Глинка пьесы для детей. Основные произведения глинки

Михаил Иванович Глинка стал отцом русской национальной музыки

Михаил Иванович Глинка стал для русской национальной музыки тем же, чем стал Пушкин для русского языка.

Как Пушкин реформировал слово, сделав его живым и ярким, закончив работу предшественников и дав надежную почву потомкам, так и Глинка усовершенствовал музыку России.

Михаил Иванович объездил всю Европу, ища мелодии, которые были бы созвучны России, конечно, искал он их не в чужих странах, знакомясь с иностранными композиторами, среди которых был и Гектор Берлиоз. Глинка искал мелодии в собственном сердце, в душе, любившей и почитавшей Россию.

Результатом работы великого композитора стал уникальный русский стиль в классической музыке, совмещавший мелодии и напевы далекого прошлого Руси с современными Глинке инструментами, звучаниями, манерой исполнения.

Как для Скандинавии, Глинка для России стал певцом национального духа, маяком для многочисленных последователей – Мусоргского, Даргомыжского, он заложил фундамент, на котором вырос великолепный дом российской национальной музыки, которую по праву любят во всем мире.

Михаил Иванович Глинка был другом многих великих людей своей эпохи, его поиски уникального звучания начались не с пустого листа – он дружил с Пушкиным и декабристами, поддерживал теплые отношения с выдающимися художниками, писателями, музыкантами.

Михаилу Ивановичу были свойственны задумчивость и дотошность

Среди знакомых Глинки был и Грибоедов, и Жуковский, знаменитый живописец Серов, все они оказывали влияние на гения, а он в равной степени влиял на них. Одними из первых работ Глинки были романсы, звучание которых не утихает на протяжении двух столетий.

Он создал немало песен, которые исполняют до сих пор, а «Патриотическая песня» Михаила Ивановича даже была десять лет гимном Российской Федерации. Оперы Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» стали основой русского оперного звучания.

Симфоническая фантазия на две русские темы «Камаринская», написанная Глинкой в 1848 году, стала, по выражению Чайковского, «желудем», из которого выросло мощное древо русской симфонической музыки.

«У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки. Он так искусно владел инструментом, что до точности мог выразить все, что хотел; невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами… В звуках импровизации слышалась и народная мелодия, и свойственная только Глинке нежность, и игривая веселость, и задумчивое чувство. Мы слушали его, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи». Так писала о первом впечатлении своем от Глинки А.П. Керн.

Для детей о родной земле

Глинка сам взращивал в себе строгость и суровость

Как детский композитор Михаил Иванович Глинка в первую очередь известен своими романсами и оперой «Руслан и Людмила», которая вобрала и усилила впечатление сказочности, заложенное А.С. Пушкиным в одноименное произведение.

Музыка Глинки, написанная для детей, – песни, романсы, симфонические фантазии, опера и даже сама знаковая «Камаринская» – имела немало общих черт, выдающих удивительный стиль композитора.

«Счастливый композитор! Если бы он мог знать, что через сто лет после его смерти в сборнике его романсов очень мало забытых или редко исполняемых произведений! Слово «популярность» здесь ничтожно и недостаточно. Мелодии Глинки вошли в народное сознание, они живут». Очень метко определил особенность романсов и песен Глинки Б. Асафьев.

Музыка Глинки – сильная, могучая, яркая, сочетающая ритмы народных песен, сказаний, даже частушек – звучит так, как должна звучать сама Россия – широко и ровно. Детские произведения Глинки учат любить свою родину, ценить ее наследие, помнить прошлое и заботиться о будущем, она раскрывает все богатство русской культуры, огромное наследие, которое скрывается в простых подчас мелодиях.

«У меня есть проект в голове, идея… Мне кажется, что… я мог бы дать нашему театру достойное его произведение… я хочу, чтобы все было национальным: прежде всего – сюжет, но и музыка тоже – настолько, чтобы мои дорогие соотечественники чувствовали себя дома, а за границей меня не сочли хвастунишкой, вороной, которая вздумала рядиться в чужие перья». Так о своих планах писал сам М.И. Глинка в те времена, когда замысел его еще оставался нераскрытым.

Глинка создал уникальную русскую музыку, которая помогает и детям, и взрослым любить свою страну, ценить и вдохновляться образами родной земли, заложенными в мелодии великого композитора.

Избранные и наиболее известные

произведения М.И.Глинки

I. Оперы и сочинения для сцены 1) "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") (1836), большая опера в 4-х актах с эпилогом. Либретто Г.Ф. Розена. 2) Музыка к трагедии "Князь Холмский" Н.В.Кукольника (1840). 3) "Руслан и Людмила", большая волшебная опера в пяти актах (1842). Либретто В.Ф.Ширкова по поэме А.С.Пушкина. II. Симфонические произведения 1) Увертюра-симфония на круговую русскую тему (1834), закончена и инструментована В.Шебалиным (1937). 2) Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты (Испанская увертюра N1) (1843). 3) Воспоминание о летней ночи в Мадриде (Испанская увертюра N2 для оркестра) (1848-1851). 4) "Камаринская",фантазия на темы двух русских песен, свадебной и плясовой, для оркестра (1848). 5) Полонез ("Торжественный польский") на тему испанского болеро (1855). - 6) Вальс-фантазия, скерцо в форме вальса для оркестра (третья инструментовка одноименного произведения для ф-но 1839 г.) (1856 г.) III. Камерно-инструментальные ансамбли 1) Струнный квартет (1830) 2) Блестящий дивертисмент на темы из оперы "Сомнамбула" В.Беллини (1832). 3) Серенада на некоторые мотивы из оперы "Анна Болейн" Г.Доницетти (1832). 4) Большой секстет на собственные темы (1832). 5)"Патетическое трио"(1832). IV. Произведения для фортепиано 1) Вариации на тему русской песни,Среди долины ровныя" (1826). 2) Ноктюрн Es-Dur (1828). 3)"Новый контрданс",французская кадриль D-Dur (1829). 4)"Прощальный вальс"(1831). 5) Вариации на тему песни "Соловей" А.Алябьева.(1833). 6) Мазурка F-Dur (мазурка,посвящённая жене) (1835). 7)"Мелодический вальс"(1839). 8)"Контрданс" G-Dur (1839) 9)"Вальс-фаворит"F-Dur (1839). 10)"Большой вальс"G-Dur (1839) 11)"Polonaise"E-Dur (1839). 12) Ноктюрн "Разлука"(1839). 13)"Монастырь", контрданс D-Dur (1839). 14) "Вальс-фантазия"(1839). 15) "Болеро" (1840) 16) Тарантелла на тему русской народной песни "Во поле берёзонька стояла" (1843). 17) "Молитва"(1847).(Для голоса, хора и оркестра - 1855). 18) Авторское переложение для фортепиано Эпилога оперы "Жизнь за царя" (1852). 19) "Детская полька"(по случаю выздоровления племянницы Ольги (1854) 20) Андалузский танец "Las Mollares" (1855). 21)"Жаворонок"(1840) (обработка для ф-но М.Балакирева). V. Вокальные произведения с фортепьянным сопровождением 1) Элегия "Не искушай меня без нужды" (1825). Слова Е.А.Баратынского. 2)"Бедный певец"(1826).Слова В.А.Жуковского (1826). 3)"Утешение"(1826).Слова В.А.Жуковского. 4)"Ах ты, душечка, красна девица"(1826).Слова народные. . 5)"Память сердца". Слова К.Н.Батюшкова (1826). 6)"Я люблю, ты мне твердила"(1827).Слова А.Римского-Корсака. 7)"Горько,горько мне,красной девице"(1827).Слова А.Я. Римского- Корсака. 8)"Скажи, зачем"(1827).Слова С.Г.Голицына. 9)"Один лишь миг"(1827).Слова С.Г.Голицына. 10)"Что,красотка молодая"(1827).Слова А.А.Дельвига. 11)"Дедушка,девицы раз мне говорили"(1828).Слова А.А.Дельвига. 12)"Разочарование"(1828).Слова С.Г.Голицына. 13) "Не пой, красавица, при мне".Грузинская песня(1828). Слова А.С.Пушкина. 14) "Забуду ль я"(1829).Слова С.Г.Голицына. 15) "Ночь осенняя"(1829).Слова А.Я.Римского-Корсака. 16) "Ах ты, ночь ли, ноченька"(1829).Слова А.А.Дельвига. 17) "Голос с того света"(1829).Слова В.А.Жуковского. 18) "Желание"(1832).Слова Ф.Романи. 19) "Победитель"(1832).Слова В.А.Жуковского. 20) Фантазия "Венецианская ночь"(1832).Слова И.И.Козлова. 21) "Не говори: любовь пройдет"(1834).Слова А.А.Дельвига. 22) "Дубрава шумит" (1834).Слова В.А.Жуковского. 23) "Не называй ее небесной"(1834). Слова Н.Ф.Павлова. 24) "Только узнал я тебя"(1834).Слова А.А.Дельвига. 25) "Я здесь, Инезилья"(1834).Слова А.С.Пушкина. 26) Фантазия "Ночной смотр"(1836).Слова В.А.Жуковского. 27) Стансы "Вот место тайного свидания"(1837). Слова Н.В.Кукольника. 28) "Сомнение"(1838).Слова Н.В.Кукольника. 29) "В крови горит огонь желанья"(1838).Слова А.С.Пушкина. 30) "Где наша роза"(1838).Слова А.С.Пушкина. 31) "Гуде вiтер вельми в полi "(1838).Слова <украинск.> В.Н.Забеллы. 32) "Не щебечи,соловейку"(1838).Слова <украинск.> В.Н.Забеллы. 33) "Ночной зефир"(1838).Слова А.С.Пушкина. Свадебная песня(1839).Слова Е.П.Ростопчиной. 35) "Если встречусь с тобой"(1839).Слова А.В.Козлова. 36) "Я помню чудное мгновенье"(1840). Слова А.С.Пушкина. 37) "Прощание с Петербургом",цикл из 12 песен и романсов (1840). Слова Н.В.Кукольника. 38) "Как сладко с тобою мне быть"(1840).Слова П.П.Рындина. 39) Признание ("Я вас люблю,хоть я бешусь")(1840). Слова А.С.Пушкина. 40) "Я люблю тебя,милая роза"(1842).Слова И.Самарина. 41) "К ней"(1843).Слова А.Мицкевича.Русский текст С.Г.Голицына. 42) "Ты скоро меня позабудешь"(1847).Слова Ю.В.Жадовской. 43) "Слышу голос твой"(1848).Слова М.Ю.Лермонтова. 44) "Заздравный кубок"(1848).Слова А.С.Пушкина. 45) "Песнь Маргариты" из трагедии В.Гете "Фауст"(1848). Русский текст Э.Губера. 46) Фантазия "О милая дева"(1849).Слова - подражание стихам А.Мицкевича 47) "Адель"(1849).Слова А.С.Пушкина. 48) "Мери"(1849).Слова А.С.Пушкина. 49) "Финский залив"(1850). Слова П.Г.Ободовского. 50) "Ах, когда б я прежде знала"(1855).Старинная цыганская песня на слова И.Дмитриева в обработке М.Глинки. 51) "Не говори, что сердцу больно"(1856).Слова Н.Ф.Павлова.

Михаил Глинка родился в 1804 году, в имении своего отца, в Новоспасском селе в Смоленской губернии. После рождения сына мать решила, что и так уже достаточно сделала, и передала маленького Мишу на воспитание его бабушке, Фёкле Александровне. Бабушка забаловала внука, устроила ему "тепличные условия", в которых он рос этакой "мимозой" - нервным и изнеженным ребенком. После смерти бабушки все тяготы по воспитанию подросшего сына свалились на мать, которая, надо отдать ей должное, с новыми силами бросилась перевоспитывать Михаила.

Играть на скрипке и на фортепиано мальчик начал благодаря маме, которая увидела в сыне талант. Сначала музыке Глинку учила гувернантка, позже родители отправили его в пансион в Санкт-Петербурге. Именно там он познакомился с Пушкиным - тот приходил в гости к младшему брату, однокласснику Михаила.

В 1822 юноша закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой бросать не собирался. Он музицирует в дворянских салонах, и иногда руководит оркестром дяди. Глинка экспериментирует с жанрами и много пишет. Он создает несколько песен и романсов, хорошо известных и в наши дни. Например, "Не искушай меня без нужды ", "Не пой, красавица, при мне ".

Кроме того, он знакомится с другими композиторами, и все время совершенствует свой стиль. Весной 1830 года юноша едет в Италию, немного задержавшись в Германии. Он пробует свои силы в жанре итальянской оперы, а его композиции становятся более зрелыми. В 1833, в Берлине, его застала новость о смерти отца.

Вернувшись в России, Глинка задумывается о создании русской оперы, а за основу он берет предание о б Иване Сусанине. Через три года он заканчивает работу над своим первым монументальным музыкальным произведением. Но поставить ее оказалось гораздо труднее - этому противился директор императорских театров. Он считал, что Глинка слишком молод для опер. Пытаясь это доказать, директор показал оперу Катерино Кавосу, но тот, вопреки ожиданиям, оставил о работе Михаила Ивановича самый лестный отзыв.

Оперу приняли с восторгом, и Глинка написал матери:

"Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною "…

После такого успеха, композитора назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы.

Ровно через шесть лет после "Ивана Сусанина ", Глинка представил на суд общественности "Руслана и Людмилу ". Работать над ней он начал при жизни Пушкина, однако заканчивать работу пришлось при помощи нескольких малоизвестных поэтов.
Новая опера подверглась жестокой критике, и Глинка тяжело переживал это. Он отправился в большое путешествие по Европе, останавливаясь то во Франции, то в Испании. В это время композитор работает над симфониями. Он путешествует до конца своей жизни, задерживаясь на одном месте на год-другой. В 1856 году он едет в Берлин, где и умирает.

Две супружеские пары участников проекта «Московское долголетие» из Южного Медведково сегодня приняли участие в «Бале Победы».
07.05.2019 Район Южное Медведково СВАО Две пары участников проекта «Московское долголетие» из Лосиноостровского района сегодня приняли участие в «Бале Победы».
07.05.2019 Лосиноостровский район СВАО

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и ).

Оперное творчество М.И.Глинки

М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);

— эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Михаил Иванович Глинка

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы . Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  • черты драмы (активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы , связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции , тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

  • особый, широкий и неторопливый характер развития;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  • картинность и красочность (романтическая тенденция).

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

«учебником музыкальных форм».

После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Симфоническое творчество Глинки

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторство композитора

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

  • тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
  • подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки . Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком , считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

  • преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам .
  • в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

  1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного ;
  2. (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
  3. (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Оркестровка у Глинки

Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  • общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Историческая роль композитора М.И.Глинки

Она заключается в том, что он:

  1. Стал основоположником русской классической музыки;
  2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
  3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов. Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы. Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. В своих проникнутых патриотизмом прекрасных произведениях, маэстро так воспевал торжество добра и справедливости, что ими и в нынешнее время не перестают восхищаться и открывать в них всё новые совершенства.

Краткую биографию Михаила Ивановича Глинки и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

Ранним утром 20 мая 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине. Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням. Согласно биографии Глинки в 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата. Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.


С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками - Беллини, Доницетти и Мендельсоном , изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность. В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы «Жизнь за царя », после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.


В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора. Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. Мария Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн. Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.

После провала «Руслана и Людмилы » музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам. На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя». Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.



Интересные факты

  • М.И. Глинку принято считать отцом русской оперы. Отчасти это так – именно он стал родоначальником национального направления в мировом оперном искусстве, создал приемы типично русского оперного пения. Но говорить о том, что «Жизнь за царя» - первая российская опера, было бы неверно. История сохранила немного свидетельств о жизни и творчестве придворного композитора Екатерины II В.А. Пашкевича, но известны его комические оперы, шедшие на столичных сценах в последней трети 18 века: «Несчастье от кареты», «Скупой» и другие. Две оперы были им написаны на либретто самой императрицы. Три оперы для российского двора создал Д.С. Бортнянский (1786-1787 гг.). Е.И. Фомин в конце 18 века написал несколько опер, в том числе, по либретто Екатерины II и И.А. Крылова. Оперы и оперы-водевили выходили и из-под пера московского композитора А.Н. Верстовского.
  • Опера К. Кавоса «Иван Сусанин» в течение 20 лет шла в театрах наравне с «Жизнью за царя». После революции шедевр Глинки был предан забвению, но в 1939 году, на волне предвоенных настроений, опера вновь вошла в репертуары крупнейших театров страны. Из идеологических соображений либретто было коренным образом переработано, а само произведение получило имя канувшего в лету предшественника – «Иван Сусанин». В первоначальном варианте опера вновь увидела сцену только в 1989 году.
  • Роль Сусанина стала поворотной точкой в карьере Ф.И. Шаляпина. 22-летним юношей он исполнил арию Сусанина на прослушивании в Мариинском театре. Уже на следующий день, 1 февраля 1895 года, певец был зачислен в труппу.
  • «Руслан и Людмила» - опера, сломавшая представления о традиционных вокальных голосах. Так, партия юного витязя Руслана написана не для героического тенора, как требовала бы итальянская оперная модель, а для баса или низкого баритона. Теноровые партии представлены добрым волшебником Финном и сказителем Баяном. Людмила – партия для колоратурного сопрано, в то время как Горислава – для лирического. Поразительно то, что роль князя Ратмира – женская, его поет контральто. Ведьма Наина – комическое меццо-сопрано, а ее протеже Фарлаф – бас-буффо. Героическим басом, которому в «Жизни за царя» отдана роль Сусанина, поет отец Людмилы, князь Светозар.
  • По одной из версий, единственной причиной негативной критики в адрес «Руслана и Людмилы» явился демонстративный уход Николая I с премьеры – официальным изданиям надо было оправдать этот факт некими недостатками творческой части оперы. Возможно, что поступок императора объясняется слишком явными аллюзии на реальные события, приведшие к дуэли А.С. Пушкина, в частности, подозрения о связи его супруги с Николаем.
  • Партия Ивана Сусанина положила начало серии великих басовых ролей русского оперного репертуара, включающей такие мощные фигуры, как Борис Годунов, Досифей и Иван Хованский, Князь Галицкий и Хан Кончак, Иван Грозный и Князь Юрий Всеволодович. Эти роли были исполнены поистине выдающимися певцами. О.А. Петров – первый Сусанин и Руслана, а через тридцать лет – и Варлаам в «Борисе Годунове». Его уникальный голос директор петербургского императорского театра случайно услышал на ярмарке в Курске. Следующее поколение басов представлял Ф.И. Стравинский, отец знаменитого композитора, служивший в Мариинском театре. Затем – Ф.И. Шаляпин, начавший карьеру в частной опере С. Мамонтова и выросший в мировую оперную звезду. В советское время в этих партиях блистали М.О. Рейзен, Е.Е. Нестеренко, А.Ф. Ведерников, Б.Т. Штоколов.
  • Сам Михаил Иванович имел красивый голос, высокий тенор, и исполнял свои романсы под рояль.
  • «Записки» М.И. Глинки стали первыми композиторскими мемуарами.


  • Композитор, выглядящий внушительно на монументальных памятниках, на самом деле был маленького роста, отчего ходил, вскинув голову, чтобы казаться выше.
  • В течение жизни Глинка страдал различными недугами. Отчасти они были обусловлены бабушкиным воспитанием в ранние годы, когда его изрядно кутали и многие месяцы не выпускали на улицу. Отчасти – тем, что родители приходились друг другу троюродными братом и сестрой, и все мальчики в семье отличались слабым здоровьем. Описаниям собственных болезней и их лечения отведено немалое место в его «Записках».
  • У музыканта было 10 младших братьев и сестер, но его пережили только трое - сестры Мария, Людмила и Ольга.

  • Глинка признавал, что мужскому обществу предпочитает женское, поскольку дамам нравились его музыкальные таланты. Он был влюбчивым и увлекающимся. Мать даже опасалась отпускать его в Испанию, из-за горячих нравов местных ревнивых мужей.
  • Супругу композитора долгое время принято было представлять как недалекую женщину, не понимавшую в музыке и любившую только светские развлечения. Соответствовал ли такой образ действительности? Мария Петровна была женщиной практического склада, чем, вероятно, не оправдала романтических ожиданий своего мужа. Кроме того, на момент свадьбы ей было всего 17 лет (Глинке – 30), она только вступила в период выходов в общество, балов и праздников. Стоит ли ее наказывать за то, что она была увлечена нарядами и своей красотой более чем творческими прожектами мужа?
  • Вторая любовь Глинки Екатерина Керн была полной противоположностью его жене – некрасивая, бледная, но тонко чувствующая, понимающая искусство интеллектуалка. Вероятно, именно в ней композитор увидел те черты, которые тщетно пытался найти в Марии Петровне.
  • Карл Брюллов нарисовал немало карикатур на Глинку, которые задевали композиторское самолюбие.


  • Из биографии Глинки мы знаем, что композитор был настолько привязан к матери Евгении Андреевне, что в течение жизни писал ей каждую неделю. После прочтения известия о ее кончине, у него отнялась рука. Он не был ни на ее похоронах, ни на могиле, поскольку считал, что без матери поездки в Новоспасское потеряли всякий смысл.
  • Композитор, создавший оперу о борьбе с польскими захватчиками, имеет польские корни. Его предки осели под Смоленском, когда тот принадлежал Речи Посполитой. После возвращения земель под власть Российского государства, многие поляки приняли православие и присягнули царю, чтобы остаться жить на своей земле.
  • Михаил Иванович очень любил певчих птиц и держал около 20 у себя дома, где для них была отведена целая комната.
  • «Патриотическую песню» Глинка написал в надежде, что она станет новым российским гимном. Так и случилось, но не в 1833, когда выбрали «Боже, Царя храни!» А.Ф. Львова, а в 1991 году. За 9 лет, пока «Патриотическая песня» была национальным символом, к ней так и не были написаны слова. В том числе и по этой причине в 2000 году гимном России снова стала музыка Государственного гимна СССР А.Б. Александрова.
  • Премьерой «Руслана и Людмилы» в постановке Д. Чернякова Большой театр открылся после реконструкции в 2011 году.
  • Мариинский театр – единственный в мире, где в текущем репертуаре идут обе оперы композитора.

Творчество


Михаил Глинка в равной мере известен и своими операми, и романсами. Именно с камерной музыки началась его композиторская деятельность. В 1825 году он написал романс «Не искушай». Как нечасто бывает, одно из первых его творений оказалось бессмертным. В 1830-е были созданы инструментальные сочинения по мотивам оперной музыки В. Беллини, Соната для альта и фортепиано, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио». В этот же период Глинка пишет свою единственную симфонию, которую так и не закончил.

Путешествуя по Европе, Глинка все более укоренялся в мысли, что творчество русского композитора должно базироваться на исконной народной культуре. Он стал искать сюжет для оперы. Тему подвига Ивана Сусанина ему подсказал В.А. Жуковский, который принял непосредственное участие в создании текста произведения. Либретто написал Е.Ф. Розен. Событийная структура полностью была предложена композитором, поскольку стихи сочинялись уже на готовую музыку. Мелодически опера построена на противопоставлении двух тем – русской с ее разливной напевностью и польской с ее ритмичными, громкими мазуркой и краковяком. Апофеозом стал хор «Славься» - не имеющий аналогов торжественный эпизод. «Жизнь за царя» была представлена в Большом театре Санкт – Петербурга 27 ноября 1836 года. Примечательно, что постановкой руководил и дирижировал К. Кавос, за 20 лет до этого создавший собственного «Ивана Сусанина» на основе материала народного творчества. Мнение публики разделилось – одних шокировала простая «мужицкая» тема, другие посчитали музыку слишком академичной и сложной для восприятия. Император Николай I отнесся к премьере благосклонно и лично поблагодарил ее автора. Более того, ранее он сам предложил название опере, до этого поименованной «Смерть за царя».

Еще при жизни А.С. Пушкина Глинка задумал перенести на музыкальную сцену поэму «Руслан и Людмила» . Однако эта работа началась только в скорбный год кончины великого поэта. Композитору пришлось привлечь нескольких либреттистов. Сочинительство заняло пять лет. В опере совершенно иначе расставлены смысловые акценты – сюжет стал более эпичным и философским, но несколько лишенным иронии и фирменного пушкинского юмора. По ходу действия герои развиваются, испытывают глубокие чувства. Премьера «Руслана и Людмилы» прошла в столичном Большом театре 27 ноября 1842 года – спустя ровно 6 лет после «Жизни за царя». Но на дате сходства двух премьер исчерпываются. Встречена опера была неоднозначно, в том числе из-за неудачных замен в артистическом составе. Императорская фамилия демонстративно покинула зал прямо во время последнего действия. Это было поистине скандальное происшествие! Третий спектакль расставил все по своим местам, и публика оказала новому творению Глинки теплый прием. Чего не сделала критика. Композитора обвиняли в рыхлой драматургии, несценичности и затянутости оперы. По этим причинам ее почти сразу же стали сокращать и переделывать – зачастую, неудачно.

Одновременно с работой над «Русланом и Людмилой» Глинка писал романсы и вокальный цикл «Прощание с Петербургом », «Вальс-фантазию» . За рубежом возникли две Испанские увертюры и «Камаринская» . В Париже триумфально прошел первый в истории концерт русской музыки, состоявший из его произведений. Последние годы композитор был полон идей. В свой роковой год оказаться в Берлине его подвигло не только исполнение «Жизни за царя», но и занятия с известным теоретиком музыки З. Деном. Несмотря на свой возраст и опыт, он не переставал учиться, желая идти в ногу с тенденциями времени – в блестящей творческой форме был Дж. Верди , набирал силу Р. Вагнер . Российская музыка заявила о себе на европейских сценах, и нужно было продвигать ее далее.

К сожалению, планы Глинки прервала судьба. Но благодаря его творчеству, русская музыка получила значительное развитие, в стране появились многие поколения талантливых композиторов, было положено начало российской музыкальной школе.