Василий Васильевич Верещагин Апофеоз войны: Описание произведения. Рассказы о шедеврах живописи

Прочитали: 4753

Не так давно стало известно, что две картины выдающегося русского живописца - «Жемчужная мечеть в Агре» и «Портик церкви XVII века в Ярославле» выставлены на аукцион лондонского торгового дома Christie"s. Оценочная стоимость первой картины достигла 2 миллионов долларов, а второй - 750 тысяч долларов. Так, директор николаевского музея имени Верещагина, в комментарии отметил, что картины живописца по высоким ценам продаются не только там. Более того, музейщик рассказал, каким творением Верещагина восхищается он сам.

Прежде всего, Росляков, услышав от корреспондента NL, что в Лондоне картины Верещагина продаются почти за 3 миллиона долларов, поспешил добавить, что его полотна пользуются популярностью и дорого оцениваются не только там.

Картины Верещагина не только в Лондоне продаются. Например, она продавались года два назад в Нью-Йорке. Очень дорого стоили - 1,5 миллиона. Правда, там была очень большая работа. Из палестинской серии. А сейчас, цены еще больше растут. Да, цены на такие вещи со временем поднимаются. Причем это далеко не предел, - улыбнулся он.

Помимо этого, музейщик рассказал о своей любимой картине Верещагина.

Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» (1871). Оригинал творения хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». «Апофеоз войны» — это протест Верещагина против войн, насилия и душегубства.

Называется она «Апофеоз войны». Это черепа. Черепа людей, убитых на войне. Это самая трагическая картина, но самая, на мой взгляд, у него знаковая. Она меня ничем не привлекает, но очень глубокую идею выражает: война - это смерть. Вот это страшно. И война кроме смерти ничего не несет. Он (прим. NL - Верещагин) был пацифистом, он был человеком, настроенным против всех войн, - признался Росляков.

Сам директор музея считает, что противостояние России и Украины, которое сейчас у всех на устах, в любом случае закончится миром.

Тут гадать на кофейной гуще я не буду. Думаю, что не закончится ничем, потому что все-таки в последний момент должны вспомнить, что мы народы родственные. Поэтому воевать друг с другом - это уже, по-моему, что-то близкое к паранойе, - добавил он.

Напомним о том, как на презентации картины не обошлось без ЧП и крови.

Масло/Холст (1871)

Описание

По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением...

Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщиныБагдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда Тамерлан приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара - Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал вТуркестан, где он состоял прапорщиком при туркестанском генерал-губернаторе Кауфмане. Россия тогда покоряла Туркестан и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие. В Туркестане и появилась известная Туркестанская серия, где Верещагин, художник--баталист, изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли востание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

«Апофеоз войны» - одно из самых ярких программных произведений Верещагина. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

Работая над самой известной своей картиной, Василий Верещагин держал в уме вполне конкретный исторический контекст – он собирался назвать ее «Торжество Тамерлана». Однако когда работа была закончена, художник понял, что создал универсальный образ, могучее антивоенное высказывание, выходящее за рамки какой-либо исторической эпохи, личности или легенды.

Склонный к сарказму, Верещагин нередко снабжал свои полотна посвящениями, названиями или аннотациями, которые нервировали записных патриотов сильнее, чем сами полотна. Можно предположить, что картина, живописующая последствия кровопролитного штурма Плевны , была бы встречена царской семьей куда более благосклонно, если бы художник не собирался назвать ее «Царскими именинами». А триптих, изображающий замерзающего часового, не вызвал бы столь бурной реакции, если бы Верещагин не дал ему едкое название «На Шипке все спокойно» .

«Апофеоз войны» не стал исключением: чтобы избежать недопонимания, художник сделал на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим» .

«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца , – писал об этой картине критик Владимир Стасов. – Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества».

И как художник, и как «судья человечества» Верещагин всегда стремился к объективности, всегда старался показать обе стороны медали. Если он писал картину с названием «После удачи» , то непременно уравновешивал ее полотном, которое называл «После неудачи» , если рисовал «Победителей» , то обязательно находил время для «Побежденных» . От большинства «военных» картин Верещагина «Апофеоз войны» отличается определенностью авторской позиции: тут нет ни другого дна, ни обратной стороны. Гора иссеченных саблями черепов, разверстые в немом крике мертвые рты, падальщики, пирующие посреди бесплодной пустыни, – вот суть всякой войны, ее подлинный облик и единственный итог.

Сегодня «Апофеоз войны» - объект многочисленных подражаний и пародий, визуальный мем, не знающий ни временных, ни географических границ. Родившиеся в СССР помнят его еще по школьным учебникам, те, кто помоложе сталкиваются с его отголосками, например в кинематографе – от «Терминатора» до недавнего «Выжившего ».

Впрочем, эффективность Василия Верещагина в качестве «судьи человечества» была понятна уже его современникам. Будучи в США по приглашению Чикагского института искусств, художник писал оттуда в письме: «На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно» . Едва ли Верещагин – первый в истории номинант на Нобелевскую премию мира – мог рассчитывать на лучший комплимент.

Картина «Апофеоз войны» была написана Василием Верещагиным в 1871 году. На современников художника она произвела сильное впечатление, но и более ста лет спустя перед ней останавливаются, размышляя о жизни и смерти. «Апофеоз войны» можно назвать программным произведением Верещагина. В настоящее время произведение находится в Государственной Третьяковской галерее. И искусствоведы продолжают спорить об истории возникновения сюжета, находя всё новые подтверждения или опровержения то одной, то другой версии.

Василий Васильевич Верещагин наиболее известен как художник-баталист. Он родился в 1842 году в Череповце, закончил морской кадетский корпус, недолго служил, затем поступил в петербургскую Академию художеств, обучался живописи в Париже.

В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где в звании прапорщика состоял художником при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал…»», — писал художник. Здесь он замыслил известную «Туркестанскую серию», в которой позже изобразил не собственно батальные сцены, а моменты, предшествующие сражению либо следующие за ним. Также он писал природу и сцены быта жителей Средней Азии. Впрочем, на войне Верещагин не просто созерцал происходящее, чтобы запечатлеть его после на бумаге. Сменив карандаш на ружье, он участвовал в боях, выдержал вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получил орден Св. Георгия 4–го класса. Но в любых условиях делал зарисовки.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году уезжает в Мюнхен, где на основе этюдов и привезённых коллекций усиленно работает над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде «Туркестанская серия» включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. В таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.

Ряд батальных картин был объединён художником в серию, которую он назвал «Варвары». Картина «Апофеоз войны» входит именно в неё, а она в свою очередь является частью «Туркестанской серии».

Сюжет

На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев среди раскалённой степи. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Всe детали полотна, в том числе серовато-желтый колорит, символизируют смерть и опустошение, передают ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Ясное синее небо лишь подчёркивает мёртвенность картины. Здесь живут только вороны — символы смерти в искусстве.

«Апофеоз войны» в символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе, уничтожение, разрушение. В ней художник сурово осуждает все захватнические войны, несущие смерть.

Известный русский художественный критик Владимир Стасов так писал об «Апофеозе войны»:

«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…»

Несколько версий создания картины

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной из них своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города.

По другой версии, всё так же связанной с Тамерланом, художник изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и пьянстве. Тамерлан приказал каждому из своих 200 000 воинов принести голову нечестивца. После того, как приказ был исполнен, из голов оказалось выложено семь пирамид. Эта версия менее правдоподобна, так как слабо перекликается и с первым и со вторым названием картины.

По третьей версии Верещагин создал эту картину после того, как услышал что правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

Также считается, что картина была инспирирована безжалостным подавлением Тамерланом восстания уйгуров на западе Китая. Однако круглые следы от пуль в черепах красноречиво свидетельствуют — Тамерлан к этой картине не имеет отношения. Кроме того, иллюзию Средневековья развеивает надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

Картины Верещагина предлагали сжечь

«Апофеоз войны» произвёл гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счёл это и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство. Один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.

Василий Верещагин умер не в своей постели. В начале русско-японской войны художник вновь поехал туда, где гремели бои. В Тихом океане на внешнем рейде Порт-Артура он погиб при взрыве мины на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.

К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Однако в современной истории уже есть случаи, когда на практике воссоздаются нарисованное художником. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.

Сюжет

Посреди раскаленной степи высится пирамида из обожженных солнцем человеческих черепов. Каждый из них выписан очень четко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли, сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.

За грудой костей, на горизонте виднеется разрушенный город. Рядом же кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, это пир во время чумы.

Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи, которые носят репортажный характер — они поясняют сюжет и передают эмоции автора. Для «Апофеоза войны» Верещагин попросил написать на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Этой фразой художник передает идею полотна: важно помнить, какой ценой даются военные триумфы.

Контекст

«Апофеоз войны» — единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события XIV века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

Двери хана Тамерлана (Тимура), 1875

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.


Картина из Туркестанской серии , 1872

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.


Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир, 1890

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пестрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война, смерть, жестокость выглядели как недоступная пониманию бессмыслица.

Судьба художника

Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.

Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть с сомнением относились к нему как художнику, говоря, что он скорее фотограф, но никак не живописец. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».


«Побежденные. Панихида по павшим воинам», 1877

Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почем зря люди. А в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло людей, тем громче слава.

Участвовал он и в Балканских войнах. Его серия картин показывает огромное число раненых и умирающих людей. На своих выставках он буквально кричал о бессмысленных жертвах. Зрители не верили и по-прежнему обвиняли живописца в клевете.


Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874

Верещагин решил больше не писать о войне. Несколько лет он посвящает путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку. Занимался он и исследование личности Наполеона, о котором им создано не только несколько полотен, но и написаны книги.


Японка, 1903

С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.