Гитара лес пол. Gibson Les Paul: Оригинальное издание

Новые старые гитары  

2015 Gibson Les Paul Custom

Текст - Сергей Тынку

Практически в середине года Gibson наконец-то определились с новыми моделями Custom Shop 2015, опубликовав на своем сайте максимально полную информацию. Принципиально нового там ничего нет, да и, скорее всего быть не может. Можно отметить, что в названии многих переизданий появились слова True Historic. Это выглядит немного комично поскольку уже много лет (даже не одно десятилетие) Gibson постоянно выпускает все более и более точные (трушные) копии старых гитар.

Если так пойдет дальше, то мы со временем получим переиздания, которые будут более настоящие нежели оригинальные старые гитары. Однако, маркетологов Gibson это похоже не смущает ни коим образом. Поэтому если через какое-то время мы увидим в названиях слова total true или ultimate true - удивляться не придется. Однако, пока этого не случилось, вернемся к нашим баранам и попробуем отыскать что-нибудь реально новое и интересное в свежей линейке. Не смотря ни на что, оно все таки существует. И называется Les Paul Custom.

Так сложилось, что эта гитара давно уже перестала быть просто моделью, превратившись в большее и весьма сложное семейство разных инструментов, разобраться в которых не всегда легко. В прошлом году в каталоге Gibson была всего одна модель Les Paul Custom ($4,799) в пяти цветах - Alpine White, Ebony, Heritage Cherry Sunburst, Wine Red, Silver Burst. Каких-либо особых дополнительных названий эта модель не имела, поэтому можно сказать это была модель, которая позиционировалась как стандартный нормальный вариант LP Custom нашего времени. Что касается всех остальных моделей LP Custom (такими как например 54 Re-Issue, 57 Re-Issue и пр.), то они отсутствовали в регулярном каталоге, хотя какие-то ограниченные тиражи и специальные заказы дилеров содержали какие-то отклонения от стандартных LP Custom.




По мнению многих гитарных экспертов и просто любителей Gibson, современная версия LP Custom является одной из самых худших за всю историю. Как правило ей предъявляют две претензии. Во-первых, рабочая поверхность грифа из рыхлита вместо черного дерева. Во-вторых, облегчающие полости в корпусе. Эти две вещи для настоящих гибсоновских маньяков являются чуть ли не святотатством и причиной обращаться за “нормальными кастомами” на вторичный рынок. В этой связи 2015 год ожидался с большой долей тревоги. Боялись, что на “новые кастомы” поставят “самонастраивающиеся” колки и прочие современные ужасы из линейки “обычных” (некастомшоповских) моделей 2015 года. Однако, этого не произошло, слава богу. Более того, Gibson представили несколько новых весьма интересных моделей, дополняющих линейку “стандартных кастомов”.

Les Paul Custom Figured

Эта модель ($6,199) в двух весьма спорных цветах (Centipede Burst и Rattler Burst) полностью повторяет стандартный LP Custom. Те же датчики, полости в корпусе, рыхлит на грифе и т.д. Но почему-то почти на полторы тысячи долларов дороже. За что? Просто за цвет и рисунок клена? Очень большие подозрения, что эта модель относится к числу “одногодичных” - то есть в следующем году ее не будет, как это постоянно происходит с десятками новых моделей Gibson.


True Historic 1957 Les Paul Custom "Black Beauty"

Не смотря на то, что народ любит называть словосочетанием “Блэк Бьюти” практически любой черный LP Custom, официально эти слова закреплены за LP 1954-1960 годов выпуска, либо их переизданий. Отличительная фишка этих гитар - толстенный гриф и корпус с топом из махогани, а не из клена. Как правило эти модели более дороги и престижны. Первые официальные переиздания модели 1957 года были выпущены в 1991 году. С тех пор эту модель то снимают с производства, то заново издают. В этот раз гитара ($7,699) имеет слова True Historic в названии. Однако, отыскать в ней чего-то новое и более точное крайне затруднительно.

В частности, если сравнивать ее описания и фотографии с имеющейся на руках VOS (vintage original specs) версией 2009 года можно обнаружить отличия только в модели колков. На версии 2015 года стоят Reissue Waffle Back, в то время как на версии 2009 года - Reissue Kluson Deluxe, такие же как на переизданиях стандартов 58-59. А, кстати, если копнете поглубже, то в 90-ых были переиздания 1957 Les Paul Custom с колками Grover. То есть у переизданий этой модели постоянно были колебания по части колков. Нынешние больше всего похожи на то, что стояло на гитаре в 1957 году. Однако, крайне сложно представить, чтобы кто-то в здравом уме отказался от переиздания более ранних лет всего лишь из-за колков. Тем более колки если уж на то пошло, можно всегда поменять.

Вообще 1957 год был выбран не случайно. Это был первый год когда на Les Paul стали ставить хамбакеры. Поэтому достаточно интересен факт новых датчиков на этом переиздании. Раньше на эту модель ставили 57 Сlassic с магнитами Alnico II, а сейчас какие-то Custom Bucker с магнитами Alnico III. Новые датчики будут немного мощнее и послушать их было бы весьма интересным. Многие покупатели переизданий лесполов пятидесятых меняют родные датчики Gibson на что-то бутиковое (Lollar, Bare Knucle и т.д.). Видимо Gibson учли этот факт и попытались сделать новые “улучшенные” датчики. Насколько удачно? Это неважно. У покупателей подобных гитар всегда хватит денег на замену звукоснимателей.

1968 Les Paul Custom Re-Issue

Надо сказать, что это совсем не первая модель LP Custom со цифрой 68 в названии. И там есть своя история. В начале 2000-ых годов обычный стандартный LP Custom (и модели Plus) делали на фабрике Gibson USA (некастомшоповской), в то время как на фабрике Gibson Custom (которая находится в том же городе но на другом конце) производили переиздания 1954 и 1957 Les Paul Custom. В будущем, модель стандартного LP Custom тоже будут делать на Custom Shop, но в те времена этого не было. Поэтому в Custom Shop решили “завести” себе свой стандартный LP Custom, типа улучшенный на фоне тех LP Custom, что делали на фабрике Gibson USA. Такая вот внутренняя конкуренция фабрик и традиционный гибсоновский хаос.

В результате появилась модель 68 Les Paul Custom. За основу взяли 1957 Re-Issue, но просто сделали топ из клена. А гриф остался точно такой же. Колки стояли Grover. Датчики были разные - иногда ставили 57 Classic, а иногда BurstBucker. С тех пор было очень много сделано 68 Les Paul Custom в самых разных вариантах. Разное железо (белое, золотое), разная степень состаренности (были варианты Custom Authentic), разные цвета (вплоть до всех вариантов санберста с огненным кленом).

Весь фокус модели 68 Les Paul Custom был в том, что она не была переизданием оригинальных моделей 1968 года. Не смотря на то, что народ (по большей части неграмотный) постоянно называл ее переизданием, сами Gibson старались этого не делать и слово Re-issue в названии не было. И тому было море причин. Хотя бы просто потому что, гитара очень сильно отличалась от того, что реально было в 1968 году. Это была просто фантазия на тему LP Custom, красивая цифра в названии, которая помогала продавать гитару. Можно сказать полу-мошенничество со стороны Gibson. Хотя гитара сама по себе была замечательная и действительно по мнению многих ее можно назвать лучшим Les Paul Custom в истории.

В 2015 году Gibson решили исправить фокус и выпустили гитару, которая реально называется 1968 Re-Issue и она совсем не такая как модель 68. Чисто внешне вы сразу обратите внимание на ручки и колки. Они другие на фоне модели 68. Плюс у гитары свои особые датчики 68 Custom с магнитами Alnico II, свой профиль грифа. Это уже не модель “1957 с другим топом”. Главным конструктивным отличием является угол сочленения головы с грифом. У гитар 50-ых годов, а также инструментов девяностых и двухтысячных они соединены под углом в 17 градусов. А вот в конце 60-ых и в 70-ых годах Gibson делали гриф с головой в 14 градусов. Это сложно обнаружить на фотографиях, однако если вы держали в руках достаточно много лесполов, то тут же заметите разницу когда увидите живую гитару. Так вот у модели 68 LP Custom угол был в 17, а у 1968 LP Custom Re-Issue он 14 градусов как и у оригинальной гитары 1968 года.

Разумеется, море теоретиков считает это неправильным углом и якобы он дает другой звук. Думается это ерунда. Гитары семидесятых звучат абсолютно нормально. Если уж на то пошло, то самый знаменытый Les Paul Джеймса Хетфилда, его Iron Cross как раз 1973 года. Также можно вспомнить Джона Фрусчанте с LP Custom выпуска 1968 года. Интересно, конечно было бы сравнить три гитары - настоящий 1968, модель 68 выпуска двухтысячных и это свежее переиздание. Вслепую. Обычно Gibson Custom Shop ничем не уступает моделям семидесятых и люди часто даже спорят до потери пульса, что лучше. Если же говорить о лесполах 68-69 годов, то о них спорить крайне глупо - их было сделано так мало, что их почти никто в руках то и не держал. Хотя любителей потрепать языком всегда навалом.

1974 Les Paul Custom Re-Issue

Это невероятно интересное переиздание ($6,699), которое пытается воссоздать инструменты второй половины 70-ых, весьма сильно отличавшиеся от того, что делали до них и после них. Многие пуристы Gibson считают эти изменения кощунственными по отношению к классике. Однако, такие гитары были, и они до сих пор ходят в громадных количествах по рынку. Поэтому нет ничего удивительно в этом переиздании. В отличие от предыдущих двух моделей, этот инструмент делают в трех цветах (Ebony, Classic Vintage White и Wine Red). Но слава богу, что на этом переиздании также как и на 1957 и 1968 рабочая поверхность грифа сделана из черного дерева. И люди из Custom Shop подчеркивают этот факт в своих маркетинг материалах.


Главными особенностями переиздания 1974 является конструкция корпуса и грифа. Во-первых, кленовый топ сделан из 3 кусков а не из 2 как обычно. Во вторых основа корпуса сделана в стиле “сендвич” - вместо одного куска махогони присутствует три слоя древесины - два куску махогони с тонкой прослойкой клена между ними.

Во-вторых, гриф сделан из трех продольных кусков махогони, а не из одного как обычно. Голова грифа сочленяется под углом в 14 градусов и в месте ее сочленения находится характерный “нарост”-выступ (volute, вольют). Такие вот грифы делали в то время. Причем если говорить о второй половине 70-ых то там появятся еще и кленовые грифы, которые так любит Закк Вайлд. Но слава богу на переиздании 1974 года гриф из махогони.

Разумеется, для этой модели Gibson сделали свои собственные датчики Super 74 с магнитами Alnico III. Колки стоят Schaller M6. Выглядит все это дело вполне в духе того времени. И думается, что если вы имеете тенденцию к коллекционированию переизданий, то эта модель может вас серьезно заинтересовать.

В целом конечно, все три переиздания знаковых для модели лет 1957, 1968, 1974 - они как бы намекают на то, что если все три собрать, то это будет красота, разнообразие и радость для души. И нет сомнений в том, что на свете найдется не мало людей, которые именно так и сделают.


Большой выбор электрогитар Gibson в нашем магазине — TopGuitars.ru

Все таки раньше было как то попроще. Вот возьмем например гитары. К концу 50-х годов, все модели Gibson можно было пересчитать по пальцам. Захотел предположим купить Les Paul, пришел в магазин там весит две гитары — Gibson Custom и Gibson Les Paul Standard. Выбрал что понравилось, заплатил денег и через час уже играешь и радуешься. А сегодня? Вместо того чтобы пойти и просто что то купить, ну например телевизор, нужно потратить несколько дней жизни в интернете, в поисках необходимой информации. Или даже если пришел в магазин, то там целая стена увешана различными моделями и пойди с ходу разберись «ху иc ху» и что покупать…

С одной стороны это конечно хорошо. Есть выбор. С другой стороны, все свои лучшие гитары, Gibson сделал еще 50 лет назад. Если вы поговорите с любым гибсономаном или просто человеком который разбирается в гитарах, то вам скажут что самые крутые и звучащие Gibson или Fender это те, которые сделали в 19ХХ каких то годах. Естественно есть исключения, но в основном ответ будет такой — мол сейчас гибсон не тот, а вот тогда, в те времена…

Какая то доля правды в этом конечно есть. Но если послушать парней из Гибсон, то все эти годы, они только «улучшали» свои гитары. Причем улучшают они свои гитары каждый год. Уже больше 60 лет улучшают, а все равно все почему то хотят оригинальный гибсон 1954-59 года. Все бы ничего, пусть себе делают, оно и понятно, ведь нужно как то зарабатывать. Но дело в том что с 1954 года, этих гитар навыпускали столько, что неподготовленный человек просто потеряется в этом обилии гитар. А так как «потерянные» гитаристы нам не нужны, то мы идем к вам.

Gibson USA и Gibson USA Custom Shop

Для начала стоит сказать, что все гитары Gibson Les Paul сделаны только в США. Первый Les Paul был выпущен в 1952 году, в цвете GoldTop с трапециевидным бриджем и датчиками P-90. В 1954 году, на эту гитару поставили Stop Bar бридж. В последствии такие гитары стали называть Les Paul Goldtop.

В 1954 году вышла модель Gibson Custom, с накладкой из черного дерева, которую сам Les Paul прозвал Black Beauty. В последствии все Gibson LP Custom черного цвета так и называли — Gibson Black Beauty. Также на этой гитаре был впервые установлен бридж — ABR-1, который потом начали ставить на все Gibson Les Paul.

Мало кто знает, но на самом деле хамбакер изобрели в 1955 году, а стали ставить на гитары Gibson только с 1957 года. То, что сегодня для многих просто «хамб», в то время было по истине революционной разработкой, поэтому его запатентовали и сзади звучка написали — PAF (Patent Applied For). Потом это имя стало нарицательным. Сегодня на базе «того» хамбакера делают звукосниматель «Classic ’57», которыми комплектуются различные гитары Gibson.

Gibson USA серийного производства

До 1982 года, все Gibson Les Paul были цельно корпусные. Начиная с 1982/1983 начали делать Weight Relief — облегченный корпус. Все гитары Gibson Les Paul выпущенные между 1982-2007 имеют облегченный корпус. Традиционно облегчение корпуса делалось за счет высверливания 9-ти дырок в корпусе гитары. Подобный способ облегчения называют еще «швейцарский сыр».

Начиная с 2007 года, Gibson официально начали делать Chambered Body, т.е вырезать полости внутри корпуса, тоже для уменьшения веса. Все гитары которые выпущены в конце 2006 года и уже после 2007 года, имеют Chambered Body, т.е корпус с полостями внутри. Исключением является модель Les Paul Traditional, у которого корпус с дырками. Начиная с 2012 года, Gibson применяет новый вид полостей — Modern Weight Relief. Все Gibson Les Paul Standard начиная с 2012 года и позже, имеют Modern Weight Relief.

Gibson Custom Shop

В отделение Custom Shop, делают как серийные гитары, так и переиздание старых моделей — Historic Collection. Серийные гитары, такие например как Gibson Les Paul Custom, также имеют облегченный корпус (Traditional Weight Relief, с дырками) Цельно корпусные гитары они не делают.

Гитары серии Historic Collection — цельно корпусные. Все модели LP этой серии, включая Standard и Custom цельные. Исключения составляют гитары Chambering Reissue. Их можно определить по серийному номеру, который начинается с букв «CR».

Подведем итог, например:

2002 Les Paul Classic — weight-relieved (с дырками)
2003 Les Paul Reissue ’57 (R7) — цельный корпус
1993 Les Paul Standard — weight-relieved (с дырками)
2013 Les Paul Standard — chambered (с полостями)
2008 Les Paul Studio — chambered (с полостями)

1981 Les Paul Standard — цельный корпус

1987 Les Paul Custom — weight-relieved (с дырками)

Кроме того различные модели Gibson Custom Shop имеет разный способ вклейки грифа.

Short: Les Paul Standard (до 2008 года) Custom, Studio, Classic.

Long: Historic Reissue, 2008 LP Standard.

Серия Historic Reissue

Historic Reissue — точное переиздание гитар 50-х годов. Буква «R» означает Reissue, цифра после нее это год, в котором была сделана оригинальная модель, которую переиздают сегодня. Например 2012 Gibson Custom 1957 Les Paul Standard Historic VOS — это переиздание модели Gibson образца 1957 года, которую сделали в 2012 году.

R2 — Gibson LP Reissue — переиздание модели 1952 года

R7 — переиздание LP 1957 года

R8 — переиздание LP 1958 года

R9 — переиздание LP 1959 года

R3 и R5 — переизданий не существует.

Переиздание моделей Custom, зачастую обозначают как B4, B7 или R4BB и R7BB, где BB — Black Beauty.

Gibson VOS — Vintage Original Specification серия. Обычно под VOS, Reissue, Historic Collection подразумевают одни и те же гитары. Единственная разница в том что VOS, это гитары с «состаренной» фурнитурой и матовым лаком на топе, в отличии от просто Reissue. В названиях гитар так и пишут, либо VOS, либо просто Reissue. Вот например две одинаковые гитары — Gibson Custom 1959 Les Paul Standard Historic Reissue, обе в цвете Tea Burst. Версия VOS с состаренной фурнитурой и матовым покрытием, а просто Reissue с обычный фурнитурой и блестящим лаковым покрытием.

Gibson R7, R8 и R9

По сути это одна гитара, с очень небольшими отличиями. Эти отличия в основном касаются звучков, толщины грифа, веса каждой индивидуальной гитары, покрытия и топа. Что касается толщины и профиля грифа, то для лучшего понимания желательно конечно поиграть на каждой из этих гитар. Если такой возможности нет, то получается примерно так — на R8 гриф толще чем на R9, а на R7 толще чем на R8. Кроме того на R9 ставят более красивый flame maple top, в отличии от простого топа на R8 и R7. Только из-за этого Les Paul Reissue 1959 стоит на $2000 дороже, чем R7 и R8. По дереву R7, R8, R9 одинаковые — корпус из красного дерева с кленовым топом, глубоко вклеенный гриф из красного дерева, палисандровая накладка, два хамбакера, TOM бридж, регулятор громкости и тона на каждый датчик.

Переиздание модели Custom (Custom Reissue) также имеет корпус из красного дерева и топ из красного дерева. Обычные серийные модели Custom, выпускают с топом из клена. За счет этого Custom Reissue весит примерно на фунт больше.

Что касается веса этих гитар, то ниже представлена отличное фото, сделанное в одном из цехов Gibson Custom Shop.

Разрушаем шесть популярных мифов о гитарах Gibson: используемые материалы, особенности датчиков и звучания и различия в модельном ряду.

Gibson — Святой Грааль гитарного звука для гитаристов, символ рок-н-ролла и инструмент, внешний вид которого знаком каждому. Гитарные форуму преисполнены тысячами постов о великолепии этого инструмента. Наличие Gibson Les Paul поднимает чувство собственной важности гитариста на сотни пунктов вверх, дает +100 к карме, харизме и прочим умениям.

Но как и другие малодоступные и популярные вещи, Gibson Les Paul оброс мифами и легендами, воспевающими «божественное» происхождение инструмента. Давайте посмотрим, насколько правдивы мифы о гитарах Gibson.

Миф 1. Gibson Les Paul Custom делают только в кастом-шопах

Парадоксально, но это заблуждение отчасти верно.

Гитары с приставкой Custom — разновидности оригинальных моделей инструментов, отличающихся техническими и конструкторскими решениями. Другими словами, Les Paul Custom — не более, чем разновидность оригинального Les Paul (это правило справедливо для всех моделей Gibson — Firebird, Explorer, Flying V, SG или Thunderbass).

Оригинальный Gibson Les Paul Custom 1954

В 1954 году компания выпустила дорогую модель Les Paul, отличающуюся другим цветовым оформлением, и с корпусом из красного дерева (не верьте тем, кто рассказывает о корпусе из клена, это не так). Гитара выделялась на фоне других выпускаемых инструментов того времени, но с точки зрения конструкции отличия от модели Les Paul Standard оставались минимальными.

С середины 1950-х годов модели с приставкой Custom производились на тех же мощностях и в тех же цехах, что и Studio, Standard и Traditional. Чтобы подчеркнуть элитность модели, в 2004 году Gibson открыла новое подразделение, получившее название Custom Shop. Элитность подчеркнуть удалось, хотя перенос производства на новые «рельсы» сказался не лучшим образом на конечной цене: рост стоимости оказался в районе 15-20%.

Миф 2. Копии Gibson Les Paul не могут звучать подобно оригинальным гитарам из-за использования других пород дерева

Частично правдивый миф, основанный на особенностях производства американских гитар в середине XX века.

Изначально производители электрогитар использовали красное дерево из Латинской Америки, которое также применялось в судостроении и производстве мебели. При этом главным материалом выступал вид Swietenia macrophylla или гондурасское махагони (или просто махагони).

Потребление махагони увеличивалось с каждым годом, что привлекло внимание Greenpeace, выступившего в защиту деревьев. Вмешательство «зеленых» сделало породу защищенной, а на территории Латинской и Северной Америки осталась только пара-тройка мест, где происходит заготовка Swietenia macrophylla.

Исчезновение мест заготовки махагони на территории двух Америк не стало проблемой, так как эти регионы не единственные, где произрастает красное дерево: гондурасское махагони выращивается и заготавливается на плантациях в Юго-Восточной Азии и Африки. Экспорт из Азии и Африки не испытывает никаких проблем — около 95% красного дерева закупается именно здесь.

Проблема в том, что «диванным знатокам» невдомек, что гондурасское махагони растет где-то еще, кроме Гондураса! В подтверждение доводов, спорщики приводят аргументы о запрете экспорта красного дерева в Гондурасе под предлогом защиты природы, что вызывает проблемы даже у Gibson, Fender и прочих гитарных производителей, а махагони из Азии и Африки просто по факту не может называться гондурасским.


Структура и внешний вид гондурасского махагони (Swietenia macrophylla).

Что касается отличий звучания оригинальных и современных инструментов, то здесь речь идет о простейших конструктивных особенностях производимых электрогитар. К примеру, японские и корейские производители отдают предпочтение ольхе (тоже красное дерево, только дешевле) и другим породам древесины при изготовлении инструментов.

Gibson тоже не всегда производит инструменты из гондурасского махагони. Среди электрогитар нэшвилльского производителя найдутся инструменты из ольхи, тополя, ореха, клена и других пород дерева. Конечно, такие инструменты будет тяжело найти в реальности, но изучение каталогов 30-40-летней давности подтвердит использование других материалов.

Миф 3. Инструменты Gibson делаются только из цельного куска дерева

Удивительное и популярное заблуждение интернет-гитаристов. По неизвестной причине, завсегдатаи гитарных форумов считают, что инструменты, сделанные из одного куска дерева отличаются низким качеством. Откуда взялись такие умозаключения — остается тайной.

В деревообработке принято распиливать большие куски дерева на небольшие части, а затем склеивать распиленные части для получения нужной формы и размера. По этой причине найти инструменты из одного куска дерева — сложно. Грифы гитар изготавливались из трех частей клена, корпуса производились по конструкции «бутерброд»: слой красного дерева, слой клена, еще слой красного дерева, еще слой клена. К примеру, Fender всегда делают инструменты как минимум из 2-3 кусков дерева.


Процесс производства гитар Gibson

Логично предположить, что производители электрогитар и деревообработчики не станут распиливать дерево на два куска забавы ради. Но для знатоков с интернет-форумов гитары из нескольких частей дерева остаются шлаком и низкопробным ширпотребом. Только цельный кусок дерева — только хардкор!

Миф 4. Высокая цена гитар Gibson обусловлена невероятным качеством инструментов и вообще это лучшие в мире гитары

Если обратиться к гитарным мастерам с вопросом о стоимости идентичного гитарам Gibson инструмента, то выяснится много интересных подробностей. Сложив цены на дерево, пластик, фурнитуру и электронику, и отняв стоимость работы мастера, получится сумма, равная 30 000 рублей по старому курсу. С учетом возросшего курса, цена возрастет до 50 000-60 000 рублей. При этом такие расчеты справедливы для штучных экземпляров, а не серийного производства инструментов.

Оригинальные гитары Gibson производятся в Нэшвилле, штат Массачусетс, США, где налоговые ставки, стоимость труда и стоимость бренда выше, чем в России. Прибавив к этому желание получить прибыль для дальнейшего изготовления гитар и налоги на доставку и ввоз в другие страны, не сложно догадаться, что стоимость серийных гитар Gibson из США выше, чем стоимость идентичных инструментов, сделанных у частного мастера в России.

Миф 5. Детали инструментов Gibson — лучшие по качеству

Расхожее заблуждение, вызванное высокими ценами на инструменты Gibson и влиянием других мифов о «богоподобности» инструментов американского производителя.

Объясняется двумя простыми вещами: слепой любовью к бренду и простейшим идиотизмом.

Миф 6. Только датчики Gibson могут давать теплый ламповый звук

Электроника — отдельная тема для разговора. В интернете встречаются удивительные рассказы о волшебных хамбакерах Gibson, буквально заставляющих гитару играть самостоятельно.

Когда в обсуждения всплывает этот миф, то речь идет о классических хамбакерах Gibson PAF, которые устанавливались на гитары Gibson с середины 1950-х годов. Сет Ловер, разрабатывавший электронику для Gibson, Fender и Seymour Duncan, рассказывал, что хамбакеры PAF мотались как попало и, что называется, «на глаз». Намотка делалась на все алниковские магниты подряд, а во время изготовления никто не разделял датчики на нековые и бриджевые — звукосниматели просто наматывались и ставились на электрогитары.


Звукосниматель Gibson PAF

Такой подход привел к появлению различий в параметрах, характеристиках и звуке хамбакеров Gibson PAF. Встретить два идентичных датчика — сложно, и это справедливо для всех звукоснимателей Gibson, выпускавшихся до конца 1980-х годов.

Принято считать, что PAF наматывались на магниты Alnico II, но это верно только отчасти: в производстве иногда использовались магниты Alnico III, Alnico IV и Alnico V. Сопротивление Gibson PAF различается даже у двух одинаковых экземпляров датчика из-за той самой намотки «на глаз» — от 6,5 до 9-10 кОм. Получается такая «палка о двух концах»: одни Gibson PAF дадут теплый ламповый звук, другие — нет.

По материалам: wikipedia.org

Gibson Les Paul - первая цельнокорпусная электрогитара компании Gibson, один из символов рок-музыки и одна из самых долгоживущих и популярных моделей музыкальных инструментов в мире. Модель была разработана в начале 1950 года Тедом Маккарти совместно с гитаристом Лесом Полом (полное имя - Лестер Уильям Полфус). Первый Gibson Les Paul был продан в 1952 году. Les Paul - одна из самых известных и часто копируемых различными производителями электрогитар в мире, наряду со Stratocaster и Telecaster.

Vintage 1953 Gibson Les Paul Standard Goldtop/Fhoto: Les Paul

Из истории

Gibson Les Paul стала результатом сотрудничества корпорации Gibson и джазового гитариста и изобретателя . С выходом на музыкальный рынок в 1950 году гитары Fender Telecaster, началось повальное увлечение публики электрогитарой. В ответ президент Gibson Тед Маккарти пригласил Леса Пола в компанию в качестве консультанта. Лес Пол был признанным новатором, который экспериментировал с конструкцией гитары в течение многих лет, чтобы улучшить собственную музыку. Фактически, он вручную собрал прототип цельнокорпусной гитары, который он назвал «Бревно» (The Log) и который считается первым цельнокорпусным вариантом испанской гитары (в отличие от гавайской, или лэп-стил гитары). «Бревно» получило своё название от того, что цельной вставкой был сосновый блок, ширина и глубина которого были чуть больше, чем ширина грифа. Несмотря на то, что вскоре появились и другие прототипы и ограниченные серии цельнокорпусных гитар, известно, что в 1945-1946 годах, Лес Пол предлагал свое «Бревно» компании Gibson, однако эта конструкция гитары была отвергнута.

В 1951 году первоначальный отказ превратился в сотрудничество между Gibson и Лесом Полом. Было решено, что новая гитара Les Paul должна быть дорогим качественным инструментом в традициях Gibson. Хотя воспоминания дают разноречивые сведения относительно того, кто и какой вклад внёс в разработку Les Paul, эта гитара была далека от рыночной копии моделей Fender. С 1930-х годов компания Gibson предлагала электрогитары с полым корпусом, такие как ES-150. Эти модели, как минимум, послужили источником множества базовых элементов конструкции нового цельнокорпусного Les Paul, включая более традиционную изогнутую форму корпуса, чем у гитар конкурирующей компании Fender, и вклееное соединение грифа с корпусом, в отличие фендеровского крепления на болтах.

Вклад Леса Пола в разработку его именной гитары остаётся спорным. Книга «50 лет Gibson Les Paul» сводит его вклад к двум пунктам: предложению трапециевидного струнодержателя и выбору цвета (Лес Пол предложил золотой, потому что «гитара будет выглядеть дорого», и чёрный, потому что «на черном фоне кажется, что пальцы движутся быстрее», и «выглядит стильно - как смокинг»).

Кроме того, президент Gibson Тед Маккарти утверждает, что компания просто обратилась к Лесу Полу за правом поставить его имя на головке грифа, тем самым увеличив продажи модели, и в 1951 году работники компании Gibson показали ему почти готовый инструмент. Маккарти также утверждает, что конструкторские дискуссии с Лесом Полом сводились к конструкции струнодержателя и установке кленового верхнего слоя на корпус из красного дерева для увеличения плотности и длительности нот, хотя Лес Пол предлагал сделать наоборот. Однако это сделало бы гитару слишком тяжёлой, поэтому предложение Леса Пола было отклонено. С другой стороны оригинальный Les Paul Custom должен был быть сделан целиком из красного дерева, а Les Paul Goldtop - из красного дерева с кленовым топом. Помимо этого вклад Лес Пола в гитарную линию, носящую его имя, был объявлен косметическим.

Например, Лес Пол указывал, что гитара предлагалась в золотой отделке, не только чтобы бросаться в глаза, но и чтобы подчеркнуть высокое качество инструмента. В более поздних выпусках моделей Les Paul включали гитары с отделкой из огненного (в тигровую полоску) и стеганого клёна, тем самым Gibson ещё раз противопоставил себя конкурирующей компании Fender с их автомобильными цветами гитар. Компания Gibson была довольно непоследовательна в подборе дерева, поэтому некоторые владельцы гитар Les Paul Goldtop и Les Paul Custom обдирали с них краску, чтобы открыть красивый рисунок древесины, скрытый под ней.

Классические модели и вариации

Линия гитар Les Paul первоначально включала две модели: обычную (по прозвищу Goldtop) и кастом (Custom) с более качественной фурнитурой и более строгим чёрным цветом корпуса. Тем не менее, развитие технологии производства звукоснимателей, фурнитуры и корпусов гитар позволили превратить Les Paul в долгосрочную серию цельных электрогитар, заполнившую все ценовые сегменты рынка, кроме инструментов для совсем начинающих. Эту нишу занимала модель Melody Maker, и хотя недорогой Melody Maker не носил название Les Paul, его корпус последовательно повторял дизайн истинного Les Paul в течение каждого периода.

Gibson Les Paul отличается от других электрогитар не только формой и дизайном корпуса. Например, струны всегда крепятся на верхней части корпуса, как это сделано в полуакустических гитарах Гибсон, в отличие от крепления струн сквозь корпус, которое можно найти на моделях Fender. Гибсон также имеет различные цвета, например, красного вина, черного дерева, классический белый, пылающего огня, и альпийский белый. Кроме того, модели Les Paul предлагали множество отделок и декоративных узоров, разнообразные варианты фурнитуры и инновационные варианты хамбакеров, некоторые из которых значительно повлияли на звучание гитары. В частности, в 1957 году, Гибсон выпустил хамбакер PAF, который произвёл настоящую революцию в звучании электрогитары, и подавлял шум в усилителе от которого до этого страдали датчики с одним синглом.

Goldtop (1952-1958)

Goldtop со струнодержателем в форме трапеции

Goldtop со стоп-бар струнодержателем

Goldtop с Tune-o-matic бриджем и мензурой

Goldtop с PAF датчиком

Les Paul 1952 года имел два звукоснимателя P-90, и трапециевидный струнодержатель. Вес и звучание Les Paul в значительной мере обязаны конструкции из красного дерева и клёна. Кленовая древесина твёрдая и очень массивная, но её размеры были ограничены топом из более лёгкого красного дерева, чтобы гитара была не слишком тяжёлой. Кроме того, первые модели, выпущенные в 1952 году, не имели серийных номеров и окантовки корпуса, поэтому некоторые из них считаются прототипами Les Paul. Однако более поздние Les Paul 1952 год выпускались уже с серийными номерами и окантовкой. Интересно, что некоторые ранние модели Les Paul отличались в отделке. К примеру, некоторые из них были оснащены чёрными звукоснимателями P90 вместо звукоснимателей с пластиковыми крышками кремового цвета, которые ассоциировались с этой гитарой даже сегодня. Следует отметить, что модели первых выпусков, прозванные Goldtop, пользуются огромным спросом у коллекционеров.

Custom (1954-1961, 1968 - по настоящее время)

Les Paul Custom 1954 года

Les Paul Custom 1974 года

Бридж Tune-o-matic

Вторая модель Les Paul была представлена в 1954 году. Она получила название Gibson Les Paul Custom. Будучи полностью чёрной, гитара получила прозвище «Чёрная красавица» (Black Beauty). В отличие от своего предшественника с кленовым топом, Les Paul Custom имел топ из красного дерева. В нём также был установлен новый струнодержатель Tune-O-Matic и звукосниматель P-480 с магнитом Alnico-5 около грифа. Кроме того, с 1957 года Custom оснащался новыми хамбакерами PAF, в результате чего появилась модификация с тремя звукоснимателями вместо обычных двух. Модель с тремя датчиками сохранила стандартный трехпозиционный переключатель, поэтому не все комбинации звукоснимателей были доступны. Были сохранены крайние позиции переключателя (с надписями neck и bridge соответственно); середина включала в себя комбинацию среднего и бриджевого хамбакера. Наиболее частой модификацией этой схемы являлось возвращение в среднюю позицию стандартного одновременного включения некового и бриджевого хамбакеров и добавление переключателя, независимо включавшего средний звукосниматель.

Производство Les Paul Custom с одним рогом было прекращено в 1961 году и заменено серией гитар, известной под названием SG, название которой означает «цельнокорпусная гитара» (Solid Guitar). Эта модель обладала тонким 1-5/16 дюймовым корпусом и двумя рогами. Вначале, когда компания прекратила выпуск гитар с одним рогом, новая линия также называлась Les Paul Custom, что по сей день порождает определенную путаницу.

Junior (1954-1960) и TV (1955-1960)

В 1954 году для дальнейшего расширения рынка цельнокорпусных электрогитар, компания Gibson выпустила Les Paul Junior. Модель Les Paul Junior была предназначена прежде всего для начинающих гитаристов, однако со временем она хорошо подошла и профессиональным музыкантам.

Существовали значительные отличия между различными моделями Les Paul и Les Paul Junior. Несмотря на то, что корпус Les Paul Junior по форме явно напоминает все остальные модели Les Paul, он имел плоский топ из красного дерева с расцветкой Sunburst. Новая модель рекламировалась в качестве недорогого варианта электрогитар компании Gibson. Она имела один сингл P-90, простые регуляторы громкости и тона и накладку из палисандра с точечными инкрустациями, а также шпилечный струнодержатель, который вскоре станет основной деталью второго воплощения Les Paul Goldtop.

В 1955 году, компания Gibson выпустила модель Les Paul TV, которая, по сути, являлась продолжением Les Paul Junior. Данная модель имела светло-жёлтую окраску, хотя на самом деле у неё был «горчичный» цвет. Благодаря полупрозрачной поверхности можно было увидеть текстуру древесины. Новая окраска отличалась от отделки конкурента Fender, называвшей её «жёлтой ириской». Идея жёлтых моделей TV была в том, что они должны были блестеть на фоне чёрно-белых телевизоров, однако задумка не удалась, так как Les Paul TV вообще не сияла.

В 1958 году компания Gibson радикально изменила дизайн Les Paul Junior и Les Paul TV. Эти косметические изменения были сделаны для приобретения этой моделью огромного влияния. Для удобства к верхним ладам был сделан широкий двойной вырез корпуса, а для придания свежести старая жёлтая отделка Les Paul Junior изменилась на новую вишнёвую.

Special (1955-1960)

Les Paul Special была выпущена в 1955 году и имела 2 сингла P-90, а также вариант жёлтой отделки модели Les Paul TV.

Les Paul Special

В 1959 году в Special был добавлен тот же двойной вырез корпуса, что и на Les Paul Junior и Les Paul TV 1958 года выпуска. Однако, когда новая конструкция применялась к модели с двумя синглами, впадина некового звукоснимателя была перекрыта соединением грифа с корпусом. В результате чего соединение было ослаблено до такой степени, что гриф мог легко сломаться уже после первой обработки. Проблема была вскоре решена, когда конструкторы компании Gibson передвинули звукосниматель в середину корпуса, тем самым создав прочное соединение и ликвидировав поломку.

В настоящее время стабильная версия Special есть только в Custom Shop, входящая в «VOS» серию жёлтых Les Paul TV.

Standard (1958-1960, 1968 - по настоящее время)

В 1958 году компания Gibson обновила серию Les Paul ещё раз. Новая модель сохранила большую часть спецификации гитар Goldtop 1957 года, в том числе PAF хамбакер, кленовый топ, струнодержатель Tune-O-Matic с фиксирующей мензурой и вибрато Bigsby. Наиболее значительным изменением в новой модели стала расцветка. Расцветка модели Goldtop 1952 года была заменена на sunburst, которая уже использовалась в топе акустических и полых электрогитар, таких как J-45. Чтобы отличать новый Les Paul от ранних Goldtop, модель получила название Les Paul Standard. Производство оригиналов Les Paul Standard продолжалось с 1958 по 1960 год. Было выпущено только 1700 моделей, которые впоследствии стали наиболее привлекательными для коллекционеров. Производство оригиналов Les Paul Standard прекратилось в 1961 году, когда компания Gibson переделала корпус данной модели. Новый корпус с «двойным вырезом» стал впоследствии основой для моделей Gibson SG. Из-за высокого спроса на данную модель компания Gibson в 1968 году возобновила производство Les Paul Standard. Сегодня Gibson Les Paul Standard имеет хамбакеры Burstbucker, а также программу Burstbucker Pro на нижней стороне корпуса, носящую имя «Standard».

В 1980-х компания Gibson продала ограниченным тиражом Les Paul с тремоло системой Kahler.

Les Paul Standard 2008 года

Новая версия Les Paul Standard была выпущена 1 августа 2008 года и имела длинный тонированный гриф с асимметричнымй профилем для комфортной игры на гитаре, выравненные лады и запирающие колки Grover с улучшенным отношением 18 к 1. В новую модель внесли также и «облегчённые» отверстия, которые включает в себя маршрутизацию ячейки в конкретных областях корпусных пластин из красного дерева, как указано в спецификации. До 2008 года Les Paul Standard были «швейцарским сыром». Другими словами, в модели имелись отверстия, находившиеся в корпусе, но это были не ячейки, как на многих гитарах серии Les Paul. В 2008 году Гибсон также представил Les Paul Traditional. Les Paul Traditional был сконструирован при помощи традиционной спецификации данной модели, включавшей в себя колки в стиле Kluson, классические датчики 1957 года и бескамерный корпус.

Интерес к гитарам Les Paul

PAF датчики

В 1964 году из группы Rolling Stones получил новый Les Paul Sunburst 1959 года. Гитара, оснащённая тремоло системой Bigsby, стала первой моделью Les Paul в Великобритании, «принадлежащей звезде» и оставалась одним из видных инструментов в течение 1966 года. Это было связано с достаточно частым включением гитары в этот период (используя модели, начиная от полу-полых Epiphone и заканчивая различными гитарами, сделанными компаниями Guild и Gibson). Кита Ричардса иногда забывают называть в качестве раннего пост-гитариста Les Paul 1960 года. В 1966 году , а ещё ранее , также признали рок потенциал гитар Les Paul конца 1950-х (в частности, 1958-1960 модели Les Paul Sunburst), и дал им широкую экспозицию. Он начал использовать модели Les Paul под влиянием и Хьюберта Самлина, а играл - на своём новаторском альбоме Blues Breakers - - With Eric Clapton. В то же время, начал использовать Les Paul Goldtop 1954 года. Эту модель он приобрел в Бостоне во время гастролей с группой Paul Butterfield Blues, и вместе с ней записал большую часть своей работы на альбоме East-West. Год спустя, он обменял её на Gibson Les Paul Standard гитарного мастера Дэна Эрльюина, с которой он стал самым узнаваемым музыкантом. Одновременно с этим, такие артисты как , и начали использовать Les Paul Standard конца 1950-х годов. Эти модели 1950-х годов включали крупный, наиболее поддерживающий тон, оригинальные хамбакеры, известные как PAF датчики. Эти PAF датчики были разработаны Сетом Лавером, работавшим на компанию Gibson в 1955 году (патент США 2896491). После изготовления они сразу же появились на гитарах Les Paul в 1957 году. Это нововведение стало стандартным подобранным дизайном для Les Paul, в результате которого, впоследствии, многие другие компании последовали этому примеру. Скопированная электронная версия начинки была изменена, чтобы избежать нарушения патента на компанию Гибсон. У фирмы Gretsch были свои Filtertron датчики, а когда Fender выпустил на рынок свои хамбакеры в 1972 году, они стали радикально отличаться от аналогичных Fender Wide Range. «Стандартные» хамбакеры стали предлагаться другими гитарными производителями только после того, как патент компании Гибсон уже истёк. В основном датчики предлагались такими производителями как DiMarzio и Seymour Duncan.

На протяжении многих лет, подлинные модели Les Paul 1950-х годов стали одними из самых желанных и дорогих электрогитар в мире. В период между 1958 и 1960 годами было сделано только 1700 копий, а Les Paul Standard 1959 года в хорошем состоянии мог быть легко продан по цене от 200, 000 или 750, 000 долларов, что делает его наиболее ценной моделью электрогитар, когда-либо изготовленных. Тем не менее, Гибсон Custom Shop переиздал версии Les Paul 1950-х и 1960 годов, которые можно было приобрести за 3, 000 или 6, 000 долларов (определенные именные версии моделей артистов стоили значительно дороже). Джимми Пейдж предложил 1 миллион фунтов (1,6 миллионов долларов США) за его «первый» Les Paul 1959 года, если он когда-нибудь захочет продать его.

Благодаря работе и влиянию Ричардса, Харрисона, Клэптона, Блумфилда, Грина, Тэйлора, Бека, и Пейджа в середине 1960-х спрос на гитары Les Paul начал расти. Под влиянием и возросшем давлении со стороны общественности Гибсон вновь возобновил производство Les Paul с одним вырезом в июле 1968 года.

Модели Les Paul в эпоху Норлина (1969-1985)

Следующие годы принесли нового владельца компании Gibson. Во время «Эры Норлина», конструкция корпуса Gibson Les Paul сильно изменилась. В первую очередь изменению подвергся гриф, из-за которого компания Les Paul имела репутацию, связанную с легко ломающимся соединением в нём. Гриф укрепили анкерным стержнем, соединяя его с головной частью, чтобы предотвратить поломку. Для дальнейшего повышения прочности, древесина грифа из красного дерева была заменена на трёхслойную кленовую. Корпуса из однослойной древесины махагони были заменены на цельные с добавкой нескольких кленовых частей. Последний верхний слой был сделан из махагони. Это изготовление получило название «мультислойное» (иногда её неправильно называют «блинным корпусом»). Выражение «блинный корпус» на самом деле относится к корпусу, изготовленному из тонкого кленового слоя между двумя платформами махагони с кленовым верхом. Кленовые зёрна были помещены под углом 90 градусов, как и красное дерево. «Блин», как и слои, хорошо видны при взгляде на края гитары. Этот процесс также известен как и «слойное пересечение», и был он создан для прочности и устойчивости к закупориванию и деформации. «Слойное пересечение» прекратилось в 1977 году.

В эту эпоху компания Гибсон также начала экспериментировать с новыми моделями как Les Paul Recording. Эта модель часто избегалась гитарным консерваторами. Они считали, что это «слишком сильная новинка». Les Paul Recording включала низко задерживающие датчики, множество переключателей и кнопок, а также высокоуровневый кабель для совпадения сигнала с усилителем. Менее заметные изменения включали, не ограничиваясь этим, кленовые грифы 1976 года, экранирующие полости датчиков, а также пересечение струнодержателя ABR1 Tune-O-Matic в современном нэшвильском Tune-O-Matic бридже. В 1970-х форма корпуса Les Paul включалась в другие модели Гибсон, в том числе S-1, Sonex, L6-S, а также в другие, которые не следовали классическому Les Paul.

Современные модели и вариации

Deluxe была одной из «новых» моделей Les Paul 1968 года. Эта модель имела «мини - хамбакеры», также известные под названием «Нью-Йорк», которые сначала не были популярными. Мини-хамбакер вставлен в заранее вырезанную полость для датчика P-90 с помощью переходного кольца, разработанного компанией Gibson (на самом деле это просто вырез для крышки датчика P-90). Это было сделано для того, чтобы использовать поставку мини-хамбакеров, оставшихся от компании Epiphone, когда Gibson переправил производство Epiphone в Японию. Deluxe была выпущена в конце 1968 года и помогла стандартизировать производство между американскими моделями и изготовленными лично Лес Полом.

Первая модель Deluxe имела цельный корпус и тонкий гриф из трех слоёв в конце 1968 года. «Блин» корпуса (тонкий верхний слой клена между двумя слоями гондурасского красного дерева) позже появился в 1969 году. В конце 1969 года была добавлена небольшой анкерный стержень. «Делюксы» 1969 года имели логотип слова Gibson без точки в букве «i». На рубеже 1969/1970 годов, в букву «i» была снова вставлена точка, плюс штамп «Сделано в США» на обратной стороне грифа. В 1975 году поменялась технология изготовления грифа. Гриф создавался теперь не из красного дерева, а из клёна вплоть до 1980-х годов. Однако вскоре изготовление вернулось к своим первоначальным корням. Корпуса снова поменялся на цельный из красного дерева с дизайном «блин» в конце 1976 - начале 1977 года. Интерес к данной модели Les Paul был настолько низким, что в 1985 году компания Gibson прекратила выпускать данную линию гитар. Тем не менее, в 2005 году производство Deluxe вновь возобновилось во многом благодаря Питу Тауншенду и группе Thin Lizzy.

В 1978 году была выпущена модель Les Paul Pro Deluxe. Эта гитара имела датчики P-90, а не «мини-хамбакеры» модели Deluxe, чёрный кленовый гриф, корпус из красного дерева и хромированное оборудование. Она имела чёрную, вишнёвую, табачную и золотую расцветки. Интересно, что модели Deluxe были впервые выпущены в Европе, а не в США. Производство данной модели прекратилось в 1982 году.

Studio

Gibson Les Paul Studio

Модель Studio была выпущена в 1983 году и до сих пор находится в производстве.Предполагаемым покупателями этих моделей должны были стать студийные музыканты, поэтому конструктивные особенности Les Paul Studio были направлены на оптимальное звучание. Эта модель сохранила только элементы Gibson Les Paul, внёсшие вклад в тон и громкость, в том числе резная кленовая верхняя часть и стандартные механические и электронные аппаратные средства. Тем не менее, в дизайне Studio отсутствовал ряд особенностей, которые не влияли на качество звука, включая обязательные крепления для корпуса и грифа. Двумя исключениями из этого правила являются Studio Standard и Studio Custom. Обе модели были выпущены в середине 1980-х и обязательно включали корпус и гриф, хотя на накладке были точки вместо более выраженных трапеций. В настоящее время единственным Les Paul Studio с классическим грифом и трапециевидными обязательными вставками является Les Paul Studio Classic 1960-х годов, ограниченный выпуск, которой был сделан для сети магазинов Sam Ash. Первые Studio 1983-1986 годов выпуска, кроме Studio Standard и Studio Custom, были сделаны из ольхи, а не из махагони или клёна.

Текущая модель Studio имеет корпус из красного дерева с кленовой или махагониевой верхней частью. Начальный уровень «исчезнувших» Les Paul Studio имел камерный махагониевый корпус и атласную верхнюю часть. Эта модель имеет самую низкую цену среди американских Gibson Les Paul.

Новейшие модели Les Paul

Gibson Robot Guitar

В 2007 году компания Gibson объявила о создании компьютеризированной модели Les Paul, получившей название «Robot Guitar». Она была выпущена 7 декабря 2007 года. Гитара имела вставленный компьютер в корпус с ручкой «master control» рядом с регуляторами громкости, которая может вытаскиваться, поворачиваться или прижиматься в зависимости от различных команд к гитаре. Одной из наиболее заметных особенностей является возможность простого использования стандартной настройки. Для этого надо потянуть за регулятор «master control» и побренчать на гитаре, в то время как колки данной модели приспособятся к стандартной настройке. Другое использование регулятора «master control» заключается в том, что имеется возможность использования гитары под альтернативный строй, такой как drop D. При этом, надо нажимать на регулятор управления, чтобы получился соответственный строй. Новый Les Paul имеет пользовательскую серебристо-синюю расцветку. В то же время продукт активно рекламировался в американской популярной прессе в качестве «первой в мире» модели с подобной системой, когда-либо выпущенной за последние десятилетия.

Gibson Robot Guitar

Gibson Dark Fire

Гибсон объявил о создании новой интерактивной компьютеризированной модели Les Paul, которая производит намного больше звуков. Она была выпущена 15 декабря 2007 года под названием Dark Fire. Гитара имела вставленный компьютер в корпус и контролировалась при помощи кнопки «Master Control» (МСК). Кнопка «Master Control» позволяла гитаристам менять датчики и магнитные катушки, настраивать одновременно и автоматически каждый тон, и строй даже во время песни, которую играет. Как и модель «Robot», Dark Fire имела функцию настройки, однако по сравнению с «Robot» игрок мог это делать до 500 раз на одной зарядке аккумулятора, тем самым позволяя колкам приспосабливаться к разным тональностям. Использование технологии «тон хамелеона» позволило гитаре производить немыслимые звуки. В дополнение к улучшенной и расширенной возможности настройки гитара имеет три различных типа датчиков, в которые входят: Burstbucker (хамбакер), синглы P-90 и пьезоакустический струнодержатель, способствующие органичному смешиванию оригинальных звуков.

Копии Gibson Les Paul

Модели линии Custom Shop

С ростом популярности гитар Les Paul на рынке появились сотни версий несанкционированных имитаций и подражаний. Однако из-за отсутствия американского законодательства для решения проблемы нарушений патентных прав и ограничения импорта продаж, зарубежные подражания вызвали юридические и финансовые проблемы у корпорации Gibson. Также это беспокойство было связано с тем, что существовали высококачественные имитации старых моделей Les Paul (и старых моделей Stratocaster), выпускаемые зарубежными производителями гитар.

Например, в течение 1970-х и начала 1980-х годов японский производитель Tokai Gakki выпускал превосходные копии старых Les Paul 1957-1959 годов, а отзывы о них имели высокую оценку. В 1980 году в ответ на высокий спрос на старые модели, Гибсон сам начал предлагать линию «Custom Shop», которая являлась точной репродукцией ранних Les Paul, созданных «Gibson Guitar Custom».

Epiphone Les Paul Custom

Имитации Les Paul

Спецификации Gibson Les Paul в течение 1958-1960 менялись от года к году, а также от гитары к гитаре. Типичные Les Paul Standard 1958 года имели утолщённый «С-образный» гриф, тонкие лады и низкую высоту, которые изменялись в течение 1959 года. В конце 1960 года они имели типичные гриф с тонким сечением и более широкие, более высокие лады.



Это гитары, которые высоко ценятся у музыкантов, и, соответственно, дорого стоят. На их популярности пытаются нажиться многие не вполне честные производители. Они производят ужасного качества реплики Les Paul"ов, которые потом продают по цене, в разы превышающие их реальную стоимость. Надо понимать, что Gibson - это дорогие гитары, поэтому палка за 300-400 долларов, на которой написано «Gibson» - это подделка. Также, у настоящих Les Paul"ов есть свое неповторимое качество, которое ни одна фальшивка не сможет подделать.

Однако если покупатель не может увидеть разницы между поддельным и настоящим Gibson"ом - тогда, возможно, не стоит тратить безумные деньги на покупку оригинала?

Так или иначе, поддельный Gibson иногда бывает сложно определить, в связи с чем придется немного углубиться в тему.

Древесина головы грифа

Гриф у большинства (не у всех, однако) Les Paul"ов сделан из одного бруска красного дерева, т.е. весь представляет собой один кусок дерева. Именно благодаря этой особенности Gibson"ов головы грифов имеют свойство ломаться.

Для изготовителей поддельных Gibson"ов изготовление аутентичной головы - это большая проблема, т.к., при такой технологии, остается очень много неиспользованного дерева, которое не является пригодным для дальнейшего использования. Поэтому, они обычно выпиливают головы грифов из меньших по размеру брусьев дерева, а недостающие части потом просто приклеивают.

Голова у поддельного Gibson"а слева склеена из двух частей: место соединения двух разных кусков дерева хорошо заметно (под верхним порожком). Однако даже у настоящих Gibson"ов левая и правая части головы часто бывают склеены из отдельных кусков дерева, что заметно на картинке справа. Подобные «уши» не являются признаком поддельной гитары.

Также хотелось бы особенно отметить разные колки: колки поддельного Gibson"а сделаны из какого-то странного металла, напоминающего своей фактурой алюминий; вертикальные полосы на них видны на всей протяженности «коробочки» колки, металлик эффект гораздо слабее выражен.

Окантовка грифа

На новых Les Paul"ах окантовка грифа немного заходит на лад на всей протяженности грифа. Такая особенность есть только у гитар Gibson. Если металлическая часть лада видна везде - вплоть до окантовки грифа - это поддельный Gibson.

Надо сказать о том, что если у инструмента меняли лады, то, скорее всего, эти кончики уберут, т.к. стоимость услуги - если их оставить - неимоверно велика.

Накладка анкерного стержня

Является универсальным способом проверить, является ли Les Paul настоящим. Выемка под регулировочный болт анкеры обычно закрывается треугольной (с изогнутыми краями) пластиковой крышкой с двумя болтами. На поддельных гитарах болта три. Также, на ненастоящих гитарах выемка сделана шире, в форме арки.

На картинке сверху выделено, что накладка не очень хорошо подходит под выемку, более того, заметно, что второй болт (который ближе к порожку) практически висит в воздухе.
Для сравнения, пример оригинальных накладок анкера, за исключением подписных и еще нескольких моделей (Traditional, например):

Гайка анкерного стержня должна закручиваться накидным ключом, тогда как у фальшивого она подходит под обычный шестигранный ключ.

Надпись Les Paul

Очевидно различие между подписями на настоящем и поддельном Gibson"ах. Края букв на настоящем Les Paul"е тоньше и изящнее, почерк в целом более приятен взгляду. На фальшивом Gibson’е надпись несимметрична: буквы «ul» уезжают вниз.

Накладка на деку

Вместо того, чтоб украшать гитары красивой (и довольно дорогой) «горящей» кленовой накладкой на деку (flame maple top), производители фальшивых Les Paul"ов просто подделывают её. «Пламя», которое можно видеть на верхней картинке, на самом деле - это просто пленка, которая наклеена на деку. Это выглядит довольно красиво, но подобный способ применяется повсеместно для производства бюджетных инструментов.

У самого края деки пленка плохо прилегает к краям, из-за чего возникает темная полоса. Это не сильно заметно.

Потенциометры

«Крутилки» громкости и тона, должно быть, правильно прикручены к темброблоку изнутри. Но, поскольку ручка потенциометра (на картинке сверху) стоит сильно криво. На настоящих же Les Paul"ах ручки резисторов всегда прямо.

Кейс

И, наконец, гитарный кейс. Ненастоящий кейс очень легко вычислить, т.к. с настоящим кейсом от Gibson его сближает только кожаная поверхность. На картинках снизу - фальшивые кейсы.

Ненастоящий кейс - это просто дешевый, совершенно обыкновенный, жесткий гитарный кейс с напечатанным логотипом Gibson. Он не такой жесткий и монолитный, как оригинальный кейс от Gibson. У него резиновая ручка, которая крепится к самому кейсу совершенно неубедительными металлическими скобами. Внутри у него - какое-то противное нейлоновое покрытие, которое смотрится крайне бедно. На левой и средней картинках видно, что материал наружной стороны кейса чем-то похож на лаковое покрытие, в связи с чем он выглядит довольно некрасиво.

Для сравнения, ниже представлены фотографии настоящих кейсов Gibson:

И напоследок, коротенькая сводка плюс еще пара пунктов:

Gibson настоящий, если:
Надпись “Gibson” сделана курсивом;
Крышка анкерного стержня плотно подходит к грифу и имеет два болта (а не три);

Полость под регулировочный болт анкера сделана в форме треугольника со сглаженными краями;

Голова грифа сильно загнута назад;

Вся распайка аккуратно и хорошо сделана;

В комплекте с гитарой идет инструкция по эксплуатации, гарантийный талон и жесткий кофр.

Признаки поддельного Gibson:
Вертикальная надпись “Gibson” на крышке анкера;

Полость под выкрашена в черный цвет;

Вместо заключения

Конечно, данное руководство не может гарантировать стопроцентную вероятность того, что вы обнаружите поддельный Gibson. Люди, которые долго и всерьез увлекаются гитарой, конечно, смогут определить разницу в звуке и в весе. Так или иначе, далеко не всегда поддельные гитары – плохие, многие из них стоят своих денег.

Использованные статьи:

Goo.gl/LjOI8
goo.gl/fw3lN

Перевод и компиляция: Дмитрий Каторжнов