Описание добра в литературе. Аргументы по направлению «Доброта и жестокость Рассказы где есть доброта

С начала сотворения мира на свете существуют два царства: света и тьмы. Между ними идет вечная борьба. Людей всегда интересовала та неизвестная таинственная грань между добром и злом, которую человечество пыталось, и пыталось небезуспешно, преодолеть.

Итак, что же такое доброта и какова ее роль в психологии, жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы говорим тогда, что торжествует зло?

В понятие доброты входить сердечность, бескорыстие. Не случайно слово «нравственный» имеет в своем корне на языках разных народов такие понятия, как «воля», «желание», «мужество», «храбрость», «дружественный», «герой» и т.д.

Благородство – неотъемлемый признак доброты, и именно оно оказывает самое сильное влияние на души. В произведении «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главным действующим лицом является Юрий Андреевич Живаго. Это доктор, выходец из семьи разорившегося интеллигента. Присвоение Пастернаком профессии доктора Юрию Андреевичу не случайно. Доктор символизирует собой нейтральность между двух противоборствующих лагерей. Всю свою жизнь Живаго посвятил любимым людям, часто принося себя в жертву. Живя с любимой женщиной, в безопасности, уюте, он покидает дом ради спасения ее жизни. Юрий Андреевич обладает чутким, добрым и отзывчивым характером. В его понимании жизнь надо прожить так, чтобы люди запомнили о тебе только хорошее. Трудно приходилось доктору Живаго; сталкивающимися с глупыми, черствыми людьми. Но тяга к добру и надежда на лучшее будущее всегда спасали его. Попав в плен, Живаго видит перед собой кровавый ужас революции. На его глазах погибают невинные жертвы, ему самому грозит смертельная опасность. И при этом он не испытывает страха за собственную жизнь. Юрий Андреевич размышляет о судьбе России, переживает за все человечество. Вот что значит истинная доброта! Решать глобальные проблемы, не думая о своей судьбе. Творя бескорыстно добро для разных людей, Живаго не забывает о своих близких, с которыми он волею судеб был разлучен. «Военное время требовало трудных решений, и все же критерии милосердия и гуманизма должны определять поступки людей». Именно таким человеком был доктор Живаго. И это поистине гуманно! Человечеству остается только надеяться, что в его рядах есть еще такие благородные люди, которые без всякой корысти, искренне стараются помочь людям.

Доброта – это, прежде всего, необходимость быть твердым и мужественным, ибо именно добрый человек, должен первым вступить в борьбу с уродством и злом, быть до конца непримиримым к ним. Понадобилось помочь – отдай последнее, случилось несчастье с кем-то – бросайся на выручку, не рассуждая, забыв все и вся. Доброта – это прямодушие, огромная безграничная вместительность сердца. И проверяется она, в первую очередь, на отношении к беззащитному. Есть замечательная повесть Л. Воронковой «Девочка из города». Эту повесть я прочитала еще в раннем детстве, на рассказ о маленькой девочке-сиротке запомнился мне надолго. Действие повести происходит во время войны. В село Нечаево пришли беженцы, среди которых была Валентинка, девчушка, потерявшая родителей и младшего брата. Тетка Дарья, приютившая Валентинку, была матерью двоих детей. Несмотря на это, она относилась к ней, как к родной дочери: Дарья не сомневается, что сделала правильно, взяв девочку. В письме на фронт мужу она пишет: «… А я взяла в дом девочку Валентинку – сироту, беженку. Думаю, что я хорошо сделала…» Но в деревне так не считали. Дарью уговаривали не брать Валю, смеялись в лицо женщине, совершившей прекрасный поступок. Деревенские жители посмеивались над Валентинкой, робкой и застенчивой. Но Дарья не давала ее в обиду и постепенно все свыклись с новой жительницей. А Валя, доверчиво относящаяся к людям, внимая разговорам детей Дарьи, понимала, что Таиска и Роман не осознают того чувства любви и доброты матери, которым она сама, совсем еще недавно, была обделена. И поэтому поначалу замкнутая, Валентинка раскрывает свою душу перед детьми, чтобы показать, что добрые чувства важнее всего на свете. Даже грозный дед оттаивает под душевной теплотой Вали, он водит девочку в лес, чтобы показать ей лесные цветы, удивляется тому, как много городская девчонка знает. В день рождения Дарьи Валентинку, по совету Таиски, рисует на столешнице красной краской цветы, думая, что это лучший подарок из тех, какие она делала. И это, действительно, оказывается так, Дарья счастлива, что девочка приняла ее. Под крылом «новой» мамы Валентинка находит себе защиту от злых людей, новый дом и много новых друзей. А наградой Дарье послужило слово – мама - , которое Валентинка долго не решалась ей сказать.

Доброта сотворена человеком, она не наследуется при зачатии, не вручается с паспортом. Ее необходимо создавать заново всякий раз, в каждом новом человеке.

Верную характеристику добра дает в своей монографии «Категории этики» доцент Уральского университета имени А.М. Горького – Л.М. Аргангельский: «Добро обобщено включает в себя содержание всей совокупности норм, принципов, морали данного класса или общества в целом, выступает как нравственное основание долга, совести, чести, счастья. В широком смысле добро и доброта – стремление дать полное счастье всему человечеству. Именно доброта станет основным критерием в отношениях между людьми грядущего века, когда навсегда исчезнет ужас войны, исчезнут пороки, разъедающие старое со сцены человеческое общество.

Думается, как высшую форму общественного добра, следует рассматривать такое историческое явление: мы сражались с немецкими войсками насмерть, понесли в этой войне неслыханные потери, принесли огромные жертвы. Но едва пробил час победы, с тем же самоотвержением мы стали помогать германскому народу, обманутому Гитлером и его сворой, строить новую жизнь. Это великая, братская доброта. Одним из лучших примеров такой доброты является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Насколько велико было взаимопонимание в отряде коменданта – старшины Васкова» И хотя весь отряд состоял из девушек, казалось бы, совершенно слабых и беззащитных, все равно их вера в победу, их чистые добрые сердца были так велики, что это помогло им совершить подвиг. Разве не вера в себя и в товарищей помогла им совершить невозможное? В повести Васильева самая страшная беда человечества – война. А где, как не в беде, познаются друзья и проверяются лучшие качества человека. Борис Васильев сумел восстановить страшную картину: ужас, кровь, убийство, но главное то, что в своем произведении он сумел передать чувства, переживания людей, вставших на защиту своей Родины. Ведь на войну ушли совсем молодые девушки, прожившие так мало, еще не сумевшие испытать главных чувств в своей жизни. Кто-то, как Галя Четвертак, еще не познал любви, кто-то, как Рита Осянина, оставил больную маму и маленького сына, а кто-то, как Женя Комелькова, еще только мечтал о будущем. И вот эти молодые девушки попали в капкан, который грозил вот-вот захлопнуться, если к тебе на помощь не поспешат друзья. Чувство доброты, существовавшее между ними, укрепляло им силы, заставляло их идти на неравный бой, но с твердой уверенностью в скорой победе. Все они совершили подвиг. Хотя подвигом является уже то, что они решили пойти на фронт вместе с мужчинами. Рита Осянина, тяжело раненная, зная, что рана смертельная, убивает себя, чтобы не быть обузой в пути. Женька Комелькова уводит за собой немцев и погибает, но этим спасает единственного оставшегося в живых Федота Васкова. Повесть оканчивается трагически, но автор не оставляет надежды, что немало есть на свете людей, готовых жертвовать собой ради спасения человечества.

Есть у А. Солженицына рассказ «Матренин двор». Это произведение автобиографично. Рассказывается в нем, как учитель приехал на новое место работы и искал себе жилье. Ему указали на дом Матрены. Неказистый был домишко, старый. Зато хозяйка была прекрасной женщиной. Не молода была Матрена, да и болела часто, но всегда старалась угодить постояльцу. Вставала рано, готовила обед: для учителя, для себя и для грязно-белой козы, единственной в ее хозяйстве. Безотказная Матрена Васильевна всегда старалась помочь людям; всем кто бы ни просил у нее помощи, всегда была готова помочь. Из разговоров с Матреной учитель узнал, что она была замужем, но ее муж погиб на фронте. Дети, а их было шестеро, умирали один за другим. А приемная дочь Матрены – Кира, вышла замуж и живет в соседней деревне. Свой дом Матрена оставляла ей в наследстве. Узнал учитель, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры, которые даже не навещают ее потому, что боятся, что она попросит их о помощи.

Жила Матрена на маленькую пенсию, которую ей давали за то, что она всю жизнь, не жалея сил, проработала в колхозе. Чтобы получить эту жалкую пенсию, Матрене Васильевне пришлось несколько лет писать заявления и носить их в сельпо, стоящее на краю деревни. Вот так и жила Матрена, не причиняя никому зла, творя вокруг себя добро. Но не судьба была жить ей тихо и мирною, решил брат ее погибшего мужа перевезти хижину Матрены в другую деревню, чтобы в ней могла поселиться Кира. Матрена поехала вместе с ними, чтобы помочь. Но когда они переезжали через железную дорогу, пошел поезд и Матрена бросилась отталкивать сани, успела, но погибла сама. Ее племянник тоже попал под колеса. И вот в день похорон собрались в матренином дворе три ее сестры, приемная дочь и Фадей со своей семьей. Сестрички Матрены вздыхали и плакали, но в глазах у них светилась жадность. На уме у сестер была одна мысль: «Кому же достанется дом Матрены?» Искренне о смерти прекрасной женщины переживали только Кира да Матрена, жена Фадея. Только они понимали, что это был за хороший человек. Учитель, оставшийся один в доме, сразу почувствовал, что означало присутствие Матрены. Без хозяйки дом опустел, пропал домашний уют. Горько было учителю, что родные люди Матрены не знают, какой она была замечательный человек…

Итак, доброта к людям зарождается в опыте гуманного отношения ко всему живому и вопрос этот далеко не праздный, ибо человек начинается с простых чувств и поступков – с заботы о природе, о старшем, с ответа за слабого, с сострадания к ближнему. Эти качества потом переплавятся, социально обогатятся, станут масштабнее.

Вовсе не надо быть сентиментальным, чтобы пожалеть живое, маленькое существо, обреченное на гибель, - это естественное, почти бессознательное движение души. Помните у Толстого в «Казаках»: «… Ерошка поднял голову и начал пристально вглядываться в ночных бабочек, которые вились над колыхавшимся огнем свечи и попадали в него. «Дура, дура» - заговорил он – Куда летишь?...Сгоришь, дурочка, вот сюда лети, места много, приговаривал он нежным голосом, стараясь своими толстыми пальцами учтиво поймать ее за крылышки и выпустить. – Сама себя губишь, а я тебя жалею…» Старый гребенской казак движим могучим чувством добра ко всему живому, и потому активно противится слепой стихии разрушения.

Человек должен быть другом всему живому. Эта старая, как мир, истина помогает нравственному росту. Жестокость рождается легко, и особенно легко отравить ею душу маленького. Если человек в самом нежном возрасте не обладает живым воображением и не способен представить, почувствовать чужую боль, как свою, независимо от того, кто ее испытывает, пусть даже кошка, то будьте уверены, вряд ли его взрослого, очерствевшего с годами, смутят человеческие страдания и боль.

Милосердие! Древнее русское слово, означающее милость сердца, сострадание к слабому, беззащитному, поверженному. Редким оно стало, к сожалению, это мудрое человеческое слово. Человек, понимающий красоту, почти всегда добр сердцем. Мы зачастую холодно, с иронией говорим о жалости. В русской литературе слову «жалеть» всегда отводилось почетной место, и оно было синонимом слова «любить». Пожалеть слабого, в том числе и бессловесное животное, - значит прославить доброту одно из самых чтимых и прекрасных человеческих качеств, которому нет цены. А жалости – в самом широком смысле, именно в смысле любить – учат и учатся с детства. Милосердие в отношениях – это непосредственное, как бы импульсивное движение души; оно по природе своей нерасчетливо, бескорыстно.

«Кто людям помогает - лишь тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя», - распевала в своей песенке зловредная героиня детских повестей Эдуарда Успенского старуха Шапокляк. Вместе со своей подопечной крысой Лариской, находящейся в ее ридикюле, она регулярно устраивает жителям города коварные розыгрыши. Но даже ехидная Шапокляк, несмотря на все свои проделки, попав в капкан, встаёт на путь исправления и добрых поступков.

В каждом из нас в той или иной степени присутствует желание творить благие дела. Ведь когда человек совершает добрые и альтруистичные поступки, на душе у него становится легко, а каждое по-настоящему доброе дело вызывает в людях энтузиазм такой силы, что одно маленькое событие способно привести к множеству дел, наполненных любовью, светом и теплом. Одним из таких примеров является международный праздник - День добрых дел , который по традиции отмечается ежегодно 15 марта.

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. Лев Толстой

История этого праздника берет свое начало в 2007 году в Израиле. Впервые в этом событии приняли участие около 7000 человек, решившие претворить в жизнь идею о том, что каждый человек может совершать добрые поступки. Это и каждодневная небольшая помощь окружающим, и глобальные социальные проекты, помогающие детям, пенсионерам и нуждающимся людям. Данная традиция не оставила равнодушным и население других стран. С каждым годом в этой акции принимают участие все больше и больше людей из разных уголков мира.

По другой версии - история возникновения Дня добрых дел в России берет свое начало еще в XIV-XV столетии. По преданию, 15 (25) марта точно неизвестно какого года, в Москву въехал купец. Он вмиг стал объектом людской молвы. Купец творил добро, раздавая деньги нуждающимся людям. Но делал это не просто так, а давал определенные суммы на конкретные потребности - ремонт протекающей крыши, покупку домашней утвари, на одежду для детей. Время прошло, но благие дела не забываются, и в память о купце, люди, ставшие свидетелями добрых дел, стали ежегодно 15 (25) марта помогать друг другу.

Во многих странах подобный день отмечается в другие дни календаря и называется «Днем спонтанного проявления доброты» . Например, в это время многие книжные издательства проводят акции под названием «Подари ребенку книгу», где каждый желающий может выбрать любую детскую книгу, оплатить и передать представителю фонда.

Кто свершит прекрасные дела,
В небесный мир он переходит. Будда

Но для совершения добрых дел не обязательны крупные денежные вложения. Можно помочь старушке перейти дорогу или убрать мусор на ближайшей детской площадке, или просто подарить улыбку проходящему мимо человеку - в этом и заключается доброта. Любой благодушный поступок, совершенный одним человеком, может воодушевить на добрые дела многих. Ведь главное - это положительный духовный всплеск в людях, принимающих участие в таких благородных делах, как с одной, так и с другой стороны.

Как известно, реальные и литературные примеры всегда воодушевляют и придают силы. Рассказывая о добрых и положительных поступках своих героев, многие писатели вдохновляют и вселяют уверенность в том, что каждый человек может творить добро, изменяя этот мир к лучшему. Погружаясь в мир литературы, человек облагораживает свой внутренний мир, познавая прекрасное, учится внутренней красоте и возможности видеть ее вокруг себя. Правильно подобранная литература для детей развивает мышление, формирует систему духовных ценностей и идеалы. Очень важно, чтобы у ребенка был близкий ему герой, на которого ему хотелось бы походить.

Давайте вспомним самый яркий литературный пример - повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда» , написанная в 1940 году. После выхода книги и фильма о Тимуре в СССР началось движение юных «тимуровцев», пионеров, помогающих людям, которые нуждались в такой помощи: семьям войны в годы Великой Отечественной войны, старикам. Можно сказать, что тимуровское движение предшествовало современным российским волонтёрским организациям. А главную идею повести выражает, обращаясь к Тимуру, Ольга следующей фразой: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Верю я: придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. Борис Пастернак

Еще один яркий герой, столь привлекательный для писателей, поэтов и художников и реализующий принципы добра и взаимовыручки -персонаж средневековых английских легенд Робин Гуд . Ему посвящают литературные произведения, ставят спектакли, снимают фильмы, а его популярность не угасает. Он один из немногих легендарных героев, которые вышли за рамки фольклора и стали источником вдохновения. Существуют десятки художественных версий о Робин Гуде. По одной из них, это лучник, который жил в лесу со своей армией вольных стрелков, людей смелых и по-своему благородных, боролся с несправедливостью и защищал бедных.

А чего стоит ждать от трех свирепых вооруженных разбойников, которые носят черные плащи и высокие черные колпаки? Согласитесь, зрелище весьма устрашающее. Но три разбойника из одноименной книжки-картинки Томи Унгерера совсем не наводят страха на детей. Однажды им попадается карета с одним-единственным сокровищем - девочкой Тиффани. Эта встреча меняет их жизнь, и они решают заняться благородным делом - устроить в шикарном замке приют для сироток! Эта трогательная история сопровождается красочными авторскими иллюстрациями Томи Унгерера.

Все мы помним и светлый поступок маленькой девочки Жени - главной героини произведения В. Катаева «Цветик-Семицветик» . В её руки попадает волшебный цветок с семью лепестками, каждый из которых может исполнить только одно желание. Сначала героиня легкомысленно растрачивает лепестки на свои сиюминутные детские «хочу», но потом приходит осознание, что она делает что-то не так, и самый последний драгоценный лепесток Женя уже использует для того, чтобы помочь больному мальчику.

Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

Или другой замечательный пример -знаменитая сказка великолепной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф о заколдованном мальчике Нильсе , который отправился в удивительное путешествие вместе со стаей гусей. Непослушный хулиган Нильс постепенно становится добрым и внимательным мальчиком, его новые друзья помогают ему понять, что значит сочувствие, взаимопомощь и ответственность за других.

Радость, доставленная нами другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам еще более яркой. Виктор Гюго

Ключевая тема знаменитого цикла Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» - дружба и взаимовыручка. Герои заботятся друг о друге, черпают друг у друга поддержку и утешение (в плену у Бастинды), получают радость от общения и взаимовыручки. Страшила все время просит Железного Дровосека, чтобы он не плакал, а то от этого он может заржаветь. Все вместе они достают Страшилу из реки, спасают Льва из макового поля.

Для самых маленьких читателей хочется отметить удивительно добрые и поучительные сказки детского писателя и художника-иллюстратора Владимира Григорьевича Сутеева . Трогательные истории с зайкой, утенком, ёжиком и котенком непременно оставят глубокий след в душе каждого ребенка, научат доброте и взаимопомощи.

Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А. Дюма-отец

Из современных детских книг невозможно не отметить и трогательную книжку-картинку канадской художницы Марианны Дюбюк. «Лев и Птичка» - это нежная история о том, как дружба и забота помогают скоротать долгую зиму. Одинокий лев подбирает раненую птичку, отставшую от своей стаи. Её крыло должно постепенно зажить, да и догонять сородичей уже слишком поздно - и птичка остается зимовать у льва.

Многие педагогические идеи Василия Александровича Сухомлинского сохраняют свою актуальность и сегодня, ведь подход Сухомлинского к воспитанию детей основан на исключительно гуманистических принципах. Как сохранить Человека в себе и как вырастить его в своем ребенке - вечная тема, отраженная Сухомлинским просто и мудро.

Мы постарались собрать для вас лучшие детские книжки, которые смогут рассказать ребенку о важном. Тут есть из чего выбрать! Читайте книги, творите добро, и оно обязательно к вам вернется!

Тем не менее, всё не так плохо: Фактрум приводит 10 замечательных примеров человеческой доброты и сострадания.

1. Работа Матери Терезы

В 1999-м году, на пороге нового тысячелетия, американцы в ходе голосования признали Мать Терезу самым почитаемым человеком столетия. А согласно опросу, проведённому CNN, ею восхищались больше, чем Мартином Лютером Кингом, Джоном Кеннеди, Альбертом Эйнштейном и Хелен Келлер.

Что же делает её такой особенной?

Мать Тереза, урождённая Аньэз Гонджэ Бояджиу и названная Ангелом Милосердия, была миссионером и монахиней римской католической церкви, посвятившей всю свою жизнь помощи другим людям. Сегодня, когда люди думают о святых, они обычно вспоминают о Матери Терезе.

В 1950-м году Мать Тереза основала Орден Миссионеров Милосердия, главной задачей которого был уход за больными, бездомными и беспомощными. В 1979-м году Мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Тем не менее, в одном весьма спорном исследовании, проведённом в 2013-м году, высказывалось предположение, что репутация и святость Матери Терезы могут быть несколько преувеличены. Она действительно посвятила свою жизнь помощи ближним, однако её дома для умирающих порой не могли предложить для облегчения страданий ничего, кроме молитвы.

Скончалась Мать Тереза в 1997-м году.

2. «Проект Линус»

«Проект Линус» - это некоммерческая организация, которая раздаёт обычные и стёганые домашние одеяла больным или травмированным младенцам, детям и подросткам в больницах, приютах, в организациях социального обслуживания и в благотворительных организациях. Цель проста: дать людям чувство безопасности и комфорта тогда, когда оно им нужнее всего.

У проекта Линус в каждом штате есть местные руководители, и есть добровольцы, так называемые «blanketeers».

Например, в округе Фэйетт, в штате Джорджия, добровольцы с 2010-го года сшили, связали крючками, а затем раздали 1155 одеял местным детям, а в 2012-м году они послали 147 сшитых вручную одеял детям, пострадавшим в результате урагана «Сэнди».

3. «Байкеры против жестокого обращения с детьми»

«Байкеры против жестокого обращения с детьми» (или ВАСА) - это ещё одна некоммерческая организация. С 1995-го года они работают, чтобы оградить детей от насилия, и повысить осведомлённость общества о насилии над детьми. Их цель: сделать так, чтобы дети, подвергшиеся физическому, эмоциональному или сексуальному насилию, перестали бояться. Потому что отсутствие страха - важный шаг на пути к исцелению. Также группа помогает финансировать терапию и терапевтические действия.

Байкеры-волонтёры из этой организации стремятся к тому, чтобы дети почувствовали себя в безопасности. Они стараются помочь и в ситуациях, когда с детьми жестоко обращаются сотрудники правоохранительных органов, сотрудники агентств по уходу за детьми, и другие люди. Не важно, где присутствуют байкеры - на судебном заседании, на слушаниях по условно-досрочному освобождению, сопровождают ли они ребёнка в школу, или просто живут по соседству - сам факт такого присутствия заставляет призадуматься тех, кто жестоко обращается с детьми. Нет, байкеры - не народные дружинники. Это скорее телохранители. А разве вы не почувствовали бы себя в безопасности, если бы на вашей стороне была большая толпа парней на «Харлеях»?

4. «Анти-протесты», вызванные церковью Вестборо

Баптистская церковь Вестборо (WBC) в основном известна за свои выступления против геев. Ещё представителей этой церкви часто видят на различных громких военных похоронах. Они устраивают там пикеты, держа в руках транспаранты с разными вызывающими лозунгами.

Можно только вообразить, что началось, когда эта весьма неоднозначная церковь вдруг объявила, что её протесты есть не что иное, как попытка расшевелить общественность.

К примеру, когда студенты колледжа Вассар узнали, что церковь Вестборо собирается провести пикет у их кампуса, в котором лояльно относятся к представителям ЛГБТ-сообщества, они немедленно организовали встречный протест.

А студенты из Tехасского университета A&M однажды образовали «живую цепь» лишь для того, чтобы пресечь любые попытки представителей церкви пикетировать военные похороны.

Другие «анти-протестующие» из организации Angel Action принесли с собой трёхметровые ангельские крылья, и со всех сторон закрыли ими представителей церкви, тем самым скрыв их из поля зрения окружающих. Ещё одна группа, Patriot Guard Riders, тоже воспользовалась «ненасильственными средствами защиты» - щитами, с помощью которых они не позволили представителям церкви провести пикет на очередных военных похоронах.

5. Работа Фонда Билла и Мелинды Гейтс

Работа Фонда Билла и Мелинды Гейтс - это не только драматичное проявление доброты, но и драматичный акт благотворительности.

Билл Гейтс, в рамках программы, которую он создал совместно с Уорреном Баффетом, публично пообещал пожертвовать на благотворительность половину денег, которые он заработал в течение своей жизни. К 2011-му году Билл и Мелинда Гейтс уже перевели в Фонд 28 миллиардов долларов (то есть более трети своего состояния).


Фонд предоставляет деньги самым разным организациям, помогая решать глобальные проблемы, такие, как бедность и голод, решать глобальные вопросы здравоохранения, такие, как профилактическое вакцинирование и обеспечение доступности надёжных медицинских препаратов. Фонд, к примеру, выделил 112 миллионов долларов организации «Спасите детей», чтобы помочь новорожденным, находящимся в различных «группах риска», и 456 миллионов организации MVI, занимающейся разработкой новых вакцин против малярии.

6. Римский Папа Иоанн Павел II простил своего потенциального убийцу

Убийца из Турции по имени Мехмет Али Агджа трижды выстрелил в Папу Иоанна Павла II на площади Святого Петра в Ватикане. Это случилось 13 мая 1981-го года. Одна пуля отскочила от указательного пальца Папы, и попала ему в живот. Другая задела правый локоть. Позднее Иоанн Павел II скажет, что выжил он лишь благодаря божественному вмешательству Девы Марии.


17 мая 1981-го года, всего через четыре дня после покушения, понтифик публично простил Агджа, сказав, что он простил его ещё тогда, когда его в машине скорой помощи везли в госпиталь Джемелли. А в 1983-м году Папа навестил Агджа в тюрьме, где тот отбывал свой 19-летний срок. В ходе этой встречи Иоанн Павел II взял своего потенциального убийцу за руку, и простил его, на этот раз - глядя ему в глаза.

7. Нельсон Мандела приглашает своего тюремщика на свою инаугурацию

Нельсон Мандела был осуждён за саботаж во времена апартеида в Южной Африке, после чего он 27 лет провёл в тюрьме на острове Роббен.


Когда в 1990-м году он наконец вышел на свободу, у него не было желания мстить своим бывшим тюремщикам. И более того, одного из них, белого человека по имени Христо Бренд, он пригласил на свою президентскую инаугурацию, состоявшуюся в 1994-м году. А ещё Бренд был приглашён на 20-летнюю годовщину освобождения Нельсона Манделы. Ещё один тюремщик Нельсона Манделы, Джеймс Грегори, тоже много рассказывал и писал о своей дружбе со знаменитым политзаключённым.

И Грегори, и Бренд говорили о своём глубоком уважении к Манделе. Бренд, в частности, рассказал о его трансформации из человека, поддерживающего апартеид, в человека, выступающего категорически против угнетения и расовой сегрегации. По словам Бренда, его жизнь под влиянием Манделы сильно изменилась, а их дружба стала уроком прощения для многих в этом мире.

8. Иван Фернандес Анайя умышленно проигрывает Абелю Мутаи

Кенийский бегун Абель Мутаи лидировал в кроссе, который проходил в испанской Наварре в декабре 2012-го года. Бегун думал, что уже пересёк финишную черту, на самом же деле до неё оставалось около 10 метров.


Испанский бегун, Иван Фернандес Анайя, претендующий на второе место, вполне мог взять и золото, однако не сделал этого. Вместо этого Фернандес Анайя догнал Мутаи, и жестом предложил ему финишировать первым. Позднее Фернандес Анайя заявил, что не заслужил первого места, и предпочёл честность победе.

9. Рождественское перемирие

К декабрю 1914-го года Первая мировая война уже успела унести почти миллион жизней (а всего в этой войне погибнет 14 миллионов), но на один день - Рождество - между британскими и немецкими солдатами установилось перемирие.

До сих пор точно неизвестно, насколько правдива эта история, и насколько её детали преувеличены. Но если ей верить, то британские солдаты в окопах на передовой вдруг услышали знакомый мотив, доносящийся из немецких окопов, находящихся рядом. Это была «Тихая ночь» (англ. «Silent Night»), с которой и началось несанкционированное братание между врагами. Во время Рождественского перемирия не было никаких выстрелов и взрывов. Солдаты, порядком уставшие от войны, просто жали друг другу руки, а потом делились сигаретами и перебрасывались консервами по всему Западному фронту.

10. Ифигения Мукэнтэбана простила Жана Боско Бизимана

В 1994-м году в Центральной Африке бушевала этническая война между хуту и народом тутси. Именно в том году муж Ифигении Мукэнтэбаны и пятеро её детей были убиты ополчением хуту. Фактическим виновником ужаса, постигшего её семью, был сосед Ифигении по имени Жан Боско Бизимана.

А через десять лет Ифигения, занимаясь плетением корзин в рамках проекта «Путь Руанды к миру», встретилась с ткачихой по имени Епифания Муканундви, которая оказалась женой Жана Боско Бизимана.

Сам Жан Боско отбывал 7-летний срок в тюрьме за преступления, совершённые им во время геноцида, но именно его публичная просьба о прощении, произнесённая в суде Руанды, помогла Ифигении простить этого человека и дала ей силы жить дальше.

8 вопросов о русских с американского сайта

Фактрум на Яндекс Дзене

Как возникает зависимость от Инстаграма и почему люди «подсаживаются» на эту соцсеть

Люди с очень высоким IQ не нуждаются в друзьях

Часто можно встретить ситуацию, когда слишком умный «ботаник» в классе сторонится остальных ребят. Учёные установили, что связь между уровнем интеллекта человека и его социальными связями действительно есть. «Умникам» общение часто кажется бесполезной тратой времени, а их интересы неподготовленные люди просто не могут разделить.


Что такое доброта? Это проявление заботы по отношению к человеку. Это помощь нуждающимся, бережное отношение к природе, любовь к нашим «меньшим братьям». Есть много примеров доброты в нашем мире, ведь это качество всегда ценилось русскими людьми. Его даже можно назвать основой нашего характера. В литературе мы найдем немало примеров добрых, отзывчивых героев.

Вспомним, например, Соню Мармеладову, героиню произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Мать девушки умерла, она воспитывалась отцом, который многое сделал для нее. Но наступила тяжелая пора, когда он лишился работы и запил. На ее плечи легла забота не только о нем, но и о мачехе, о сводных братьях и сестрах. Девушка от безысходности пошла «по желтому билету». Она была вынуждена торговать собой, чтобы спасти свою семью не просто от голода и нищеты, но и от смерти.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Разве можем мы ее осуждать? И Раскольникову, главному герою романа, помогла именно Соня. К ней он пошел за помощью после совершения страшного преступления – убийства старухи-процентщицы и ее сестры. Соня осудила его поступок, ведь для нее убийство человека – это великий грех. Но именно она оказала ему духовную поддержку. Она заставила его признаться в убийстве и поехала за ним на каторгу. Соня терпеливо ждала, когда он поймет чудовищность своего преступления, и оказалась рядом в момент его прозрения. В финале мы видим, как они вместе читают Библию, и понимаем, что, хотя до настоящего воскресения Раскольникову еще далеко, Соня будет рядом с ним. Именно в ней заключается нравственный идеал автора, потому что это настоящий пример доброты и великодушия.

Из произведений 20 века мне вспоминается «Матренин двор» А.И.Солженицына. Матрена, главная героиня произведения, – необыкновенно добрый человек. Она не отказывает в помощи никому. Если надо помочь по хозяйству – идут к Матрене. Выкопать картошку – снова к ней. И никогда она не просила вознаграждения, помогала просто так, по зову души. Весь ее дом – это олицетворение характера. В нем удивительно тепло и уютно всем: и фикусам, которые «привольной толпой» скрашивали одиночество хозяйки, и немолодой кошке, из жалости подобранной Матреной, и мышам, нагло шуршавшим под обоями, и даже тараканам, которые «уважали» порядки Матрены и не пересекали границу между комнатой и кухней. Да и сам рассказчик признается, что уже с утра его радовал певучий голос Матрены, которая звала его к завтраку. Конечно, в финале нам жаль Матрену: она погибла, возможно, тоже из-за своей доброты: на железнодорожном переезде она бросилась помогать мужикам, перевозившим ее горницу приемной дочери Кире. Однако именно на таких, как она, держится мир. Не случайно автор называет ее «праведником».

Таким образом, доброта – это основа характера русского человека. Это то, благодаря чему наше общество выстояло в самые трудные времена. И хочется, чтобы в наше сложное время люди не забывали о доброте.

Обновлено: 2018-09-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Горшкова Елена Павловна

Скачать:

Предварительный просмотр:

Добро и зло в произведениях русской литературы

Научная работа

Выполнила: Горшкова Елена Павловна

Ученица 11 класса А школы №28

Проверила: Сабаева Ольга Николаевна

преподаватель русского языка и

литературы школы №28

Нижнекамск, 2012

1. Введение 3

2. «Житие Бориса и Глеба» 4

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 5

4. М.Ю. Лермонтов «Демон» 6

5. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» 7

6. А.Н. Островский «Гроза» 10

7. М.А. Булгаков «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» 12

8. Заключение 14

9. Список используемой литературы 15

1.Введение

В моей работе речь пойдет о добре и зле. Проблема добра и зла – это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Когда нам в детстве читают сказки, то в конце-концов в них практически всегда побеждает добро, и сказка заканчивается фразой: «И все они жили долго и счастливо…». Мы растем, и со временем становится понятно, что это не всегда так. Однако не бывает такого, чтобы человек был абсолютно чист душой, без единого изъяна. В каждом из нас существуют недостатки, и их немало. Но это не значит, что мы злые. В нас очень много и хороших качеств. Так тема добра и зла возникает уже в древнерусской литературе. Как говорится в «Поучении Владимира Мономаха»: « … Подумайте, дети мои, как милостлив к нам Человеколюбец Бог и премилостлив. Мы вот люди грешные и смертные, а все же, если кто причинит нам зло, мы готовы, кажется, тут же приколоть его и отмстить; а Господь нам, Владыка живота (жизни) и смерти, терпит нам грехи наши, хотя они превышают главы наши, и во всю жизнь нашу, как отец, любящий свое дитя, и наказывает, и опять привлекает нас к Себе. Он указал нам, как избавиться от врага и победить его, - тремя добродетелями: покаянием, слезами и милостынею…».

«Поучение» - не только литературное произведение, но и важный памятник общественной мысли. Владимир Мономах, один из наиболее авторитетных киевских князей, пытается убедить современников в пагубности междоусобных раздоров – ослабленная внутренней враждой Русь не сможет активно противостоять внешним врагам.

В своей работе я хочу проследить, как видоизменялась эта проблема у разных авторов в разные времена. Разумеется, я остановлюсь подробнее только на отдельных произведениях.

2. «Житие Бориса и Глеба»

Ярко выраженное противопоставление добра и зла мы встречаем в произведении древнерусской литературы «Житие и погубление Бориса и Глеба», принадлежащее перу Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря. Историческая основа событий такова. В 1015 году умирает старый князь Владимир, желавший назначить наследником своего сына Бориса, которого в это время не было в Киеве. Брат Бориса Святополк, замыслив овладеть престолом, велит убить Бориса и его младшего брата Глеба. Возле их тел, брошенных в степи, начинают происходить чудеса. После победы Ярослава Мудрого над Святополком тела были перезахоронены и братья провозглашены святыми.

Святополк помышляет и действует по наущению дьявола. «Историографическое» введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы Бога и дьявола – добра и зла.

«Житие Бориса и Глеба» - рассказ о мученической смерти святых. Основная тема определяла и художественную структуру такого произведения, противопоставление добра и зла, мученика и мучителей, диктовала особую напряженность и «плакатную» прямоту кульминационной сцены убийства: она должна быть долгой и нравоучительной.

По-своему взглянул на проблему добра и зла А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Своих персонажей поэт не разделяет на положительных и отрицательных. Он дает каждому из героев несколько противоречащих друг другу оценок, заставляя взглянуть на героев с нескольких точек зрения. Пушкин хотел добиться максимального жизнеподобия.

Трагедия Онегина заключается в том, что он отверг любовь Татьяны, боясь потерять свою свободу, и не смог порвать со светом, поняв его ничтожность. В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни и «начал странствия». Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он уже теперь не сможет, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивался, и думать только о себе. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной. Но Татьяна отказывает ему, так как она смогла увидеть то себялюбие, тот эгоизм, который лежал в основе его чувства к ней.. В Татьяне говорят оскорбленные чувства: настала ее очередь отчитывать Онегина за то, что он не сумел вовремя разглядеть в ней всю глубину ее души.

В душе Онегина происходить борьба добра и зла, но, в конце концов, побеждает добро. О дальнейшей судьбе героя мы не знаем. Но возможно он стал бы декабристов, к чему вела вся логика развития характера, изменившегося под влиянием нового круга жизненных впечатлений..

4.М.Ю. Лермонтов «Демон»

Тема проходит через все творчество поэта, но я хочу остановиться только на этом произведении, т.к. в нём проблема добра и зла рассматривается очень остро. Демон, олицетворение зла, любит земную женщину Тамару и готов ради неё возродиться к добру, но Тамара по своей природе не способна ответить на его любовь. Земной мир и мир духов не могут сойтись, девушка погибает от одного поцелуя Демона, и его страсть остается неутоленной.

В начале поэмы Демон- это зло, но к концу становится понятно, что это зло можно искоренить. Тамара же изначально представляет добро, но Демону она причиняет страдание, раз не может ответить на его любовь, а значит, для него она становится злом.

5.Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

История Карамазовых – это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное изображение современной интеллигентской России. Это эпическое произведение о прошедшем, настоящем и будущем России. С точки зрения жанра – это сложное произведение. Оно представляет собой сплав «жития» и «романа», философских «поэм» и «поучений», исповедей, идеологических диспутов и судебных речей. Основная проблематика – философия и психология «преступления и наказания», борьба «Божьего» и «дьявольского» в душах людей.

Основную идею романа «Братья Карамазовы» Достоевский сформулировал в эпиграфе «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна). Это мысль о неизбежно происходящем в природе и в жизни обновлении, которое непременно сопровождается умиранием старого. Широта, трагизм, неодолимость процесса обновления жизни исследованы Достоевским во всей глубине и сложности. Жажда преодоления уродливого и безобразного в сознании и поступках, надежда на нравственное возрождение и приобщение к чистой, праведной жизни переполняют всех героев романа. Отсюда «надрыв», падение, исступленность героев, их отчаяние.

В центре этого романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников – человек мыслящий. Он создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Он убежден, что человечество делится на две категории: одни – «право имеют», а другие – «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории раскольников пришел в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено все, а большинству – ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечает себе в жертву старуху – процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели. Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его выздоровление. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Раскольников убеждается в том, что ошибся в своей гипотезе. Он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. В конце романа Раскольников берет в руки Евангелие – это символизирует духовный перелом героя, победу доброго начала в душе героя над его гордыней, которая порождает зло.

Раскольников, как мне кажется, вообще очень противоречивая личность. Во многих эпизодах современному человеку его сложно понять: многие его высказывания опровергаются друг другом. Ошибка Раскольникова в том, что он не увидел в своей идее самого преступления, того зла, которое он совершил.

Состояние Раскольникова характеризуется автором такими словами, как «мрачный», «подавленный», «нерешительный». Я думаю, это показывает несовместимость теории Раскольникова с жизнью. Хотя он и убежден в своей правоте, эта убежденность что-то не очень уверенная. Если бы Раскольников был прав, то события и его чувства Достоевский описывал бы не мрачно – желтыми тонами, а светлыми, но они появляются только в эпилоге. Он был не прав в том, что взял на себя роль Бога, имел смелость за Него решать, кто должен жить, кто должен умереть.

Раскольников все время колеблется между верой и неверием, добром и злом, и Достоевскому не удается убедить читателя даже в эпилоге, что евангельская правда стала и правдой Раскольникова.

Так в поисках, душевных муках и мечтаниях Раскольникова отразились собственные сомнения, внутренняя борьба, споры с самим собой, которые непрестанно ведет Достоевский.

6.А.Н.Островский «Гроза»

А.Н.Островский в своем произведении «Гроза» так же затрагивает тему добра и зла.

В «Грозе», по мнению критика, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий. Катерину Добролюбов считает силой, которая может противостоять костному старому миру, новой силой, воспитанной этим царством и потрясающей его основы.

В пьесе «Гроза» противопоставлены два сильных и цельных характера Катерины Кабановой, купеческой жены, и её свекрови Марфы Кабановой, которую давно прозвали Кабанихой.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать Кабаниха в «Грозе»(так же как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии.. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.

Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру- в его все остальные персонажи. Художественное назначение последних –обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многостроение, насколько это возможно. Так, Варвара научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу:«делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».Получается что Катерина в данной драме – добро, а остальные персонажи – представители зла.

7.М.А.Булгаков «Белая гвардия»

В романе рассказывается о событиях 1918-1919 гг., когда Киев был оставлен германскими войсками, сдавшим город петлюровцам. Офицеры бывшей царской армии были преданы на милость врага.

В центре повествования - судьба одной такой офицерской семьи. Для Турбиных, сестры и двух братьев, основополагающее понятие – честь, которая понимается ими как служение отечеству. Но в перипетиях Гражданской войны отечество перестало существовать, и привычные ориентиры исчезли. Турбины пытаются найти для себя место в меняющемся на глазах мире, сохранить в себе человечность, добро души, не озлобиться. И это удается героям.

В романе звучит апелляция к Высшим силам, которые должны спасти людей в период безвременья. Алексею Турбину снится сон, в котором на небо (в Рай) попадают и Белые, и Красные, потому что и те, и другие любимы Богом. А значит, в итоге добро должно победить.

В Москву с ревизией приезжает дьявол – Воланд. Он наблюдает за московскими мещанами и выносит им приговор. Кульминация романа – бал Воланда, после которого он узнает историю Мастера. Воланд берет Мастера под своё покровительство.

Прочтя роман о себе, Иешуа (в романе он представитель сил Света) решает, что Мастер, создатель романа, достоин Покоя. Мастер и его возлюбленная умирают, и Воланд провожает их к месту, где им теперь предстоит жить. Это – угодный дом, само воплощение идиллии. Так человек, уставший от битв жизни, получает то, к чему стремился душой. Булгаков намекает, что кроме посмертного состояния, определяется как «Покой», есть и другое высшее состояние – «Свет», но Света Мастер не достоин. Исследователи до сих пор спорят, почему Мастеру отказано в Свете. В этом смысле интересно высказывание И. Золотусского: «Это сам Мастер карает себя за то, что из его души ушла любовь. Тот, кто покидает дом или кого покидает любовь, не заслужил Света… Даже Воланд теряется перед этой трагедией усталости, трагедией желания уйти из мира, покинуть жизнь»

Роман Булгакова об извечной борьбе добра и зла. Это произведение, посвященное не судьбе определенного человека, семьи или даже группы людей, как–то между собой связанных, - он рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии. Временной интервал почти в два тысячелетия, разделяющий действие романа об Иисусе и Пилате и романа о Мастере, лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом – это вечные, непреходящие проблемы, актуальные для человека любой эпохи.

Пилат у Булгакова вовсе не показан классическим злодеем. Прокуратор не хочет зла Иешуа, к жестокости и социальной несправедливости привела его трусость. Именно страх делает неплохих, неглупых и храбрых людей слепым оружием злой воли. Трусость – это крайнее выражение внутренней подчиненности, несвободы духа, зависимости человека. Она особенно опасна ещё и тем, что, раз смирившись с ней, человек уже не в силах от нее отделаться. Таким образом, могущественный прокуратор превращается в жалкое, безвольное существо. Зато бродяга философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище всеобщей несправедливости. В образе Иешуа Булгаков воплотил идею добра и неизменной веры. Несмотря ни на что, Иешуа продолжает верить в то, что злых, плохих людей нет на свете. Он и умирает на кресте с этой верой.

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа А.Н.Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа.

8.Заключение

Что есть добро и что есть зло на земле? Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между ними. Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.

Таким образом, я пришла к выводу, что силы добра и зла в мире литературы равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро.

9.Список используемой литературы

1. С.Ф.Иванова «Введение во храм слова». Изд. 3-е, 2006 г.

2. Большая школьная энциклопедия, том 2. 2003 г.

3. Булгаков М.А., пьесы, романы. Сост., вступ. и примеч. В.М.Акимова. Правда, 1991 г.

4. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»: Роман – М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996 г.