VI Московская международная биеннале молодого искусства. Основной проект Биеннале молодого искусства «Абракадабра» покажут в деловом квартале «Рассвет» на Пресне

Этим летом Москва превратилась не только в футбольную столицу мира, куда съехались более полумиллиона гостей из тридцати с лишним стран. В российскую столицу отправились и многие любители современного искусства, но совсем по другой причине — с 8 июня по 31 июля здесь уже в шестой раз проходит Московская международная биеннале молодого искусства — единственный в своем роде молодежный арт-форум.

Московская молодежная биеннале проводится начиная с 2008 года и со временем стала одним из самых амбициозных и масштабных проектов в области современного искусства в России, в рамках которого представлены новейшие художественные и кураторские стратегии. C прошлого года возраст не только художников, но и кураторов не должен превышать 35 лет. Выставки и другие мероприятия в рамках биеннале охватывают несколько площадок, в том числе и корпуса некогда знаменитой мебельной фабрики «Мюр и Мерилиз», а ныне отреставрированного делового квартала «Рассвет» на Красной Пресне, где развернут основной проект. На должность куратора основного проекта биеннале 2018 была выбрана 27-летняя Лукреция Колабро Висконти — независимый куратор из Италии, которая и является автором оригинальной выставочной концепции под названием «Абракадабра» . В ходе открытого конкурса она выбрала 58 работ молодых художников из более чем 1500 заявок со всего мира. Основной проект продолжают стратегические выставки: одна под названием «Ведутся революционные работы» в ММОМА на Гоголевском бульваре (куратор Барбара Куэто), посвященная роли искусства в мире технологий, а вторая — «Спасибо, пожалуйста, извини» (куратор Женя Чайка) —состоится в Государственном центре современного искусства. Кроме того, в программе — специальные проекты, параллельная и образовательная программы.

Наш обозреватель Елена Рубинова побеседовала с куратором Лукрецией Колабро Висконти и молодыми художниками Сабриной Чоу (США ) и Василисом Папагеоргиу (Греция) о концепции основного проекта биеннале, месте национального и интернационального в современном искусстве, а также о том, что для молодых художников означает «мягкая сила» в эпоху глобализации.

Как появилось это понятие абракадабры в вашей концепции? Что оно означает в данном случае?

Лукреция Висконти: Мне как куратору нужно было найти способ визуализации явлений, которые на первый взгляд кажутся не связанными друг с другом: ипохондрия, внимание, разочарованность, близость, сон, недосказанность, и понятие абракадабра оказалось такой формулой, которая вмещает в себя все те многообразные формы художественного исследования, которые мы отобрали для основного проекта. «Абракадабра» — слово, употребляющееся во многих языках, в том числе и в русском, и мы часто его используем, но не всегда задумываемся, откуда оно произошло. И в разных культурах и эпохах оно наделено разными смыслами. Лингвистически оно выражает и древнее магическое заклинание, и в то же время является перформативным понятием, обладающим силой воздействия на окружающую реальность. До приезда в Россию я совсем не знала о том, как это слово понимается в русском: что оно означает «чепуха», «ерунда» и что в Советском Союзе это была одна из самых популярных песен Steve Miller Band, которую ставили на дискотеках.

На протяжении почти целого года, пока готовился проект, вы плотно работали с 50 представителями вашего поколения — молодыми художниками из разных стран. Как вам видится культура диалога и взаимодействия в эпоху той самой «Абракадабры », которую исследует проект? Насколько она важна сегодня?

Лукреция Висконти : Я убеждена, что современное искусство, и особенно выставочный процесс, дает превосходную возможность для выстраивания диалога, это платформа для взаимодействия разных культур. В данном случае проект позволил еще и всем художниками приехать в Москву для участия в монтаже экспозиции, лично познакомиться и пообщаться. И хотя «абракадабра» — это бессмыслица, которая точно описывает современный информационный мир, где кажется, что границы стерты, а общение уходит в виртуальность, никто не станет отрицать, что развивать взаимоотношения и живое общение художников разных стран не менее актуально. В Москве собрались все — и иностранные участники, и российские, в том числе из других городов. Такую редкую возможность трудно переоценить.

Выстраивание такого общего языка и культурных мостов как-то отличается для вашего поколения, и если да, то чем?

Лукреция Висконти : Безусловно. В экономике «присутствия», в которой, согласно Ж. Деррида, мы все существуем, события происходят в разы быстрее, и в определенных обстоятельствах это позволяет развернуться горизонтально — к примеру, если мне нужно найти кого-то в Японии, то сделать это намного проще и быстрее, чем, например, 25 лет назад. Но в то же время глубина не достигается — ведь, если все происходит на скорости, то как погрузиться в содержательную беседу и найти способ глубже узнать друг друга? И молодое поколение ищет эти новые формы коммуникации.

В ходе работы над этим проектом сталкивались ли вы с ситуацией, когда художники сомневались или решали не принимать участие в проекте по политическим причинам? Ведь сейчас не самые простые времена в отношениях России и многих стран Запада…

Лукреция Висконти : Когда был объявлен открытый конкурс для участия в биеннале, я поделилась этой информацией со всеми своими коллегами, и для некоторых художников вопрос участия действительно стал дилеммой, которую каждый решал для себя по-своему. В большинстве случаев я сумела убедить их, ведь участие в таком проекте — это еще и вопрос доверия к куратору. Нужно сказать, что я не испытывала никакого давления со стороны организаторов биеннале — Министерства культуры и РОСИЗО, все было выстроено в высшей степени доверительно. Я убеждена, что молодым художникам просто необходимо выстраивать культурные мосты, и они хотят это делать, ведь политическая ситуация меняется и быстро, а им предстоит еще долгий профессиональный путь в искусстве.

Сабрина Чоу : Не скрою, что на каком-то этапе я задумалась о том, стоит ли ехать в Москву. Но мне очень понравилось работать с Лукрецией, как, собственно, и сама концепция выставки, так что, в конечном итоге, я решила участвовать и очень этому рада. Искусство ведь может функционировать по- разному: с одной стороны — это часть глобального мира и глобальной политики, а с другой стороны — арт-процесс может быть и особым пространством, где временами можно укрыться и найти момент для того, чтобы обрести успокоение.

Василис Папагеоргиу: Как современный художник, я работаю в самых разных обстоятельствах и странах — много езжу с выставками, особенно по Европе, живу в арт-резиденциях. Для меня возможность участвовать в московской биеннале — это возможность показать свою работу, и если в ней есть содержание, то политическая ситуация или контекст не столь важен.

Что для вас, как представителей молодого поколения тридцатилетних, означает понятие «мягкой силы»? Мы видим, что в современном обществе пост-постмодерна, который, собственно, и исследует нынешняя биеннале, определенные понятия сместились…

Сабрина Чоу :На мой взгляд, понятие «мягкой силы», столь популярное в 80-е и 90-е годы, действительно изменилось, прежде всего потому, что и люди иначе идентифицируют себя. Наряду с подъемом националистических тенденций во многих странах, сами художники все чаще выступают от своего имени, нежели позиционируют себя как представителей той или иной нации или страны. Я помню, что еще лет десять — пятнадцать назад наше правительство больше поддерживало художников, а сегодня, в эпоху глобализации, люди существуют гораздо более фрагментировано. Мне это очень заметно — я из Лос-Анджелеса, хотя сейчас живу в Лондоне, а до этого какое-то время жила и училась в Голландии. Все эти процессы похожи, где бы ты ни находился, но культурный диалог помогает преодолевать эти процессы.

Василис Папагеоргиу : Могу только согласиться с таким мнением. Если говорить о национализме, то лучше всего для художника не идентифицировать себя в терминах принадлежности к нации, а сконцентрироваться на саморепрезентации. В Греции нам пришлось за последние десять лет заново осмыслить понятия национального и интернационального после вхождения страны в Евросоюз. Но теперь все уже привыкли к «новой нормальности». И молодое поколение адаптировалось к новой реальности, оттолкнувшись от изменений и выстроив, соответственно, свой мир.

Что для вас означает этот проект и совместная работа, в том числе и с молодыми российскими художниками?

Лукреция Висконти : Для меня этот масштабный и очень амбициозный проект стал своеобразным тестом — на образ мышления и моей собственной способности думать шире, вне привычных рамок. Я очень благодарна, что мне довелось на нем работать.

Василис Папагеоргиу : Я здесь впервые, и очень бы хотелось остаться в Москве подольше — к сожалению, мы мало успели посмотреть, потому что были все время заняты на монтаже выставки. Москва — город с фантастической энергетикой, и я очень надеюсь побывать здесь еще раз.

9 сентября 2017 года в Москве в Новом Пространстве Театра Наций состоялся public talk куратора основного проекта 6-й Московской международной биеннале молодого искусства Лукреции Калабро Висконти и куратора Нового Пространства Театра Наций Веры Мартынов.

Во время беседы было объявлено о начале приема заявок от художников и кураторов на участие в основном и стратегических проектах 6-й Московской международной биеннале молодого искусства. Также участницы встречи обсудили концепцию основного проекта биеннале молодого искусства 2018 года, получившего название «Абракадабра», поговорили о кураторских практиках и о работе в междисциплинарных проектах. Лукреция Калабро Висконти рассказала о том, какую роль сегодня играют молодые кураторы в крупных международных проектах вроде биеннале, о своем стремлении работать с локальными контекстами и об опыте сотрудничества со знаменитым художником Маурицио Каттеланом.

Лукреция Калабро Висконти, куратор основного проекта биеннале:

« В 1999 году профессор архитектуры и планирования Массачусетского технологического института Уильям Митчелл сформулировал теорию “экономики присутствия”, которая за несколько последних десятилетий размыла границы между профессиональной, частной и социальной сферами человеческой жизни. Все больше и больше в мире самым ценным товаром оказываются не предметы потребления, а информация, знания и опыт, создающие модели антиутопической экономики, основанной на удовольствии. Личная эффективность, идеальная реализация всех возможностей личности и хороший эмоциональный настрой стали сегодня главной валютой, и в нашем режиме работы 24/7 все чаще оказывается неясным, сознательно ли мы выбираем такой образ жизни или просто уже не умеем действовать иначе. Как воплотить свое право владеть собственным временем? Какие скрытые силы мы можем привлечь, чтобы противостоять выгоранию?

Слову “Абракадабра” уже в древности приписывались магические свойства. Произнося “Абракадабра!”, мы запускаем процесс преобразования реальности. Сегодня это повелительное слово влечет за собой массу ассоциаций — отчасти благодаря тому, что его присвоила поп-культура (вспомним хотя бы рвавший танцпол в 1980-е диско-хит Стива Миллера). Термин “Абракадабра!” связывает растущее внутри современной культуры внимание к эзотерическим, тайным практикам с современными суггестией и интересом к непредсказуемым вечеринкам ночами напролет, которые ранее были формой протеста и средством ухода от действительности. Наши стремящиеся к вездесущности трансгуманисты сегодня делают неприемлемыми традиционные формы протеста — например, забастовка как отсутствие. “Абракадабра” же ищет альтернативные способы взаимодействия с пространством и временем в нарративах, которые могут стать источником мощнейшей энергии. Именно фантастическая преобразующая энергия этих второстепенных, а иногда и скрытых нарративов образует фокус проекта “Абракадабра”, основанного на несущей заряд из прошлого субкультуре танцпола как сцены, где создаются новые формы взаимодействия и обретается новый, неожиданный опыт. Поэтому мы делаем акцент на перформативных практиках, видео и междисциплинарных исследованиях и среди участников проекта хотели бы видеть художников, создающих или выявляющих новые формы и возможности сегодняшних отношений с пространством и временем » .

Во время своей первой поездки в Россию Лукреция Калабро Висконти посетила ярмарку Cosmoscow, выставки фонда V-A-C в Московском музее современного искусства и Уральскую индустриальную биеннале. Также Лукреция встретилась более чем с 50 молодыми художниками в рамках портфолио-ревю в московском Центре «Красный», посетила школу «Свободные мастерские» ММОМА и частные мастерские художников.

ОТБОР УЧАСТНИКОВ

С 21 сентября по 20 ноября 2017 года на сайте www.youngart.ru открыт прием заявок от художников не старше 35 лет на участие в основном проекте биеннале.

Кураторы не старше 35 лет могут подавать заявки c концепциями на участие в двух стратегических проектах биеннале, которые пройдут на двух площадках: в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) и в Московском музее современного искусства (MMOMA).

Иллюстрации и дополнительные материалы для прессы доступны по ссылке: https://goo.gl/IDPv3F

О ПРОЕКТЕ

Московская международная биеннале молодого искусства — один из самых амбициозных проектов в области современного искусства в России. Задачи биеннале — открытие новых имен, поддержка и стимулирование творческих инициатив художников и кураторов нового поколения, создание условий для их публичного высказывания и, как следствие, развитие среды современного искусства. Участникам проекта предоставлен шанс установить связи и наладить творческое взаимодействие с профессиональной художественной средой. Биеннале формирует пространство для демонстрации актуальных стратегий нового поколения художников и кураторов.

Московская международная биеннале молодого искусства проходит с 2008 года. Начало проекту положил ежегодный фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (проводился Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) ежегодно с 2002 по 2006 год в сотрудничестве со школой современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (MMOMA)). Проект приобрел новый статус в связи с нарастающим к нему интересом молодых художников, кураторов и критиков. Совместными усилиями ГЦСИ и МMOMA была разработана концепция биеннале молодого искусства. Если раньше кураторами биеннале выступали выбранные организаторами проекта известные международные специалисты (Дарья Пыркина, Дарья Камышникова, Катрин Беккер, Дэвид Эллиотт) вне зависимости от их возраста, то с 2015 года куратор биеннале, как и ее участники, — представитель новой генерации. Партнеры биеннале — культурные институции, заинтересованные в развитии молодого искусства.

Прием заявок: 01.06 — 03.06.2018
ММОМА, ГОГОЛЕВСКИЙ 10

Куратор: Барбара Куэрто

Прекрасный шанс для тех, кто хотел бы стать не просто посетителем, но полноценным участником Стратегического проекта VI Московской международной биеннале молодого искусства! ММОМА объявляет дополнительный набор перформеров для участия в трех проектах биеннале:

1. Перформанс Пика Вонка на открытие биеннале (8 июня с 20.30 до 21.15). Участником перфоманса здесь может стать каждый. Приветствуется навык владения английским, другим иностранным языком, или жестовым языком.

2. Программа HyperReadings — 3 ридинг-группы в течение биеннале (обратите внимание, у каждой ридинг-группы два дня работы). Если вы увлечены чтением, любите делиться информацией, а также умеете пользоваться компьютером и открыты современным технологиям — то этот проект для вас! Все, что понадобится кроме уже сказанного, — это ваше время.

3. На воркшоп Art&Feminism (22 июля с 16:30 до 19:00). Для этого проекта отлично подойдут библиотекари, студенты, искусствоведы или энтузиасты, которые хотят вместе с нами искать информационные ресурсы, познакомиться сначала самим, а затем и знакомить участников проекта с основами редактирования Википедии.

Подробное описание всех проектов — ниже. Вашу заявку можно отправить до 3 июня включительно на почту Валерии: valeria.. Дерзайте!

1. Open-call для участия в перфомансе Пика Вонка (Puck Vonk)

Дата и время перфоманса: 8/06/2016, 20:30-21:15;
Репетиции: 5/06/2016 — 8/06/2016;
Один перфоманс во время открытия Биеннале;
Детали: участником перфоманса приглашается стать любой человек, вне зависимости от возраста или пола;
Владение языками: приветствуется навык владения английским или другим иностранным языком, или жестовым языком. Однако, это необязательное требование;
Теги перфоманса: объективация голоса, ваш голос как сила, генераторы голоса и искусственный интеллект, язык тела, язык жестов, невербальное общение и сопереживание.

Пожелания художника к потенциальным перформерам: «Я ищу перформеров с опытом участия в перфомансах (в любой области). Будет полезным Ваше умение говорить громко, а также владеть движениями Вашего тела, хотя бы в небольшой степени. Потребуется Ваше участие в репетициях, длительностью +/- 4 дня и участие в перфомансе. Вам будет предложен письменный сценарий для исполнения, однако, он будет очень открыт для Ваших предложений, а настоящий перфоманс будет комбинацией на основе сценария и уникальности конкретного перформера. Репетиции будут частично формировать и дополнять окончательную версию перфоманса».


— название проекта
— ваше имя и фамилию
— опишите, какой опыт участия в перформансах у Вас есть и приложите фото/видеодокументацию тех событий, в которых принимали участие

Обратите внимание: анкета заполняется на английском языке; объем до 1500 знаков с пробелами

Вашу заявку можно отправить до 3 июня включительно на почту Валерии: valeria..

2. Open-call для событий, на протяжении всей биеннале

Open-call для волонтеров — людей, увлеченных чтением, литературой для участия в дискурсивной программе HyperReadings — открытого пространства для совместного обучения во время выставки.

Пожелания к волонтерам: мы ищем желающих принять участие в семинаре в выставочном пространстве, по крайней мере, раз в неделю на протяжении работы чтений. Если Вы увлечены чтением, любите делиться информацией, а также умеете пользоваться компьютером и открыты современным технологиям — то этот проект для Вас, и мы с радостью приглашаем Вас присоединиться к нему. Под «чтением» в данном случае мы предлагаем понимать все, что можно прочитать, включая тексты, изображения, фильмы, цифровые и не-цифровые объекты. Списки чтения не будут сугубо академическими или элитарными, более того, Вы сможете формировать их самостоятельно.

HyperReadings — это программная система с открытым исходным кодом, разрабатываемая и поддерживаемая Шоном Докрей (Sean Dockray) и Бенджамином Форстером (Benjamin Forster). Также к этой коллаборации присоединилась и Джулия Бавика (Julia Bavyka), содействуя физической манифестации этой неуловимой инфраструктуры. Приглашаем Вас присоединится к нам!

Волонтерам предлагается использовать пространство публичной программы для реализации своих собственных интересов, однако, ниже предлагаются некоторые идеи для потенциальных семинаров и мероприятий. Мы также создали календарь Google, чтобы оперативно планировать события. Всем волонтерам предоставляется полный доступ к созданию и изменению событий по своему усмотрению — они могут посещать встречи по любому графику, а также могут приглашать других людей.

Типы воркшопов: пожалуйста, обратите внимание, что в дополнение к этим закрепленным датам, могут в любое время возникать импровизированные события. Следите за календарем Google для получения актуальной информации — https://bitly.com/2HSBjEy.

2.1. «Одноранговая сеть»
Даты и время: суббота 16 июня и 7 июля, 17: 00-18: 30
В ходе событий этого типа планируется совместное обучение: Вы узнаете о новых веб-технологиях p2p, на которых построены Hyper Readings и Dat Library, а также о Beaker Browser и Dat Protocol. Для участия в семинаре вам понадобится ноутбук — пожалуйста, возьмите Вам персональный компьютер с собой.

2.2. «Экспериментальная ридинг-группа»
Дата и время: суббота 23 июня и 14 июля, 17: 00-18: 30
Мы предлагаем три разных способа запуска группы чтения. Волонтер, который возглавляет проект, может выбирать между предложенными вариантами:

1. Совместное чтение одного текста вслух. Предлагается прочтение одной страницы каждому участнику, где текст передается по кругу.
2. Открытый микрофона, где любой участник может читать любой текст по своему усмотрению. Поощряется желание участников приносить свои книги или выбирать тексты на свой выбор. В идеале, такого типа семинар должен быть импровизированной игрой, где каждый участник зачитывает свой текст, вступая в диалог с текстом других участников. Также возможным сценарием такого семинара может быть сопоставление сравнительного списка всех прочитанных в ходе семинаров текстов.
3. Классическая ридинг-группа, где участникам предлагается предварительно ознакомиться с текстом, и затем уже вести публичное обсуждение. Предлагается использование рекомендованного списка для чтения в качестве руководства.

2.3. Ридинг-группа: «Чтение и письмо»
Дата и время: суббота 30 июня и пятница 20 июля 17: 00-18: 30
В контексте этой группы предлагается совместное обсуждение списков чтения. Какой Ваш список чтения на сегодняшний день? Каким он может быть?

Мы приглашаем людей участвовать в проекте при выборе различных способы для формирования социальной среды. Способы, которые мы предлагаем, могут быть таковы: семинары могут проводится 1) на основе уже имеющихся знаний и индивидуальных интересов, 2) составления и обмена списками чтения, 3) проведения совместных чтений, 4) формированием новых списков чтения, чтобы они стали доступными для других участников. Важно, что любой, кто принимает участие, является частью проекта и способствует моделированию социальных форм производства знаний.

Пожалуйста, в анкете для этого события, укажите:
— название проекта
— расскажите, в каком типе событий вы бы хотели принимать участие и почему
— поделитесь, пожалуйста, информацией о своих любимых книгах

3. Open-call для участия в проекте «Edit-a-thon» группы «Art&Feminism»

Вы библиотекарь, студент-искусствовед или энтузиаст? Мы нуждаемся в Ваших особых навыках и экспертных знания для самой популярной исследовательской онлайн-платформы в мире! Первый раз проект группы «Art&Feminism» на базе Википедии «Edit-a-thon» состоится в России. Будучи волонтером, Вы будете решать такие задачи, как поиск информационных ресурсов, помощь участникам проекта и их знакомство с основами редактирования Википедии. Для волонтеров не требуется опыт редактирования Википедии, перед проектом мы обучим Вас этим основам.

«Art + Feminism» — это кампания с лозунгом «сделай сам» и «сделай с другими», и она открыта для обучения людям всех гендерных идентичностей и выражениям, и предлагает редактировать Википедию с целью расширения содержания о гендерных аспектах, феминизме и искусстве. Проект основан в Музее современного искусства (Нью-Йорк), с параллелями с Музеем искусств округа Лос-Анджелес; Галереей Тейт (Лондон); Художественной галереей Онтарио (Торонто); MAXXI (Рим); Смитсоновским музеем американского искусства (Вашингтон, округ Колумбия); и сотнями других. Так, проект был основан в 2014 году, и более 10 000 человек в более чем 800 мероприятиях по всему миру приняли участие в проекте «Edit-a-thons» группы «Art&Feminism», в результате чего было создано и дополнено более 33 000 статей в Википедии.

«Art&Feminism» расширил свою сферу, включив и другие кураторские проекты. Проекты «Art&Feminism» обозреваются от Artforum, The New York Times, The New Yorker, CBC, Canadian Art и BBC, а также со-основателями, которые были назвали ведущими мировыми мыслителями Foreign Policy Magazine. «Art&Feminism» возглавляют Сиан Эванс, Жаклин Мабэй, Маккенси Мак и Майкл Мандиберг. Приглашаем узнать больше информации на нашем веб-сайте: http://www.artandfeminism.org/.

Пожалуйста, в анкете для этого события, укажите:
— название проекта
— ваше имя и фамилию, а также образование
— расскажите, пожалуйста, как вы понимаете феминизм и почему вас заинтересовал проект

Обратите внимание: анкета заполняется на английском языке, объем до 1500 знаков с пробелами

Вашу заявку можно отправить до 3 июня включительно на почту Валерии: valeria.. Дерзайте!

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 7 июля – 6-я Московская международная биеннале молодого искусства.

Гость передачи – комиссар биеннале, глава дирекции РОСИЗО по специальным проектам Екатерина Кибовская.

Итак, в Москве в очередной раз проходит Московская биеннале молодого искусства (что означает участие художников не старше 35 лет). Она моложе биеннале «взрослой», но тоже имеет за плечами достаточную историю. Тем более, что у «молодежки» был и предшественник – фестиваль молодого искусства «Стой, кто идет?», проводившийся Госцентром современного искусства совместно со школой «Свободные мастерские». Молодежная биеннале по сравнению с ним выросла в статусе – получила поддержку министерств и департаментов. А также обрела разветвленную и достаточно сложную структуру.

«Абакадабра» – это никоим образом не «оценочное суждение», а название основного проекта биеннале. Кроме него имеются два проекта «стратегических», изрядное количество «специальных» и, наконец, «параллельная программа».

Под стратегическими проектами организаторы понимают поиск основных направлений развития молодого искусства.

Без текстов на молодежных выставках действительно не обходится, куда в большей степени, чем на выставках «взрослых». Действительно, как-то даже неприлично не написать что-нибудь об апроприации и подрыве институциональных правил и не процитировать Бодрийяра. :)

Специальные проекты многочисленны и разнообразны. Часть из них представляет работы учащихся нескольких школ современного искусства.

Проекты молодежной биеннале размещены везде – и в индустриальных пространствах, и в отдельных выставочных залах, и в музеях. Причем в последнем случае – не только в залах для временных выставок. Есть и проекты, существующие по принципу «интродукции» – произведения молодых авторов внедрены непосредственно в постоянную музейную экспозицию. Как, например, в музее-квартире Аполлинария Васнецова, где задействована даже новомодная «дополненная реальность».

Параллельная программа – наиболее вольная часть общего проекта. Собственно, это даже не часть проекта, а собственные программы галерей и прочих институций, лишь причисленные оргкомитетом, при совпадении формальных критериев, к собственному расписанию. Эти выставки также разбросаны везде – от музейных залов и солидных галерей до симпатичных крошечных подвальчиков.

Идет молодежная биеннале практически все лето. Какие-то выставки уже закрылись, другие надо поспешить посмотреть. Немало проектов еще впереди – так что следите за новостями (в том числе на сайте самой молодежной биеннале).

Текст: Татьяна Пелипейко