Проект по культуре народов ямала. Презентация на тему "культура народов ямала"

Одна из самых древних в мире, она была интегрирована в мировое сообщество. Наследие циркумполярной цивилизации - это артефакты, наскальная живопись, языки, фольклор, обряды, ремесла, орудия северных народов. Взаимосвязь с природой, близость земли - главная особенность циркумполярной цивилизации и, возможно, ее спасение: многие цивилизации она уже пережила. В 21 веке современная заполярная культура может органично вписаться в мировую культуру.

Культура и быт

Быт и культура народов Арктики всегда зависели от образа жизни в суровых условиях. Жилище у оседлых северян могло быть основательным срубом, домом на сваях, кочевники-оленеводы предпочитали переносные чумы, утепленные шкурами оленей и отапливаемые жиром кита или моржа. Веками народы севера выбирали идеальный покрой для своей одежды, и каждый шов нашел свое место. Одежда могла быть глухой, без единого разреза или распашной.

Для межсезонной одежды использовали ровдугу – замшу из оленьих или лосиных шкур. Зимой одежду шили из шкур оленей, выменивали ее у морских охотников на шкуру тюленей – из нее получалась непромокаемая обувь. Для отделки использовали шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай). Применялась техника меховой мозаики, когда поочередно пришивались кусочки меха разных цветов. Женщины овладели искусством вышивки оленьим волосом. На Чукотке нашел применение моржовый ус, а у манси популярностью пользовались цветные нитки.

Пришлые люди завезли на север бисер, за несколько его бусинок эвенки готовы были выменять оленя. Первый бисер трескался на морозе, затем стали завозить более стойкие стеклянные бусинки. Искусство шитья бисером передавалось у северных народов из поколения в поколение. Украшение одежды - долгий кропотливый труд, поэтому со старой одежды, прежде всего, срывали аппликации и по возможности переносили но новую.

Основные ремесла коренных народов Севера связаны с охотой и охотничьими трофеями. Гениальное изобретение - поворотный гарпун для охоты на моржей, китов. Успех охоты обеспечен, если гарпун попадает в цель, поворотный механизм впивается в добычу.

Художественным народным промыслом чукчей и эскимосов стала резьба по кости. Возникло несколько косторезных школ, самая древняя - уэленская на полуострове Чукотка. Резные гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов, дошедшие до нас, датируются I тысячелетием н.э.. Чукотская резная миниатюра из моржового клыка высоко ценится во всем мире за самобытность художников-резчиков, которые наносят гравировку набело, без эскизов. Каждая из работ неповторима, их отличают графичность изображения, пластичность линий. Некоторые мастера-косторезы осваивали графически-повествовательный жанр: самый известный графический сказ иллюстрирует встречу китобоев и оленеводов, которые пытаются сторговаться на обмен шкурами. Были найдены фигурки оленя, нерпы, выполненные из моржового клыка. Предположительно, они служили оберегом от непогоды и приносили удачу в охоте.

Арктика стала родиной мезенской росписи. Это один из самых древних художественных промыслов севера. Роспись зародилась в начале 19 века, и занимались ей в основном мужчины. Расписывались деревянные предметы быта, домашняя утварь (сундуки, ковши, шкатулки, прялки). Рисунок представляет собой чаще трехъярусный орнамент, выполненный красными и черными красками, при этом каждый нанесенный символ имеет определенное значение. Изображения неба, солнца, зверей, птиц, животных, огня - традиционны, взяты с наскальных рисунков народов Севера России.


Фото: работа ямальского мастера-костореза Сергея Лугинина

Наскальные рисунки были обнаружены в России по берегам Белого моря и на Чукотке. Самые известные арктические петроглифы находятся на севере Норвегии в Альте. Они занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наскальные рисунки были нанесены в период с 4 тысяч лет до н.э. по 500 год н.э. Они представляют собой различные геометрические фигуры, смысл которых расшифровать пока не удалось, а также изображения оленей, сцены охоты, быта, обрядов людей.

Остается неразрешенной загадка лабиринтов на Соловецких островах. Выложенные камнями лабиринты могли служить местом для народных гуляний и хороводов, проектом ловушек для рыб, на которых рыбаки оттачивали свое мастерство, или имели сугубо религиозное значение. На острове Вайгач были обнаружены идолы, которым северные народы югра и самоядь приносили жертвы. Некоторые ученые считают, что по уникальности и значению Вайгач не уступает острову Пасхи. Китовая аллея на Чукотке служила местом жертвоприношений и исполнения обряда инициации.

Северные народы верили, что жертвоприношения, обряды, ритуалы помогут задобрить духов, принесут удачу в охоте. Они находились в полной власти природы и обожествляли ее, пантеон богов был хорошо развит. В представлении некоторых народов севера, небесный свод вращался вокруг Полярной Звезды. Праздники северных народов привязаны к временам года, удачной охоте. На Таймыре массовый этнический праздник «Большой Аргиш» символизирует встречу зимы. В конце июня в Якутии праздником Ысыах отмечают начало лета, встречу солнца. Ранее это был еще и всеобщий день рождения, считалось, что тот, кто пережил долгую зиму, имеет полное право приписать себе год. Отмечаются праздники животных: медведя, кита, моржа.

Северные народы жили охотой, этот род занятий оказал огромное влияние на их культуру. Более того существовала особая культура охоты. Например, ненцы старались ловить рыбу каждый раз в новом месте, чтобы дать реке отдохнуть. Был негласный закон, не брать от природы больше, чем тебе нужно. Это сохранило биологические ресурсы севера до появления браконьеров. У охотников хантов есть правило: нужно бить зверя, если его нашла твоя собака, иначе «стыдно» будет перед ней. Северяне с детства учатся понимать животных. Дети разучивают танец моржа или тюленя, большинство танцев северных народов отличаются имитационно-подражательной пластикой.

Танцами сопровождается обряд подготовки к охоте, что помогает настроиться на победу. Эскимосы, береговые чукчи, коряки отражали в своем танце поэтапный процесс охоты на кита. Эвенки перед охотой имитировали в танце преследование зверя. В культуре чукотского китобоя существовало правило: не спасать тонущего напарника. Это основывалось на представлении о том, что вода – территория морского черта Кели, с которым лучше не ссориться, тем более, нельзя отвлекаться от добычи, от которой зависит судьба всего поселка. Божество охоты саамов – олень-человек Мяндаш, которого народ считал своим прародителем, он и стал центром обрядовой культуры.

Богам стихий посвящали свои танцы самодийские народы. В честь духа грома Хэ ненцы плясали в своем чуме, посылая ему просьбы спасти жизнь. Танцевальное искусство народов Севера стало формироваться в глубокой древности. Наскальные рисунки свидетельствуют о том, что предки чукчей танцевали еще в первом тысячелетии до н.э..

Особняком в системе обрядовых танцев стоят пляски шаманов. Шаманский бубен - самый популярный музыкальный инструмент народов севера. Для шаманов бубен - это и птица, и карта в духовном мире. Ханты и манси знали еще около 30 видов музыкальных инструментов, от простых ударных до струнных, например, семиструнная арфа «лебедь». В Якутии очень популярен язычковый инструмент хомус (варган), который появился около пяти тысяч лет назад. В Якутске находится единственный с мире международный музей хомуса.

Известен на весь мир героический эпос якутов «Олонхо», в поэтической форме которого отражена вечная непримиримая борьба сил добра и зла. Основу сюжетов составляет противоборство богатыря со злыми однорукими или одноногими чудовищами, защита справедливости и мирной жизни. Сказание обычно называется по имени богатыря. Для «Олонхо» характерны гиперболы в изображении богатырей и реализм в описании быта. Сказания о богатырях отсылают к мифам древнейшего происхождения. Олонхо - образец поэтического воззрения северян на природу. Например, грозовая туча сравнивается с распластанной шкурой медведя. «Олонхо» исполняли певцы - олонхосуты. Этот эпос является северным эквивалентом русской былины и выдержан в ее лучших традициях. И в 21 веке «Олонхо» вдохновляет поэтов, художников на создание своих произведений.

Сказки народов Крайнего Севера представляют собой северные варианты русской сказки. Они самобытны, отражают характер, быт и труд северян. В них сосредоточен большой педагогический потенциал. Для маленьких северян сказки были не только развлечением, но и школой жизни, позволяли впитывать народные традиции, и вызывали желание подражать главным героям, которыми были простые охотники, рыболовы, оленеводы, чаще всего бедняки - ловкие, смелые и находчивые. За волшебство отвечали духи - хозяева стихий. Есть также цикл сказок о животных. Фольклор саамов включает сказки для детей, сказки о непутевом людоеде Тале, о вампирах и карликах. Важное место в саамском фольклоре занимают мифы об олене-человеке Мяндаше, сакки, повествующие о войнах, а также бывальщины и народные муштоллы о событиях минувшего дня.

Фото: сайт Сергея Лугинина, Александр Нестеров, Thinkstockphotos/Fotobank.ru

(статья взята из сайта http://www.arctic-info.ru - информационное агентство, специализирующееся на освещении арктической тематики. )

Инфоцентр сайт представляет статью Юрия Морозова о коренных народах Ямало-Ненецкого округа, опубликованную на сайте ИА "Север-Пресс" . Все фото из архива автора

Коротко расскажем о некоторых культурных особенностях населения Ямало-Ненецкого округа. Ведь в регионе живут представители более ста национальностей со своими культурными особенностями. Поэтому во всех городах и районах округа стали традицией различные национально-культурные праздники этнических групп Ямала - русских, украинцев, татар, башкир, народов Северного Кавказа и других.

Но основу для культурной политики в регионе составляет коренное население, и хотя его всего шесть процентов, но самый живой интерес у публики вызывают красочные фольклорные фестивали и праздники аборигенного населения, произведения литературы и культуры, тесно связанные с их мировоззрением, образом жизни и хозяйства.

К сожалению, о культуре коренного населения былых веков осталось мало письменных источников, а его древняя материальная культура представлена работами археологов. Культура аборигенного населения севера Сибири, после её присоединения к России, зафиксирована в древнерусской и русской литературе. Ряд описаний жизни и быта населения севера Ямала сохранили путевые очерки иностранцев, которые бывали здесь, и зарубежных ученых, работавших в регионе.

Описания преимущественно касалось ханты, с ненцами сложнее - они жили далеко на севере, вели кочевое хозяйство, добраться до них было труднее. Если коснуться, опять-таки, материальной культуры (она представлена в музеях округа), то до полноты картины еще далеко. А в традиционной жизни коренного населения сохранились и используются по сей день элементы материальной культуры далекого прошлого.

Духовную и материальную культуру, эстетику жизни коренного населения определили география обитания, способы хозяйственной деятельности; а также жестокие условия Заполярья и подвижный кочевой образ жизни, который не предполагает традиционных элементов культуры оседлого населения.

Эстетику других народов определили таежно-тундровые условия жизни и смешанный оседло - кочевой образ хозяйства. Но письменности коренные народы региона не имели, за исключением коми-ижемцев. Так, в конце девятнадцатого века коми-обдорянин Тихон Рочев выписывал газету «Вестник рыбопромышленности». Он же был в регионе первым фотографом-любителем, - пишет Виктор Бартенев . Северные коми многое о себе и о соседних народах сохранили в письменных источниках, которыми активно пользуются историки.


У народов, не имеющих письменности, духовная культура сохранялась в устном фольклоре, предметах быта, хозяйства, а также через письменность других народов. О духовной культуре населения Ямала в прошлом многое говорят содержательные материалы церковных миссий, ссыльных и самодеятельных этнографов. Миссионеры, переводя на языки народов Севера священное писание, в то же время фиксировали элементы духовной культуры народов, а этнографы составляли её содержание. Большой материал о культуре ненцев и ханты сосредоточен, например, в книге Виктора Бартенева «На крайнем северо-западе Сибири». Бартенева сослали в Обдорск в 1891 году и четыре года он жил здесь. Затем уехал в Псков, где написал книгу о крае, а вместе с композитором Эсвальдом переложил на ноты записи местных песен и издал в Архангельске сборник обдорских песен.

В целом же современная культура коренного населения региона формируется культурной революцией в СССР с двадцатых годов прошлого века на базе традиционного фольклора, имеющейся материальной культуры, посредством тысячелетней русской письменности. С тридцатых годов прошлого века сотрудники культурных учреждений округа начинают рассказывать публике о духовной культуре коренного населения, закрепляя и формируя её. Затем по мере получения образования и выходцы из национальной среды начинают осмыслять исторический багаж своих народов, сохраненный в фольклоре, оценивать его образность, историчность, богатство и самобытность, создавать свои художественные произведения.


Фольклор ненцев, ханты, селькупов разнообразен по жанровому содержанию. Это волшебные и бытовые сказки, песни - лирические, обрядовые, эпические, личные именные песни, дорожные, ритуальные, священные и другие. В них хранят историю мировоззрение и философию народы Ямала.

Исполнение большинства фольклорных произведений и в прошлом, и настоящем всегда предполагает песенный характер.

Вероятно, песенное начало фольклора идет из древней традиции - с создания личной песни-оберега при рождении ребенка. Песня взрослого слагается самостоятельно в пору совершеннолетия, а предсмертную - сочиняют в предчувствии ухода. Манера исполнения песен различна и определяется бытом, состоянием души, разговором с богами. В прошлом у народов Ямала было распространено горловое пение, сегодня им владеют единицы. Утеряны и секреты двухголосого пения, которое исполнялось одним человеком.

Достаточно долго словесно-песенный фольклор коренных народов Севера был известен узкому кругу специалистов. Его как экзотику представляют на различных фестивалях прошлого.

Впервые словесно-песенный фольклор ненцев Ямала, и создаваемое на его основе современное песенное творчество с принципиально новым видом – хоровым, представлен широкой публике в 1988 году.

Тогда по инициативе поэта, переводчика северной прозы, литературоведа Лидии Гладкой (в то время заведующей отделом окружного дома культуры народов Севера) при поддержке управления культуры Ямало-Ненецкого окрисполкома фирма «Мелодия» выпустила грампластинку «Сёётэй Ямал - Певучий Ямал».

На диск записаны фольклорные произведения ненцев в исполнении солистов и хоровой группы национального ансамбля песни и танца «Ямал». Его художественным руководителем много лет работала Нелли Лебедева. Ансамбль награжден многими почетными грамотами и дипломами: дипломами ВДНХ СССР, 1985 году - двенадцатого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. «Ямал» - лауреат второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного семидесятилетию Октябрьской революции в 1987 году, и проходившей в том же году Всероссийской выставки «Дети Севера – жизнь и творчество».

Солисты ансамбля записали на диск фольклорные произведения в обработке Леонида Лапцуя и других авторов. Это песня-сказание о Ваули Ненянге , иные народные сказания в музыкально-хоровой и сольной обработке. Произведения исполняли Елена Сусой , Геннадий Пуйко , Раиса Лаптандер , Полина Турутина , запись на диск сделана на ненецком и русском языках. К сожалению, сегодня диск стал редкостью. В 1990 году фирма «Мелодия» выпустила комплект из двух грампластинок «Музыка северного сияния». На дисках представлено фольклорно-музыкальное творчество коренных малочисленных народов Советского Севера и Сибири, различных языковых семей, собранное в 1964-1988 годах. В комплекте есть сказания народов Ямальского севера, имеется фольклорная запись, сделанная в восемьдесят восьмом году Еленой Пушкаревой .

Таким образом, в конце прошлого века эти издания представили российской аудитории песенный фольклор коренных малочисленных народов Ямала. В настоящее время творчество мастеров этнического фольклора, таких как Романа Кельчина , Надежды Лонгортовой , Геннадия Пуйко , Елены Сусой , Валентины Няруй , Татьяны Лар и других, имеет значение, которое вышло далеко за пределы округа.

Исполняемые мастерами произведения фольклора вызывают огромный интерес за рубежом и в России. В последние годы наблюдается новая волна интереса к изучению фольклора народов Ямала, что стало фактом творческой жизни писателей, ученых, художников.


Не менее широкую известность получил ансамбль «Сыра-Сэв» («Снежинка»). Он организован в 1962 году при окружном доме культуры народов Севера. Его создателями и творческими сотрудниками стали Алексей Козырь – руководитель ансамбля, композитор Семен Няруй, Алексей Оленичев, балетмейстер Владимир Сигуней. Ансамбль стал неоднократный участник концертов в Кремлевском дворце съездов. С его искусством знакомы зрители России, Финляндии, Испании, Бельгии, Голландии, Франции. Другой хорошо известный в России и за рубежом коллектив: ансамбль «Сёетей Ямал» - «Певучий Ямал». Таким образом, песенный фольклор народов севера Ямала стал одной из важнейших составляющих профессионального и самодеятельного художественного творчества. А различные фольклорные мероприятия служат изучению истоков традиционной культуры и формированию фольклорного банка данных округа.



Музыкальная культура не исчерпывается фольклором, хотя его мотивы звучат в творчестве профессионалов. Среди произведений первого ненецкого композитора Семена Няруя, заслуженного работника культуры РФ, - пьесы для оркестра народных инструментов, сочинения для баяна, фортепиано, но большая часть творчества отведена песенному жанру. Широкую известность получило творчество Юрия Юнкерова - первого музыкального редактора. Когда мы говорим о художниках слова, музыки, иных видов художественного творчества, то часто говорим первый. И это действительно так.


Первый ненецкий оперный певец Гавриил Лагей . В его исполнении звучат как современные песни, так и композиции, связанные с историей, мифологией родных народов. Широко известна в регионе певица Елена Лаптандер. В её репертуаре песни народно-патриотического содержания. Одна из них - «Дом мой Ямал» - практически личная песня Елены. А национальные фольклорные песни она предпочитает в эстрадных обработках. Событием стало исполнение ей сказания о «Сихиртя», в аранжировке Сергея Цупикова и с напевами Елены Сусой .

Для пропаганды музыкальной культуры коренного населения региона в настоящее время делается многое. Издан сборник «Авторские песни народа ханты», буклеты о творчестве ансамблей «Ямал», «Сеетей Ямал», «Сыра-Сэв», вышли в свет лазерные диски с сольным исполнением Гавриила Лагея, Елены Лаптандер, исполнительницы народных сказаний Татьяны Лар и других.


А изобразительное и декоративно-прикладное искусство северян складывается в округе в тридцатые годы. Естественно, такое искусство бытовало и ранее - взгляните на совершенную конструкцию нарт, выдолбленную из цельного дерева лодку. О святых идолах я не говорю по понятным причинам.

После становления автономных округов произведения традиционного и современного искусства экспонировались на ВДНХ, на художественных выставках в Москве, Ленинграде, других городах СССР. До войны на ВДНХ СССР экспонировали как резьбу по кости, дереву, так и предметы декоративно-прикладного искусства. Тогда большой интерес вызывала резьба, изделия народных мастеров орнамента. На выставках представляли искусство мастериц Беляевой и Наковой из Шурышкарского района, Юганпелик и Бычиной из Приуральского, Евай и Яндо из Тазовского районов. В послевоенные годы славились своим мастерством резчики Евай , Яптунай , Вэнго , Тыликов .

Сегодня крупные коллекции произведений Ямальских авторов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, пластики малых форм и художественной резьбы по дереву и кости хранят музеи Тюмени, Тобольска, окружной музейно-выставочный комплекс. В его фондах есть даже полотно «Ленин в тундре». И возможно устроить выставку работ художников первой половины двадцатого века, показать динамику мастерства художественного роста ямальцев. Кстати, творческий художественный рост ямальцев в области живописи представлен в альбоме «Север России - двадцать первый век», изданной в 2001 году.

В восемьдесят четвертом году в Салехарде прошла научно-практическая конференция «Проблемы развития культуры и искусства народов Ямальского севера». Проблемы развития декоративно-прикладного искусства обсуждались на конференции 1989 года. На ней отмечалось, что к концу двадцатого века в регионе состоялась своеобразная художественная школа мастеров.

В настоящее время в Российской Федерации и за рубежом хорошо известно творчество художников из коренных малочисленных народов Ямала: Леонида Лара , Игоря Худи , Геннадия Хартаганова , Надежды Талигиной , Антонины Сязи , Виктора Ядне , Евгения Алябы , Михаила Канева и других. Они выставляли свои работы на зарубежных и отечественных выставках, конференциях, симпозиумах по проблемам развития этнического искусства.

В окружном музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского , в Арт-центре проходят региональные выставки художников и мастеров. Они показывают искусство резьбы по кости, составления орнамента, другие виды традиционного декоративно-прикладного искусства коренных народов Ямала. С 2004 года проходят окружные фестивали парковой скульптуры, где приняли участие художники из всех районов округа.

Художественные ремесла, как самодеятельное народное творчество, развивает население в местах традиционного бытования. В оленеводческих районах - Приуральском, Ямальском, Тазовском и Надымском - распространены резьба по кости и дереву, художественная обработка меха и ровдуги - кожи, шитьё из сукна. В лесотундре - Красноселькупском и Шурышкарском районах - широкое применение находит береста. Из неё делают предметы домашнего обихода, утварь для сбора и хранения дикоросов, рыбы, предметы декора. В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей - белки, горностая. В районах распространено плетение из бисера, орнаменталистика из меха оленя, сукна, изготовление традиционной одежды как предмета декоративно-прикладного искусства.

Искусству орнамента коренных народов Ямала посвящена обширная литература. В ней существует три гипотезы происхождения орнамента: биологическая; магически-религиозная и сугубо техническая Вероятно, во всех существует доля истины. Так, женская ягушка, отороченная орнаментом, создается годами и через орнамент очень многое говорит о своей хозяйке.

Определяющими считают три функции орнамента: коммуникативную; магически-религиозную и эстетическую. Исследованию орнаменталистики посвящены работы Надежды Лукиной из Томска, Тататьяны Молдановой из Ханты-Мансийска, Антонины Сязи из Салехарда.

С начала девяностых годов прошлого века искусство орнамента получает новое наполнение в среде городских жителей из числа коренного населения. Традиционная одежда коренного населения не приспособлена к условиям города, поэтому в городскую одежду включают элементы национальной, в первую очередь - элементы орнамента. Такие детали сразу говорят об этнической принадлежности владельца костюма. Наиболее активно детали национальной одежды, орнаментов используют женщины через форму покроя верхней одежды, через украшение орнаментом. Нередко встречаются дамские шубки по стилю созвучные с ягушками, отороченные орнаментом. Часто современные дамские сумочки, косметички, сумочки для мобильных телефонов украшают элементами орнамента. Элементы традиционной одежды, особенно орнамента, становятся престижными символами этнической принадлежности и дают вторую жизнь древнему искусству орнамента.

Крупный вклад в развитие декоративно-прикладного и художественного творчества народов Севера вносят окружной центр национальных культур, окружной дом ремесел, окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского. Выставки по национальным сувенирам и народному творчеству ямальцев проходят в Тазовском, Ямальском, Пуровском, Шурышкарском районах, в городах Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Тарко-Сале, они стали традиционными в Салехарде. Художественные изделия ямальских мастеров экспонируют на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, за рубежом. Художественное творчество северян повышает свой уровень и притягивает поклонников, говоря им о народах севера.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Декоративно-прикладное искусство Ямальских мастеров

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности ЯНАО, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы).

В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы.

Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра).

На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются: * Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми. * Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога. * Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные). * Резьба по дереву. * Художественная обработка бересты.

Шитье и украшение одежды

Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи.

Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой.

Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Плетение из бисера, вышивка

Один из очень интересных видов творчества народов севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 веке до н.э.

Специфика узоров

Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор называется зооморфным орнаментом. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, изображает его условно.

Фигурки рисовали обобщенно и упрощенно, так что их удобно использовать в орнаменте. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом.

Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи.

Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом. Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором.

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава, подол, т.е. Все отверстия, через которые все болезни и злые силы могут проникнуть внутрь.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога. Орнамент выполняют из кожи, меха и сукна; украшают бисером, тесьмой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа»

Цели:воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкал...

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Цели урока:

A) познакомить учащихся с терминами Культура и культура Ямала.

Б) Рассказать о полуострове Ямал.

Оборудование: оформление стенда, карта ЯНАО, открытки, оформлние доски.

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Рассказ учителя.

Каждый человек обязан знать историю того края, в котором он живет. Мы с вами на этой земле гости. Какие же мы? Знаем ли мы историю этой земли, нравы… Но прежде нам необходимо узнать, что же обозначают такие понятия, как Культура, Культура Ямала.

3.Работа со словарем,с тетрадками.

Культура (в переводе с лат.- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически развивающаяся мировая система созданных человеком материальных и духовных ценностей. (Ребята записывают определение в словарь.)

Вопрос: что мы подразумеваем под понятиями материальная и духовная ценность? Ответы учащихся или работа с толковым словарем.

Художественная культура понимается как часть культуры, она охватывает все отрасли художественной деятельности - словесную, музыкальную, театральную, изобразительную.

Культура коренных народов – это самобытные языки, разнообразный фольклор, представляющие интерес произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, материальная культура.

При знакомстве с этим материалом, многие вспомнят такую загадку: какой из полуостровов Северного Ледовитого океана жалуется на свой маленький рост?

Ответ: Ямал.

Вопрос: а где он находится? Кто покажет на карте.

Слово учителя: но его размерам могут позавидовать многие государства мира. (работа с картой) Полуостров занимает площадь 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом, Краем Земли (перевод с ненецкого) часто называют не только полуостров, но и весь ЯНАО, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга.

Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни.

С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах.

ЯНАО образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов ненцев, ханты, селькупов имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи(работа со словарем).

В летописи Нестора 1095 года, говорится: “Югра же есть, людье язык нем и сидят с самоядью в ношных странах…” Большое количество сведений о ханты дает известное новгородское сказание “О человецах незнаемых в Восточной стране”15век: “над морем, живут люди самоядь… Ядь их мясо оленье да рыба… ездят на оленях и на собаках, а платье носят соболье и оленьи…”. Достоверные сведения о ненцах часто сочетается с фантастическим вымыслом. Якобы эти люди один месяц живут в море: “У них вверху рты, рот на темени, а не говорят. А коли говорят, и они крошат мясо или рыбу да кладут под колпак или шапку”. Встречаются и другие описания: “РТЫ У НИХ МЕЖ ПЛЕЧАМИ, а очи в грудях, а яд их головы сырые оленьи, а не говорят” – в этом рукописном свитке неизвестного автора мы находим первый связный рассказ о народах по нижнему течению реки Оби и реки Таз. В нем одновременно упоминаются каменные наконечники копий и средневековые кольчуги. Дореволюционная литература, посвященная коренным народам округа, довольна обширна. К ней относятся путевые заметки, публикации. Они интересны обычно своим фантастическим материалом. Труды авторов XVIII - XIXвеков, начала XX века являются незаменимыми источниками о прошлом аборигенов. Иностранные мореплаватели в разное время также оставили некоторые сведения о ненцах. В частности, капитан Барроу 1556 году прибыл на о.Вайгач и нашел множество самоедских идолов, имевших сходство с человеческими фигурами, со “ ртами, измазанными кровью…”, что было следами недавних жертвоприношений. Некоторые сведения по этнографии ненцев имеются в трудах голландского ученного 17 века Исаака Массы. Участник экспедиции, историк Г.Ф.Миллер в 1733-1743 годы собрал большой материал о народах Северо-Западной Сибири, используя личные наблюдения, архивы городов, фольклор. В 1750 году вышел 1 том его “Описания Сибирского царства” Другой участник экспедиции И.Э.Фишер пытался составить словарь самоедских языков. Много сделал для изучения Обского Севера В.Ф.Зуев - “Описание живущих в сибирской губернии в Березовском уезде инородческих народов остяков и самоедов”.

Большую роль в изучении этнографии/ работа со словарем/ самоедов сыграли работы финского ученого М.А.Кастрена. В начале XIX века изучение ненцев связано с именами П.И.Третьякова, Н.А.Кострова, Кушелевского…

После 1917 года развертывается деятельность по изучению быта и культуры Севера, преследующая как научные, так и практические цели скорого хозяйственного развития этих народов. В ЯНАО проживают представители более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы /около 21 тыс.чел./, ханты /около 12 тыс.чел./, селькупы /около 1600 чел./, коми /около 6 тыс.чел./.

Д/З.: подготовить сообщения об истории Тюменского края, о народах, проживающих на территории ЯНАО.

Исследовательская работа:

« Традиции и культура народов Ямала»

В основе данной исследовательской работы лежит проблема изучения традиций коренных народов Ямала.

Актуальность темы:

Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российского Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление таких человеческих ценностей, как дом, семья, род.

Целью исследования данной проблемы является изучение традиций коренных

народов Ямала, как части великой культуры Российской Федерации.

Задачи:

познакомиться с традициями аборигенов Ямала;

воспитание чувства национального самосознания и гордости за свою малую родину.

Методы исследования:

Анализ и изучение литературных источников о традициях и культуре народов

Народов много здесь живет,

но песнь их об одном:

«Ямал нельзя делить на всех,

Ямал наш общий дом».

У каждого народа есть своя неповторимая ДУША - его вера, язык, традиции и обряды, песни и танцы. Пока жива ДУША народа, жив и сам народ. Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывна с судьбой всей России. Культура же неотъемлема от российской культуры и составляет ее достойную часть. Народы Ямала, при всем их различии, учатся друг у друга и впитывают общероссийские культурные ценности. Они развиваются в диалоге друг с другом и со страной. Поэтому главный способ их существования - взаимное признание и уважение, обмен достижениями.

Традиционные обряды, праздники народов Крайнего Севера - неотъемлемая часть культурной жизни Ямало-Ненецкого автономного округа. Историческая память аборигенного населения Ямала хранит множество обычаев и традиций, которые формировались на протяжении многих веков.

Бытовые традиции аборигенов ЯНАО

В древности весь окружающий мир народов Ямала был наполнен духами. К вещам люди относились внимательно и осторожно, ведь с ними связаны духи. Если вещи не принадлежат человеку, значит принадлежат духу. Духов вещей нельзя обижать. Важно не только знать для чего вещи предназначены, но соблюдать особые правила обращения с ними. Н а это нацелены традиции и бытовые обряды аборигенов Ямала.

а) Женские обряды.

Есть обряды, в которых участвуют только посвященные женщины. Женщина – хранительница дома. Ей надлежит охранять дом от темных духов и откупаться от них, бросая в огонь кусочки пищи. Женщина также хранительница домашнего огня. Он тоже способен убивать, но умиротворенный женщиной, он дает жизнь. Дрова считаются пищей огня. Женщина следит, что бы дрова не валялись там, где люди могут перешагивать и этим осквернять их, чтобы никто не обходил очаг против солнца, потому что движение против солнца – мертвый круг. Она следит за тем, чтобы огонь горел ровно и спокойно, а не дымил, не трещал. Если огонь дымит, значит, он недоволен людьми.

б) отдых и традиционные игры для взрослых .

Отдых является неотъемлемой частью любой культуры. В свободное от работы время люди отдыхают. Они играют в настольные игры, устраивают спортивные мероприятия, слушают рассказы стариков, сказки, легенды. Ненцы научились у русских играть в шахматы, шашки и карты. У ненецких шахмат особый вид, непривычный для европейцев и русских. Ненцы придают фигуркам облик соплеменников, шаманов, чумов и духов, хотя правила игры остаются такими же, как и везде. Жители севера любят соревноваться друг с другом. Во время праздников они организовывают целые чемпионаты. Они устраивают гонки на оленьих упряжках и азартно участвуют в таких гонках. Они соревнуются в метании тянзана на хорей, в прыжках через нарты, в перетягивании палки. Гонки на оленьих упряжках - красивое захватывающее зрелище. Большой любовью пользуются соревнования в силе, когда участники по очереди поднимают тяжести или пытаются один другого сдвинуть с места, встав на четвереньки перетягивая ремень, надетый на шеи обоих соревнующихся.

в) Детские игры.

С древних времен игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения (приложение 8). Через игры и игрушки дети открыли для себя мир и ценности своего народа. Северные дети любят играть с игрушечными оленями, детскими нартами, луками. Это игры «в неводьбу», «в разборку пойманной рыбы» и т.д. Игры мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С семи лет мальчики начинают выполнять легкие работы под руководством отца: учатся арканить маленьких ручных оленей, начинают управлять настоящими нартами. В качестве игрушек раньше делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись по неподвижным целям, развивали меткость и остроту зрения. Дети северных народов часто играют в «оленя». Они создают из этого целый спектакль: подражают оленям движениями и голосом. Дети помладше изображают собак, с лаем сгоняющих разбегающееся стадо. Игрушки обучают детей и рыбной ловле: сети из кусков мережи, деревянные лодочки, весла, ловушки для рыбы – небольшие плетенья из прутьев морды, гымги.

Игрушки для девочек состоят из кукол (приложение 1) и кукольного хозяйства. У ненцев кукла – это кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Куклы не имеют лица, рук, ног. У них не должно быть никаких черт человеческого тела. Зато вместо ног, рук и лица кукла имеет богато разукрашенную одежду. Мех, лоскутки, бисер, бусы подбирались так, что дети видели в ней человека и могли играть с нею. Ненецкие куклы в прошлом были детским божеством. В 12 – 14 лет девочка у северных народов должна усвоить много женских умений: выделку оленьих шкур, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви. Люди стойбища судят по умениям невесты по ее детским игрушкам.

Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении вещей. Поэтому и игрушками часто бывают маленькие и разукрашенные бытовые вещи.

Декоративно-прикладное искусство народов ЯНАО.

а) Связь народных художественных промыслов с традициями и бытовым укладом народов Севера.

Современное декоративное искусство аборигенного населения Ямало-Ненецкого автономного округа известные специалисты оценивают как уникальное. Особенно ценно то, что лучшие образцы древнего северного искусства до сих пор создаются руками многих и многих мастеров и мастериц Ямала. Всего в нашем регионе более шестисот мастеров народных промыслов. Каждый народ - носитель материальной культуры, и человек, который своими руками и талантом открывает ее миру, имеет особое, уважительное имя: в России - мастер, у ненцев - теневана. В естественной природной традиции у народов Ямала произведением искусства становилось практически все, что окружает человека - его дом, одежда, мебель, посуда, хозяйственная утварь, даже пища. Весь рукотворный предметный мир был отмечен красотой и гармонией. И в русской избе, и в чукотской яранге. Визитка нашего округа – это современная сувенирная продукция (приложение 4). Мастера, люди творческие. Каждый из них по – своему воспринимает и передает жизнь в своих работах. Но в основе большинства работ ямальских мастеров народные мотивы. Продукция большинства мастеров выставляется почти по всей России и за рубежом: Канаде, Норвегии, Финляндии. Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян. Декоративное народное творчество тесно связано с традиционным бытовым укладом оленеводов, рыбаков и охотников. Народное искусство тундровиков Ямала - это не только отдельный мастер и не только общность людей, объединенных творчеством, но и природная среда их проживания. Оно выросло из кочевого быта с его обычаями, обрядами. Условия жизни и род занятий обеспечили непосредственную близость ненцев, ханты, селькупов к природе, а сами природные условия Севера определили, ряд психофизиологических особенностей живущих там людей. Человек в тундре опирается не только на опыт, умение «читать» следы зверей, знание повадок животных, привычных мест их обитания, но и свой собственный чувственный, эмоциональный мир, который помогает своеобразно «перевоплощаться» в него, понимая древние инстинкты зверей и птиц. В этом случае в силу вступает не только личный опыт, но и опыт многих поколений, запёчатлённый, в частности, и в художественном творчестве.

С 90-х годов прошлого столетия большое внимание стало уделяться сохранению декоративно-прикладного искусства народов Ямала. Получили развитие резьба по кости, скульптура малых форм, художественная обработка меха (замши), плетение бисером (приложение 5), обработка бересты, шитье из сукна и ткани (приложение 7).

Работа по объединению мастеров, оказанию им методической помощи, изучению традиционного прикладного искусства первоначально была возложена на центры национальных культур. Окружной Дом ремесел дал возможность мастерам обмениваться опытом и идеями, познакомить жителей региона со своим творчеством.

Для сохранения национальной культуры огромное значение имело творчество мастеров песенного фольклора Р. Г. Кельчина, Л. И. Кельчиной, Н. Е. Лонгортовой, Г. А. Пуйко Э. Л. Тэсидо, Е.Г. Сусой (приложение 6).

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша,рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, берёста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.

Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного
рога.

    Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые
    и праздничные).

    Резьба по дереву.

    Художественная обработка бересты.

б) Традиционное использование орнамента в художественном промысле народов ЯНАО

В художественном промысле активно используется орнамент.

Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равноценности двух начал - светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло (приложение 5).

Для разных материалов используются разные способы изображения орнамента. Причем одни предметы делались мужчинами, другие - женщинами. Так, изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером, конечно, лучше справлялись женщина.

Некоторые народы не орнаментировали меховую одежду, украшая ее только сочетанием темного и светлого меха. В любом случае украшению предметов быта уделяли большое внимание. Нанесение орнаментов занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что, вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором (приложение 2, 3).

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Обратите внимание на то, как расположены узоры* на одежде. Орнаментировали, прежде всего, ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь.

Точно так же узоры на посуде должны предотвратить появление и вмешательство недобрых духов. Узоры орнамента часто имеют определенное значение. Они изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в нарядную орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через магический защитный узор. Пища в украшенной посуде будет очищена от темных сил и долго сохранится. В украшенное защитным узором жилище не попадут вредоносные духи. Человек стремился защитить себя священными узорами в любой ситуации, в любое время.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их давнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест -человека или бога.

Встречается в орнаментах обских угров изображение лягушки. Ханты называли ее Мысы кут ими («между кочками живущая женщина»). У манси она зовется Навр нэ («болотная женщина»). Казалось бы, зачем изображать это существо в узорах, ведь промысла на лягушку нет. Но в орнаментах ее образ постоянно встречается. То она изображена целиком, то угадывается только ее голова с глазами навыкате. Дело в том, что лягушка-прародительница людей Мось.

Мосьмахум («народ женщины Мось») вели свой род от Миснэ, так называли сынские ханты лягушку. Ее нельзя было убивать. Прародительнице совершали жертвоприношения. Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Когда-то и они считались тотемными животными. Птицы тоже были предками родов. Орел и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы связан еще с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Ее путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа -глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.

в) Украшения из бисера – один из видов традиционного творчества народов Севера.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера -искусство изготовления украшений из бисера (приложение 5).

На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 веков до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 века.

Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер.

Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более минус сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. И в то, что мы сегодня называем народным искусством, еще сравнительно недавно было неотъемлемой частью жизни - такой же, как уборка хлеба, выпас скота или охота на морского зверя.

г) Традиции косторезного ремесла.

Косторезное ремесло - одно из видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели самое разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши (приложение 4). Но не все времена изделие из кости ценилось за прочность, качество материала, а главное - за мастерство автора.

Коренные жители полуострова Ямал - ненцы - издавна используются кость и рога оленя в качестве поделочного материала. Многие предметы традиционного быта оленеводов имеют элементы рога или кости: наконечник хорея, рукояти ножей, игла для плетения рыболовной сети, части оленьей упряжи (пуговицы и крепежи различной формы, узда)...

Кость, например, мелкие суставчики оленьих ног, часто используются в качестве игрушек «альчик», а полая кость лебединого крыла - как игольница. Почти у всех северных народностей добыча и обработка кости (клыков моржа, мамонтовой кости, бивня и других) ограничено входила в образа жизни охотников на морского зверя: изготовлялись гарпуны, ножи, наконечники для копий, амулеты.

И в настоящее время на территории нашего округа изделия из кости сохраняют свое утилитарное значение, но, помимо этого, существует и развивается художественная обработка кости как вид декоративно-прикладного искусства. Профессиональными мастерами-резчиками создаются уникальные работы, шедевры косторезного ремесла. Различные виды кости, применяемые для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при конструировании предмета и его декоративной обработке.

Твердость кости позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу, но заставляет помнить и о крайней хрупкости такого рисунка.

Бивень мамонта имеет красивую текстуру в виде тонкой сеточки, нежного, приятных оттенков, желтоватого цвета. В силу своей твердости, долговечности, крупных размеров бивень мамонта - наиболее ценный поделочный материал. Пластичность бивней, однородность их строения дают возможность использовать их для разнообразной скульптуры.

В настоящее время мастера используют поделочную кость нескольких видов: бивни и кость мамонта, клыки и зубы моржа, простую кость животных. Используют лосиный и олений рог - их природная форма пробуждает в художнике разнообразные творческие фантазии. Скульптурные группы, художественные изделия, созданные в разное время и собранные вместе, по-своему раскрывают быт и вкусы людей, линию развития промысла, манеру мастера. В художественном фонде окружного Дома ремесел имеется богатая коллекция косторезных скульптур, отражающих творчество ямальских мастеров - резчиков по кости. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности косторезного ремесла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность. Часто в Салехарде проводятся выставки художественных изделий из кости. На таких выставках представлены фигуры великих мастеров... Но при этом также представляются и работы студентов. На выставках особенно оценивается яркая оригинальность и творческая фантазия автора. В целом, такие выставки показывают, что косторезное ремесло на Ямале существует, и хочется верить, что фирменная марка «ямальская кость» станет не менее известной в России и мире, чем Тобольская, Холмогорская и Якутская.

3. Традиции народов Ямала в изготовлении и украшении одежды.

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Зимняя мужская одежда (приложение 2) обязательно включала малицу и совик. Это самая совершенная для условий севера одежда. Малица – это нательная меховая рубаха с пришитыми к ней капюшоном и рукавицами. Малица украшается меховым кантом, непременно подпоясывается поясом – ни. Украшают пояс подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу пришивают ножны с ножом. Зимой на малицу сверху одевают парку., которую украшают орнаментом из цветного меха.

Более сложная женская одежда (приложение 3). Это распашная шуба – паны. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурами. Поверх пан надевают чехол из сукна с орнаментами. Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенную медъю и кисточками.

Обувь – кисы – шили из полос камуса двух цветов. Голенища делали высокими, выше колен. Подошва изготовлялась из оленьих щеток. Получалась очень теплая обувь. Кисы украшали кантиками из цветного сукна и меховой мозаики. Женские кисы красивее мужских. В швы, соединяющие коричневые и белые меха, вставляются разноцветные узенькие полоски ткани. Эти яркие линии обозначают дороги, по которым ходит владелец обуви.

Заключение

Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывна с судьбой всей России. Культура же неотъемлема от российской культуры и составляет ее достойную часть. Народы Ямала, при всем их различии, учатся друг у друга и впитывают общероссийские культурные ценности. Они развиваются в диалоге друг с другом и со страной. Поэтому главный способ их существования - взаимное признание и уважение, обмен достижениями.

Без коренных народов Ямальского Севера история человечества на земле России могла бы оказаться разорванной. Никто бы не знал, как мы все представляли себе древнюю культуру, как появились важнейшие ценности человеческой жизни: дом, семья, род, бог, друг. А значит, никто бы не смог объяснить, почему мы сегодня стали такими, какими нас знает весь мир, и что нас ждет впереди.

Даже народы, родственные ненцам, ханты, селькупам, коми и др., но живущие в других странах, во многом уже утратили то знание, какое еще живет на Ямальской земле.

Список приложений:

Приложение 1 – ненецкая кукла

Приложение 2 – ненецкая мужская одежда

Приложение 3 – ненецкая женская одежда

Приложение 4 – косторезное ремесло

Приложение 6 – песенный фольклор

Приложение 7 – художественное шитье из сукна и ткани

Приложение 8 – игрушки ненецких детей

Список использованной литературы:

    Борко Г.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. 2002

    Никифоров СВ. Большая энциклопедия Ямала. 2004


    «Ямальский меридиан». №5(73)/2002

    Ругин Р.В. Историко-культурный научно-популярный журнал
    «Ямальский меридиан». №2(82)/ 2003

Приложение 1

ненецкая кукла

Приложение 2


ненецкая мужская одежда

Приложение 3

ненецкая женская одежда

Приложение 4

косторезное ремесло

Приложение 5

декоративно – прикладное искусство (бисер)

Приложение 6

песенный фольклор

Приложение 7

художественное шитье из сукна и ткани

Приложение 8

игрушки ненецких детей