Таблица по героям мертвых душ. Образы помещиков в поэме Н

Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.

  • Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.
  • Оформление:

    1. Портреты Чичикова и помещиков.
    2. Текст поэмы “Мёртвые души”.
    3. Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. (Приложение 1)
    4. Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (DVD серия “Русская классика”)

    ХОД УРОКА

    I. Оргмомент (приветствие).

    Сообщение темы урока, целеполагание.

    II. Вступительное слово учителя.

    Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

    Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2

    III. Анализ образа Манилова.

    Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайд 3

    Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.

    Какая деталь в описании героя является преобладающей?

    Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

    Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость .

    С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

    Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

    Какова отличительная черта Манилова?

    Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

    Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

    Вывод. Слайд 4

    Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

    IV. Анализ образа Коробочки.

    Рассказать кратко содержание 3-й главы.

    Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

    Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

    Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

    Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

    Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

    Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

    Каково положение крестьян у Коробочки?

    Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

    Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

    Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

    Что сделало Коробочку такой?

    Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся

    Вывод: Слайд 6

    “Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

    Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

    V. Анализ образа Ноздрёва.

    Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.

    Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

    В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

    Какова речь героя?

    Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

    Каковы жизненные цели Ноздрёва?

    Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся

    Вывод. Слайд 8

    В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

    Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

    VI. Анализ образа Собакевича.

    Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

    Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

    Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.

    Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

    В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

    Что поражает в портрете Собакевича?

    В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

    “Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

    “Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

    Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

    Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

    “Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

    Задание: используя план-памятку, расскажите о СобакевичеВыступление 4-й группы учащихся

    Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

    Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

    VII. Анализ образа Плюшкина.

    Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

    Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

    Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

    Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

    Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

    Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

    Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

    Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

    Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине.Выступление 5-й группы учащихся

    Вывод. Слайд 12

    Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

    Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

    Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

    Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

    Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

    Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

    В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

    Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

    VIII. Сходство Чичикова и помещиков.

    Помещик, его отличительная черта

    Как эта черта проявляется у Чичикова

    Манилов – слащавость, приторность, неопределённость Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях
    Коробочка – мелочная скаредность В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны
    Ноздрёв - самовлюблённость Желание и умение всем нравиться
    Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”
    Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

    Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

    IX. Кроссворд. Слайды с 15 по 24

    X. Подведение итогов.

    XI. Домашнее задание.

    1. Заполнить таблицу по плану:

    • краткая характеристика помещика;
    • описание усадьбы помещика;
    • описание совместной трапезы;
    • как помещики реагируют на предложение Чичикова;
    • дальнейшие действия помещиков.

    2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”

    Описал самые разнообразные типажи помещиков, живших в современной ему России. При этом он постарался наглядно показать их быт, нравы и пороки. Все помещики изображены сатирически, образуя своеобразную художественную галерею. Приехав в город NN, главный герой познакомился со многими новыми людьми. Все они, в основном были, либо преуспевающие помещики, либо влиятельные чиновники, так как у Чичикова был план по заработку большого состояния. Пять семей он описал наиболее красочно, поэтому именно по их характеристике мы можем судить о людях, с которыми герой имел дело.

    Это, в первую очередь, добродушный и «сладкий как сахар» помещик Манилов . Все в нем кажется идеальным, начиная с манеры преподносить себя, и заканчивая слащавым тоном. На самом деле, за этой маской прячется скучный и ленивый человек, которого мало интересует его хозяйство. Вот уже два года он читает одну и ту же книгу, на одной и той же странице. Слуги пьют, ключница ворует, на кухне готовят безалаберно. Сам он не знает, кто у него работает и как долго. На фоне этого упадка довольно странно смотрится беседка под названием: «Храм уединенного размышления». Просьба Чичикова продать «мертвые души» кажется ему незаконной, но отказать такому «приятному» человеку он не в силах, поэтому легко отдает ему список крестьян бесплатно.

    Побывав в Маниловке, главный герой отправляется к Настасье Петровне Коробочке . Это пожилая вдова, проживающая в маленькой деревне и исправно ведущая свое хозяйство. У Коробочки много достоинств. Она умела и организована, хозяйство у нее хоть и небогатое, но процветает, крестьяне воспитаны и нацелены на результат. По натуре хозяйка бережлива и запаслива, но при этом скупа, глупа и бестолкова. Продавая Чичикову «мертвых душ», она все время беспокоится, чтоб не продешевить. Крестьян своих Настасья Петровна знает всех поименно, отчего и не ведет список. Всего у нее умерло восемнадцать крестьян. Их она и продала гостю словно сало, мед или крупу.

    Сразу после Коробочки герой посетил бесшабашного Ноздрёва . Это молодой вдовец лет тридцати-пяти, который любил веселые и шумные компании. Внешне он неплохо сложен, пышет здоровьем и выглядит моложе своих лет. Хозяйство ведет плохо, так как ни дня дома не бывает, детьми мало интересуется, крестьянами еще меньше. Единственное, что у него всегда в отличном состоянии - это псарня, так как он заядлый охотник. По сути, это был «исторический» человек, так как ни одно собрание без его вмешательства не обходилось. Он любил приврать, использовать бранные словечки и отрывисто говорил, не доводя ни одну тему до конца. Поначалу Чичиков думал, что у него легко можно будет выторговать «души» крестьян, но тут он ошибся. Ноздрев - единственный помещик, который оставил его ни с чем и вдобавок чуть не поколотил.

    От Ноздрева гоголевский делец отправился к Собакевичу - человеку своей неуклюжестью и массивностью напоминающего медведя. Деревня, в которой он жил, была громадной, а дом несуразным. Но при этом Собакевич хороший хозяйственник. Все дома и избы у него построены из добротной древесины. Отлично зная своих крестьян и будучи сообразительным купцом, он сразу догадывается, зачем приехал Чичиков и с выгодой для себя совершает сделку. Была у Собакевича и обратная сторона. В качестве крепостника он был довольно груб, неотесан и жесток. Этот персонаж неспособен к выражению душевных переживаний и никогда не упустит своей выгоды.

    Самым странным Чичикову показался помещик Плюшкин , по внешнему виду которого трудно было определить, к какому сословию он относится. Он выглядел как старая, ворчливая ключница с бегающими глазками и колпаком на голове. Мужики меж собой называли хозяина «Заплатанной». На самом деле, Плюшкин был очень богат. На него работали тысячи крестьян, его дом некогда процветал, а после смерти жены пришел в запустение. Он всегда был бережливым помещиком, но со временем превратился в настоящего скрягу, который копил весь ненужный хлам, ходил в обносках и питался одними сухарями. Предложению Чичикова он искренне обрадовался, как возможности заработать лишнюю копейку.

    Так колоритно писатель описал пять образов помещиков, обнажая пять ступеней деградации человека и очерствения души. От Манилова до Плюшкина мы наблюдаем картину постепенного угасания человеческого в человеке. Как в образе Чичикова, скупающего «мертвые души», так и в описании помещиков автор, скорее всего, выражал тревогу и переживания за будущее страны и человечества в целом.

    Первый, с кем знакомит нас автор, во 2 главе поэмы - Манилов. Его описывают как приятного, но скучного и ленивого мужчину лет 30-40. Гоголь не удостоил этого персонажа даже именем, упоминается только фамилия. Манилов ведет скучную жизнь, но в своих мечтах он хочет сделать из своего поместья “заграничные хоромы”. Персонаж строит множество подземных ходов, возводит башни и мосты. Вся эта роскошь приводит к обнищанию крестьян и самого Манилова. В погоне за красотой заграничных стандартов он забывает ухаживать за своим домом, крестьянами. Он женат, имеет 2 детей, которым были даны очень необычные имена - Фемистоклюс и Алкид. Этот факт показывает, что он не думает о будущем детей, для него главное подражание европейцам. Главный герой поэмы - Чичиков, при первой встрече с ним увидел в нем погруженного в себя деликатного человека. Манилова, из-за его романтичной натуры, легко было ввести на авантюру с продажей мертвых душ. Автор считает, что у помещика уже мертвая душа, поэтому он может с легкостью продать себе подобных.

    Образ помещицы Коробочки

    3 глава поэмы “Мертвые души” посвящена знакомству с женским образом помещика - вдовы Коробочки. Эта женщина отличается хозяйственностью. Настасья Петровна владеет всего 80 душами крестьян, однако, под четким руководством хозяйство ее процветает, дома стоят крепкими, а мужики отличаются недюжинной силой. Самый большой страх помещицы - не продешевить. Даже при продаже “мертвых душ” она опасалась, что она отдаст Чичикову души по заниженной стоимости. Для нее неважно, что она продает - муку, мед или мертвых людей, главная цель таких помещиков - продать выгодно. Гоголь сравнивает Коробочку со стаей мух, которые слетелись на грязь.

    Характеристика помещика Ноздрева

    После знакомства с Коробочкой автор предлагает нам взглянуть на активного и веселого Ноздрева. Мы знаем, что ему 35 лет и он потерял жену, но это ему не мешает вести активную жизнь. Он любит гулять, ходить в баню и драться. Ему тяжело заниматься хозяйством, поэтому он и не занимается этим. Все свои деньги Ноздрев спускает на посещение кабаков и балов. Часто остается без денег и нагло просит в долг, считая это нормальным явлением. У помещика есть двое детей, о которых он также не заботится, а вот собак он любит больше всех, и проявляет заботу о них даже больше, чем о детях. Ноздрева мы видим человеком скандальным, который часто привирает для собственной выгоды. Чичикову не удается купить мертвых душ у этого персонажа. Гоголь говорит, о том, что такие Ноздревы часто встречаются на Руси, и еще долго будут жить.

    Образ помещика Собакевича

    Используется говорящая фамилия - действительно, Собакевича можно сравнить с животным, но не с собакой, а с медведем. Описание Гоголем имело сходство с внешностью этого животного. На Собакевиче был фрак “медвежьего цвета”, крестьяне называли хозяина Михайлом Семеновичем. Собакевич был неуклюж и не отличался манерами. В усадьбе помещика тоже все неуклюжее, большое и неповоротливое. Крестьяне крепкие, но глупые и грубые люди. Собакевич не мог отказаться от предложения Чичикова, и без зазрения совести продал души. Для него важны только деньги, и из всей галереи образов помещиков Собакевич является самым “мертвым” из них . Для него все приличные люди - свиньи.

    Характеристика помещика Плюшкина

    Апогеем портретов помещиков становится Плюшкин. Все другие герои - это лишь малая часть того, что скрывается в Плюшкине. Он вобрал в себя черты характера и Манилова, и Коробочки, и Ноздрева, и даже Собакевича.
    Важно! Плюшкин олицетворяет собой все пороки помещиков. Ему присуща скупость, жадность, грубость, безразличность к людям, его интересует только накопление имущества, которое гниет на складах, как и его душа.
    Плюшкин складирует все, что можно. Однако свои богатства он не тратит даже на себя - ходит в старом халате, на который стыдно смотреть, практически не ест. Таким же образом относится к крестьянам - постоянно их упрекает и морит голодом. Некоторые не выдерживают - сбегают от него. Деградация души Плюшкина хорошо представлена в общении с сыном: когда тот проиграл в карты, он ему вместо денег послал проклятие и никогда больше с ним не виделся.

    Плюшкин - пример того, как не надо жить. Да он и не живет вовсе, для него время остановилось, все вокруг него не имеет цены. Встреча с Чичиковым ничего не изменила в его душе. Покупка Чичиковым умерших крестьян для него не имеет значения, ведь их негде положить и некуда складировать. Поэтому он и продает души за копейки, считая это выгодной сделкой.
    Важно! Образы помещиков в поэме “Мертвые души” показывают, насколько может быть бесчеловечным человек. На фоне этих гоголевских зарисовок мертвые души крестьян становятся “живыми”.
    В поэме Н. В. Гоголя мы видим, насколько деградировало дворянское сословие, и только простой русский народ способен духовно воскресить Русь, поднять ее с колен, если не будет походить на Чичикова, Собакевича, Манилова, Коробочки и Плюшкина. Если в их душе не будет этих пороков, то они смогут жить, как настоящие люди - в согласии с собой и окружающей действительностью, ведь самая главная ценность человека - его душа. Для полной картины образов цитатную характеристику персонажей смотрите в предложенном ниже видео.

    Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.

  • Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.
  • Оформление:

    1. Портреты Чичикова и помещиков.
    2. Текст поэмы “Мёртвые души”.
    3. Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. (Приложение 1)
    4. Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (DVD серия “Русская классика”)

    ХОД УРОКА

    I. Оргмомент (приветствие).

    Сообщение темы урока, целеполагание.

    II. Вступительное слово учителя.

    Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

    Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2

    III. Анализ образа Манилова.

    Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайд 3

    Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.

    Какая деталь в описании героя является преобладающей?

    Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

    Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость .

    С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

    Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

    Какова отличительная черта Манилова?

    Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

    Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

    Вывод. Слайд 4

    Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

    IV. Анализ образа Коробочки.

    Рассказать кратко содержание 3-й главы.

    Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

    Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

    Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

    Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

    Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

    Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

    Каково положение крестьян у Коробочки?

    Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

    Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

    Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

    Что сделало Коробочку такой?

    Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся

    Вывод: Слайд 6

    “Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

    Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

    V. Анализ образа Ноздрёва.

    Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.

    Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

    В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

    Какова речь героя?

    Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

    Каковы жизненные цели Ноздрёва?

    Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся

    Вывод. Слайд 8

    В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

    Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

    VI. Анализ образа Собакевича.

    Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

    Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

    Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.

    Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

    В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

    Что поражает в портрете Собакевича?

    В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

    “Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

    “Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

    Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

    Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

    “Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

    Задание: используя план-памятку, расскажите о СобакевичеВыступление 4-й группы учащихся

    Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

    Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

    VII. Анализ образа Плюшкина.

    Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

    Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

    Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

    Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

    Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

    Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

    Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

    Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

    Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине.Выступление 5-й группы учащихся

    Вывод. Слайд 12

    Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

    Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

    Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

    Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

    Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

    Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

    В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

    Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

    VIII. Сходство Чичикова и помещиков.

    Помещик, его отличительная черта

    Как эта черта проявляется у Чичикова

    Манилов – слащавость, приторность, неопределённость Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях
    Коробочка – мелочная скаредность В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны
    Ноздрёв - самовлюблённость Желание и умение всем нравиться
    Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”
    Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

    Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

    IX. Кроссворд. Слайды с 15 по 24

    X. Подведение итогов.

    XI. Домашнее задание.

    1. Заполнить таблицу по плану:

    • краткая характеристика помещика;
    • описание усадьбы помещика;
    • описание совместной трапезы;
    • как помещики реагируют на предложение Чичикова;
    • дальнейшие действия помещиков.

    2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”

    О. Скобельская в статье «Русский усадебный мир» рассказывает об историческом происхождении русской усадьбы, о ее особенностях и элементах, таких как беседки, газоны, зверинец, мостики, скамейки и др. Беседки придавали саду красоту и уют и служили как для отдыха, так и для прохладного убежища. Под газоном подразумевался лужок, покрытый мелкой травой. Дорожки прокладывались для прогулок в саду и бывали разных видов (покрытые и открытые, простые и двойные). Лабиринт – это часть сада, состоявшая из места для прогулок, наполненного перепутанными дорожками. Скамейки располагались в приметных местах. Они служили украшением сада и местами отдыха, часто были выкрашенные зеленой краской. Цветниками обсаживали дорожки, украшали места вокруг беседок и скамеек. Экстерьер становился предметом поэтизации.

    Но, как видим, тема описания усадьбы как средства характеристики помещика не стала объектом целостного и направленного исследования ученых и поэтому освещена недостаточно, что и предопределяет актуальность ее исследования. И цель нашей курсовой работы состоит в том, чтобы показать, как особенности бытового окружения характеризуют помещиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

    1. Усадьба как средство характеристики Манилова

    Гоголь уделял большое внимание социально-бытовой обстановке, тщательно выписывал материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои, потому что бытовая среда дает яркое представление об их облике. Эта обстановка описывается с помощью экстерьера и интерьера. Экстерьер – это художественное и архитектурное внешнее оформление усадьбы. Интерьер – описание внутреннего убранства помещения, несущее эмоциональную или содержательную оценку.

    Манилов был первым помещиком, которого навестил Чичиков. Его каменный дом в два этажа стоял «на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Дом был окружен садом. Манилов имел тот тип сада, который назывался английским – он становился популярным с начала ХIХ века. Там находились извилистые дорожки, кусты сирени и желтой акации, «пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины» (с. 410). Под двумя березами находилась беседка с плоским зеленым куполом, голубыми деревянными колоннами, на которой была надпись «Храм уединенного размышления». Ниже находился пруд, весь покрытый зеленью.

    Все детали поместья говорят о характере его владельца. То, что дом стоял на открытой ветреной местности говорит нам о том, что Манилов был непрактичен и бесхозяйственный, ведь хороший хозяин не построил бы свой дом в таком месте. Жиденькие деревья, позеленевший пруд показывают, что за ними никто не ухаживает: деревья растут сами по себе, пруд не очищают, что еще раз подтверждает бесхозяйственность помещика. «Храм уединенного размышления» свидетельствует о склонности Манилова рассуждать о «высоких» материях, а также о его сентиментальности, мечтательности.

    А теперь обратимся к внутреннему убранству помещения. Гоголь пишет, что в доме Манилова вечно «чего-нибудь недоставало» (с. 411): возле прекрасной мебели в гостиной, обтянутой шелковой материей, стояли два кресла, обтянутые рогожей; в другой комнате мебели не было вовсе, хотя сразу после женитьбы было оговорено, что комната скоро заполнится. К ужину на стол подавался дорогой подсвечник из темной бронзы «с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом» (с. 411), а рядом с ним ставили какой-то медный инвалид, весь в сале. Но ни хозяину, ни его жене, ни слугам это не мешало.

    Особенно детально Гоголь дает описание кабинета – места, где человек занимается интеллектуальным трудом. Кабинет Манилова представлял собой небольшую комнату. Стены были покрашены «голубенькой краской вроде серенькой» (с. 414). На столе лежала книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, «которую он постоянно читал уже два года» (с. 411). Но больше всего в кабинете было табаку, который был и в табачнице, и в картузах, и насыпан кучкою на столе. На окнах находились горки золы, выбитой из трубки, что были старательно расставлены «очень красивыми рядками» (с. 414).

    Как же интерьер характеризует героя? Незавершенность, которая постоянно наблюдается у Манилова, еще раз говорит нам о его непрактичности. Хоть он и хочет всегда всем понравится, его не тревожит странный вид его дома. В то же время он выставляет претензии на утонченность и изысканность. Когда мы «входим» в его кабинет, то сразу замечаем, что автор постоянно выделяет голубой цвет, что символизирует мечтательность, сентиментальность, душевную бледность помещика. Известно, что недочитанная книга у Гоголя – это образ, сопутствующий пошлому человеку. А по разложенным кучкам золы сразу становится ясно, что «работа» помещика в его кабинете сводится к курению табака и размышлениям о чем-то «высоком»; его времяпрепровождение абсолютно бессмысленно. Его занятия никчемны, как и его мечты. На вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них или чего-то недостает (обитые рогожей кресла), или в них что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). Он никому не доставил пользы и жил пустяками. Жизни он не знал, реальность заменялась пустыми фантазиями.

    2. Усадьба как средство характеристики Коробочки

    После Манилова Чичиков поехал к Коробочке. Она жила в небольшом домике, во дворе которого было полно птиц и всякой другой домашней твари: «индейкам и курам не было числа» (с. 420), между ними гордо расхаживал петух; тут же были и свиньи. Дворик «переграждал дощатый забор» (с. 421), за которым шли огороды с капустой, свеклой, луком, картофелем и другими овощами. По огороду были рассажены «кое-где яблони и другие фруктовые деревья» (с. 421), которые были накрыты сетками для защиты от сорок и воробьев; с этой же целью на огороде стояло несколько чучел «на длинных шестах с растопыренными руками» (с. 421), причем на одном их из них был надет чепец самой помещицы. Избы крестьян имели хороший вид: «изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились» (с. 421), а в крытых сараях стояла одна, а где и две запасные телеги.

    Сразу видно, что Коробочка – хорошая хозяйка. Неутомимо хлопотливая, она противопоставляется Манилову. Ее крестьяне живут хорошо, «довольствуются», так как она заботится о них и о своем хозяйстве. Также она имеет хороший ухоженный огород, на котором стоят чучела, которые отгоняют вредителей. Помещица настолько заботится о своем урожае, что даже одевает на одного из них свой собственный чепец.

    Что касается внутреннего убранства помещения, то комнаты Коробочки были скромными и достаточно старыми, одна из них «была обвешана старенькими полосатыми обоями» (с. 419). На стенах висели картины с «какими-то птицами» (с. 419), а между ними висел портрет Кутузова и «писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире» (с. 420), между окон находились старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде «свернувшихся листьев» (с. 419), а за каждым зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Также на стене были часы «с нарисованными цветами на циферблате» (с. 419).

    Как видим, жизнь Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного (многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел; утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая: портрет Кутузова, героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам, что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы. Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким образом, она – обобщенный образ бережливых, а следовательно и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.

    3. Усадьба как средство характеристики Ноздрева

    помещик гоголь мертвый душа

    Ноздрев был третьим помещиком, которого навестил Чичиков. Правда, познакомились они не в имении хозяина, а в трактире при большой дороге. После этого Ноздрев уговорил Чичикова поехать к нему в гости. Как только они зашли во двор, хозяин сразу же начал показывать свою конюшню, где были две кобылы – одна серая в яблоках, а другая каурая, и гнедой жеребец, «на вид неказистый» (с. 431). Потом помещик показал свои стойла, «где были прежде очень хорошие лошади» (с. 431), но там был только козел, которого, по старому поверью, «почитали необходимым держать при лошадях» (с. 431). Дальше последовал волчонок на привязи, которого он кормил только сырым мясом, дабы тот был «совершенным зверем» (с. 431). В пруду, по словам Ноздрева, водилась такая рыба, «что два человека с трудом вытаскивали штуку» (с. 431), а собак, которые находились в маленьком домике, окруженном «большим загороженным со всех сторон двором» (с. 432) было просто немерено. Они были разных пород и мастей: густопсовые и чистопсовые, муругие, черные с подпалинами, черноухие, сероухие, а также имели клички в повелительном наклонении: «стреляй», «обругай», «припекай», «порхай» (с. 432) и т.д. Ноздрев был среди них «как отец родной» (с. 432). Потом пошли осматривать крымскую суку, которая была слепа, а после нее – водяную мельницу, «где недоставало порхлицы, в которую утверждается верхний камень» (с. 432). После этого Ноздрев повел Чичикова полем, на котором «русаков такая гибель, что земли не видно» (с. 432), где пришлось пробираться «между перелогами и взбороненными нивами» (с. 432), постоянно идя по грязи, так как местность была очень низкая. Пройдя поле, хозяин показал границы: «все это мое, по эту сторону и даже по ту, весь этот лес, и все, что за лесом» (с. 432).