Тема смелости в произведении судьба человека. Шолохов, "Судьба человека": анализ произведения

Михаил Шолохов назвал своё произведение «Судьба человека» не случайно.

И не случайно это рассказ, а не повесть и не роман.

Без возвышенных патетических слов, призывов и лозунгов, а простым повествовательным языком Шолохов рассказал о судьбе одного человека, вместившую в себя судьбу все нашей страны, пережившей войну.

В рассказе главный герой Андрей Соколов переживает всё, что выпало на его долю с мужеством и достоинством, как настоящий человек, который переживая войну, боль и кровь, голод, плен, попытки его унизить и уничтожить в плену — сумел остаться человеком в высоком смысле этого слова.

Ему противопоставлен предатель и трус Крыжнёв, который спасовал и сдался сразу не только фактически оказавшись в плену. Он начал из трусости прислуживать фашистам, предавая людей, своих товарищей.

Мужество и смелость диктуют Андрею Соколову все его поступки, помогают пережить войну и найти и обогреть обездоленного войной мальчика, полюбить его всем сердцем и испытать это высокое чувство, которое помогло ему пережить утрату всех своей семьи.

Трусость Крыжнёва заставляет его стать предателем и иудой, его жизнь презренна и никчёмна и не имеет продолжения в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека».

ЕГЭ 2018.Какие аргументы можно привести в сочинении на тему Смелость и Трусость в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека»

Тезисы по данной теме:

  • о смелости человека мы можем судить, когда он находится в опасности,
  • смелые поступки заставляют тебя уважать даже врагов,

Главным героем произведения «Судьба человека» является Андрей Соколов. Его по-настоящему можно назвать смелым, отважным человеком. Попав в плен к фашистам, он под угрозой расстрела не стал унижаться, проявлять свою трусость и просить о пощаде. Наоборот, он вел себя храбро и даже дерзко с врагом. Особенно ярко это показано в сцене, где немцы предлагают Андрею выпить за победу фашистов, а он отказывается.

Его смелость оценили даже враги и не стали расстреливать Андрея.

Естественно, раскрывая тему «Смелости и трусости» по произведению Шолохова «Судьба человека» мы бужем рассматривать образ главного героя, то есть Андрея Соколова.

Во вступлениии следует дать определение того, что такое смелость и что такое трусость.

Затем воспользоваться аргументом к сочинению

То есть это случай, когда Соколов, будучи в плену не стал выдавать командира, как это хотел сделать один из персонажей.

Тут стоить подчеркнуть, что во время ВОВ трусость как социальное явление значительно уступало в советсктм народе перед смелостью.

При анализе образа Андрея Соколова можно применить следующие выражения.

Естественно, надо рассказать о его побегах из плена и, конечно же, о его посещении немецкого офицера, перед которым Соколов не струсил и вёл себя мужественно.

Как написать сочинение на тему — Смелость и Трусость в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека»

Герой этого произведения андрей Соколов — яркий пример мужества и отваги, чести и бесстрашия.

Его смелость вызывает уважение даже у его врагов — фашистов, которые презирают других людей и считают себя высшей расой, но даже они посчитали его достойным соперником.

Попав в трудные условия плена, Андрей Соколов проявляет хладнокровие, не паникует, не поддается слабости.

Сцена его допроса Мюллером отражает самые яркие качества смелого человека, любящего жизнь, но сумевшего сохранить самообладание, зная, что его хотят расстрелять, и не потерявшего свое человеческое лицо истинного патриота.

Конечно, как любому человеку, Андрею не хотелось умирать, но нежелание унижаться перед врагом, тем самым давая врагу ощутить чувство собственного превосходства, помогло ему выстоять.

На предложение Мюллера выпить с ним за победу немцев он отвечает дерзким отказом, чем повергает врага в удивление, граничащее с уважением к его смелости.

Враг сумел оценить силу и смелость Андрея Соколова и оставляет ему жизнь.

Герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов является олицетворением смелости советских солдат, попавших в плен, а солдат Крыжнёв символизирует трусость и предательство. Оба попали в ситуацию, в которой человек перед лицом смерти показывает, на что он способен. Первый сумел подчинить свои эмоции, не показав врагу своего страха, второй думал лишь о своей шкуре.

Автор воспользовался приёмом антитезы, изобразив контрастные характеры и личностные качества героев. Это даёт возможность сопоставить два типа поведения, подводит к выводу о том, что человек в любых условиях может проявить силу духа, волю, остаться верным себе, не потерять уважения других и самоуважения.

О чем писать сочинение на тему — Смелость и Трусость в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека»

Тема смелости и трусости в произведении М. Шолохова «Судьба человека» связана прежде всего с главным героем Андреем Соколовым, который попал в плен к фашистам, но не предал друзей, не стал подчиняться врагу, чем заслужил одобрение и уважение. В сцене допроса он не молит о пощаде, а готов принять смерть. Он не стал пить за победу немецкого оружия даже под страхом расстрела. Даже в трудных условиях, когда находишься на волоске от смерти, нужно оставаться отважным и бескомпромиссным человеком.

В своём рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов очень хорошо раскрыл тему смелости и трусости. В этом произведении смелым и бесстрашным человеком является Андрей Соколов. Попав в плен к фашистам он сохранил все лучшие человеческие качества и не сломался под давлением врага. На войне и в частности в плену человек проверяется кто он есть на самом деле. В рассказе показан момент, когда фашисты напоили Соколова водкой и за то, что он не упал дали целую буханку хлеба. И только еле дойдя до спального места, он упал и успел выдохнуть «На всех». Даже враги-фашисты оценили смелость Андрея Соколова.

Но в рассказе есть трусливый и подлый персонаж. Это рядовой по фамилии Крыжнёв. Он также попал в плен и задумал выдать фашистам командира, чтобы выслужиться перед врагом и спасти свою никчёмную жизнь. Его предательство и является самой настоящей трусостью. Андрей случайно слышал разговор рядового с командиром и ночью задушил его, тем самым спасая командира и избавляя общество от негодяя.

Михаил Шолохов говорит нам, что в любых условиях надо оставаться порядочным и смелым человеком и не испытывать страха перед врагом.

По этому рассказу был поставлен одноимённый художественный фильм, в котором роль Андрея Соколова сыграл Сергей Бондарчук. Он является и режиссёром этого кинофильма.

Для раскрытия темы сочинения по произведению Шолохова «Судьба человека» следует рассмотреть смелость и трусость в годы войны, смелость на примере образа отважного

и хладнокровного Соколова, который находясь в плену у немцев и понимая что его расстреляют не стал пить за победу немецкого оружия, тем самым вызвав уважение у немцев, которые оставили его жить, т.е. смелость заключается не в отсутствии страха, а в умении не поддаваться его влиянию.

В своём рассказе «Судьба человека » Михаил Шолохов очень хорошо раскрыл тему смелости и трусости. В этом произведении смелым и бесстрашным человеком является Андрей Соколов. Попав в плен к фашистам он сохранил все лучшие человеческие качества и не сломался под давлением врага. На войне и в частности в плену человек проверяется кто он есть на самом деле. В рассказе показан момент, когда фашисты напоили Соколова водкой и за то, что он не упал дали целую буханку хлеба. И только еле дойдя до спального места, он упал и успел выдохнуть «На всех». Даже враги-фашисты оценили смелость Андрея Соколова.

Но в рассказе есть трусливый и подлый персонаж. Это рядовой по фамилии Крыжнёв. Он также попал в плен и задумал выдать фашистам командира, чтобы выслужиться перед врагом и спасти свою никчёмную жизнь. Его предательство и является самой настоящей трусостью. Андрей случайно слышал разговор рядового с командиром и ночью задушил его, тем самым спасая командира и избавляя общество от негодяя.

Михаил Шолохов говорит нам, что в любых условиях надо оставаться порядочным и смелым человеком и не испытывать страха перед врагом.

По этому рассказу был поставлен одноимённый художественный фильм, в котором роль Андрея Соколова сыграл Сергей Бондарчук. Он является и режиссёром этого кинофильма.

герой этого произведени я андрей Соколов — яркий пример мужества и отваги, чести и бесстрашия.

Его смелость вызывает уважение даже у его врагов — фашистов, которые презирают других людей и считают себя высшей расой, но даже они посчитали его достойным соперником.

Попав в трудные условия плена, Андрей Соколов проявляет хладнокровие, не паникует, не поддается слабости.

Сцена его допроса Мюллером отражает самые яркие качества смелого человека, любящего жизнь, но сумевшего сохранить самообладание, зная, что его хотят расстрелять, и не потерявшего свое человеческое лицо истинного патриота.

Конечно, как любому человеку, Андрею не хотелось умирать, но нежелание унижаться перед врагом, тем самым давая врагу ощутить чувство собственного превосходства, помогло ему выстоять.

На предложение Мюллера выпить с ним за победу немцев он отвечает дерзким отказом, чем повергает врага в удивление, граничащее с уважением к его смелости.

Враг сумел оценить силу и смелость Андрея Соколова и оставляет ему жизнь.

Герой рассказа М.Шолохова « Судьба человека» Андрей Соколов является олицетворением смелости советских солдат, попавших в плен, а солдат Крыжнёв символизирует трусость и предательство. Оба попали в ситуацию, в которой человек перед лицом смерти показывает, на что он способен. Первый сумел подчинить свои эмоции, не показав врагу своего страха, второй думал лишь о своей шкуре.

Автор воспользовался приёмом антитезы, изобразив контрастные характеры и личностные качества героев. Это даёт возможность сопоставить два типа поведения, подводит к выводу о том, что человек в любых условиях может проявить силу духа, волю, остаться верным себе, не потерять уважения других и самоуважения.

В 1956 г. было написано произведение "Судьба человека". Шолохов, краткое содержание истории, которую он услышал во время Великой Отечественной войны, уместил в рассказе. Хотя по своему значению эта тема достойна даже повести. Михаил Александрович стал первым писателем, кто затронул проблему солдат, попавших в плен к немецким оккупантам. Это рассказ о безграничном человеческом горе, утратах и наряду с этим вере в саму жизнь и людей.

Начало произведения и его главные персонажи

Как строится повествование рассказа, который написал Михаил Шолохов "Судьба человека"? Анализ его показывает, что данное произведение представлено в виде исповеди. Главный персонаж - личность довольно незаурядная. Андрей Соколов - обычный труженик, работающий до войны в колхозе. Вместе со своей семьей он живет просто и размеренно, как и миллионы других семей. Но напали немцы, и все словно переворачивается.

Андрей в числе других идет защищать свою Родину. Рассказ "Судьба человека" не представляет главного персонажа в виде какой-то героической личности. И тем не менее автор на примере одного человека показывает судьбу всего российского народа. Он преклоняется перед его мужеством, выдержкой и силой воли. Ведь, пережив такую трагедию, каждый нашел в себе силы жить дальше.

Малограмотный человек или настоящий рабочий

Рассказ Шолохова "Судьба человека" раскрывает образ главного героя не сразу. Автор выдает его как будто частями. В каких-то строках произведения можно найти описание его глаз, в другом месте читатель видит слова о "большой черствой руке". Так постепенно складывается общая характеристика персонажа, которая дополняется его речевыми оборотами.

Во время того, как Андрей Соколов ведет свое повествование, можно заметить слова, которые передают настоящий русский Он часто употребляет в рассказе пословицы. Заметно, что Андрей - обычный малограмотный рабочий человек. Из-за этого он часто вставляет неправильные слова или выражения. Зато он прекрасный семьянин и во время войны остается настоящим мужчиной.

События, произошедшие с персонажем во время войны

Ученики, которые пишут сочинение на тему "Судьба человека", обязательно должны ознакомиться хотя бы с кратким содержанием произведения. Писатель описывает Соколова как простого солдата, который узнал все тяготы военного времени. А далее автор описывает, как Андрей прошел даже немецкий плен. Особенно интересны именно эти страницы произведения, которое написал Михаил Шолохов ("Судьба человека"). Анализ их раскрывает характеры многих персонажей.

Здесь присутствует солдатское единомыслие и братство, предательство и трусость. В плену Андрей Соколов совершает убийство, первое в своей жизни. Он убил пленного солдата, который хотел выдать фашистам своего командира. Затем Соколов встречает доктора. Он такой же пленный, как и остальные, но проявляет безграничное гуманное отношение к своим товарищам.

Основные качества характера главного персонажа

На чем построен сам сюжет рассказа, который написал Михаил Шолохов? Судьба человека, анализ его поступков в течение длительного периода его жизни, а также поведение главного героя во время плена. Благодаря всему этому автор показывает, как простой труженик смог сохранить не только Андрей Соколов на протяжении всего времени, что он пробыл в плену или участвовал в боевых сражениях, оставался настоящим мужчиной. Он смог сохранять спокойствие даже в самых сложных и критических ситуациях.

Михаил Шолохов стал первым писателем, который показал читателю все ужасы немецкого плена. Автор произведения достаточно ярко описал не только героическое поведение соотечественников. Он не скрыл и те факты, когда многие люди теряли самообладание и, боясь за собственные жизни, теряли мужество. Предавали товарищей и Родину. А порой и просто за кусок хлеба совершали убийства, шли на унижения. И, сравнивая характеристики различных персонажей, которые предстают перед читателем во время пленения Андрея Соколова, можно увидеть, как автор на их фоне подчеркивает силу личности своего главного героя. Он как будто становится еще выше и сильнее, а поступки его - чище и мужественнее.

Как Андрей спас себе жизнь

Есть еще один эпизод, который необходимо отметить в произведении "Судьба человека". Краткое описание его позволит читателю самостоятельно судить о характере Соколова. Однажды за неосторожно брошенную фразу в бараке, которую тут же донес кто-то из предателей до начальства, Андрея вызвали к коменданту. Звали его Мюллер. Перед тем как расстрелять Соколова, он предложил ему выпить стакан водки за победу германской армии и поесть. Но Андрей отказался.

Тогда комендант вторично поставил перед ним стакан водки и сказал выпить за свою смерть. Солдат выпил один, затем не закусывая второй. И хотя он уже едва держался на ногах, осилил и третий стакан, отломив потом маленький кусочек хлеба, чтобы закусить. Комендант с уважением отнесся к Соколову. Он ведь прекрасно понимал, насколько ужасным было питание в концлагерях.

Многие за кусок хлеба убивали друг друга. А тут такое мужество, тем более перед лицом смерти. До последнего хотел Андрей оставаться настоящим мужчиной и показать немецким оккупантам, что не весь российский народ можно сломать. Оценив такое поведение плененного солдата, Мюллер не стал расстреливать его. Более того, дал ему буханку хлеба и ломоть сала, отправив в казарму. Вернувшись в барак, Андрей разделил все между товарищами.

Побег из плена, или Новые удары судьбы

Далее рассказ "Судьба человека" повествует о том, как Андрей Соколов попал к одному немцу водителем, и как бы хорошо тот ни относился к нему, одна и та же мысль преследовала солдата. Бежать к своим. Дальше сражаться за Родину. Наконец, представился случай - и Андрею удается перехитрить фашистов. Оказавшись среди своих, он первым делом отправляет письмо жене, чтобы оповестить родных, что с ним все хорошо, жив и здоров.

И здесь этого мужественного человека ждет очередной удар судьбы. Его жена и дочери погибли, когда немецкие оккупанты совершали авиационный налет. Безгранично тяжело переживает Соколов эту потерю, но, взяв себя в руки в очередной раз, он продолжает жить. Сражаться и побеждать. Тем более есть еще сын, есть

очередного испытания

Судьба как будто окончательно хочет испытать Андрея Соколова на прочность, предоставив ему короткий миг общения с сыном. В последние дни войны его ждет последний сокрушительный удар. Сына убили. И единственное, что остается главному герою - это попрощаться с телом мертвого ребенка, последнего своего родного человека, и похоронить его на чужой земле.

Что делать дальше? Все, за кого он сражался, мысли о которых помогали Андрею выжить в немецком плену, ради чего он так цеплялся за жизнь, ничего нет! Наступает моральное и эмоциональное опустошение главного героя. Нет ни дома, ни родных, ни цели для того, чтобы жить дальше. И лишь счастливая случайность оказала огромное влияние на судьбу человека, совершенно уже отчаявшегося.

Подарок судьбы - сирота Ванюшка

Андрей Соколов встречает маленького мальчика Ванечку, который потерял на войне всех своих близких. Ребенок инстинктивно тянется к солдату. Каждому человеку нужна забота и ласка. Но здесь автор как будто подчеркивает родственность их душ. Каждый из этих персонажей испытал в своей жизни огромную боль потери близкого человека и ужасы войны. И судьба не зря подарила им эту встречу. Мальчик Ваня и Андрей Соколов находят утешение друг в друге.

Теперь мужчине есть ради кого жить, у него появляется новый смысл жизни. Необходимо заботиться об этом маленьком человечке. Воспитывать в нем все те качества, которые в будущем помогут стать ему настоящим мужчиной, достойным гражданином общества. И Андрей Соколов продолжает жить. Преодолев внутреннюю боль, он снова показывает себя как человека мужественного и целеустремленного, уверенного в собственных силах.

Последние страницы известного произведения

Если писать сочинение на тему "Судьба человека", то нельзя будет описать какие-то особенные подвиги, которые совершал главный герой во время Второй мировой войны. Он несколько раз был ранен, да и то легко. Но те эпизоды из жизни Андрея Соколова, которые описывает автор, те, что достаточно ярко демонстрируют его мужественный характер, силу воли, человеческую гордость, чувство собственного достоинства и любовь к Родине, разве не являются своеобразным подвигом?

Не потерять себя в этой жестокой войне, не разучиться любить, не потерять желание жить. Вот настоящий подвиг человека, который хотел описать Михаил Шолохов, рассказывая о судьбе своего главного персонажа Андрея Соколова.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 9 "В".

Цель: дать представление о понятии мужества в разных его проявлениях.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания, что Великая отечественная война была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины, опираясь на содержание рассказа М. Шолохова. Вспомнить реальные факты из истории войны, сопоставлять примеры мужества и героизма советских людей. Уметь читать отрывок по ролям, соблюдая правильную интонацию, пересказывать прочитанное.

Коррекционные.

Развивать у учащихся способность анализировать и сопоставлять реальные факты и события, описанные в художественном произведении. Учить слушать одноклассников и учителя, дополнять ответы товарищей. Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство национальной гордости за свою страну, за мужество и героизм защитников Отечества в годы великой Отечественной войны, желание быть похожими на них. Воспитывать умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу, умение работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Предварительная работа: ознакомительное чтение рассказа "Судьба человека", беседы о великой отечественной войне, чтение художественной литературы о событиях и героях великой Отечественной войны.

Оборудование: учебник "Чтение" 9 класс для специальных (коррекционных) классов 8 вида, А.К.Аксенова, Москва "Просвещение", 2006г.; слайдовая презентация к уроку, аудиозапись песни "Священная война", видеозапись фильма "Судьба человека", карточки с тестовыми заданиями, школьный толковый словарь под ред. М.С. Лапатухина, словарь русского языка С.И. Ожегова.

Ход урока

Структурный элемент урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Настрой детей на работу на уроке:

Быть активными,

Выполнять задание быстро, но внимательно,

Слышать учителя с первого раза,

Не грубить друг другу, не обижать товарищей,

Быть сдержанным, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников - во время их ответа, уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно.

Готовятся к уроку, слушают инструкцию учителя по организации работы на уроке
II. Вводная часть:

1. Дид.упр. "Найди слово"

2. Прослушивание песни "Священная война"

Дает задание: в буквенном ряду прочитать слово:

АВРОВОЙНАСТУЫЩ (война)

ССБОЭМУЖЕСТВОООЫЦЧ (мужество)

Подумайте, как связаны эти слова?

Прослушайте аудиозапись песни и скажите, какой войне посвящена эта песня? Что вы знаете об этой войне?

Выполняют задание фронтально по слайду 2. (Презентация 1.ppt)

Объясняют связь слов война и мужество.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы

III. Актуализация знаний.

1. Дид.упр. "Кто лишний"

Вы видите на слайде (Презентация 1.ppt)

фамилии героев Великой Отечественной войны. Кто из этих людей не является героем литературного произведения? (На слайде 3 написаны фамилии: Василий Теркин, майор Гаврилов, Андрей Соколов, Егор Дремов).

(Правильный ответ - майор Гаврилов).

Кто может рассказать об этом человеке? (Заслушивает ответы учащихся).

Почему немецкий генерал приказал своим солдатам отдать честь русскому офицеру?

Давайте вспомним изученные о войне произведения и соотнесем фамилии героев произведений с иллюстрациями.

(Представлены иллюстрации к произведениям "Василий Теркин", "Русский характер", "Судьба человека".) (Презентация 1.ppt, слайды 4 - 7)

По слайду 3 (Презентация 1.ppt) определяют, кто не является героем литературного произведения, рассказывают о нем

Отвечают на вопрос.

Соотносят иллюстрации к произведениями с фамилиями героев этих произведений (работают в парах). Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос

IV. Проверка домашнего задания. Учащимся предлагается тест для самостоятельного выполнения по содержанию рассказа.

Имя главного героя рассказа:

А) Андрей Соколов

Б) майор Гаврилов

2. Герой рассказа в начале повествования находился:

А) в госпитале

Б) в плену у фашистов

3. Андрея Соколова вызвали к лагерфюреру:

А) чтобы вручить награду

Б) чтобы расстрелять

4. Что задумал Андрей Соколов, когда его определили работать шофером?

5. Как принял Андрея Соколова командир дивизии?

А) обещал представить к награде

Б) ругал за внешний вид.

Выполняют тестовые задания индивидуально, выбирая один из двух ответов.
V. Основная часть.

1. Просмотр отрывка из кинофильма "Судьба человека".

2. Беседа по содержанию отрывка.

3. Работа со словарем.

4. Выразительное чтение отрывка по ролям.

5.Дид.упр. "Буквенный лабиринт"

Предлагает посмотреть отрывок из кинофильма "Судьба человека". (Приложение 2)

Почему был вызван Андрей Соколов к коменданту? Как он вел себя в разговоре с фашистом? Было ли опасным такое поведение? Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? Можем ли мы в этом случае говорить о мужестве? Как вы понимаете значение слова мужество?

Давайте найдем это слово в толковом словаре и прочитаем его значение.

Задание носит индивидуально-дифференцированный характер: кто-то выполняет задание самостоятельно, кому-то называет страницу учитель, у более слабых - есть закладки в словарях.

Таким образом, мы с вами узнали, что мужество проявляется по-разному. Оно не только в героическом поступке, но и в стойкости духа.

Давайте подумаем, как мы можем передать интонацией при чтении разговора выдержку Андрея Соколова и наглость и самоуверенность лагерфюрера.

Найти на слайде 8 (Презентация 1.ppt) среди букв слова, раскрывающие черты характера Андрея Соколова.

Смотрят отрывок

Отвечают на вопросы

Находят и зачитывают значения слова "мужество":

1) храбрость, присутствие духа в опасности;

2) стойкость, храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

Слушают выводы и цели дальнейшей работы на уроке.

Предлагают варианты интонации.

Читают отрывок по ролям. Слушают и анализируют чтение товарищей

Выполняют задание.

VI. Итог урока. Давайте повторим, почему Андрея Соколова можно назвать мужественным человеком? Как вы понимаете, что такое мужество? Почему мы можем сказать, что мужество советских людей и их любовь к Родине помогли победить врага? Какие примеры мужества советских людей вы знаете? Почему М.Шолохов назвал свой рассказ "Судьба человека", а не "Судьба Андрея Соколова". Какой вывод вы сделали для себя из этого урока? Захотелось ли вам узнать больше о жизни Андрея Соколова? Тогда постарайтесь посмотреть фильм, а лучше прочитайте до конца книгу "Судьба человека". Участвуют в беседе, высказывают свое мнение
VII. Домашнее задание. Расспросите дома об участии в Великой Отечественной войне своих родных (деда, прадеда) и попробуйте составить рассказ "Судьба моего деда (прадеда).

Если захотите можете сделать рисунки к рассказу. Они будут оцениваться отдельно. Можете получить дополнительную оценку.

Записывают домашнее задание, уточняют, если непонятно.

Судьба народа в трагические периоды
истории (по произведениям М.А. Шолохова)Война как трагедия народа в русской литературе XX векаВеликая
Отечественная война закончилась 55 лет назад, но память о ней жива и будет жить вечно, потому что именно в
этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм
и патриотизм. Наш народ сломил хребет фашистскому зверю, под ноги которого покорна легла Европа.Да, мы
победили, но слишком дорого досталась эта победа. Война стала не только триумфом народа, но его величайшей
трагедией. Она оставила разрушенные города, вымершие деревни. Она принесла смерть целому поколению молодых,
здоровых, талантливых людей. Уничтожен был цвет нации. Сколько их, великих защитников родины, погибло в
воздушных боях, сгорело в танках, убито в пехоте?!И героическое, и трагическое в войне ясно увидел М. А.
Шолохов и запечатлел в рассказе «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский
человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и
трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины.В
рассказе поднята проблема психологии русского солдата - человека, воплотившего в себе типические черты
национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик,
отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину.
Как и тысячи других, таких же как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся
его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала
бить и хлестать его изо всех сил. Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и
не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном
единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от фронта солдат пережил
все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два
года плена. После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом
месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при
этом почти не кормили и заставляли много работать. И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил
в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу
германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит
Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты.
Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны
победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни любовь, счастье... Суровая судьба
не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка
от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться,
ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на
белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. И вновь
жизнь обретает высокие человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки человека.Всей логикой
своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью.
Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни,
человечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям.Я считаю, что в «Судьбе
человека» звучит обращение ко всему миру. К каждому человеку. Остановись на минуту. Подумай над тем, что несет
война, что может она принести. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много
видевшего и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого.
Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего
невозможное.Две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе
Шолохова, образуя единое целое. Страдания и подвиги Соколова - это не эпизод, связанный с судьбой одного
человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с
фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл
рассказа «Судьба человека». Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том,
каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и
которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.