Главная мысль рассказа паустовского корзина с еловыми. Разработка урока литературного чтения "корзина с еловыми шишками"

Цели урока.

Образовательная цель:

научить выделять главную мысль произведения через разные виды работы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; формировать умение выражать свои мысли в устной форме.

Воспитательная цель:

воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки; способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К.Г. Паустовского; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать.

Развивающая цель:

развивать навыки чтения учащихся; творческое воображение через умение представлять картины по музыкальному произведению; развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся.

Педагогические технологии:

  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
  • здоровьесберегающая технология;
  • информационно-коммуникативная технология.

1. Организационный момент.

Учитель чтения:

Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые взрослые! Нам приятно вас видеть.

Учитель музыки: Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

2. Постановка цели урока.

На доске: Волшебник и великий музыкант!

Чтение хором слов на доске.

Учитель музыки:

Эти слова будут темой сегодняшнего урока. К кому они относятся, вы ответите позже.

3. Сообщение о писателе.

Учитель чтения:

Ребята, посмотрите на выставку книг и скажите произведения какого писателя, здесь представлены?

Показ портрета К.Г. Паустовского.

Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: “Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным”. Он стал таким.

Ребята приготовили небольшие сообщения о жизни писателя.

К.Г. Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях.

Вы уже читали произведения этого писателя? Предлагаю провести викторину и вспомнить, откуда взяты строки.

4. Викторина: “ Откуда взяты эти строки?”. (Учащиеся зачитывают отрывки из произведений)

1. “…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”.(“Стальное колечко”)

2. “Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”. (“Заячьи лапы”)

3. “Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”. (Кот-ворюга)

4. “Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”. (“Барсучий нос”)

5. “Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”. (“Корзина с еловыми шишками”)

О каком известном человеке повествует К.Паустовский в своем рассказе? (О композиторе Э. Григе).

Учитель музыки: Эдвард Хагеруп Григ - норвежский композитор, пианист и дирижёр. Родился 15 июня 1843 года в Бергене. Мать композитора была пианисткой, поэтому Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 1862 году он окончил консерваторию в Лейпциге с отличными оценками. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка.

Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

Самые известные его произведения: Музыка к пьесе Ибсена “Пер Гюнт”, Норвежские танцы, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор и другие.

6. Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе.

Учитель музыки:

В какой стране жил композитор? (В Норвегии)

Слайды 5–9

Э. Григ очень любил природу родной Норвегии. Об этом нам расскажут ребята. (Звучит музыка Э. Грига - “Норвежский танец №2”)

Учащийся: Величественная суровая Норвегия - страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Осенью природа Норвегии блистает всеми оттенками красок. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата она и музыкой. Это без преувеличений фантастическая страна, где хочется остаться навсегда.

Учитель музыки:

Ребята, а в каком городе родился Э. Григ?

Cлайды 10–16

Учащийся: Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Этот город по праву считается культурной столицей Норвегии, славится национальными творческими традициями, особенно в области театра. Именно здесь, среди сказочной красоты, родился, провёл молодость, и прожил по сути всю свою жизнь Эдвард Григ.

Постановка цели урока.

Учитель чтения: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о героях рассказа “Корзина с еловыми шишками. Мне хочется, чтобы на уроке вы смогли продемонстрировать свои творческие способности. На уроке будет звучать классическая музыка Эдварда Грига.

Показ корзины с шишками.

А вот корзина с еловыми шишками поможет узнать чудесную историю неожиданной встречи.

2. Работа с текстом.

I часть рассказа. Учитель чтения:

1. - С чего начинается рассказ? Прочитаем первое предложение.

2. - Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.

Какими красками нарисован лес? (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)

Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя) А запахи? (Грибной воздух)

Какое настроение создает это описание? (Слайд 17) Словарик настроений: возвышенное, грустное, сказочное, таинственное, беспокойное. (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?

Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?

3. Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. А как произошла эта встреча мы с вами сейчас и услышим.

Слайд 18

Инсценировка.

(Звучит музыка)

Что в разговоре самое главное? (Григ решил сделать подарок.)

Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

Выслушиваются предположения детей.

Что надеялась получить Дагни в подарок?

Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста. (Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)

Какие черты характера Грига раскрываются? (Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок не испугался – глаза у Грига смеялись… помог (предложил сам) донести корзину. Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой. Дагни - дочь лесника, Э.Григ - знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).

II часть рассказа. Учитель музыки:

В каком городе Григ писал музыку для Дагни?

Перенесёмся в дом композитора (Прочитайте, как он выглядел? О чем рассказывает описание дома композитора? (Не окружал себя роскошью).

Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает? (С голосом человека:“Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви”.)

Кого представлял Григ, когда писал музыку? Зачитайте.

Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку (1. Жизнь удивительна и прекрасна. 2. Счастлив, потому что отдал все. Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

Слайд 19 (пословицы)

На доске: Не тот живёт больше, кто живёт дольше.

Учитель чтения:

Прочитайте пословицу.

Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига? Почему?

III-IV часть рассказа.

Вернемся же к нашей героине. Маленькая девочка выросла.

Какой же она стала?

Попробуйте составить портрет Дагни.

Куда, после окончания школы отправилась Дагни?

Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?

В какой необычной обстановке проходил концерт?

Что такое “белые ночи”?

На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт.

А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

…И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Учитель музыки:

Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)

Что такое симфония. Значение этого слова прочитаем в толковом словаре.

А сейчас вы услышите отрывок из музыкальной пьесы, которая называется “Утро”. Но сначала, давайте поговорим, что такое утро? Что такое восход? Солнце? (Запись на доске).Ответы детей. (Заря, большой пылающий шар)

Учитель музыки:

Вы можете закрыть глаза. (Дети слушают с закрытыми глазами)

Прозвучала музыка. Какая это музыка по характеру? (Она то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, взволнованная, музыка звучит то громко, то тихо).

Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы? (Грубые они или нежные?). Вы же постепенно открываете глаза после сна.

Тихие или громкие? (Где громче – появляется солнце, а где тихо?)

Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

Грустные или радостные? Новый день – всегда радость, (событие яркое, доброе, интересное, хорошее) и мы ждём только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.

Какими ещё звуками модно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Запись на доске: мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные, волнующие, приветливые, спокойные, прозрачные, весёлые, чарующие, величавые).

Учитель начальных классов:

А теперь прочитаем о том, что услышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. (Чтение со слов “ Сначала она ничего не слышала” до слов “Музыка стихла.” Учащиеся следят.)

Какие картины возникают перед мысленным взором Дагни?

Почему она смогла услышать и увидеть все это? (Музыка, как живопись и поэзия, способна вызывать пространственные картины в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать)

Почему же Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Люди плачут не только от горя, но и от больших, хороших чувств. Это Были слёзы благодарности, Кроме того, Дагни было жаль, что Григ умер и она не скажет ему спасибо за подарок.)

Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте. (За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.)

Чем же должен жить человек? (Человек должен видеть красоту окружающего мира, совершать благородные поступки)

Эдварда Грига с нами нет, но нельзя считать его безвозвратно ушедшим от нас. Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как сделал это Паустовский.

7. Итог урока.

Я предлагаю вернуться к нашей теме.

О ком эти слова? (Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждает в нас чистые и добрые чувства.)

Как вы думаете, был ли композитор счастливым человеком?

Наверное, и вы ребята, в своей жизни встречали людей, которые охотно давали, дарили не обязательно вещи, но и хорошие настроение, улыбку.

А сейчас каждый из вас напишет своё слово о доброте на лепестках наших цветов. Напишите на нём кратко какое доброе дело вы совершили, от которого и вам и окружающим стало радостно.

(Дети работают под спокойную музыку)

Зачитывать их не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит.

Слайд 19

“Кто добр поистине, добро творит в молчании” - английская пословица.

Посмотрите, доброта - это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого.

В заключение нашей встречи я хочу благодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надёжными людьми.

Ученик наизусть:

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей...
Торопитесь все отдать при жизни
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.

Учитель чтения: Знайте, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

Рефлексия.

Слайд 21-22

На прошлом уроке вы составляли синквейны о Паустовском и Григе. Мы выбрали самые удачные ваши фразы и вот что у нас получилось: (учащиеся зачитывают со слайда)

Учитель музыки: А сейчас вам предстоит творческая работа (сочинение-впечатление под музыку). Итак, как можно начать сочинение? (Разбор).

А вот такое сочинение может получиться и у вас:

“Представьте себе, что всё спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеёк тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зелёным листочкам снятся маленькие зелёненькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мам белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. А небо синее-синее. А звёзды большие, я звёзды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от неё лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где кажется небо сходится с землёй, показалась светлая полоска. Она растёт, ширится, а звёзды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина. И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землёй. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет и улыбается. Начинается новый день”.

Как можно закончить сочинение? (Разбор). Прослушивание музыки ещё раз. Показ слайдов до конца . Творческая работа. Чтение сочинений.

Учитель музыки: Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства Паустовского и Грига?

Учитель чтения: Ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошее чтение, за откровенность ваших ответов, за работу души. Урок закончен.

Приложение

“…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”.

“Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”.

“Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”.

“Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”.

“Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”.

С детских лет Паустовскому хотелось увидеть и испытать всё, что может увидеть и испытать человек.

Родился писатель в 1892 году. Семья была большая и склонная к занятиям искусствами. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. И сам писатель всю жизнь ходил в театр как на праздник. Учился он в Киеве в классической гимназии, знал и любил литературу и много времени тратил на чтение книг. В последнем классе гимназии написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском журнале “Огни”. С тех пор решение стать писателем завладело им так крепко, что он начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

Паустовский много ездил по стране. Он хотел “всё узнать, всё почувствовать, всё понять”. Поэтому встречался с разными людьми. Сменил много занятий: был водителем трамвая, кондуктором, санитаром в военном поезде, развозившем раненых по городам. Тогда он узнал и всем сердцем полюбил среднюю полосу России (Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, Самару, Тамбов). Слушал множество замечательных рассказов разных людей. Позже работал на металлургическом заводе, в рыбачьей артели, репортёром в московских газетах. Писатель говорил: “Каждая моя поездка – это книга”.

К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками»


Автор: Вершинина Тамара Борисовна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками». Данный материал будет интересен учителям начальной школы, педагогам русского языка и литературы, музыки и МХК СОШ, преподавателям школ искусств.
Цель : Анализ композиции рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Много лет мне не давала покоя эта тема. Я посмотрела конспекты уроков на различных сайтах и в печати, побеседовала с коллегами, познакомилась с литературой о писателе и его творчеством. Ответ на вопрос, почему рассказ был назван именно так - «Корзина с еловыми шишками»- сводился к следующему:
а) если бы Дагни не пошла за шишками в лес, она не встретила бы Эдварда Грига;
б) композитор помог девочке донести тяжёлую корзину, так началось их знакомство;
в) девочка понравилась Григу, и у него появилась мысль написать музыку для Дагни.
План рассказа был, примерно, таким:
1. Встреча в лесу
2. В доме Э.Грига
3. Дагни на концерте.
4. Долгожданный подарок.
Но было ощущение, упущено что-то важное в тексте. Ведь почему-то К.Паустовский не назвал рассказ, например, «Дагни» или «Э.риг», «Музыка»! Значит, есть какой-то секрет в корзине с еловыми шишками!
Подумалось, что нужно идти от главной идеи рассказа. Это слова композитора, обращённые к Дагни: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». К этой мысли ведёт нас писатель. В конце рассказа мы слышим тихий голос Дагни: «Слушай, жизнь, я люблю тебя. Девушка счастлива!
Двигаемся в обратном направлении. Дагни благодарна композитору за музыкальный подарок, который был обещан ей десять лет назад во время встречи в лесу, когда Э. Григ помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками. Почему автор несколько раз повторяет, что корзина тяжела ? Недавно встретились слова К.Паустовского, звучащие как «завещание» нам: «Читайте, читайте и читайте, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». Мне кажется, что писатель хотел, чтобы мы «вчитались» в каждое слово рассказа и «докопались» до понимания того, что «Корзина с еловыми шишками» - это трудная Жизнь Дагни, это синоним безрадостного детства ребёнка!
Это первый секрет писателя. Смотрим, что написано в тексте и поражаемся мастерству автора:
«Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку(ей 8 лет) с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Он предложил свою помощь: «А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь . Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом….Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая . В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых…..Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки ».
Что мы узнаём из коротких фраз о жизни Дагни. В доме есть «маленькая стеклянная лодка (у дедушки), вышитая скатерть, рыжий кот, старая мамина кукла,.когда-то она закрывала глаза... А теперь она спит с открытыми глазами». Здесь единственный раз упоминается мама ребёнка. Видимо, её нет. Нет материнского тепла и заботы (иначе бы её не послали одну в лес собирать тяжёлые еловые шишки), девочке не дарят игрушки, ей нечем и не с кем играть. На ней лежит обязанность по уборке дома. Поэтому она и хотела сразу же получить подарок от композитора и не поняла, почему тот отсрочил его на десять лет. Дагни добрая девочка. Она жалеет старую куклу и больного дедушку. Может быть, шишки с целебным запахом хвои и смолы помогают ему дышать. Но, главная мысль экспозиции - радости и счастья в жизни маленькой героини нет. Описание осени и состояние девочки контрастируют друг с другом. Потому что красоту природы видит автор и Э.Григ, а печаль девочки выражается в её словах, вздохах и коротких взглядах. Потому композитор и решил написать для неё музыку, которая изменила бы её мироощущение, сделала её счастливой.


Мне нравится иллюстрация Екатерины Чудновской, которая очень точно передаёт настроение и характер первой части рассказа
Второй секрет рассказа в следующем: композитор спрашивает девочку: «Как зовут твоего отца?» – Хагеруп,–ответила Дагни. В переводе со скандинавского языка это имя означает «герой», но самое главное то, что полное имя композитора – Эдвард Хагеруп Григ! Об этом умалчивает писатель, но можно предположить, что он хотел сказать, что музыкант становится как бы «духовным» отцом девочки. Перед расставанием он «пригладил волосы девочки». Это «родительский» жест. Когда писатель называет жилище Грига домом «дровосека» (в нём нет ничего лишнего, как и у отца Дагни – лесника Хагерупа), он указывает на их близость к Дагни и родство взглядов.
Во второй части рассказа композитор-«волшебник» сочиняет музыку для Дагни. Он представляет её то девочкой, баюкающей тряпичную куклу, то Золушкой, в заштопанном платье и обиженной сестрами. Но постепенно девочка становится девушкой с зелеными сияющими глазами , и вот уже появляются хрустальные туфельки, и впереди - встреча с прекрасным – с музыкой, со счастьем!
К.Паустовский вкладывает в уста Э.Грига главную мысль рассказа, обращённую не только к Дагни, но и ко всем нам, об удивительной красоте жизни. А далее композитор добавляет, что он счастливее Дагни, потому что «отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата». Это, по моему мнению, другая, более высокая, «героическая » сторона счастья. Не всем она дана, но среди выдающихся людей можно назвать К.Паустовского и Э.Грига.


В заключительной части рассказа Дагни на концерте слушает музыку, написанную для неё. Её охватывает чувство благодарности к композитору, который когда-то помог ей донести корзину с еловыми шишками(появляется связующая нить с первой частью), а теперь открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».


Писатель показывает, как «занимается северный рассвет, как мучительно рождается новая Дагни.
«Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
«И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром». Думаю, что план рассказа может быть таким:
1.Корзина с еловыми шишками (безрадостное детство Дагни). Обещанный подарок.
2.Э.Григ музыкант – «волшебник».
«Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она(жизнь) удивительна и прекрасна».
3. Дагни на концерте. Благодарность композитору, он открыл «то прекрасное, чем должен жить человек» . 4.«Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».
« Её жизнь не пройдёт даром».
Это уже другая, обновлённая , Дагни. Для неё начинается новая жизнь.
А вот и третий секрет К. Паустовского: имя Дагни в переводе со скандинавского языка означает «Новый день»!
Композиция рассказа К.Паустовского построена таким образом, чтобы показать постепенное изменение мироощущения человека, понимание красоты и счастья жизни, и в этом помогает музыка великого композитора Э.Грига.
"Дарить людям "сказку жизни"- способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном - вот основная задача человека на земле" Э.Григ

Рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками» был написан в 1954 году. В нем говорится об известном норвежском композиторе Эдварде Григе, а также об удивительной стране Норвегии: о ее морях и лесах, о неприступных скалах, о народных преданиях, песнях, которые вдохновляли композитора в его творчестве.

Эдвард Григ родился в городе Бергене и сюда же вернулся уже в зрелом возрасте, будучи известным и всеми признанным композитором. Неподалеку от города построил он виллу и подолгу жил там среди простых людей – рыбаков, лесорубов, крестьян. Природа Норвегии ни с чем не сравнима: холодное море с узкими заливами, шум прибоя и горные леса, по которым часами любил бродить композитор.

И вот однажды осенью он встретил в лесу маленькую девочку Дагни, дочь лесника, с корзиной еловых шишек.

Глаза у девчушки были зеленые, и в них огонечками отражалась золотая листва. Грига тронула ее детская рассудительность и серьезность, и ему захотелось что-нибудь подарить девочке. Нет, не игрушку («кукол, лент и бархатных зайцев» у него не было), и тогда Григ решил написать для нее музыку с посвящением: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

Около месяца сочинял он музыку для Дагни, сочинял и представлял себе, как юная девушка бежит ему навстречу, чтобы поблагодарить за подарок. Что он ей тогда скажет? «Ты прекрасна! Ты как солнце и ветер, ты нежный цветок и блеск зари, ты – счастье. Красота жизни – это ты». И всё это увидел Григ уже тогда, при встрече, когда она была еще маленькой девочкой, а он нес ее корзину с шишками, а теперь вот выразил в музыке.

Но состоялась ли эта встреча в действительности, ведь Григ впоследствии ни разу не вспоминал об этом? И музыкальной пьесы с таким посвящением тоже нет.

Значит, это придуманная автором история или, может быть, было в жизни композитора нечто подобное? Здесь можно вспомнить Нину Хагеруп, его кузину и жену. Они вместе росли в Бергене, но в возрасте 8 лет Нина с семьей уехала в Данию, а встретились молодые люди уже взрослыми. И пьеса, скорее всего, тоже существует, только называется она «Утро» и является частью очень известной сюиты «Пер Гюнт», а еще одна пьеса из этой же сюиты звучала у них на свадьбе.

Поэтому образ Дагни собирательный, и выдуманный и реальный одновременно. Разве не могло так случиться, что дочь лесника действительно однажды встретилась Григу. И тогда ему захотелось сказать ей с помощью музыки: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна. Я отдал жизни всё…»

Красота жизни – это сам человек и всё то, что окружает его, что его радует и волнует. Искусство же помогает людям увидеть в жизни прекрасное.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Ответы к школьным учебникам

Григ «писал и видел, как навстречу ему бежит девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке». «Ты как солнце, - говорит ей Григ. - Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь... она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»
Его, каждый по-своему, слушали синицы на дереве, матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег и Золушка. «Синицы волновались... Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка вытирала ладонью покрасневшее лицо и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег повисал в воздухе, чтобы послушать зэон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки у ее ног вздрагивали в ответ на аккорды».

2. По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась? Как характеризует героиню её отношение к театру?

В восемнадцать лет Дагни окончила школу, и отец отправил ее погостить к своей сестре Магде, театральной портнихе. Магда с мужем Нильсом жили в комнатушке под крышей театра.
«Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». В театре Дагни верила всему. Она осталась такой же чуткой, милой, впечатлительной, как в детстве.

3. Что удивило и потрясло Дагни на концерте? Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо её имя?

Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. «Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Переливы и громы оркестра вызывали у Дагни картины, похожие на сны». Потом ей почудилось, что ведущий концерта назвал ее имя. И он повторил, что музыкальная пьеса посвящена ей по случаю того, что ей исполнилось 18 лет.

4. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела?

Дагни не смогла сдержать слез и закрыла лицо ладонями. Сначала она ничего не слышала, потому что внутри у нее шумела буря. Потом (?на услышала, как поет ранним утром пастуший рожок, и в ответ ему откликается струнный оркестр. «Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!.. Дагни плакала слезами благодарности». Она сожалела, что Эдвард Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.

5. Согласишься ли ты с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясни.

Произошедшее на концерте можно назвать самым напряженным моментом рассказа. Дагни поняла, что тот человек, который помог ей донести корзину с шишками, и был Эдвард Григ. И пьеса - это тот подарок, который он обещал ей сделать десять лет назад.
«Музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом... Музыка уже не пела. Она звала за собой в ту страну, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы... В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты - счастье, - говорил он. - Ты - блеск зари».

6. Придумай заглавие к каждой части рассказа. Почему Паустовский так разделил текст? Как все части рассказа связаны друг с другом?

1) Встреча Грига с Дагни в лесу и его обещание написать музыку.
2) Григ пишет музыку для Дагни.
3) Дагни приезжает в гости в своей тете Магде. Комната Магды.
4) Симфонический концерт белой ночью в городском парке.

7. Определи основную мысль произведения Паустовского. В чём она заключается?

Этот рассказ о красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь. Дагни представила, что она поблагодарила бы Грига «за то, что открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек».

8. Составь план и перескажи текст.

План пересказа
1) Композитор Эдвард Григ любил проводить осень в лесах около Бергена.
2) Однажды Григ встретил в лесу дочь лесника, но у него не нашлось, что ей подарить.
3) Григ проводил Дагни до дома и решил посвятить ей музыкальное произведение, которое он напишет к ее восемнадцатилетию.
4) Дом Грига совсем пуст и похож на жилище дровосека.
5) Больше месяца писал Григ музыку для Дагни Педерсен.
6) Григ во время работы представлял себе Дагни, картины скандинавской природы, реальных людей и сказочных героев.
7) Когда Дагни исполнилось восемнадцать, она приехала погостить к тете Магде.
8) Дагни часто ходила в театр, но очень переживала от увиденного, тогда тетя предложила посетить концерт для разнообразия.
9) Во время концерта Дагни вдруг услышала, что со сцены прозвучало ее имя.
10) Все узнали, что Григ посвятил Дагни свое сочинение - это был был подарок, который он обещал ей через десять лет.
11) Дагни уже не сможет сказать Григу «спасибо!».

9. Побеседуй с другом на тему «Я люблю слушать музыку». Вам помогут вопросы из «Рабочей тетради».

Я люблю слушать музыку и с друзьями, и в одиночестве. С друзьями я люблю слушать быструю, веселую и громкую музыку, а в одиночестве предпочитаю слушать спокойную тихую мелодию без слов. А еще я люблю слушать разную музыку в общественном транспорте, через наушники, чтобы никому не мешать. Я люблю при этом смотреть в окно и находить в плейере такую мелодию, которая бы соответствовала движению транспортного средства: или бравурную, если мы быстро едем, или медленную, если стоим в пробке.

"Корзина с еловыми шишками": главные герои, главная мысль, что написать?

    Небольшой рассказ Корзина с еловыми шишками был написан Константином Паустовским.

    Главные герои:

    Дагни Педерсен, дочь лесника

    Эдвард Григ, композитор

    Магда, тетя Дагни

    Нильс, дядя Дагни.

    Главная мысль этого рассказа в том, что всегда надо верить в чудо и оно обязательно случится и тогда в твой жизни появится смысл, как он появился в жизни девушки Дагни, когда она услышала музыку Грига, посвященную самой себе.

    Краткое содержание:

    В лесу старый композитор Григ встретил дочь лесника Дагни, которой было 8 лет и помог ей поднести корзину с еловыми шишками. Девочка настолько понравилась Григу, что оно пообещал сделать ей подарок, только не сейчас, а через 10 лет, когда Дагни исполнится 18 лет.

    Григ уехал и несколько месяцев писал обещанную музыку.

    Прошло 10 лет, Дагни окончила школу и уехала в Христианию, к дяде и тете. Тетя постоянно водила Дагни в театры, и Дагни сильно переживала уведенное. Однажды тетя Магда решила отвести Дагни на концерт и там девочка вдруг услышала свое имя. Задние ряды попросили повторить и она убедилась, что это как раз тот подарок, который обещал ей старый человек десять лет назад.

    Волшебная музыка напомнила Дагни родной лес и ее саму, маленькую девочку. Она поняла, что жить стоит ради прекрасного и что она любит эту жизнь.

    Неожиданная встреча в лесу композитора Грига и норвежской девочки Дагни, собиравшей еловые шишки, завершилась уговором - Григ подарит девочке на 18-летие необычный подарок. На вопрос девочки зачем так долго ждать, композитор ответил, что подарок будет необычным и такие подарки не дарят детям. Он решил написать для нее музыкальную композицию.

    Берген. Дом композитора Грига. Вспоминания о встрече с Дагни - источник вдохновения для композитора. Девочка становится для него музой, проводником в мир грез, в тот мир навсегда ушедшей юности, когда он был молод и счастлив:

    Прошло много лет. Дагни превратилась в стройную красивую девушку, отец отправил ее к своей сестре, театральной портнихе. У Дагни появилась возможность посещать театральные постановки. Однажды она попала на первый в своей жизни концерт симфонической музыки. Во время концерта конферансье вдруг объявил:

    Во время исполнения музыки, чувства переполняли Дагни: она вспомнила свой дом, лес, горы, море... Долго потом бродила она по пустынным улицам, пока не вышла совершенно опустошенная к морскому берегу и не прошептала:

    Наблюдавший за девочкой родной дядя Нильс произнес фразу, которая, на мой взгляд, и является главной мыслью этого рассказа:

    Рассказа под названием Корзина с еловыми шишками написал Константин Паустовский. Главными героями рассказа являются: Дагни Педерсен (главная героиня, дочь лесника Хагерупа Педерсена), Эдвард Григ (композитор), Магда (ття Дагни), Нильс (дядя Дагни, муж Магды). Сказочная обстановка, маленькая девочка Дагни гуляет по необычно красивому лесу и встречает композитора Эдварда. У них разгорается добродушный разговор, в конечном итоге у композитора Эдварда остается только хорошие впечатления от общения с незнакомой девочкой. Далее в порыве эмоции, композитор Эдвард посвящает Дагни красивое музыкальное произведение. Разумеется маленькая девочка этого не оценивает в должной степени, на что Эдвард Григ отвечает, что это подарок, и она это оценит только через десять лет, то есть когда ей исполниться восемнадцать лет. Проходят года, девочка подрастает, заканчивает школу. В честь окончания школы в один день Дагни отправляется к своим тете Магде и дяде Нильсу, а те в свою очередь отправляются вместе с ней на концерт. На концерте звучит как раз то самое музыкальное произведение посвященное ей. Дагни сильно удивляется и вспоминает те прекрасные моменты и понимает что это самый лучший подарок. Главной мыслью данного рассказа, по моему мнению является то, что классическая музыка передает чувства, эмоции и мысли в целом одного человека другому, она заставляет задуматься над самыми мельчайшими ценностями в жизни.