Вопрос по чтению. Примеры вопросов по чтению для получения гражданства рф Топор лучше шубы греет

Олимпиада по литературному чтению для 2 класса

1. В каком из предложенных текстов даётся определение СКАЗКИ . Обведи букву выбранного варианта ответа. А. Народное повествование, ведущееся от имени рассказчика. Б. Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, зачастую с участием волшебных, фантастических сил. В. Рассказ исторического или легендарного содержания.
2. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения. К.Чуковский Крокодил Гена и его друзья С.Михалков Федорино горе. Э.Успенский Снежная королева А.Пушкин Дядя Степа
3. Тест.
    Из него был сделан дом Мороза Ивановича________________________
    Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. _______________________________________ Её больше всего боялся Железный Дровосек. _______________________________________ Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. _______________________________________ Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость. ______________________________________ В русских народных сказках она называется живой и мёртвой. _________________________________________ Другое название азбуки. ____________________ Что тянуло Алёнушку на дно реки и не позволило ей всплыть? _________________________________________

9. Назови средство передвижения Бабы-Яги?

___________________________________________________

4. Подчеркни названия малых фольклорных жанров.

Повесть, потешка, частушка, сказка, рассказ, прибаутка, загадка, пословица, поговорка, песня, скороговорка, стихотворение.

5. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.

1 Сивка

2 Алёша

3 Ковёр

4 Лягушка

5 Винни

6 Конёк

7 Ванька

8 Муми

9 Иван

10 Сорока

6. Соедини стрелками начало фраз их концы.

Будет и на нашей улице… …дома лучше.

Волков бояться - …сплыло.

Было, да… …век учись.

В гостях хорошо, а… …праздник.

Век живи - … …в лес не ходить.

7. Найди рифмы к словам:

Ребята__________________.

8. Прочитай названия русских народных сказок, добавив гласные.

« ГС-ЛБД»_________________________________________________

«ТРМК»__________________________________________________

«ЛС ТТРВ»_______________________________________________

«КШ З ТПР» _____________________________________________
9. Работа с текстом. Прочитай.

Цыплята и воробьята.

Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей… А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть… Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы. Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно. Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…

Ответь на вопросы по тексту:

1. Кто сам умеет есть? Отмечай правильный ответ знаком «+» - Цыплята - Воробьята 2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте. 3. Чему удивляются цыплята? 4. Чему удивляются воробьята? - Тому, что птицы сами ищут еду? - Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили. 5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.

_____________ баллов из ____________

Ответы

1. Б. 2. К.Чуковский Крокодил Гена и его друзья С.Михалков Федорино горе. Э.Успенский Снежная королева А.Пушкин Дядя Степа Г.Х.Андерсен Конёк – горбунок П.Ершов Сказка о рыбаке и рыбке
3.
    Из льда Чуковский Ржавчины Арина Чулан Вода Букварь Камень

9. Ступа

4. потешка, частушка, прибаутка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка.

5.

1Сивка

2Алёша

3Ковёр

4Лягушка

5Винни

6Конёк

7Ванька

8Муми

9Иван

10Сорока

6. Будет и на нашей улице… ПРАЗДНИК.

Волков бояться - В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

Было, да… СПЛЫЛО

В гостях хорошо, а… ДОМА ЛУЧШЕ

Век живи - … ВЕК УЧИСЬ.

7. Найди рифмы к словам:

Жара_____________________ Речка___________________

Ребята__________________.

8. Гуси Лебеди, Теремок, Лиса и тетерев, Каша из топора


9. 1. - Цыплята 2. Шарики 3. - Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили. 4. - Тому, что птицы сами ищут еду? 5. Все птицы разные

ЧТО?ГДЕ?КОГДА?

Викторина по чтению

3 – 4 кл.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название «Викторина». Кто из вас может объяснить значение этого слова?

Ученики: Викторина – это когда ведущий задает вопросы, а дети на них отвечают.

Ведущий: Точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по чтению. Итак, приглашаются две команды.

Выбирается жюри.

Команды представьтесь! (Команды представляются- название, девиз)

1. Конкурс «Разминка»

Продолжите пословицы и поговорки (по очереди)

1. Гусь свинье …(Не товарищ)

2. Без труда не вытащишь и …(рыбку из пруда)

4. Не зная броду, не суйся … (в воду)

5. Слово не воробей…. (вылетит - не поймаешь)

6. Ученье свет, а … (не ученье тьма)

7. Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

8. Один в поле … (не воин).

Командам по очереди быстро задаются вопросы на которые они отвечают по возможности тоже очень быстро, в течении 1 минуты.

Вопросы 1 команде

1. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник)

2. Время суток перед восходом солнца? (рассвет)

3. Сколько лап у двух медвежат? (8)

4. Мальчик – луковица.(Чипполино)

5. Дерево – символ России. (береза)

6. Враг мышей. (кот)

7. Зловредная сказочная баба. (Баба – яга)

8. Самое быстрое животное.(гепард)

9. Кличка собаки Мальвины. (Артемон)

10. Отец твоего отца (дедушка)

11. Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)

12. Сколько героев в сказке «Курочка Ряба» (4)

13. Как перейти речку, не замочив ноги. (по льду)

Вопросы 2 команде.

1. Буро – серая птичка, которая отличается красивым пением. (соловей)

2. Не замерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки. (полынья)

3. Сколько ног у трех коров. (12)

4. Какое дерево наряжают раз в году. (елка)

5. Деревянный мальчишка. (Буратино)

6. Птица – символ России. (орел)

7. Друг человека. (собака)

8. Его смерть в яйце. (Кощей)

9. Брат матери. (дядя)

10. Кличка собаки из сказки «Репка» (Жучка)

11. Заграничный Дед Мороз (Санта- Клаус)

12. Последний месяц года (декабрь)

13. Птица которая «приносит новости на хвосте». (сорока)

3. Конкурс «Угадай сказку»

В какой сказке умели говорить печка, яблонька, речка? (Гуси-лебеди)

Какое животное обнаружило пустой теремок? (Муха или мышка)

У кого была ледяная избушка? (У лисы)

Как звали девочку, которая попала в домик медведей, в какой сказке? (Маша)

Из чего была речка, берега которой укрыли братца Иванушку и сестрицу Аленушку? (из киселя)

Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людьми. («Маугли». Р. Киплинг.)

Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви! («Золушка». Ш. Перро.)

Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

У этой особы такое нежное тело, что ей мешает спать даже любое бобовое.

(Принцесса на горошине.)

Доказал детям еще раз, что каждый обязательно станет по-своему красив, главное в это верить!

(Гадкий утенок.)

4. Конкурс «Названия сказок».

Здесь спряталось 6 названий сказок. Восстановите их. Каждая команда получает карточки со словами.(Кот, с- пальчик, Красная, Гадкий, Шкура, Спящая, в сапогах, Красавица, Шапочка, Ослиная, мальчик, утенок)

5. Конкурс «Определи жанр».

1) Унылая пора! Очей очарованье!

(стихотворение)

А у людей она слыхала,

(басня)

(былина)

4) Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на

книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер. (рассказ)

5) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой...(сказка)

6. Конкурс «Вопрос – ответ» (слайд)

Что сажали мужик и медведь в русской народной сказке?

репу

Что в стихотворении Хармса купили, чтобы «вылечить кошкину лапу»?

воздушные шарики

сосиски

Кто написал стихотворение «Где обедал воробей?»

Самуил Яковлевич Маршак

Сергей Владимирович Михалков

Агния Львовна Барто

Кто научил правильно говорить «р» Женю - героя рассказа Чарушина?

ворона

Кто в сказке Чуковского «Путаница» не стал произносить чужие звуки?

воробышек

Кто в рассказе Бианки «Первая охота» охотился на птиц и зверей?

охотники

волчонок

щенок

Какая пословица выражает главную мысль русской народной сказки «Лиса и тетерев»

У страха глаза велики

На языке медок, а на уме ледок.

Друзья познаются в беде

Что не давала старуха солдату, когда тот варил кашу из топора?

крупу

Как А. С. Пушкин назвал сказку, в которой рыбка исполняла желания старухи?

«Сказка о золотой рыбке»

«Сказка о жадной старухе»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Из какой басни И. А. Крылова мораль «Когда в товарищах согласья нет На лад их дело не пойдёт»

«Слон и Моська»

«Лебедь, Рак и Щука»

«Мартышка и очки»

Кто в рассказе Л. Н. Толстого «Котёнок» спас котёнка от собак?

Вася

Какая пословица выражает главную мысль сказки «Два Мороза»

Топор лучше шубы греет

Где тепло, там добро

Хочешь есть калачи, так не лежи на печи.

Кто в рассказе Чарушина «Страшный рассказ» напугал мальчиков

ёжик

Винни-Пух и все-все-все

Г. Х. Андерсен.

Дюймовочка

Кот в сапогах

Х. К. Андерсен

Снежная королева

Карлик Нос

К. Чуковский

Муха -Цокотуха

А. Лингрен

Пеппи Длинныйчулок

8. «Волшебный сундучок»

В этом волшебном сундучке собралось много сказочных предметов. Попробуй узнать по ним сказку.

1. Хрустальная туфелька («Золушка)

2. Горошина. («Принцесса на горошине»)

3. Осколок зеркала («Снежная королева»)

4. Веретено («Спящая красавица»)

5. Красивая шапочка. («Красная шапочка»)

6. Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)

7. Книжка с картинками. («Гуси – лебеди»)

8. Бусы из ракушек и морской цветок. («Русалочка»)

9. Конкурс «Путешествия» (на листочках наждой команде, а в это время конкурс с болельщиками.

За медом Винни-Пух _____________________________ на воздушном шарике

Из норы крота в теплые края Дюймовочка__________________на ласточке

На крышу Малыш ________________________________________на Карлсоне

На юг лягушка-квакушка ___________________________________на утках

10. Конкурс «Не зевай, помогай»! (конкурс с болельщиками)

1. Кого согласно русской пословице, ноги кормят? (волка)

2. На чем приносит новости сорока (на хвосте)

3. Что летит когда лес рубят? (щепки)

4. Что называют зеркалом души? (глаза)

5. У чего, согласно поговорке есть уши? (у стен)

6. Какому коню советуют не смотреть в зубы? (дареному)

7. Что делает с рублем копейка? (бережет)

8. Кто платит дважды? (скупой)

11. Создание сказочного словаря. Конкурс капитанов

А теперь скажите, какие словари вы знаете? (Толковый, орфографический, словарных слов, иностранных слов и т.д.) Давайте создадим новый Невероятный Сказочный словарь! Придумайте по 5 необычных слов и, по возможности, забавно объясните их. Капитаны работают. В это время команды сочиняют сказку.

12. Сочиняем сказку.

Молодцы! Много очков заработала каждая команда!

А теперь давайте сами попробуем сочинить сказку. С каких слов обычно начинается сказка? Но есть и другие зачины. Каждой команде я дам лист. На нём написаны слова, они помогут вам. Слушайте музыку и сочиняйте сказку!

Текст на листке.

Сказка про ________ .

После написания команды зачитывают свои сказки.

Чудесно! Интересные и весёлые сказки у вас получились!

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.

Приложение

Кот с- пальчик Приключения Красная Гадкий Шкура Спящая

в сапогах Красавица Шапочка Ослиная мальчик утенок Буратино

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки...

В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота;

заложил же и церковь Святой Софии...

Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на

Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная

книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки...

В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота;

заложил же и церковь Святой Софии...

Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой

Кот в сапогах

Г. Х. Андерсен.

Муха -Цокотуха

Винни-Пух и все-все-все

Г.Х. Андерсен

Снежная королева

Пеппи Длинныйчулок

К. Чуковский

Дюймовочка

А. Лингрен

Карлик Нос

Кот в сапогах

Г. Х. Андерсен.

Муха -Цокотуха

Винни-Пух и все-все-все

Г.Х. Андерсен

Снежная королева

Пеппи Длинныйчулок

К. Чуковский

Дюймовочка

А. Лингрен

Карлик Нос

Из норы крота в теплые края Дюймовочка__________________________

На крышу Малыш ______________________________________________

На юг лягушка-квакушка ________________________________________

За медом Винни-Пух ____________________________________________

Из норы крота в теплые края Дюймовочка___________________________

На крышу Малыш _______________________________________________

На юг лягушка-квакушка _________________________________________

Сказка про ________ .

Однажды шёл ____________ . По дороге он нашёл _______________ , взял и понёс царю. Пришёл ______________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался _____________ , хотел было ____________ , как вдруг _____________ из-за ________________ выскочил и давай ____________________ . Глянул на ______________ и __________________ . Поблагодарил царь умного __________________ и он отправился домой. Стал жить-поживать и ___________________________ .

Сказка про ________ .

Однажды шёл ____________ . По дороге он нашёл _______________ , взял и понёс царю. Пришёл ______________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался _____________ , хотел было ____________ , как вдруг _____________ из-за ________________ выскочил и давай ____________________ . Глянул на ______________ и __________________ . Поблагодарил царь умного __________________ и он отправился домой. Стал жить-поживать и ___________________________ .


ЭРЕНЦЕНОВА МАРИНА ИВАНОВНА

Продолжение темы «Вопрос-ответ». Сегодня я отвечу не на один вопрос, а сразу на несколько вопросов. Читая ваши письма и ответы, я заметила, что многих тревожит одна и та же проблема, только выразили все ее по-разному. Не удивительно, что многих родителей беспокоит одно и то же. Проблема сейчас стоит очень остро. Несмотря на обилие красивых и хороших книг, дети читать не хотят. На это есть множество причин, о них сегодня говорить не будем. Лучше попробуем найти решение этой проблемы, удобное для всех.

Вот вопросы, которые мне задали участники опроса на сайте, такие же вопросы часто задают подписчики в письмах. Посмотрите, возможно, и Вам это знакомо:

В настоящий момент с чтением у нас проблем нет, читает с неохотой. (Если читает с неохотой, то проблема все-таки есть)

Интересуют практические упражнения для ребёнка 6-7 лет

Мне интересны темы, касающиеся и чтения дошкольника (начальный этап), и увеличения младшего школьника.

Нам сейчас актуальны материалы по подбору текстов и , а также упражнения для улучшения техники чтения (на начальном этапе).

Очень хочу, чтобы ребенку было интересно обучаться чтению.

Какая техника чтения является нормой для ребёнка, закончившего 2-й класс, и ребёнка, закончившего 6-й класс?

Как развивать навык чтения у младшего школьника? Как заинтересовать ребёнка? Как развивать память? ? Как побороть "не буду", "не хочу".

Старшая внучка переходит в 5-й класс, а читать совсем не хочет и техника чтения неважная. Нет интереса к книгам: все заменяет компьютер. Что подскажете?

Ответить на эти вопросы в рамках статьи очень трудно. Статья не позволяет наглядно продемонстрировать приемы и упражнения. Поэтому совсем скоро, 16 июля, я проведу вебинар, на котором отвечу на эти вопросы и покажу практические приемы для развития навыка чтения школьника.

Чтобы получить ссылку на вебинар, прямо сейчас в числе участников. Вы гарантированно узнаете много нового и практически полезного по вопросу обучения чтению с интересом . Приходите сами, приводите друзей. А чтобы друзья узнали о предстоящем вебинаре, поделитесь с ними информацией в соц сетях.

Если у вас есть еще вопросы, пишите в комментариях, чтобы я могла подготовить ответы.

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец года не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

Проверка навыка чтения вслух

1 класс

По ягоды

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот.
Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – всё в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
– Кушай!
– А сама что же?
– А я вчера ела.
– Вчера не считается, – сказал дедушка. – Давай вместе.
И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя – ягоду, дед – ягоду, Надя – ягоду, дед – ягоду. Так всё и съели.

(97 слов )
(Я. Тайц )

Вопросы и задания

1. Какую ягоду пошли собирать в лес бабушка с Надей?
2. Почему Наде стало стыдно?
3. Как девочка исправила свою ошибку?

2 класс

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
– Пусти, меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

(110 слов )
(Л.Н. Толстой )

Вопросы и задания

1. На какого зверя упала белка?
2. Что хотел с ней сделать волк?
3. Почему белки веселы?

3 класс

Что легче

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Попадёт дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

(157 слов )
(В. Осеева )

Вопросы и задания

1. Почему мальчики не заметили, как прошёл день?
2. За что рассердились родители на первого и второго мальчиков?
3. Почему всегда лучше сказать правду?

4 класс

Орёл
(Быль)

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.
Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

(186 слов )
(В. Осеева )

Вопросы и задания

1. Для кого орёл добыл рыбу?
2. Почему он её выронил?
3. Какая сила вынудила птицу лететь за добычей во второй раз?

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2 класс

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(164 слова )
(К. Д. Ушинский )

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи .

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло;
б) улыбнулось;
в) осушило;
г) обогрело.

8. Дай свою характеристику Солнцу.

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

Правильные ответы к заданиям

Сердитый, северный

Ласковое, доброе, могущественное

Последние 9 слов

3 класс

Пчела и муха

Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?

(235 слов )
(М. Алёшин )

Прочитай текст «Пчела и муха» М. Алёшина. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)

а) Зима;
б) весна;
в) лето;
г) осень.

2. Множество каких цветов росло на лугу?

a) Лилии, гиацинты, ирисы;
б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;
в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.

3. Определи персонажей произведения.

4. Что делали на поляне пчёлки?

5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?

а) Трудились;
б) весело летали;
в) грелись на солнце.

6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?

7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)

а) Она оказалась на лугу в первый раз;
б) лилии её не интересовали;
в) её интересовала только грязная канава.

8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.

а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»
б) Ароматная поляна.
в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.
г) Сбор нектара.
д) Каждый видит только то, что его интересует.

9. Составь план текста из трех пунктов.

10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)

11. Охарактеризуй муху. (Какая она?)

Правильные ответы к заданиям

Пчёлки, муха, отец Паисий

Собирали сладкий нектар

Она оказалась на лугу в первый раз

4 класс

Плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!
Дождь, слякоть, холод, прямо – бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно все-таки поглядеть, что в такую непогоду зверье делает.
И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло.
Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.
Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, все себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно... Эх, был бы я лисой, так...
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла... Был бы у неё тут пир на весь мир!
Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.

(383 слова )
(Н. Сладков )

Прочитай текст «Плясунья» Н. Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

а) Зимой;
б) весной;
в) летом;
г) осенью.

2. Обоснуй свой ответ словами из текста.

3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.

4. Определи верное значение слова жнивьё .

а) Поле с созревшими зерновыми культурами;
б) поле, засеянное льном;
в) невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.

5. Определи значение слова околица в данном тексте.

а) Изгородь вокруг деревни;
б) окраина селения;
в) окольная, не прямая дорога.

a) Зайца, лису, мышей-полёвок;
б) зайца, мышей-полёвок;
в) лису, мышей-полёвок.

8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.

а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету;
б) пала передними лапами и носом на землю;
в) легла на брюхо, поползла;
г) рванула;
д) вскинулась всем передом;
е) проглотила, даже не разжевав.

11. Запиши разгадку пляски лисоньки.

12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.

13. Составь план текста из трёх пунктов.

14. Что нового из жизни природы ты узнал?

Правильные ответы к заданиям

Дождь, слякоть, холод

Третье предложение

Седьмое предложение

Как на пружинах, как цирковая собачка, выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает

Сам сплясал лисий танец

Проверка уровня начитанности

4 класс

1. Приведи 2–3 примера малых фольклорных жанров.

2. Запиши 2–3 названия жанров произведений, входящих в раздел «Устное народное творчество». Укажи названия произведений к каждому из жанров.

3. На какие три группы можно разделить народные сказки? Запиши названия произведений каждой из групп.

5. Запиши 2–3 названия произведений писателей-сказочников.

6. Назови своего любимого сказочного персонажа. Чем он тебе симпатичен?

7. Запиши 2–3 имени детских поэтов и писателей.

9. Назови 2–3 фамилии великих русских писателей и поэтов.

10. Запиши название своего любимого стихотворения о русской природе.

11. С какими детскими журналами ты знаком?

12. Запиши названия книг, относящихся к справочно-познавательной литературе, которыми ты чаще всего пользуешься.

Задания по литературному чтению в 4 классе

I. Осмысление текста.

Внимательно прочти текст и ответь на вопросы:

По улице шла старушка с корзинкой.
В корзинке были яблоки, красные и жёлтые, очень красивые яблоки.
Вот бы мне одно! Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман.
Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала: - Поди-ка сюда, мальчик!
Как тебя зовут? - Петрик - Красивое имя.
Ты, видать, хороший мальчик. - Не знаю.
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко: - Съешь! Это из моего сада.
Яблоко то, что в кармане, - прямо жгло мне ногу.
- Почему ты не хочешь взять яблоко?
Старушка стояла с протянутой рукой, а я?
А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.
Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал.


1) Выбери заголовок к тексту

а) Яблоко.
б) Старушка.


2) Почему мальчик заплакал?

а) Было нечего есть.
б) Стало досадно, что вернул яблоко.
в) Стало стыдно.


3) Почему мальчик не взял у старушки яблоко?

а) Испугался.
б) Оно было грязное.
в) Он не любил яблок.
г) Стало совестно за свой поступок.
д) Он был стеснительный, скромный.


4) От чьего лица ведётся рассказ?

а) От лица мальчика.
б) От лица бабушки.
в) От лица автора.


5) Подумай, к какому жанру отнесём данный текст:

а) сказка;
б) басня;
в) рассказ;
г) стихотворение.


II. Определи жанры произведений:


1) Небольшой объём; герои – животные или растения; о животных говориться, как о людях; часто – стихотворная форма; поучительность (обычна выделяется мораль):

а) рассказ;
б) сказка;
в) былина;
г) стихотворение;
д) басня.


2) Повествовательность; небольшой объём; небольшое количество героев; описание одного эпизода:

а) рассказ;
б) сказка;
в) былина;
г) стихотворение;
д) басня.


3) Наличие вымысла; постоянные герои; необычность; волшебные помощники; добро побеждает зло:
а) рассказ;
б) сказка;
в) былина;
г) стихотворение;
д) басня.


4) Сказание о богатырях, исторических событиях; сочетание реальных картин с вымышленными ; неторопливое повествование:

а) рассказ;
б) сказка;
в) былина;
г) стихотворение;
д) басня.


5) Небольшой объём; стихотворная форма; изображение переживаний и чувств это:

а) рассказ;
б) сказка;
в) былина;
г) стихотворение;
д) басня.


6) Определи, в каком жанре встречается персонаж Соловей разбойник:

а) рассказ;
б) сказка;
в) былина;
г) стихотворение;
д) басня.


7) Определи:

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает, Время считает.

Это: а) потешка; б) колыбельная; в) считалка; г) загадка; г) скороговорка.


8) Определи:

Справа от дорожки –
Заросли морошки.
Я сверну с дорожки –
Наберу морошки.

Это: а) потешка; б) колыбельная; в) считалка; г) загадка; д) скороговорка.


III. Элементы книги:


1. Титульный лист – это:

а) статья, расположенная до основного текста;
б) небольшая статья расположенная после основного текста;
в) первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.


2. Минимальная смысловая часть текста:

а) абзац;
б) подзаголовок;
в) сноска.


3. Слово или выражение, уточняющее название текста :
а) абзац;
б) подзаголовок;
в) сноска.


4. Пояснение непонятного слова, встречающегося в тексте, находящееся в самом низу страницы:

а) абзац;
б) подзаголовок;
в) сноска.


IV. Уровень начитанности:


а) Н. Носов;
б) С. Маршак;
в) В. Бианки;
г) А. Пушкин.


а) А. Волков;
б) Н. Носов;
в) Н. Сладков;
г) А. Пушкин.


3. Кто является героем произведения Дж. Родари?

а) Айболит;
б) Добрыня Никитич;
в) Синьор Помидор;
г) Незнайка.