Неоготический стиль в русской архитектуре. Готический стиль и тонкости его воплощения

Начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни.

Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

    ранняя готика;

    высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

    пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Основное месторасположение стиля

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.

Зародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.

Первая проба

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.

Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Горизонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.

Собор

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

    травея - вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

    четырех арок:

    4-х столбов;

    остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

    аркбутанов - арок, которые служат для опоры здания;

    контрфорсов - устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

    окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.

Светская архитектура по-новому

Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.

Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире - Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Здесь укрывались во время революций и войн.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

Западное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

Другие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:

    Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

    Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течении которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия. На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции, вылившееся в романский архитектурный стиль, сформировавшийся примерно в X веке и преобразившийся через три сотни лет в готику.

Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.

Стоит заметить, что церковь настолько владела умами людей в те времена, что агенты ее без особого труда подняли огромные людские массы на авантюру, названную позже Первым крестовым походом, в результате которого был захвачен Иерусалим и основаны христианские государства в Малой Азии. Это, в свою очередь, способствовало развитию паломничества, а уже паломники приносили немалый доход самой Церкви, представители которой обогащались также на продаже индульгенций, демонстрации поддельных реликвий и просто пожертвованиях. Но, несмотря на столь сомнительные методы, ограничил которые Литеранский собор 1215 года, сначала во Франции, а после и в других европейских странах, возводятся прекрасные соборы, знаменуя своим появлением новый рассвет европейской культуры и готики, как архитектурного направления.

Буржский собор


Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.

Использование венца капелл было обусловлено бурно развивавшимся в то время культом мощей, о чем упоминалось немного ранее. В 1220 году базилика была расширена — с запада достроили трехнефтное помещение, благодаря чему базилика стала одним из крупнейших католических храмов того времени. Третья базилика Клюни, возведенная на основе двух первых, стала прообразом подавляющего большинства масштабных французских соборов в стиле готики. Но увы — до наших дней дошли лишь ее чертежи, а само здание снесли в 1807 году.

Третья базилика Клюни (реконструкция)


Для развития готики в архитектуре приложил немало усилий аббат Сугерий, под чьим руководством в первой половине XII века была перестроена базилика аббатства Сен-Дени. Именно это событие принято считать отправной точной истории европейской готики.

По замыслу Сугерия, свет, заливающий храм, выступает символом безбрежного божественного света, исходящего от самого Творца. Более светлому помещению готических храмов, по сравнению с романскими, способствовал революционный отказ от колонн в пользу готического каркаса. Кроме того, что внутренне пространство храма было отныне единым, данная технология позволила существенно экономить строительные ресурсы и возводить более высокие сооружения. Еще одной отличительной чертой готики можно назвать строгую симметрию, благодаря которой интерьер готических соборов выглядит очень гармонично.

Среди наиболее знаменитых представителей готического архитектурного стиля во Франции можно назвать собор Парижской Богоматери, а также Шартрский, Реймский, Ланский, Буржский и Амьенский соборы.

Готика в архитектуре Англии стала проявляться в конце XII века. Стоит заметить, что если во Франции происходило активное развитие городов, английские города развивались достаточно медленно и готические храмы были преимущественно монастырского типа. Чистейшим образцом раннего периода английской готики принято считать собор в Солсбери, а основным готическим собором Англии считается Кентерберийский.

Более всего общих черт с французской готикой несет в себе здание лондонского собора Вестминстерского аббатства — именно тут короновали и хоронили норманнских правителей Англии, начиная с Вильгельма Завоевателя. Среди прочих значимых английских образцов готической архитектуры можно вспомнить соборы в Дареме, Йорке, Винчестере, Иле и Линкольне.

Кентерберийский собор


В Германию готика пришла из Франции, но, с течением времени, приобрела собственные уникальные черты. Часть сооружений, строительство которых было начато существенно раньше, были достроены с применением характерных готических элементов декора и конструкции, став основой своеобразного романско-готического стиля, к которому относятся Михаэльскирхе, часовня Санкт-Бартоломеус, собор Санкт-Килиан и другие.

Одним из первых строений, с исключительно готическими чертами, специалисты называют церковь Богоматери в Трире, форма которой представляет собой равноконечный крест, вытянутый только в алтарной части. Новинкой, не встречающейся во Франции, было расположение в каждом углу креста двух часовен. Германская готика имеет и другие отличия от французской: более геометрически строгие формы, вход с бокового фасада, одна или четыре башенки (во Франции традиционно две), более строгий внешний декор зданий и т. д. Единственным исключением является собор в Кельне, созданный в характерном для французской готики стиле.

В северной части Европы, в силу дефицита песчаника и мрамора, традиционно использовавшихся для строительства готических соборов, возникла т. н. кирпичная готика. Строители использовали фигурный кирпич, который позволял создавать готические узоры не хуже, чем из обтесанного камня.

Готика активно развивалась в Испании, Нидерландах, Чехии, Италии — этот стиль везде претерпевал определенные изменения, сохраняя общие черты. Развитие готики прервала «черная смерть», выкосившая в XIV веке почти треть населения Европы. Впоследствии готика получила некое возрождение под названием «пылающая готика» — в ней уже прослеживались черты маньеризма.

Дуомо, кафедральный собор в Милане, пламенеющая готика


Готика в архитектуре окончательно сошла на нет в начале XV века, сменившись архитектурой эпохи Возрождения, мастера которого черпали вдохновение в духовной и материальной культуре античности.

Неоготика в архитектуре вспыхнула ярким пламенем 50-хх годах XVIII века с подачи британской аристократии, вслед за которыми к готике обратились и на континентальной Европе. Этому способствовала идеализация эпохи средневековья и отказ от приоритетов античности. Неоготика превратилась в национальный стиль викторианской Британии. В этот период по всей Европе достраивались и реставрировались заброшенные и недостроенные соборы, ярким примером чего может служить упомянутый уже собор в Кельне.

На территории России в период рассвета европейской готики были более насущные проблемы, нежели возведение соборов, тем более, что готические формы, характерные для католицизма, не очень вписывались в православную традицию. Но в XVIII веке, вместе с рассветом неоготики в Европе, в Российской империи все-таки возникла своя, уникальная, русская псевдоготика, вместившая в себя традиционные готические черты, элементы

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение - романтизм?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому - то повезет, а кому - то нет

Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства.Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному" жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия.

Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Характерные черты стиля романтизм

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX - начала XX в.

Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу.

Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

Главные представители романтизма в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Строительные особенности романтизма

Развитие классицизма и романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции.

Вначале их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой области. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали.

Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Несмотря на то что романтизм вызвал широкий интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре стала готика.

При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Одновременно появляются ростки сознательного движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию.

Типы сооружений стиля романтизма

Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую длину (30,62 м), однако уже в конце века начинают строить чугунные мосты длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793 - 1796).

С конца XVIII в. чугун начинают применять при строительстве зданий. Особый интерес для того времени представлял проект складского здания в Манчестере (1801), которое решалось в виде восьмиэтажного чугунного каркаса, а также доки в Ливерпуле и Лондоне. В Англии появились чугунные конструкции соборов уже в 80 - х годах XVIII в., например в Ливерпуле.

Неоготика или псевдоготика (от итал. gotiko - "варварский", neos - " новый") - направление в архитектуре XVIII-XIX вв., возрождающее формы и конструктивные особенности средневековой готики. Неоготический стиль развился в эпоху интенсивного развития капиталистических отношений, зарождения империализма и колонизации континентов европейцами.

Неоготика зародилась в 40-х гг. XVIII в. в Великобритании, где традиции готического искусства были наиболее сильны, наряду с расцветом садово-паркового искусства и "поэтизацией" средневековой эпохи. Наибольшее распространение неоготический стиль получил в Священной Римской империи, Франции, Италии, Испании, а также в колониальных владениях Великобритании, которая воздвигала в метрополиях множество общественных зданий.

Неоготика была признана за образцовый стиль для строительства католических и протестантских церквей, а также для крупных общественных сооружений, загородных домов. В это время интенсивно достраиваются и реставрируются памятники средневековой архитектуры. Для европейской неоготики ХIХ в. характерно cтремление к возрождению характерной для готического искусства целостности художественного мышления, осознание эстетической ценности каркасной конструкции наряду с широким применением чугунных конструкций. Закат неоготического стиля в Европе пришелся на начало в., когда на смену избыточного готического декора пришли строгие формы романского стиля.

В отличие от Европы все неоготические храмы Беларуси построены на рубеже XIX и ХХ вв., что связано с действием запрета на строительство костелов, который русский император Николай II отменил только в 1905 г. знаменитым Манифестом. После этого католические храмы в неоготическом стиле начали строиться повсеместно на территории Беларуси. В стиле неоготики построены три из самых высоких культовых сооружения в Беларуси: Троицкий костел в Гервятах, костел Св. Петра и Павла в Жупранах, костел Св. Владислава в Суботниках.

Неоклассицизм

(Neoclassicism) - эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17

века - нач. 18 века. Во Франции в рамках неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии - стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

В середине XVIII столетия в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме побывали все крупнейшие представители английского неоклассицизма. Они ехали туда, чтобы увидеть руины древних сооружений и воспринять подлинный дух античности. Многие английские архитекторы отправлялись также в Грецию, где они изучали древнегреческие постройки, в то время практически неизвестные.

Наиболее ярко неоклассицизм проявился, видимо, в архитектуре, что подтверждается работами братьев Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, Леду во Франции и Андреяна Захарова в России.

Среди пионеров неоклассицизма следует назвать Жака Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754 г., а его Малый Трианон в Версале считался самым совершенным примером "аттики" во французской архитектуре. Конечно, нельзя не упомянуть Суфло, который внёс элементы новой эстетики в планы реконструкции Парижа.

Если во Франции неоклассицизм нашёл своё выражение главным образом в проектах общественных зданий, то в Англии архитекторы строили в этом стиле частные усадьбы и городские дома. Сама их манера отличалась от французской. Во Франции неоклассицизм приобрёл суровые, подчас тяжеловесные формы, в Англии же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными. Особенно знамениты английские неоклассицистические интерьеры: всегда яркие и декоративные, они словно желали понравиться владельцам домов и их гостям.

Важнейшую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыграли два мастера - Уильям Чемберс (1723-1796) и Роберт Адам (1728- 1792).

Неоклассицизм

«стилем Адама» в честь его творца. В 1754-1756 гг. Роберт Адам совершил путешествие в Италию и вернулся оттуда страстным поклонником античности.

В его творчестве чувствовалось также влияние английского палладианства. Вместе с тем его стиль был очень своеобразным и легко узнаваемым.

Неоклассика" - термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различной по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19-20 вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства.

нередко называют просто

архитектуры эклектизма и стиля модерн

В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "

модерном",

В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин. И. В. Жолтовский. В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского модерна (Ф. О. Шехтепь, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьев и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг. развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью.

В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно-монументальных, подчеркнуто огрубленных формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и др.) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии.

Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры 2-й половины 30-х-начала 50-х гг, а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национальной архитектуры.

С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом

строительстве -

Линкольн-центр в Нью-Йорке (1960-е гг., арх. Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.

Дворец "Малый Трианон" в Версале

Направо от Большого Версальского канала расположился комплекс Трианон, состоящий из Большого и Малого дворцов с их собственным садовым окружением. Малый дворец, или Малый Трианон (Petit Trianon) – подлинный шедевр французского неоклассицизма XVIII века.

В 1761 году мадам де Помпадур подсказывает Людовику XV идею о строительстве дворца во Французском саду. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Проект поручается Габриелю Жак Анжу (1698-1782). В 1763 году начинается строительство, а уже в 1768 году торжественно открывают Малый Трианон. Но не суждено было мадам де Помпадур воспользоваться замком – она не дожила 4 года до завершения строительства.

Этот шедевр неоклассической архитектуры является, без сомнения самым совершенным творением Габриеля. Расположенное на квадратной площадке здание опирается на цоколь, над ним высится этаж и аттик, который завершается балюстрадой, скрывающей крышу на итальянский манер. Из-за неровностей рельефа, цокольный уровень виден только со стороны фасада, выходящего в Парадный двор, а также со стороны Храма Амура. Фасады украшены пилястрами и мощными коринфскими колоннами.

Фасады квадратного в плане здания выполнены по одинаковой композиционной схеме. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле

Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мировой архитектуры воплощает идею интимного уюта, достижимого лишь в единении с природой. Мостики через кажущиеся заросшими протоки, павильоны, устроенные на как будто диких островках, деревья, растущие в точно рассчитанном беспорядке, придают ансамблю очарование подлинной романтики.

Позже в королевской деревне появились мельница, птичник и молочная ферма (1783-1786). Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии Антуанетты.

Из этих чашек королева в "своей молочной" любила угощать гостей молоком от своих коров. Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь.

Королева Мария Антуанетта находилась под сильным влиянием идеи Жан-Жака Руссо о необходимости возврата к

«нетронутой природе».

Она изо всех сил старалась научиться собственным трудом обеспечивать хотя бы свою семью сельскохозяйственной продукции ей: ухаживала за коровами, доила и кормила их с королевского стола. Однако революционный народ почему-то расценил ее труды как утонченное издевательство над голодающим Парижем.

Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" зстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического, содержания.

В архитектуре неоклассицизма выделяются 3 периода: первый (около 1910- середина 1920 гг.), второй (в основном 1930-е гг.) и третий (начавшийся в конце 1950-х гг.). В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности

Неоготика в архитектуреЕсли вначале XVIII века по всей территории Великобритании модные архитектурные тенденции базировались на классической эстетике палладианства, то ближе к концу столетия интерес англичан дал крен в сторону готических мотивов. Поначалу строения были похожи на средневековые храмы лишь внешне, но позднее стиль неоготика укрепился настолько, что дал начало возведению многих объектов по всей площади империи.

Типичным примером английского здания викторианской эпохи стал Вестминстерский дворец. Его облик до сих пор является одним из национальных символов Лондона и страны в целом. Однако популярность неоготики затронула и инженерные сооружения, доказательством чему выступает величественный Тауэрский мост.

Из великого прошлого к прогрессу

Строительство Тауэрского моста было инициировано в 1886 году в связи с острой необходимостью устройства дополнительной к Лондонскому мосту переправы через Темзу. Закончено его возведение было за 8 лет: в 1894 году мост предстал на суд общественности. Ключевыми фигурами в его истории стали:

  • Х. Джонс – идеолог сооружения, архитектор многих построек Лондона;
  • Д. Барри – инженер, работавший также и над другими мостами через Темзу;
  • Д. Стивенсон – увлеченный викторианской темой архитектор, назначенный руководителем проекта после кончины Х. Джонса.

Характерный неоготический облик конструкции придают два пилона – начинающие и замыкающие проход высокие башни с острыми шпилями и стилизованной под Средние века скульптурой. Сам факт их наличия уже указывает на родство с конструктивными особенностями мостов феодальных времен. Если тогда мостовые башни сооружали для обеспечения контроля и охраны проезда, то теперь пилоны поддерживают тротуары на высоком от реки уровне.

Обладая каркасной системой устройства, эти элементы Тауэрского моста имеют довольно тонкие стены с крупными оконными проемами. Такая специфика однозначно доказывает, что готика и неоготика – родственные друг другу жанры. Хорошо связь эпох показывает и наличие изысканно-возвышенного декора на стенах, выполненных в облицовке портлендского известняка и корнуоллского гранита – материалах, традиционных для отделки средневековых замков Англии.

Интересно, что свою внешность мост получил не только за счет модных тенденций, но и благодаря своей близости к одной из старейших крепостей в Британии — Тауэру. На фоне того, что уже тогда ее стены и башни обладали для англичан сакральным значением, вполне очевидным становится стремление властей и горожан новые объекты возводить в сходной стилистике.

Нет бочки меда без примеси дегтя: по своим габаритам Тауэрский мост ощутимо превосходит не только сам Тауэр, но и более современные, хотя и старинные постройки. Такие его особенности способствовали возникновению мнения, что сооружение портит исторический облик Лондона. Однако если бы мост был меньше, то он вряд ли бы эффективно справлялся со своими задачами.

Передовые инженерные решения

По принципу своей работы Тауэрский мост представляет собой разводную конструкцию огромной для конца XIX века мощности: его пролеты общей массой свыше 11 000 тонн способны подниматься на 86 градусов. За процесс раскрытия элементов изначально отвечали гидравлические механизмы. Усилие для них генерировалось четырьмя высокопроизводительными паровыми двигателями, работающими на угле.

В 1982 году система разведения была модернизирована и оснащена электрогидравлическим приводом на зубчатой передаче, а в 2000 году еще и автоматизирована. Устаревшее оборудование доступно для удовлетворения туристического интереса. Музейные площадки разбиты в интерьерах башен и бывших пешеходных галереях на высоте.

Большая несущая способность пролетов создается за счет применения стержневой системы, где опорные элементы выполнялись из углеродистой стали. Многотонная металлическая конструкция установлена на крупные пирсы, для изготовления которых потребовалось свыше 70 000 тонн бетона.

Для пешего прохода предусмотрены тротуары, расположенные вдоль проезжей части. Однако основное преимущество Тауэрского моста для пешеходов в наличии специальных галерей, удаленных от водной глади реки на расстояние 44 метров. Помимо утилитарной функции, эти элементы несли и декоративное назначение.

Практически на всем протяжении XX столетия галереи становились пристанищем преступных элементов, что вынудило закрыть их для пользования. Открылись они только в 1982 году: из-за оборудования стеклянной кровли их облик приблизился к стилю хай-тек, но это не портит вида величественного архитектурного ансамбля.

Современное состояние моста

Архитектурные изыски отделки, гениальная конструкция и продуманная система организации движения делают Тауэрский мост в Великобритании одним из самых удивительных сооружений в мире. Как и прежде, его высота позволяет свободное прохождение различных видов суден по Темзе. Однако в связи с частичной утратой значимости речного сообщения, а отчасти по причине желания сохранить конструкцию его теперь разводят не более 5 раз за одну неделю.

Тауэрский мост сегодня помогает горожанам решать транспортный вопрос: свыше 40 000 человек на разном виде транспорта и пешим ходом ежедневно пересекают реку по нему. Учитывая высокую нагрузку, правлением City of London Corporation введены ограничения по скорости движения и массе автомобилей — не более 32 км/ч и не тяжелее 18 тонн. Такие меры предназначены для сохранения первоначального вида достопримечательности столицы.

Тауэрский мост впечатляет своей архитектурой и восхищает принципами работы. Имитируя средневековое зодчество, постройка выступает образцом применения прогрессивных технологий.


Таинственный, величественный, даже устрашающий – все эти эпитеты относятся к одному и тому же стилю. Он занимает отдельную нишу практически во всех видах искусства: скульптуре, живописи, книжной миниатюре, витраже, фресках. Но в современном мире готический стиль неожиданно воплотился модными течениями в одежде, макияже и интерьерах.

Готический стиль

Готикой принято называть отрезок развития в средневековом искусстве на Западе, в Центральной части и на Востоке Европы. В исторической шкале этот период относится к XII — XVI веку. Готика пришла на смену романтике, постепенно вытеснив ее. Термином «готика» все чаще называют известный стиль архитектуры, характеризирующийся как ужасно прекрасный и страшно величественный.

Зародилась готика еще в средине XII столетия в северной Франции. До XIII века она не только распространилась, но и надежно укоренилась на территории, занимаемой современной Германией, Австрией, Чехией, Испанией и Англией. Италия «заразилась» готикой позже, с огромным трудом и большой трансформацией, что привело к возникновению течения «итальянская готика». Конец XIV столетия отличился появлением в Европе так называемой интернациональной готики. В восточно-европейских странах готика проявилась позже, но и продержалась немного дольше.

Ужасающе-прекрасная архитектура




Здания и произведения искусства, содержащие в себе свойственные готике элементы, созданные во времена эклектики, то есть в средине позапрошлого века и позднее, характеризуются термином «неоготика».

Неожиданным для всех стало возникновение в начале 1980-х жанра музыки, именуемого «готикой». Такой современный готический стиль применялся как название возникшего в те годы «готического рока», а позже и молодежного движения, которое сформировалось на основе такой музыки — «готической субкультуры».

Само название произошло от итальянского слова gotico, что в переводе значит варварский или непривычный. Но данный стиль к Goten, то есть варварам, готам историческим, не имеет никакого отношения. Сначала это слово использовалось как брань. Первым это понятие в нынешнем его значении применил Д. Вазари, отделяя Ренессанс от Средневековья. Готикой завершилось развитие средневекового европейского искусства. Возникшее на базе романских культурных достижений, в эпоху Ренессанса это средневековое искусство считалось «варварским», по назначению — культовым, а по тематике — религиозным.

Готика — это целый культурный пласт, включающий в себя архитектуру, литературу, изобразительное искусство

Готический стиль Средневековья особенно ярко отображает храмовая, соборная, церковная и монастырская архитектура, которая формировалась на базе романской, или точнее бургундской средневековой архитектуры. Но готика отличается от романской стилистики, ее круглых арок, массивных стен и маленьких окошек. Она выделяется арками с заостренным куполом, узкими и высокими башнями и колоннами. Фасад богато украшался резными фрагментами (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветными витражными стрельчатыми окнами. Большинство элементов стиля подчеркивается вертикальной направленностью.

XVIII- XIX века ознаменовались развитием художественного стиля под названием неоготика или «возрожденная готика». Позаимствовав традиции и формы классической готики, неоготика, зародившаяся в Великобритании, распространилась также в странах континентальной Европы и даже Америки.

Временами элементы неоготики причудливо переплетались с самыми новыми для той поры технологиями. К примеру, Бруклинский мост в Нью-Йорке на стойках был оборудован арками в виде готических окошек. Самым выдающимся образцом неоготики считается здание парламента Британии в Лондоне.

Знаменитый Вашингтонский кафедральный собор, построенный в неоготическом стиле (1907-1990 гг.)

Интерьер собора

Полный вид снаружи — действительно монументальное сооружение

А это — фасад церкви Св. Маклу (15-16 ст.) во Франции, построенная в стиле пылающей готики. Действительно завораживающее зрелище

Собор Св. Патрика, Нью-Йорк. Неоготика, 1858-1878 гг.

Уникальным примером готического стиля в Руси являются постройки Грановитой палаты и звонницы на Софийском соборе в Великом Новгороде. В средневековой России, которая находилась под влиянием византийского искусства, готику практически не воспринимали как стиль, достойный внимания. Определенное подобие с готикой заметно лишь в строениях башен и стен на Московском Кремле.

А вот неоготическим стилем отличается императорская резиденция в Царицыне как наиболее выдающийся памятник «русской готической архитектуры» и самый крупный псевдоготический комплекс Европы.

Что касается мебели, то самым ярким образцом стиля считается дрессуар или шкаф для посуды. Нередко его покрывали росписью. Вся мебель той эпохи отличается простотой и тяжеловесностью. Например, одежда и бытовые предметы впервые начали хранить в специальных шкафах, хотя раньше для этого использовались исключительно сундуки. Так в концы Средневековья появились прототипы современной мебели: шкафов, кроватей и кресел. Один из самых распространенных в те времена элементов мебели — филенчато-рамочная вязка. Основными материалами на западе и севере Европы являлись местные древесные породы, в том числе орех, дуб, сосна, ель, а также лиственница, кедр и можжевельник.

Характерная черта архитектуры — высокие, вытянутые стрельчатые своды, окна, порталы


В эпоху Крестовых походов произошел переворот в изготовлении оружия. Европейцам удалось на Востоке познакомиться с легкой сталью, поддающейся ковке. Тяжелым кольчугам пришлось отступить перед новым видом доспехов. В них шарнирами соединялись кусочки металла, что позволяло покрыть всю поверхность самой сложной формы, оставив достаточно свободы для движения. От такой необычной конструкции новых лат появилась и новая форма в европейской одежде. В то же время создавались все наиболее известные сегодня способы кроения.

Благодаря готической моде на смену свободной романской рубашкоподобной форме одежды пришел сложный облегающий покрой. Пиком совершенства готического костюма стало окончание XV века, когда вся Европа покорилась моде, созданной при дворе Бургундии. В это время был укорочен мужской наряд, а длинную одежду носили только люди пожилого возраста, врачи и судейские. За счет облегающей куртки или упелянда, узких шоссов и короткого плаща одежда стала воплощением эстетических идеалов эпохи, подчеркивая стройный образ галантного юноши, грациозного кавалера. Женская одежда изменилась за счет отделения юбочной части от лифа. Юбка по ширине увеличилась благодаря дополнительным тканевым вставкам. Верхнюю часть наряда представлял узенький лиф, облегающие длинные рукава, треугольный вырез на спине и груди. Плечи женщины отклонялись назад, отчего образовывался силуэт, напоминающий букву S и названный «готическая кривая». Наподобие архитектуры той поры готической одежде задавалась вертикальная направленность. За счет отвесных концов накладных рукавов, острых манжет, сложных каркасных головных уборов, вытянутых кверху (атур), и остроносых ботинок эта тенденция только усиливалась. Самым популярным и наиболее дорогим считался желтый цвет, который преобладал именно в мужской одежде.

Гаргульи — демонические фигуры, венчающие стены готических соборов

Винтажное фото — гаргулья на стене Собора Парижской Богоматери

«Милый» скелет, удерживающий свод

Готический стиль в интерьере

По сравнению с любым дизайном отличает масса преимуществ: неповторимость, оригинальность, таинственность. Однако он, как говорится, на любителя, ведь в нем преобладают только темные тона с доминирующим черным цветом, который часто разбавляют бордовым и фиолетовым. Намного реже могут встречаться детали салатного, розового и белого цвета, однако вводятся они не для ублажения глаз.

Лишь человек, по-настоящему очарованный атмосферой готического стиля, захочет создать подобный интерьер в своем жилище с неповторимостью и некоторой мрачностью. Хозяин таких пенатов даже в самой смерти находит что-то романтическое.

Лучше всего такой интерьер воплощается в масштабных строениях и на больших площадях

Готическому стилю не место в малометражной квартире, ведь создание подобного дизайна нуждается в пространстве. Поэтому лучший вариант для него — загородный дом или элитная квартира.

Однако, хотя этому стилю необходима большая высота помещения, его приверженцы умудряются воплощать такой дизайн и при не очень высоком потолке стандартного жилья.

Комната в готическом стиле должна бы создаваться из тех материалов, которые использовались древними готами, а это натуральное дерево и камень, обработанный нарочито грубо. Но не все будут применять подобный оригинальный материал, превращая свой дом в средневековый замок. Поэтому вполне допустимо использование искусственных аналогов.
Светильник в готическом стиле отлично подойдет для создания средневековой атмосферы. Особого внимания требует подсветка, а также световые эффекты, при помощи которых можно создать особую таинственность, присущую готике.

Туалетный столик с зеркалом. Подсвечник добавляет колорита

Еще одна отличительная черта готического интерьера — использование окон, направленных вверх, а также аналогичных арок. Декором могут послужить ажурные башни и орнаменты в готическом стиле, которые наполняют атмосферу помещения величием и изяществом. Окна украшают орнаментом или витражом.

Для получения гармоничной картины следует уделить должное внимание готической мебели. Это может быть буфет на высоких ножках, двустворчатый шкаф с филенками, массивная кровать и стулья с высокими спинками. Удачно вписывается в подобный интерьер и мебель из дерева, украшенная резьбой. Этот интерьер выходит тяжеловесным: хотя он дополняется множеством изысканных элементов, но все равно воспринимается несколько грубовато. Часто в нем, кроме окон, даже двери делают в готической стилистике.

Для придания потолку «готического» вида можно использовать лепнину, эффект свода, открытые стропила. Аксессуарами могут служить скульптурки разных мифических созданий, львов, картины, рыцарские доспехи и драпировки.

Конечно, полностью передать интерьер древнего замка почти невозможно. Но ценители готики могут использовать и просто элементы стиля, способные придать чертам дома готическую возвышенность.




Готический стиль в одежде

Неожиданное воплощение получил готический стиль в одежде. Он используется в основном девушками и юношами, которые относятся к молодежной субкультуре – «готам». Преимущественно в нем копируется европейская мода веков «неоготики». Принципиальная черта стиля — преобладание в нем деталей всех оттенков черного.

В современной готической моде очень мало того, что роднит ее с настоящей одеждой готов средневековья. В традиционном в нынешнем понимании готическом наряде преобладает экстравагантный крой и черный цвет. Из материалов предпочтение отдается коже, кружеву, шелку, бархату. Также в одежде используются детали из люрекса, тафты, органзы, парчи и винила.

Платье в стиле викторианской готики

Ещё один яркий пример викторианского направления

Шляпка, корсет, вуаль — готические красавицы бывают неимоверно женственными

Викторианский стиль, мужской вариант

Девушкам-готам характерно ношение корсетов, придающих силуэту стройности и соблазнительных очертаний. Их носят поверх основной одежды – рубашки или платья. Актуальным элементом нарядов считается юбка миди, штаны из кожи или платье длиной в пол. Даже мини-юбки очень популярны в готическом стиле. Верхняя одежда девушек – это в основном длинный кожаный или матерчатый плащ.

Мужчинам-готам свойственна ярко выраженная женственность, поэтому в их одежде точно повторяются элементы женских нарядов. Конечно, платья в готическом стиле и корсеты все равно прерогатива исключительно женщин, но юбки в готической субкультуре вполне могут носить мужчины. Все остальное же — это та же черная рубашка, балахон, длинный плащ и кожаные облегающие штаны.

«Современные» готы выглядят несколько по-иному. Тут уже нет стилизации под средневековье или викторианскую эпоху





Из обуви у девушек и юношей готической культуры популярны высокие тяжелые ботинки типа «гриндерсов». Также приветствуются разные виды обуви с высокой платформой, носить которую могут и парни, и девушки. Прекрасному полу можно подойдут сапоги, полусапожки или туфли на высоких каблуках. Что касается цвета обуви, то он, разумеется, остается только черным.

Девушкам-готам очень нравятся включения в наряд элегантных шляпок с вуалью черного цвета, а также ажурных кружевных перчаток.



Характерные – это исключительно серебряные украшения, которые можно заменить только белым золотом. Но временами готы могут использовать и недорогие недрагоценные металлы. Традиционное применение белого цвета в аксессуарах считается символом холодного, мертвенного света Луны. С его помощью отлично подчеркивается траурный характер готических одежд и бледность лиц готов.

Создать готический ансамбль очень просто, но выглядеть и являться готом – разные понятия. Для соответствия субкультуре готов важно жить этим, веровать в это и не предавать даже в мелочах. А вот для создания правильного готического костюма достаточно просто придерживаться основных стилистических рекомендаций. Причем они не представляют собой ничего нового: черная одежда, кружева, кожа, оборки, сапоги на высоченной платформе, черный или красный корсет, рваные джинсы, юбка и черные сетчатые колготки. Также уместны рваные черные футболки, перчатки, лонгсливы, рубашки и брюки черного цвета. Дополнить образ можно армейскими ботинками, украшениями в виде крестов, пауков, черепов, драконов, серебристых цепей, массивных колец, ошейников с шипами, пирсинга лица, не гламурных украшений.

Выделиться из общей массы помогут рюкзаки с шипами, нашивками, пятнами от краски, умышленными разрывами. Останется только сделать максимально мрачный макияж, кровавый маникюр, прическу с эффектом жирных волос – и вперед к единению с миром тьмы!

Фото