечимой болезни и служащего на фабрике по производству манекенов .

О том, что «труп» в центре комнаты на самом деле есть живой человек (именно он, как выяснится впоследствии, является конструктором смерти), Лоуренс и Адам могли догадаться по нескольким фактам. Во-первых, когда Лоуренс взял из рук «трупа» револьвер, чтобы вставить в него патрон и убить Адама, в барабане не было использованных гильз. Значит лежащий на полу человек не мог сам себя убить. Во-вторых, в аудиоплеере у лежащего человека не было кассеты.

Название фильма

Оригинальное название фильма - «Saw», в кинопрокате на русский язык название перевели: «Пила: игра на выживание». На английском языке слово «saw», помимо существительного («пила»), также является омонимом второй формы глагола «to see», что значит «видеть». То есть, если принять во внимание философию «Конструктора смерти» (в фильме упоминалось, что он подглядывал за своими жертвами), название фильма можно перевести как «Видел». Очевидна также игра слов на английском языке: «Saw» (название фильма), «Jigsaw» (прозвище «Конструктора смерти»): во всех словах есть сочетание «saw».

Иные особенности

Изначально фильм содержал множество длиннот, и по результатам чернового монтажа создатели решили заполнить их фотографиями. Полная режиссёрская версия «Пилы» была выпущена практически в то же время, что и «Пила 2 ». Пробная сцена, представленная на суд Голливудских продюсеров, была отснята с применением медвежьего капкана . Единственным отличием от фильма было то, что на месте Шоуни Смит был представлен Ли Уоннелл. Самое интересное, что это устройство возможно настроить таким образом, что оно будет способно на самом деле сломать челюсть человеку.

Связи

С другими фильмами

В фильме содержится множество ссылок на картины Дарио Ардженто . Кэри Элвис и Моника Поттер играли вместе «злодеев» в фильмах Алекса Кросса «И пришёл паук» и «Целуя девушек». Ли Уоннелл сообщил, что сцена, в которой его персонаж окунает руку в унитаз, была придумана под впечатлением от похожей сцены в картине «На игле ».

С другими частями серии

Даты премьерных показов

  • Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года на кинофестивале Санденс .
  • В США фильм вышел в широкий прокат 29 октября 2004 года. Вторую часть выпустили 28 октября , а премьерный показ третьей состоялся 27 октября 2006 года . Что касается четвёртой части фильма , то её премьера состоялась 26 октября 2007 года . А фильм Пила 5 был выпущен 24 октября 2008 года . Шестой фильм появится на экранах 23 октября 2009 года .
  • В России в широкий прокат фильм вышел 20 января 2005 года
  • В России фильм издался на 24 февраля 2005 года (издатель - Централ Партнершип).

Ограничения и запреты на просмотр

Ограничения

  • в США - до 17 года
  • в Канаде - до 18 лет
  • во Франции - до 16 лет
  • в Японии - до 15 лет
  • в Сингапуре - до 18 лет на оригинальную версию и до 16 лет на урезанную версию
  • в России - до 18 лет

Запреты

Фильм включён в список запрещённых к распространению в Республике Беларусь .

Награды и номинации

Год Результат Награда или фестиваль Номинация Примечания
Победа Фестиваль фантастических фильмов и фильмов ужасов в Сан-Себастьяне Лучший фильм
Победа Международный фестиваль фантастических фильмов в Брюсселе Лучший триллер
Победа Gérardmer Film Festival Специальный приз жюри Разделил награду вместе с фильмом Calvaire
Победа Gérardmer Film Festival Гран-при фестиваля
Номинация Teen Choice Awards Лучший крик в фильме Крик Адама перед финальными титрами
Номинация Teen Choice Awards Лучший фильм
Номинация Satellite Awards Лучшие дополнения на DVD
Номинация MTV Movie Awards Лучшая роль в фильме ужасов/триллере Кэри Элвис в роли доктора Гордона
Номинация Golden Trailer Awards Лучший фильм ужасов
Номинация Fantasporto Лучший фильм
Номинация Сатурн Лучший фильм ужасов
Номинация Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) Лучшее коллекционное издание DVD

Нас окружают множество вещей,которые привычны и кажутся, что были в пользовании человека всегда. Конечно, это не касается телефонов, радио, телевизоров, компьютеров и другой электроники, которая появилась в жизни человека в историческом смысле вообще вчера и все мы знаем имена их изобретателей.

Но вот орудия труда, сопровождают человечество гораздо большее количество времени и многими из них человечество пользуется многие тысячелетия. Недаром человеческую историю делят по принципу использования орудий труда. Первые люди использовали вначале деревянные и каменные а затем металлические(медь, железо и бронза) орудия труда.

Любому мужчине пила вещь знакомая и привычная. Но оказывается пила в России, хотя ее история насчитывает тысячелетия появилась не так давно и стала широко использоваться только в 18 веке.

Звучит это странно,так как в стране, где самые большие пространства в мире заняты лесами, и до 9 века практически все постройки были деревянными,да и в последующие века дерево играло основную роль в строительстве, пила получила широкое распространение всего около 300 лет назад.

Первые пилы у человека появились еще в бронзовом веке, когда люди только-только освоили технологии обработки металлов. Первые предметы, которые можно считать прародителями современных пил, были произведены более четырех тысяч лет назад. Это были зазубренные камни, применявшиеся для создания изображений на кости или другом относительно мягком материале (некоторые породы камня, дерево). Такие пилы делали, затачивая край камня, либо находили готовыми. Сначала пилы были одноручными (ножовки), а в начале 1-го тысячелетия до н. э. в Финикии была изобретена двуручная пила для распиливания бревен на брус, что позволило древним мореходам строить легкие и маневренные каркасные корабли, обшитые досками. А вот в Древней Греции изобрели лучковую (или рамную) пилу, конструкция которой с тех пор не изменилась. Древние римляне и египтяне делали свои пилы медными. Таким инструментом они пилили даже камень, подсыпая в место распила абразивные материалы. Пилы из железа впервые появились у скандинавов. Они отливали свои орудия труда в каменных формах. Однако качество этих пил было низким, и они не выдерживали конкуренцию с топорами. И только спустя много столетий древние греки догадались делать пилы методом ковки, что позволило добиться высокой твердости металла и, как следствие, повысить качество изделий. Зубцы этих пил были острее и вследствие более правильной заточки лучше пилили материал.

Самым знаменитым плотником всех времен и народов был Иисус, сын плотника Иосифа. И в Библии земная профессия Христа указана вовсе не случайно. Это сегодня мы полагаем, будто бы плотники в Древней Иудее принадлежали к низшим слоям общества. Но на самом деле в те времена отношение к этой профессии было совсем иным-напротив, ремесло плотника считалось занятием избранных и посвященных в тайные науки. Это и понятно, ведь без знаний основ геометрии трудно сколотить даже обычную табуретку, не говоря уж о вещах куда более сложных-лодках, кораблях или каркасе для крыши дома. Многие цари и верховные жрецы не чурались плотницкой работы, полагая ее достойным сану занятием. Так, например, при раскопках древнего города Ур археологи в гробницах царей обнаружили целый набор инструментов: топорик-тесло, два золотых долота, бронзовые пилу и молоток. В саркофаге царя Мешкаламдуга и царицы Шубад, правивших Месопотамией в начале 3-го тысячелетия до н. э., также были найдены бронзовые пилы, долото и сверло.

Механические пилы впервые появились в Германии в 1322 году. Они были установлены на лесопилке и приводились в движение водой. Данное изобретение перевернуло представление немцев о методах добычи древесины. Впоследствии аналогичные лесопилки появились в Шотландии, Англии и других странах.
На Руси плотницкое ремесло считалось занятием каждого мужчины. Писатель Василий Белов, выросший в маленькой деревеньке близ Вологды, вспоминал, что плотничать должны были все взрослые мужики: «Чувствуешь ты дерево или нет, слушается тебя топор или не слушается-все равно ты будешь плотничать. Потому что стыдно не быть плотником. Уже в первый сезон артельной работы каждый подросток обзаводился собственным инструментом».

Древняя Русь, имевшая в своем распоряжении громадные пространства лесов, не думала об их экономном использовании. Наоборот, с лесом приходилось вести постоянную и напряженную борьбу. С большим трудом отвоевывали у него небольшие участки под пашню, под сенокосы, и стоило только на несколько лет оставить участок без обработки, как он превращался в пустошь, поросшую лесом.
Хоромы знатных и богатых людей и избы простых «мужиков» в городах и деревнях, церкви и крепостные сооружения в громадном большинстве случаев строились прямо из цельных бревен, вырубленных в лесу топором. Кстати сказать, и в самой постройке, как и в заготовке бревен, пила не использовалась.Еще в давние времена было замечено, что пиленая древесина более подвержена увлажнению и загниванию. Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и становятся менее гигроскопичными. Поэтому даже бревна предпочитали не пилить, а аккуратно раскалывать на доски.

В 1586 году к только что построенному городу Архангельску на своем судне прибыл французский путешественник и купец Жан де Соваж из города Дьеп. Удивлению заморского гостя не было пределов. «Постройка города превосходна,-записал он в своем дневнике.-В домах нет ни гвоздей, ни крючьев, но так хорошо все отделано, что нечего похулить, хоть у строителей русских все орудия состоят в одних топорах, но никакой архитектор не сделает лучше, как они делают». Что в России умели делать хорошо,-это топоры, молотки да кувалды, то есть самые простые инструменты, где нет сложных сочленений или точной подгонки деталей

Пила, как особое орудие, была известна славянам. По всей вероятности, они усвоили ее от германцев вместе с ее названием еще в общеславянский период жизни. Не только лесоруб и дровосек (показательна уже этимология этих терминов), но и строитель-плотник орудовали топором. Характерно, что для обозначения операций, выполняемых при помощи топора, в русском языке с давних пор существуют самостоятельные глаголы - «рубить», «сечь», «тесать», тогда как действие пилы выражается словом, производным от имени самого орудия, - «пилить», да и этот глагол в известной мере новообразование в языке, и пошел он в ход, видимо, только тогда, когда шире стала употребляться пила. По крайней мере во всех примерах, приводимых усердным собирателем языковых фактов И. Срезневским из памятников XI - XVI вв., с названием этого орудия ни разу не сочетается глагол «пилить», а всегда «тереть» - глагол, имеющий свое более широкое и первоначально совсем не связанное с обработкой дерева значение. Слова «пилить», «пиловать» не были еще общеупотребительными и в петровскую пору. Точно так же и работающие топором носят имена «дровосеков», «лесорубов», «плотников», а специалисты, действующие пилой, назывались и называются «пильники», «пильщики» по-русски, «тертичники» (от «тереть») - по-украински или «тертинщики» - как их именовали в петровскую пору и в пределах Московского государства.

С топором в руках ладил плотник (или часто сам домохозяин) простую четырехстенную избу, амбар и дворовые постройки. Тем же топором строились и затейливые терема и столь разнообразные и нередко сложные в плане и перекрытиях церкви Московской Руси, причем уже тогда, при топорной технике, были в ходу очень разнообразные способы скрепления бревен в углах и на стыках. Исключительная роль топора в технике строительства нашла себе выражение и в языке. И до сих пор основа всякого деревянного здания - его стены - называется «срубом».

Там, где бревна и жерди не годились, употреблялись «тесницы» и доски. Первый из этих терминов, живущий и теперь в форме «тес» и имеющий специальное значение одного из видов пиломатериалов, сохранил в звуковой стороне своей ясное указание на старые приемы изготовления. «Тесницы» и доски в ту пору и долго позже-буквально вытесывались топорами или прямо из цельного или из расколотого с помощью клиньев бревна. При этом из бревна получали одну, в лучшем случае две доски, а сколько еще бревен при неправильном расколе шло в брак. Ю. Крижанич. Русское государство во второй половине XVII в., разд. III, стр. 51]. Естественно поэтому, что доски были сравнительно дорогим материалом, продавались почти по одной цене с бревнами равной длины или даже дороже последних.

При значительных богатствах строевых лесов большинство мелких потребителей из крестьян и посадских могло собственными силами исподволь заготовлять тесницы. Привилегированные верхи использовали для заготовки строительных материалов труд своих холопов и особенно крепостных крестьян.В хозяйстве царя Алексея Михайловича заготовка тесниц, лубов, драниц и пр. также проводилась силами приписанных к Тайному приказу крестьян привлекались к этому делу даже стрельцы.Материалы для постройки мирских церквей обычно и заготовляли миром.М. Богословский. Земское самоуправление на русском севере в XVII в., стр. 11, 23-25, 1912 г.. Все материалы, необходимые для строения и ремонта «городов», острогов и других оборонительных сооружений, поставлялись обычно в порядке натуральной повинностиПодробности можно найти в. работе А. Яковлева. Засечная черта Московского государства в XVII в., М., 1916. Очень характерно указание, что собираемые для работы пешие «деловцы» должны были явиться только «с топорами и заступами и с лопатами».Ни о каких пилах в этих указаниях не было сказано ни слова.

Единственный пильщик, зарегистрированный в Москве в 1638 г. на 2 тыс. слишком человек, занятых производственным трудом, - лучший свидетель случайности такой профессии даже для столицы. Точно так же случайным одиночкой выглядит «пильник» в перечне разных специалистов, обслуживавших Покровский девичий монастырь в Суздале в конце 1620-х годов, тогда как в Суздальском же Евфимиевом мужском монастыре совсем не было пильщиков. Даже в таком крупном торговом центре с заметным судостроением как Нижний Новгород, ни писцовая книга 1621-1622 гг., ни переписная 1678 г. не отметили ни одного пильщика. Не менее показательно, что в хозяйстве очень крупного торговца и промышленника М. Строганова, представителя семьи, совсем не чуждавшейся технических новшеств, а, наоборот, охотно их усваивавшей, не оказалось в 1627 г. не только специалистов по распилке, но даже и пил в довольно богатом наборе «всякой железной рухляди.М. Довнар-Запольский. Торговля и промышленность Москвы в XVI-XVII вв. (сб. «Москва в ее прошлом и настоящем», вып. VI, стр. 59-60); о Суздале см. в статье В. Георгиевского. Сузд.-; Ризполож. женск. монастырь («Труды Владим. уч. арх. ком.», II, прилож. 9-10, 1900); о Нижнем - РИБ, XVII; о Строганове - А. Введенский. Торговый дом XVI-XVII вв., стр. 30-51 и др., Л., 1924; см, его же. Служащие и работные люди у Строгановых в XVI- XVII вв. («Труд в России», I, Л., 1924)].

В самом конце XVII в. пильщик еще не стал фигурой, обычной в бытовой обстановке Московской Руси..

В 1630-х годах к югу от Москвы на речке Тулице, притоке Упы, в 15 верстах к северу от Тулы, на Городище был устроен первый на Руси доменный и молотовый «вододействуемый» завод. Затем появились - каширский молотовый завод на Скниге, притоке Оки, недалеко от Каширы, и вепрейский доменный на Вепрейке, также притоке Оки, между Тарусой и Алексиным. Доменные и молотовые заводы требовали для постройки и ремонта мастерских и разных складских помещений, для сооружения плотин, ларей, «труб дощатых», желобов к колесам и довольно сложных механизмов, передающих движущую силу воды мехам, молотам, сверлильным станкам, большого количества строительных материалов, тогда сплошь лесных. Причем расход их был значительным не только в период постройки, но и во время эксплуатации - на текущий, случайный и периодический (в части плотин по веснам) ремонт. Понятно, что удешевление брусьев, досок разных сортов и пр. имело здесь большое экономическое значение. Строителями и эксплуататорами названных заводов были иноземцы-голландцы А. Виниус и П. Марселис. А Голландия была тогда одной из передовых стран, если не самой передовой, по развитию техники и, в частности, лесопильного дела. Руководителям заводов, все равно привозившим из-за границы части оборудования и приглашавшим мастеров для домен и молотовых, легче всего было попутно ввезти инструменты и вызвать инструкторов для нового в Московской Руси лесопильного производства.

Другой сферой, где лесопильное производство - уже на пильных мельницах - более крепко стало на ноги, был экспорт.

Еще в XVI в. англичане, появившиеся в Московском государстве через Белое море, а вскоре за ними и их конкуренты - голландцы - наладили вывоз из России леса, главным образом для постройки кораблей. Закупали его в виде бревен, а распилку проводили уже у себя дома. Легко было сообразить, с одной стороны, самим экспортерам, а с другой, и русским торговым людям или торговавшим на Руси иноземцам поставить распилку в районах заготовки бревен. Тогда первым не нужно было бы перевозить на большие расстояния части древесины, шедшие потом, при распилке, в отбросы. Вторые могли бы получать прибыль не только от заготовки бревен, но и от самой распилки. Поэтому неудивительно, что мы рано встречаем по крайней мере проекты организации производства досок для экспорта.

Еще в 1624 г. три амстердамца через хорошо известного московскому правительству Исаака Массу представили просьбу разрешить им в течение 20 или 30 лет на Северной Двине «пилами, которые водяными мельницами трут, и ручными пилами лес тереть на доски и на иное дело» для отправки за море. Соблазняли они тем, что будут платить пошлины, что кроме своих нидерландских людей «человек з десять» они будут «к тому делу наймовать русских людей деловцов», конечно, обучая их новой технике, и что потом и сами русские по их стопам наладят выгодное производство. Предложение это, видимо, не было принято правительством, очень робким на новшества. Во всяком случае об осуществлении этого начинания мы ничего не знаем. Позже, при Алексее Михайловиче, в противоположность отцу очень увлекавшемся всякими хозяйственными (и иными) новинками, шла речь об устройстве, по-видимому, царской лесопильни. В делах Тайного приказа сохранилась коротенькая запись под 25 июня 1666 г. о посылке к Архангельску полковника Г. фон-Канпена (Кампена) для розыска руд, слюды, соляных растворов и, между прочим, «рек, на которых мельницы строить для растирки лесу при лесных местах».. В. Кордта. Очерк сношений Московского государства с республикой Соединенных Нидерландов по 1631 г. («Сб. Русск. Истор. Общ»., CXVI, стр. CCCIV); о 1666 г. - в РИБ, XXI, стр. 1218.
Прошло еще 25 лет, в течение которых ничего не слышно о пильных мельницах. Наиболее старый документ - грамота 1691 г. На челобитную -знакомит нас с построенными уже, но, по всей видимости, недавно, тремя пильными мельницами в районе Архангельска.В1691 пильные мельницы были новинкой для Московского государства. Поэтому устроителям их было естественно обратиться к правительству с челобитьем о пожаловании им возможности постройки. О том, что лесопилки в 1690-х годах были новостью, свидетельствует, по-видимому, и особое внимание к предприятию Бажениных со стороны молодого Петра, специально заехавшего на их мельницу «ради осмотрения» на обратном пути из Архангельска осенью 1693 г «Летопись Двинская», изд. А. Титовым, стр. 71]. А вскоре правительство развернуло широко распилку в связи с нуждами судостроения.

Постройка судов не была, конечно, новостью последних лет XVII в. Русские люди искони пользовались судами и лодками на реках и морях. В XVII в. можно было бы указать ряд пунктов, где регулярно, из года в год, и в более или менее заметных количествах, строились суда. Но никогда и нигде до этого судостроение не развертывалось так широко, как в 1690-х годах в районе Воронежа.

Два обстоятельства толкали к введению здесь распилки. Во-первых, с постройкой судов для Азовского похода нужно было очень спешить. А распилка, даже ручная, была более продуктивной, чем вытесывание досок топорами. Весьма существенно было и то, что ценного строевого материала - корабельного дуба - не могло быть в воронежских лесах в неограниченном количестве. А Петр ведь задумывал не только поход под Азов, но и строение флота, в случае удачи предприятия, для Азовского и даже Черного морей. Экономия древесины и скорость работы при распилке были очевидными.

Однако новое производство налаживалось медленно. В самом начале сильно давали себя чувствовать и недостаток необходимого инструмента - пил - и малое количество знающих рабочих. Так в начале воронежского корабельного строительства инструкция «кумпанствам», давая наказ «зело лесов беречь и бережно колоть в доски и в иные надобья» и потому «тот лес вдоль и поперек тереть пилами», должна была сделать очень существенную оговорку: так как «в скорых числах такое множество пил сыскать негде», то в первое время строить суда и из топорного (т. е. тесаного или колотого топором) леса. Ео кто в будущем году «сделает судно из тесаного, а не из пильного (леса), и таких судов принимать у них не будут и сверх того положена будет пеня». Поэтому предписывалось «в предбудущий год конечно» пилы «везде изготовить». Но так как собственными силами «кумпанства» не смогли бы разрешить этой задачи по недостатку пил в стране, правительство предложило им вносить деньги в адмиралтейство, которое должно было заказать и закупить пилы за границей.

Например, «киевскому жителю мещанину торговому человеку Михаилу Николаеву» давалось поручение купить «к корабельному строению в Шленску и в иных немецких городах... пил разных рук (разных сортов), какими пилами деревья растирают: 28 кран-пилы, что стоючи трут, 28 трен-пилы, что сидючи трут, 100 пил по 2,25 аршина, 100 пил по 2 аршина, всего 256 пил».

Приходилось позаботиться и об обучении искусству распилки. Хотя для строения флота в Воронеже были собраны плотники из разных районов Московского государства, все же среди них, видимо, находилось мало опытных пильщиков и нужно было приглашать их со стороны. Те же материалы о построении воронежского флота показывают нам учителей «пиловального» искусства, например, «черкас-тертинщиков» Стеньку Федорова с товарищами, «которым от ученья русских работных людей 6 человек, что они учат их тертинному делу», давали по деньге с сажени[ 1 С. Елагин. История русского флота, Период Азовский. Прилож. I, стр. 204, 249, 268, 371 и др. В тексте самого исследования дана подробная история судостроения в Воронежском районе по 1711 г..

При той громадной потребности в досках, брусьях и прочих материалах, которая ощущалась в районе судостроения, ручной распилки, конечно, было недостаточно. Однако пильная мельница появилась в Воронеже не сразу. Насколько можно судить, первоначально была оборудована лесопилка на Яузе у села Преображенского, упоминаемая как действующая в начале 1696 г. Интересно, что пиломатериалы посылались и к Воронежу, хотя едва ли ее задачей было обеспечение именно и прежде всего тамошнего судостроения. В том же 1696 году был поставлен вопрос о постройке водяной лесопилки и в районе Воронежа; вследствие разных неудач она вступила в строй только в 1698 г.
Строительство пильных мельниц требовало обеспечения специалистами. Еще до путешествия Петра за границу были приглашены из Голландии мастера по постройке и эксплоатации пильных мельниц, но прилагались заботы и о подготовке собственных кадров. Учить русских должны были и выписанные из-за границы специалисты, причем уже в 1697 г. на запрос о том, держать ли «иноземца-терщика», работавшего на испортившейся тогда яузской мельнице, Петр отвечал: «Есть ли и без нево умеют,-отпустить». С другой стороны, в числе обучавшихся разным мастерствам в Голландии в 1697 г. указывают «Якима-моляра да дьякона», учившихся «всяким водяным мельницам и отъемам»; по всей вероятности, в числе этих «всяких» были столь важные тогда пильные. Таким образом, в конце XVII в. у нас появились собственные специалисты лесопильного дела, прошедшие выучку у иноземцев на Руси или за границей. С. Елагин. Указ. соч., прилозк. I, стр. 43; Описание документов и бумаг Моск. арх. мин. юстиции, XIV, стр. 94-95; Письма и бумаги имп. Петра В., I, стр. 549, 33, 59, 141, 643, 705, 706, 187].

Россия, обратившись за «технической помощью» в Голландию, сразу усваивала передовую технику, в области лесопильного дела.

Очень многие инструменты,кроме топоров,молотков,кувалд и стамесок которые использовались в России на протяжении XVIII-XIX веков, были импортного происхождения. В те годы в России существовала разветвленная дистрибьюторская сеть, благодаря которой в любой город страны мог быть в кратчайшие сроки доставлен требуемый инструмент от ведущих западных фирм. Например, в России активно работала французская фирма Peugeot, которая сегодня известна как производитель автомобилей. Но в начале прошлого века в России самым популярным товаром от «Пежо» были стамески, рубанки, сверла и коловороты. Также в России пользовались спросом американские рубанки от фирмы Stanley, ножовки германской компании R. Boker&Sons и немецкие резцы от фирмы Krupp,. Ну и самые роскошные инструменты выпускали итальянцы из миланской мебельной компании C. Nossotti Carver&Gilder, которая была поставщиком королевского двора Великобритании.

Разумеется, импортные инструменты стоили огромных денег. К примеру, простой рубанок от Peugeot стоил в 1901 году 1 рубль 97 копеек, что было сопоставимо со стоимостью коровы.. Понятно, что дорогие инструменты были не по карману большинству российских плотников, и тогда предприимчивые дельцы налаживали кустарное производство собственного инструмента. Например, рубанки выпускались в Коврове на заводе Первого русского акционерного общества ружейных и пулеметных заводов. На выпуске пил и другого режущего инструмента специализировалась и знаменитая в то время Павловская артель из Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Спросом пользовалась и продукция сталелитейных заводов на Урале.

Как мы видим, широкое распространение пилы получили лишь эпоху Петра Первого в связи с началом массового военного судостроения. Именно с этим были связаны массовые закупки инструментов за границей,а затем и налаживание собственного производства.

Богатые ресурсы России и здесь сыграли свою роль, До Петровской эпохи потребности в досках вполне удовлетворялась топором и никто не задумывался ни об экономии древесины,ни о затраченном на производство времени. Петру построить флот нужно было быстро и количество древесины для Воронежских верфей,где строился флот было ограниченно. Понадобились новые подходы к производству и поэтому появились пилы,позволившие производить доски гораздо быстрее чем топором и экономить древесину.

Это пример показывает что появление чего то в массовом использовании связано массовой потребностью в этом. Когда например по приказу Петра Великого в России появились первые лесопилки-в 1690 году, купец Осип Баженин поставил под Архангельском первую в России «пильную мельницу с немецкого образца», но остальные мастера отнеслись к этой затее более чем скептически.

Когда в современной России слово демократия и демократы стала, почему то ругательным словом, невольно задумываешься почему. Ведь мало кто реально знает, что такое настоящая демократия со всеми ее преимуществами и недостатками.В России реальной демократии не было и две попытки в феврале 1917 и 1991 годах ее установления,были быстро ликвидированы.

Всем известен афоризм Уинстона Черчилля «Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Но вот мало кто знает, что они прозвучали в его речи 11 ноября 1947 года в Палате общин, когда Черчилль был «всего лишь» лидером оппозиции после неожиданного, но сокрушительного поражения от лейбориста Клемента Эттли на выборах в июле 1945 года.
- Как благородный джентльмен воспринимает демократию? Позвольте мне, господин председатель, объяснить ему это или, хотя бы самые основные моменты. Демократия - это не то, когда получают мандат на основе одних обещаний, а потом делают с ним все, что вздумается. Мы считаем, что между руководством и народом должны быть прочные отношения. «Правительство из народа, созданное народом и для народа» - вот суверенное определение демократии. (…) Едва ли я должен объяснять министру, что демократия не означает: «Мы получили большинство, причем неважно как, и срок на пять лет. Что нам с ним делать?» Это не демократия, а партийная болтовня, которая не касается основной массы жителей нашей страны.

Править должен не парламент, а народ через парламент.

Многие формы правления испытывались и еще будут испытаны в этом мире грехов и страданий. Никто не утверждает, что демократия совершенна или всеведуща. На самом деле, можно сказать, что она худшая форма правления, если не считать всех остальных, что были испытаны с течением времени. Однако существует мнение, и оно широко распространено в нашей стране, что народ должен быть суверенным, причем преемственным образом, и что общественное мнение, выражаемое всеми конституционными средствами, должно формировать, направлять и контролировать действия министров, которые являются служителями, а не хозяевами.

У контролирующей аппарат группы людей и парламентского большинства, без сомнения, есть полномочия, чтобы предлагать все, что им вздумается без оглядки на отношение к этому народа или упоминание этого в предвыборной программе.

Нужно ли позволить противной стороне принимать законы, которые влияют на суть нашей страны, в последние годы этого парламента без обращения к праву голоса народа? Нет, господин, демократия гласит: «Нет, тысячу раз нет. Вы не имеете право проводить на последнем этапе мандата законы, которые не кажутся приемлемыми и желанными народному большинству».

Черчиль был совершенно прав. История показала, что в современном мире высокий уровень жизни наблюдается именно в тех странах, где общество живет по законам демократии. Эмираты и королевства в Персидком заливе исключения из правил, благодаря нефтедолларам и малым размерам государств и населения.

Прекрасный пример Швейцария,одна из самых старых демократий Европы, которая не обладая природными богатствами, сумела на протяжении многих сотен лет сохранять свою демократическую систему правления и даже во время Второй Мировой Войны будучи окруженной со всех сторон, смогла противостоять гитлеровской Германии и фашисткой Италии.

Прекрасные сравнительные примеры ГДР и ФРГ, Северная и Южная Корея. Один и тот же народ,но совершенно разный уровень жизни.

Нет идеальных социальных систем, так же как нет и идеальных людей. То, что демократия и либерализм в России стали восприниматься негативно, к собственно демократии и не имеют никакого отношения, так как сложившаяся система была создана людьми, не имеющих никакого жизненного опыта демократии и понимания ее законов. Они лишь использовали слово демократия для достижения своих, отнюдь не всегда благородных целей.

Читатель может спросить с чего это с рассказа о пиле, автор перешел к демократии? Ответ очень простой. Всему свое время и каждое сообщество или человек должен дорасти до понимания того или иного понятия.

Рецензии

мне кажется, надо дорасти до понятия законов диалектики, которые говорят, что общества, государства в мире развиваются неравномерно, и формы правления, которые существуют в мире, начиная от диктатуры до демократии, устанавливаются в соответствии с потребностью общества. Автор приводит в пример Южную Корею, как пример развития демократии и высокого уровня жизни, забывая, что они были достигнуты только благодаря существовавшей до этого военной диктатуре. Об этом же говорят и примеры диктаторов Франко, Салазара и Пиночета, режим "черных полковников" в Греции. Поэтому, когда надо, и появляются диктаторы и диктатура, которая, когда надо, сменяется демократией, и наоборот. А надо тогда, когда противоречия максимально обостряются и требуется смена формы правления. Поэтому говорить, что демократия всегда лучше диктатуры, неверно. Когда как и где. Ну, хоть например, в армии, в бою некогда принимать решения голосованием, когда обстоятельства всё время меняются.
С уважением А рост в Южной Корее начался еще при военной диктатуре.
С уважением
Майя

Да рост экономики Южной Кореи начался еще при диктатуре.Но рост и проценты которые его показывают зависят от базовых цифр от которых они начинались.После Войны и разделения Корей, Южная Корея была даже более нищая чем Северная,так как основная промышленность осталась в Северной части.То есть рост который мы наблюдали до 80-х годов за счет американских инвестиций и помощи лишь выводил страну из нищеты.А вот ту Корею, которую мы знаем сейчас, которая успешно конкурирует с любыми другими странами в области высоких технологий,автомобилестроении,судостроении и ее бренды среди лучших в мире появилась на горизонте начиная с 80-х.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Прообраз современной пилы был создан человеком более 4 тысяч лет назад. Эти предметы представляли собой камни, имеющие зазубрины с одного края. Применялись такие пилы для обработки древесины, кости, мягких пород камней. Затачивали каменные пилы об углы скал или подбирали уже готовые куски. Аналогичные инструменты использовали и древние скульпторы при создании статуй богов.

Древние римляне и египтяне делали свои пилы медными. Таким инструментом они пилили даже камень, подсыпая в место распила абразивные мателиалы. Пилы из железа впервые появились у скандинавов. Они отливали свои орудия труда в каменных формах. Однако качество этих пил было низким, и они не выдерживали конкуренцию с топорами . И только спустя много столетий древние греки догадались делать пилы методом ковки, что позволило добиться высокой твердости металла и, как следствие, повысить качество изделий. Зубцы этих пил были острее и вследствие более правильной заточки лучше пилили материал.

Механические пилы впервые появились в Германии в 1322 году. Они были установлены на лесопилке и приводились в движение водой. Данное изобретение перевернуло представление немцев о методах добычи древесины. Впоследствии аналогичные лесопилки появились в Шотландии, Англии и других странах. Но была и обратная сторона в механизации процесса вырубки леса. Лесорубы не могли конкурировать с механизированными лесопилками и разорялись. В результате, лишившись работы, они начинали мстить виновникам, уничтожая своих механических конкурентов. Так, в США именно по вышеуказанным причинам была ликвидирована первая паровая лесопилка, прообраз будущих бензопил.

Следующим этапом в истории создания пилы стало изобретение ленточных экземпляров. Они представляли собой замкнутые стальные ленты с зубьями, расположенными с одного края. Натягивалась такая лента на двух вертикальных шкивах. В 1808 году в Англии впервые была запатентована такая конструкция пилы. Интересно, что спустя 26 лет на такую же пилу был получен патент во Франции человеком по фамилии Этьено, а еще через 2 года - Б. Бейкером в США. Но широкое распространение ленточные пилы получили лишь к концу XIX века. Такая задержка была вызвана тем, что производители не могли добиться точного соединения концов ленточной пилы. Лучшие инструменты этого класса в те времена изготавливали во Франции, которая сохранила свое лидерство в производстве этого товара до наших дней.

Цепная пила была придумана в первой трети XX века. Однако за сто лет до этого немецкий доктор Бернард Хайн применял цепную пилу для распиливания костей. Но распространения его изобретение не получило ввиду большого веса изделия и сомнительного удобства при эксплуатации. Данный вид пил получил признание только в XX веке.

Прорывом в истории создания пил стали запатентованные изобретения Андреаса Штиля - электрическая цепная пила (1926 год) и бензопилы марки «Shtihl» (1929 год). Имя «Shtihl» у профессионалов ассоциируется с качеством и надежностью инструмента. В настоящее время компания «Shtihl» обладает большим количеством патентов в сфере машиностроения, ее товары занимают значительную нишу рынка инструментов и пользуются огромной популярностью благодаря отличной точности и исключительной надежности.

После войны, в середине XX века, эффективность цепной пилы была существенно повышена путем усовершенствования цепи инструмента и оптимизации его работы. Это сделал лесоруб Джозеф Бафорд Кокс. Однажды во время отдыха он наблюдал за личинкой жука-короеда, которая с необычайной легкостью прогрызала себе путь в твердом дереве, при этом направление ее движения и скорость никак не зависели от направления волокон дерева. Рассмотрев поближе челюсти этого жука, Кокс повторил их форму в стальных зубьях-резцах цепной пилы. Эффект не заставил себя ждать. Форма оказалась настолько удачной, что его инструменты стали активно покупаться. В дальнейшем Кокс вместе с женой создал фирму «Oregon», специализирующуюся на производстве шин и цепей, использующихся в большинстве инструментов до настоящего времени.

Сюжет фильма “Пила” – лучший образчик сюжета для идеального триллера, созданный признанными мастерами жанра и на протяжении множества частей, тесно связанных между собой общей сюжетной канвой, держащий в напряжении миллионы зрителей. Но именно вам посчастливится узнать, в чем суть фильма Пила, а главное, чем он закончился.

Подробный спойлер фильма ужасов “Пила” (Saw )

На лице Адама, который лежит в полной ванне воды, отражается отблеск странного предмета, уплывающего чуть позже к его ногам. Вдруг Адам приходит в сознание, открыв глаза. Осознав, где он находится, он испуганно дергается, отчего цепляет ногой цепочку и высвобождает затычку слива. Уровень воды стремительно опускается, увлекая за собой непонятный предмет.

Адам выскальзывает из ванны прямо на пол. Вокруг темно, но он на ощупь определяет, что ногу его удерживает цепь. Схватив цепь рукой, и пытаясь найти начало, Адам упирается в трубу. В панике он начинает кричать, пытаясь найти помощи.

Адаму уже было подумалось, что он мертв, но вдруг с другого конца комнаты отозвался размеренный мужской голос, полный спокойствия. После этого, человек, отозвавшийся на крик – доктор Лоуренс Гордон находит выключатель, и помещение постепенно озаряется светом.

Разглядев друг друга, пленники осознают, что находятся в равных условиях – они за ноги прикованы тяжелыми цепями к трубам. Правда, прежде всего им бросается в глаза труп, находящийся посреди комнаты с лужей крови, окружающей его недвижимое тело. У одной из его рук лежит револьвер, другая же рука держит диктофон или кассетный проигрыватель.

Увиденная картина вызывает у Адама приступ рвоты, Лоуренс же, как доктор, подходит к трупу на максимальное расстояние, соизмеримым с длиной цепи, и внимательно рассматривает мертвеца.

Адам приходит в себя и озирается по сторонам, а затем начинает изучать цепь. Гордон всё ещё примеряется к объекту в центре комнаты, а Адам действуя эмоционально и импульсивно, старается изо всех сил избавиться от оков.

Лоуренс спрашивает Адама, знакомо ли ему лицо их сокамерника-бедолаги, на что не слышит положительного ответа. Пообщавшись с ним ещё немного, доктор Гордон видит новые часы на стене рядом с ними. Это его удивляет и настораживает.

В то время, пока врач пытается взломать дверь, Адам рыскает по своим карманам. Вдруг он находит незнакомый конверт. Открыв его, он видит аудиокассету с надписью “ПОСЛУШАЙ МЕНЯ”. Лоуренс следует примеру сокамерника и находит аналогичную кассету и у себя в кармане. Помимо неё, он находит патрон и небольшой ключик. По очереди, проверив ключ на своих кандалах, узники понимают, что ключ открывает что-то другое.

Тогда мужчины решают заняться кассетами и переключают внимание на устройство в руке трупа. Несколько неудачных попыток дотянуться — и плеер в руках у Адама.

Прослушав обе кассеты, пленники выясняют, что Адама, фотограф, находится здесь из-за того, что устанавливает слежку за другими людьми. Адам обязан что-то предпринять, а Лоуренсу велено убить сокамерника, а не то вся его семья (жена Элисон и дочь Дайана) будет убита. В дополнение таинственный похититель объясняет, что человек в центре комнаты застрелил себя, мучаясь от сильного отравления крови. Также, человек на пленке заверяет, что комната полна различных подсказок, а крестом отмечено сокровище. В конце человек с записи советует Гордону следовать зову сердца.

Пленники начинают внимательно обыскивать комнату, в результате чего Адам находит в бачке унитаза две ножовки, завернутые в мешок. Но не все так легко – полотна у пил плохие, потому они совсем не берут толстые закаленные цепи. Доктор делает вывод, что пилы им дали, чтобы избавить от цепей, отпилив себе ноги. Также Лоуренс, кажется, понимает, кто играет с ними в эту жестокую игру, но на требование Адама дать развернутый ответ, Гордон успокаивает его тем, что лишь понаслышке знаком с человеком на пленке. Последнее, что известно о похитителе – полиция всё ещё ищет его. Гордон объясняет, что знает о нём, лишь потому, что лично подозревался в преступлениях и начинает пересказывать историю, произошедшую с ним около пяти месяцев назад.

Рассказ повествует о серийном убийце, которого журналисты заслуженно прозвали “Конструктор”. Заслуженно потому, что основная его идея – создавать ситуации, при которых люди убивают себя сами.

Узнать о Конструкторе Гордону посчастливилось, когда тот оставил на месте убийства фонарик, принадлежавший врачу. Тогда, проводя осмотр пациента со смертельным заболеванием (его звали Джон, как поведал один чудаковатый санитар, Зеп; по его мнению, Джон – “очень интересный человек”), Лоуренса вызвали на допрос. Двое детективов – Дэвид Тэпп и Стивен Синг обвиняли его в причастности ко всем убийствам, ведь на фонарике были найдены его отпечатки. Гордона спасло лишь подтвердившееся алиби. Но вопреки всему, детективы пытались использовать доктора по максимуму, привлекая его к следствию. Посвящая его в суть дел, детективы рассказали, что одной из жертв Конструктора был зрелый мужчина Пол, который хотел покончить с собой. Его мечта сбылась благодаря Конструктору, засадившему последнего в лабиринт из колючей проволоки. Марк – вторая жертва – притворялся больным. Здесь, Конструктор тоже поработал на славу. Введя Марку медленнодействующий яд и облив зажигательной смесью, он отправил его со свечкой в руках искать комбинацию от сейфа среди огромного массива цифр, заполнявших стены комнаты. Единственная уцелевшая (ко всеобщему удивлению представительница слабого пола и социального звена) – наркоманка Аманда Янг. Ей пришлось действовать крайне быстро. Так, со смертоносным устройством на голове, ей необходимо было отыскать ключ от него в желудке живого сокамерника, которому ввели большую дозу опия.

Адам и Гордон замечают, что за ними все время присматривали через спрятанные видеокамеры под потолком. Адам с упреком напоминает невероятно спокойному доктору о ситуации, в которой тот находится, о том, что его семье грозят неприятности. Гордон уверяет, что ни на секунду не перестает думать о них, после чего кидает Адаму свой кошелек с семейной фотографией внутри (как он думал). Вместо ожидаемой фотки, не подавая признаков удивления, Адам обнаруживает фотографию иного содержания. На ней красуются связанные Дайана и Элисон. С другой стороны написана подсказка, с помощью которой Адам понимает, что сокровище, помеченное крестом можно найти, если отключить свет.

В это время, детектив Тэпп присматривает за домом доктора, всё ещё подозревая его в совершении убийств. Хотя к этому дню, Тэпп официально уже не являлся детективом (он был уволен за непреодолимое желание поймать серийного убийцу, приводящее к сокращению штата сотрудников, и это только ещё больше его подталкивало), одержимость этим делом все равно не давала покоя.

Адам убеждает Лоуренса выключить свет. Вдруг, в темноте на стене проявляется тот самый крест, о котором говорилось в записи. Открыв тайник в стене, доктор достает оттуда шкатулку, содержимое которой представляют зажигалка, пара сигарет и мобильный телефон. У телефона работает только входящая линия. Тем не менее, устройство пробуждает в докторе воспоминания, в которых его похищают. Ему казалось в начале, что это произошло после работы, но теперь он вынужден признать, что его поймали, когда он выходил от своей тайной любовницы Карлы.

Ещё в коробке из тайника находилась записка. В ней Конструктор описывает для доктора ещё один способ убийства сокамерника, для которого нужно обмакнуть сигарету в отравленную кровь. Доктор не желает смерти Адаму, но при этом, пропитав сигарету кровью, хочет, чтобы тот сымитировал смерть. Даже плохая игра Адама не помогла закончить испытание, ведь скрытый от глаз наблюдатель направил ток через цепь на ноге фотографа. Тот затрясся и вскочил от бодрящего разряда. Более того, Адам чудом вспоминает, как здесь очутился.

Около шести вечера звонит мобильный телефон, из которого доносится голос Зепа, держащего в заложниках семью Лоуренса в их собственном доме. Элисон говорит мужу, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф в свою очередь признается, что был нанят детективом Тэппом для слежки за Гордоном. Как раз в тот момент, когда он проявлял снимки с доктором, его и схватили таинственные тени.

Пробило ровно шесть. Тем временем Зеп отключает камеру слежения в доме доктора, а Элисон удается освободиться от веревки, пока Зеп находится в другой комнате. Когда Зеп заходит в комнату, вынуждая Элисон снова попробовать поговорить с мужем, развязывается борьба.

Слышны выстрелы, на которые спешно прибегает детектив, находящийся неподалеку. Зепу удается отбиться от бывшего копа и сбежать. В его намерениях стоит убить Лоуренса. Тэпп, немного придя в себя, бросается ему вслед.

Доктор Гордонс слышит в трубке лишь выстрелы и выкрики. В ту же минуту, Конструктор включает ток, подведенный к его ноге, и доктор от удара откидывает телефон. Вскоре телефон начинает звонить опять. Это Элисон хочет предупредить мужа, о том, что убивать никого не надо, что она в безопасности. К сожалению, доктор теперь не может дотянуться до телефона. В итоге доктор начинает действовать. Теряя рассудок, он с истошными воплями отпиливает часть ноги, заряжает своей пулей лежащий на полу револьвер, немного помешкается, после чего стреляет в пытающегося увернуться Адама.

Тепп настигает Зепа в здании, котором содержатся Лоуренс и Адам. Тем не менее, в пылу борьбы Зеп выстреливает в грудь бывшему копу. Зайдя в ванную комнату Зеп обнаруживает, что доктор справился со своей задачей. Осмотрев тело Адама, Зеп наставляет пистолет на Гордона со словами – “Ты опоздал!” На вопрос хирурга – почему, Зеп отвечает: “Таковы правила”. Сию же минуту, Адам, на самом деле оказавшийся живым, потому что доктор стрелял специально в плечо, бросается на Зепа, сбивает его с ног и беспощадно забивает крышкой с унитазного бачка. Лоуренс, обещая Адаму привести помощь, уползает прочь из комнаты. Раненный Адам, всё ещё прикованный к трубе, обыскивает тело Зепа, надеясь найти ключ от кандалов. Вместо ключа же он достает их кармана кассетник, что сразу наталкивает его на мысль, возможно Зеп такой же участник одной большой игры, как и они с Лоуренсом. Это подтверждается после прослушивания записи. Оказывается, согласно условиям, он должен был взять в заложники семью Гордона и, в случае, если хирург не сыграет свою роль – убить их, чтобы выжить самому, получив противоядие от яда, находящегося у него в организме.


В конце фильма “Пила”
мертвое тело, пролежавшее здесь все время, начинает двигаться, а затем постепенно вставать. Адам безмолвно смотрит на то, как Конструктор неторопливо отдирает маску с головы и привыкает к свету. Конструктор поясняет ему, что ключ утонул в ванной, когда Адам просыпаясь зацепил цепочку слива. Здесь становится ясно, что известным Конструктором на самом деле является Джон – смертельно больной пациент хирурга Лоуренса Гордона. Адам неожиданно пытается пристрелить Джона из пистолета Зепа, но Джон снова пускает ток с пульта, отчего тот роняет оружие на пол. Джон двигается к двери, не подавая вида, что прекрасно слышит, как дико кричит корчащийся на полу Адам. Затем выключает свет со словами: «Игра окончена!», хлопает дверью, оставив фотографа в кромешной темноте навсегда.