Храм великомученицы параскевы пятницы. Святая Параскева Пятница: в чем помогает эта святая? Что у нее нужно просить

С 3 по 18 октября включительно в нашей обители будет пребывать мироточивая икона великомученицы Параскевы Пятницы из храма св. апостола Андрея Первозванного г. Владивостока. Сегодня мы публикуем житие святой великомученицы Параскевы, рассказ о почитании ее на Руси, а также краткие сведения о со-и-мен-ных ей свя-тых же-нах.


Четыре святые Параскевы

Ес-ли мы отк-ро-ем пра-вос-лав-ный ка-лен-дарь, то уви-дим, что в свят-цах ука-за-ны че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы: пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (II век), пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (XI век), му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (I век) и ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца (III—IV ве-ка).
На-пом-ним, что в ли-ке пре-по-доб-ных прос-лав-ле-ны свя-тые мо-на-хи и мо-на-хи-ни, в ли-ке му-че-ни-ков — те, кто пре-тер-пел стра-да-ние и смерть за имя Хрис-то-во. Ве-ли-ко-му-че-ни-ка-ми же на-зы-ва-ют-ся те свя-тые му-че-ни-ки, ко-то-рые, как и свя-тая Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца, ис-пы-та-ли осо-бен-но тяж-кие и про-дол-жи-тель-ные му-че-ния, про-я-вив при этом уди-ви-тель-ное му-же-ст-во и твер-дость в ве-ре. Их под-виг при-шел-ся на пер-вые ве-ка хрис-ти-а-н-ства, а это бы-ли вре-ме-на жес-то-ких го-не-ний на хрис-ти-ан им-пе-ра-то-ров-языч-ни-ков — пра-ви-те-лей Римс-кой им-пе-рии. Сре-ди ве-ли-ко-му-че-ни-ков нам из-ве-ст-ны свя-тые Ге-ор-гий По-бе-до-но-сец, це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон, Фе-о-дор Стра-ти-лат, Ди-мит-рий Со-лу-нс-кий, свя-тые же-ны Вар-ва-ра, Ека-те-ри-на, Анас-та-сия Узо-ре-ши-тель-ни-ца и мно-гие дру-гие.
Ве-ли-ко-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву час-то пу-та-ют с ее свя-ты-ми «тез-ка-ми», да-же в цер-ков-ной ли-те-ра-ту-ре фак-ты из жи-тия од-ной Па-рас-ке-вы иног-да при-пи-сы-ва-ют-ся дру-гой. По-э-то-му преж-де, чем на-чать рас-сказ о Па-рас-ке-ве Пят-ни-це, хо-те-лось бы посвятить нес-коль-ко слов и со-и-мен-ным ей свя-тым же-нам.
Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (26 ию-ля/8 ав-гус-та) жи-ла ве-ком рань-ше ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы и так же по-апос-тольс-ки про-по-ве-до-ва-ла хрис-ти-а-н-ство языч-ни-кам. По ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на она бы-ла бро-ше-на в ко-тел с ки-пя-щей смо-лой, но ос-та-лась нев-ре-ди-мой. Им-пе-ра-тор усом-нил-ся, действи-тель-но ли смо-ла в кот-ле расп-лав-ле-на, и не-ос-мот-ри-тель-но при-ка-зал плес-нуть в не-го жид-костью. Па-ла-чи ис-пол-ни-ли его по-ве-ле-ние, но рас-ка-лен-ная смо-ла по-па-ла пра-ви-те-лю в гла-за, и он мгно-вен-но ос-леп. Им-пе-ра-тор стал умо-лять му-че-ни-цу об ис-це-ле-нии. По мо-лит-ве свя-той Па-рас-ке-вы к Ан-то-ни-ну вер-ну-лось зре-ние, он уве-ро-вал во Хрис-та и при-нял Кре-ще-ние (эту ис-то-рию оши-боч-но часто приписывают Па-рас-ке-ве Пят-ни-це).
Бо-лее все-го пре-по-доб-но-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву знают и по-чи-та-ют гре-ки. Час-ти-цы ее мо-щей на-хо-дят-ся на Афо-не, в Рус-ском Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-нас-ты-ре. В Кры-му, у се-ла То-по-лев-ка, есть Тро-и-це-Па-рас-ке-ви-е-вс-кий женс-кий мо-нас-тырь, ко-то-рый ос-но-ван имен-но в честь пре-по-доб-но-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы. Су-ще-ст-ву-ет мест-ное пре-да-ние, что имен-но здесь свя-тая встре-ти-ла свою кон-чи-ну, а в том мес-те, где зем-ля обаг-ри-лась ее кровью, появился це-леб-ный род-ник.
Пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (14/27 ок-тяб-ря) осо-бо лю-би-ма в Сер-бии и Бол-га-рии. Ро-ди-лась она в бла-го-чес-ти-вой бол-га-рс-кой семье, пос-ле смер-ти ро-ди-те-лей пост-риг-лась в мо-на-ше-ст-во и уда-ли-лась в Иор-да-нс-кую до-ли-ну, где слав-но под-ви-за-лась до глу-бо-кой ста-рос-ти. Имен-но ее мо-щи, а не ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы (так оши-боч-но пи-шут в не-ко-то-рых кни-гах), по-ко-ят-ся те-перь в ста-рин-ном ру-мы-нс-ком го-ро-де Яс-сы. В Сер-бии свя-той Пет-ке пос-вя-ще-но мно-же-ст-во хра-мов.
Му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (20 мар-та/2 ап-ре-ля) бы-ла род-ной сест-рой Фо-ти-ны-са-ма-ря-ны-ни, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ков-ля. Вмес-те с Фо-ти-ной и дру-ги-ми сест-ра-ми она при-ня-ла му-че-ни-чес-кий ве-нец, каз-нен-ная по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра Не-ро-на — жес-то-ко-го го-ни-те-ля хрис-ти-ан.
Все че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы по-нес-ли ве-ли-кие под-ви-ги и стра-да-ния за имя Хрис-то-во, и все они рав-ны в сво-ей свя-тос-ти пе-ред Бо-гом, но имен-но ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца осо-бен-но приш-лась по серд-цу рус-ско-му на-ро-ду, имен-но ей уда-лось, по-доб-но свя-ти-те-лю Ни-ко-лаю Чу-дот-вор-цу, стать поч-ти «рус-ской» свя-той.


Почитание святой Параскевы Пятницы на Руси

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва всег-да поль-зо-ва-лась на Ру-си осо-бой лю-бовью и по-чи-та-ни-ем. Де-вуш-ки мо-ли-лись ей об удач-ном за-му-же-ст-ве, ма-те-ри — за сво-их де-тей. Во мно-гих де-рев-нях был обы-чай в день па-мя-ти ве-ли-ко-му-че-ни-цы (де-ся-тая пят-ни-ца по Пас-хе; 28 ок-тяб-ря/10 но-яб-ря) уст-ра-и-вать крест-ные хо-ды, мо-леб-ны, празд-нич-ные зас-толья. А име-нин-ниц в этот день бы-ло очень мно-го, пос-коль-ку поч-ти в каж-дой мно-го-дет-ной семье од-на из де-во-чек но-си-ла имя Прас-ковья (лас-ко-во Па-ра-шень-ка, Па-шень-ка, Па-рас-ка).
Счи-та-лось, что по мо-лит-вам ве-ли-ко-му-че-ни-цы сох-ра-ня-ет-ся се-мей-ное бла-го-по-лу-чие и счастье. До на-ча-ла XX ве-ка ико-ны свя-той Па-рас-ке-вы бы-ли поч-ти в каж-дом рус-ском до-ме. Кресть-я-не уби-ра-ли их лен-та-ми, цве-та-ми, вы-ши-ты-ми руш-ни-ка-ми, под-вес-ка-ми, ду-шис-ты-ми тра-ва-ми и так вы-но-си-ли на крест-ные хо-ды.
Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-чи-та-лась так-же пок-ро-ви-тель-ни-цей тор-гов-ли: имен-но по пят-ни-цам уст-ра-и-ва-лись тор-ги и яр-мар-ки. На этих тор-жи-щах неп-ре-мен-но ус-та-нав-ли-ва-лась ико-на Па-рас-ке-вы Пят-ни-цы.
В честь ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы на Ру-си стро-и-лись хра-мы и ча-сов-ни, ста-ви-лись до-рож-ные крес-ты с ее ико-ной, ко-то-рые так и на-зы-ва-лись «пят-ни-ца-ми». Да-же са-ми раз-вил-ки, пе-рек-ре-ст-ки до-рог то-же зва-лись «пят-ни-ца-ми». Бы-ло при-ня-то про-во-жать род-ных в даль-ний путь до «пят-ни-цы», или, на-о-бо-рот, встре-чать у «пят-ни-цы». У этих же «пят-ниц» де-ви-цы вы-ма-ли-ва-ли се-бе хо-ро-ших же-ни-хов.


Параскева - покровительница монашества

Хо-тя к свя-той Па-рас-ке-ве на Ру-си боль-ше об-ра-ща-лись как к пок-ро-ви-тель-ни-це семьи и бра-ка, ее мож-но счи-тать и пок-ро-ви-тель-ни-цей девства — са-ма свя-тая пред-поч-ла стать не-вес-той Хрис-то-вой, про-жив свою жизнь в чис-то-те и це-ло-муд-рии.
В жи-тии свя-ти-те-ля Гри-го-рия Бо-гос-ло-ва (IV век) есть сло-ва о том, что ви-де-ние этой свя-той де-вы оз-на-ча-ет при-зыв к не-по-роч-ной и це-ло-муд-рен-ной жиз-ни. Вот что рас-ска-зы-вал о сво-ей встре-че с ве-ли-ко-му-че-ни-цей из-ве-ст-ный ста-рец, схи-игу-мен Пско-во-Пе-че-рс-ко-го мо-нас-ты-ря Сав-ва (Ос-та-пен-ко) (1898-1980): «Ночью мо-лил-ся я пе-ред сво-ей чу-дот-вор-ной ико-ной Ка-за-нс-кой Бо-жи-ей Ма-те-ри. В за-бытьи (на-я-ву или в тон-ком сне — Бог весть!) яви-лась вдруг свя-тая же-на не-о-бык-но-вен-ной чис-то-ты и кра-со-ты. Кто она, я не знал. Она раск-ры-ла пе-ре-до мной всю кра-со-ту мо-на-ше-ст-ва, по-яс-ни-ла раз-ни-цу меж-ду жизнью мо-на-шес-кой и се-мей-ной. Она ска-за-ла, что мож-но спас-тись и в се-мей-ной жиз-ни, но мо-на-ше-ст-во вы-ше».
Вско-ре пос-ле это-го ви-де-ния отец Сав-ва (а тог-да он был еще прос-то Ни-ко-лай) уви-дел в хра-ме ико-ну свя-тых ве-ли-ко-му-че-ниц Вар-ва-ры, Ека-те-ри-ны и Па-рас-ке-вы. В свя-той Па-рас-ке-ве он уз-нал ту са-мую чуд-ную де-ву, ко-то-рая яви-лась ему в ви-де-нии и ука-за-ла путь к мо-на-ше-ст-ву.
Те-перь нас-та-ла по-ра рас-ска-зать о том, кто же она та-кая — свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва, по-лу-чив-шая от Гос-по-да дар ис-це-ле-ния ду-шев-ных и те-лес-ных не-ду-гов, хо-да-тай-ству-ю-щая за всех, кто об-ра-ща-ет-ся к ней с теп-лой мо-лит-вой.


Житие святой великомученицы Параскевы

Свя-тая Па-рас-ке-ва ро-ди-лась в го-ды царство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Ди-ок-ле-ти-а-на (ко-нец III — на-ча-ло IV ве-ков) в го-ро-де Ико-ний (сов-ре-мен-ный Ко-ний, ны-не при-над-ле-жит Тур-ции) в семье бо-га-то-го се-на-то-ра. Ее ро-ди-те-ли бы-ли тай-ны-ми хрис-ти-а-на-ми и жи-ли в стра-хе Бо-жи-ем, стро-го соб-лю-дая за-по-ве-ди Гос-под-ни, но дол-гое вре-мя ос-та-ва-лись без-дет-ны-ми. Суп-ру-ги осо-бо по-чи-та-ли день крест-ных стра-да-ний Хрис-то-вых — пят-ни-цу, и про-во-ди-ли его в пос-те и мо-лит-ве, щед-ро по-да-вая ми-лос-ты-ню. За их ве-ру и тер-пе-ние Бог пос-лал им дочь, ко-то-рая ро-ди-лась имен-но в пят-ни-цу. Они так и наз-ва-ли ее Па-рас-ке-ва, что по-гре-чес-ки зна-чит «пят-ни-ца».
Ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ли Па-рас-ке-ву в бла-го-чес-тии и чис-то-те. Бла-гос-ло-вен-ная че-та отош-ла ко Гос-по-ду, ког-да де-вуш-ка бы-ла еще весь-ма юной. С детства Па-рас-ке-ва всем серд-цем воз-лю-би-ла Хрис-та и, дос-тиг-нув со-вер-шен-но-лет-не-го воз-рас-та, ста-ла под-ра-жать ве-ре и де-лам сво-их ро-ди-те-лей. Она стро-го ис-пол-ня-ла за-по-ве-ди Гос-под-ни, всег-да бла-го-го-вей-но чти-ла пят-ни-цу и при-ни-ма-ла стран-ни-ков в сво-ем до-ме. Бла-жен-ная Па-рас-ке-ва щед-ро тра-ти-ла свое зна-чи-тель-ное сос-то-я-ние, унас-ле-до-ван-ное от ро-ди-те-лей, не на ук-ра-ше-ния и рос-кош-ную жизнь, а на про-пи-та-ние и одеж-ду для бед-ных.
Де-вуш-ка от-ли-ча-лась ред-кой кра-со-той, но не об-ра-ща-ла ни-ка-ко-го вни-ма-ния на юно-шей, до-мо-гав-ших-ся ее ру-ки: она уне-вес-ти-лась Бес-сме-рт-но-му Же-ни-ху, для Ко-то-ро-го и жи-ла в чис-то-те и це-ло-муд-рии. По-доб-но рав-но-а-пос-толь-ным же-нам, Па-рас-ке-ва ре-ши-ла пос-вя-тить свою жизнь расп-ро-ст-ра-не-нию хрис-ти-а-нс-кой ве-ры сре-ди сво-их сог-раж-данязыч-ни-ков и неп-рес-тан-но ис-по-ве-до-ва-ла пе-ред на-ро-дом имя Гос-по-да Ии-су-са Хрис-та. Всем, кто при-но-сил жерт-вы язы-чес-ким бо-гам, она го-во-ри-ла:
— Ва-ши бо-ги — бес-чу-в-ствен-ные и глу-хие идо-лы!
Часть го-ро-жан, слу-шая Па-рас-ке-ву, уве-ро-ва-ла во Хрис-та, од-на-ко мно-гие с не-го-до-ва-ни-ем опол-чи-лись про-тив нее, на-па-ли на ис-по-вед-ни-цу и ра-ни-ли ее. Но Па-рас-ке-ва про-дол-жа-ла сме-ло про-по-ве-до-вать Сло-во Бо-жие и воз-ве-щать ис-тин-ный путь.
Ког-да им-пе-ра-тор Ди-ок-ле-ти-ан на-чал жес-то-кое го-не-ние на хрис-ти-ан, он по-ве-лел пра-ви-те-лю Ли-ка-о-нии Аэ-цию в подв-ла-ст-ных ему го-ро-дах прес-ле-до-ва-ни-я-ми и му-че-ни-я-ми ист-ре-бить хрис-ти-а-нс-кую ве-ру. Аэ-ций отп-ра-вил-ся в Ико-ний. Го-ро-жа-не тор-же-ст-вен-но встре-ти-ли сво-е-го пра-ви-те-ля. Они по-ве-ли его в храм — при-нес-ти жерт-ву идо-лам и воз-дать хва-лу им-пе-ра-то-рам.
Ут-ром сле-ду-ю-ще-го дня Аэ-ций вос-сел на три-бу-на-ле. Он при-ка-зал про-честь им-пе-ра-то-рс-кий указ о го-не-нии на хрис-ти-ан. Языч-ни-ки слу-ша-ли гла-ша-тая и ра-до-ст-но воск-ли-ца-ли:
— Дос-той-но по-ве-ле-ние, и пра-ве-ден суд са-мо-де-рж-ца!
Тог-да пра-ви-тель про-из-нес:
— Будь-те друзь-я-ми им-пе-ра-то-ра и вы-дай-те нам всех так на-зы-ва-е-мых хрис-ти-ан, ко-то-рые не хо-тят при-но-сить жерт-ву бо-гам.
— Свет-лей-ший пра-ви-тель,— от-ве-ти-ли ему ста-рей-ши-ны,— в на-шем го-ро-де жи-вет дочь се-на-то-ра. Эта де-вуш-ка ис-по-ве-ду-ет Рас-пя-то-го Хрис-та. Она отв-ра-ти-ла не-ма-ло лю-дей от пок-ло-не-ния на-шим бо-гам и ху-лит са-мо-де-рж-ца. Как толь-ко до нас до-шел слух о тво-ем при-ез-де в Ико-ний для ис-ко-ре-не-ния хрис-ти-а-нс-кой ве-ры, мы по-са-ди-ли ее в тем-ни-цу.
Пра-ви-тель при-ка-зал при-вес-ти де-вуш-ку. Ког-да во-и-ны ве-ли Па-рас-ке-ву к Аэ-цию, Свя-той Дух осе-нил бла-жен-ную ис-по-вед-ни-цу. Ее ли-цо ста-ло та-ким свет-лым, что лю-ди с удив-ле-ни-ем го-во-ри-ли друг дру-гу:
— Пос-мот-ри-те! Де-ви-ца не бо-ит-ся су-да гроз-но-го пра-ви-те-ля. Она не уд-ру-че-на пе-чалью, а си-я-ет от ра-дос-ти.
— Та-ков род хрис-ти-а-нс-кий: он стре-мит-ся к смер-ти боль-ше, чем к жиз-ни,— про-из-нес один из жре-цов.
Аэ-ций, пос-мот-рев на де-вуш-ку, уди-вил-ся ее кра-со-те и ска-зал ста-рей-ши-нам:
— Не кле-ве-ще-те ли вы на эту де-ви-цу? Нель-зя гу-бить та-кую сол-неч-ную кра-со-ту!
За-тем он спро-сил Па-рас-ке-ву:
— Как твое имя, де-ви-ца?
— Я хрис-ти-ан-ка, ра-ба Ис-тин-но-го Бо-га,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Со-зер-ца-ние кра-со-ты тво-е-го ли-ца скло-ня-ет ме-ня к кро-тос-ти,— про-из-нес правитель,— а ис-хо-дя-щие из тво-их уст сло-ва воз-му-ща-ют до глу-би-ны ду-ши!
— Спра-вед-ли-вый судья рад ус-лы-шать прав-ду,— воз-ра-зи-ла Па-рас-ке-ва.— Ты же, уз-нав прав-ду, разг-не-вал-ся.
— Я спро-сил твое имя и не ус-лы-шал от-ве-та, по-э-то-му и гне-ва-юсь,— лу-ка-во ска-зал Аэ-ций.
— Преж-де все-го, я наз-ва-ла свое имя в веч-ной жиз-ни — хрис-ти-ан-ка. Мое имя в жиз-ни вре-мен-ной, зем-ной — Па-рас-ке-ва. Я ро-ди-лась в пят-ни-цу. Имен-но в честь это-го дня ме-ня наз-ва-ли Па-рас-ке-вой. Мои ро-ди-те-ли всег-да с ве-ли-ким стра-хом и лю-бовью по-чи-та-ли пят-ни-цу и про-во-ди-ли ее в пос-те и мо-лит-вах.
— Как мож-но од-нов-ре-мен-но ис-пы-ты-вать страх и лю-бовь?— спро-сил пра-ви-тель.
— Пят-ни-ца — день стра-да-ний и смер-ти Гос-по-да на-ше-го Иисуса Хрис-та за род че-ло-ве-чес-кий. Стра-да-ния Хрис-та вы-зы-ва-ют бла-го-го-вей-ный страх, а Его Ис-ку-пи-тель-ная Жерт-ва все-ля-ет в на-ши серд-ца лю-бовь. Хрис-тос пост-ра-дал за нас, и я ра-ди Не-го го-то-ва уме-реть,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Пе-рес-тань го-во-рить как бе-зум-ная! При-не-си жерт-ву бо-гам, и тог-да за твою кра-со-ту я возь-му те-бя в же-ны. Ты ста-нешь об-ла-да-тель-ни-цей боль-шо-го бо-га-т-ства, мно-гие бу-дут те-бя ве-ли-чать и уб-ла-жать…
— У ме-ня есть на не-бе Же-них — Хрис-тос,— от-ве-ти-ла свя-тая Па-рас-ке-ва,— и в ином му-же я не нуж-да-юсь.
— Опом-нись, Па-рас-ке-ва, и от-ка-жись от сво-е-го Хрис-та! Я не хо-чу от-да-вать те-бя па-ла-чу для му-че-ний, ибо очень це-ню твою юность и кра-со-ту!— воск-лик-нул пра-ви-тель.
— Не жа-лей вре-мен-ной кра-со-ты. Се-год-ня она цве-тет, а завт-ра увя-нет. Луч-ше по-ду-май о сво-ей ду-ше: те-бя ждут веч-ные му-че-ния!
Пос-ле этих слов пра-ви-тель разг-не-вал-ся. Он по-ве-лел ра-зод-рать на де-вуш-ке одеж-ды и бить ее сы-ры-ми во-ловь-и-ми жи-ла-ми, а ра-ны рас-ти-рать вла-ся-ни-цей. По-ка па-ла-чи ис-тя-за-ли Па-рас-ке-ву, она не про-ро-ни-ла ни од-но-го зву-ка. Взи-рая на не-бо, свя-тая сла-ви-ла Гос-по-да и про-си-ла Его по-мочь пе-ре-нес-ти му-че-ния. Вско-ре Аэ-ций, ща-дя кра-со-ту де-вуш-ки, ос-та-но-вил па-ла-чей и лас-ко-во ска-зал:
— Уве-руй, де-ви-ца, в бо-гов, и я сох-ра-ню те-бе жизнь.
Но Па-рас-ке-ва мол-ча-ла.
— Мне ли ты не от-ве-ча-ешь, злое хрис-ти-а-нс-кое от-родье?— с гне-вом воск-лик-нул пра-ви-тель.
Вмес-то от-ве-та свя-тая плю-ну-ла ему в ли-цо.
Аэ-ций страш-но рас-сви-ре-пел. Он при-ка-зал под-ве-сить Па-рас-ке-ву на стол-бе и не-щад-но стро-гать ее бо-ка же-лез-ны-ми ког-тя-ми. Кровь страс-то-тер-пи-цы обиль-но обаг-ри-ла зем-лю, а те-ло бы-ло изод-ра-но до кос-тей. Один из па-ла-чей, ду-мая, что му-че-ни-ца умер-ла, ска-зал пра-ви-те-лю:
— Гос-по-дин, де-ви-ца мерт-ва. За-чем ты зас-та-вил нас так силь-но ее тер-зать?
Од-на-ко Па-рас-ке-ва бы-ла жи-ва, хо-тя ед-ва ды-ша-ла. Пра-ви-тель ре-шил, что она ско-ро ум-рет. Он при-ка-зал снять из-ра-нен-ную де-вуш-ку со стол-ба, бро-сить в тем-ни-цу и дер-жать там, не ока-зы-вая ей ни-ка-кой по-мо-щи. Свя-тую от-нес-ли в тю-рем-ную ка-ме-ру. От по-те-ри кро-ви и жес-то-ких ран она бы-ла так сла-ба, что не мог-ла да-же сто-нать и ле-жа-ла как мерт-вая.
В тем-ни-це Гос-подь не ос-та-вил Свою изб-ран-ни-цу. В пол-ночь к ней явил-ся Ан-гел. Его пле-чи и грудь бы-ли крес-то-об-раз-но пре-по-я-са-ны зо-ло-тым по-я-сом. В ру-ках он дер-жал ору-дия му-че-ний Спа-си-те-ля: крест, тер-но-вый ве-нец, копье, трость и губ-ку.
— Встань, де-ви-ца, общ-ни-ца стра-да-ний Хрис-то-вых. Я пос-лан уте-шить те-бя! Взгля-ни на крест и тер-но-вый ве-нец Нет-лен-но-го Же-ни-ха; пос-мот-ри на копье, ра-нив-шее Жи-вот-во-ря-щие Реб-ра, на трость, на-пи-сав-шую про-ще-ние гре-хов все-го ми-ра, и на губ-ку, ко-то-рая стер-ла Ада-мов грех. Встань, Па-рас-ке-ва! Хрис-тос ис-це-ля-ет те-бя!— про-из-нес Ан-гел.
Му-че-ни-ца слов-но про-бу-ди-лась ото сна. Ан-гел отер губ-кой ра-ны свя-той. И, о чу-до! Те-ло де-вуш-ки сде-ла-лось креп-ким и здо-ро-вым, а кра-со-та ее ли-ца еще бо-лее по-ра-зи-тель-ной. Па-рас-ке-ва с бла-го-го-ве-ни-ем об-ло-бы-за-ла ору-дия Хрис-то-вых стра-да-ний и прос-ла-ви-ла Бо-га. Не-бо-жи-тель ис-пол-нил по-ве-ле-ние Гос-под-не и стал не-ви-дим.
Ут-ром тю-рем-ная стра-жа уви-де-ла, что на те-ле Па-рас-ке-вы нет ран. Свя-тая бы-ла со-вер-шен-но здо-ро-ва. Она сто-я-ла и пе-ла мо-лит-вы. Страж-ни-ки ис-пу-га-лись, отп-ра-ви-лись к пра-ви-те-лю и из-вес-ти-ли его о чу-де. Аэ-ций при-ка-зал не-мед-лен-но при-вес-ти Па-рас-ке-ву. Уви-дев де-вуш-ку здо-ро-вой, нев-ре-ди-мой и не-о-бы-чай-но кра-си-вой, он с удив-ле-ни-ем воск-лик-нул:
— Как тер-пе-ли-вы на-ши бо-ги! Они сми-лос-ти-ви-лись над тво-ей юностью и кра-со-той, Па-рас-ке-ва, и ис-це-ли-ли те-бя!
— По-ка-жи, Аэ-ций, бо-гов, спас-ших ме-ня от смер-ти,— поп-ро-си-ла му-че-ни-ца.
— Иди в храм и уви-дишь на-ших бо-гов,— от-ве-тил пра-ви-тель.
Свя-тая вош-ла в язы-чес-кий храм. За ней пос-ле-до-ва-ли жре-цы и боль-шая тол-па лю-дей. В хра-ме бы-ло мно-же-ст-во эллин-ских ста-туй. Все ду-ма-ли, что Па-рас-ке-ва хо-чет пок-ло-нить-ся бо-гам и при-нес-ти им жерт-ву. Но свя-тая об-ра-ти-лась с го-ря-чей мо-лит-вой к Еди-но-му Ис-тин-но-му Бо-гу. При-кос-нув-шись к ста-туе Апол-ло-на, она про-из-нес-ла:
— Име-нем Ии-су-са Хрис-та по-ве-ле-ваю те-бе, льс-ти-во-му Апол-ло-ну, и всем на-хо-дя-щим-ся в этом хра-ме су-ет-ным бо-гам: пусть ва-ши ста-туи упа-дут на зем-лю и ра-зобь-ют-ся вдре-без-ги!
По сло-ву свя-той про-и-зош-ло силь-ное зем-лет-ря-се-ние. Все идо-лы упа-ли и рас-сы-па-лись в прах. Лю-ди вы-бе-жа-ли из хра-ма. Мно-гие, ви-дев-шие это чу-до, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и ста-ли воск-ли-цать:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий!
Не-чес-ти-вые жре-цы пош-ли к пра-ви-те-лю и пла-ча ска-за-ли ему:
— О пра-ви-тель! Мы го-во-ри-ли те-бе — каз-ни эту кол-дунью: она оболь-ща-ет го-ро-жан. Но ты не пос-лу-шал нас, и те-перь Па-рас-ке-ва сво-им ча-ро-дей-ством раз-ру-ши-ла все ста-туи в хра-ме! Убей эту вол-шеб-ни-цу!
Аэ-ций по-ве-лел сно-ва при-вес-ти Па-рас-ке-ву и с гне-вом на-чал доп-ра-ши-вать ее:
— Ска-жи мне, ка-ким волх-во-ва-ни-ем ты сок-ру-ши-ла на-ших бо-гов?
— Я низ-ве-рг-ла тво-их бо-гов не волх-во-ва-ни-ем, а име-нем Гос-по-да мо-е-го Ии-су-са Хрис-та. В хра-ме я об-ра-ти-лась к Не-му с мо-лит-вой: «Явись, Спа-си-тель, да-ро-вав-ший мне жизнь». И мой Гос-подь явил-ся, а твои бо-ги, лишь толь-ко уви-де-ли Его, зат-ре-пе-та-ли, упа-ли на зем-лю и рас-сы-па-лись. Ви-дишь, ва-ши бо-ги не мо-гут по-мочь да-же се-бе — как же они по-мо-гут дру-гим?
Что мог воз-ра-зить на этот до-вод Па-рас-ке-вы жес-то-кий язы-чес-кий пра-ви-тель? Вмес-то от-ве-та он при-ка-зал сно-ва по-ве-сить де-вуш-ку на стол-бе и жечь ее реб-ра го-ря-щи-ми све-тиль-ни-ка-ми. Опа-ля-е-мая ог-нем, свя-тая об-ра-ти-ла свой взор к не-бу и ста-ла мо-лить-ся:
— Гос-подь и Бог мой, Соз-да-тель и Про-мыс-ли-тель вся-ко-го тво-ре-ния! Ты дал прох-ла-ду трем ва-ви-ло-нс-ким от-ро-кам в ог-нен-ной пе-чи и опа-лил хал-де-ев, Ты спас от ог-ня пер-во-му-че-ни-цу Фек-лу. Ны-не про-шу Те-бя, Гос-по-ди, да сни-зой-дет на ме-ня, не-дос-той-ную, Твоя ве-ли-кая си-ла и из-ба-вит от без-за-кон-ных рук му-чи-те-лей, ибо не-чес-ти-вые му-жи сжи-га-ют мое те-ло.
По мо-лит-ве свя-той язы-ки пла-ме-ни по-вер-ну-лись к му-чи-те-лям — огонь стал очень силь-ным и опа-лил па-ла-чей. Часть го-ро-жан ис-пу-га-лась и бро-си-лась бе-жать. Но мно-гие из тех, кто ви-дел чу-де-са Па-рас-ке-вы, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и воск-ли-ца-ли:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий! Мы ве-ру-ем те-перь в это-го Бо-га!
Аэ-ций бо-ял-ся, как бы на не-го не вос-стал весь го-род, и при-ка-зал не-мед-лен-но усечь ме-чем го-ло-ву Па-рас-ке-вы.
Ког-да свя-тую при-ве-ли на мес-то каз-ни, ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-вер-ну-лась ли-цом к вос-то-ку и об-ра-ти-лась к Бо-гу:
— Гос-по-ди, прос-лав-ляю мно-гох-валь-ное имя Твое! Ты, Гос-по-ди, не ос-та-вил ме-ня и дал мне, сла-бой, си-лы про-ти-вос-то-ять вра-гу. По-мя-ни ме-ня в этот час и бла-гос-ло-ви уме-реть за Те-бя. По-мо-ги всем лю-дям, пок-ло-ня-ю-щим-ся Тво-е-му крест-но-му под-ви-гу и стро-го пос-тя-щим-ся в день Тво-их стра-да-ний. По-мо-ги так-же при-зы-ва-ю-щим в по-мощь мое имя, из-бавь их ото всех бед и скор-бей и от-пус-ти им гре-хи, ибо Ты не хо-чешь смер-ти греш-ни-ка, но же-ла-ешь всем прий-ти к поз-на-нию ис-ти-ны и спас-тись. Ты Бог наш, и Те-бе по-до-ба-ет сла-ва во ве-ки. Аминь.
С не-ба из свет-ло-го об-ла-ка пос-лы-шал-ся Го-лос:
— Дер-зай, Па-рас-ке-ва! Я ис-пол-ню все, о чем ты про-сишь. Мно-гие име-нем тво-им спа-сут-ся от бед и скор-бей. Я ста-ну по-мо-гать всем, кто бу-дет бла-го-го-вей-но вспо-ми-нать твое му-че-ни-че-ст-во. У Мо-е-го От-ца те-бя ожи-да-ет оби-тель с муд-ры-ми де-ва-ми. Чер-тог Царства Не-бес-но-го при-го-тов-лен, рай отк-рыт для те-бя!
Страс-то-тер-пи-ца прос-ла-ви-ла Бо-га и ра-до-ст-но прек-ло-ни-ла го-ло-ву под меч. Ког-да па-лач от-сек го-ло-ву свя-той, воз-дух на-пол-нил-ся не-о-бык-но-вен-ным бла-го-у-ха-ни-ем, и Го-лос с не-ба воз-вес-тил:
— Ра-дуй-те-ся, пра-вед-ни-ки, ибо увен-ча-лась му-че-ни-ца Хрис-то-ва Па-рас-ке-ва!
Так за-вер-ши-лось мно-го-ст-ра-даль-ное жи-тие слав-ной Па-рас-ке-вы. Прек-рас-ней-шая не-вес-та Хрис-то-ва отош-ла к сво-е-му Не-бес-но-му Же-ни-ху.
Вско-ре не ста-ло и му-чи-те-ля пра-вед-ни-цы. На сле-ду-ю-щий день ут-ром пра-ви-тель Аэ-ций отп-ра-вил-ся на охо-ту. Вне-зап-но его конь взбе-сил-ся, встал на ды-бы и сбро-сил се-до-ка в за-рос-ли. Аэ-ций раз-бил-ся нас-мерть и так злос-ча-ст-но ис-пус-тил свою ока-ян-ную ду-шу.
Доб-ро-по-бед-ную му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву хрис-ти-а-не с бла-го-го-ве-ни-ем по-хо-ро-ни-ли в ее до-мо-вом хра-ме. На мес-те ее пог-ре-бе-ния сра-зу же на-ча-ли со-вер-шать-ся чу-дес-ные ис-це-ле-ния. Мно-гие, кто при-хо-дил и ис-це-лял-ся, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Впос-ле-д-ствии мо-щи ве-ли-ко-му-че-ни-цы бы-ли роз-да-ны по мно-гим мо-нас-ты-рям и хра-мам, преж-де все-го тем, что на Святой Горе Афо-н.
Час-ти-цы ее свя-тых мо-щей хра-нят-ся и в Рос-сии: в Свя-то-Тро-иц-кой Сер-ги-е-вой Лав-ре, а также в мос-ко-вс-ком хра-ме Воск-ре-се-ния Гос-под-ня в Со-коль-ни-ках в лар-це, до-став-лен-ном с Афо-на в XIX ве-ке, и в дру-гих ме-с-тах. В Ка-за-ни (Чу-ваш-ская епар-хия) в хра-ме Рож-де-ст-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы есть ра-ка с ча-с-ти-цей мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-ра-ске-вы.

Помимо Пречистой Богородицы православными верующими особенно почитается Параскева Пятница. О чем молятся этой преподобномученице и в чем особенности этой святой? Предлагаем узнать, кто такая Параскева и почему она на протяжении веков наряду со Спасом и Богородицей наполняла иконостасы по всей Руси.

Будущая святая родилась в третьем веке при Диоклетиане. Она получила христианское образование от собственных родителей и имя Параскева, которое переводится как Пятница.

Имя указывало не только на день недели, когда дева явилась миру, но и на особенно почитаемый христианами день, ведь именно в пятый день недели Христос принял крестные страдания.

Наиболее существенными деталями биографии святой являются следующие:

  • в раннем возрасте осталась сиротой;
  • имела немало имущества, но раздавала его бедным;
  • к ней сваталось много женихов, но она видела своим супругом только Христа;
  • открыто заявила о собственной вере перед римским эпархом Аэтием;
  • предстала перед муками и явила многие чудеса милостью Господа.

До прибытия в Иконий римского эпарха девушка не особенно выделялась, хотя и была практически единственной христианкой.

Принятие мученичества

Римский император Диоклетиан отправил по провинциям и городам страны искать исповедников новой христианской веры. Аэтий, прибыв в Иконий, получил различные почести от горожан, которые и указали на молодую девушку, исповедовавшую христианство. Стражники привели ее, но слуга императора не увидел никаких признаков страха, даже наоборот.

Девушка рассказала о вере, отвергла предложения чиновника о замужестве и отказалась поклониться римским идолам. Тогда Аэтий приказал палачам совершить различные пытки и после бросить деву в темницу. Ночью она получила знамение и полностью исцелилась после суровых истязаний.

Узнав об этом, Аэтий посчитал такое возможным только благодаря римским идолам и сообщил об этом девушке, которую повел в языческий храм. Там девушка молилась Господу, и случилось землетрясение, которое обрушило статуи римских божеств. Аэтий приказал снова пытать девушку, посчитав ведьмой.

Девушка продолжала молиться, и ее не жег огонь, и другие пытки тоже не вредили. Тогда наблюдавшие за этим люди начали верить и отвращаться от язычества. Дабы не подорвать языческую веру, Аэтий приказал казнить непорочную деву.

После этого мощи Параскевы люди в городе захоронили в домовой церкви, и приняли христианство. Многие приходили туда и получали исцеление от останков святой. Аэтий спустя некоторое время упал с коня и скончался.

Народный образ

Не для всех верующих было доступно житие святой, особенно раньше, во времена, когда сведения не распространялись так активно. По большей части только монахи и священники имели доступ к церковной литературе, а на проповедях они могли рассказывать народу о чем-то.

Помимо этого, нужно отметить и некоторую простоту народного сознания и наслоение христианства на языческие верования, которые существовали до этого. Есть множество примеров, когда древние обряды были интегрированы в церковный календарь, а фигуры религиозных подвижников в народном сознании связывали с тем или иным поверьем.

Обратите внимание! Подобный феномен ассимиляции наблюдается повсюду, к примеру, соединение буддизма и шаманистской традиции бон на Тибете и множество других вариантов.

При чем тут икона Параскевы Пятницы и образ этой святой? Дело в том, как подвижница стала восприниматься на Руси. Она получила огромное значение, и в обывательском религиозном укладе зачастую даже могла замещать собой Богородицу, то есть имела сопоставимое с Ней значение. Часто звучала в устах женщин молитва Параскеве Пятнице, которая считалась:

  • «бабьей заступницей»;
  • помощницей в женском труде;
  • символом плодородия;
  • олицетворением женской милости.

В общем, этот образ был созвучным с основными женскими потребностями и мольбами и представлял собой, наряду с Богородицей, то, к чему обращались женщины.

Иконийская святая объединяла в себе различные народные образы и включала в себя веру народа в небесное заступничество именно для женщин. По сути, речь идет о собирательном образе, который частично даже может включать в себя некоторые свойства Богородицы. Как указывают некоторые исследователи, сюда (в традицию почитания Иконийской девы) также включены и традиции почитания языческих божеств.

Разные Параскевы

Продолжая тему, следует отметить слитность образа, в которой вмещали зачастую просто нечто собирательное, не особенно вдаваясь в детали. Именно поэтому Параскева Иконийская часто смешивается с Римской (которых на самом деле даже две) и Сербской.

Обратите внимание! Если посмотреть фото или подлинники икон, то преподобномученица изображается в красной и синей одеждах, которые символизируют принадлежность к Небесному Царству и мученический подвиг.

Подобная слитность объясняется схожестью деталей биографии разных мучениц. Если говорить о ранних христианках (к которым относится и Иконийская преподобномученица, являющаяся основной темой этой статьи), то они:

  • были открытыми исповедницами христианства;
  • подвергались гонениям различных римских императоров;
  • раздавали имущество бедным;
  • отказывались поклоняться идолам;
  • сохраняли целомудренность, несмотря на внешнюю привлекательность.

Не многое известно, но общие детали у разных святых довольно похожи, чтобы не всем было понятно о какой святой идет речь.

Наиболее часто путаница возникает между Римской и Иконийской святыми. Параскеве Римской посвящен Топловский женский монастырь в Крыму, где находятся целебные источники. По преданию, именно там мученицу казнили. В свою очередь в православии более почитаемой является Иконийская дева, которой посвящены храмы в Москве. Когда перед вами православная икона Параскевы Пятницы, чаще всего речь идет именно об Иконийской святой.

Некоторые могут задаться вопросом, для чего вообще нужно знать об этих фактах? На самом деле различать святых (тем более, когда есть доступ к сведениям) нужно уметь. Православному следует воспитывать собственное разумение и знать важное о вере. Ведь если не разбирать, кто на иконах и кому молиться, то возможно оказаться в заблуждении.

Как молиться святой

После того как мы разобрались, кому именно посвящен акафист, с которым проводят особую службу в церкви 10 ноября, в день почитания Иконийской святой, осталось понять, как именно к ней обращаться.

Обратите внимание! На Руси земледельцы издревле приходили в церковь 10 ноября, чтобы освятить плоды, которые хранились до следующего года.

Традиционно молитва Параскеве Пятнице считается наиболее действенной помощницей в следующих ситуациях:

  • когда нужно наладить семейные отношения;
  • в ожидании супруга, когда хочется получить достойного жениха;
  • при трудностях в зачатии ребенка, когда хочется заиметь потомство;
  • в период искушений, когда нужно сохранить стойкость перед различными соблазнами;
  • если имеется потребность исцелить различные недуги или избавиться от болезненных ощущений.

Помимо этого до сих пор святая особым образом почитается всеми людьми, которые работают на земле, некоторые даже до сих пор имеют образок на иконостасе, который так же, как верующие веками ранее, завешивают отдельным кусочком ткани изо льна.

С чудесами излечения от различных недугов также связана традиция привязывать (подвешивать) к образу различные целебные травы, которые потом используют для создания отваров и настоев.

Помимо этого давней является традиция устраивать своеобразный праздник Параскевы Пятницы каждую неделю в пятницу – ярмарку. В связи с этой традицией непорочная Пятница считается помощницей в торговле и различных торговых делах.

Конечно, также следует отметить особую роль этой подвижницы для женского монашества. Ведь именно монахини принимают единственным собственным женихом Христа, речь идет о возвышенном, а не земном замужестве. В этом символическом образе заключается отречение каждой монахини от всего земного и избрание собственной целью только поиск Царства Небесного.

Девушка из Икония приняла обет монахини и сохранила целомудрие. При этом она не уходила в монастырь, где предоставляются довольно благоприятные условия для религиозного созидания.

Более того, она исповедовала веру и делала добрые дела в обстановке, фактически враждебной к новой для того времени вере. Поэтому многие монахини обращаются к этой великой подвижнице. По молитве они могут получить совет и помощь.

В завершение следует отметить огромное количество храмов, посвященных этой святой. Причем отличительной особенностью является наличие таковых в самых разных небольших селах и городах. Издревле сельскими жителями почитается Параскева Пятница, о чем молятся ей люди, живущие там, рассказывают друг другу из поколения в поколение и получают помощь по своим молитвам.

Полезное видео

Подведем итоги

Многие также до сих пор соблюдают пост (ограничение в пище) по средам и пятницам. Особенно полезным считается поститься в эти дни молодым девушкам, которые хотят получить помощь от святой. В эти дни (особенно в пятницу) также полезно прочитать тематическую молитву.

Во все времена женщина являлась хранительницей семейного очага и, пожалуй, не было ни дня за всю историю человечества, когда глаза и мысли женщины не были бы обращены к небу за помощью в обретении долгожданного супружеского счастья.

В пантеоне христианских святых есть много Великомучениц, которые покровительствуют прекрасной половине — Святая Екатерина Александрийская, Вера, Надежда, Любовь и София, Ксения Петербургская, Анна Пророчица. Особое место среди них принадлежит святой Параскеве Пятнице, издревле почитаемой у .

Имя Параскева имеет древнегреческое происхождение, переводится как «канун субботнего праздника». Пятница в христианстве имеет особое значение, это день распятия Христа.

По преданиям родители Параскевы долго не могли зачать детей, и все пятницы просили Всевышнего послать им ребеночка. И когда малышка родилась в пятый день недели, не раздумывая, назвали новорожденную в ее честь.

Святая жила в третьем столетии, в Иконии, Малая Азия, в эпоху царствования Диоклетиана. Это были тяжелые времена для последователей учения Христа, которых не жаловал глава государства. И все же своей жизненной задачей она видела просветление инакомыслящих и обращение их в христианскую веру.

В юности девушка приняла решение вести праведный образ жизни и дала обет безбрачия. Ее родители умерли, не дожив до преклонного возраста, и оставили хорошее наследство. Полученные средства Параскева стала тратить на благотворительность, покупая пищу и одежду нуждающимся.

В те времена император прислал в город военачальника, задачей которого было уничтожить всех последователей христианской религии. Жители рассказали ему о девушке, исповедующей учение Христа, и она была представлена командующему. Он был очарован ее женской красотой и пытался уговорить Параскеву совершить обряд языческого жертвоприношения, однако безуспешно.

В наказание за нежелание отречься от своего вероисповедания, она была прикована к дереву, подвергнута жестоким пыткам, после чего заключена в тюрьму. Там Бог излечил нанесенные увечья, но это знамение не остановило палачей, и вскоре они отсекли ей голову. Жители похоронили Параскеву.

Спустя много времени мощи святой были развезены по многим и храмам. В нашей стране крупицы ее мощей находятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московском храме Воскресения Господня и в других местах.

О праведных деяниях Параскевы не забыли. Ежегодно 10 ноября христиане отдают дань ее памяти . В этот праздник принято освещать в церкви плоды, которые бережно хранили до следующего года. В честь святой построено множество храмов, обычно их располагали около воды и называли Пятницами.

В народе Параскеву называли Петкой, Пятиной. Во многих регионах России есть ее святые источники, а в Ыбском Серафимовском женском монастыре (республика Коми) мироточит икона с образом святой Параскевы.

В чем помогает Параскева?

Она считается покровительницей «слабой» половины человечества, в народе ее еще называли «бабьей святой». Помогает найти хорошего мужа, зачать ребенка, сохранить и преумножить семейное счастье.

Молитвы об избавлении от всяческих недугов (особенно зубной и головной боли), крепком женском здоровье, исцелении от бесплодия издавна направляли именно к ней. Девушки, которые хотели поскорее встретить суженого, матери, переживающие за судьбу своего ребенка, жены, мечтавшие отвести «зеленого змия» от мужей – все они обращались к Параскеве.

Некоторые исследователи полагают, что святая унаследовала черты языческой богини Мокоши, покровительницы брака и скотоводства и Лады, хранительницы семьи . Славяне верили, что Мокошь прядет жизнь человеческих судеб, возможно поэтому Параскева покровительствует рукодельницам. Чтобы отдать дань уважения великомученице, женщины в пятницу предпочитали отложить все прядильные дела в сторону. Ей молились даже с просьбой защитить скот от гибели, особенно просили за коров.

Вера в исцеляющую силу Параскевы была в народе настолько сильна, что в качестве оберегов люди носили на шее специальные молитвы, охраняющие здоровье. Отвары из трав, находившихся возле образа святой, обладали особой целительной силой.

Не обошла Параскева своим вниманием и путешественников, нищих и страждущих. Оберегает и матушку природу, присматривая за полями и водоемами.

Молитва помогает нам воплотить в жизнь наши желания и устремления. Это один из сильнейших методов исцеления от болезней, ниточка, которая соединяет нас со Всевышним.

Часто чувство вины за свои прегрешения перед Творцом мешает общаться с ним напрямую, и люди начинают искать посредников. В христианской традиции ими стали ранее жившие праведники. Постепенно традиционным стало зажигать свечи перед их иконами и находить связь с Богом через послания, обращенные к ним.

Стоит произносить осознанно, это не должно быть механическое повторение выученного набора слов. В нее нужно в буквальным смысле этого слова вкладывать «частичку своей души», только так ваши слова могут быть услышаны и исполнены.

Параскева Пятница уже много столетий ходатайствует за нас перед Богом, обладая особым даром исцеления. Ниже мы приводим молитвы, с которыми надо обращаться к святой угоднице.

«Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя и Ему единому уневестилася еси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоею в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесне возжженным чрез ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, возшедши душею твоею на небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаго тя сим небесным гласом: “Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!” Темже и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево! Вемы, яко велие имаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его Человеколюбца и о нас с предстоящих и молящихся ти, да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниях; да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешание возлюбленному нашему отечеству, да ниспослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианам да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели: да очистит нас грешных от всякий скверны и порока, да оградит нас святыми Своими ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И тако улучивше спасения твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречистое и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Заговоры на скорое замужество

Молитва о женихе:

«Святая дева, ты – Пятница Параскева! Пришли ко мне мужскую бороду – хоть вдовца, хоть старца, хоть богача. Не желаю больше сидеть в девках! Смиренно преклоняюсь пред тобой, святая мученица, и прошу тебя об одном: накажи мужскому племени в жены меня взять, а я взамен на это стану пост соблюдать и каждую пятницу прославлять. Закрепляю свою просьбу призывом Отца, Сына и Святого Духа. Пусть будет так отныне и навсегда. Аминь».

Следующий заговор выполняют рано утром на Параскеву Пятницу. Девушки произносят его трижды сразу после пробуждения, стоя на коленях и обратив свое лицо к восходящему солнцу. Перед прочтением исключить любое общение, нельзя умываться, расчесывать волосы и принимать пищу.

«Пятница моя, служу тебе и преклоняю пред тобой свои колени! Посади у моего дома вьюн – траву вьющуюся, траву извивающуюся. Пусть сей вьюн по жердочке взбирается, а без опоры ломается. Подобно вьюну тому пусть раб Божий (имя любимого парня) вокруг меня увивается, за мой стан хватается, передо мной стелется и со мной не расстается. Пусть ведет себя как вьюн, посаженный тобой, Параскевой Пятницей. Пусть он ему уподобится и не обходится без жердочки и подпорочки, то есть меня. Шепоток мой никто не перебьет, святою водицей не зальет и банным веником не захлещет. И даже самый сильный мастер не снимет его действие. Слова мои крепкие, а дела – складные да лепкие. Пусть чахнет по мне, рабе Божией (свое имя) и иссыхает без меня раб Божий (имя любимого). Аминь».

Прося помощи у святых, мы иногда не знаем, к кому правильно обратиться с той или иной молитвой. Ведь каждый причисленный к лику святых своими делами земными получил способности помогать людям после смерти по-разному. В этой статье мы расскажем о том, кто такая Святая Параскева Пятница, в чем помогает, как ей молиться.

Святая великомученица Параскева: история жизни

Параскева или Пятница - имя, которое получила новорожденная девочка, появившаяся на свет в городе Конья, Турция. Родители - крестьяне, обучили и воспитали Параскеву в строгих христианских традициях, уже в юные годы девочкой был дан обед безбрачия, а жизнь посвящена служению Богу.

Отказалась она от многочисленных предложений замужества. Все, что осталось после смерти родителей, раздавала нуждающимся. Однажды, увидев красивую молодую девушку, один из вельмож царя Диоклитиана, сказал ей, что если она откажется от веры своей, он возьмет ее в жены. Получив отказ, он приказал пороть ее прилюдно. Но и после этого Параскева не предала своих убеждений, дав второй отказ истязателю.

Тогда девушку повесили на дерево и драли железными когтями, после чего еле живую бросили в темницу. Там ей явился ангел, исцелил ее, оживил, а лицо сделал еще более прекрасным. Увидев такое чудо, повесили Параскеву снова на дерево, опять стали мучить ее тело, жечь огнем.

Спустился к ней ангел небесный второй раз, увидев это люди поверили в христианство, но слуги царские испугались восстания народа и решили убить девушку, закололи ее. Для православных же людей имя Святой Параскевы не исчезло с ее смертью. Верующие стали приходить к месту казни за исцелением и получали его. Иконы с образом мученицы появились во многих домах.

Параскева Пятница, о чем ей молиться?

Днем памяти Параскевы Святой стал 10 ноября. Верующие не ходили на работу, а отправлялись в храм к иконам, несли дары и просили помощи. О чем можно и сегодня попросить мученицу?

  • Святая Параскева всегда считалась женской заступницей и помощницей. Она дает излечение девушкам от разных болезней, бесплодия.
  • Для сохранения семейного счастья вешают ее икону дома.
  • Женщины просят ее о хорошем муже.
  • Перед родами некоторые вешают на шею иконку с молитвой.

В день ее почитания не приветствуется веселье и тяжелый труд. Стоит провести его в кругу семьи за чаепитием, прогулками. Во время прогулки обратит внимание на погоду, если она слякотная и пасмурная значит ждать позднюю дождливую весну на будущий год.

Молитва Параскеве Пятнице о замужестве

Как правильно молиться девушке, желающей выйти замуж? Самые сильные молитвы получаются 10 ноября на рассвете.

  1. Снимите с себя лишнюю одежду, обувь, можно остаться в простой длинной рубашке. Повернитесь лицом к иконе и прочитайте:

«Пятница матушка, покровительница всех девиц и благодетельница наша. Помоги счастье и благополучие женское обрести, мужа и деток, семью завести. Уповаю я (имя) на помощь твою и снисхождение. Пусть чахнет по мне (имя, если знаете кто) да под окнами моими ходит, грусть тоска его изводит. Благодарная тебе буду, помнить и молиться бесконечно. Аминь».

  1. «Святая повелительница, благочестивая мученица за женские дела страдалица. Услышь наши молитвы и просьбы к тебе, матушке великой. Укрась разум скромностью, целомудренностью для сохранения его одному суженному, Богом нареченному. Пусть будет он рядом в горе или радости, пусть не обидит ни меня, ни деток наших общих, пусть в доме будет достаток и радость великая. Спасибо тебе за внимание святая девица Параскева Пятница. Аминь».

Акафист для Святой

Акафист или благодарственное пение Святой Параскеве Пятнице, как и другим святым начинается со вступления - кондаков, и основной части - икосов.

Например:

  • Кондак 1 . «Возбранной чудотворице, невесте Христовой, благодарственное пение от избавляемых тобою от бед и хвори всякой Параскеве. Ты же будучи рядом с Богом от всяких бед нас избави и дальше. Аллилуйя!»

Икос 1 . «Радуйся, истинной девственности и непорочности сохраненной. Радуйся, земного блага и материальной ценности не захотевшая. Радуйся, больше мудрецов мира мудрейшая. Радуйся, всех скорбящих и грешных крепкое заступление. Радуйся, Параскева Пятница спутница Христова восхваленная.

  • Кондак 2 . «Проповедница чудес Божьих в мире людском, доблестная Параскева, ангелом небесным исцеленная за здравие наше помолись, пение хвалебное благодарственное прослушавши. Аллилуйя!»

Икос 2 . «Радуйся, Боговой мудростью одаренная. Радуйся, от страшных ран грешников исцелившая. Радуйся, за христиан добросовестных молящаяся. Радуйся, бессмертием святым награжденная. Радуйся, мужеством великим победившая всякого. Радуйся, Параскева, ученица Христова, Пятница.»

Где находятся мощи Параскевы Пятницы?

Почитание останков людей причисленных после смерти к званию святых имеет древнее происхождение. По учению православной церкви они хранят в себе чудотворную силу, которой Бог наделяет их и передает верующим через святыню. Обычно это костный скелет, прах мученически умершего человека, заключенные в специальную урну либо саркофаг. Люди приезжают к мощам, кланяются, просят каждый о своем.

Самих останков Параскевы найдено не было, но известно место ее казни - Крым, окрестности села Тополевка. Здесь, в горах, был построен Свято-Троицкий Параскевиевский монастырь в честь великомученицы. Рядом с монастырем бьет источник, у которого казнили девушку.

Сюда приезжают люди, нуждающиеся в ее помощи. В храме есть тетрадь, где описаны случаи исцеления водами святого источника. В основном это болезни глаз, бесплодие и женские недуги. Часто можно увидеть иностранцев, прибывших издалека.

Ища помощи и защиты у святых христиан, теперь вы будете знать об одной из них, кто такая Святая Параскева Пятница, в чем помогает, как читать молитву и акафист.

Видео о монастыре в честь Святой Пятницы

В этом видео священник Матвей расскажет, где находится храм Святой Параскевы Пятницы, как правильно нужно молиться ей, что говорить:

Велика заслуга святых перед Господом. Многие из них уже с ранних лет стремились к совершенству Царствия Небесного. Таковой была Параскева Пятница, родители которой старались воспитывать свою дочь в вере и целомудрии. Взяв на себя мученический крест, она своим духовным подвигом еще раз засвидетельствовала несравнимую великую силу Божью, покаравшую идолопоклонников и их богов.

Святая Параскева Пятница родилась в III веке н. э. в Римской империи в городе Иконий (территория современной Турции). В то время правителем государства был Диоклетиан, который совершал гонения на тех, кто проповедует христианство. Родители девушки свято верили в Единую Троицу, живя по Закону Божьему. Они всегда держали пост, чтили среду и пятницу, вспоминая в эти дни страдания Иисуса Христа, понесшего мучения в качестве искупления человеческих грехов. За страх перед Богом и непоколебимую веру в Него Всевышний даровал родителям дочь. Нарекли они ее Параскевой, что в переводе значит «Пятница», так как девочка родилась именно в этот день. К сожалению, праведные очень скоро отошли в мир иной, оставив юную девушку одну на грешной земле. Святая Параскева Пятница продолжала дело своих родителей, соблюдая заповеди Божии и оставаясь целомудренной. Уже тогда она выбрала для себя небесного Жениха — Иисуса Христа, помышляя только о том, чтобы оказаться рядом с ним.

Девушка была прекрасна и телом, и душой. К ней сватались многие богатые мужи, но она оставалась непреклонной. Родители Параскевы оставили дочери хорошее наследство. Полученные деньги великомученица Параскева Пятница тратила не на себя, а на одежду и еду для нищих. Все прелести жизни: дорогое облачение, украшения и развлечения — девушка считала временным и бренным. Вместо земных удовольствий Параскева молилась и проповедовала веру в Иисуса Христа.

Исповедница Господа

Несмотря на то что христиане тех времен подвергались страшным гонениям, Параскева продолжала проповедовать веру Христову. Многие юноши, увидев непорочную красоту святой, предлагали ей выйти замуж и поклониться идолу, дабы сохранить свою жизнь и не подвергнуться жестоким мучениям. Но великомученица Параскева Пятница всегда отвечала, что единый Бог — Иисус Христос и Он ее единственный Жених. Некоторые горожане благодаря святой обратились в веру, другие же упрекали ее за подобные проповеди.

Однажды Диоклетиан повелел своим подданным отправиться по городам Римской империи на поиски христиан, отвращающих остальных от идолопоклонничества. Эпарху Аэтию был дан указ посетить город Иконий и найти тайных верующих в единого Господа.

Народ встретил подданного государя с великими почестями. Горожане, не скрывая, рассказали, что есть одна девушка по имени Параскева, которая исповедует Иисуса Христа и не ходит в храм для поклонения идолам. Услышав это, Аэтий потребовал немедленно разыскать ее и представить пред судом. Воины быстро нашли девушку и отправили ее к эпарху. Аэтий, увидев прекрасную Параскеву, был очарован ее красотой. Святая не была печальна, а наоборот, светилась от радости. Аэтий пожелал узнать, не клевещут ли люди на прекрасную девушку. Параскева без страха и сомнений отвечала, что она есть истинная христианка и исповедница Господа. Аэтий предложил ей поклониться богам в храме идолов. За это он обещал ей сохранить жизнь. Подданный императора не скрывал, что Параскева очень ему понравилась, и он предложил святой выйти за него замуж. Но дева была непреклонна. «Единственный Жених мой — Иисус», — отвечала она. Аэтий пригрозил Параскеве мучительными страданиями, которые палачи подготовили для нее. Но девушка не боялась этого, ведь она знала, что после всех пыток Господь примет ее к себе. Разъяренный Аэтий приказал палачам снять с нее одежды и избивать юное тело воловьими жилами. Параскева во время страшных мучений не проронила ни слова пощады, а лишь про себя славословила Господа. Аэтий, не в силах наблюдать за тем, как уничтожают красоту девушки, приказал палачам остановиться и еще раз повелел святой пойти поклониться идолам. Параскева, стиснув зубы, молчала. За это Аэтий оскорбил весь христианский род, после чего девушка плюнула ему в лицо. Для эпарха это было последней каплей. Вне себя от гнева он приказал палачам подвесить Параскеву вниз головой и терзать ее железными когтями.

Несчастная молилась, а кровь ее обагривала землю. Когда палач увидел, что девушка уже при смерти, он сообщил об этом Аэтию. Тот приказал бросить Параскеву в темницу, чтобы погибель земная была для нее более мучительной.

Явление ангела

Израненная и без сил, Параскева Пятница лежала на полу тюремной камеры, будто мертвая. Но Господь, видя ее всеобъемлющую любовь к Святой Троице, направил к девушке Ангела. Тот явился к Параскеве с крестом, терновым венцом, копьем, тростью и губкой. Ангел утешил измученную девушку, растерев ее раны. Христос исцелил Параскеву — тело вновь стало здоровым, а ее лицо озарилось лучезарной красотой. Девушка сияла, будто ангел. Параскева в благодарность за исцеление начала славословить Господа.

Неожиданное открытие

Утром стража, появившись в тюремной камере Параскевы, обнаружила, что девушка совершенно здорова. Исполненная радостью, она пела молитвы и славословила Господа. Испугавшись, стражники ринулись к Аэтию и сообщили о небывалом чуде. Эпарх вызвал к себе Параскеву и сказал, что ее исцеление — заслуга идолов, которым поклоняются римляне. Аэтий, взяв девушку за руку, повел ее в один из храмов. Параскева, не сопротивляясь, вошла вкапище. Обращаясь к небесам, она произнесла молитву ко Господу, после чего случилось страшное землетрясение. Все статуи богов разрушились и превратились в прах. Многие, кто видел это, обратились в христианство. И лишь Аэтий расценил это как ритуал сильной магии, приказав подвесить святую к столбу и жечь ее бока светильниками. Вновь обратилась Параскева ко Господу. По ее молитвам Всевышний отвратил жаркий огонь от девы, направив его на истязателей. Народ, видевший чудеса, которые совершались Господом через Параскеву, уверовал в Иисуса Христа, отвергнув язычество. Аэтий испугался, что он потеряет свою власть, которая и зиждилась на веровании в идолов. Поэтому он приказал отрубить Параскеве голову. Наконец Господь забирает душу измученной, хрупкой девушки в Царство Небесное, где ее ожидало вечное блаженство.

Судьба эпарха

Покончив с многострадальной Параскевой, Аэтий как ни в чем не бывало решил отправиться на охоту. По дороге в лес его конь, встав на дыбы, сбросил правителя на землю. Тот умер на месте, отправив свою душу на вечную погибель в преисподнюю.

После этого христиане, многие из которых уверовали в Господа благодаря Параскеве, забрали тело девы и смогли похоронить ее в домовой церкви.

Мощи святой исцеляли душевные и физические болезни людей по ее молитвам перед Господом.

Образ Святой

Параскева Пятница, икона которой представлена в данной статье, изображается русоволосой девушкой с терновым венцом на голове. Она облачена в красный мафорий и синий покров. В левой руке великомученица держит свиток с текстом Символа веры, а в правой — крест, символизирующий веру во Христа и те страдания, которые понесла Параскева Пятница. Икона святой вплоть до 20 века была в каждом крестьянском доме. Земледельцы особенно чтили ее образ, украшая его нарядными лентами, цветами или ризой. В день памяти великомученицы (10 ноября по новому стилю) крестьяне обязательно приходили на церковную службу и освящали плоды, которые хранились в доме до следующего года.

Также в русских деревнях на праздник Параскевы Пятницы было принято освящать кусок льняной ткани, которой завешивали образ святой. Именно поэтому в православии можно встретить и другое имя великомученицы — Параскева Льняница. Крестьяне молились святой о сохранении скота, особенно коров.

Параскева Пятница… О чем молятся этой святой?

Прежде всего, к ее помощи прибегают люди, занимающиеся сельским хозяйством и домашним бытом, а также те, у кого есть поголовье скота. Параскева Пятница, давшая обет девства, молится перед Господом за тех, кто ожидает достойного жениха. Те, кто долгое время не могут зачать ребенка, также могут обратиться к великомученице в надежде на чудо деторождения. Помогает наладить мир в семье также Параскева Пятница, о чем молятся все православные христиане.

Святая исцеляет духовные и физические недуги верующих, особенно в случаях невыносимой боли, а также во время дьявольских искушений.

Как ни странно, в делах торговли также помогает Параскева Пятница, о чем молятсяте, кто связан с этой деятельностью. Отсюда и пошла традиция организовывать ярмарки в пятничный день.

Образ Параскевы нередко ставят при источниках и колодцах для того, чтобы вода обрела целительную силу. На Руси было также принято привязывать цветы к ее образу, а затем делать из них отвар, которым лечили не только физические, но и душевные болезни. Молитва Параскеве Пятнице обладала настолько великой силой, что ее текст люди прятали в кусочек ткани, которую прикладывали к больному месту и исцелялись.

Покрой меня скорее!

На Руси люди почитали Параскеву Пятницу как заступницу девушек, желающих выйти замуж. Именно поэтому ей молились даже на Покров, прося помощи в делах любви. Параскева Пятница, о замужестве никогда не помышляющая и давшая обет девства, помогает целомудренным девушкам сделать достойный выбор в стремлении создать семью.

Хранительница Пятницы

Святая Параскева представлялась нашим предкам строгой женщиной, которая заповедовала им строго блюсти пост в среду и пятницу, а именно не заниматься домашними делами и не нести раздор в народ. Также она запрещала им употреблять в эти дни скоромную пищу. Святая приходила ко многим крестьянам в видениях, поэтому никто не сомневался, что это была сама великомученица. Именно поэтому в отдельных уголках нашей страны до сих пор сохранился обычай откладывать шитье, стирку белья и другие дела в день Параскевы Пятницы.

Наши предки также рассказывали, что по селам Малороссии ходила святая великомученица, тело которой было исколото иголками из-за грехов женщин, не соблюдающих строгого поста в отведенные для нее дни. В честь Параскевы на Руси было установлено 12 пятничных дней, которые были приурочены к какому-либо великому празднику, например Благовещению, Пасхе, началу Великого Поста и т. д.

Языческие истоки

В древней Руси образ Параскевы Пятницы часто смешивали с языческой богиней Мокошей, которая почиталась как хранительница семейного очага. Поэтому православной святой приписывают покровительство сельскому хозяйству и домашнему быту.

Некоторые считают, что почитание Параскевы торговцами связано с тем, что издревле пятница была ярмарочным днем.

Подобные споры о покровительстве святой были развенчены священным Синодом, который запретил смешивать образ великомученицы с языческой богиней. Но традиция освящения плодов и источников сохранилась до наших дней.

На распутьях дорог Руси ранее ставились специальные столбы или чурбаны, у которых пеший должен был принести жертву. С принятием христианства подобные постройки были убраны, а на их месте построены башни и часовни. Многие из них возведены в честь Параскевы Пятницы.

Так например, одной из известных построек считается часовня Параскевы Пятницы, расположенная в Красноярске на Караульной горе. Эта башня считается символом города. Ее изображение можно найти на десятирублевой купюре 1997 года. Подобные часовни также возведены в других городах России.

Храмы и церкви в честь святой

В память о великомученице построено множество православных комплексов, центральной фигурой которых стала Параскева Пятница. В Бутово возведена церковь, которая датируется XVI веком. Деревянный храм был сожжен во время нашествия литовцев. Каменный вариант отстроили к концу XVII века. Церковь была реставрирована в XX веке. Храм Параскевы Пятницы построен в форме корабля — духовного путеводителя для православных. Увенчанный золотыми куполами, он словно зовет людей в долгое и трудное, но достойное плавание по реке жизни и веры.

Церковь Параскевы Пятницы также построена в Ярославле. Ее официальное название — Пятницко-Туговский храм. Он построен в конце XVII века. Один из его приделов посвящен празднику Благовещения. Особые невзгоды храм Параскевы Пятницы переживал в 30-е годы XX века. Тогда по приказу советской власти были снесены колокольня и один из куполов. Отреставрировать церковь Параскевы Пятницы удалось только к концу XX века, когда храм передали в Ярославскую епархию.

Как обращаться к святой?

Прочитанная от всей души молитва Параскеве Пятнице очень эффективна. Ведь все святые — это посредники между Господом и людьми. Прошения мучеников и преподобных перед лицом Всевышнего всегда исполняются. Поэтому молитва — это обязательная составляющая жизни православного человека. В делах домашних, как и любовных, помощницей русского народа стала Параскева Пятница. О чем молятся и чего испрашивают юные девушки? Конечно, о достойном женихе. Для таких случаев существует специальная молитва, обращенная к Параскеве. В ней девы просят святую помочь им найти своего мужа, подобно тому, как великомученица обрела своего Жениха Небесного.

Многие храмы, посвященные Параскеве Пятнице, находятся в небольших селах и городах. Одной из таких является церковь в Хвощеватке Воронежской области. В этом сравнительно небольшом селе (численность населения не более 300 человек) люди стараются возвести храм, некогда разрушенный во время бомбежек Великой Отечественной войны. Неподалеку от этой церкви расположен святой источник под названием «Семь ручьев», известный своей целительной силой не только в Воронежской области, но и по всей России.

Также можно посетить Пятницкий храм в Суздале, официальное нзвание которого — Никольская церковь. На месте ныне стоящей каменной постройки находился деревянный комплекс, названный в честь Параскевы Пятницы. И хотя в 1772 году его освятили в честь Николая Чудотворца, местные жители до сих пор называют его Пятницким. Первоначально церковь предназначалась для зимних богослужений. Именно поэтому она возведена в стиле посадского зодчества. Такому типу храмов присущи вытянутые формы по оси «восток-запад» и полукруглые апсиды. Отличительной особенностью Суздальского Пятницкого храма является расположенный в середине строения восьмерик, поставленный на четверик и увенчанный куполом в форме вазона. Подобное строение нетипично для суздальского зодчества.

Таким образом, святая Параскева Пятница за свои духовные подвиги чтилась и будет чтиться православными христианами. Для многих из них эта великомученица является примером великой духовной силы и мужества, непоколебимой веры и всеобъемлющей любви ко Господу, а также главной заступницей народа перед Всевышним.