Бурлаки на Волге — кто все эти люди?! Кто такие бурлаки и чем они занимались.

Экономист, профессор Киевского и Московского университетов Иван Васильевич Вернадский (1821-1884) писал, что «страдания и невзгоды рабочего класса на Волге не так велики, как обычно полагают».


Бурлаки, бурлачество сугубо российское явление, волжское. Появились они в 14-15 веках. В начале 19-го века было их не менее шестисот тысяч. С развитием промышленности и некоторой механизацией труда - коноводные суда, кабестаны, пароходы - численность бурлаков сократилась до трехсот тысяч.

Занималось этим промыслом преимущественно население Поволжья: в большинстве своем русские люди, довольно часто татары, мордва, чуваши, марийцы, то есть представители всех национальностей, селившихся по берегам великой русской реки.

Бурлацкие артели отличались четкой организацией: староста, кашевар, шишка-передовой, возглавлявший артель. У всех были равные права, без преимуществ, исключая передового как самого сильного физически, ловкого. Как правило, он был «песельником», запевалой. Без песен бурлак не мыслим. Песня задавала рабочий ритм, заменяла беседу, веселила душу. Ее попросту бурлаки любили.

Шишка следил за равномерностью хода - в такт песне. За ним шли подшишельные, затем «ленивые» и так называемые кабальные. Это те, кто по своей вине растратил заработок, потому и надел лямку лишь за харчи. Естественно, этих мужиков от прочих отличала незаинтересованность в работе. В хвост снова ставили сильных и добросовестных, для понучки и пригляда за кабальными и ленивыми.

Питались бурлаки тоже артельно. По прежним понятиям, тем более по современным, весьма обильно. По сведениям академика Густава Станиславовича Струмилина (1877-1974), в месяц рядовой «судорабочий» (речь идет о второй половине 17-го века) съедал три пуда хлеба (48 кг); 20 фунтов мяса (8 кг); столько же рыбы; 20 фунтов круп и гороха (8 кг); сотню яиц, не считая овощей. Работали бурлаки лишь двести дней в году. К концу навигации они зарабатывали до 10 рублей чистыми. Пуд говядины, например, в те времена стоил 45 копеек.

Цены того времени

Итак, в начале 19 века труд бурлака приносил ему по 8-10 руб. за навигацию. В конце того же столетия за погрузку хлеба рабочим крестьянам платили по 20-25 руб в год. Жалование земского врача достигало 800 руб. в год, то есть 66 руб. в месяц. Годовой доход плотника составлял 15-35 руб. При производстве сельскохозяйственных машин годовой доход кустарей достигал 100 руб. Простой рабочий на мельницах получал 8-13 руб. Это был существенный заработок. При этом пуд пшеницы (это 16,38 кг) стоил почти 54 коп., а мяса – около 2 руб. Получается, что врач на месячную зарплату мог купить 2 тонны пшеницы или 550 кг мяса, а плотник с зарплатой в 2,5 руб. в месяц – 75,7 кг зерна или 20,8 кг мяса». Бурлаки при этом не тратили на еду ни копейки.

Читая классиков тоже можно почерпнуть достаточно информации о ценах того времени. У Достоевского: мама Раскольникова имела пенсион в 120 рублей. При этом студент Родя в 1870-е годы мог на 30 копеек купить в харчевне рюмку водки и пирог с начинкой. В повести Чехова «Три года», написанной в 1880-1890 годы, провинциальный аптекарь посылал своему сыну, вечному студенту, 40 руб. в месяц, и еще 10 руб. тайно отправляла мама. «Этих денег ему хватало на прожитие и на такую роскошь, как шинель с польским бобром, перчатки , духи и фотографии». Учитель в «Анне на шее» в начале 20 века зарабатывал 40 руб. Буханка черного хлеба тогда стоила в среднем 3 коп. То есть педагог мог купить на получку 1333 буханки хлеба. Акакий Акакиевич в «Шинели» Гоголя получал 400 руб. в год, то есть по 33 руб. в месяц. При этом на обеды он тратил всего 12 руб. в год – это лишь 3% от заработка. Та самая шинель обходилась маленькому чиновнику в 70 руб.

Цены 1913 года в пересчете в рубли 2011 года - http://www.ivpoisk.ru/viewtopic.php?f=54&t=661
Средние зарплаты в России и СССР с 1853 по 2010 годы - http://www.opoccuu.com/wages.htm (а также интересный справочник)

Тяжело ли было бурлакам?

Наиболее активно бурлаки работали на участке от Рыбинска до Астрахани протяженностью 2645 км. Репин показывает ватагу бурлаков (11 человек), идущую «бичевой» по песчаной отмели в безветренный солнечный день. Ход «бичевой» начинался обычно выше устья Камы. Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма (~ 7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (~ 214 м). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту. В то же время величина угла a гор (рис. 1) не должна была приводить к большим потерям совершаемой работы.

И.Е.Репин точно указал место крепления бичевы (верхняя часть мачты) и ее провис. Казалось бы, бичева должна быть натянута, и крепить ее нужно так, чтобы угол a верт (рис. 2) был как можно ближе к 90°. Все было бы так, если бы бичева была невесома. На деле вес такого каната составлял не менее 2500-3000 Н, и, прикрепляя канат к вершине мачты высотой ~ 30 м, бурлаки основную долю веса «вешали» на мачту. Не случайно бурлаки не любили, когда бичева начинала «трубить», т.е. когда приходилось идти по высокому берегу, и место крепления бичевы оказывалось ниже бурлацкой тропы - «бичевника». Впрочем, такое случалось редко, т.к. размеры судна, его грузоподъемность и высота мачты выбирались опытным путем с учетом высоты берегов и глубины русла Волги.

Тип судна на картине определить нетрудно - это знаменитая волжская расшива. Длина наиболее распространенных расшив грузоподъемностью 20 000 пудов равнялась L» 25м, ширина В» 7,5м, осадка Т» 1,8 м, высота мачты Н» 30м, длина райны (прикрепленной к мачте перекладины), необходимой для движения судна под парусом, также равнялась ~ 30 м.

Расстояние от Астрахани до Н. Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом. В безветренные дни в низовьях Волги при быстрых паводковых водах суда двигались подачей (рис. 3). В этом случае вперед судна завозились якоря, и расшива подтягивалась к ним с помощью каната, вытягиваемого бурлаками, идущими по палубе. При этом брался канат в 4-5 раз длиннее и в 1,5 раза толще бичевы, но его вес не слишком осложнял работу. При ходе подачей практически нет потерь в совершаемой работе из-за иной геометрии приложения сил. Тем не менее хорошо известно, что бурлаки предпочитали ход бичевой. Очевидно, дополнительная работа, связанная с завозом якорей, была весьма обременительной.

Попытаемся дать количественную оценку тяжести бурлацкого труда. Опуская проведенные вычисления, получим что сила тяги бурлаков (в соответствии с рис. 1 и 2) рассчитывается по формуле:

F тяги = F сопр /(cos a гор Ч sin a верт).

Точное значение этих углов по картине И.Е.Репина установить невозможно, но ориентировочно, зная длину бичевы, расстояние от бурлацкой тропы до судоходного русла (~ 100 м) и высоту мачты, можно считать произведение cos a гор Ч sin a верт = 0,7-0,8 . Следовательно, сила тяги бурлаков получается равной 3500-4000 Н. При численности ватаги в 10-11 человек, нагрузка на каждого бурлака равна 320-380 Н.

Любой, желающий почувствовать себя «в шкуре» бурлака, должен сделать бурлацкую лямку - кожаный пояс длиной 3 аршина (213,36 см) и шириной 4 вершка (17,78 см) с концами, сшитыми вместе, перекинуть ее через блок, жестко закрепленный на опоре на уровне груди, и укрепить на другом конце груз массой 40 кг (вес 400 Н). Если перекинуть веревку через блок, надеть лямку на грудь и начать двигаться так, чтобы поднять груз, вы почувствуете примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно! Заметим, что основной вклад в сопротивление вносит течение реки, так что уменьшение скорости течения на 25% снижает нагрузку на 44%, а возрастание на столько же приводит к росту нагрузки на 56%.

Старинные меры длины и веса

1 сажень = 3 аршина = 12 четвертей = 7 футов = 2,1336 м;
1 аршин = 4 четверти = 16 вершков = 0,7112 м;
1 верста = 500 сажен = 1066,8 м;
1 м = 2,38 фут;
1 кГ веса = 2,4419 русского фунта;
1 пуд = 16 кГ веса.

На пристани

До середины 1930-х годов в дни навигации на пристани приходило на заработки множество грузчиков. Волжские грузчики получили прозвище крючников, так как использовали острый металлический крюк, с помощью которого куль с зерном поднимался и удерживался на седелке, представляющей собой закрепленную на холщовых лямках опору для переносимого груза.

Что это была за работа, сегодня можно представить, вспомнив, что вес куля составлял 75-190 кг (в среднем 9 пудов (147 кг)). Обычно за сутки при хорошей погоде и расторопности переносилось 200-400 кулей каждым крючником. Поэтому крючниками работали только молодые, физически крепкие люди. Представьте человека, несущего такую тяжесть на плечах по шатким мосткам, перекинутым наберег с баржи. Какую же ловкость нужно было иметь, чтобы устоять и не сорваться в воду?

Многие современные школьники, изучая произведения русского искусства, не всегда могут ответить на вопрос о том, кто такие бурлаки. А между тем эти люди когда-то вызывали разные чувства у своих современников: от жалости до полного отторжения. Постараемся подробнее рассмотреть данный вопрос.

Что обозначает эта профессия?

Бурлаками в России называли наемных рабочих, как правило, выходцев из самых беднейших слоев населения, которые тянули при помощи длинных веревок суда, плывшие против течения. Это был тяжелый физический труд, который являлся сезонным. Длился период бурлачества с весны по осень. Для того чтобы поддерживать друг друга, эти люди объединялись в артели. Как правило, бурлацкий труд не вызывал большого уважения и считался вынужденным способом заработка.

Оплата труда была достаточно низкой, поэтому эта работа стала уделом безродных нищих и часто бездомных. Нередко бурлаками становились бывшие каторжники и люди с сомнительной репутацией.

Сегодня актуален вопрос о том, что тянули бурлаки. Преимущественно им приходилось тянуть за собой крупные суда, которые были лишены пароходной тяги. Эти суда использовались для перевозки различных грузов.

Бурлачество как образ жизни

Для части бродяг их малоприбыльная профессия стала настоящим образом жизни. Бурлак - это человек, как правило, лишенный семьи и серьезных обязательств. Своеобразное перекати-поле, личность, свободная от многих социальных обязательств и лишенная многих благ жизни.

Больше всего артелей находилось на Волге. Столицей их стал город Рыбинск.

Таким образом, отвечая на вопрос, кто такие бурлаки и что они делали на Волге, можно ответить так: это определенный социальный класс Российской империи образца начала позапрошлого века, состоявший из людей с определенными ценностными ориентациями, часто представляющих собой выходцев с социального дна.

Образ в русском искусстве

Наиболее сильно выразился образ бурлака в русском искусстве, которое всегда искало универсальный способ изображения человека из народа. Такие люди, как никто другой, подходили под этот идеал: сильные, могучие, смелые и вольные, которые олицетворяли собой непокорный

О бурлаках и их нелегкой доле писал Н. А. Некрасов в стихотворении «На Волге» (1860), которое вызвало большой интерес его современников.

Тему эту отразили в своих работах и многие другие писатели и поэты. Но, наверное, самым знаменитым произведением до сих пор остается картина И. Е. Репина под названием «Бурлаки на Волге». Это монументальное полотно вызвало огромный интерес со стороны любителей творчества художника. Как всегда, Репин изобразил разных людей, которые по-разному воспринимают свою бурлацкую долю: от отчаявшихся до готовых бороться за свое счастье.

К слову сказать, данное полотно купил один из великих князей из дома Романовых и часто показывал его своим гостям.

Кто такие бурлаки: история в России

Тема эта активно освещалась и в документальной литературе позапрошлого века. Много о бурлаках писал знаменитый москвич и журналист В. Гиляровский. Вместе с ними странником Гиляровский прошел немало дорог и хорошо знал и их жизнь, и их быт.

На вопрос о том, кто такие бурлаки, кратко Гиляровский отвечал так: это люди, люди разные, часто просто попавшие в трудную жизненную ситуацию, но не лишенные человеческого образа и человеческой души.

Интерес к бурлакам вызвал и интерес к их фольклору. Знаменитый певец Ф. Шаляпин с успехом исполнял одну из их песен «Эх, дубинушка, ухнем!».

Бурлачество как социальный класс стало исчезать с середины позапрошлого века, когда появились пароходы, уже не нуждающиеся в том, чтобы их с берега тянули люди.

Однако тема эта продолжала набирать популярность, поэтому даже либеральная интеллигенция знала, кто такие бурлаки. Как правило, образ этих людей в среде революционно настроенной молодежи отождествлялся с угнетением, которое переживает русский народ.

Официально бурлацкий труд был запрещен только в СССР. Однако и его вынужденно использовали в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня тема эта известна нашим современникам, скорее, по произведениям искусства. Поэтому возникают и новые песни, и новые художественные полотна, которые рассказывают о том, кто такие бурлаки.


Артель бурлаков

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.


Существовали и женские артели

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод - единичный случай.


Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью тросов

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник - прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег - идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.


Труд бурлаков был невыносимо тяжел

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.


Артель бурлаков

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним - *подшишельные*

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочи


1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз...»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева - *кабальный*, справа - кашевар Ларька

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно...

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

А кстати, вы знали что сегодня Репина называют одной из самых загадочных фигур в истории живописи?


Его творчество сопровождало одно весь странное обстоятельство - многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…

«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», - писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д"Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.

Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела.

16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин - натурщик для царевича Ивана - сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.

«Торжественное заседание Государственного совета»

И.Е.Репин. «Торжественное заседание Государственного совета» (1903)

В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Портрет премьер-министра Столыпина

И.Е. Репин. «Портрет премьер-министра Столыпина»

Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского - Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д"Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д"Ор сказал умоляющим голосом:
- В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
- А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».

Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.

Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет - свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.

После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», - зло шутили Сатириконцы.

В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.

«Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто»
И.Е. Репин. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто» (1890)

Ещё одной «жертвой» Репина стала графиня Луиза Мерси д"Аржанто, чей портрет Репин написал в 1890 году. Правда, не стоит забывать, что в то время француженка, которая первой познакомила западную публику с музыкой молодой русской школы, была тяжело больна и даже не могла позировать сидя.

Портрет Мусоргского

И.Е.Репин."Портрет Мусоргского

Портрет великого композитора Модеста Мусоргского был написан Репиным всего за четыре дня - со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта 1881. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Художник приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как зимой 1881 году узнал о смертельной болезни друга. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием.

Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина.

Ну и давайте тогда уж узнаем что это за знаменитая народная "Картина Репина - Приплыли!"

Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.

Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.

«Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв.

В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».

В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.

Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.

Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.

До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.

источники

Бурлаками называли наемных рабочих, которые с помощью бечевы тянули речные суда против течения. Труд был тяжелым, но давал возможность в сезон заработать огромному числу людей. Столицей бурлачества называли город Рыбинск. Неудивительно, что именно здесь в 1977 году установили первый в нашей стране памятник бурлаку. Долгое время он был еще и единственным. В 2014 году в Самаре появилась скульптурная композиция «Бурлаки на Волге».

Самого опытного и сильного человека в артели бурлаков называли «шишка». Именно он следил за порядком, задавал темп движения. Отсюда и пошло выражение «большая шишка» - то есть, знатный, уважаемый человек.

Бурлаков называли еще «сволочью», причем, ничего обидного в этом не было. Слово «сволочь» происходит от «волочить». Достаточно вспомнить, что в России есть старинные города - Вышний Волочек и Волок-на-Ламе (Волоколамск). Во время летнего мелководья суда не могли пройти по здешним рекам, товар приходилось несколько верст переправлять «волоком». Для этого нанимались артели бурлаков.

А вот оскорбительным это слово могло стать из-за того, что наниматься на «волок» шли люди, не владевшие каким-либо другим ремеслом. Зато они славились огромной физической силой и часто устраивали погромы в питейных заведениях. Поэтому, и отношение местного населения было соответствующим.

О силе некоторых бурлаков легенды ходили по всей России. Особенно славился Никитушка Ломов, уроженец Пензенской губернии. Однажды на Волге он увидел ватагу мужиков, которые пытались выдернуть из прибрежного песка 25-пудовый якорь. Их нанял местный купец, пообещав за работу 3 рубля. То, что не удавалось целой компании, легко сделал Никитушка - раскачал якорь и выворотил его из песка. Но, купец заявил, что Ломова он не нанимал, и заплатил за работу только рубль. Силач решил проучить скрягу: отнес якорь к дому купца и повесил на ворота. Чтобы вернуть якорь на пристань, купец снова нанял артель. Только заплатить пришлось уже намного больше.

Одной из самых популярных песен среди бурлаков была знаменитая: «Эх, дубинушка, ухнем». Причем, пели ее бурлаки не для развлечения, она помогала артели выдерживать темп движения.

Над своей знаменитой картиной «Бурлаки на Волге» Илья Репин работал три года - с 1870 по 1873. Причем, впервые Репин увидел бурлаков не на Волге, а на Неве.

Заинтересовавшись этой темой, художник отправился в деревню Ширяево на Волгу, где познакомился с бурлаками лично. Правда, картина не у всех почитателей таланта Репина вызвала восторг. Например, министр путей сообщения Зеленой упрекнул живописца в том, что он изобразил допотопный способ транспортировки судов, который почти полностью исчез.

А вот знаменитому русскому писателю и журналисту Владимиру Гиляровскому довелось лично потянуть бурлацкую лямку. В молодости с одной из артелей он прошел путь от Костромы до Рыбинска. Он был человеком физически очень сильным, но, однажды и с ним произошел конфуз: Гиляровский навестил своего пожилого отца, и, решив похвастаться силой, согнул дугой железную кочергу. Отец, которому было уже за 70 лет, отругал сына за то, что тот портит вещи в доме и разогнул кочергу обратно.

В 1929 году Народный комиссариат путей сообщения СССР официально запретил бурлацкий труд. Но, к тому времени бурлаков практически не осталось, с появлением пароходов эта профессия ушла в прошлое.