Занятие по ОБЖ: «В поисках пропавших сказок. Картотека художественной литературы по обж в средней группе

Как-то раз в одном лесу

Повстречал медведь лису:

Здравствуй, кумушка-сестрица,

Рыжехвостая девица!

И тебе кум не хворать,

Бед и горестей не знать, -

Хитро молвила лиса,

Длиннохвостая краса.

А куда ж ты, куманёк,

В этот солнечный денёк

Этак весь принарядился,

Причесался и умылся?

Да, спешу я, без сомнения,

К волку в гости

На день рождения.

Вот шепну тебе на ушко,

Рыжехвостая подружка,

По большому я секрету:

«Будем запускать ракету!

Волк-дружок вот удивил -

Пиротехнику купил!

Вот уж где повеселимся,

Пошумим и порезвимся,

Приходи и ты к нам в гости!»

Затряслась лиса от злости:

Но меня не пригласили!

Видно, кумушку забыли.

Ну, да ладно, я приду,

Да на вашу на беду! -

Тихо в сторону сказала

И тот час же убежала.

А медведь, не зная бед,

Поспешил на зван-обед.

Вот сидят час за столом

И не ведают о том,

Что коварная лиса

Отомстить им всем решила

И в петардах да ракетах

Фитили укоротила.

Тайно пробралась плутовка

И обстряпала всё ловко.

Ну, а позже нарядилась

И на зван-обед явилась.

Вот уж гости насладились,

Наигрались, нарезвились.

Пришло время начинать

Фейерверки запускать.

Глупый волк фитиль зажёг,

Только вспыхнул огонёк,

Как коварная плутовка

За медведя шмыг и ловко

В лес густой уж улизнула,

Словно ветром её сдуло.

Тут такое началось!

Вот, друзья, и лисья злость!

В миг один беда случилась:

Волчья шерсть вся задымилась,

Загорелась, заискрилась,

Обгорел весь левый бок -

Доигрался куманёк.

Вот скажу. Была потеха:

Лысый волк с кусками меха,

Обожжённый, чуть живой,

С обгоревшей головой.

Лапы, хвост - всё пострадало,

И медведю перепало.

Тот от страха поседел,

Как на волка поглядел.

Волк в больнице,

С ним и мишка,

А лисичка-шалунишка

Вроде как не виновата.

Вы согласны? Да, ребята?

Отвечайте поскорей:

«Кто виновен из зверей?»

Помнить надо всем ребятам:

Что огонь и друг, и враг.

Коль с огнём начать играть,

Жизнь возможно потерять.

Правил безопасности

Вы не нарушайте!

Помните и строго

Всегда их соблюдайте.

И поверьте, что тогда

Не придёт в ваш дом беда.

Лемеш К.И.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали. И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где зло. Спустя время мы и сами их выучили и начали рассказывать другим. Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не каждый задумывался об этих вопросах.

С давних времен старшее поколение передавало свой опыт младшим. И чтобы как-то этот опыт мог заинтересовать юных ребят, взрослые решили передавать важную информацию с помощью различных сказок. Шло время и постепенно люди стали забывать, что в сказках заложена мудрость их предков и начали писать детские рассказы, сказки не для защиты детей, а с целью заработка.

Чтобы разобраться в поставленной мной проблеме, следует привести несколько определений. Сказка в словаре трактуется, как один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел .

Культура безопасности - «это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области» .

Теперь, разобравшись в ключевых терминах, перейдем к сути проблемы, а именно к влиянию сказок на формирование культуры безопасности человека.

Сказка, как способ обучения, развития и воспитания, является одним из самых древних методов. Именно через сказки наши предки передавали подрастающему поколению свой жизненный опыт, традиции и обычаи. Как пишет Елена Коровина: «Сказки имеются у каждого народа, потому что процесс их создания и есть самопонимание этого народа» .

Слушая или читая сказки, дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. Те персонажи, которые препятствуют осуществлению их замыслов, начинают выглядеть в отрицательном обличие. А их любимые герои становятся примером для подражания. Дети начинают копировать своих кумиров, их поведение, стиль речи и то, как они себя ведут в то или иной ситуации. В том числе, которая может представлять угрозу их безопасности.

Стоит отметить, что существенное влияние на формирование культуры безопасности ребенка могут оказать некоторые упражнения. Одно из самых известных - это анализ сказки. Ребенок отвечает на вопросы, такие как: кто главные герои, какие они, что у них произошло, почему они так поступили, как бы ты поступил на их месте, почему и чему нас учит эта сказка. Родители, занимающиеся со своим ребенком таким образом постепенно закладывают базу знаний, которые в дальнейшем формируют культуру безопасности.

Сюжет в сказках зачастую один и тот же, в принципе, как и мораль, но все же имеются различия. Это отмечал и известный русский фольклорист: «Фольклор, и в частности сказка, не только единообразен, но при своем единообразии чрезвычайно богат и разнообразен» .

Давайте теперь разберемся на самих примерах сказок, обучающих культуре безопасности.

К числу таких произведений можно отнести сказку «Мальчик с пальчик». О приключениях этого героя мы знаем из сказки великого сказочника Шарля Перро. Его вариант считается классическим. Самый младший сын, которого за малый рост прозвали Мальчик с пальчик, спасает себя и своих братьев в непроходимом страшном лесу. Чтобы отыскать дорогу домой, он по пути кидал в лесу белые камушки, которые даже в траве останутся заметными. Именно по этим камушкам Мальчик с пальчик и вывел всех ребят из леса к родному дому. Смышленый малыш не только спасает своих братьев, но и еще приносит домой много денег. Какова же мораль сей сказки? И чему же она может научить? Да тому, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Порой не стоит полагаться на других, а действовать самим. Разве это не помогает сформировать культуру безопасности?

Далее можно рассказать о сказке «Гуси-лебеди». Эта сказка любима многими. С детства родители нам ее рассказывают. Но для чего? Неужели она тоже помогает формировать культуру безопасности? Конечно. Ведь если будешь слушаться старших, то сможешь избежать бед и опасностей. А безопасность - не главное ли в жизни каждого человека?

Вспомним сказку о Винни-Пухе, одну из самых забавных и изумительных историй на свете. Автор этого произведения - английский писатель Алан Милн, на русский язык его «пересказал» русский сказочник Борис Заходер. Известность и народную любовь сказка обрела сразу же после выхода из печати. Забавный медвежонок стал любимым героем многих детей и взрослых. Думаю, все помнят эту сказку, что даже и пересказ не нужен. Разве что следует напомнить эпизод, когда Винни-Пух летит на своем воздушном шаре к пчелам за медом (самой главным лакомством для медведя на свете). На мой взгляд, этот эпизод является ярким примером небезопасности. Стоит ли подвергать себя опасности, пусть даже и ради чего-нибудь желанного, но без которого можно и обойтись? Именно такой урок можно извлечь из сказки. Прежде чем рисковать ради чего-нибудь, следует задуматься об уровне безопасности задуманного предприятия. А это и является одним из ключевых факторов культуры безопасности человека.

Ну и наконец, следует вспомнить сказки о Красной шапочке и о волке и семерых козлятах. На первый взгляд не понятно: что объединяет эти сказки. Но если научиться читать между строк, то скрытый смысл этих произведений прямо-таки бросается в глаза. Во-первых, эти сказки учат тому, что нужно слушаться родителей, иначе это может привести к опасности. Во-вторых, нужно пытаться избегать общения с не знакомыми людьми. Эти знания, безусловно, помогают сформировать культуру безопасности.

Мы провели опрос среди подрастающего поколения в возрастной категории 12 - 19 лет о знании сказок и влиянии их на формирование культуры безопасности. Была выявлена закономерность в том, что чем старше представители данной группы, тем больше понимают и ценят сказки, нежели, чем в двенадцатилетнем возрасте. Возможно, на первой стадии подросткового возраста ребят волнует больше стремление стать взрослым, поэтому они перестают читать сказки, так как воспринимают их, как легкий детский жанр, не до оценивая существенную смысловую нагрузку, в частности и аспект культуры безопасности. Недаром Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает - тем урок».

Список литературы

1. Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк/Е.А. Коровина. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.-381 с., ил.

2. Литературный энциклопедический словарь, 1988

3. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки, Ленинград, 1946

4. Современный комплекс проблем безопасности / Под ред. В. В. Сапронова. — М., 2009

Брошюра "Сказки по ОБЖ"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Солнышко»

Сборник сказок

Составила: Наделяева Г.А 2016 год воспитатель высшей категории

В пособии предлагается структура работы с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Безопасность» .

Изучить основы безопасности жизни помогут сказки, они увлекают ребенка, способствует запоминанию дошкольником определенных правил безопасности.

Жила на свете машина. Звали ее Лада. Лада была голубого цвета и считала себя очень красивой.

Однажды голубая красавица решила проехать по городу, показать свою красоту.

Сначала она съездила на мойку для машин. Там ее помыли ароматной шампунькой, натерли до блеска.

Когда Лада выезжала с машинной мойки, она подъехала к зеркалу, чтобы полюбоваться своим отражением.

Ах, какая я красавица! – Восхищалась собой Лада. – Я самая красивая, самая очаровательная, самая…

Ты что не видишь знак «Остановка запрещена» ? Любуется она собой! Лучше бы выучила правила дорожного движения! - Кто-то громко прокричал ей на ухо. Это был старый Грузовик.

Подумаешь, какие-то правила. – Гордо сказала Лада. - Я и без правил могу ездить. Я такая красивая, что все мне будут уступать дорогу. Могу обойтись без знаков.

Лада еще раз покрутилась перед зеркалом и выехала на дорогу.

Она еще не знала, что дорожные знаки все слышали и обиделись на нее. Они решили больше не помогать Ладе. И как только Лада приближалась к какому-нибудь дорожному знаку, он отворачивался от нее.

Подумаешь, очень надо. – Проворчала красавица и поехала вдоль березовой аллеи.

Березки приветствовали ее своими тонкими изящными веточками, любуясь ее красотой и блеском.

Машина блестела так, что в ней отражалось все, мимо чего она проезжала: нежно-голубое небо, яркое солнышко. От этого у Лады еще больше вскружилась голова, и она продолжала ехать, ничего не замечая перед собой.

Впереди показался знак «Дорожные работы» . Он специально отвернулся от Лады, поэтому красавица и не заметила, что дальше дороги нет, не заметила, что прямо перед ней выросла большая куча песка, который привезли для строительства дороги.

Она ехала и воображала, какая она умная, великолепная. И вдруг…

Ой, я ничего не вижу! Ой, помогите мне! Я кажется, ослепла! – Завизжала Лада. - Что такое? Куда я попала?

Лада попыталась выехать, но колеса забуксовали в песке.

«Что же делать?» - подумала она.

В это время мимо проезжал Буксир. Буксир всегда помогал машинам, которые попали в беду. Он был очень сильным. И на этот раз он решил помочь нашей красавице.

Он подцепил Ладу на трос и вытащил из кучи песка. Она быстро окинула себя взглядом с крыши до колес и увидела, что весь ее блеск пропал.

Спасибо! – Поблагодарила голубая красавица Буксир. – Если бы не вы? Я надолго бы застряла здесь.

Но вы же должны быть внимательной. Впереди на дороге, стоял знак «Дорожные работы» , он вас предупреждал об опасности.

Лада обиженно сказала:

Да чтобы я подчинялась каким-то знакам! Я случайно попала в песок. Больше со мной такого не случится. – Лада отряхнула с себя песок, но к ее огорчению, она больше не блестела так, как раньше.

«Ничего, я все равно самая красивая и самая обаятельная!» - подумала про себя Лада.

Но как же вы сможете ездить без помощи дорожных знаков? – Возмутился Буксир. – Они же нас предупреждают об опасности на дороге, помогают избежать беды. Вы – очень гордая, а еще - глупая. Желаю вам не попадать в аварию. – Буксир развернулся и поехал по своим делам.

Как посмел он назвать меня глупой! - Возмутилась красавица.

У нее испортилось настроение, и свой дальнейший путь она продолжала, думая о том, что все вокруг не понимают ее. А она просто не хочет быть похожей ни на кого, она не хочет выполнять правила, которые придумали для всех, она хочет делать только то, что ей нравиться.

Дорожные знаки, мимо которых проезжала Лада, отворачивались от нее. Но она даже и не замечала этого.

Голубая красавица так сильно задумалась о своей жизни, что не заметила, как подъехала к перекрестку. Она не обращала внимания на светофор, который показывал ей красный свет. Лада продолжала ехать вперед.

Неожиданно, кто-то ее очень ударил в правое крыло.

У нее вылетели все стекла, отвалились колеса. От страха

у Лады погасли фары, она потеряла сознание.

Лада не видела, как приехала милицейская машина, которая установила, что в аварии виновата Лада. Она не видела, как ее собирали по частям и складывали на грузовую машину аварийной службы.

Очнулась она на свалке старых, никому не нужных машин.

Какая же я была глупая и гордая!

Если бы все вернуть назад, я бы

никогда так не поступила. Я бы попросила прощения у дорожных знаков и была бы очень внимательной на дороге.

Наша история начинается заново:

Жила на свете машина. Ее звали…

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Нас ждет в гости сказка. Поднимите руку, кто хоть раз, слышал хотя бы одну сказку. Поднимите руку, у кого есть любимые сказки, чем они вам нравятся. (ответы детей) . Чему нас учат сказки?

Добро побеждает зло.

Быть справедливым

Быть честным

Быть добрым

Быть внимательным

учат правильно себя вести и это самое главное.

Сказка нас сегодня будет ждать на станциях *погуляем* *на природе*, *один дома*, *незваный гость*. Затем мы пройдем с вами тест и выполним задание.

Провожать к станциям нас будет волшебный клубочек, чтобы мы не запутались в сказочной стране.

Итак, на старт! Сказочная страна нас ждёт.

Чтобы войти в сказочные ворота, нужно вспомнить, какие бывают сказки. (народные, авторские) и народные и авторские сказки могут быть: волшебные, бытовые, о животных и богатырские.

Войдем в ворота и посмотрим, какие сказки нас сегодня ждут (народные сказки) . Покатился наш клубочек от старта к первой станции *погуляем*

Чтобы войти на станцию отгадайте загадку:

И от бабушки ушёл, и от дедушки ушёл, круглый сам, румяный бок, он зовётся…

Правильно! Это колобок. С чего началась сказка! Что случилось дальше? Чем заканчивается сказка «Колобок» ? (ответы детей) Почему так произошло? (ответы детей) Можно ли в нашей жизни поступать как колобок: уходить из дома без разрешения? Разговаривать с на прогулке с незнакомыми? Гулять одному? Посмотрите, сказка нас научила правилам, которые мы должны выполнять, чтобы не случилось беды на прогулке.

Катиться дальше наш клубочек и привел он нас на станцию *На природе* Эта станция встречает нас мультфильмом. (фрагмент *Сестрица Аленушка и братец Иванушка*) . Посмотрите внимательно и подумайте, чего нельзя делать на природе? Чтобы сохранить свое здоровье, необходимо слушаться взрослых, не брать в рот незнакомые растения и не пить из незнакомого источника.

А наш клубочек, тем временем, прикатился на станцию *один дома*.

Составьте из букв

название сказки. («Курочка ряба» ) на какого из героев, вы похожи оставаясь один дома? (На мышку) Почему мышка заставила Деда и Бабу плакать? Хотела ли она разбить яичко? Почему так получилось? Как нужно вести себя дома? (внимательно и аккуратно) Можно ли играть дома с таблетками, моющими средствами, посудой, электроприборами, спичками? Почему? Если дома никого нет, а у вас случилась беда, что нужно делать?

Таким образом, сказка «Курочка Ряба» научила нас правилам:

Будь внимательным и аккуратным.

НЕ играй с опасными предметами

Если случилась беда, зови на помощь.

Наш клубочек бежит к следующей станции, на которой нас ждет новое задание и новая сказка. А что это за сказка? (*Волк и семеро козлят*) . Чему нас учит эта сказка? Давайте сыграем в игру: Один ученик будет ребенком дома, а второй ученик будет незваным гостем, которому нельзя открывать дверь. Выиграет тот, кто сможет выполнить свое задание. Первый. должен сказать так, чтобы гость не обиделся и ушел, второй должен сказать так, чтобы ему открыли дверь.

Запомните правила:

Не открывать дверь незнакомым людям

Запиши телефоны родителей или соседей, в случае опасности им звони.

Запомни фразу:

  • меня закрыли на замок, я не могу открыть дверь*

Посмотрите на экран. Что это за сказка («Петух, лиса и заяц» ) и чему она нас учит? Как петушок выгнал лису из зайкиной избушки? Придумайте правила к этой сказке. (В случае опасности, громко кричи)

Вот так несколько русских народных сказок нас научили некоторым правилам безопасности в жизни.

А сейчас давайте пройдет тест и посмотрим, все ли правила мы запомнили, внимательно ли мы слушали.

Следующее задание, надо будет выполнить цветными карандашами. У вас на столах лежит раскраска к сказке гуси лебеди.

Посмотрите как компьютер раскрасил этот рисунок. Какие правила эта сказка спрятала в себе? Подумайте, пока раскрашиваете рисунок, а дома поиграйте в игру сказки учат правилам безопасности со своими родителями.

Расскажите им правила, 4оторые спрятались в сказке «Гуси-лебеди» и обсудите, все ли правила вы нашли, может эта сказка учит ещё чему – нибудь?

Наша встреча подошла к концу, в следующий раз нас ждут в гости авторские сказки, которые тоже научат нас правилам себя вести. Всем спасибо,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Разработали:

Лаврентьев Никита Олегович, Зубков Максим Валерьевич

Руководитель:

учитель основ безопасности жизнедеятельности

Н.В.Борминова

Большое Анненково

Название проекта: «Основы безопасности жизнедеятельности в сказках»

(«Учимся правилам безопасного поведения на примерах героев сказок»)

Цель проекта:

Вопросы , на которые должны ответить школьники в результате проектной деятельности:

* Как защитить себя в чрезвычайных ситуациях.

* Как предупредить бытовые травмы.

* Какие существуют правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.

Аннотация к проекту:

В сказках накоплена вековая мудрость народа. Проект призван научить детей основным правилам безопасного поведения дома и на улице через данный литературный жанр. Для этого детям предлагается проанализировать сказки, ответить на поставленные вопросы, подготовить рисунки, сочинить свои поучительные сказки, в которых герои расскажут о правилах безопасного поведения.

Выходы/ результаты деятельности учащихся:

* рисунки, фотографии;

* творческие работы;

* сказки собственного сочинения.

Этапы проведения проекта.

1 этап: регистрация в проекте, знакомство с участниками.

2 этап: организация поисковой деятельности.

Учащимся на уроках предлагаются следующие вопросы:

* В каких сказках герои нарушали правила личной безопасности дома.

* Кто из героев соблюдал правила безопасности и тем самым выручил других из беды.

* Назовите сказочные указатели движения, которые помогали героям идти к намеченной цели.

* Кто из героев сказок не соблюдал правила личной безопасности на улице и к чему это привело (Приведите примеры).

* «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее жгли...» - Откуда эти строчки? В каких сказках огонь приносит зло?

* В каких сказках предмет специально предназначенный для получения огня был абсолютно безопасен в противопожарном отношении.

* Назовите сказочные транспортные средства и придумайте правила безопасного использования их.

* Придумай для младшего друга поучительную сказку, в которой герои расскажут о правилах безопасного поведения.

3 этап: защита проекта.

    Введение .

    Основное содержание работы

    Заключение

5. Приложения

«Сказка - неиссякаемый источник

познания народной жизни»

Н.Паутинцев

Введение

Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить всем, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, мы научим детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.

Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни. Слушая сказку, узнаешь все правила основ безопасности жизнедеятельности . И уже точно не откроешь дверь своего дома, как это сделали семеро козлят. А если будешь пить воду из открытых водоемов, то в лучшем случае «козленочком станешь», а то и в больницу угодишь с кишечной инфекцией. Именно из сказки узнаешь, что нельзя быть слишком доверчивым к чужим людям, а то попадешь в беду.

Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях.В общем, сказка – ложь, но что-то в ней есть… И если мы будем не просто читать ребенку на ночь сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то возможно на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности. Ну, как еще доходчивее можно объяснить детям, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот…

Почти в любой сказке, народной или авторской, есть достойные обсуждения моменты. Это и упомянутые «Три поросенка» и «Волк и семеро козлят», и «Красная Шапочка», и даже «Колобок». У А. Усачева в книге «Маленькая собачка Соня» есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» – это просто учебник по основам безопасности жизнедеятельности. Только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон.

Цель: Обеспечить практическое применение правил основ безопасности жизнедеятельности через поисковую деятельность для развития творческих способностей учащихся.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

1. Научить детей основным правилам безопасного поведения дома и на улице через данный литературный жанр;

2. Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

3 .Выработать у детей навык правильного анализа и адекватного поведения, то есть грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на жизненном пути;

4. Помочь детям в доступной и увлекательной форме усвоить правила безопасного поведения дома, на городской улице, в лесу, в парке, транспорте, школе, возле водоёмов.

Объект исследования: процесс развития навыков безопасного поведения.

Предмет исследования: безопасное поведение учащихся.

Гипотеза: черезсказки, учащиеся учатся безопасному поведению.

Формы исследования: чтение поучительных сказок.

Основное содержание работы

Картотека сказок с правилами дорожного движения.

История про Грузовичок…

В одном маленьком городке жили самые разные машины. И почти все жители этого городка жили дружно и счастливо: они были вежливыми и добрыми, знали все правила дорожного движения и очень уважали дорожные знаки и великого учителя Светофора. А почему все жители? Да потому что жил в этом сказочном городке один непослушный Грузовичок, который ни с кем не дружил, никого не слушал и не хотел учить правила дорожного движения…

Крутой поворот

Эта история произошла с маленьким Лисёнком, который жил в лесу недалеко от дороги. Очень часто зверята перебегали через эту дорогу в соседний лес в гости к друзьям, при этом нарушали Правила дорожного движения, так как никто их не научил, как надо переходить дорогу. Однажды Зайчонок попал под колесо машины и сломал ножку, и тогда родители зверят решили провести в звериной школе урок по Правилам дорожного движения. Все зверята очень внимательно слушали, изучали знаки. Теперь они знали, что дорогу можно переходить не спеша, под прямым углом, убедившись в безопасности, а лучше всего дойти до пешеходного перехода…

Приключения Бабы Яги

Однажды Баба Яга летела в ступе над городом. Ступа у неё сломалась, и пришлось её пешком идти домой в лес через город. Попыталась Баба Яга перейти дорогу в неположенном месте, но её милиционер остановил: «Как Вам, бабушка, не стыдно! Из-за Вас может произойти авария. Разве Вы не знаете, что дорогу нужно переходить на перекрёстке, там, где есть светофор, или по «Зебре»?» Баба Яга ничего о дорожных правилах не знала, испугалась: «Как это по зебре? Что такое перекрёсток?» Милиционер удивился такой безграмотности и подвёл её к перекрёстку…

Светофор

Мы остановились, и все другие автомобили остановились, и автобус остановился. Я спросил: «Почему?»

Мама объяснила: «Вон, видишь, красный фонарик? Это светофор».

На проволоке над улицей я увидел фонарик. Он горел красным светом.

«И долго мы стоять будем?»

«Нет. Сейчас вот проедут, кому через улицу надо переезжать, и мы поедем».

И все смотрели на красный фонарик.

Вдруг он загорелся жёлтым светом, а потом зелёным.

И мы поехали.

Потом еще раз на улице горел красный фонарик.

«Дядя, стойте! Красный огонь!»

Шофёр остановил машину, оглянулся и говорит: «А ты молодчина!»…

Сказка о том, как мальчик Миша стал всегда соблюдать ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!

В одном городе жил один мальчик. Звали его Миша. Миша был неплохим мальчишкой, но совершенно не хотел соблюдать правила дорожного движения. И учителя в школе учили Мишу правилам, и родители, и даже посторонние взрослые, но мальчик твердил одно: «Неправильные правила, зачем они?» А когда Мише делали замечания и порой ругали, он обвинял всегда кого-то другого, но себя никогда не считал виноватым…

Спор на дороге.

Однажды поссорились между собой сигналы светофора.

Я – главный,- сказал красный огонек,- потому что когда я загораюсь, все останавливаются и не смеют двигаться дальше.

Нет, я главный,- сказал желтый огонек,- когда я загораюсь, все готовятся к движению – и пешеходы и машины.

А когда я загораюсь,- сказал зеленый огонек,- все начинают движение. Значит, я самый главный и все должны мне подчиняться…

Медвежий сон.

Ходил-ходил медведь по лесу, устал и решил отдохнуть. Прилег он под елочкой и не заметил, как задремал. Спит Мишка и видит сон. «Подарили ему на день рождения велосипед. Рад медведь такому подарку,- он давно о нем мечтал. Сел Мишка на велосипед и поехал показать свой подарок друзьям – волку, ежу, зайцу. Все друзья жили в березовой роще и чтобы к ним добраться, надо обязательно пересечь широкую дорогу. Медведь был очень нетерпеливым и не стал дожидаться, когда на светофоре загорится зеленый огонек. Только он выехал на проезжую часть, как рядом появилась большая грузовая машина. Грузовик не успел затормозить и наехал на Мишку. Новенький велосипед сломался – рама погнулась, руль искривился, колеса отлетели, а сам Мишка попал в больницу». Проснулся медведь от испуга и решил, что никогда не будет нарушать правила дорожного движения.

Урок светофора.

Жил-был светофор. Надоело ему стоять на одном месте и огоньками мигать: «Пойду я погуляю, все посмотрю, себя покажу».

И пошел светофор по дороге. Шел-шел и свернул в лес. Увидели его дикие звери, птицы, насекомые и думают каждый про себя: муравей думает «Какой высокий», сорока думает «Какой важный», ящерица думает «Какой красивый», заяц думает «Я его боюсь». А ежик подошел и спросил:

Ты кто такой? Что-то мы в своем лесу никогда не встречали трехглазого зверя.

Я не зверь, я – светофор и глаза мои не простые. Они помогают регулировать движение на дорогах. Я гулял по лесу и не увидел ни одного знака, ни светофора. Как же вы обходитесь без них?

А что такое дорожные знаки и для чего они нужны?- спросили звери, птицы и насекомые у светофора.

Светофор поморгал своими глазами, удивленно посмотрел на всех – он не понимал, как можно не знать, что такое знаки и для чего они нужны. Но он решил помочь обитателям леса – рассказать обо всем, что знал сам…

Правила дорожного движения

Одну простую сказку, а может быть не сказку, а может не простую, хочу вам рассказать. О правилах движения, о мудром светофоре, о вежливых водителях. Ну, будем начинать.

Жил светофор обычный, для всех людей привычный, всегда служил отлично, но вдруг он заболел. Светить не хочет красным, и не горит зелёный, моргает только жёлтый, наверно что-то съел.
А этот светофор стоял на перекрёстке, стоял он возле школы, где дети там и тут. И здесь через дорогу, детишки и подростки всегда без промедленья бегут, бегут, бегут. Нельзя без промедленья, есть правила движенья, хоть даже ваш любимый болеет светофор. Ты посмотри налево, затем взгляни направо иди, если не слышен поблизости мотор…

Как Чебурашка, Крокодил Гена и их друзья учили правила дорожного движения

Чебурашка жил в телефонной будке, а утром пошёл в зоопарк. Там работал крокодилом его самый лучший друг - крокодил Гена. Неизвестно, что бы случилось дальше, если бы на улице не появился Светофор Мигайлович. Когда Чебурашка переходил улицу в неположенном месте, то все машины, трамваи, троллейбусы остановились как вкопанные. А Светофор Мигайлович сказал:

Ты не умеешь ходить по улицам. Очень стыдно! Правила дорожные ты должен знать всегда, чтоб не случилась с тобою беда!
Чебурашка спросил:

А что такое правила дорожного движения?

Вот они, правила. Над головой знаки развешаны…

Приключения ёжика

Жил – был колючий ёжик. Мама учила его: «Сынок, от дома далеко не уходи, заблудишься. Лес – большой, а ты – маленький».
Однажды ёжик остался дома один, ему стало скучно, и он решил погулять. Вышел из дома, походил рядом. Вдруг он услышал, что за берёзой что – то хрустнуло, он пошёл посмотреть. Потом зашуршало за кустиком, он побежал туда. И так, кустик за кустиком, деревце за деревцем, он не заметил, как ушёл далеко от дома…

СКАЗКА ПРО ГОРОД ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

В одном славном сибирском городе жил-был мальчик Ванечка Иванов. Мальчик, как мальчик, ничем от других мальчиков сильно не отличался. Но была у него одна нехорошая привычка: любил Ванечка играть на проезжей части дороги, где туда сюда мчатся машины…

Творчество детей «Правила школьной жизни»

Буратино на льду.

Выпал первый снег. Озера и реки покрылись тонким и неустойчивым льдом. Однажды утром Буратино увидел, что озеро покрылось льдом. А еще ему захотелось покататься на новых коньках. Он оделся потеплей, надел коньки. Ребята его отговаривали, но он их не послушался.

Пришел Буратино на озеро. «Ах, как красиво! Покатаюсь!!!» Но только ступил на лед, он под ним треснул. Буратино провалился в воду, стал кричать, звать на помощь. В это время по берегу проходил Пьеро. Он был храбрым мальчиком, поэтому не растерялся и позвал на помощь взрослых. Когда Буратино вытащили из воды, он сказал: «пока он не окрепнет!» Ребята, не ходите на лед.

Сказка про мальчика, который остался один дома.

Жил-был мальчик Гена, он учился в школе, в 5 классе. Он остался один дома, учил уроки. В этот момент кто-то позвонил в дверь. Он решил, что это его друг Сережа, который должен был принести кассету. Но это был не Сережа...

Это был почтальон, который принес телеграмму. Гена спросил: «Кто там?»В ответ послышалось: «Вам телеграмма.» Гена удивился: от кого?. Почтальон сказал: от бабушки. Стоп! Бабушка живет в соседнем подъезде, она не могла прислать телеграмму, она бы позвонила или пришла сама. Почтальон сказал: «Получите и распишитесь.» Голос был подозрительно ласковым. Ну нет,-подумал Гена,-я не открою. На уроках ОБЖ нам говорили, что может произойти. Он не стал открывать. Вечером пришли родители, они рассказали, что в подъезде случилась кража. Тут Гена понял, кто был этот почтальон. Мама с папой похвалили Гену. Не зря все-таки в школе есть урок ОБЖ.

Сест p ица Аленушка и б p атец Иванушка.

Жила была сестрица Аленушка и братец Иванушка. Они шли домой с поля. Иванушка захотел пить. Но напиться было негде. Он попросил у Аленушки напиться из лужи. Но Аленушка не разрешила. Иванушка не послушался и напился.

У него поднялась температура, стал болеть живот. Но к счастью Аленушка вылечила Иванушку. И объяснила, что из луж и водоемов пить нельзя.Они могут быть заражены. И с тех пор Иванушка стал послушным и стал слушать что ему говорит сестра.

О неправильном поведении.

На основании сказки о глупом мышонке я хочу рассмотреть неправильное поведение мышки-мамы.

Начинается сказка с того, что мышка - стала звать зверей, чтобы они попели и убаюкали ее мышенка. Никто из зверей хорошо не пел, тогда мышка - мать позвала тетю Кошку. Мышонку понравилось, как поет Кошка. Тогда мышка - мать оставила мышонка с няней Кошкой, а сама ушла по своим делам. За то время, пока мышка - мать ходила, Кошка успела съесть мышонка и к приходу мышки - матери ушла. Потом мышка - мать долго горевала.

В этой сказке о глупом мышонке мышка - мать поступает не правильно. Мышонок остался один на один со своим врагом, а это очень опасно. Враг может искалечить, а может быть и убить того, кто с ним рядом, тем более, если это ребенок. А ребенка тем более нельзя оставлять с незнакомыми, потому, что он вообще ничего не сможет сделать, чтобы себя защитить. Нельзя оставлять детей без присмотра родителей или знакомых, которых вы знаете, доверяете. Нельзя приглашать незнакомых к себе в дом, а потом самому уходить потому, что они могут украсть какую либо вещь, деньги. А если там есть и ребенок, то могут украсть и его.

Том и Джерри.

Как-то раз Джерри ехал на велосипеде, а Том его тайком догонял. Когда Джерри обернулся и увидел Тома, то он поехал от него быстрее. И вот, как всегда началась погоня. Джерри успел проехать на ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ, а том поехал на КРАСНЫЙ СВЕТ и чуть - чуть не попал в аварию. Его остановил миллиционер и сказал, что НЕЛЬЗЯ ездить на красный свет и отпустил Тома.

Спустя некоторое время Том пригласил Джерри к себе в гости. Когда Джерри пришел, они попили чай и разыгрались. Они начали шалить: Том сунул ШПИЛЬКУ в розетку, чего делать, конечно, нельзя и его «стукнуло» током. Затем они взяли без разрешения спички и стали зажигать газовую плиту. Газ не

зажегся, а стал поступать в квартиру. Том и Джерри продолжали резвиться.

Когда пришла хозяйка, Том и Джерри лежали на полу без сознания. Хорошо, что хозяйка не включила свет, иначе произошел бы ВЗРЫВ. Она быстро открыла форточки, закрыла газ и вызвала врача. Врач выходил Тома и Джерри. Они дали честное слово, что никогда не будут нарушать ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ.

Заключение

В работе представлен материал по сказкам, в которых рассказывается о правилах дорожного движения, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Во время подготовки этого проекта я узнал много нового. Оказывается, что сказок правилами дорожного движения очень и очень много. Изучая множество источников, я уверен, что культура поведения – залог безопасного движения, и в этом нам помогут сказки.

Список использованной литературы

1. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание.

3. Картотека сказок с правилами дорожного движения.

Приложения

Приложение 1

А ведь мама говорила:

1.Никуда не сворачивай;

2. Не разговаривай с незнакомцами.

Приложение 2

Неосторожные козлята стали жертвой волка, изменившего свой голос.

Приложение 3

Этот наивный малый мало того, что вместо школы пошел на представление, так и еще поверил в «сказки» мошенников о «Поле чудес».

Приложение 5

Вечеринки до добра не доводят…

Приложение 6

Девочка Маша зашла в чужой дом, ела из чужой посуды, спала на чужой постели, еще и стул сломала. Эх, Маша, Маша… полиции на тебя нет.

Приложение 7

Грубое пренебрежение правилам личной гигиены.

Приложение 8


Говорила сестра: «Не пей из лужи», не послушался Иванушка и в результате мутировал в козленка. Вот до чего доводит пренебрежение правилам гигиены.

Приложение 9

Самонадеянный колобок потерял бдительность и попал на обед к лисе.

Приложение 10

Нельзя нарушать правила дорожного движения! Кай решил прокатиться с ветерком, прицепил санки к экипажу Снежной королевы и оказался на Северном полюсе.

Музыкально – тематическая сказка с элементами ОБЖ для дошкольников «Приключения Волка»

Описание: сценарий музыкально-тематической сказки с элементами ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных учреждений.В игровой форме дети закрепляют элементарные правила поведения: правила дорожного движения, правила пожарной безопасности,контакты с незнакомыми людьми, правила личной безопасности. Может использоваться как итоговое занятие.
Цель: развитие творческих способностей, обогащение музыкальных впечатлений детей, создание положительной эмоциональной атмосферы праздника.
Задачи:
Дать детям представление о поведении с незнакомцами;
Закрепить знания о правилах дорожного движения;
Дать понятие о правилах пожарной безопасности;
Закреплять знания и навыки, полученные в течение года, продолжать формировать умение выразительного и эмоционального исполнения знакомых песен и танцев;
Активизировать воображение, память, внимание и мышление при участии во всех видах музыкальной деятельности;
Продолжать учить детей владеть способом совместных музыкальных действий.
Оборудование:
Музыкальный зал разделён по зонам:
Домик мамы- Козы;
Городская улица с пешеходным переходом;
Лесной улей.
Костюмы персонажей: Коза, козлята, волк, 3муравья, 3 поросёнка, 3 пчелы, Красная шапочка, цветы, Айболит, белка.
Атрибуты:Пожарный шланг;
Импровизированный переход «зебра»;
Червяк (мягкая игрушка);
Светофор;
Корзина для козы;
Дорожные знаки;
Книга о правилах дорожного движения.

Уважаемые зрители, гости и родители,
Сегодня приглашаем вас мы в дивный, чудный лес.
Лесные обитатели покажут вам старательно,
Что безопасность жизни важна для вас для всех.
Перед домиком на стульчиках сидят козлята.
Мама Коза с корзинкой в руках поёт:
Ой, козлятушки, вы, ребятушки,
Остаётеся вы без матушки.
В огород пойду за капустою,
Может Волк придти – сердцем чувствую.
Но чтобы Волк не скушал вас,
Слушайте, дети, мой наказ:
В дом чужого не пускать,
Волку дверь не открывать!
1 Козлёнок:
Не волнуйся, мамочка, будет всё в порядке.
Знаем мы из сказочки - Волк ужасно гадкий!

Козлята танцуют «Чарльстон»

После танца Козлята заходят в дом.
Волк (поёт):
Отворяйте, поскорей, мамаше дверь,
Я устала, я голодная, как зверь.
2 Козлёнок (поёт):
Не откроем незнакомцу дверь,
Потому что ты не мама, а страшный зверь.
Волк (поёт тоненьким голоском):
Эй, Козлятки мои, я вам капусты принесла,
Отворите поскорей, а то авоська тяжела.
3 Козлёнок:
Уходи от нас скорее, не откроем Волку двери,
Это всем должно быть ясно, даже тем, кто ходит я ясли.
4 Козлёнок:
Чужака домой не пустим, даже если он с капустой!
Волк: Мне Козлят не обмануть, найти б ещё кого-нибудь.
Близится обед, ребята, ну а вот и Поросята!

Выходят три Поросёнка (идут по пешеходному переходу, поют под мелодию песни «Вернисаж»).

1.А я примерный пешеход, я знаю каждый переход.
2. и 3. Когда идём втроём с тобою.
1.А я по правилам хожу, мне безопасно, как ежу,
2. и 3.Когда ведём тебя с собою.
1. А потому, что знают все, что по дорогам и шоссе
2. и 3.Ходить нельзя – погибнем трое.
Сперва налево посмотри, потом уже переходи-
Запомни это навсегда!
Волк (поёт) :
Своим глазам не верю даже, как ждал я этого пейзажа

Их даже трое – не один, в обед свининки поедим.
Поросята:
1. Спасите, братцы, это Волк, он в Поросятах знает толк,
2. и 3. Не бойся, братец, мы с тобою.
1. Скажите, братцы, как нам быть, как Волка нам перехитрить?
2. и 3. Ах, с этим Волком нет покоя!
3. Ура, придумал, как нам быть, как Волка нам перехитрить,
1. Скажи скорей, я беспокоюсь.
3. Как помогал нам до сих пор наш добрый дядя Светофор…
1. и 2.Тогда бежим к немускорей!
Поросята подбегают к Светофору:
Ах, Светофор, ах, Светофор!
Наш добрый друг с давнишних пор!
От Волка нам спасенья нет,
Он хочет съесть нас на обед.
Светофор:
Дорожных правил он не знает, он их всё время нарушает.
Вот он и вас обидел тоже, всё это на него похоже.
Волшебная палочка, три раза взмахни,
Поросят преврати в разноцветные огни!
(у Поросят в руках появляются разноцветные кружочки )
Поросята:
Я – зелёный!
Я – жёлтый!
Я – красный!
Вместе: Вот здорово, вот прекрасно!
Светофор:
Теперь нам Волка можно не бояться,
Теперь над Волком можно посмеяться.
Не знает Волк, всем ясно и без спора,
Зачем нужны три цвета светофору.
Поросята бегают вокруг Волка (он кружится, хватается за голову)
Волк: Где же Поросята, их простыл и след,
Были здесь недавно, а теперь их нет.
Ну куда ж так быстро спрятались они?
Лишь кругом сверкают разноцветные огни.
Что же означает каждый огонёк?
Что они мигают, не возьму я в толк.
Красный – самый яркий, я пойду туда,
Может быть там ждёт меня, наконец, еда!
Волк попадает под машину.
Волк:
Ах, что за напасти, на меня одни несчастья!
Вы сказать мне должны, для чего здесь нужны три различных цвета.
Светофор:
Самый строгий – красный свет, он горит – дороги нет!
Знают все прекрасно, двигаться опасно.
Жёлтый свет мигает, он предупреждает:
Не спеши, подожди, скоро в путь идти.
А зелёный светит – знают даже дети,
Он нам всем говорит: «Идите, путь открыт!»
Дети исполняют

«Песенку пешехода» С. Г. Нарсауленко).

1 поросёнок:
Ну ладно, мы тебя уже простили,
И книгу подарить тебе решили.
Все правила дорожного движенья
Найдёшь ты в этой книге без сомненья!
Волк (листает книгу):
Нет, когда голодный Волк, чтение ему не в толк.
Мне поросят не обмануть, найти б ещё кого-нибудь.
Вот – красавец грибок, разведу я костерок.
Чтоб огонь развести, нужно спички найти.
Находит в кармане спички, «разжигает огонь», убегает с прицепленными на ногу воздушными шариками, имитирующими огонь.
Волк: Ой, огонь бежит за мною по пятам, и виноват во всём я сам.
Помогите, помогите, от огня меня спасите!
Выходят Муравьи, несут червяка.
Ведущий: Работяги – Муравьи, помогите вы Волчишке
Потушить пожар лесной, чтоб не стал для всех бедой!
Раз, два, три, четыре – Муравьишки, стройтесь в ряд!
Муравьи: Мы всегда спешим на помощь, потому что мы отряд!
Мы – спасательный отряд, юные друзья пожарных,
И про нас все говорят: «Замечательные парни»!
Исполняется

«Танец Муравьёв» (Полька В. Вересокиной)

«Песня пожарных» (Муз. Г. Вихаревой)

Появляется Красная шапочка.

«Танец цветов» (муз. Р.Газизова)

Волк:
Ты куда девочка спешишь, и почему теперь молчишь?
А что в корзиночке твоей? Твой завтрак, видно, дай скорей!
Красная шапочка:
Иду к бабушке своей, она болеет, плохо ей.
Волк:
А где бабушка живёт?
Красная шапочка: Там, за лесом…
Белка (на ушко):
Не знаком тебе тот зверь
Злому Волку ты не верь.
Адрес бабушки храни –
Никому ни говори.
Волк:
Вот туда я и пойду, её бабушку найду.
Покороче нужен путь, доберусь как-нибудь.
Волк подходит к улью:
Видно я уже пришёл, дом старушки я нашёл.
Вот и всё, примчался я, здравствуй, бабушка моя!
Пчёлы жалят Волка.

«Пчелиные частушки»

Волк: Ах почему меня кусали пчёлы,
Ведь я такой хороший и весёлый?
Как больно ноют раны,
Да я реву навзрыд!
Айболит: Иду к тебе на помощь,
Я – доктор Айболит!
Волк: Я лечиться не готов, не люблю я докторов.
Ведущий :Врачи помогают и взрослым, и детям,
Как самые добрые люди на свете.
Врачи облегчают страданья вокруг,
За это скажи им спасибо, мой друг! (Волк послушно лечится)
Выходят участники сказки.
Ведущий:
Идею этой сказки, а может и не сказки
Поймут не только дети, но даже серый Волк.
Козлёнок:
С незнакомцем не общайся – это может быть опасно!
Если взрослые ушли – к двери ты не подходи!
Поросёнок:
Кто правила движения все знает. без сомнения.
Тот может жить спокойно, тот просто молодец!
1 Муравей:
Для забавы и игры спичек в руки не бери!
Не шути, дружок, с огнём, чтобы не жалеть потом.
3 муравей:
Сам костра не разжигай, и другим не позволяй!
Даже крошка-огонёк от пожара не далёк.
Красная шапочка:
Урок усвоила я навсегда,
Что адрес чужим называть нельзя!
Белка:
Чтобы был всегда здоров,
Ты не бойся докторов!
Пусть мы маленького роста,
Только рост здесь не при чём,
Эти правила усвоим,
Их с собою в жизнь возьмём!