Именные иконы. Полное житие мучеников виктора и стефаниды дамасских Молитва перед иконой Виктора Дамасского

Фрагмент статьи из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г.
Виктор [лат. Victor; греч. Βίκτωρ] (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая). Воин-христианин В. служил в рим. армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. В. отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскаленную печь и оставили в ней в течение 3 дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого В. предали еще большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впосл. исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанидаувидела 2 лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а В. отсекли голову. Перед смертью В. предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда В. был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко.
Житие В. сохранилось на греч., лат., копт. языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно лат. источникам (BHL, N 8559—8563), В. происходил из Киликии (М. Азия), по греч. версии (BHG, N 1864) - он был родом из Италии. По лат. и греч. житиям, В. пострадал в царствование имп. Антонина Пия (138-161), по копт. житиям - в гонения имп. Диоклетиана (BHO, N 1242—1244), по мнению большинства историков, при имп. Марке Аврелии (161-180).

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт. — Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором, мч. Марсельским).
Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др. — в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора, егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии (Lucchesi. Col. 1291—1292).
Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188).

Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Cинаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии.
http://www.sedmitza.ru/text/869233.html

Свя-той му-че-ник Вик-тор был во-и-ном во вре-мя цар-ство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия Фило-со-фа (161-180). Ко-гда им-пе-ра-тор на-чал го-не-ние на хри-сти-ан, Вик-тор от-ка-зал-ся при-не-сти жерт-ву бо-гам. Та-кое обя-за-тель-ное жерт-во-при-но-ше-ние яв-ля-лось про-вер-кой пре-дан-но-сти во-и-на бо-гам, им-пе-ра-то-ру и оте-че-ству. Свя-той пре-дан был на му-че-ния, но про-шел сквозь все пыт-ки невре-ди-мым. Си-лой мо-лит-вы он по-бе-дил ча-ро-дея, ко-то-рый с тех пор от-ка-зал-ся от волх-во-ва-ний и стал хри-сти-а-ни-ном. По мо-лит-ве свя-то-го про-зре-ли вне-зап-но ослеп-шие во-и-ны. Ви-дя чу-де-са, яв-лен-ные Гос-по-дом через свя-то-го Вик-то-ра, мо-ло-дая бла-го-че-сти-вая су-пру-га од-но-го из му-чи-те-лей, Сте-фа-ни-да, от-кры-то про-сла-ви-ла Хри-ста, за что бы-ла пре-да-на лю-той каз-ни: ее при-вя-за-ли к двум со-гну-тым паль-мам, ко-то-рые, рас-пря-мив-шись, разо-рва-ли му-че-ни-цу. Свя-то-го му-че-ни-ка Вик-то-ра обез-гла-ви-ли. Му-че-ни-ки по-стра-да-ли в Да-мас-ке во II ве-ке, где и пре-да-ны по-гре-бе-нию их чест-ные остан-ки.

Полное житие мученика Виктора Дамасского

Во вре-ме-на им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия (он же Ан-то-нин, 161-180 гг.), в го-ро-де Да-мас-ке (Си-рия) слу-жил во-и-ном хри-сти-а-нин Вик-тор, ро-дом из Ита-лии. Ко-гда им-пе-ра-тор при-ка-зал пре-сле-до-вать хри-сти-ан, во-е-во-да Се-ва-сти-ан по-тре-бо-вал от Вик-то-ра, чтобы он от-рек-ся от Хри-ста и при-нес жерт-ву идо-лам. «Ты во-ин на-ше-го ца-ря, и обя-зан ис-пол-нить его при-ка-за-ние», - за-явил Се-ва-сти-ан. «Нет, - от-ве-тил Вик-тор, - те-перь я во-ин Небес-но-го Ца-ря, и Ему од-но-му бу-ду слу-жить, а мерз-ких идо-лов я пре-зи-раю!» То-гда Се-ва-сти-ан пре-дал Вик-то-ра раз-лич-ным му-че-ни-ям. Па-ла-чи пе-ре-ло-ма-ли Вик-то-ру паль-цы на ру-ках и но-гах и вы-вер-ну-ли их из су-ста-вов. Во вре-мя пы-ток свя-той Вик-тор мо-лил-ся Бо-гу и му-же-ствен-но пе-ре-но-сил стра-да-ния.

По-том па-ла-чи ста-ли при-нуж-дать Вик-то-ра про-гло-тить мя-со, отрав-лен-ное кол-ду-ном. По-мо-лив-шись и пе-ре-кре-стив мя-со, му-че-ник Вик-тор про-гло-тил его. На гла-зах у всех про-изо-шло яв-ное чу-до: Вик-тор остал-ся невре-дим. Слу-чи-лось то, что Гос-подь неко-гда обе-щал Сво-им уче-ни-кам: «Ес-ли что смерт-но вы-пьют, не по-вре-дит им» (). Кол-дун, уви-дев, что Вик-тор ни-сколь-ко не по-стра-дал от его отра-вы, уве-ро-вал во Хри-ста. Он луч-ше дру-гих по-ни-мал, что ни-ка-кая зем-ная си-ла не мог-ла обез-вре-дить его страш-ней-ший яд.

То-гда свя-то-го Вик-то-ра под-верг-ли еще бо-лее тяж-ким пыт-кам. Сте-фа-ни-да, же-на од-но-го из во-и-нов, му-чив-ших Вик-то-ра, не мог-ла боль-ше смот-реть на тя-же-лые и со-вер-шен-но невин-ные стра-да-ния, ко-то-рым под-вер-га-ли му-че-ни-ка Хри-сто-ва и за-сту-пи-лась за него. Обе-зу-мев-шие от кро-ви па-ла-чи, вме-сто то-го, чтобы оста-но-вить-ся, озло-би-лись на Сте-фа-ни-ду и уви-де-ли в ней свою но-вую жерт-ву. Они при-вя-за-ли ее к двум на-кло-нен-ным паль-мам и разо-рва-ли на ча-сти. Так умер-ла Сте-фа-ни-да, бу-дучи еще со-всем мо-ло-дой: ей бы-ло толь-ко 15 лет. Убив Сте-фа-ни-ду, му-чи-те-ли воз-вра-ти-лись к ис-тя-за-ни-ям Вик-то-ра и обез-гла-ви-ли его. Свя-тые му-че-ни-ки Вик-тор и Сте-фа-ни-да по-стра-да-ли за Хри-ста в 175-ом го-ду.

Пе-ред сво-ей смер-тью му-че-ник Вик-тор пред-ска-зал па-ла-чам, что они умрут через 12 дней, а во-е-во-да через 24 дня бу-дет взят в плен. Так все и слу-чи-лось.

Из кни-ги еп. Алек-сандра (Ми-ле-ан-та)

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Ноябрь 23rd 2015 -

Виктор Дамасский (лат. Victor, греч. Βίκτωρ; II век) был христианином и служил в римской армии.

В гонение на христиан его пытались принудить принести жертву языческим богам, но он отказался и был подвергнут пыткам.

Среди них житие упоминает: сломанные и выдернутые из суставов пальцы рук;
нахождение три дня в огненной печи подобно вавилонским отрокам;
отравленное мясо, не причинившее ему вреда;
вытягивание жил;
котёл с кипящим маслом;
выкалывание глаз;
сдирание кожи.

Видя мучения святого Виктора, некая христианка Стефанида открыто исповедала свою веру и была казнена. Святой Виктор был обезглавлен и, по преданию, из его тела вытекла кровь, смешанная с молоком.

Житие мученика Виктора известно на греческом, латинском и коптском языках.

Между ними имеются следующие противоречия:
— в латинском житие Виктор был уроженцем Киликии (Малая Азия), в греческих его родиной называется Италия;
— латинская и греческая версия жития относит мученичество Виктора к правлению императора Антонина Пия (138-161 годы), а коптская редакция жития к периоду гонений императора Диоклетиана.

По мнению исследователей мученичество Виктора должно быть отнесено к правлению императора Марка Аврелия (161-180 годы).
— место смерти святого в пространных греческих житиях - Дамаск, в кратких житиях из синаксаря - Италию (например, в Минологии Василия II, коптские жития местом смерти называют Антиохию или Антиною Египетскую, а в латинских житиях - Александрия (в поздних из-за смешения Виктора Дамасского с Виктором Марсельским начинает указываться Сицилия или Марсель).

Для объяснения таких противоречий выдвигается две версии. Согласно первой существовало два мученика Виктора, один из которых пострадал в Египте, а другой в Сирии, и произошло слияние их культов, внесшее противоречия в жития. По другой версии святой Виктор скончался в Египте, но особое его почитание в Антиохии породило легенду о сирийском происхождении святого.

В греческих месяцесловах день памяти мученика Виктора помещают на 11 ноября (в отдельных синаксарях указывается 10 или 12 ноября), в латинским календарях - 14 мая (в отдельных изданиях встречаются также даты 11 января, 20 февраля, 1, 23, 24 апреля, 8 мая).

Относительно местонахождения мощей мученика нет однозначных данных. Известно о церкви в Антиохии, построенной на месте его мученичества. В XII веке мощи святого находились в Константинополе. О римской части мощей известно, что она до 1697 года находилась в церкви Святого Панкратия, потом была перенесена в кармелитский монастырь, а затем в церковь Святых Марцеллина и Петра. С 1906 года мощи святого Виктора находятся в итальянском городе Фано.

В православной иконографии мученика Виктора изображают молодым темноволосым с короткой округлой бородой, одетым в хитон и плащ. В руки помещают крест. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) кратко сообщает о нём - «Юный без бороды».
В западном искусстве Виктор также изображается как юный воин, в руки ему помещают пальмовую ветвь, знамя, меч или оливковую ветвь.

Чем прославился этот святой? Своей крепкой верой. Виктор стал мучеником за Христа. Он не побоялся отстаивать свою веру перед язычниками. Не побоялся и страшных мучений, терпеливо перенес их. Удостоился мученического венца.

Давайте подробно поговорим о жизни и подвиге святого Виктора.

Кем он был?

Мученик был воином. Служил под началом Севастиана. Это был военачальник-язычник. Святой Виктор же служил в его войске. О происхождении его известно только то, что он был родом из Италии.

За что пострадал?

Святой мученик Виктор пострадал за веру во Христа, за то, что исповедовал христианство и отказался принести жертву языческим богам.

День памяти

Когда празднуют именины Викторы, крещенные в честь Виктора Дамасского? 24 ноября совершается день памяти мученика.

Икона

Перед иконой Святого Виктора молятся об исцелении. Он помогает при болезнях рук, а также поможет тем, у кого проблемы с кожными покровами и зрением.

Особый покров святого мученика простирается над мужчинами, крещенными в его честь. Они молятся ему, прося о защите от врагов и опасностей. Помогает Святой Виктор и в обретении надежных спутниц жизни.

Храм

Где можно помолиться своему святому покровителю Виктору? В Котельниках (Московская область) десять лет назад был построен храм в честь мученика. В нем совершаются богослужения, сам храм открыт ежедневно. Главная святыня - это частица мощей мученика Виктора.

Находится храм по адресу: Котельники, микрорайон Белая Дача, 1-й Покровский проезд, строение 8.

Воскресная литургия в храме начинается в 8 часов. Исповедь - в 7 часов 30 минут.

Житие святого Виктора

Как говорилось выше, будущий мученик был воином. Он служил под началом воеводы Севастиана. Жил Святой во время правления Марка Аврелия. И вот, в один из дней правитель издал указ, в котором говорилось о том, что каждый христианин римский должен отречься от своей веры и принести жертву языческим богам. Тех, кто откажется подчиняться, предать страшным мучениям.

Виктор был христианином. Он открыто исповедовал свою веру, ничего и никого не боясь. Указ дошел и до воеводы Севастиана, тот вызвал к себе святого Виктора. Воевода хотел надавить на своего подчиненного и заставить отречься от Христа. Но беседу начал издалека. Рассказал об указе и предложил будущему мученику принести жертву идолам. Но тот отказался. Тогда воевода напомнил Виктору, что он воин царя и не смеет ослушаться его. На что тот отвечал, что он - воин Царя Небесного. И не отречется от своей веры. Над его телом могут делать, что хотят. Но душа его принадлежит Господу.

Севастиан разгневался на Виктора. Он приказал сломать мученику пальцы и вывернуть их из суставов. Однако пытка не сломила решительного настроя Святого Виктора. Он мужественно претерпел мучения.

Это разозлило воеводу еще больше. Он велел разжечь печь и бросить в нее мученика. Виктор провел в печи трое суток. Когда же Севастиан решил собрать его прах, то очень удивился, увидев Святого живым и невредимым.

Воеводе стоило бы остановиться на этом, понять силу Господа. Но он не остановился. На этот раз Севастиан отдал приказ отравить Виктора. И сделать это должен был чародей. Тот сварил кусок мяса, нашпиговал его ядом и дал мученику. Святой перекрестил кусок и съел. Яд не повлиял на него. Чародей приготовил другой кусок, начинив его сильнейшим ядом. И отдал Виктору со словами: "Если ты съешь это мясо и останешься жив, я оставлю волшебство и уверую в Бога".

Виктор съел предложенный кусок. Яд не повредил святому. Потрясенный чародей сжег свои магические книги и уверовал в Бога.

Севастиан готов был рвать на себе волосы от злости. Он повелел вытягивать из мученика жилы. А потом бросить святого Виктора в кипящее масло. Но, по словам самого Святого, это масло для него было, как для жаждущего холодная вода. Оно не повредило Виктору.

Видя, что Святой не сдается и продолжает твердо верить в Бога, воевода отдал приказ о новой изощренной пытке. Теперь Виктора повесели на дереве и жгли его тело свечами. Святой же принимал эту пытку мужественно. Для усугубления мучений Виктору в горло заливали прах, перемешанный с уксусом. Он сравнивал эту смесь с медом.

Ярость Севастиана достигла апогея. Он велел выколоть святому глаза. Воины исполнили приказ, а затем повесили Виктора вниз головой. Так мученик провисел три дня. На четвертый воины вернулись за телом его. Увидев Виктора живым, они ужаснулись. Воины ослепли, но Святой усердно молился Богу о том, чтобы его мучители прозрели. Они же, вместо того чтобы уверовать, вернулись к воеводе и рассказали ему о всем.

Севастиан озверел от злости. Он приказал содрать с Виктора кожу. И эта пытка стала переломным моментом для молодой мученицы Стефаниды. О ней мы расскажем чуть ниже.

Как закончилась жизнь святого Виктора? Ему отсекли голову. Из тела мученика вытекло молоко с кровью. Увидев это чудо, многие ужаснулись и уверовали в Господа.

Перед казнью своей Виктор предсказал мучителям своим смерть, а воеводе - плен. Это сбылось: воины погибли через двенадцать дней, как пророчествовал святой. А Севастиан был взят в плен через двадцать четыре дня после казни Виктора.

Святая Стефанида

Говоря о Святом Викторе, нельзя не рассказать о еще одной святой. Казнь Виктора стала началом ее мученичества.

Молодая девушка по имени Стефанида была христианкой. Несмотря на совсем юный возраст (15 лет) она больше года была замужем за одним из воинов Севастиана. На казни Виктора Стефаниде было видение. С неба спустились два ангела с двумя мученическими венцами. Один побольше для Виктора, а второй - поменьше. Он предназначался для Стефаниды.

Увидев это, девушка начала громким голосом прославлять мученика Виктора. Ее слова дошли до воеводы. Он повелел привести Стефаниду. И начал уговаривать отречься от Христа, пожалеть свою молодость и красоту, принести жертву языческим богам ради своего помилования.

Стефанида была непреклонна. Она открыто свидетельствовала перед воеводой о своей вере, обличая языческих богов. И тогда Севастиан приказал казнить девушку. Способ казни был страшен. Ее привязали к двум склоненным пальмам. Одну ногу к одной, вторую - к другой. И отпустили пальмы. Стефаниду разорвало надвое. Так получила юная мученица свой венец, пострадав за веру.

Заключение

Основная цель статьи - рассказать читателям о святом мученике Викторе. Кем он был при жизни, как получил свой венец. Вспомним основные аспекты:

  • Виктор родом из Италии, служил воином во время правления Марка Аврелия.
  • Открыто исповедовал веру во Христа. Отказался принести жертву идолам, не побоявшись страшных пыток.
  • Мученику пришлось претерпеть раскаленную печь, съесть отравленное мясо. Из него выдирали жилы, опаляли тело свечами. Выкололи глаза, поили уксусом с прахом. В конце концов, Виктору отрубили голову.
  • День святого Виктора отмечается 24 (11) ноября.
  • Вместе с ним пострадала юная Стефанида. Девушке было всего 15 лет. Она удостоилась мученического венца.

===============
Мученик Виктор Дамасский

Виктор Дамасский (лат. Victor, греч. Βίκτωρ; II век) был христианином и служил в римской армии. В гонение на христиан его пытались принудить принести жертву языческим богам, но он отказался и был подвергнут пыткам. Среди них житие упоминает:
сломанные и выдернутые из суставов пальцы рук;
нахождение три дня в огненной печи подобно вавилонским отрокам;
отравленное мясо, не причинившее ему вреда;
вытягивание жил;
котёл с кипящим маслом;
выкалывание глаз;
сдирание кожи.
Видя мучения святого Виктора, некая христианка Стефанида открыто исповедала свою веру и была казнена. Святой Виктор был обезглавлен и, по преданию, из его тела вытекла кровь, смешанная с молоком.
Житие мученика Виктора известно на греческом, латинском и коптском языках. Между ними имеются следующие противоречия:
в латинском житие Виктор был уроженцем Киликии (Малая Азия), в греческих его родиной называется Италия;
латинская и греческая версия жития относит мученичество Виктора к правлению императора Антонина Пия (138—161 годы), а коптская редакция жития к периоду гонений императора Диоклетиана. По мнению исследователей мученичество Виктора должно быть отнесено к правлению императора Марка Аврелия (161—180 годы).
место смерти святого в пространных греческих житиях — Дамаск, в кратких житиях из синаксаря — Италию (например, в Минологии Василия II, коптские жития местом смерти называют Антиохию или Антиною Египетскую, а в латинских житиях — Александрия (в поздних из-за смешения Виктора Дамасского с Виктором Марсельским начинает указываться Сицилия или Марсель).
Для объяснения таких противоречий выдвигается две версии. Согласно первой существовало два мученика Виктора, один из которых пострадал в Египте, а другой в Сирии, и произошло слияние их культов, внесшее противоречия в жития. По другой версии святой Виктор скончался в Египте, но особое его почитание в Антиохии породило легенду о сирийском происхождении святого.
В греческих месяцесловах день памяти мученика Виктора помещают на 11 ноября (в отдельных синаксарях указывается 10 или 12 ноября), в латинским календарях — 14 мая (в отдельных изданиях встречаются также даты 11 января, 20 февраля, 1, 23, 24 апреля, 8 мая).
Относительно местонахождения мощей мученика нет однозначных данных. Известно о церкви в Антиохии, построенной на месте его мученичества. В XII веке мощи святого находились в Константинополе. О римской части мощей известно, что она до 1697 года находилась в церкви Святого Панкратия, потом была перенесена в кармелитский монастырь, а затем в церковь Святых Марцеллина и Петра. С 1906 года мощи святого Виктора находятся в итальянском городе Фано.
В православной иконографии мученика Виктора изображают молодым темноволосым с короткой округлой бородой, одетым в хитон и плащ. В руки помещают крест. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) кратко сообщает о нём — «Юный без бороды».
В западном искусстве Виктор также изображается как юный воин, в руки ему помещают пальмовую ветвь, знамя, меч или оливковую ветвь.

http://iconsv.ru/
*
==============