Изнесение честных древ животворящего креста. Праздник в Византии

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня отмечается Православной церковью первого августа по старому стилю и четырнадцатого августа по новому. Этот день имеет особое значение, поскольку он посвящён одной из величайших святынь христианства.

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. История

Крест был обретён спустя три века после распятия сына Божия. История о том, как был найден этот священный для всех православных людей предмет, вошла в содержание Акафиста Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня. В нём рассказывается, как во время страшных появился Император Константин, который наконец-то избавил верующих людей от постоянных преследований и казней. До этого времени православные вынуждены были скрывать своё вероисповедание и проводить церковные службы тайно, часто расплачиваясь за свою веру свободой и даже жизнью.

Святые Константин и Елена

Именно в эти времена и пришёл к власти Святой равноапостольный император Константин, чья мать, тоже прославленная впоследствии в Лике святых, вошла в историю как человек, руководивший поисками Животворящего Креста Господня. На Происхождение честных древ, на службе церковной вспоминаются эти события. Когда Святая Елена предприняла поездку в Иерусалим для поиска величайшей святыни христианства и других реликвий, ее сын всячески содействовал данному предприятию.

Радушный приём благочестивой царице оказал Иерусалимский патриарх Макарий, который прославился тем, что произвёл Воздвижение Креста Господня. Когда священная реликвия была обнаружена, то он по сложившейся к тому времени восточной традиции приподнял Крест и показал его народу, находившемуся на улицах Иерусалима.

Праздники Креста

Так он поступил четырежды, обратившись к четырем сторонам света. Архиепископ Макарий также известен тем, что посоветовал Елене способ, которым был определён истинный крест Господень, из трёх обнаруженных возле Голгофы. Об этом подробно рассказывается в песнопениях службы на Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Мудрый старец сказал, что действительной святыне следует обладать целебными свойствами. Поэтому Древо Креста было приложено к телу смертельно больной женщины, которая вследствие этого была излечена. По другой же версии, воскрешён был покойник, которого несли на кладбище для захоронения.

Ещё одной великой задумкой императрицы Елены было строительство Храма Воскресения Христова в Святой Земле, на месте, где был обнаружен Крест Господень. Но этому начинанию святой не было суждено сбыться при ее жизни. После того как равноапостольная умерла, продолжением строительства занимался ее сын, император Константин. Крест господень является святыней, которой посвящено два церковных праздника, один из которых - является одним из двенадцати главных праздников Православной Церкви, другой, который носит название День Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, хоть и не является двунадесятым праздником, но, несмотря на это, горячо любим в народе.

Русская традиция

На службы и, традиционно проводящийся в этот день, крестный ход обычно собирается огромное число людей. Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня также носит название медового Спаса. Это один из трех известных в православии Спасов. Перед и после богослужения обычно происходит освящение воды и мёда. Несколько слов следует сказать и о значении названия этого праздника. Слово "происхождение" в данном контексте обозначает традиционное шествие, которое проводится после литургии.

Крещение Руси

Для русских православных людей данная дата имеет ещё и другое значение. Именно в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня произошло крещение Руси святым Князем Владимиром, которого также называли в народе Красным Солнышком. Специально ли выбран был именно данный праздник для того, чтобы проводить это знаменательное мероприятие, об этом история умалчивает. Однако вполне возможно, что совпадение не является случайным. Хотя слово "происхождение" в названии торжества принято толковать в менее употребительном значении, тем не менее, нужно всё-таки сказать и о действительном происхождении Креста Господня.

О Происхождении Честны х Древ Животворящего Креста Господня

По версии, которую исповедует Православная Церковь, этот священный предмет был изготовлен из трёх видов древесины. После того, как реликвия была обнаружена, святая приняла решение о том, что крест следует разделить, для того, чтобы у верующих людей из нескольких стран появилась возможность поклониться священной реликвии. В России тоже находится одна из частей животворящего Креста Господня.

Годеновский Крест

Обретена она была в болотистой местности возле города Ярославля и находится сейчас в монастыре, расположенном в небольшом поселении, которое носит название Годеново. С этого креста, который был сделан из найденной древесины и помещен в главную церковь монашеской обители, были изготовлены несколько копий. Они находятся в церквях в разных частях России и Украины. Одна из этих святынь побывала на космической орбите во время экспедиции русско-американской команды космонавтов.

Шествия и иконы

В крестном ходе, который непременно совершается на праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, первыми неизменно идут священники, которые несут деревянные кресты впереди себя. В церквях, где находится копия Годеновского креста, святыни обычно участвуют в шествии. Во время богослужения, посвященного этому великому дню, читается акафист Происхождению Честных Древ животворящего Креста Господня и тропарь. Известны также иконы, которые посвящены этой церковной дате. Они, как правило, написаны в традиционной русской иконописной манере средневековыми мастерами.

Но есть и некоторые особенности, отличающие их. Как правило, композиция этих икон гораздо сложнее, чем на более древних образах. Изображение делится на два плана - верхний и нижний. Внизу иконы нарисованы молящиеся люди и ангелы, совершающие чин освящения воды, а вверху - Христос и Пречистая Дева в окружении святых. Представители вышнего мира стоят на скалах, что символизирует с одной стороны тяжёлый путь человека на небеса, а с другой - твёрдость и нерушимость веры.

Праздник в Византии

Установление этого праздника связано еще и с тем обстоятельством. В средневековом Константинополе каждый год в конце лета происходили многочисленные эпидемии страшных болезней. Медики того времени не знали, как справиться с напастью, и поэтому оставалось надеяться только на милость Господа Бога.

Творцу возносились молитвы во время крестных ходов, которые шествовали по главным улицам всех православных городов, воспевая славу Иисусу Христу, и моля Господа о помиловании и даровании народу спасения от всех болезней.

Спасительный образ

На Руси праздник стал отмечаться лишь спустя 500 лет после его установления на территории Византийской империи. В русских летописях причина его возникновения объяснялась так: крестные ходы важны для просвещения народа и для освящения воды.

Также в этот день вспоминают победу русского войска над волжскими булгарами перед битвой. Полководец молился перед иконой Божьей Матери, которая держит младенца Иисуса на руках. Во время боя среди воинов присутствовали священники, которые несли образ в середине войска. В это же время константинопольский правитель тоже вел войну с врагами и победил. Два царя были знакомы друг с другом и знали о воинских успехах каждого.

Нужно сказать, что оба правителя не только сами усердно молились, но и показывали своим примером, как следует действовать всей рати. Когда же оба войска вернулись в свои станы, то все воины увидели, что от образа Пречистой Девы Марии исходило чудесное свечение. Правители известили об этом друг друга, а также архиереев своих государств, и сообща, пришли к выводу, что следует установить праздник в честь этого события в первый день августа.

Особенности праздника

Еще в православной традиции эта дата связана с началом одного из постов круглогодичного богослужебного цикла, а именно с первым днём Успенского поста. Церковная служба проводится наподобие тех, что обычно устраиваются в день Воздвижения Креста Господня, а также на Великого поста, то есть, на третьей его седмице, когда вспоминается обретение Креста Господня и события, случившиеся в это время в городе Иерусалиме.

Считается, что молитва перед иконою Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня помогает в очищении от грехов при исполнении её с надлежащим благоговением, покаянием и вниманием. Акафист, посвящённый этой святыне, можно, как и любой другой образец данного церковного жанра, исполнять не только в стенах храма, но и дома, причём, при этом не обязательно должен присутствовать священник.

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня длится один день, то есть, канун торжества тоже торжественно отмечается. Именно тогда происходит вынос Креста из алтаря и возложение его для поклонения всем народом. Нужно сказать, что традиция освящения воды в первый день месяца существовала еще в древней Византии, откуда была перенята русской православной традицией. В Константинополе в этих мероприятиях обычно принимал участие действующий правитель страны.

Крещение Руси

Поэтому несложно проследить связь этого события с днём Крещения Руси, когда князем Владимиром были обращены в христианство сразу несколько тысяч киевского народа. Существует легенда, что Владимир Красное Солнышко, осознав несостоятельность существовавшей на Руси языческой религии, решил принять новую веру, и для выбора ее отправил в некоторые страны, где исповедовались основные религии, своих послов для того, чтобы те сделали вывод о том, что в каждой является главным. Наиболее убедительным показался рассказ слуг, которые побывали в Византии и рассказали о религии, которая была принята в этом государстве.

Ныне князь Владимир Красное Солнышко прославлен русской православной церковью в лике святых как равноапостольный, то есть тот человек, чьи деяния были по своему значению схожи с делами учеников христовых, которые распространили христианское учение по всему миру.

Водосвятие

Освящение воды на Руси происходило и происходит в настоящее время до богослужения и проповеди на Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня или после богослужения, иногда и до, и после. В былые же времена, например, при царе Алексее Михайловиче устраивались на реке в столице российского государства места для окунания. Такие места называются Иордани. Кроме этого праздника их также делают на Крещение.

После освящения воды происходит освящение меда. В старые времена этому чину придавали особое значение. После его проведения людям разрешалось есть мед нового урожая. Сначала угощались священнослужители, потом мед раздавался сиротам и малоимущим. Только после этого к трапезе приступали все остальные прихожане. Вот что сказано в летописи про празднование этого дня в Москве при царе Алексее Михайловиче Романове: "На Москве-реке по традиции устраивалась Иордань, возле неё были оборудованы места, для самодержца и патриарха. Правитель России в тот день окунулся в воду, одетый в легкую рубаху, поверх которой обязательно надевались золотые кресты с мощами святых".

После того, как патриарх благословлял царя, происходил чин освящения воды. Священники кропили войска, стоявшие возле Кремля, и весь собравшийся народ. В два специально приготовленных серебряных сосуда разливалась вода для дворца. Крестные ходы и чин водосвятия устраивался не только в городах, но и в деревнях. Там окунались не одни люди, но также и животные. Пастухи пригоняли к реке стада крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей. Но это происходило в местах, расположенных на достаточном удалении от Иордани. По той причине, что этот день тесно связан с освящением воды, он также называется в народе мокрым Спасом.

14 августа (1 августа по юлианскому календарю) в первый день Успенского поста Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие (крестный ход) с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 14 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней». Это и есть «предъисхождение» Честного Креста. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение ».

Праздник был установлен в столице Византийской империи Константинополе в IX веке, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси этот праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

14 августа в Русской Православной Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с волжскими болгарами в 1164 г.

Благоверный князь Андрей Боголюбский (сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха ) взял в поход против волжских болгар (болгарами, или булгарами, назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги ) чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами (мусульманами). Греческий император Мануил Комнен, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо - исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами.

Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога, а потом, после совета со своими архиереями и сановниками, решили установить 14-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери .

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Кондак Креста Господня, глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в названии праздника оно заменяется или дополняется словом «изнесение».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1 «. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю, знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Медовый Спас

Проповедь священника Иоанна Павлова

В сегодняшний праздник в храме всегда бывает народ – люди приносят освящать мед нового сбора. Отсюда происходит и название праздника – Медовый Спас. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий. Во-первых, сегодня один из трех праздников в году, когда выносится для поклонения святой Крест. Связано это с тем, что в древности в Византии месяц август считался временем, когда усиливались эпидемии, болезни и прочие бедствия. Это было известно по многовековому опыту. И вот, чтобы укрепиться против болезней и бедствий, чтобы оградить себя от них, в Церкви установился обычай выносить святой Крест на улицы Константинополя, где перед ним служились молебны. Крест выносили в первый день августа по старому стилю – это как раз сегодняшний день. Крест Христов есть великое оружие для христиан, великая сила и помощь в бедствиях и испытаниях. И люди по вере получали эту помощь от святого древа Крестного.

Кстати, нужно сказать, что и в наше время месяц август часто бывает неблагоприятным – почему-то именно в этом месяце мы больше, чем в другие, слышим сообщения о различных авариях, катастрофах, несчастных случаях, и это есть свидетельство того, что и в наше время вынос Креста не утратил своего значения и мы по-прежнему нуждаемся в нем для укрепления и ограждения силой крестной.

Еще одно празднуемое ныне событие – Крещение Руси святым князем Владимиром, которое, согласно древнему преданию, совершилось в первый день месяца августа. Конечно, для Русской Церкви и русского народа это есть великое торжество. Можно сказать, что сегодня мы празднуем день рождения Русской Церкви, а также и русского народа, так как именно сегодня он родился для жизни истинной и вечной, сбросил с себя темные и скверные рубища язычества и облекся в нового человека, во Христа, в светлые одежды Божией Благодати.

Что такое Благодать? Благодать – это всемогущая сила, исходящая от Бога, которая соединяет человека с Богом и делает нас Его родными детьми. Без Благодати мы бесконечно далеки от Бога и от всего небесного, являемся для Бога чужими. Но Благодать может принять только человек, возрожденный в таинстве святого Крещения, – некрещеному невозможно ее принять. Таинство Крещения есть величайшее таинство, через него дается от Бога великая Благодать и возрождающая сила. И если крещение даже одного человека бывает великой радостью и торжеством, о котором веселятся небо и земля, то какой же радостью и торжеством является крещение целого народа русского? Поистине это было событие космического масштаба. Ибо великие реки и потоки Благодати Божией пролились тогда на народ русский и землю Русскую.

Между празднованием Крещения Руси и освящением меда в этот день, на первый взгляд, никакой связи нет, это два разных церковных установления. Однако в Церкви не бывает ничего случайного, и в том, что именно сегодня мы освящаем мед, можно усмотреть глубокий духовный смысл. В самом деле, ведь мед – это символ небесной сладости, символ Благодати Божией. И потому праздник освящения меда очень созвучен с событием Крещения Руси, ибо святой князь Владимир, крестив русский народ, открыл для него духовный, небесный, истинный мед, дал ему возможность вкусить сладость вечной жизни.

Преподобный Макарий Египетский говорит, что все видимое в материальном мире есть образ невидимого, происходящего в мире духовном и в нашей душе. Это значит, что все материальные вещи и явления есть отражение вещей и явлений духовных. Святой Макарий, например, говорит: «Когда видишь солнце, ищи истинное Солнце… и когда взираешь на свет, загляни в душу свою: приобрел ли ты свет истинный и благий?» И не только свет, но и все прочие явления имеют некоторый глубокий таинственный смысл, гораздо более глубокий, чем их внешнее буквальное содержание. Если мы, например, смотрим на чистый белый снег, то нужно подумать о том, что чистота – это тайна и чудо и что такой же безупречно чистой должна быть перед Богом наша душа. Когда мы считаем деньги в кошельке, нам нужно вспомнить, что существует не только материальное богатство, но и духовное – христианские добродетели, и посмотреть на себя со стороны: владеем ли мы этим внутренним, истинным богатством или являемся в отношении его нищими оборванцами? Когда мы любуемся красотой мира, – например, смотрим на великолепный пейзаж или усыпанное звездами небо, то подумаем о том, что если земной мир так велик и прекрасен, то насколько же велик и прекрасен мир небесный, куда в свое время мы должны войти, если, конечно, поживем по-христиански?

Вот и сегодня, освящая материальный, вещественный мед, зададим себе вопрос: а есть ли в наших душах невещественный, истинный мед Духа – Благодать Божия? Ощущаем ли мы в себе этот небесный нектар, эту неземную сладость? Или в наших душах горечь страстей и грехов? Ведь если в нас не живет Благодать, то это значит, что мы заблудились, сбились с пути и живем без Христа. Об этом сказано у апостола Павла: если кто Духа Христова, то есть Благодати, не имеет, – тот не Христов. Потому и является главной целью христианской жизни стяжание Благодати, ибо только она может привести нас ко Христу и сроднить с Ним.

Благодать нужно стяжать, приобрести, то есть потрудиться, приложить усилия к тому, чтобы очистить свою душу от греха и сделать ее сосудом Духа. И тут нам опять приходят на память пчелы, а именно то обстоятельство, что истинные христиане бывают похожи на них. Как мудрая пчела летает, трудится, ищет цветы и собирает с них нектар, а от всего горького, вредного и нечистого улетает, так и христиане собирают с цветов добрых дел и чистой жизни нектар Благодати, а от горечи грехов и скверных дел – удаляются. Если мы так живем, то в нашей душе будет все меньше и меньше горечи, то есть грехов и страстей, и все больше и больше небесного меда – Благодати Божией. И если мы не ослабеем и не обленимся на этом пути, если пройдем по нему до конца, то, несомненно, станем истинными и святыми чадами Божиими, законными наследниками Будущего века, в чем как раз и заключается смысл христианской жизни на земле.

Празднуя все сегодняшние события, следует нам еще вспомнить и поблагодарить тех маленьких виновниц и участниц сегодняшнего праздника, без которых он был бы невозможен, – то есть пчел. Ибо они не только бескорыстно собирают для нас неустанными своими трудами мед, но еще и преподают нам добрый спасительный урок, научая христианской мудрости и наставляя на путь, ведущий в жизнь вечную, в Царство святых. Аминь.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохр аняя Крестом Твоим жительство. (Тропарь, глас 1)

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира непобедимую победу (Кондак, глас 4)

Крест Твой, Господи, освятися, в нем бо бывают исцеления немощным во гресех, егоже ради припадаем Ти, помилуй нас (Седален, глас 6)

Праздник Происхождения (или Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня был установлен в Константинополе. В греческом часослове традиция вынесения части Креста Господня объясняется так: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδοσ) Честного Креста».

Само слово «происхождение» (а в точном переводе «предъисхождение») означает «несение впереди», «шествие с крестом» или «крестный ход». Для исцеления от болезней люди прикладывались к Кресту, пили освященную им воду.

Есть и еще одна причина установления праздника. В 1164 году греческий царь Мануил выступил против сарацин, в тот же день против болгар выступил русский князь Андрей Боголюбский. В поход князь взял святой Крест Господень и икону Богородицы, которые несли священники перед войком, совершая молебны и окропляя освященной водой воинов.

Господь даровал победу греческому царю и русскому князю. Оба, вооружившись щитом веры, а не только копьями и мечами, помимо победы получили и другой знак благословения Божьего: от иконы Богоматери с Младенцем-Христом изливался свет в виде лучезарного сияния, падавшего на все его войско. Подобное явление от иконы Богоматери наблюдал и царь Мануил со своим войском. Князь и царь узнали о чудесной благодати Господней, одновременно излитой на обоих. После совета с архиереями было решено установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Праздник посвящен Кресту, Крестному подвигу Спасителя. Отсюда название — Спас. Его называют Первым Спасом, так как он стоит первым среди близких по времени праздников, посвященных Спасителю. За ним следует праздник Преображения Господня и праздник Нерукотворного образа Спасителя.

По обычаю в храмах помимо водоосвящения проходит освящение меда. Верующие приносят мед в знак того, что первый урожай — Богу. Освящая мед первого медосбора, люди получали благословение на весь урожай. По традиции часть меда оставалась в церкви, часть отдавалась малоимущим. Даже есть выражение: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» Отсюда название Первого Спаса – «медовый».

Православные христиане отмечают Происхождение Честных Древ Креста Господня 14 августа (согласно старому стилю – 1 августа). После того, как Иисус Христос был распят, Крест был освящен страданиями Сына Божьего, и обрел необыкновенную силу. Впервые праздник отмечался в Константинополе в 9 столетии. К 13 столетию его отмечали уже все страны, принявшие христианство. Греческий часослов объясняет причину, по которой отмечается праздник Креста Животворящего – множество болезней, одолевающих людей, заставляло их выходить на улицу, неся пред собой Крест, который помогал им исцелиться. В русском языке слово «изнесение» трактуют, как происхождение, что не совсем корректно. Его точный перевод – предъисхождение – несение Креста. Еще более точный перевод и значение этого слова – Крестный ход. Из-за неправильного перевода, в название праздника на Руси было присоединено «изнесение».

История и традиции православного праздника

По традиции, в праздник износили Крест, ставший распятием Иисуса Христа, к храму святой Софии, после чего, святили воду. В течение двух недель после этого обряда его переносили в пределах города, читали молитвы, проводили службы. Все эти обряды были посвящены избавлению людей от болезней. Каждый, кто прикасался к нему, избавлялся от болезней. 27 августа (согласно новому стилю — 14 августа) Животворящее Древо Креста возвращали к царским сокровищницам.

Для Русской Церкви праздник совпадает с главным торжеством православных славян – Крещение Руси. В летописях от 16 столетия указаны данные об этом событии. По обычаю, чтившемуся в Константинополе, в первое число каждого месяца (исключение составляли только январь и сентябрь) проводился обряд освящения воды. На нем обязательно присутствовали император, архидиакон. Одним из этапов освящения воды было приложение монарха к Кресту Животворящему. Существует мнение, что именно этот обычай послужил основой для выбора даты Крещения Руси.

В этот праздник принято поклоняться Животворящему Кресту, святить воду в храме по окончании либо до проведения литургии.

Для славян 14 августа – день, исполненный праздниками и знаменательными датами наряду с Происхождением (изнесением) честных древ Животворящего Креста Господня – Празднество Пресвятой Богородицы, начало Успенского поста, Медовый Спас. Каждое из этих событий имеет свои традиции, обычаи, которые тесно переплетаются в этот день. Например, вместе с водой в храмах освящается мед, люди устраивают гуляния, посвященные Спасу.

Русь познакомилась с этим праздником вместе с Иерусалимским уставом, что произошло в 14 столетии. С 17 столетия его отмечали наряду с Богоявлением. Накануне этого дня правитель посещал Симонов монастырь, служа там вечерню и заутреню. Затем монарх и Патриарх окунались в воды Москвы-реки, как в воды Иордана, после чего производили обряд освящения воды в водоемах, проводили Крестные ходы. Первым в воду всегда окунают Крест, который правитель целовал после купания. По окончании обряда Патриарх давал царю благословение. Все желающие могли взять свяченую воду, которой окропляли свое жилье, пили, если болезнь одолевала, храня ее дома. Считалось, что, купаясь в водоеме в праздник Животворящего Креста, можно избавиться от греха. Люди старались искупать скот в водоемах, чтобы обезопасить от болезней. В некоторых селениях жители приводили к рекам или озерам лошадей, где их окропляли свяченой водой, чтобы не настигли болезни или смерть. Животных выстраивали в несколько рядов, через которые проходили люди с Крестным ходом.

Что принято делать в этот православный праздник?

В этот день нужно делать добро другим людям, быть милосердными.

Служба в церкви в празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня

Накануне наступления праздника проводится Предпразднство, длящееся один день. Он проходит в молитвах, церковных песнопениях, подготовке к празднику.

В день торжества в церкви выставляется Крест, которому поклоняются прихожане. Убирают его перед вечерней службой в следующую за праздником субботу.

Отмечаемые в этот день чествования Богородицы и Спаса на Руси посвящались историческому событию. Князь Андрей Боголюбский при отправлении в поход против булгар – язычников, которые регулярно совершали набеги на Русь (это было в 1164 году) — взял с собой образ Божьей матери с Младенцем на руках и Крест, возглавляющий войско. В результате сражений князь одержал победу, взяв Бряхимов. Андрей Боголюбский считал, что именно икона и Крест помогли ему разбить врага.

Молитва Честному Кресту Животворящему

Перед всеми сражениями Андрей Боголюбский читал молитвы вместе со своими воинами перед Крестом и образом Богородицы:

молитва Да воскреснет Бог:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь

Прочтя молитву, все целовали образ, и полные сил отправлялись в сражение.

Так было и в тот день, когда князь со своим войском отправился в поход против булгар. Вернувшись с боя, они увидели дивную картину – образ Богоматери источал яркий свет, озаряя все вокруг. Это событие князь воспринял, как знамение о помощи Господа, и решил снова отправиться в бой, в ходе которого захватил несколько городов врага, обложив их данью. Тогда же были захвачены земли около реки Волги, которые с тех пор принадлежали Руси. Князь Андрей Боголюбский говорил, что главное его оружие – не мечи и не стрелы, но Крест Животворящий и образ Божьей матери. Это историческое событие произошло 1 августа (согласно новому стилю — 14 августа).

В этот же день подобное событие произошло с императором Греции Мануилом. Вышедшие в бой против сарацин, Мануил и его войско увидели, как от иконы разлился золотистый яркий свет, а из битвы они вышли победителями.

Греческий и Русский правители были дружны. Вскоре Мануил узнал о чуде, произошедшем с князем Русским и его войском, а Андрей Боголюбский узнал о событии, случившемся с греческим императором и его воинами, и что случилось это в одно и то же время. Посоветовавшись с церковными служителями, правители приняли решение, что этот день – 1 августа – будет праздноваться, как день Поклонения Божьей Матери и Спаса в знак благодарности Господу за Его помощь и покровительство.

Что делают в день изнесения честных древ?

По завещанию Московского Патриарха в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня люди выходят на улицы городов и поселений с Крестным ходом. Утром в праздник издавна ходили в церковь, молились и причащались, готовясь одновременно к Успенскому посту, который очищает тело и душу. По окончании обеденной службы и проведения обряда освящения воды проводилось освящение меда нового сбора, часть которого прихожане оставляли в церкви.

Во времена Руси празднование было пышным, торжественным. После освящения Креста в водоемах, люди устраивали массовые гуляния, пели хвалебные песни, молились. В этот день принято любое дело начинать с молитвы, в которой спрашивают, можно ли это дело совершать, просят на него благословения Божьего, а заканчивается любое свершение благодарственными словами.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня – праздник, когда каждый православный христианин просит Господа о защите от врагов, о здравии и благодарит за помощь.

Служители церкви считают не случайным тот факт, что Медовый Спас, почтение памяти братьев Маккавеев, принявших мученическую смерть, и праздник Животворящего Креста совпадают в один день. Братья Маккавеи были измучены за свою веру, проявив благодарность Иисусу Христу за искупление грехов человеческих. Мед, который дает Господь – символ сладости, которую Он дает людям, даруя вечную жизнь. Трудясь, как трудятся пчелы, и будучи верным Богу, человек через терпение и смиренность получает блага.

Про остальные православный праздники читай .

Вконтакте