Презентация на тему "«Обломов» - Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна". Роман «Обломов»Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Образ А.М Пшеницыной

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Образ Ольги Ильинской в романе. Ольга до и после признания Обломова, её жизненные цели. Образ Агафьи Пшеницыной: принципы, любовь, отношения с окружающими. Сравнение образов Ольги и Агафьи, общее и различия. Взаимоотношения Обломова с главными героинями.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Русская критика о романе "Обломов" (Д.Н. Овсянико-Куликовский, Н.Ф. Добролюбов, Д. Писарев). Оценка характера Обломова Ю. Лощицем. История любви Обломова и Ольги в современном литературоведении, ее место и значение в сюжетном пространстве романа.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2014

    Детство, образование и начало творчества Ивана Александровича Гончарова. Откуда взялись герои и городок в романе "Обломов". Влияние Белинского на создание романа "Обломов" и на самого Гончарова. Сюжет и главные герои и герои второго плана в романе.

    презентация , добавлен 25.10.2013

    Комическое и поэтическое начало в образе И.И. Обломова, соотношение с характером Штольца. Ольга Ильинская до и после признания Обломова, её жизненные цели. Образ Агафьи Пшеницыной: принципы, любовь, отношения с окружающими. Портреты гостей Обломова.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2015

    История изучения романа "Обломов" в отечественном литературоведении. Образы "героев действия" и "героев покоя" в романе. Анализ пространственно-временных образов динамики и статики в романе. Персонажная система в контексте оппозиции "движение-покой".

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Роман Гончарова "Обломов" как очень важное общественное событие. Крепостнический характер Обломовки, духовный мир обломовцев. Бездейственное лежание, апатия и лень Обломова на диване. Драматизм истории взаимоотношений Обломова с Ольгой Ильинской.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Символы в художественной поэтике как самобытное мировосприятие И.А. Гончарова. Особенности поэтики и предметный мир в романе "Обломов". Анализ лермонтовской темы в романе "Обрыв". Сущность библейских реминисценцких моделей мира в трилогии Гончарова.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2010


Конспект урока по литературе
«Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов». Женские образы» Выполнила: студентка 5 курса филологического факультета очного отделения Брюхнова Мария Борисовна Коломна, 2013
Класс: 10 «Б» Тема:
Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов», женские образы
Тип урока: комбинированный Цель: 1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. 2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. 3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь. Оборудование: доска, текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии « Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент  Приветствие  Проверка готовности класса к уроку  Слушаем меня внимательно!  Садитесь 2. Основная часть урока: Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности».  Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (тема любви в романе, женские образы в романе)  Записываем тему в тетрадь  В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?
(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)  Какое впечатление они произвели друг на друга? (Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым. Обломов был смущен)  Ольга полюбит Обломова? (да)  А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)  Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)  А вам ее план никакой миф не напоминает? (миф о Пигмалионе и Галатее)  Вспомните этот миф, о чем он? (послушать ответы учеников)  Сделайте вывод, исходя из мифа. Кем является Ольга по отношению к Обломову и наоборот? (Ольга является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, то есть Ольга любит будущего Обломова, сделанного ее руками)  Но в Ольге все-таки просыпаются чувства? Найдите это в тексте (ч.2, гл.9)  Ребята, теперь я даю вам возможность отдохнуть и прослушать арию «Casta Diva» (слушаем)  Почему я поставила именно это произведение? (во-первых, Обломов любил это произведение, во-вторых, он все больше влюбляется в Ольгу)  Давайте прочитаем этот эпизод (читаем стр.175)  Вы сейчас послушали данное произведение. Как вы думаете, легко ли его исполнять? (нет)  Какой мы можем сделать из этого вывод? (Ольга по-настоящему талантлива. Звучит ее душа)  А Штольц ли это замечал? (нет, а Обломов смог это прочувствовать)  Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)  Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям. Стр.185)
 Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же он советует ей? (забыть все сказанное им)  Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)  И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)  Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)  И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)  Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)  Почему не сложилось их счастье? (Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)  Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (стр.333, ч.3.гл11)  Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)  Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца? (скорее всего нет)  Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)  Давайте прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж за Штольца. Что она чувствовала при этом? (стр.379. ч.4, гл.4)  Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)  Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Давайте найдем портрет Пшеницыной (стр.266)  Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли? (Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)
 Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)  Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)  Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей (стр.265, стр.273, стр.282)  Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)  Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)  Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)  А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению жизни)  Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью? (нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически) 3. Домашнее задание: Собрать материал про Захара
Самоанализ проведенного урока
Урок состоялся 8 октября 2015 года. Был посвящен теме «Любовь в романе «Обломов» и женские образы». Сейчас, анализируя этот урок, я могу сказать, что он получился отнюдь неплохим. К нему я готовилась долго: перечитывала главы, посвященные Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной, составляла опорный конспект, искала материал для презентации и в конце делала саму презентацию. Поскольку у меня нет достаточного опыта, и я только учусь, естественно, не обошлось без некоторых ошибок и помарок, которых впоследствии старалась избегать.
Во-первых, не смогла справиться с волнением и поэтому урок проводила в убыстренном темпе. Во-вторых, боялась делать паузы. Мне казалось, что если я сделаю паузу, то это будет наоборот считаться за ошибку. В-третьих, меня немного подвела аппаратура. Необходимо было включить прослушать арию «Casta Diva», но презентация не сработала вовремя и данная ария оборвалась на половине. Несмотря на все недочеты, я считаю, что урок получился хорошим. Каждый опыт ценен. Ребята смогли самостоятельно обобщить все сказанное и сделать определенный вывод. В дальнейшей своей работе я старалась избегать этих ошибок, внимательно уже выслушивала ответы учеников.

Презентация на тему: Любовь в жизни Ильи Ильича Обломов (роман «Обломов»)




















1 из 19

Презентация на тему: Любовь в жизни Ильи Ильича Обломов (роман «Обломов»)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Любовь в жизни Обломова Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» - женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти). К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

№ слайда 3

Описание слайда:

Ольга Ильинская Яркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребёнка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

№ слайда 4

Описание слайда:

Восприятие девушки в обществе Ольгу и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и девушка, неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»

№ слайда 5

Описание слайда:

Любовь в понятии Ольги Главное свойство Ильинской, присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет у неё; она укажет ему цель, заставит полюбить опять всё, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

№ слайда 6

Описание слайда:

Чувства к Обломову Ольга сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей понравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразиться в нём». Жизнь словно просыпается в героине вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга Ильинская словно проверяет на нём свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Её незаурядные ум и душа требуют всё более и более «сложной» пищи.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Илья Ильич постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что девушка «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она ещё ленивее развёртывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Обломов говорит героине, что она умнее его, Ильинская отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений. Она вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по её имению, с одной лишь целью – «… доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадёт с него гнёт, как он не устоит перед близким счастьем…». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

№ слайда 9

Описание слайда:

Жизнь. Цель: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего. Восприятие: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом - формой для мысли и постоянного анализа. Принципы: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”. Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез - любовь для Ольги - молчаливое, “разумное” счастье. Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были - настоящие. Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно. Больше всего боялась потерять любимых людей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Ольга и Штольц Ильинской необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломовым Ольга выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчёркивает. К финалу становится ясно, что героиня перерастёт своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери своих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя её мятущейся душе. «Глубокая бездна её души» не пугает, но тревожит Штольца. В Ольге, которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает всё новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с избранницей представляется во многом проблематичным.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Психологический портрет героини «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

№ слайда 13

Описание слайда:

Пробуждение чувств Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

№ слайда 14

Описание слайда:

Пшеницына и Обломов Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой. Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Жизнь. Цель: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних. Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…” Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!” Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”. Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями. Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку. Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

№ слайда 18

Описание слайда:

После смерти Обломова У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.

№ слайда 19

Описание слайда:

Сведения о презентации Используемые материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год 6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

Обломов – человек, с присущими человеку качествами – искренность, доброта, чистота. Но лень, апатия, бездействие – это и есть огромный минус человека. То, что Обломов именно «человек» доказывает символика его имени:

Три буквы О. О – это сфера, а сфера – это самая устойчивая форма материи (электроны, протоны, атомы, электростатические, магнитные поля, планеты, траектория движений электронов, планет, ядро клетки, яйцо – все имеют форму сферы или окружности).

Имя Илья ассоциируется со знаменитым Ильей Муромцем, который тридцать лет пролежал на печи. Небесный покровитель Обломова ветхозаветный пророк Илия, имя которого Обломов носит. Илья означает «Яхве - мой Бог, сила божья, крепость Господня, верующий»

Повторением в имени сына имени отца (Илья Ильич, Илья сын Ильи) Гончаров как бы подчеркивает неизменяемость, повторяемость образа жизни у представителей рода Обломовых.

Фамилию же героя и комментировать как будто не надо, до такой степени она выразительна. Одно из значений глагола «обламывать» в русском языке - уговаривать, убеждать в чем-либо.

Cлайд 1

Символические образы в романе И.А. Гончарова «Обломов» Выполнили: ученицы 10-А класса Лысенко Марина, Рубан Анастасия, Киреева Вероника. Учитель: Л.И. Герасименко

Cлайд 2

Образ - воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним. Символ в искусстве -характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Cлайд 3

Обломов – человек, с присущими человеку качествами – искренность, доброта, чистота. Но лень, апатия, бездействие – это и есть огромный минус человека. То, что Обломов именно «человек» доказывает символика его имени: Три буквы О. О – это сфера, а сфера – это самая устойчивая форма материи (электроны, протоны, атомы, электростатические, магнитные поля, планеты, траектория движений электронов, планет, ядро клетки, яйцо – все имеют форму сферы или окружности). ОблОмОв Имя Илья ассоциируется со знаменитым Ильей Муромцем, который тридцать лет пролежал на печи. Небесный покровитель Обломова ветхозаветный пророк Илия, имя которого Обломов носит. Илья означает «Яхве - мой Бог, сила божья, крепость Господня, верующий» Повторением в имени сына имени отца (Илья Ильич, Илья сын Ильи) Гончаров как бы подчеркивает неизменяемость, повторяемость образа жизни у представителей рода Обломовых. Фамилию же героя и комментировать как будто не надо, до такой степени она выразительна. Одно из значений глагола «обламывать» в русском языке - уговаривать, убеждать в чем-либо. Илья Ильич Обломов

Cлайд 4

Сердце Обломова подобно цветку, небесной розе, чаше. На такой ассоциативный ряд указывает Р. Генон. Он пишет, что чаша - это опрокинутый треугольник, цветок, небесная роза. Сердце героя, являясь «сердцем романа», вполне сопоставимо с сердцем Иисуса, являющимся «и реально, и символически центром бытия».

Cлайд 5

Обломов - легкая, мягкая подушечка, на которой он спал. Какая она удобная, какая уютная! Какая добрая и домашняя! Она легко мнется и подкладывается, она вечно чистая!

Cлайд 6

Диван, халат и туфли- символы лени и апатии. Диван для Обломова - это среда обитания, его лучший друг и “опора”, поддержка в любое время, занавес от внешнего беспокойного мира, преграда к любому действию. Это основной фон его жизни, это его суть и цель. Это привычка, привычка всей жизни, от которой невозможно отучиться даже когда ее ненавидишь. С дивана все начиналось, на диване все и закончилось… Символ отдыха стал символом наслаждения, символом лени, символом цели, символом жизни, символом обломовщины.

Cлайд 7

Под халатом Обломова спрятаны его кристальная душа, его чистая совесть, его необычная жизнь, вспоминая о которой, нельзя охарактеризовать её однозначно.. Халат Обломова Халат под своими широкими полами “скрывает” и жизненный уклад Обломова, и его “философию покоя”.

Cлайд 8

“Сон Обломова” - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя. Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи - рассуждения героя, которые он не произносит вслух. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти - ко всему. Мотив сна в романе Гончарова объединяется с мотивом мечты, грёзы наяву. «Сон» раскрывает наиболее глубокие пласты обломовского (и нашего) подсознания. Во «Сне» автор готовит почву для создания гигантской фигуры Обломова, призванного встать в ряд с известными в мировой литературе “вечными образами”. Сон Обломова

Cлайд 9

“Человеком деятельным” назвали Штольца Добролюбов и Писарев, а Куликовский назвал его “человеком движения”. Имя Андрей напоминает об апостоле - покровителе Руси, да и просто о миссии странствующего проповедника. Штольца можно сравнить с часами, которые работают не за счет батарейки, а за счет жизненной силы. Он, как часы, движется всегда вперед, стремится к новому, Штольц не может остановиться на достигнутом, что делает его “новым” человеком. Штольц Андрей Иванович

Cлайд 10

Давая героине имя Ольга, автор ставит рядом с героем «волевую, активную, работоспособную, интеллектуальную» женщину. Имя Ольга означает «святая, светлая», а фамилия происходит от имени Илья. Отчество Ольги - Сергеевна (Сергей - «высокий, высокочтимый») - объясняет то обстоятельство, что героиня недосягаема для Обломова. Ольга воспринимается Обломовым и читателем подобно красивой статуе. Ильинская Ольга Сергеевна

Cлайд 11

«Хозяйка» этого мира, Агафья Матвеевна Пшеницына, как и Ольга, как бы предназначена Илье: имя ее прочитывается как добрый «Божий дар», а «хлебная» фамилия прямо указывает на «генетическую» зависимость героини от Ильи, который воспет славянами как «покровитель урожая и плодородия, сеятель, жнец и податель благ... Пшеницына Агафья Матвеевна Отношения Ольги и Штольца прежде всего разумны, а потому им постоянно сопутствует в романе лунный свет. Их любовное объяснение происходит после захода солнца. Герои как бы специально ждут наступления темноты, чтобы раскрыть свои души друг перед другом. Во время объяснения на лицо Ольги падает свет от окна, и Штольц «мог читать, что было у ней на уме». Вечерний свет, свет лунный в романе осмыслен как родственный свету солнечному. Это свет истины, свет благодатный. Именно такое представление о ночном свете жило в сознании славян. Недаром от этого света Ольга прячет лицо, желая скрыть от Штольца правду о своей любви к Обломову. Счастливую жизнь Ольги и Штольца автор показывает на фоне «не обломовской», а южной природы - они живут около моря. По мифологическим представлениям разных народов, «в воде пребывают жизнь, сила, энергия и вечность», - пишет Мирча Элиаде. Ольга и Штольц, лунный свет