Комбинированное занятие весенний пейзаж красками. План – конспект открытого занятия на тему «Весенний пейзаж

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

  • Образовательная:
познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.
  • Развивающая:
  • формировать у учащихся умение выделить главное в сюжете, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, зрительную память при рисовании дерева (ствол, ветки, силуэт).
  • Воспитательная:
  • воспитания чувства прекрасного, любви к природе родного края (села) и бережного отношения к ней.
    • Образовательная:
    проверка знаний учащихся по теме через игру: «Узнай дерево».
  • Развивающая:
  • формирование красоты весеннего пейзажа, деревьев через репродукции картин художников И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и др. Беседа о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
  • Воспитательная:
  • воспитание любви к родной природе и бережное отношение к ней.

    Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование:

    • Для учителя
    : репродукции художников-пейзажистов И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели» и др., иллюстрационный материал (деревья, птицы), репродукции художника – односельчанина С.В. Нарыжного, детские рисунки, сказочный герой (гном с телеграммой), выставка детских рисунков, презентация к уроку.
  • Для учащихся
  • : альбомы, простой и цветные карандаши, стерка, сочинения о весне.

    Ход урока

    I. Организационная часть

    а) приветствие;
    б) выявление дежурных;
    в) наличие учащихся в классе, готовность класса к уроку.

    Структура урока

    Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика
    1. Мотивация Учитель читает эпиграф, (слайд 2 ). Сосредотачивает внимание на репродукциях картин И.И.Левитана, А.К.Саврасова, художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других выставке детских рисунков. Слушают, рассматривают, осознают, отвечают, смотрят слайды презентации.
    2. Организационно – деятельной Беседа о красоте весеннего пейзажа. Поэтическая страница. Чтение стихотворений о весне,

    смотрят слайды презентации.

    3. Целеполагание Ставит цели урока. Слушают, дополняют, предлагают.
    4. Основная часть. Изложение новой темы Беседа о красоте родной природы. Понятие – пейзаж. Репродукции картин И.И.Левитана «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других. Слушают, рассуждают, отвечают, сравнивают, делятся впечатлениями, смотрят слайды презентации.
    Игра: «Узнай дерево». Поэтическая страница, загадка про профессию.

    Экологическая беседа – игра (гном с телеграммой).

    Работа в творческих группах.

    Слушают, отгадывают, смотрят слайды презентации. Чтение сочинений о весне. Рассуждают, мыслят, предлагают.

    5. Практическая работа Объяснение задания. Поэтапное выполнение рисунка.
    Проведение динамичной паузы.
    Поэтическая страница.
    Отвечают, предлагают.

    Изображают силуэт дерева, выполнят в цвете.

    6. Контрольно-оценочный (подведение итогов урока) Учащийся защищает свой рисунок. Коллективный анализ работ учащихся.
    7. Рефлексия Оценивают, делают выводы.
    8. Домашнее задание Записывают в дневниках.

    II. Основная часть. Изложение новой темы.

    «Весенний пейзаж. Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева».

    1. Вступительная беседа о весне. Об удивительной прекрасной поре времени года.
    2. Просмотр выставки детских рисунков (деревья, цветы, ягоды).
    3. Чтение стихотворений о весне.
    4. Объявление темы и цели урока.
    5. Беседа по картинам художников – пейзажистов (И.И.Левитан, А.К.Саврасов и др.). Беседа, рассказ о художниках нашего села.
    6. Игра: «Узнай дерево».
    7. Чтение стихотворения «Весенний лес», загадка о профессии – лесничий. Сочинения учащихся о весне.
    8. Экологическая беседа (игра).
    9. Обобщение учителя: стихи, сочинения, загадки, выставка детских работ о природе, о прекрасном времени года – весна.

    Слайд 4–10

    1. – Вот и пришла весна, которую мы так долго с нетерпением ждали. В ней много радости, без которой невозможна большая любовь. Ведь только весной мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали, чистый воздух и вода, заманчивые деревья и кустарники, ласковые лучи солнца, прекрасное пение птиц. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидевшего весенний праздник цвета и красоты. И поэтому неслучайно этому времени года посвящается много прекрасных стихотворений.

    Слайд 11, 12

    3. 1-й чтец:

    Уж тает снег, бегут ручьи
    В окно повеяло весною…
    Засвищут скоро соловьи
    И лес оденется листвою!
    Чиста небесная лазурь
    Теплей и ярче солнце стало,
    Пора метелей злых и бурь
    Опять надолго миновала.

    Звонко капают капели
    Возле нашего окна,
    Птицы весело запели –
    К нам теперь пришла весна!

    Слайд 14, 15

    Мы вчера нашли подснежник
    На проталине лесной
    Голубой цветочек нежный
    Пахнет солнцем и весной.

    4. – Неслучайно тема нашего урока называется: «Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева». При выполнении рисунка постарайтесь передать красоту и всё величие весеннего дерева, а вместе с этим и вашу любовь, и отношение к природе. Для этого нужно быть очень внимательными.

    5. – Но прежде давайте вспомним: «Какие изменения в природе с приходом весны вы увидели?

    Ответ учащихся: На улице стало теплее, солнечные лучи ласково греют землю, небо объемное, голубое. На деревьях набухают почки, травка зеленеет, все оживает вокруг, слышно пение птиц и др.

    – А сейчас рассмотрим картины, посвященные пробуждению весны, написанные художниками – пейзажистами.

    1. Левитан И.И. «Март».

    2. Саврасов А.К. «Грачи прилетели» (и др.).
    3. Просмотр картин художников – односельчан.

    6. – Настоящую весну мы ощущаем с прилетом птиц. Некоторые из них сегодня у нас в гостях. Они не просто прилетели к нам, а предлагают вам поиграть в игру: «Узнай дерево». По описанию или по истории происхождения вы должны узнать, о каком дереве идет речь. Для этого мы разделимся на 3 команды.

    Работа в творческих группах.

    Задание 1 команде (ласточка загадывает)

    «Чудо дивное»
    Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, дерево дивное…. Вот одно из них рядом с домом, или у дороги, или в рощице. Дерево удивительное – настоящая русская красавица. У нее единственная в мире необычная кора по цвету. А сок является прекрасным напитком….. Ответ: слайд 20, 21

    Задание 2 команде (скворец загадывает)

    «История с корзиной»
    Лет двести с небольшим назад из Азии в корзине привезли к нам фрукты. Фрукты съели и корзину выбросили. А она была сплетена из гибких ветвей. Выбросили и забыли о ней. Прутья, казавшиеся сухими и мертвыми, проросли, и выросло из них прекрасное дерево. В отличие от других деревьев ее ветви склоняются к земле. Назовите это дерево …. Ответ: слайд 23

    Задание 3 команде (дятел загадывает)

    «Слезы»
    Пожалуй, осенью нет красивее дерева. Кажется, что его большие просвечивающие на солнце листья выкованы из тонких золотых пластинок. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого. Каждый красив по – своему, но форма листьев необычная, сложная с пятью или семью острыми выступами. Он имеет интересное свойство предсказывать погоду. Когда он «плачет», словно капелька за капелькой текут «слезы» – это приближение дождя. О каком дереве идет речь? Ответ: слайд 25

    7. – А если мы посадим одновременно много деревьев, то получится прекрасный весенний лес. Он тоже может быть разным: веселым и грустным, спящим и бодрым, таинственным и могучим и др. Я предлагаю вашему вниманию послушать стихотворение «Весенний лес».

    Весенний лес

    Всю зиму лес
    Не ткал, не прял –
    То спал, под снегом,
    То хворал.
    Но лишь весна – красна пришла
    Как тут же хворь его прошла:
    Поздоровел он, ободрился,
    В шелка и бархат нарядился
    И зашумел во всей красе:
    Глядите все,
    Смотрите все
    Как я хорош,
    Как я могуч,
    Как головой
    Касаюсь туч!
    Г. Ладонщиков

    Все мы знаем, что существует много различных профессий на земле. Все они важны и нужны. Я загадаю загадку, в результате которой вы узнаете эту профессию, без которой просто не мыслима наша жизнь на земле!

    Чтобы сосны, липы, ели
    Не болели, зеленели,
    Чтобы новые леса
    Поднимались в небеса
    Их под звон и гомон птичий
    Охраняет друг – …
    В. Степанов

    И домашним заданием было написать сочинение о весне. Чтение сочинений.

    Экологическая беседа – игра

    – Ну что ребята, поможем? Ваши предложения.

    Обобщение учителем:

    Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, кустарники, травянистые растения вокруг школы и вблизи нее, загляните в сад и на огород. Многие из них являются лекарственными, или лечат многие болезни. Будем же беречь, и охранять их.

    Нам солнце улыбнётся веселей,
    И каждый день нам радостным покажется,
    Когда пройдут по всей родной земле
    Отряды наших саженцев.
    И добрые волшебники – леса
    Похожи на поэтов и волшебников,
    Природа дарит людям чудеса,
    А мы – ее помощники!

    И в заключении прекрасное стихотворение:

    Весенняя

    Приди, весна, и снова
    Пусть рощи оживут
    Под шум ручья лесного
    Фиалки пусть цветут!
    Пускай нас с солнцем вместе
    Разбудит птичий гам
    Мы станем бегать с песней
    По рощам и лугам.
    Р. Рождественский

    Итак, мы услышали и увидели, сколько прекрасных слов можно сказать о нашей природе, деревьях, о весне. Благодаря этому каждый наш новый день становится прекрасным и неповторимым.

    Объяснение учебного задания:

    а) рисование на основе предварительного описания учителя;
    б) раскрытие в сюжете главного, характерного;
    в) отображение в рисунке конструктивного строения предметов, объема, пропорций;
    г) цвета изображаемого объекта;
    д) выполнение по этапам.

    Первоначально необходимо передать облик дерева. Отмечаем вспомогательными линиями высоту ствола. Обязательно учитываем, чтобы его изображение было вертикальным. Толщина ствола выбирается в зависимости от вида дерева. Прорисовываем боковые ветви, которые будут образовывать крону дерева. Они могут быть разными. Стараемся делать их длинными и плавными, чтобы крона получилась объёмной. Внутри изображаем мелкие ветки. Очень важно найти пропорции (соотношение ствола и кроны). Определить направление ветвей, характерных для данного дерева и их особенности. Затем переходим к изображению в цвете. Подбираем холодные и тёплые цвета. Наносим оттенки, оживляя тем самым рисунок. Рисунок должен быть красивым, аккуратным.

    Динамическая пауза:

    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветерок всё тише, тише
    Деревцо всё выше, выше.

    III. Закрепление

    Поэтапное выполнение рисунка.

    IV. Практическая работа

    1) целевые обходы (дальнейшее развитие зрительного представления учащихся, развитие творческих способностей);
    2) оказание индивидуальной помощи учащимся.

    Рефлексия.

    V. Заключительный инструктаж

    а) подведение итогов урока (отбор лучших работ учащихся);
    б) организация учащихся на перерыв.

    Список литературы:

    1. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5–9 классы (Составитель В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.).
    2. Изобразительное искусство 5-й класс. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина (авт. – сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2008). Для преподавателей.
    3. Сборник загадок.
    4. Сборник стихотворений.

    Подготовила учитель-логопед

    Сигодина Наталья Александровна

    МБОУ СОШ № 160 город Новосибирск

    Описание занятия: Данный конспект занятия для детей 6-7 лет по теме «Весна». Материал подобран и структурирован согласно требованиям к данной возрастной категории, рассчитан на возможности детей данного возраста. Занятие обобщающее. Имеет развивающий и обучающий характер. На занятии использованы игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, технологии на основе деятельностного подхода.

    Цель: Обобщение знаний о весне, о птицах.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    Обобщить и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; Совершенствовать фонематическое восприятие.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    Вызывание положительных эмоций на изображённое на картинах. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

    Оборудование: Аудиозапись муз отрывков «звуки природы», мячик, ребусы, репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук.

    Методы и приемы: Игровые приемы, описания, опросы, наглядно-демонстрационные, практические: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, кинезиологические упражнения. психогимнастика.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    Логопед предлагает ребятам занять свои места, называя по порядку месяца. (слайд 2)

    Психогимнастика с элементами самомассажа

    Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

    И лицо теплом мы умываем (ладонями проводить по лицу сверху вниз)

    Грабельками сгребаем все плохие мысли (движения кончиков пальцев от середины лба к вискам)

    Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

    Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

    А потом бежим на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

    Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

    А потом от носа мы к губам стекаем (движения пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта)

    И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

    Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

    А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонью сверху вниз)

    II. Основная часть

    Ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев?

    А теперь закройте глаза, мы тоже отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна)).

    У кого в гостях вы побывали? (зима, весна)

    Назовите зимние и весенние месяца.

    Какое время года закончилось? Какое началось? По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна?

    С кем мы можем сравнить зиму? весну? (даются слова: старик, бабушка, девушка,…) (слайд 3)

    Какая зима? Весна? (Дети подбирают прилагательные к этим словам)

    Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.

    Задание (слайд 4)

    Перед вами палитра красок. Составим палитру красок для зимы и весны.

    Какие зимние цвета? Весенние цвета?

    (Дети выставляют под каждое время года цветные фишки и комментируют - Что бывает белое…, синее …., зелёное …, жёлтое …. .)

    Как меняются краски с приходом весны?

    Логопед: - Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. ……. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания месяцев. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце.

    Задание 1: «Скажите наоборот»

    Как всё меняется с приходом весны?

    Зимой снег чистый, а весной - … грязный

    Зимой дни холодные, а весной -

    Зимой солнце тусклое, а весной -

    Зимой погода часто пасмурная, а весной -

    Задание 2: «Весенний лес»

    (Рисование двумя руками - развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)

    Каждый ребёнок получает альбомный лист и два карандаша. Общий рисунок рисуем на доске.

    А сейчас нам предстоит нарисовать весенний лес. (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник, сугроб, ….

    Молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете ещё один лучик.

    Задание 3:

    Но мы забыли ещё кое-что нарисовать, а что, вы узнаете из стихотворения. (стихотворение).

    К нам весна шагает

    Быстрыми шагами,

    И сугробы тают

    Под её ногами.

    Чёрные проталины

    На полях видны.

    Верно, очень тёплые

    Ноги у весны.

    (- Как вы понимаете это сравнение?)

    Какой признак весны вы услышали в стихотворении? (проталины появляются именно в марте месяце).

    Задание 4: Выделение последнего звука в слове

    Давайте добавим в наш лес проталин. (карточки)

    В каком порядке будут появляться наши проталины? (Расположить проталины на доске по порядку (по последним звукам)).

    Задание 5: Упражнение на согласование существительного с прилагательным

    Давайте посмотрим на наш лес и назовём всё, что видим со словом «весенний».

    весенняя проталина,

    весенний лес,

    весенний скворечник,

    весеннее дерево,

    весеннее облако,

    весенний лист,

    весенний ручей,

    весенняя трава,

    весеннее солнце,

    весенний цветок.

    Задание 6: Упражнение на напряжение и расслабление «Лёд - вода»

    Задание 7: Птицы (ребусы)

    Прислушайтесь, что вы слышите? (звучат звуки птиц). С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, узнаете, отгадав ребусы. (слайды 5-9)

    Что могут делать птицы?

    Динамическая пауза. (Дети называют и показывают действие птиц.)

    (Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют, …)

    Задание 8: Игра «Измени слово» (слайд 10)

    В нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовём, какое слово останется.

    срок -сок

    крошка - кошка

    мрак- мак

    краска- каска

    прачка- пачка

    Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).

    Солнце наше высоко (тянуться вверх)

    Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук)

    Тает снег от лучей, (расслабление)

    Звонко побежал ручей.

    Вы за ручейком бегите,

    И друг другу улыбнитесь.

    Задание 9: Упражнение на слуховое внимание и память

    А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх)!

    (Шкаф, апрель, тепло, кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)

    Какие весенние слова вы услышали? Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах.

    (Апрель, тепло, тает, лужа, подснежник, листики, трава, проталины, просыпается, капель)

    III. Рефлексия

    Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.

    Слова логопеда: «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза).

    С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске.

    Свой ответ начните словом - «Весной...».

    (слайд 11)

    Ещё по данной теме:

    Тема: «Первое дыхание весны» Рисование по представлению весеннего пейзажа.
    Тип урока: комбинированный
    Оборудование: поэтапное выполнение, репродукции картин, презентация
    Цель – сформировать понятие о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Развивать навыки выполнения весеннего пейзажа по представлению.
    Задачи:
    Образовательные: - учить применять теоретические знания о законах и средствах композиционного решения пейзажа в практической работе.
    Развивающие: - умение анализировать картины художников, выявлять изоб. Средства применяемые художниками для передачи настроения и времени года. Навыки выполнения весеннего пейзажа акварелью в технике по сырому. Образное, логическое мышление и творческое представление.
    Воспитывающие: - воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков. Воспитывать творческую позицию при выполнении пейзажа.
    УУД:
    Личностные:
    - получать представление о построении пейзажа по представлению;
    - решение учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
    Регулятивные:
    -Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
    - Прогнозировать ситуацию будущих событий.
    - составление плана и последовательности действий.
    Познавательные:
    - Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
    - Устанавливать причинно следственные связи.
    - Давать определения понятиям.
    Коммуникативные:
    -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
    - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
    План урока:
    Организация начала урока. (1-3 мин)
    - приветствие
    - проверка готовности
    - микро итог
    2. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности (3-5 мин)
    - показ образца
    3. Актуализация знаний (3-5 мин)
    - проблемно-диалоговая беседа
    4. Первичное усвоение новых знаний (8-10 мин)
    - сообщение нового материала
    5. Первичная проверка знаний (2-3 мин)
    - ответ на вопрос
    6. Инструктаж к практической работе. (3-5 мин)
    7. Практическая работа (20 мин)
    - целевые обходы
    - критерии оценивания
    8. Информация о домашнем задании. (1-2 мин)
    9. Итог (1-2 мин)
    - подведение итогов урока.
    Структура урока Ход урока
    1.Орг момент Приветствие
    Проверка готовности
    Микро-итог
    2.Актуализаия и мотивация учебной деятельности Ребята, я прочитаю стихотворение, ваша задача узнать и сказать мне какое время года описал поэт.
    На безобразных зимних перекрестках
    Ещё лежал позавчерашний снег,
    Он не любил весенних теплых нег,
    Но уберечься было так непросто!
    Белы крупинки снежные, легки,
    Но холодны у них прикосновенья,
    Веселый дождь собрал в одно мгновенье
    Их всех и разбросал по дну реки.
    Оставив город без ночных гирлянд,
    Дождь улицы, старясь, вымыл нежно.
    Есть что-то в этой черноте бесснежной
    Весны пронзительный и ясный взгляд.
    - К какому времени посвящен этот стих?
    Ответ: весна
    Обратите внимание на экран.
    Тема урока: «первое дыхание весны». Пейзаж.
    3.Постановка цели и задач Задача сегодняшнего урока – выполнить весенний пейзаж по представлению.
    4.Первичное усвоение

    Ребята, давайте вспомним, какие признаки характерны для весны.
    В этом вам помогут репродукции картин художников
    - Пейзаж 1 – Какое время года изоб. художник?
    (Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). В начале весны. 1917)
    Ответ: весна
    - А по каким признакам в определили что это весна?
    Ответ: Верно, в первую очередь это птицы, грачи прилетели а значит наступила весна. Еще признак тающего снега.
    - Пейзаж 2 – какое время года на этом пейзаже?
    (Виктория Белова. «Осень»)
    Ответ: осень.
    Какие художественные средства здесь увидели?
    Ответ: золотая листва на деревьях, дорога усыпанная цветными листьями.
    -Ребята, внимательно, весна тоже бывает разной. Какая может быть весна еще?
    Иллюстр. Картину -Бродская Лидия Исааковна (1910-1991). Весна на полях. 1983)
    Ответ: в марте тает снег.
    В апреле слышно пение птиц, набухают почки на деревьях. В мае цветут деревья и радуют своей красотой.
    Дем. Слайд 2
    -пейзаж в марте. Какой месяц весны художник изобразил на этой картине?
    Ответ: март.
    -Так по каким признакам вы это определили?
    Слайд 3
    -Апрельский пейзаж
    След. Пейзаж посвящен..?
    Ответ: апрель.
    Слайд 4
    - Пейзаж в мае.
    - Расцвет весны это..?
    Ответ: майский пейзаж. Все верно.
    -Поскольку вы рисуете по представлению, вам необходимо знать и применять законы и средства композиции.
    Слайд 5
    Давайте повторим что такое композиция?
    Композиция – это строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность изображение. Одно целое.
    - законы композиции:
    - целостность и единство
    -равновесие: статическое и динамическое
    - Целостность – неделимость композиции.
    - Равновесие – все элементы сбалансированные между собой.
    Равновесие бывает:
    - Статическое – состояние композиции, при котором сбалансированы между собой элементы в целом, производят впечатление неподвижности.
    - Динамическое – это состояние композиции, при котором сбалансированы между собой элементы, производят впечатление движения.
    - Дем. На репродукции закон равновесия.
    Соподчинение – это выделение центра композиции.
    Дем. Слайд 6 – Композиционный центр зависит от:
    -своей величины и остальных элементов
    -положения на плоскости
    -цвета
    - проработка элементов
    5.Первичная проверка понимания И так, ребята, вы знаете теперь все законы композиции.
    Расскажите мне, какие законы композиции бывают?
    Ответ: ..
    -Какими красками лучше изображать весенний пейзаж?
    Ответ:…
    6 Первичное закрепление знаний.
    Практическая работа. А) на альбомном лист выпол. Работу пейзажа по представлению
    Б) вводный инструктаж
    -аналитический этап
    1.этап Придумываем пейзаж (показ на доске динамического пособия содерж. Закон динамики)
    -анализ произведения (закон статики)
    2этап тонкими линиями намечаем придуманный пейзаж на альбомном листе. Для этого проводим линию горизонта, намечаем большими массами объекты.
    3 этап. Уточняем элементы. Прорисовываем все мелкие детали, веточки, окошки, домики, дорожки.
    Сам.работа:
    -на линейный рисунок я вам даю 6 мин. Времени, постарайтесь уложиться в это время.
    -Прохожу по классу,
    -контролирую работы.
    -Активизирую внимание уч-ся, продолжаю проводить вводный инструктаж
    4 этап. Начинаем работать в цвете
    -прокрываем водой лист. Убираем сухой кистью лишнюю воду.
    -локальным цветом прокрываем небо и все объекты.
    5 этап. Уплотняем собственные и падающие тени, прорисовываем стволы деревьев, веточки, выделяем первый план, второй план, третий.
    Сам. Работа
    -на цветовое решение я вам даю 10мин. Не отвлекаемся, спокойно работаем, если есть вопросы – поднимайте руку.
    - Прохожу по классу выявляю типичные ошибки. , провожу фронтальную работу.
    -Выявляю индивид. ошибки и корректирую в альбомах у детей.
    - намечаю работы для анализа
    -дем. Слайд 6
    -критерии оценивания:
    1. удачный придуманный сюжет
    2. компоновка всех объектов пейзажа
    3. цветовое решение
    4. аккуратность выполнения рисунка
    7.Контроль усвоения - анализ поведения – мне понравилось как вы сегодня работали, все молодцы.
    -анализ работ
    - вызываю к доске 6 человек, диффиринцирую работы: отвечающие всем критериям, имеющие небольшие недочеты, существенные ошибки.
    -гластность оценок
    5 – соответствует всем критериям
    4- мелкие недочеты
    3 – существенные недочеты
    выставление оценок
    8. Информация о Д.З - на следующий урок возьмите краски.
    9. Рефлексия -уборка рабочих мест
    - Сегодня все хорошо поработали, каждый выполнил свою работу в меру своих возможностей. Спасибо за урок! Все молодцы! До свидания!

    Конспект открытого занятия по развитию речи «Весенний пейзаж»

    Цель: формирование речи и экологической культуры у детей дошкольного возраста

    Задачи:

    Образовательная:

      Закрепить представления детей о весне.

      Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

      Обратить внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.

      Научить составлять весеннюю композицию, используя акварельные краски.

    Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

    Воспитательная:

      Воспитывать у детей любовь к родному краю.

      Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

      Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

      Воспитывать заботливое отношение к природе, поддерживать чистоту в окружающей среде.

      Воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

    Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

    Словарная работа: активизация и обогащение словаря: капель, первые набухшие почки, пейзаж, художники-пейзажисты, линия горизонта, техника рисования.

    Предварительная работа: рассматривание картин по теме «Весна», беседа по теме «Весна».

    Материал: картины с изображениями весенней природы, акварельные краски, акварельные мелки, свеча, бумага для рисования, кисти, стаканчики для воды, пластилин, пластинка с мелодией Чайковского «Времена года», фартуки для детей.

    Ход занятия

    Восп: Зазвенели ручьи,

    Прилетели грачи,

    В дом свой улей, пчела

    Первый мед принесла.

    Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

    Дети: Весна.

    Восп: Какое время года у нас во дворе?

    Дети: Весна.

    Восп: Какие весенние месяца вы знаете?

    (ответы детей)

    Восп: Какой первый месяц?

    Какой последний?

    Какой сейчас месяц?

    (ответы детей)

    Восп: Ребята, сейчас мы с вами немножко поиграем, я буду показывать картинки, а вы, глядя на них, будете отвечать какая весна. Подумайте, что общего между этими картинками и весной?

    (Показ картинок)

    (ответы детей)

    Восп: Молодцы, ребята! Вот сколько слов характеризующих весну мы знаем.

    Может кто-нибудь хочет рассказать стихотворение об этом прекрасном времени года.

    (стихотворения детей)

    Восп: Молодцы, очень красиво рассказали стихи. Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть его красоту помогут нам художники.

    Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами.

    А художников, которые пишут пейзажи, называют художниками-пейзажистами.

    (показ нескольких картин)

    Восп: Обратите внимание на эту картину Левитана. Какую весну художник изобразил на картине?

    (ответы детей)

    Восп: По каким признакам вы догадались об этом?

    (ответы детей)

    Восп: И назвал художник эту картину «Весна-большая вода».

    Художники показывают красоту родной природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.

    Давайте прослушаем отрывок из Чайковского «Времена года».

    Прослушайте внимательно эту мелодию и подумайте, какую бы весеннюю картинку вы нарисовали.

    (прослушивание мелодии, ответы детей)

    Восп: Ну, а сейчас вы художники и будете рисовать весенний пейзаж. Можно изобразить начало весны, когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель, но можно и изобразить весну в самом разгаре: голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые весенние цветы, яркое солнце. Но сегодня мы будем рисовать не только акварельными красками, но и свечой, акварельными мелками, пластилинами и на ткани. С этими художественными материалами вы уже знакомы, можно в рисунке сочетать сразу несколько техник (акварельные краски и акварельные мелки).

    Незабываем о линии горизонта, она у нас будет проходить на середине листа или чуть выше. Не забывайте, что предметы, расположенные на переднем плане они будут больше по размерам, чем те, которые позади. Ну, художники, давайте начнем нашу работу.

    (дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Воспитатель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)

    Восп: Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Но все они очень интересны и очень красивы.

    (воспитатель собирает рисунки, и каждому ребенку дает медали с надписью «Начинающие художники»)

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Тема: «Пейзаж – жанр изобразительного искусства»

    Учебный предмет: изобразительное искусство

    Ф.И.О. учителя: Исаева Анжелика Владимировна

    Класс: 2

    Автор программы учебного курса: Б.М. Неменский “Изобразительное искусство 2 класс”. М., 2010.

    УМК «Школа России»

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели:

      Знакомство с понятием «Пейзаж». Обучить рисованию нетрадиционной технике – набрызг; раскрывать и развивать потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

      Развитие бережного, ответственного, уважительного отношения к природе (умение видеть красоту природы через живопись, развитие творческого воображения, фантазии, художественного вкуса детей).

      Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений.

      Углублять навыки работы красками и другими материалами. Прививать любовь к природе, к изобразительному искусству.

    Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка).

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная

    Оборудование: Музыкальные фрагмент: П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь», видео клип «Зимняя сказка» - автор Белозёрова Татьяна Владимировна . Для учащихся - листы бумаги, гуашь, кисти, палочки. Экран, проектор, компьютер.

    Этап

    - Красота природы, смена времён года, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Полотна известных мастеров живописи написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они у нас вызывают чувства, владевшие их создателями: восхищение щедрой красотой, любовь и привязанность к родным местам, таким для нас привычным, знакомым и близким. (СЛАЙДЫ 3,4,5)

    Согласитесь, когда смотришь на эти картины зимы, сразу вспоминаешь прекрасные стихи о зиме, о сказочном наряде зимней природы. (СЛАЙД 6)

    Есть живописцы, которые всё своё творчество посвятили изображению природы. Их называют пейзажистами. Это А. Саврасов, (СЛАЙД 7) И. Шишкин, (СЛАЙД 8) И. Левитан, (СЛАЙД 9).

    Настоящий художник, рисуя пейзажи, передает состояние и настроение природы, всю ее красоту и многообразие.

    Какое впечатление у вас остаётся после просмотра картины?

    Что же такое пейзаж? (СЛАЙД 10)

    Типы пейзажей. (СЛАЙД 11)

    Среди художников, поэтов, музыкантов всегда были певцы родной природы.

    Поэты воспевали природу в стихах, художники в картинах, а композиторы - в музыкальных произведениях.

    Величайшим мастером звукового изображения картин русской природы является известный русский композитор П. И. Чайковский. (СЛАЙД 12) Во многих его сочинениях ярко слышится и пение птиц, и завывание вьюги, и вальсовый танец снежинок, широта и простор наших полей, и задумчивость зимнего леса. Чайковский любил все времена года и о каждом из них он написал замечательную музыку - цикл пьес для фортепиано «Времена года».

    Сейчас прозвучит пьеса «Декабрь», самый первый месяц зимы. Слушая музыку, мы постараемся почувствовать: о чем же хотел нам рассказать этой музыкой Чайковский?

    Музыка помогает нам лучше почувствовать красоту русской природы?

    - Чему учились на этом уроке? - Что вызвало затруднения в ходе выполнения работы? - Что понравилось? - С каким настроением вы уходите с урока? - Придумайте название своим рисункам. - Люди искусства, художники всегда учатся у природы. Она доставляет нам много счастья, радости, мы должны оберегать её, защищать, заботиться о ней. Глядя на художественные произведения о природе, мы можем услышать музыку, а слушая музыку о картинах природы, мы зрительно представляем ее чарующие образы. - Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

    Ф. Тютчев

    Чародейкою-Зимою

    Околдован, лес стоит-

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован,

    Не мертвец и не живой,

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован

    Легкой цепью пуховой...

    Физкультминутка «Зимний лес»:

    Мы пришли в зимний лес.

    Сколько здесь вокруг чудес!

    Справа березка в шубке стоит,

    Слева елка на нас глядит.

    Снежинки в небе кружатся,

    На землю красиво ложатся.

    Вот и зайка проскакал,

    От лисы он убежал.

    Это серый волк рыщет,

    Он себе добычу ищет!

    Не найдет тогда он нас!

    Лишь медведь в берлоге спит,

    Так всю зиму он проспит.

    Пролетают снегири,

    Как красивы они!

    В лесу красота и покой,

    А нам пора уже домой.