Ян вермеер дельфтский картины. Бесценный голландец

В 2003 году на экраны вышел чудесный фильм “Девушка с жемчужной серёжкой”. Это трогательная история любви служанки (Скарлетт Йоханссон) и голландского художника Яна Вермеера (Кёлин Фёрт).

Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?

Да потому, что их просто нет!

Яна Вермеера называют «делфтским сфинксом». Так как историю его жизни мы досконально никогда не узнаем. И лишь картины позволяют почерпнуть хоть какие-то сведения.

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми, содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для 17 века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4-6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.


Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце 19 века его знаменитая “Девушка с жемчужной серёжкой” была куплена за 2,5 гульдена (в наше время – это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более, чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в 20 веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с , . Почему же?

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры – зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр. В этом жанре работало немало художников в Голландии 17 века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Вот например, “Женщина с весами” Вермеера.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

А это “Женщина с весами” другого голландского художника Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.


Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664 г. Старая национальная галерея, Берлин

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно. Из небольшого окна у потолка. Расставляя тонкие акценты. Насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать “бытовым” жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.


Герард Терборх. Письмо. 1660-1662 гг. Королевская коллекция, Лондон

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения “Девушка с письмом” Вермеера.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно. Разбиваясь на мелкие мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Возможно, он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применяя чистейший ультрамарин и краплак. Став примером в смелости цветовых решений для многих художников 19-20 веков.

Взять хотя бы его знаменитую .


Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660 гг. Государственный музей, Амстердам

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.


Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Девушка с жемчужной серёжкой


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665 г. Маурицхейс, Гаага

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера. “Девушке с жемчужной серёжкой”.

Вермеер написал обыкновенную для тех времён “трони”. Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.


Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665 г. Художественно-исторический музей в Женеве

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника. Который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера – это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того, чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества 17 века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии. Которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая – непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер очевидно девочку любил. Не приукрасив ее, но и написав с особой нежностью. Подчеркнув озорство в ее глазах.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине “Девушка, пишущая письмо”. Ее лицо как будто покрыто дымкой. Скорее всего, оно просто не попало в фокус.


Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665 г. Национальная галерея Вашингтона

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь камерой-обскурой, теми же зеркалами и красками, что и Вермеер, он создал копию картины мастера, “Урок музыки”.

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.


Тим Дженисон. Урок музыки. 2007 г.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95%, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое – тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А саму картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.


Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665 гг. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон

На мой взгляд, удалось. Но это не умоляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие художники. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника из 15 века Яна Ван Эйка.

Вконтакте

Ян Вермеер - талантливый нидерландский художник, жизнь которого, как и творчество, окружены домыслами и предположениями. Дело в том, что при жизни Вермеера, а также некоторое время после его смерти, работы мастера не вызывали явного интереса, хотя и сразу раскупались. Многие полотна даже были утеряны. Однако спустя некоторое время внимание искусствоведов привлекли творения позабытого гения, и сейчас имя Яна Вермеера стоит в одном ряду с именами гениев живописи , .

Детство и юность

Загадки появляются непосредственно с начала биографии Яна Вермеера Дельфтского. Последнее прозвище художник получил по названию места предполагаемого рождения - города Делфта. Откуда точно родом Вермеер (а родился художник 31 октября 1632 года), доподлинно не известно, однако сохранилась информация, что в Делфте родители крестили маленького Яна. Мастер любил этот город, одна из его картин так и называется - «Вид Делфта». На полотне художнику удалось передать красоту и умиротворенность этого места.

Отец будущего художника владел собственным постоялым двором и трактиром, а также работал мастером ткачества по шелковым тканям. Кроме того, этот человек знал толк в произведениях искусства и даже перепродавал некоторые из них купцам и коллекционерам. Возможно поэтому Ян Вермеер в какой-то момент и увлекся живописью.

Известно, что в 1653 году молодого человека приняли в художественную гильдию Святого Луки. Однако, по условиям членства в этом обществе, до вступления в гильдию художник должен был в течение шести лет обучаться у опытного наставника. Кто стал таковым для Яна Вермеера, также не известно.


Версии разнятся: по одной из них, Вермеер «набивал руку» под руководством Леонарта Брамера, по другой же – учителем молодого человека являлся более известный живописец Герард Терборх. Как бы то ни было, Вермеер близко дружил с обоими мастерами.

Еще одно предположение, имеющее под собой веские основания, - это версия, что учителем и наставником Яна Вермеера стал Карел Фабрициус. Есть информация, что этот художник приехал в город Делфт как раз в то время, когда юный живописец предположительно проходил обучение. Также на стиль картин Вермеера (особенно ранних) оказало влияние творчество Питера де Хоха, чьи работы нравились Яну.

Живопись

Когда отец Яна умер, молодому человеку пришлось заняться делами трактира, оставшегося главным источником заработка семьи. Хотя Вермеер к тому времени уже занимал почетную должность в художественной гильдии Святого Луки (а по факту руководил ею), дохода это практически не приносило.


В то же время картины художника полюбились знатокам искусства и быстро находили покупателей. Вскоре Вермеер обрел постоянных покровителей-меценатов: Хендрика ван Буйтена, местного пекаря, и Якоба Диссиуса, владельца печатной мастерской.

В коллекциях этих людей, по разной информации, хранилось больше двух десятков работ художника. Однако так и осталось невыясненным, писал ли Вермеер на заказанные темы, или же просто предоставил ван Буйтену и Диссиусу право первыми приобретать новые творения.

Примечательно, что Ян Вермеер славился не только как талантливый художник, но и как эксперт и знаток предметов искусства. К нему обращались, чтобы выяснить или подтвердить подлинность тех или иных полотен. Однако собственный талант художник не передал никому - историки и искусствоведы сходятся на версии, что учеников у Вермеера никогда не было.

Отличительной чертой работ Яна Вермеера считаются тщательно прописанные интерьеры и детали городских пейзажей. А вот человеческие образы художник предпочитал прописывать только на портретах, если же фигура человека появлялась в пейзаже, то была, как правило, довольно незначительной.


Одним из ярких примеров «интерьерной» живописи принято считать картину «Мастерская художника», написанную мастером в 1666 году. Это поздняя работа, на которой Вермееру удалось передать атмосферу рабочего места мастера. Считается, что образ художника Ян Вермеер писал с себя. Также примером отлично переданной атмосферы интерьера считаются картины «Девушка, читающая письмо у окна» и «Молочница».

Кроме того, Вермеер был мастером так называемой «любовной» живописи. Это чувство стало основным мотивом многих картин художника. Простые бытовые сцены отлично передают умиротворенность и гармонию персонажей и обстановки. Часто моделью и музой для Яна Вермеера становилась его супруга, пример тому – картина «Офицер и смеющаяся девушка».


Рисовал художник и своих детей: предположительно картина «Девушка с жемчужной сережкой» - это портрет дочери художника. Также работа под названием «Портрет молодой девушки» считается еще одним изображением дочери Вермеера. Примечательно, что оба портрета (также исключительно по догадкам современных ученых) художник писал при помощи камеры-обскуры.

Личная жизнь

Семейная жизнь Яна Вермеера сложилась счастливо. В 1653-м художник женился на девушке по имени Катарина Болнес. Ситуацию осложняло только неприятие матерью невесты возлюбленного дочери. Дело в том, что семья Катарины придерживалась католичества, Вермеер же являлся протестантом.


Катарина Болнес на картине Яна Вермеера «Женщина с жемчужным ожерельем»

Но вскоре, видя отношение Яна Вермеера к дочери, женщина уступила и дала согласие на свадьбу. Тем не менее, до конца жизни Мария Болнес, теща Вермеера, так и не смирилась с выбором дочери, считая Яна слишком мягким и неделовым человеком. Катарина подарила супругу 15 детей. К сожалению, четверо умерли в младенчестве.

Смерть

Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.


О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.

Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.

Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.

Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись , .

Картины

  • Около 1653-1654 - «Диана со спутницами»
  • Около 1654-1656 - «Христос в доме Марфы и Марии»
  • 1656 - «Сводница»
  • Около 1656-1657 - «Спящая девушка»
  • Около 1657-1659 - «Девушка, читающая письмо у окна»
  • Около 1657 - «Офицер и смеющаяся девушка»
  • Около 1660 - «Молочница»
  • Около 1663-1664 - «Женщина, держащая весы»
  • Около 1665-1667 - «Девушка с жемчужной сережкой»
  • 1668 - «Астроном»

Недолгую жизнь Вермеер (Вермер) Дельфтский (1632 -1675) прожил в городе, о котором должен был бы грезить, в который должен был бы бежать… Дельфт, изображенный на картинах голландского художника Вермеера , - город-убежище, город-приют: вермееровский Дельфт рассеивает тревоги и возвращает покой. Художник во власти загадочного, чуть сонного очарования города на реке, который сам уплывает точно детский кораблик. Дельфт Вермеера - город-кораблик и город-пристань.

Картина «Вид Дельфта» (художник Ян Вермеер)

Реальный Дельфт был городом-мастерской, где умели ценить искусный ручной труд, где понимали толк в красоте, где знали цену порядку. На всю Голландию Дельфт славился мастерицами кружев и мастерами фаянса. Здесь складывался благоустроенный быт, который уже был немыслим без музыки, без искусства. В любовно продуманных планировках дельфтских улиц Вермеер нашел свой идеальный композиционный канон. А дельфтский ландшафт, голубизна безоблачного неба, желтизна песчаных берегов подсказали Вермееру его нежную высветленную палитру. Суровый коричневый колорит - след неизжитого протестантского аскетизма - Вермеер отверг как тягостный и неживописный.

Особенности картин

Ян Вермеер был строгим мастером, и в нем жила очарованная душа. В жанровой живописи Голландии XVII века он выглядит художником и очень типичным и очень одиноким. «Малые голландцы» - жанровые живописцы той поры - погружались в обыденность в поисках нравоучительных тем. Попутно они касались тем рискованных, тем анекдотических. Вермеер искал в обыденности очарований. Урок музыки или примерку серьги он описывает тщательно и завороженно. Для Вермеера это строгий обряд и чудное мгновение жизни. Голландским бюргерам и солдатам такое искусство должно было казаться не слишком мужественным и слишком странным. В свою очередь. Вермеер видел в них мужланов. Он опоэтизировал дельфтских девушек, дельфтских дам, но дельфтских мужчин наметил едва-едва, с презрительным безучастием, уделив больше внимания мужской шляпе, нежели мужскому лицу. Блестящий портретист пишет портреты не надменных победителей в испанских войнах, но кружевниц, клавесинисток или даже случайных солдатских подруг. Женский образ Вермеера обыденно-лучезарный, образ искусницы, мастерицы, озаряющей жизнь и тайно жизнью руководящей. Улыбка вермеровских девушек - это власть, а осанка вермеровских мужчин - это лишь видимость власти. Жанровые картины Вермеера не чужды комизма, обаятельной театральности. В них присутствует более общая мысль: власть грубой силы в них кажется отмененной.

Картина «Офицер и смеющаяся девушка» (художник Ян Вермеер)

Образы «вечно женственного» у Вермеера сопоставлены с образом солнечного света. Солнечный свет - то, что более всего поражает на его картинах, хотя среди них мало пейзажей, а чаще всего изображен интерьер - комната бюргера или ателье живописца. Солнечный свет Вермер писал как виртуоз, а воспринимал как узник. Открытия и эксперименты Рембрандта он использовал для собственных целей и собственных тем. Свет Вермеера - свет утра, с мотивом утреннего света связана его лирическая философичность. Вермеер стремится изобразить и утренний свет, и утро света. Свет Вермеера - свет, не познавший некрасоты мира. На картинах Рембрандта - борьба света и тени. На картинах Вермеера - игра света и вещи, света и поверхности, света и силуэта. Это действительно первые радости света. В иную эпоху, подчиняясь иным импульсам, Блок напишет о «резком, неподкупном свете дня». Портретная поэзия зрелого Блока, как и портретная живопись зрелого В. Серова, пронизана дневным светом - резким и неподкупным. Резким и неподкупным светом освещены портреты зрелого Ван-Гога. В них нет того ликующего контакта света и человеческого лица, который создает неповторимое очарование портретов Вермеера. В «дневных» портретах Серова или Ван-Гога свет и лицо - скрытые недруги, тайные антагонисты: свет настигает, лицо прячется. В «утренних» портретах Вермеера свет и лицо ищут друг друга, как ищут друг друга цветок и солнечный луч. Подобным же образом строятся жанровые картины Вермеера. Жанровый мотив обозначен, но уводится в тень, как уводится в тень офицер, сидящий на первом плане против улыбающейся девушки. Улыбка девушки предназначена не ему. Вульгарно-прозаическую ситуацию Вермеер пересказывает поэтическим языком светотени. Живописцу заказана картина игривого свидания. Такие картины были очень популярны в чопорной Голландии XVII века. Вермеер выполняет заказ, но думает не о том, о чем думает заказчик. Что бы Вермеер ни писал, он пишет одно: свидание девушки и света.

Картина «Молочница» (художник Ян Вермеер)

История живописи знает великое произведение, созданное как антипод Вермееру. Это «Ночное кафе» Ван-Гога, картина, рисующая ночь света. Работая в Арле, на юге Франции, Ван-Гог много думал о Вермере и о XVII веке. Судя по письмам к брату Тео, он тосковал невозможностью достичь вермеровских гармоний. Натурные пейзажи Ван-Гога - поиски утраченного утра. Палитра Ван-Гога - палитра Вермеера, ставшая дисгармоничной. Сине-голубое и желто-лимонное враждуют друг с другом, друг друга изобличают, нежные краски странно и пугающе искажены. «Ночное кафе» - образ искаженной человечности, искаженной жизни. Ван-Гог писал, что здесь сходят с ума, замышляют убийство. «Ночное кафе» - образ искаженного света. Эффект электрического освещения, зловеще сияющего в синем сумраке ночи, Ван-Гог описал одним из первых и драматичнее, чем кто-либо после него. Электричество у Ван-Гога - световая подделка, световая мистификация. В картине нашла выражение одна из главных тем позднего Ван-Гога - влекущая и отталкивающая сила ложного света. Далекий предшественник Ван-Гога Вермеер видел и сумел облечь в краски свет истинный, свет неискаженный. Как он это умел, осталось его загадкой.

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» (художник Ян Вермеер Дельфтский)

Жизнь и живопись

О жизни Вермеера известно немногое. Мы даже не знаем его лица. Единственный автопортрет Вермера полон строгой и демонстративной неоткровенности. Художник изображен за мольбертом, сидящим спиной, написанной, впрочем, с замечательной чисто вермеровской выразительностью. В позе страстное напряжение, страстное нетерпение, страстный порыв. Между тем рука, держащая кисть, занята тщательной, кропотливой работой.

Картина Яна Вермеера Дельфтского «Искусство живописи»

(также известна как «Аллегория живописи», «Мастерская художника», «Художник и модель»)

В соединении страсти и кропотливости Вермеер видел тайну высокого мастерства. То же соединение страсти и кропотливости мы находим у вермеровской «кружевницы». Художник, утонченный эстет, работает так же, как девушка-простолюдинка. Его представления о жизни, о творчестве, о красоте так же не искажены. Не здесь ли разгадка его искусства? Ян Вермеер Дельфтский - художник , который ищет и который творит неискаженный образ в жизни. Терракотовые трещины старой кирпичной стены, желтизна лица молодой беременной женщины, роскошные краски почти что матиссовского ковра, изысканные краски почти что ренуаровского туалета - все это жизнь, это вызов, который жизнь бросает мастеру-живописцу. Вермеер тратит массу усилий, чтобы волнующие впечатления дня передать в безукоризненной форме идеальной картины.

Картина «Кружевница» (художник Ян Вермеер)

Творчество мастера-виртуоза не было и не могло быть продуктивным. Его современники, «малые голландцы», создавали свои опусы многочисленными сериями. Вермеер написал около 40 картин . В конце жизни, далеко не достигнув старости, Вермеер вообще отказался от работы живописца. Может быть, он сделал это, чтобы поддержать семью. Может быть, у него иссякли душевные силы. Не будем, однако, его жалеть. Умирав, Вермеер мог утешать себя гордой мыслью, что оставляет потомкам одни лишь шедевры.

Девушка с жемчужной сережкой 1660-е, Маурицхейс, Гаага

Эта картина знаменитого голландского художника Яна Вермеера известна также под названием «Головка девочки». И это не случайно. Мастер не ставил перед собой цель написать портрет конкретного человека. Он создавал обобщённый образ девочки-подростка, которая вот-вот превратится в юную девушку. Тонкая, едва заметная черта только что отделила героиню Вермеера от беззаботного детства. И к любопытству ребёнка в больших сияющих глазах примешивается ещё неосознанное женское кокетство.
Вермеер старается привлечь внимание зрителя к лицу своей героини. Только оно интересовало художника при создании произведения. Жёлтая головная лента, скрывающая волосы, крупная жемчужная серьга, белый воротничок — всё это лишь детали, ничего не добавляющие к облику девушки. И замысел мастера удался: в течение трёх с лишним веков сама юность смотрит на зрителя с этой картины.

Девушка, примеряющая ожерелье, 1662-1664

Дама у вирджинала 1670-1672

Дама у спинета 1670-1672

Дама у вирджинала и кавалер, 1662-1665

Бокал вина 1661

Концерт 1665

Молодая женщина с гитарой, 1671-1672

Девушка с кувшином воды, 1662

Дама в голубом, читающая письмо, 1663

Кружевница 1669-1670

Любовное послание 1666

Женщина, занятая весами, 1663

Офицер и веселая девушка, 1657

Служанка с кувшином молока, 1660

Дама и два кавалера 1659

Девушка, пишущая письмо, 1665

Девушка, читающая письмо у окна, 1657

Уснувшая девушка, 1657 Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Jan Vermeer van Delft

"Сводница" ,1656 (деталь)

Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского (1632—1675). Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, он добивался поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды. Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Женитьба

Сохранилась запись от 5 апреля 1653 года, в которой 21-летний Ян Вермеер высказывает свое намерение взять в жены Катарину Болнес, дочь Вильяма Болнеса, преуспевающего владельца кирпичной фабрики в Гауде. Ее мать, Мария Тинс, вначале противилась этому браку. Ей, жившей в полном достатке, казалось, что в связи со значительными долгами отца художника материальное положение ее дочери окажется непрочным. Собственная ее семейная жизнь сложилась неудачно, муж отличался буйным, неуживчивым характером, дело кончилось разводом в 1649 году. Возможно, Мария Тинс старалась уберечь свою младшую дочь от подобной судьбы.

Вермеер в исполнении Колина Ферта

Молодые поженились через 2 недели, 20 апреля, в небольшой церкви в пригороде Дельфта. Сначала они жили в «Мехелене», но в 1660 году переехали в дом тещи на Ауде Лангендейк, в так называемый «квартал папистов», где располагалась миссия иезуитов. Мастер в те годы имел высокий доход и мог без труда прокормить свое все увеличивавшееся семейство: Катарина родила 15 детей, четверо из которых умерли в очень раннем возрасте. Хотя следует отметить, что средства для безбедного существования предоставляла отнюдь не продажа картин (в год живописец писал едва ли более двух произведений). Вермера кормил все тот же «Мехелен». Подобного рола «побочная деятельность» не являлась редкостью в практике голландских мастеров. Это видно на примере Яна Стена, который в 1654 году арендовал в Делфте пивоварню «Де шланге» («У змеи»)

Отношения с тёщей постепенно улучшились. Мария Тинс к этому времени развелась с мужем Рейнером Болнесом, владельцем кирпичной фабрики, и располагала значительными доходами от недвижимости, ценностей и активов. Получив наследство своей сестры Корнелии, она с 1661 года стала владелицей земельных наделов, среди которых значились усадьбы близ Схонховена («Bon Repos»), сдаваемые в аренду. О богатстве Марии Тинс свидетельствует нотариально заверенный инвентарный список ее дома. Он включал огромный перечень мебели, платьев и домашней утвари, а также одиннадцать комнат, подвал и амбар.

Семья Вермера жила в нижних комнатах, на верхнем этаже у художника была мастерская с двумя мольбертами и тремя палитрами.

Фасад «Мехелен» с гравюры 1720 года

«…Мастерской была просторная квадратная комната, по длине чуть меньше нижнего коридора. Теперь, когда окна открыты, побеленные стены, белые и серые мраморные плиты на полу с узором из квадратных крестов как бы наполняли ее светом и воздухом. По низу стены, чтобы защитить побелку, выложен ряд делфтских изразцов с купидонами. Хотя комната и большая, мебели в ней очень мало: мольберт со стулом, установленный перед средним окном, и стол, придвинутый к окну в правом углу. Кроме того стула, на который я залезала, чтобы открыть окно, у стола стоял еще один кожаный стул, но без тиснения - просто обитый гвоздями с широкими шляпками и украшенный поверху резными львиными головами. У задней стены за мольбертом и стулом был небольшой комод. Его ящики были закрыты, а сверху лежали ромбовидный нож и чистые палитры. Рядом с комодом стоял письменный стол, заваленный бумагами, книгами и гравюрами. Еще два стула, украшенные львиными головами, стояли у стены рядом с дверью. Комната была очень опрятной. Она сильно отличалась от остальных комнат: можно было даже подумать, что находишься в совершенно другом доме. При закрытой двери в ней почти не было слышно детского шума, звона ключей Катарины, шуршания наших веников…» Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой»

Тяжелый дубовой стол, появляющийся на многих картинах Вермера, также стоял там, здесь же «обитали» часто воспроизводимые им обитые кожей стулья. Во владении Марии Тинс имелось несколько картин, которые Вермер использовал как «claves interpretandi» («ключи для понимания») для своих собственных творений.

«…У меня в памяти навсегда осталось первое впечатление, которое на меня произвела прихожая: какое множество картин! Я остановилась в дверях, вцепившись в свой узелок и изумленно вытаращив глаза. Картины мне приходилось видеть и раньше - но не в таком количестве и не в одной комнате. На самой большой картине были изображены двое почти обнаженных борющихся мужчин. Я не помнила такой истории в Библии и подумала, что это, наверное, католический сюжет. Другие картины были на более знакомые темы: натюрморты с фруктами, пейзажи, корабли на море, портреты. Казалось, что их написали разные художники. Которые же из них принадлежат кисти моего нового хозяина? Как-то я представляла его картины иначе. Впоследствии я узнала, что картины были написаны другими художниками - хозяин редко оставлял в доме законченные картины. Он был не только художником, но и торговцем картинами, и картины висели на стенах почти во всех комнатах, даже там, где спала я…» Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой»

Творчество

Вермер в исполнении Колина Ферта

Вероятно, Вермер мало писал для художественного рынка: большей частью он создавал свои произведения для покровителей и меценатов, особо ценивших его искусство. Этим можно объяснить небольшое количество созданных им работ.
Одним из его покровителей считался Хендрик ван Бейтен, булочник. Возможно, именно с ним встречался во время пребывания в Делфте в 1663 году французский дворянин Балтазар де Монкони. Он записал в своем дневнике: «В Делфте я видел живописца Вермера, который не имел ни одной своей работы. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего одну фигуру, - ценою, на мой взгляд, не более шести пистолей» («пистоль» соответствовал тогда десяти гульденам).
Другим покровителем Вермера стал делфтский владелец типографии Якоб Диссий, проживавший поблизости (на той же площади Марктфелд) в собственном доме. В изданном в 1682 году инвентаре его имущества упомянуты девятнадцать картин Вермера. Так же очень ощутимой была поддержка коллекционера — богатого делфтского купца ван Рюйвена, платившего за картины Вермера солидные суммы. В его собрании находилась 21 (!) работа Вермера.
Самые ранние произведения своим крупным форматом, широкой живописной манерой, интересом к определенным сюжетам выдают знакомство Вермера с творчеством амстердамских исторических живописцев и утрехтских последователей Караваджо. Но опять-таки можно только гадать — учился он в этих городах или видел произведения художников в родном Делфте.

Последние годы жизни. Смерть

В последние годы жизни великого голландца его финансовое положение резко ухудшилось. Он влез в долги и был вынужден брать ссуды. 5 июля 1675 года Вермер ездил в Амстердам, чтобы получить там кредит в 1000 гульденов.
Франко-голландская война, начавшаяся в 1672 году, во время которой французские войска стремительно продвинулись в северную часть Объединенных провинций, стала катастрофой для художника. После открытия плотин (крайняя мера, призванная остановить продвижение французского войска) огромные пространства страны оказались затопленными, среди них и земли близ Схонховена, сдававшиеся Марией Тинс в аренду. В результате перестала поступать арендная плата, составлявшая надежный источник доходов семейства Вермера. Начиная с 1672 года - года катастрофы, он уже не мог более торговать картинами.
Неизвестно, что произошло, но произошло это через неделю после дня Св. Николая. Была ли это инфекция, с которой не справился аптекарь? Простуда? Острая меланхолия, переросшая в депрессию? В последних картинах Вермеера появляется некоторая небрежность, нетвердость кисти. У Катарины был свой взгляд на произошедшее: «Из-за этой войны он, испытывавший большую ответственность перед детьми, для которых у него не было больше средств, впал в такую тоску и такое отчаянье, что за полтора дня лишился здоровья и умер». Вермера похоронили 15 декабря 1675 года в Старой церкви Делфта в фамильном склепе. Останки его ребенка, умершего двумя годами ранее, вынули и положили поверх гроба отца.

Вдова и дети

Catharina Bolnes Vermeer в исполнении Эсси Дейвис

Вермеер оставил после себя 11 детей, 8 из которых еще жили в родительском доме. Катарина Болнес не сумела рассчитаться с долгами. Она была вынуждена передать управление своими земельными наделами Высшему суду в Гааге, отказаться от права на наследство и уступить его кредиторам.
Через 3 месяца после похорон художника в дом пришли судебные приставы, описывать имущество за долги. Все, что было в доме, поделили на 2 части - имущество вдовы Вермеера могло быть продано полностью, а вещи, которыми Катарина владела вместе со своей матерью, не подлежали продаже, но за них нужно было выплатить половину стоимости. Благодаря этой сохранившейся описи (она была впервые опубликована в журнале "Старая Голландия в 2001 году), мы знаем, как выглядел дом и что находилось в каждой из комнат.

У Катарины в это время из работ мужа оставались «Мастерская художника» и «Дама, примеряющая жемчужное ожерелье». 24 февраля 1676 года в погашение долгов она отдала «Мастерскую художника» своей матери. Катарине было очень тяжело расставаться с картинами мужа, ведь она сама изображена на нескольких из них.
Хотя репутация Вермеера оставалась прочной среди коллекционеров и картины его ценились очень высоко, о семье Вермеера забыли сразу после его смерти. Выжить они смогли только благодаря поддержке Марии Тинс. За 22 года супружеской жизни у Вермееров родилось 15 детей. Никто из них не унаследовал талант отца и не сделал выдающейся карьеры.

Мария (1654-1713) в 20 лет вышла замуж за торговца шелком Джиллисона Крамера.

Янис (р.1663) на доходы от фермы своего дяди по материнской линии получил образование в католическом колледже на юге Нидерландов. В 1678 году он пострадал при взрыве порохового склада в Дельфте, но поправился и в дальнейшем стал юристом в Брюгге. Его сын (внук Вермеера), тоже Янис, воспитывался в Дельфте в доме своей тетки Марии, женился на местной девушке и переехал в Лейден, где у него родилось 5 детей (правнуков художника).

Фрациск (1666-1713?) стал хирургом в Чарлоисте, деревне к югу от Роттердама.

Остальные дочери замуж не вышли и, в основном, умерли в бедности.
Для Катарины 22 года жизни с Вермеером стали, возможно, самой счастливой порой в жизни. После смерти Вермеера несчастья не оставили ее. Катарина в основном была беременна все годы их семейной жизни, и после смерти мужа у нее на руках остались долги, небольшая армия несовершеннолетних детей и стареющая мать. Мария Тинс дожила до 87 лет, пережив зятя (ей было около 70, когда умер Вермеер). Сама Катарина пережила мужа на 12 лет. К сожалению, сохранились только отрывочные записи, по которым можно восстановить ее жизнь в этот период.
В основном это долговые расписки. В конце декабря 1687 года Катарина умерла. Похоронили ее 2 января. Похороны оплатила дочь Мария.

или тут (качество видео 720 HD)



Оригинал записи и комментарии на

Ян Вермеер считается сегодня самым выдающимся голландским живописцем, однако при жизни был гораздо менее почитаем. Французский аристократ Балтазар де Монкони в 1663 году писал в своем дневнике: "Я был представлен художнику Вермееру в Делфте, но тот не имел в своем доме ни одной собственной картины. Мы, однако, обнаружили одну у пекаря, который купил эту работу за сотню ливров. Я же думаю, что и шесть пистолей было бы слишком высокой ценой". В наше время к большинству его произведений все чаще добавляют эпитет "бесценный".

До конца 19 века имя Вермеера было относительно мало известно, сей факт специалисты связывают с небольшим количеством произведений художника. Чуть более тридцати атрибутированных работ, сейчас ему приписывается 36 (37) работ, но споры относительно атрибуции некоторых из них продолжаются. В 2007 году датированная 1655 годом "Святая Праскеда" была продана на аукционе Christie"s, ее эстимейт тогда составил 12 миллионов долларов, в ее принадлежности этой работы кисти Вермеера, впрочем, уверены не все.

Единственная картина Вермеера, увидеть которую на данный момент невозможно - "Концерт", написанный в период 1663-1666 годов. Даже две работы, находящиеся в частных коллекциях — "Молодая женщина за вирджиналом (клавесином)", датированная 1670-1672 годами, и "Святая Пракседа" — до середины января 2013 года доступны публике на выставке в римском манеже Квиринале.

© Фото: Частная коллекция Работы Яна Вермеера "Святая Пракседа" (1655) и "Молодая женщина за вирджиналом (клавесином)" (Около 1670-1672)


"Концерт", принадлежащий коллекции Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, был похищен в ночь на 18 марта 1990 года. Это преступление до сих пор считается одним из самых громких и дерзких ограблений ХХ века, расследование которого так и не завершено. Преступники, прикинувшиеся полицейскими, вынесли из музея 13 экспонатов, в числе которых была и картина Вермеера. Сейчас "Концерт" оценивается, по меньшей мере, в 100 миллионов долларов. Расследование этого дела уже более 20 лет ведут служба охраны музея совместно с бостонским отделением ФБР. За информацию, которая позволит вернуть похищенное, обещана награда в 5 миллионов долларов.

Ян Вермеер (Делфтский) "Концерт" (1658-1660)

Вермееру, о жизни которого, как любят повторять эксперты, "известно очень мало", посвящены многотомные труды исследований, а его работы окутывает множество выдуманных легенд и реальных фактов, в которые верится с трудом, тем более сейчас, спустя почти 400 лет со дня рождения художника (31 октября 1632 года). На родине художника находится, между тем, всего 7 его работ, увидеть которые можно в Амстердаме и Гааге. Здесь находятся самое раннее из его произведений - датированная 1653-56 годами "Диана со спутницами (нимфами)", и самое известное - "Девушка с жемчужной сережкой".

"Диана со спутницами"
Около 1653-1656 годов

Как уже было сказано, документальных свидетельств о жизни художника очень мало . Известно, что он был вторым ребенком и единственным сыном Рейнера Янца (Reynier Jansz), владельца гостиницы в Делфте, занимавшегося торговлей картинами. С 1632 года он носит имя Вермеер, под которым и был крещен его сын Ян 31 октября 1632 года.

У кого учился Вермеер, тоже до конца не известно. Документы, датированные 1640 годом, подтверждают, что отец Вермеера поддерживал деловые отношения с такими художниками, как Бальтазар ван дер Аст и Питер Стенвейк. И многие полагают, что они могли преподать первые уроки живописи юному Яну. Еще один подтвержденный факт - 29 декабря 1653 года (в возрасте 21 года) Вермеер был принят в Гильдию Святого Луки (цех, с XV века объединявший художников, скульпторов и печатников). Условием приема в гильдию было шестилетнее обучение у одного из живописцев, рекомендованных членами гильдии. Существует две альтернативных теории, по одной из которых учителем юного Вермеера был Леонарт Брамер, по другой - ученик Рембрандта Карел Фабрициус. Причем сторонников второй теории среди искусствоведов на порядок больше.

В том же 1653 году Вермеер женился на Катарине Болнес. Будущей супруги художнику пришлось добиваться. Против брака сначала выступала мать девушки Мария Тинс. Во-первых, Вермеер был не столь богат, как семья девушки, а во-вторых, препятствием к браку была разница в вероисповедании будущих супругов: Вермеер был кальвинистом, а Катарина - католичкой. В результате художник принял католическую веру, и, в конце концов, тёща сменила гнев на милость: спустя какое-то время вся большая семья поселилась под одной крышей. Кстати, семья была действительно большой (а по современным меркам просто огромной): у Вермееров было 11 детей. Содержать дом лишь на деньги от продажи картин художник не мог, поэтому в последующие годы продолжал управлять гостиницей, доставшейся ему от отца, и заниматься продажей картин.

На раннем этапе творчества Вермеер обращался к мифологическим или христианским сюжетам, к которым позже уже никогда не возвращался. Подпись художника на картине сейчас, после нескольких реставраций, практически не видна, однако подлинность работы подтверждает каталог музея от 1895 года.

Ян Вермеер "Диана со спутницами". Около 1653-1656 годов


© Фото: Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis)

Сюжет этой работы почерпнут им из "Метаморфоз" Овидия. На первом плане - богиня Диана (Артемида), окружают которую четыре нимфы, помогающие ей омыть ноги после охоты. Сама Диана написана необычно для того времени. Чаще всего Диану и ее спутниц изображали обнаженными или во время купания (эту картину часто сравнивают с более ранней работой Якоба ван Лоо). У Вермеера же все персонажи одеты, а богиню выдает лишь полумесяц в волосах, а не обычные атрибуты охотницы - лук и стрелы. Что касается нимф, то историкам удалось определить лишь одну из них - Каллисто. Это женщина в черном с красной лентой в волосах. Согласно Овидию, Каллисто, как и спутницы богини, и сама Диана, должны были хранить девственность, но ее соблазнил Зевс. На картине она стоит в тени, опустив глаза, из страха, что ее беременность будет обнаружена Дианой. Ее также отличает наглухо закрытая одежда.

Небольшая деталь картины - цветок чертополоха на первом плане - до сих пор ставит в тупик ученых. Интерпретировать символизм живописи XVII века сложно. Одни исследователи считают, что чертополох символизирует самоотречение и трудный, но благородный путь жизни, другие полагают, что это намек на мужское начало, а именно на еще не родившегося сына Каллисто - Аркада (Аркаса), третьи считают растение символом земной печали и скорби и трактуют его с точки зрения христианства, а не мифологии.

"Маленькая улочка"
Около 1657-1661 годов
Рейксмузеум (Rijksmuseum), Амстердам

Среди работ Вермеера выделяются два пейзажа - не самые характерные для его творчества сюжеты - оба раза он рисовал свой родной город. Это "Маленькая улочка", хранящаяся в Рейксмузеуме, и "Вид Делфта" из коллекции Королевской галереи Марурицхейс.

Четкая геометрия линий кирпичного фасада здания и мостовой и тихая сдержанность фигур на картине производят впечатление нехватки движения, и именно это как бы затягивает зрителя.

В левой части картины изображен соседний дом в зарослях винограда. Сейчас листва имеет синеватый оттенок, это объясняется тем, что зеленый цвет художник создавал, накладывая мазки желтой глазури поверх синего ультрамарина, со временем глазурь выцвела, и проступил синей оттенок листвы. Этот "дефект" характерен для большинства работ того времени. Эта работа также подписана художником: слева на белом фоне стены здания, обвитого виноградом, прямо над лавкой можно увидеть "i VMeer". Эту работу часто сравнивают с произведениями Питера де Хоха, искусствоведы до сих пор спорят, кто из художников подражал другому.

© Фото: Rijksmuseum, Amsterdam Ян Вермеер "Маленькая улочка". Около 1657-1661 годов

По мнению исследователей, на картине изображено обычный дом представителя среднего класса , построенный во второй половине XV - начале XVI века. Дом находился по все видимости в той части города, что не пострадала при пожаре в 1536 году, однако следы многочисленных трещин, по их мнению, являются последствиями взрыва порохового склада в 1654 году. Это один из самых натуралистичных городских пейзажей своего времени, "портрет Голландии XVII века". В подобном же доме жил и сам художник.

Историки довольно долго пытались выяснить, где точно была написана картина. И согласно их исследованиям, наиболее вероятным кандидатом является район Фолдерсграхт (Voldersgracht), где, как предполагают, родился Ян Вермеер. Некоторые считают, что этот вид он писал, глядя из окна второго этажа гостиницы "Мехелен" (Mechelen), принадлежавшей его отцу.

"Вид Делфта"
Около 1660-1661 годов
Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis), Гаага

Виды городов голландские художники редко рисовали на продажу, большинство таких картин были официальными или частными заказами. И стоимость их была не столь велика: так в 1651 году Ян ван Гойен продал свой "Вид Гааги" городским старейшинам за 650 гульденов. Это можно считать высокой ценой, на 500 гульденов в середине XVII века можно было купить небольшой дом .

"Вида Делфта" находился в доме Вермееров до самой смерти художника. Сохранился каталог аукциона по продаже вещей и картин, оставшихся после смерти Вермеера, от 16 мая 1696 года. Под номером 32 в каталоге значится этот самый вид города, который оценен в 200 гульденов , но обвал голландской экономики в конце XVII века и инфляция существенно обесценили эту сумму. Существовала еще одна работа под названием "Дом в Делфте" , упоминавшаяся в том же аукционном каталоге, сейчас она считается утраченной.


© Фото: Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis)

В правой части картины можно увидеть ворота городской стены (две остроконечные башенки, на которые падает тень облаков): это так называемы Роттердамские Ворота. До наших дней городская стена Делфта не сохранилась, и единственное, что сейчас можно увидеть — это Восточные ворота, которые туристы часто из-за сходства принимают за те, что изображены на картине Вермеера.

В центре картины видна колокольня Новой церкви (Nieuwe Kerk) и ворота Схидам, также не сохранившиеся до наших дней. Рядом с этими воротами находился дом тещи Вермеера Марии Тинс, где в то время и жила семья художника.

Широко известен тот факт, что Вермеер использовал при работе над этой картиной камеру-обскуру , т.е. этот пейзаж можно назвать фотографичным. Кстати, рентгенографические исследования показали, что те же башенки Роттердамских ворот художник сначала изобразил залитыми солнечным светом, однако позже передумал. Голландский исследователь Кеес Кальденбах (Kees Kaldenbach) смог установить, что пейзаж изображает город в начале мая. На первом плане можно увидеть двух женщин, а чуть поодаль рядом с лодкой еще три фигуры. Та же рентгенография помогла установить, что рядом с женщинами был изображен еще мужчина в широкополой шляпе, которого позже Вермеер закрасил.

Картина подписана монограммой IVM на лодке в левой части. Почти половина произведений Вермеера при его жизни и после смерти была выкуплена местным коллекционером Питером ван Рюйвеном (Pieter van Ruijven). "Вид Делфта" числился в его коллекции с 1674 года, затем переходил от одного голландского коллекционера к другому, пока в 1822 году не был приобретен государством в коллекцию Королевской галереи Маурицхёйс, где картину можно увидеть и по сей день.

"Девушка с жемчужной сережкой"
Около 1665-1667 годов
Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis), Гаага

Благодаря фильм Питера Веббера с Колином Фертом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях, эту картину можно считать самой известной работой Вермеера. Впрочем, легендами "Девушка с жемчужной сережкой", или "Северная Мона Лиза" как ее иногда называют, обросла еще с конца XIX века. Главная изюминка этой работы - сережка, на которой сконцентрировано внимание. В XVII веке жемчуг был важным символом социального статуса.

Королевская галерея Маурицхёйс (Mauritshuis)

Ян Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой". Около 1665-1667 годов

Эту работу художника относят к жанру "tronie" (от нидерл. "голова", "лицо"), популярному в Голландии XVII века, чаще всего на таких картинах изображены неизвестные люди, иногда с необычным выражением лица, подобная серия автопортретов есть и у Рембрандта. В 1969 году она была продана на том же аукционе, что и "Вид Делфта", но цена ее тогда составила всего 17 гульденов. Точных свидетельств этому нет, историками установлен факт продажи одного из портретов-tronie на аукционе за эту сумму, но была ли это "Девушка с жемчужной сережкой" вопрос спорный.

После того аукциона картина исчезла почти на 200 лет, и была обнаружена 1881 году. Коллекционер Арнольдус Эндрис де Томбе приобрел на публичном аукционе за смехотворную цену в 2 гульдена, 30 центов. Картина была в плачевном состоянии, близком к полному уничтожению (кстати, последнюю реставрацию она перенесла сравнительно недавно в 1994 году). После смерти де Томбе в декабре 1902 года согласно его завещанию двенадцать картин из его коллекции были переданы в галерею Маурицхёйс. Среди них была и "Девушка с жемчужной сережкой", а в 1903 году картина была признана работой Вермеера. Подпись "IVMeer" находится в левом верхнем углу и она написана чуть более светлым тоном на темном фоне, так что на репродукциях ее практически невозможно увидеть. И хотя пигменты подписи сейчас невозможно проанализировать (слой краски в этом месте сильно вытерт), эксперты галереи настаивают на ее подлинности.

Личность девушки, изображенной на портрете, тоже до конца не ясна. Напомним, что сюжет фильма Веббера, основанный на одноименном романе, — это вымысел. Эксперты же в большинстве своем склоняются к мнению, что на картине изображена старшая дочь художника Мария , которой в период написания картины было 12-13 лет.

Одной из "загадок" этой картины является то, что ее героиня изображена в тюрбане , что довольно необычно: голландские девушки XVII века не носили подобных головных уборов. Исследователи творчества художника считают, что вдохновение для этой работы он черпал не в жизни, а в искусстве, проводя параллели с другой картиной - "Мальчик в тюрбане" Михаэля Свертса был написан за десять лет до "Девушки с жемчужной сережкой", и вполне возможно, что эта работа была знакома Вермееру. Желтые одежды, как жакет, надетый на девушке, часто встречаются на картинах художника. Как предполагают некоторые искусствоведы, этот жакет принадлежал жене Вермеера и его модели, в числе которых была и сама супруга и его дочери, часто надевали его.

Подготовила Наталья Попова