.

Василий Сергеевич Курагин – второстепенный герой романа-эпопеи «Война и мир». Он носит титул князя. Возраст достиг пятидесяти лет. Жена его немолода и не блещет красотой. Супруги имели дочь и двоих сыновей, но даже родные дети терпели насмешки со стороны отца. Хотя сам считает себя хорошим родителем, устраивая для них личную жизнь и карьеру.

Курагин был важным чиновником, влиятельным человеком. Своё состояние он заработал, служив при императорском дворе, и был лично знаком с императрицей. Своей изворотливостью и нечестными способами получает множество наград и заслуг, которыми очень гордится.

Внешность героя импозантна. Лысина выдавала, что он был в возрасте, но тщательно это скрывал за красивой одеждой. Князь следил за собой, одевался изыскано и со вкусом. Детали в наружности указывали на внутренние недостатки. Особенно выдавало выражение лица, его мимика: в улыбке было что-то лукавое, недоброе. Грациозный и фамильярный, князь имел громкий выразительный голос, который использовал для привлечения к себе внимания. В поведении с дамами был галантным и обходительным. Делал много комплиментов и льстил, чтобы выглядеть в глазах других лучше.

Князь Курагин заводил себе «друзей» только с высокопоставленными чинами для собственной выгоды. Расчёты проводил и при женитьбе своей дочери Элен. Был глубоко убеждён, что брак с его родственником Пьером Безуховым будет корыстен. Сына Анатоля пытается свести с состоятельной княжной Марьей Болконской.

Персонажу присуща хитрость и лицемерие, способность управлять людьми. Умение подстраиваться под обстоятельства – главная черта Курагина. Своими поступками напоминает хамелеона, в зависимости от условий делать и говорить людям то, что они хотят. Таким образом, он добивается расположение богатых людей к себе, заводя нужные ему связи. К остальным же было небрежное и равнодушное отношение. Действия героя писатель называет гадкими, отвратительными и неприемлемыми.

За всей самоуверенностью и фамильярностью скрывается пустой внутри человек. Князь Курагин не главный персонаж, но является обобщенным образом подобного типа чиновников, которые достигли своего звания притворством и обманом.

Вариант 2

Василий Курагин является одним из второстепенных героев романа «Война и мир». Не смотря на свою вторестепенность, он очень сильно влияет на судьбу основных персонажей.

Князь представлен типичным светским человеком своего времени. Ему уже шестой десяток и по собственному выражению, теперь он ко всему подготовлен. Внешний облик его опрятен и соответствует моде. На лице всегда одухотворенное выражение. Только во время улыбки его истинная сущность показывается наружу, лицо из-за морщин становится неприятным.

Однако Курагин никому не желает зла специально. Он почтенный отец семейства. На его попечении находятся дети: красавица Элен, удалой Анатоль и болезненный Ипполит. Его первостепенной задачей как отца является крепкое устройство детей в обществе.

Узнав о неслыханном наследстве Безухова, он немедля устраивает его свадьбу с дочерью. В силу своей доверчивости Пьер остается ловко облапошенным Курагиным-старшим. Никого в этой семье не интересует он сам, только деньги, доставшиеся в наследство.

Для Анатоля тоже уготована выгодная партия. Василий планировал женить сына на дочке князя Болконского Марье. Однако этим планам не суждено было сбыться. Этому союзу противились как и неугомонный Анатоль, так и семейство Болконских.

В конечном итоге планы Василия Курагина были расстроены. Пьер нашел в себе силы разорвать тяготящую его связь с женой, которая беззастенчиво пользовалась его положением и даже не скрывала любовников. А Анатоль увлекся юной Ростовой.

В образе Василия Курагина Толстой выразил суть светских джентльменов того времени. Они не имеют злых намерений. Однако в попытках устроить благополучную жизнь себе и семье не останавливаются не перед чем, не гнушаются любыми методами. Это искусные манипуляторы и обманщики. Их не заботят дела окружающих, если только это не принесет какой-либо выгоды.

Тем не менее, такие люди не считают себя плохими, оправдывая свои дела благородной целью.

Сочинение на тему Василий Курагин

Князь Василий Сергеевич Курагин является одним из наиболее значимых героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Глава семьи Курагиных, ему около шестидесяти лет. Приближенный царя, очень известный и достаточно влиятельный человек. Знаком с самой императрицей и другими чиновниками из правительственной верхушки. В хороших отношениях с Кутузовым, благодаря чему именно к нему обращаются с просьбой пристроить сыновей в адъютанты. Подобные связи князь заводит исключительно в корыстных целях – ради личной выгоды в решении важных вопросов. Пользуется расположением людей и умеет втираться к ним в доверие. Толстой использует свой излюбленный метод – противопоставляет внешний образ и истинную сущность героя. Внешне вежливый и участливый, князь Василий Курагин на деле предстаёт пустым, циничным и бессердечным человеком.

Князь Василий женат, у него трое детей. Его семейство изображено Толстым в противоположность интеллигентным семьям Ростовых и Болконских – бездушной, наглой, идущей напролом при возможности обогатиться. О жене князя Василия, княгине Алине, известно лишь то, что она полная и не слишком привлекательная женщина.

Дети князя переняли у отца все его низменные безнравственные качества. Он не дарит им отцовскую любовь и теплоту, но при этом, считая себя примерным отцом, стремится дать им хорошее воспитание и в целом устроить их будущее. С помощью выгодных связей князю Василию удаётся добиться того, что княжна Марья Болконская выходит замуж за его сына Анатоля, а после смерти графа Безухова князь пытается хитростью сблизить его наследника Пьера со своей дочерью Элен. Но в итоге семья князя буквально вырождается: Анатоль переживает ампутацию ноги, Элен умирает от неизвестной болезни, а шалопая Ипполита, как и прежде, никто не воспринимает всерьёз.

При всём вышеизложенном ошибочно называть князя Василия Курагина сугубо отрицательным персонажем, считающим своей целью вредить окружающим. Ставя во главу угла свои личные интересы, он, прежде всего, старается любой ценой осуществить свои корыстные планы. И если кто-либо мешается у него на пути, князь без колебаний переступает через этого человека.

Вариант 4

Князь Василий Сергеевич Курагин является одним из второстепенных героев всемирно известного романа под названием "Война и мир", который написал Лев Николаевич Толстой, однако, его образ достаточно подробно раскрыт в произведении.

Василий Сергеевич является высокопоставленным чиновником, его принимает у себя сама императрица. У князя достаточно широкий круг влияния, он очень обеспеченный человек. Господин Курагин известен в светских кругах, пользуется почтительностью и уважением у окружающих, часто посещает различные мероприятия. Среди его друзей и товарищей есть представители элиты и интеллигенции. При этом, Василий Сергеевич заводит много знакомств с влиятельными членами общества ради извлечения собственной выгоды, он умеет использовать людей и манипулировать ими для достижения каких-либо личных целей. Благодаря этой отличительной черте своего характера, Курагин смог добиться значительного успеха на службе, он постоянно получает различные награды и повышения в отношении занимаемой должности, хоть его методы иногда крайне нелицеприглядны.

Князь состоит в браке, в романе упоминается, что его женой является толстая, не слишком миловидная и старая женщина. У супругов есть дочь и два сына. При этом, Курагин не слишком любит и жалует своих детей, в особенности, сыновей. Он считает их обузой для себя, жалуется на то, что вынужден нести крест их существования, ведь отпрыски, по его мнению, глупы, ленивы и бездарны. Это обстоятельство свидетельствует о том, что данный персонаж является достаточно чёрствым и равнодушным человеком. В наибольшей степени он ценит своё собственное благополучие и готов жертвовать ради него интересами окружающих, даже если это члены его семьи. Курагин горд и не терпит к себе фамильярного отношения. Известно, что возраст Василия Сергеевича составляет более пятидесяти лет.

Что касается внешности персонажа, то о ней в романе можно найти мало упоминаний. Василий Курагин имеет лысину, всегда тщательно выбрит, ходит он с высоко поднятой головой, присущей ему офицерской грацией и величественным выражением лица. Также, князь всегда дорого одет, он носит мундир, а также, предметы светского гардероба: чулки, башмаки, жабо и т.д. Василий Сергеевич имеет низкий тембр голоса, разговаривает неспешно и без явного выражения каких-либо эмоций, из-за чего трудно понять истинный ход его мыслей.

Сочинение 5

Одним из ярких второстепенных персонажей произведения является Василий Сергеевич Курагин, представленный писателем в образе важного чиновника пятидесятилетнего возраста, имеющего княжеский титул.

Герой описывается в романе в качестве влиятельного человека, состоящего в родстве с одним из главных персонажей романа Пьером Безуховым, имеющего многочисленное семейство, состоящее из жены, пожилой полной и не блещущей красотой княгини и троих детей – сыновей Анатоля и Ипполита, а также дочери Элен.

Князь Василий Курагин обладает грациозными движениями и хорошим владением французским языком, присущими представителям светского общества, приближенному к императорскому двору, и отличается весьма примечательной внешностью, выраженной надушенной, сияющей лысиной с проплешинами, монотонностью басистого, быстрого голоса с некоторым покашливанием. При этом Василий Курагин тщательно следит за своими нарядами, одеваясь изысканно и со вкусом.

Характерными чертами князя Курагина писатель представляет его излишнюю самоуверенность, высокомерность, фамильярность, равнодушие и насмешливость, а также отсутствие родительских чувств по отношению к собственным детям, которых князь считает плохо воспитанными и глупыми. Кроме того, князь Василий Сергеевич общается с высокопоставленными людьми, умело пользуясь имеющимися связями для достижения собственной выгоды и приобретения успеха. Именно поэтому в Василии Курагине имеется особая предрасположенность к наживе в виде высокого положения в светском обществе, что позволяет ему достичь множества наград и заслуг.

По своей сути князь Василий Курагин представляется в романе алчным, тщеславным человеком, лишенным милосердия, сострадания, любви к ближнему, и противопоставляется членам семейства Ростовых, отличающихся дружелюбностью и искренностью. Описывая образ князя, писатель изображает пустого человека, отличающегося негативными человеческими качествами в виде гадливости, отвратительного притворства, живущего исключительно обманом и лестью ради достижения выгоды и получения материальных благ, напоминающего своими поступками хамелеона.

Курагина Элен - дочь князя Василия, а потом жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменной улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным состоянием. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильную и победную красоту». Элен невозмутимая, предоставляя всем право любоваться собой, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества чужих взглядов.
Образ Денисова Василия Дмитриевича в романе «Война и мир» - боевой гусарский офицер, игрок, азартный, шумный. Характеристика Денисова Василия Дмитриевича с цитатами приведена в этой статье.
Денисов Василий Дмитриевич - боевой гусарский офицер, игрок, азартный, шумный «маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взъерошенный усами и волосами».
«Маруся» Квитка-Основьяненко образ Василия - втиленння рис сентиментализма - психологическое состояние влюбленного парня, предсказания сердца во время расставания пары на кладбище, переживания смерти Маруси, добровольный уход от мирской жизни. Характеристика Василия с цитатами приведена в этой статье.
Василия показано как скромную, искреннюю, горящую и нелукавую человека, уважительно относится к старшим и повинуется патриархально-семейным обычаям.
«Юность Василия Шеремета» - автобиографический роман Уласа Самчука о жизни украинского гимназической молодежи 20-х годов XX в. на оккупированной поляками Волыни, изданный в Германии в 1946-1947 годах. Это произведение можно назвать документом эпохи.
Главный герой Василий Шеремета напряженно ищет истину, свой путь в жизни, опираясь на завещание предков-земледельцев: "не предай основного, что у тебя, что имел и имеет твой крепкий отец и, наверное, имели много предков твоих, - желание вечно быть ». .
Президент Виктор Янукович поздравил председателя Антимонопольного комитета Украины Василия Цушко с 50-летним юбилеем. Об этом говорится в поздравлении Януковича. "Ваш трудовой путь является образцом работоспособности, которая в сочетании с личными качествами руководителя и высоким профессиональным уровнем обеспечила вам уважение коллег и единомышленников.
На здании филологического факультета Донецкого национального университета демонтировали барельеф поэту Василию Стусу. Об этом сообщила донецкая журналистка Лариса Лисняк, обнародовав соответствующее фото.

"Донецк сегодня. Все... сняли... потихоньку... А после праздников должны были быть продолжены консультации по барельефа Стуса..." - написала она в Facebook.
Брат известного российского актера Василия Степанова, который исполнил главную роль в фильме "Обитаемый остров" Федора Бондарчука, рассказал о его состоянии, передает телеканал "360". В частности, он опроверг информацию о попытке Степанова покончить с собой.
Актер Василий Степанов сыграл Максима Каммерера в кинематографической дилогии "Обитаемый остров" Федора Бондарчука, снятой по книге Стругацких.
1) по церковному календарю, первый день Нового года; связан с народным обрядом «засевания» («засева»), когда группа ребят шел по домам с зернами пшеницы, ржи, ячменя, овса, гороха; зерно рассыпали по дому, произнося слова: «К счастью, на здоровье, на Новый год, чтобы родило лучше, чем в прошлом году»; первого посевальщика (посевальщика) приглашали сесть на пороге - «чтобы куры садились и цыплят высиживали»; зерно после посевальщика собирали и давали птицы - «чтобы большая росла»;

Василий Курагин

Характеристика литературного героя

Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. снисходительное и покровительственное. Автор показывает своего героя “в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица”, с “надушенной и сияющей лысиной”. Но, когда он улыбался, в его улыбке было “что-то неожиданно грубое и неприятное”. Специально князь В. никому не желает зла. Он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. В. всегда стремится сблизиться с людьми, которые богаче и выше его по положению. Герой считает себя образцовым отцом, он делает все возможное, чтобы устроить будущее своих детей. Он пытается женить своего сына Анатоля на богатой княжне Марье Болконской. После смерти старого князя Безухова и получения Пьером огромного наследства, В. примечает богатого жениха и хитростью выдает за него свою дочь Элен. Князь В. большой интриган, умеющий жить в обществе и заводить знакомства с нужными людьми.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. снисходительное и покровительственное. Автор показывает своего героя “в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, Read More ......
  2. Курагин Василий – князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита; известный и влиятельный в петербургском свете человек, занимающий важные придворные посты. Князь В. относится ко всем окружающим снисходительно покровительственно, говорит тихо, всегда пригибая за руку своего собеседника. Он появляется “в придворном, Read More ......
  3. Курагина Элен Характеристика литературного героя Курагин Василий – князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита; известный и влиятельный в петербургском свете человек, занимающий важные придворные посты. Князь Василий относится ко всем окружающим снисходительно покровительственно, говорит тихо, всегда пригибая за руку своего Read More ......
  4. Анатоль Курагин Характеристика литературного героя Он сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на “беспокойного дурака”, которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец. Он откровенно глуп, не Read More ......
  5. Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он был “в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица.” Говорил князь “на том изысканном Read More ......
  6. Марья Николаевна Болконская – дочь князя Николая Андреевича Болконского. Вся ее жизнь была расписана в беспрерывных занятиях, потому что отец ее хотел развить в дочери две главные добродетели – деятельность и ум. Князь давал ей уроки алгебры и геометрии. Но Read More ......
  7. Лиза Болконская Характеристика литературного героя Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют “маленькой княгиней”. “Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще Read More ......
  8. Борис Друбецкой Характеристика литературного героя Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Борис и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это “высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного Read More ......
Василий Курагин (Война и мир Толстой Л. Н.) В романе Л. Толстого «Война и мир» действует бо­лее пятисот героев. Но никто из них не вызывает у чи­тателя такого презрения, возмущения и негодования, как отец и дети Курагины. «Подлая, бессердечная по­рода» - такую характеристику семейству Курагиных дает Пьер Безухов. Образ отца семейства - князя Василия Курагина - олицетворяет собой тип предприимчивых карье­ристов и стяжателей. Предприимчивость и стяжатель­ство становятся едва ли не основными чертами харак­тера этого героя. С князем Василием мы встречаемся на первой же странице романа. Несмотря на приглашение к англий­скому посланнику, он первым приехал в салон мадам Шерер, потому что убежден, что «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез». Кроме того, у него были личные мотивы для посещения. И эти детали, и последующий разговор с Анной Пав­ловной открывают читателю многие черты характера князя Василия. Не случайно и то, что Л. Толстой не дает подробного описания внешности своего героя, а находит более существенный способ его представле­ния. Он изображает князя Василия «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с свет­лым выражением плоского лица» и отмечает, что князь «говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку». Л. Толстой обращает внимание и на такую особен­ность своего героя: «Князь Василий говорил всегда ле­ниво, как актер говорит роль старой пиесы». Акцент писателя на мундире, голосе и манере разговора наво­дит на мысль о том, что князь Василий - опытный ве­ликосветский сплетник. Он совершенно равнодушен к тем, кто находится рядом с ним, если это не сулит никаких выгод. Например, в разговоре князя с Анной Павловной в его голосе «из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка». В сцене с княгиней Друбецкой он старался держаться отстраненно, но все же «почувствовал, однако, после ее ново­го призыва, что-то вроде укора совести». Есть в образе князя Василия Курагина и еще одна отличительная особенность. Как говорит Л. Толстой, его герой всегда руководствуется инстинктом светскос­ти. «Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарен был редким искусством ло­вить именно ту минуту, когда надо было и можно было пользоваться людьми». А если подобными способнос­тями наделен такой «важный и чиновный» человек, как князь Василий, то он может добиться многого в том обществе, где поиски малейших выгод служат единст­венным отношением между людьми. На первый взгляд, князь Василий - энергичный и неуязвимый эгоист. Но оказывается, что и у него есть слабое место - его дети. И Анна Павловна, желая «щел­кануть князя», заводит разговор о них: «Знаете, я недо­вольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказа­но (лицо ее приняло грустное выражение), о нем говори­ли у ее величества и жалеют вас…» Князь Василий вынужденно признается: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дурни. Ип­полит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль - беспокойный. Вот одно различие». На это признание Ан­на Павловна не без колкости говорит: «И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас». Ловким расчетливым интриганом выступает князь Василий в истории с завещанием старого графа Безухова. Он пытается уничтожить бумаги старого графа руками княжон. Но когда ему это не удается, он почти насильно женит Пьера на своей дочери Элен. Он также пытается женить своего беспутного сына Анатоля на княжне Ма­рье, но этим планам не суждено было осуществиться. Недалеким лицемером выставляет себя князь Васи­лий при обсуждении кандидатуры главнокомандующего в салоне Шерер. Он говорит о Кутузове: «Разве возмож­но назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека са­мых дурных нравов!.. Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош бу­дет генерал слепой!» Но вскоре именно Кутузова назна­чают главнокомандующим, и князь Василий с легкостью меняет свое мнение о нем: «Ну-с, вы знаете великую но­вость? Кутузов - фельдмаршал. Наконец, вот этот че­ловек». А когда ему напоминают его прежние суждения, он спокойно отвечает: «Э, вздор, он достаточно видит, поверьте. И чему я рад, это то, что государь дал ему полную власть над всеми армиями, над всем краем, - власть, которой никогда не было ни у какого главноко­мандующего. Это другой самодержец». Образ князя Василия - бессердечного эгоиста, ли­цемерного интригана и карьериста - олицетворение тех людей, которые не способны на простые человеческие чувства. (Лишь однажды князь Василий проявляет их - в момент смерти старого графа Безухова «в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем». Но оказывается, что и они продиктованы эгоизмом князя Василия. Он не соболез­нует Пьеру, не горюет по поводу кончины старого гра­фа, а думает исключительно о себе: «Мне шестой деся­ток, мой друг… Все кончится смертью, все. Смерть ужасна».) Поэтому писатель приводит князя Василия на суд Божий, согласно которому «всякое дерево, не прино­сящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.