Самые известные квнщики. Легендарные команды КВН — лучшие из лучших

15 выбрали

Они играли в КВН… Для чего? Говорят, для того, чтобы всем стало радостнее и веселее. А может быть, просто потому, что для этих людей не было развлечения интересней, чем придумывать шутки и выступать с ними перед зрителями. А может, и потому, что они понимали: студенческая игра – хороший старт для карьеры на телевидении. Во всяком случае, многие известные КВНщики после того, как ушли из игры, никуда не пропали: одни успешно реализуют свои телевизионные проекты, другие пишут к ним сценарии, третьи их ведут, четвертые – принимают участие. Яркий пример тому – учитель литературы и бывший КВНщик Павел Воля, который, подозреваю, по своей специальности не проработал ни дня (разве что во время обязательной студенческой практики). Сегодня у известного шоумена день рождения. Давайте посмотрим, чем занимаются остальные выпускники школы КВН.

Но сначала немного об имениннике. Нет смысла рассказывать о том, чем он занимается сейчас – не знают этого, пожалуй, лишь те счастливые люди, которые живут без телевизора. Зато мало кто может вспомнить его прошлые, несколько наивные выступления в составе пензенской команды "Валеон Дассон". Напоминаю.

Вообще-то традиция переходить из КВН на телевидение или в шоу-бизнес совсем не нова: она существовала и в 70-х, и в 80-х, и в 90-х годах. Вспомните хотя бы Юлия Гусмана, Аркадия Инина, Леонида Якубовича, Сергея Сивохо. Все они получили техническое или естественнонаучное образование и все как один ударились в творчество: сценарии, режиссура, создание и ведение шоу-программ. Разница лишь в том, что тогда "выпускники" КВН начинали писать сценарии к Гайдаевским фильмам, а сейчас – к новым русским сериалам.

В команде КВН МГУ когда-то познакомились Алексей Кортнев и Валдис Пельш. Кортнев в результате не доучился на мехмате, зато вместе с приятелем создал музыкально-юмористическую группу "Несчастный случай", которая до сих пор с удовольствием валяет дурака в шоу-бизнесе.

Передачи, созданные КВНщиками – тоже не веяние моды. Первой такой программой было уже подзабытое "Джентльмен-шоу" , созданное участниками команды "Одесские джентльмены" . После них телевизионное пространство завоевывали создатели "ОСП-Студии": передачу делали выходцы из разных, порой противоборствующих, команд: "Магма", НГУ и "1 ЛМИ". А бывшие противники по КВН – Татьяна Лазарева и Михаил Шац в своей пост-КВНовской жизни даже стали супругами. И создали новую передачу "Хорошие шутки", пригласив туда бывшего новосибирского КВНщика Александра Пушного , который радует зрителей своими импровизациями.

В одной команде с Пушным когда-то играла известная певица Пелагея 11-летняя девочка на тот момент была самой юной участницей игры за ее историю.

Впрочем, в то время это были все-таки разовые проекты, массовая экспансия КВНовских талантов на телевидение началась в середине последнего десятилетия благодаря всем известному ТВ-шоу Comedy Club . Оно разрослось до собственного производства, выпустив под своим лейблом огромное количество дочерних юмористических программ, способных трудоустроить чуть ли не всех известных КВНщиков. Специально для КВНовских женщин, например, была создана программа Comedy Woman. Не пропадать же талантам!

Впрочем, тем КВНщникам, которые не вписываются в формат Comedy Club, ничто не мешает создавать свои проекты. Например, в юмористическое шоу "Даешь Молодежь!" почти целиком делают выходцы из команды "Максимум". Эта передача – набор скетчей, среди которых встречаются вполне удачные. В одной из рубрик, например, они пародируют активистов молодежных политических движений.

А команда "Уральские пельмени" , создавая свои проекты, полностью сохранила свой состав и название. Например, в одноименном шоу.

"Выпускники" КВН все больше вытесняют с телеэкранов так называемых "профессионалов" – актеров, режиссеров, продюсеров и сценаристов. Они ведут передачи, придумывают новые программы, пишут сценарии к фильмам и сериалам. Даже те, кого мы не часто видим на экране, обычно присутствуют за ним в роли сценаристов и продюсеров проектов. "Интерны", "Универ", "Папины дочки" и многие другие сериалы вышли из под пера "веселых и находчивых".

Правда, не могу сказать, что мне нравятся все проекты бывших КВНщиков. А некоторые из них откровенно разочаровывают. Может, я выросла, а может, они помолодели. А может быть, дело в том, что ни у кого не получится писать качественные шутки конвейером. А вы как думаете?

А какой у вас любимый КВНщик? Вам нравится то, что он делает сейчас?

Ведущий и руководитель одной из наиболее популярных программ телевидения, ставшей всенародной игрой, в которую играют в Израиле, Японии, Австралии, - Клуб веселых и находчивых. Президент международного союза КВН и творческого объединения "АМиК".

В РАЗДЕЛЕ:

Указ Президента МС КВН о запрете плюсовых фонограмм.

Указ Президента МС КВН «Об участии в неквновских телевизионных проектах».

Правила и инструкции для работы официальных лиг МС КВН

Предисловие

В КВНе все происходит не так, как у нормальных людей. Хотя у нормальных людей есть свои разумные традиции. Например, учебники каждый год переиздают, каждый раз исправляя и дополняя.

Эта книга уже пережила три переиздания. И это не предел, товарищи! Ведь КВН меняется вместе с нашей жизнью, а значит, процесс совершенствования бесконечен!

Самое удивительное - эту книгу, большая часть которой написана уже шесть-семь лет назад, КВНщики продолжают читать и даже утверждают, что чтение это подразумевает по-прежнему не только исторический интерес, но и практическую пользу.

Наши дни

Сегодняшний КВН так же не похож на КВН 50-летней давности, как непохожи первые телеприемники с линзой на современные девайсы с плоским экраном, звуком dolby surround и прочими прибамбасами. И все же. С чего все началось?

1956 год

Как гром среди ясного неба XX Съезд КПСС. Разоблачен культ личности Сталина. Еще нет «Современника» и «Таганки», еще не звучат из всех окон песни Окуджавы и Высоцкого, но в стране уже повеяло свободой. Москва становится столицей Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Юные головы уже полны счастливыми надеждами, творческими прожектами...

Здесь Вы можете задать интересующие вас вопросы генеральному директору АМИК, редакторам Высшей Лиги КВН, сотрудниками PR-отдела и администраторам сайта amik.ru .


Если Вы не знаете кому конкретно нужно адресовать Ваш вопрос, выберите в форме "Просто вопрос". В этом случае администраторы либо самостоятельно определят кто уполномочен отвечать на Ваш вопрос, либо ответят сами.


Ответы на вопросы смотрите в разделе Новости - Ответы на вопросы.

КВН сегодня - это не только аббревиатура популярной телепередачи. Это игра, связывающая несколько поколений и огромное количество представителей различных стран и культур. После очередного дня рождения клуба вспомним историю КВН, основателей и с чего все начиналось.

В начале было ВВВ

Хотя официальная история КВН ведет отсчет с 1961 года, основа популярной передачи была заложена немного раньше. В 1957 году в преддверии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, центром проведения которого была выбрана Москва, на комсомольском собрании было решено ввести в телепрограмму юмористическую передачу "Вечер веселых вопросов". Стоит отметить, что прототипом этой программы стало чехословакское телешоу "Гадай, гадай, гадальщик". Создателями этой игры были Сергей Муратов, Альбер Аксельрод и Михаил Яковлев, а в роли ведущих передачи были выбраны композитор Никита Богословский и начинающая актриса Маргарита Лифанова.

Формат телепередачи "Вечер веселых вопросов" существенно отличался от КВНа, к которому мы привыкли. Прежде всего, игра выходила только в прямом эфире, а ее участниками были непосредственно зрители. К сожалению, несмотря на большую популярность, в эфир передача вышла всего трижды, из-за накладки в прямом эфире проект был снят.

Рождение клуба веселых и находчивых

Лишь спустя четыре года после закрытия программы "Вечер веселых вопросов" родилась идея создания юмористической телеигры "Клуб веселых и находчивых" (или попросту КВН). Авторами игр юмористического клуба выступили те же люди, что занимались играми ВВВ. "Вечер веселых вопросов" был закрыт из-за накладки со зрителями, пожелавшими участвовать в передаче. В связи с этим основатель КВН Сергей Муратов принял решение сделать игру сугубо телевизионной. Да и название КВН подходило как нельзя кстати: в те времена так называлась марка телевизоров КВН-49. Именно в это время был заложен формат знакомой нам с детства игры-соревнования в остроумии между различными командами.

Дебют новой телепередачи состоялся в ноябре 1961 года, а в роли ведущих КВН спустя некоторое время после начала трансляции игр оказались Альберт Аксельрод и Светлана Жильцова.

Участники первых игр клуба

В отличие от нынешних команд, первыми участниками клуба были студенты институтов и университетов. В дебютной игре участниками стали команды из МИСИ (Московский инженерно-строительный институт) и института иностранных языков. Первые передачи выходили в прямом эфире так же, как и когда-то программа "Вечер веселых вопросов". И хотя сценария как такового изначально не было и часть конкурсов придумывалась на ходу, а правила совершенствовались в процессе, популярность КВНа росла с удивительной скоростью.

Движение КВН быстро распространилось по всей стране. Игры начали проводиться не только среди студентов, но и среди школьников и отдыхающих в пионерских лагерях, на предприятиях. Чтобы попасть в игру, выходившую по телевизору, командам приходилось проходить серьезный отбор, который удавалось преодолеть только лучшим из лучших.

Ведущий КВН - Александр Масляков

Вплоть до 1964 года основным ведущим телепередачи был Альберт Аксельрод, однако он покинул телепроект вместе с другими основателями - Сергеем Муратовым и Михаилом Яковлевым. Вместо Аксельрода на должность распорядителя игры был назначен студент Московского института инженеров транспорта Александр Масляков, который и по сей день является ведущим игр высшей лиги клуба.

Однако передаче не суждено было долго выходить на телеэкранах. Игроки часто иронизировали над идеологией советского режима, поэтому записи игр клуба стали подвергаться цензуре. Со временем цензура стала более жесткой, и даже иногда доходившей до абсурда. Так, участникам КВН нельзя было выходить на сцену с бородой - цензоры усмотрели в этом насмешку над Карлом Марксом. А в 1971 году из-за чрезмерно острых шуток команд программа была закрыта по решению руководителя центрального телевидения Сергея Лапина.

Мы начинаем КВН

Благодаря стараниям одного из участников первого КВНа телепередача была снова выпущена в эфир. Новый основатель КВН Андрей Меньшиков, капитан команды МИСИ, оставил формат передачи и ведущего (Александра Маслякова). Но не обошлось и без нововведений: появилось приглашенное жюри (в первых выпусках это были основатели игры), новые конкурсы и балльная система оценок. Кроме всего прочего, ведущему передачи пришлось взять на себя роль редактора.

Итак, в 1986 году на телеэкранах страны показали первую игру возрожденного клуба веселых и находчивых. Именно в этот момент появился гимн клуба "Мы начинаем КВН", а прошлые игры начинались с песни в исполнении Олега Анофриева.

Телепередаче понадобилось всего несколько выпусков, чтобы достичь того же уровня популярности, что и предыдущие проекты. Возродилось и квновское движение, более того, оно распространилось не только в России, но и в некоторых странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки.

КВН сегодня

На сегодняшний день КВН является одной из самых рейтинговых телевизионных передач. Квновские игры проводятся не только в школах и университетах, но и на различных предприятиях. Этот юмористический клуб объединяет участников не только России и ближнего зарубежья, но и многих стран Европы. С момента возвращения игры на телеэкраны только в высшей лиге приняло участие более 100 различных команд.

И хотя правила игры могут меняться даже по ходу соревнования независимо от уровня лиги (в том числе и в высшей лиге КВН), есть несколько основных, обязательных для исполнения условий. Во-первых, КВН - это командная игра, одного участника на сцену не выпустят. В команде обязательно должен быть капитан или фронт-мэн, представляющий ее на конкурсе капитанов, если такой будет включен в программу. Во-вторых, проверка команд на умение шутить обязательно проводится в нескольких конкурсах, так, например, это могут быть разминка, домашнее задание или биатлон. Более того, у каждой игры имеется тематическое название, задающее направление.

На телевидении сейчас можно увидеть игры высшей лиги, премьерки, международной и выпуски детского КВН.

Самые известные квнщики

В самых первых играх КВН, проходивших с 1961 по 1971 год, участниками были такие знаменитости, как Борис Бурда, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Леонид Якубович и Юлий Гусман (который уже долгое время является бессменным членом жюри игр высшей лиги).

Кроме того, из КВН вышли практически все основатели популярного юмористического телепроекта "Камеди-Клаб". Так, Гарик Мартиросян возглавлял команду "Новые армяне", Михаил Галустян - "Утомленные солнцем", в которой выступал и Александр Ревва, Семен Слепаков - сборную города Пятигорска, Павел Воля и Тимур Родригез были участниками команды «Валеон Дассон».

Кроме того, в разные годы в играх клуба принимали участие Алексей Кортнев, Вадим Самойлов, Александр Пушной, Пелагея, Александр Гудков, Вадим Галыгин, Екатерина Варнава и многие другие квнщики, ставшие знаменитыми.

Команда КВН "Уральские пельмени" выпускает одноименное шоу, в котором, как и в КВН, участвуют Дмитрий Соколов, Дмитрий Брикоткин, Первой командой, которая продолжила шутить на телевидении в собственном шоу, стали "Одесские джентльмены", кстати, с их легкой руки, а точнее, шутки, произнесенной в одной из игр, Александр Васильевич Масляков был провозглашен президентом клуба веселых и находчивых.

Лучшие команды КВН. Какие они?

Чтобы заслужить титул лучшей команды КВН, участникам требовалось победить в играх высшей лиги. За многолетнюю историю телепередачи кубок победителей получило множестве команд, каждую их них можно назвать лучшей.

В разные годы лучшими становились участники одной из самых титулованных команд "Дети лейтенанта Шмидта", сборная Российского университета дружбы народов, томская команда "Максимум", "Уездный город", "Сок", "Триод и Диод", "СОЮЗ", "Азия MIX" и многие другие.

Кто входил в состав жюри высшей лиги КВН?

В состав жюри КВН приглашаются знаменитости - звезды шоу-бизнеса, бывшие участники КВН, продюсеры, актеры или телеведущие. И хотя состав судей регулярно меняется, в нем никогда не бывает меньше 5 человек. Итак, вспомним самых именитых участников судейской команды клуба.

За всю историю игры КВН в роли судей побывало огромное количество знаменитостей. Так, на первых играх в составе жюри присутствовал основатель КВН Андрей Меньшиков. Как уже говорилось ранее, постоянный член жюри игр высшей лиги - Он оценивает умение участников шутить уже на протяжении 30 лет. - председатель судейской коллегии игры высшей лиги - присутствует практически на всех играх такого уровня. К постоянным членам жюри также можно отнести Леонида Якубовича, Екатерину Стриженову, Валдиса Пельша и Михаила Галустяна.

Кроме того, в разное время в качестве членов жюри высшей лиги в КВН участвовали и продолжают участвовать медийные личности: Александр Абдулов, Игорь Верник, Семен Слепаков, Иван Ургант, Андрей Малахов, Пелагея, Леонид Ярмольник, Андрей Миронов, Владислав Листьев, Лариса Гузеева и многие другие.

8-11-2016, 12:57

8 ноября 1961 года впервые вышел на экраны выпуск КВН – игры, которая и по сегодняшний день остается не только работой, но и призванием для многих людей. Самое удивительное то, любимая передача стала отправным пунктом для многих деятелей культуры, шоу-бизнеса и даже политики.

«Ветераны» КВН

Многие даже не знают, что известный российский артист, руководитель Московского театра эстрады Геннадий Хазанов является выходцем из КВН. Конечно, до того, как он появился в клубе веселых и находчивых, ему пришлось пройти долгий и тернистый путь. На сцену он вышел в составе команды МИСИ и сразу же заслужил всеобщую любовь. Спустя годы он стал заслуженным артистом России.

Известного российского телеведущего Леонида Якубовича все помнят возле барабана в игре «Поле чудес», однако к тому времени, когда он пришел на телевидение, то уже имел огромный опыт публичных выступлений. Якубович посвятил целых десять лет КВНу, поэтому с новой ролью на телевидении он справился блестяще. Конечно, в клуб веселых и находчивых он попал не случайно. Якубович обладал необыкновенным чувством юмора, он часто придумывал незабываемые шутки. Друзья Якубовича рассказывали, что над его выдумкам можно было смеяться часами. Именно благодаря Якубовичу на телевидении появился совершенно новый тип ведущего, который спокойно может подурачиться со зрителями или пошутить над самим собой. Стоит отметить, что передача «Поле чудес» создавалась только для него, хотя и объявили конкурс на место телеведущего, но когда Якубович дал свое согласие, то все кастинги были завершены.

Известный юморист Михаил Задорнов в 60-х также играл в КВН в составе команды РКИИГА, однако не очень долго, потому что уехал учиться в Москве. Позже артисту удалось стать капитаном группы болельщиков команды. Спустя 40 лет Задорнову посчастливилось подняться на сцену в составе команды КВН. Со слов юмориста, он будто помолодел от энергии, которая исходила от зала.

Невозможно не вспомнить легендарного капитана команды «Парни из Баку» Юлия Гусмана. Он был один из самых ярких КВНщиков того времени, его фраза «Как с Гусмана вода» стала очень популярной. За время участия в клубе веселых и находчивых, он успел окончить мединститут, но врачом так и не стал. Однако известным режиссером, который снял ряд фильмов в Америке, Японии и Китае, ему стать все же удалось.

Новое поколение КВНщиков

В 1971 году КВН закрывали, передача была возрождена только в 1986 году. Тогда со словами «Мы начинаем КВН» появились сотни команд нового поколения. После завершения участия в телепередачи многие КВНщики стали телеведущими, бизнесменами, писателями, сценаристами. Например, в конце 90-х бывшие участники передачи создали популярную в то время программу «О.С.П», одним из авторов которой была Татьяна Лазарева, выпускница команды «В джазе только девушки». Во время участия в КВН она познакомилась с Михаилом Шацем, выступающем в составе команды «СНГ». Зрителям он запомнился ролями про врача и номеру «Глюконатик». Позже встреча двух КВНщиков переросла в брак, который длится и по сегодняшний день. Шацу пришлось завершить карьеру врача и посвятить себя творчеству и шоу-бизнесу. Звездная пара не однократно признавалась, что очень часто их от развода спасал именно юмор.

Журналистка, телеведущая Елена Ханга также была «выпускницей» КВН. Ее самые известные проекты «Про Это» и «Принцип домино» смотрели миллионы зрителей. Позже Ханге и участникам ее команды удалось открыть русский клуб веселых и находчивых в Нью-Йорке.

Валдис Пельш, постоянный член жюри Высшей лиги КВН, сам неоднократно бывал на ее сцене в качестве участника. Он играл в составе команды МГУ и запомнился телезрителям в образе латыша, который очень плохо знает русский язык. Благодаря КВН Пельшу удалось стать известным телеведущим, который вел такие популярные передачи, как «Угадай мелодию», «Розыгрыш». Вместе с Валдисом свою творческую карьеру в клубе веселых и находчивых начинал и Алексей Кортнев, солист группы «Несчастный случай». Долгое время певец совмещал игру в КВН, гастроли группы, съемки в кино и на телевидении. Вместе с Валдисом Пельшем Алексей Коротков стоял у истоков такой популярной передачи, как «Золотой граммофон».

Многие знают, что Гарик Мартиросян, Семен Слепаков, Александр Ревва – выходцы из КВН, а вот то, что Пелагея, жюри шоу «Голос», играла в команде НГУ, известно не многим. Тогда 11-летняя девочка стала самой юной участницей клуба веселых и находчивых. Жюри никогда не оставалось равнодушным к неповторимому актерскому таланту Пелагеи, ее голосу в 3,5 октавы. Поэтому можно сказать, что дебют девочки состоялся именно на сцене КВН.

Однако не все решили уйти в творчество и шоу-бизнес, например, Светлана Фабрикант, выпускница команды «Одесские джентльмены» (дважды чемпион КВН), отправилась в политику. Несмотря на то, что она активно участвовала в жизни Одесского государственного университета им. Мечникова, однако окончить ВУЗ ей так и не удалось. После завершения своей КВНской карьеры она работала главным редактором одной из одесских телекомпаний, однако позже решила уйти в политику. Сейчас Фабрикант является руководителем партии «Сильная Украина».

Конечно не возможно не отметить современников КВНского юмора, таких как Михаил Галустян, прославившийся неповторимым образом девочки Гадя Петрович, Семен Слепаков, выступающего в команде «Сборная Пятигорска», Гарик Мартиросян, участник команды «Новые армяне» и организатор телепередачи Comedy Club.

Анна Солнцева - Корреспондент РИА VistaNews

КВН я полноценно начал смотреть в 1998 году (отдельные номера видел и раньше), а бросил - в 2010-м. После этого мной предпринимались попытки возобновить его просмотр, но в какой-то момент я сдался, махнул рукой и больше никогда не включал. Не знаю, что стало тому причиной. Может, я посмотрел «Монти Пайтона» и увидел, каким на самом деле может быть юмор. Может, причина в том, что КВН в основном затрагивает тинейджерские темы – тусовка, экзамены, шоу-бизнес, что мне уже давно перестало быть близким. Может, причина тому – подстраивание под современные реалии (клиповое мышление, номера получаются короткими, быстрыми, динамичными, не успеваешь их прочувствовать). А может, у КВН и правда сейчас кризис, кто знает. Хотя «КВН уже не тот» я слышал и в тот период, когда активно его смотрел и до слез смеялся над шутками.

Впрочем, хоть современный КВН мне перестал быть близок, никто не отнимает у меня старые «ламповые» команды и их великолепный стиль, юмор, харизму. Итак, это топ-11 моих любимых команд КВН! Почему топ-11? Потому что я украл идею у Ностальгирующего критика!

Маленькая оговорка. В конце каждого пункта я буду указывать «избранный номер». Это не значит, что он лучший или любимый. Скорее, это просто очень хороший номер, при этом один из первых, что я вспомнил, и к тому же легко находится на ютубе.

11) «Пирамида» (Владикавказ)

Главная проблема кавказских команд в КВН – их однобокость. Практически все так или иначе пытаются выехать на шутках, собственно, про Кавказ. И ладно бы тем было много, но нет, все упирается в определенный набор: долгожители, дамские угодники, беззаконие, лезгинка, плохое знание столичных традиций. На этих пяти шутках, например, в чемпионы вылезли «Нарты из Абхазии». Но были и те, кто смог выйти за рамки этих стереотипов. Таких команд навскидку могу назвать две – «Новые армяне» и «Пирамида». Армяне, конечно, поизвестнее будут. Чемпионами были, «Камеди Клаб» создали, Мартиросяна миру подарили. Но я вот попытался вспомнить их лучшие номера… И вы знаете, почему-то ничего цельного не вспомнилось. У «Пирамиды» же я навскидку вспомнил номеров пять. Признаюсь честно, тот же чемпион 2008 года «Максимум», обыгравший в финале «Пирамиду», мне нравится чуть больше. Но я его не включил в топ чисто из уважения к осетинам, сумевшим шутить не только про то, как столетний дедушка ухаживает за девушкой, пока его внук, вышедший из тюрьмы, использует мобильник как обувную ложку, а в конце все танцуют лезгинку.
Избранный номер: «Клан Болвано»

10) «Фёдор Двинятин» (Москва – Ступино)


А тут у многих возникнет вопрос: я так признавался в любви КВНу рубежа веков, а тут внезапно включаю в топ вот ЭТО? Поясню. «Фёдор Двинятин», на мой взгляд, были кривым зеркалом эпохи, в которую они играли. Во второй половине нулевых со сцены все чаще стали звучать шутки про «вещества», про гламур, светскую жизнь, тусовки. «Фёдор Двинятин» довел эти темы до абсурда. Он просто плевал на все нормы морали и приличия, смеялся над ними и реально заставлял себя ненавидеть. Недаром с ними был связан один из самых громких скандалов Высшей лиги КВН, когда Юлий Гусман разнес в пух и прах их пародию на Валерия Леонтьева . Эти ребята своим диким поведением смеялись над КВНом, над зрителем, над жюри. И это здорово!
Избранный номер: «Няни Пушкина»

9) «Мегаполис» (Москва)

Не знаю, кто первый придумал концепцию «выходит капитан команды и всех гнобит», но «Мегаполис» был первым, кто возвел ее в абсолют. Данная идея у многих не находила отклика. Признаюсь, поначалу и я не проникся ей. Было тяжело смотреть на людей, которые друг друга ненавидят, хоть и в шутку. Но если не обращать внимания на эту спорную идею, то «Мегаполисом» можно только восхищаться. В их номерах постоянно были отсылки к классической литературе и музыке. Один из их первых запоминающихся номеров – поэт-баснописец – это вообще что-то невообразимое. Команда разрывала зал не самими баснями, а их названиями или первыми строчками («однажды кит по берегу гулял. Вдруг, из воды в янтарных брызгах, взвился верблюд»). «Мегаполис», на мой взгляд, был последним отголоском старого доброго КВН – с долгими цельными номерами и блестящей театральной игрой, а не «выскочил – пошутил – убежал – и все под музыку».
Избранный номер: «Гусарская баллада»

8) БГУ (Минск)

Единственный двукратный чемпион КВН в мою эпоху. Эта команда запоминалась тем, что у нее не было какого-то определенного стиля. То есть выезжали белорусы не только на Лукашенко и картошке. Они брали юмором. При этом ни один из их культовых номеров не был похож на другой. Да, в 2001 году у них появился Галыгин с пародиями на вышеупомянутого «Алэксандра Хригорьэвича», но при этом команда не скатилась к бесконечным самоповторам. А еще БГУ были единственными, кто показал на сцене КВН самый настоящий… порнофильм ! Мое поколение поймет, о чем я. Это даже по тем, более свободным временам, казалось очень смелым ходом.
Избранный номер: «Концерт «Машины времени»

7) «Прима» (Курск)


Скажите, любители КВН, какая первая ассоциация у вас возникает при названии этой команды? Конечно, картинки. Иллюстрированный юмор – это была их фишка, их ноу-хау, многие вообще считают это едва ли не их изобретением, хотя, конечно, так шутили аж в шестидесятые. И да, номера у них были просто великолепными. При этом никогда не знаешь, где, когда и на какую тему они выдадут шедевр. В принципе, рассказывать об их рисунках нет смысла – все это легко находится в интернете. Но говоря о «Приме», многие упускают другую их фишку, нетипичную для их поколения. Просто обратите внимание на их юмор вне картинок: депутатские дебаты, реформа ЖКХ, «в гостях у Ерохиных», ремонт в квартире, мюзикл «Грузчики» … Команда шутила на бытовые темы, близкие не москвичам, а простым провинциальным россиянам. Не стеснялась ввернуть в свой номер политической сатиры. Жаль, что запомнились они в первую очередь картинками, а во вторую – стихами. Да даже песни у них очень часто использовались такие, которые кто-то из современного поколения даже не слышал. Взять, например, переделку «Миленький ты мой» про поездку в Турцию.
Избранный номер: а вот не будет вам картинок! «Клей-разлучник»

6) DasISTfak’t (Ярославль)

Самая неизвестная команда в этой подборке. Эти ребята провели на телевидении всего два сезона, причем в премьер-лиге, тихо испарились и остались в целом непонятыми. И это легко объяснимо – шутки про Жанну Фриске гораздо понятнее среднестатистическому телезрителю, чем, например, «Охота на куниц с бумерангом» . Мне кажется, если бы Сергей Курехин играл в КВН, его команда чем-то напоминала бы «DasISTfak’t». По реакции зала даже видно было, что порой они элементарно не врубаются в то, что ребята делают на сцене. Но увы, главной причиной того, что этих ребят так и не пустили в вышку, является не нестандартный юмор. И даже не неблагозвучное название (поначалу они вообще назывались «Дас Истфак», потом их заставили букву «т» добавить). Главная причина – в темах для юмора. Их самое первое выступление содержало в себе фразу «Там же все эти - «Наши», «Молодая гвардия», у всех глаза по пять копеек, им зерна кинь – они клевать будут». Я вообще не понимаю, как их пустили в телевизор с таким убойным юмором времен настоящей свободы слова. К сожалению, КВН с годами все больше используется как политическая площадка для прививания молодежи «правильной» идеологии и «правильного» образа врагов. И редкий социальный юмор вроде переделки «I want to break free» выглядит очень неуместно, как попытка показать: «Смотри, народ, у нас типа свобода слова!». Хотя на самом деле... но не будем о грустном.
Избранный номер: «Пока все дома» на чешском»

5) «ЛУНа» (Челябинск)

У многих команд бывает так: посмотришь пять номеров, запомнишь двести шуток, а потом ходишь и цитируешь. С «ЛУНой» ситуация была несколько иная. Навскидку я у них вспомнил только две отдельные шутеечки, но зато одна из них уже давно стала крылатой. Первая – «березка, мне бы столько почек, сколько у тебя» . Ну, и вторая – легендарная фраза про фильм (неважно какой): «Книга лучше. Причем любая» . «ЛУНа» брала другим – цельностью номера. Ни у одной команды КВН XXI века никогда не было так много цельных номеров, разбитых не на несколько кусочков, а выдержанных в одной теме. Взять хотя бы мой самый любимый – «Формула любви» . Фактически там идет полный пересказ советской комедии, причем еще и не самой известной (не «Бриллиантовая рука», не «Иван Васильевич»). Команда на сцене в СТЭМах и «Домашках» являла собой настоящую театральную постановку, хоть и сжатую временными рамками. Настрогать много хороших шуток – это, конечно, непросто. Но настрогать много хороших шуток на одну тему – это уже высший пилотаж.
Избранный номер: «Бесприданница» (хотя «Формулу любви» люблю больше всех)


4) Сборная Пятигорска


В КВН было и, наверняка, есть много команд, которые хотят выглядеть эдакими простецкими ребятами из провинции. Но увы, очередная шутка про то, как Николай Басков катался в лифте весь день, потому что там было зеркало, выдает в ребятах или, как минимум, их авторах, самых что ни на есть столичных граждан. Пятигорцы же были настоящими провинциалами. С самого первого выступления казалось, что они увидели КВН где-то на заре девяностых, а потом в их единственный телевизор на селе ударила молния. Да, у них уже было много юмора про современные реалии, но порой создавалось впечатление, что шутят они на эти темы неохотно. Гораздо лучше у них получались номера про Средневековье, Сельский роман, Чапаева… В общем, они делали примерно то же самое, что и «ЛУНа», но при этом у них есть пара преимуществ над уральскими товарищами. Во-первых, у них для номеров брались еще менее популярные фильмы. Во-вторых, их юмор порой до того абсурден был, что ты не сразу понимаешь, что они так пошутили, и сидишь, ждешь завершения шутки. А потом до тебя доходит… Ну и еще немаловажный факт – Пятигорск был очень хорош в разминках. А это, как вы понимаете, самый сложный конкурс КВН.
Избранный номер: «Новый год» (с «Богемской рапсодией»)

3) «Уральские пельмени» (Екатеринбург)

О том, чем занимаются «Пельмени» на канале СТС, говорить не будем – зачем о грустном? Вообще лично я застал у «Пельменей» только чемпионский сезон 2000 года. И из него помню только «Can’t touch this» на подручных приборах, а также фееричное «Сальто Делчева». Но главное – то, что они делали после ухода из «вышки». Большинство Юбилейных игр и недолгий проект «КВН. Вне игры» держались именно на номерах «Пельменей». Плюс их постоянные выступления на сочинских фестивалях, включая 2003 год, когда они подарили нам, пожалуй, лучший номер КВН последних лет 15 (думаю, вы понимаете, о чем речь) . Юмор у них строился на абсурде и неожиданном ломании четвертой стены, причем до того, как это стало мейнстримом. Как-то раз я поймал себя на мысли, что при построении шуток они мне очень напоминают «Монти Пайтон». А потом узнал, что «Пельмени» и правда вдохновлялись «Монти Пайтоном»! А самое главное – они умело использовали образ неадеквата в команде (Дима Соколов). То есть в КВНе многие строят почти весь свой юмор, все свои номера вокруг человека, который как бы «не от мира сего». «Пельмени» же использовали Соколова как эдакого джокера, когда надо добить уже умирающую от смеха публику.
Избранный номер: «Шоу «Двери» («Гладиолус» все и так сто раз видели)

2) Сборная Санкт-Петербурга

Сборная Санкт-Петербурга – это уникальное явление в КВН. Пожалуй, такой сильной народной любви не получала ни одна команда, не становившаяся чемпионом. Питер у многих поклонников КВН моего возраста стал первой настоящей любовью. Они брали какой-то легкостью, живостью юмора. И смотрелись очень по-молодежному. В то время, как другие в тех же приветствиях выходили и просто шутили «в линейку», эти ребята прыгали и бегали по сцене, просто вынося мозг невероятно крутым юмором. Они сочетали в себе легкость современного юмора с питерской интеллектуальностью. В их юморе чувствовалось уважение к зрителю – посмотрите хотя бы их номер про визит Боба Марли в СССР . Таких музыкальных номеров в КВН не показывал почти никто. Кроме еще одной команды (о них позднее). А как они одевались! Посмотрите – большинство команд КВН либо надевают форму единого стиля, либо игроки одеваются в определенные образы (например, «Уездный город»). А здесь они выходили на сцену как будто только что из гримерки и переодеться забыли.
В 2005 году Питер внезапно решил вернуться, хотя уже явно не тянули на молодежь. И они вернулись совсем другими. У них появилась форма (бежевые пиджаки), а юмор уже не был таким легким и быстрым. Они снова, как и на рубеже веков, казались анахроничными. Но анахроничными уже в другую сторону. Стали ли они хуже? Нет. Они просто поменяли стиль и стали другими. Это уже были солидные мужчины и женщина с более солидным юмором. Но чемпионами они все равно не стали. Вообще тот сезон окончательно убедил меня в том, что КВН выигрывает не та команда, которая лучше, а та, которая «надо». Дважды – в 1999 и 2002 году Питер в финале проигрывал командам, которые не должны были в эти финалы попадать. Сперва они вынесли в полуфинале БГУ, но решением Маслякова белорусы также прошли в финал, где выступили объективно лучше всех. Затем абсолютно такая же история получилась с «Уездным городом» (хотя их преимущество уже не было таким очевидным). А в 2005 году Питер в полуфинале отстал от победителей на 0,1 балла. 0,1!!! (прописью) Одну десятую! Я даже не буду в этой ситуации напоминать, что те оценки были явно занижены. Масляков холодным голосом сказал, что «цифры говорят следующее…», и Питер покинул КВН уже навсегда.
Избранный номер: «Плохое радио»

1) «Дети лейтенанта Шмидта» (Томск)

Сборная Пятигорска на сцене смотрелась как эдакий «привет из прошлого». Питер выглядел опережающим свое время. «Дети лейтенанта Шмидта» - команда вне времени. Их номера (за исключением реалий эпохи) отлично смотрелись бы в восьмидесятые и отлично смотрятся сейчас. Томичи не были первооткрывателями какого-то жанра или символом какой-то эпохи. Они просто выдавали юмор высочайшего качества. Как говорится, выходили и разрывали зал. При этом для них было без разницы, в каком конкурсе это делать – «домашке» или «разминке». Я вообще не видел ни одной команды, которая была бы так крута в разминке. При этом их основной фишкой было выбегание на ответ до истечения необходимого времени – находчивость Григория Малыгина (R.I.P.) и компании в те годы просто поражала. А еще у «ДЛШ» были невероятно крутые певцы. Вот есть команда РУДН, которая выставяла на показ свое умение петь. Для «Детей» это было само собой разумеющимся. При этом, имея на в команде Гасаева и Винса, они вообще могли бы не запариваться над текстами песен, а просто брать зал голыми руками за счет мощных голосов. При этом они не только делали уморительные переделки («как отвратительно в России по утрам»), но и песенное выступление превращали в маленький спектакль.
Но самым главным вкладом «Детей» в КВН, да и вообще в историю нашей страны, стало умение легко шутить про сложившуюся в те годы в России ситуацию. Кризис, разруха, вечно бухой президент, закрытие НТВ – все эти темы «ДЛШ» легко обращали в шутку, подстебывали действующую власть, но при этом оставляли в сердцах людей надежду на то, что все в конце концов устаканится, все будет хорошо. И как подтверждение – их непременные финальные песни с деревенско-народным уклоном. В современном КВНе для поднятия духа патриотизма почему-то считается необходимым кинуть камень в огород Америки. «Шмидты» же заставляли развернуться русскую душу и почувствовать за себя гордость без псевдопафосных фраз, без задорновского «русская смекалочка». И это было невероятно круто!
Я уже много написал про «ДЛШ», но вынужден выделить еще один абзац про «Сибирских сибиряков». В 2001 году томичи практически в полном составе выступили под новым названием и новой пропиской. Да, они получили усиление из команды НГУ, но все же тон задавали все те же лица. За единственным исключением – Александр Пушной. И вот в тот год они как будто решили не бороться за чемпионство, а показать народу то, что нравилось им самим. Вы только вдумайтесь: в 2001 году со сцены КВН звучала пародия на «ПИНК ФЛОЙД» . Причем даже не на Another brick in the wall, а на Shine on your crazy diamond! Пушной был первопроходцем стиля «рок-КВН». Жаль, что на Пушном этот стиль по большому счету и закончился.
Избранный номер: «Счастливый случай»


P.S. На всякий случай напомню: этот топ – чисто мое субъективное мнение. Обязательно пишите в комментариях свое. Какие команды КВН любили и любите вы? «Торт» ли КВН сейчас? Если нет, то когда он, по-вашему, стал «не торт»? В общем, ждем-с!