«Целостный филологический анализ поэтического текста на примере стихотворения М. Ю

Михаил Юрьевич Лермонтов, как никто другой, ценил и буквально боготворил Александра Сергеевича Пушкина. Он был его учителем и кумиром, которому Лермонтов подражал практически во всем. И что самое удивительное, их творчество и поведение в обществе и на балу - раскованное, смешливое и передразнивающее - тоже были схожи. В общем, две родственные души, два поэта, два непримиримых характера и в то же время два разочарованных в жизни человека. И по судьбе их ожидал одинаковый финал, так как оба были убиты молодыми на дуэлях.

Великое потрясение

Для Лермонтова известие о смерти Пушкина стало страшным потрясением. Он одним из самых первых отреагировал на эту чудовищную и нелепую смерть великого гения, прославлявшего русскую культуру и литературу. Более того, он сделал смелый вызов обществу своим обличающим произведением «Смерть поэта», где он открыто обвиняет убийц, потом проклинает их и просит отмщения. Именно об этом и повествует анализ стиха «Смерть поэта». Лермонтов негодовал, с ума сходил от ярости и от своей беспомощности.

Первая часть

Как известно, это стихотворение состоит из двух частей, которые отличаются и по размеру, и по настроению. Если провести анализ, «Смерть поэта» в первой части представляет собой печальную элегию, описывающую трагические события смерти ни в чем не повинного человека в январе 1837 года. Уже с самого начала произведения виден глубокий подтекст, в котором четко и ясно Лермонтов дает понять, что не только дуэлянт Дантес виноват в смерти Пушкина, а все светское общество в целом, которое любит развлекаться сплетнями, интригами, травлей и нелепыми оценками личности.

Униженный и оскорбленный

Всем этим наполнил Лермонтов «Смерть поэта». Анализ стихотворения дает оценку Дантесу, с которым и так было все понятно, он был просто по уши влюблен в Гончарову. Этой молодой и красивой женщине, к тому времени матери четверых детей, он просто не давал проходу, чем вызвал массу сплетен в их окружении. Этим не могли не воспользоваться многочисленные враги Пушкина, которые не любили поэта. Они завидовали его таланту и красавице-жене, поэтому при всяком удобном случае могли наносить оскорбления и тем самым задевать за живое и без того очень тонкую и ранимую душу поэта. Причем этим делом не гнушались заниматься ни князья, ни первые лица государства.

Для Пушкина была несколько унизительной и его низкооплачиваемая должность при дворе (камер-юнкер I чина), на которую поставил его сам царь Николай I в 1834 году. Обычно эту должность занимали совсем юные шестнадцатилетние юноши, которые считались придворными пажами. В итоге все это привело к нищенству его семьи, даже семейное гнездо Пушкиных было заложено за долги.

Вторая часть

Если провести последующий анализ, «Смерть поэта», вернее вторая часть этого стихотворения, повествует о том, что все, кто еще недавно травил душу поэта, вдруг после его гибели надели на себя маску скорби. Лермонтов очень смело и решительно обличает то зло, которое случилось и которому они все в той или иной степени поспособствовали. Потом все же Лермонтов признается, что смерть Пушкина на дуэли была неизбежна. Оказывается, когда-то давным-давно какая-то цыганка предсказала роковую судьбу и описала поэту того, кто нажмет на курок револьвера и убьет его. Поэтому и появляется эта загадочная строка в стихотворении: «Судьбы свершился приговор».

Если проводить более глубокий анализ, «Смерть поэта» - свидетельство того, что Лермонтов, хоть и не оправдывает Дантеса, который укоротил жизнь одного из самых гениальных поэтов человечества, но и не считает его главным убийцей. Он только с презрением говорит о том, что тот «дерзко презирал чужой язык и нравы» и хорошо понимал, что в его руках жизнь человека, прославившего русскую литературу. Лермонтов считает, что убийц много, и все они должны понести наказание, а если и удастся избежать им этой участи, то есть еще и справедливый Божий суд.

Лермонтов, «Смерть поэта». Анализ стихотворения

Если первая часть написана в жанре элегии, то вторая переполнена сарказмом. Досталось и «надменным потомкам», которые, если и заслужили какого-то внимания и чести, то только благодаря авторитету своих прославленных отцов. Лермонтов считает, что они находятся под «сенью закона». Но справедливость все равно рано или поздно восторжествует. Если не на земле, то на небе обязательно вскроются их черные замыслы.

Вот, собственно, и весь анализ. «Смерть поэта» - очень неудобное и порочащее произведение для высшей знати, за которое Лермонтова не простят и в этом же году отправят в ссылку на Кавказ.

Лермонтов тогда еще и не подозревал, что через четыре года его постигнет та же участь, что и Пушкина. Он также погибнет, не так от пули, как от равнодушия и презрения общества, где пророков не любят и избегают, как прокаженных, а поэтов считают придворными шутами, с которыми не принято считаться.

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» будучи под впечатлением от гибели А.С. Пушкина. Для поэта это событие было настоящим потрясением и тяжелой утратой. Гибель талантливого и молодого А. С. Пушкина была неожиданной и нелепой. М.Ю.Лермонтов, желая отыскать справедливость, написал стихотворение «Смерть поэта».

В своем произведении М.Ю.Лермонтов описал не справедливую, трагичную и слишком раннюю гибель его коллеги. В принципе стих можно поделить на две части. Первая половина рассказывает нам о том, как скончался великий А.С.Пушкин в далеком 1937 году. Между строк можно прочитать протест автора. Он состоял в том, что М.Ю.Лермонтов выступал против позиции властей, которые постоянно критиковали его коллегу и товарища А.С.Пушкина. Он осуждает такое поведение высшего общества по отношению к молодому и успешному поэту.

Во второй части стихотворения М.Ю.Лермонтов насмехается над всеми, кто участвовал в убийстве писателя. Он напоминает им, что не стоит недооценивать Суд Божий, а это означает, что виновник будет обязательно наказан.

Это стихотворное произведение написано в трагическом стиле, но с элементами сатиры. Произведение объединило в себе два несовместимых жанра. Но именно такими эмоциями был одержим М.Ю.Лермонтов, когда писал свое произведение.

«Смерть поэта» - это поистине бессмертное творение. Автор всеми силами выражает протест против безразличия людей. Он не понимает, как можно покрывать и оправдывать настоящего преступника и равнодушно относится к гибели великого человека.

Писатель своим произведением хотел обратить внимание на то, что в обществе существует огромная проблема. А именно безнаказанность представителей власти и приближенных к ним людей. Михаил Юрьевич обвиняет высокопоставленных чинов в превышении полномочий, а общественность в полнейшем безразличии.

Анализ 2

Лермонтов написал произведение «Смерть поэта» под впечатлением и возбуждением о том, что великого поэта и писателя – больше. Он умер на дуэли, глупой по его мнению, умер от руки другого противника, который убил его. Это был Пушкин. Великий писатель начала девятнадцатого века, поэт и просто творческий человек.

Пушкин был убит, а потому это известие вызвало очень много толков, споров и горести среди простых людей, которые любили Пушкина, уважали, и любили его творчество. Его считали великим и очень талантливым современником своего творчества. А потому его противника, который выжил, хотели просто убить, побить, что угодно сделать, чтобы отомстить за смерть такого человека.

Кроме того, в своем произведение, которое посвящено Пушкину, умершему, но все же до конца великому. Лермонтов кроме противника Пушкина, Дантеса, который выходит из аристократического рода, и входит в это общество, обвиняет еще и других людей. Эти люди – почти все окружающее общество его, то есть великосветские аристократы, которых так терпеть не мог Лермонтов. Он считал их всех лицемерами, которые лживо высказывали сожаление о том, что умер Александр Сергеевич Пушкин. Именно это и не только, рассердило уже давно поэта Лермонтова. Потому вскоре в свет вышло произведение, которое было очень гневным, красноречивым и пылким от всей его души, которое было названо «Смерть поэта».

Несчастливо и несправедливо умерший Пушкин был отомщен Лермонтовым, который почти боготворил и уважал Пушкина, и его творчество еще сильнее. Лермонтов даже не старается аккуратно подобрать оскорбительные слова в адрес Дантеса, и великосветского общества, он откровенно грубит и говорит неприкрытую правду. Он даже не думал о том, что может понести наказание за эту грубую, но правду.

Анализ стихотворения Смерть поэта - Лермонтов для 9 класс

Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение "Смерть поэта", упрекнув всех тех кто надругался над памятью этого святого человека. Это произведение написано в 1837 году в связи со случившимся.Весть о дуэли дошла до стихотворца 9 февраля и в этот же день стих разлетелся по Петербургу.О нем скорбили не только родственники, но и его любящий народ.И поэтому это произведение было по душе им.Его перечитывали, учили, переписывали.Оно дошло до властей и те обиженные обвинениями отправили его в ссылку на Кавказ.Будучи сам юношеского возраста Михаил столкнулся с житейскими невзгодами, людьми боровшимися за владычество.

Он повестил о своих чувствах и мыслях по поводу всего происходившего.В чем то есть и доля правды.Образ который навеял нам Лермонтов о Пушкине не совсем таковой.Михаил не любил общество, относился иначе к миру.Он весь жизненный путь страдал от неопределенности и неудовлетворенности жизнью и выдал за действительность то, что Александр Сергеевич был таким.А как оказалось А.С.был выше всего этого, он не обращал внимания на эти злые языки.Он был направлен и стремился в будущее.

Творение состоит якобы из двух частей:лирическая, грустного содержания и комическое высмеивания кого либо.Разные по размеру и состоянию души, резко меняется стиль, тональность.

В начале стиха он описывает трагедию.По его описанию сразу же становиться понятно, что виной тому, люди из высшего общества глумившиеся над таким выдающим человеком, при любом комфортном случае. Для них это было игрой, оскорбив его косвенно либо еще как то. Например царь Николай 1 присвоил ему чин камер-юнкера, в 34 года, когда подобный чин лишь присваивался 16 летним юношам, чтоб те выполняли роль придворных пажей.

В своем произведение открыто говорит о лицемерии людей, которые глумились над его любимым поэтом, как они при жизни унижали его, а когда умер, примеряли маску вселенской скорби:

"Убит!.к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!"

И намекает о том что гибель была неизбежной, ведь еще в юношестве гадалка нагадала поэту смерть на дуэли и внешность того человека который сделает выстрел. И в произведении мелькает такая загадочная строчка «судьбы свершился приговор».

Ни в коем случае не оправдывает действие Дантеса, на его руках кровь человека которого он считал величайшим поэтом русской поэзии. Говорит о том что Дантес презирал взгляды на которые восхвалял Пушкин.Но все же эти люди знали, что своими поступками, провокациями они сталкивают лбами Пушкина и Дантеса, что грозит жизни человека.Вот кого считает Лермонтов настоящими убийцами

В другой половине сжато и с сарказмом выражается о людях.Дает волю чувствам боли и любви.Их поэт описывает грубыми словами надменных потомков, которые благодаря своей семье и корням, что появились на свет Божий. Лермонтов убежден, что та золотая молодёжь, но не купишь за злато.Об этом упоминает поэт в своём творчестве. Перед всеми этими преступниками былыми и не былыми возьмёт вверх всё-таки справедливость «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!», - убежден Лермонтов.Не думая о том что скоро сам постигнет той же участи и станет на краткий путь дуэлей.

И в заключении, как бы можно назвать в третий части стиха, состоявшей из 16 строк будто пытается отомстить за смерть своего кумира.Обвиняет, якобы проклинает всех кто в этом замешен.Указывает на убийцу, выразив это вот такими словами:

"Вы, жаждою толпою стоящие у трона.
Свободы, Гения и Славы палачи".
Он искренне считает, что "божий суд" накажет людей, виновных в этом происшествии

Анализ стихотворения Смерть поэта по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворения Сегодня дурной день Мандельштама

    Произведение, наполненное действием, одновременно выражает чувства лирического героя. Поэт выражает через действие и переживания свои представления о судьбе, которая появляется в лице смертельной опасности

  • Анализ стихотворения Бабочка Бальмонта

    Короткое стихотворение посвящено абсолютно незначительному событию, но символы, введенные поэтом должны, по его мнению, создать определенное настроение и выразить глубокий смысл.

  • Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

    В центре повествования образ плодородной пашни, которая часто становится образом повествования Некрасова, он часто описывает ее как незаменимую часть пейзажа Руси. Лирический герой с созерцанием и восхищением описывает то, что ему приходиться видеть

  • Анализ стихотворения Есенина Пугачев

    Данное произведение Есенина очень динамично. Конечно, и сами представленные автором события бунта под предводительством Пугачева развивались довольно стремительно, но и слог Есениным выбран очень живой и яркий

Описание презентации М. Ю. Лермон товтов «Смерть поэта» История по слайдам

История создания Стихотворение «Смерть Поэта» написано 1837 году, сразу после смерти Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Оно представляет собой лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков.

«Смерть По та» ээ («Насмерть. Пушкина») - стихотворение Михаила. Лермонтова отрагическойгибели Александра. Сергеевича Пушкинаи винеобществавсмерти. Поэта.

«Смерть Поэта» Погиб поэт!- невольник чести – – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!. . Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!. . к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок….

«Чужой, случайный француз, приехал в Россию «На ловлю счастья и чинов заброшен…» «Смеясь, он дерзко презирал чужой страны язык и нравы, не мог щадить он нашей славы, не мог понять в СЕЙ МИГ КРОВАВЫЙ, НА ЧТО ОН РУКУ ПОДНИМАЛ!» Что же так напугало царя в стихотворении «Смерть поэта» ? Вокруг жены Пушкина давно ходила некрасивая молва о её измене мужу с белокурым красавцем французом Дантесом, эту молву раздували, преднамеренно унижая Пушкина, и эта толпа сплетников наблюдала за затравленным и униженным поэтом. Знала эта «толпа, стоящая у трона» , что в нём течёт горячая африканская кровь и, что Пушкина. это так не оставит, так и случилось: он вызывает Дантеса на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь своей жены, семьи. Пуля оказалась смертельной. Общество сплетников и подстрекателей было потрясено этим исходом, не предвидя его такого конца, но что теперь рыдать: русского великого гения нет, он убит.

Тема: назначение поэта и поэзии. Идея: жизнь поэта трагична и связана с непониманием в обществе. Рифма: перекрёстная. Размер: двухсложный, ямб.

Художественные средства Эпитеты: мнения света, пустые похвалы, жалкий лепет, приговор судьбы, пустое сердце. Метафоры: угас поэт, увял гений, не вынесла душа. Инверсия: восстал он против мнений света.

Изобразительное искусство Стихотворение иллюстрировали А. А. Гурьев, Л. О. Пастернак. Музыкальное переложение На музыку стихи положили Ю. Я. Владимиров, Е. К. Голубев, А. С. Жак, Ю. Ф. Львова, и др. «Смерть поэта» стало стихотворением-памятником Лермонтову, создавшим ему громкую известность и проявившим его публичную позицию на социально-политическое положение России.

Я, кстати, помню, что как-то на уроке ошиблась, когда ответила, что это ода. Но учительница сказала, что это стихотворение написано как ЛИРИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ (то есть задумчивая речь автора и его размышления). Тут и воспоминания, и сожеления.

В 1837 году на дуэле с Дантесом погиб А. С. Пушкин. И это стихотворение связано с его смертью. Но Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и всё общество. Он говорит о том, что Пушкин погиб, потому что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», а он «Восстал против мнений света..."

Стихотворение «Смерть поэта» состоит из трех частей. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ - ЭЛЕГИЯ. Лермонтов описывает не просто гибель поэта, а его убийство. Автор использует обличительные эпитеты, выражая через них свое негодование.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ стихотворения – это ответ на суждения тех, кто оправдывал убийц поэта. САТИРА.

Средства выражения чувств и мыслей:

В своём стихотворении Лермонтов использует

РОМАНТИЧЕСКУЮ ОБРАЗНОСТЬ

ЭПИТЕТЫ

СРАВНЕНИЯ:
"Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок".

Это стихотворение принесло Лермонтову громкую известность.

И Жоржем Дантесом , в ходе которой Пушкин был ранен в живот и 29 января (10 февраля) скончался от перитонита .

В дневнике И. И. Козлова от 11 февраля 1837 г. читаем: «Нельзя быть добрее и учасливее Александра Тургенева: он мне сделал так много одолжений, потом читал мне чудесные стихи Лермонтова на смерть Пушкина» .

Знакомство Пушкина и Лермонтова документально не подтверждено, есть только свидетельство встречи - в «Записках А. О. Смирновой», сочиненных ее дочерью (1897 год), но этот мемуар не пользуется славой достоверного источника. Не будучи лично знаком с Пушкиным, Лермонтов не раз видел его в Москве и Петербурге на улице, в театрах, в книжных магазинах, в общественных местах. Но с кругом близких друзей Пушкина до отъезда 19 марта из Петербурга в первую кавказскую ссылку Лермонтов не успел познакомиться . Тем не менее, это не исключено. Стихотворение «Бородино» 21-летнего выпускника юнкерской школы напечатано в пушкинском журнале «Современник» за 1837 год (т. 6, стр. 207-211, цензурное разрешение 2 мая 1837 года) и написано, скорее всего, в конце 1836 года или в январе 1837, чем в феврале (С. А. Раевский в своем показании от 21 февраля 1837 года по поводу стихотворения «Смерть поэта» утверждал, что одновременно со стихами на смерть Пушкина было написано и «Бородино») .

Строки 56 - 72

Арендт, который видел много смертей на веку своем и на полях сражений, и на болезненных одрах, отходил со слезами на глазах от постели его и говорил, что он никогда не видал ничего подобного, такого терпения при таких страданиях.

Резолюция Николая I: «Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».

Бурнашев (В. П. Бурнашев, «М. Ю. Лермонтов в рассказах его гвардейских однокашников», «Русский архив», 1872, № 9, стр. 1770-1781), затем Висковатов (П. А. Висковатов - «Вестник Европы», 1887, № 1, стр. 329-347) рассказывает, что о дополнительных стихах Бенкендорф узнал на одном рауте (вероятно, у графини Фикельмон) от графини А. М. Хитрово, аттестовавшей их как стихи, оскорбительные для всей аристократии. На следующий же день Бенкендорф сообщил об этих стихах Николаю I, который до того уже успел получить их анонимную копию с надписью «Воззвание к революции».

Реакцию властей вызывала вторая редакция, дополненная 16 строками. Первая же редакция стихотворения не вызывала, как показывают свидетельства, недовольства царя.

С. А. Раевский говорит в своем показании: «Пронеслась даже молва, что В. А. Жуковский читал их его императорскому высочеству государю-наследнику и что он изъявил высокое свое одобрение». Сохранилось свидетельство, будто Николай I, прочитав стихотворение Лермонтова, сказал: «Этот, чего доброго, заменит России Пушкина», а великий князь Михаил Павлович заявил: «Ce poète en herbe va donner de beaux fruits» (перевод: «От этого зреющего поэта надо ждать хороших плодов») (В. П. Бурнашев, «М. Ю. Лермонтов в рассказах его гвардейских однокашников», «Русский архив», 1872, № 9, стр. 1770-1781).

Управляющий III отделением А. Н. Мордвинов, по словам А. Н. Муравьева, сказал ему: «Я давно читал эти стихи графу Бенкендорфу, и мы не нашли в них ничего предосудительного» (А. Н. Муравьев, «Знакомство с русскими поэтами», Киев, 1871, стр. 23).

Шли слухи, что дополнение написано не Лермонтовым. А. И. Тургенев писал 13 февраля 1837 г. А. Н. Пещурову: «Посылаю стихи, кои достойны своего предмета. Ходят по рукам и другие строфы, но они не этого автора и уже навлекли, сказывают, неприятности истинному автору» («Пушкин и его современники», вып. II, стр. 113).

Лермонтов был арестован предположительно 18 февраля (мнения исследователей о точной дате расходятся) и содержался в одной из комнат верхнего этажа Главного штаба , а затем с 27 февраля находился под домашним арестом в квартире Е. А. Арсеньевой до отъезда 19 марта на Кавказ через Москву. А. Н. Муравьев пишет: «Ссылка его на Кавказ наделала много шуму; на него смотрели как на жертву, и это быстро возвысило его поэтическую славу. С жадностью читали его стихи с Кавказа, который послужил для него источником вдохновения» (А. Н. Муравьев, «Знакомство с русскими поэтами», Киев, 1871, стр. 23 и след.).

Объяснение корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова:

Я был еще болен, когда разнеслась по городу весть о несчастном поединке Пушкина. Некоторые из моих знакомых привезли ее и ко мне, обезображенную разными прибавлениями. Одни - приверженцы нашего лучшего поэта - рассказывали с живейшей печалью, какими мелкими мучениями, насмешками он долго был преследуем и, наконец, принужден сделать шаг, противный законам земным и небесным, защищая честь своей жены в глазах строгого света. Другие, особенно дамы, оправдывали противника Пушкина, называли его благороднейшим человеком, говорили, что Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою, - они говорили также, что Пушкин негодный человек, и прочее. Не имея, может быть, возможности защищать нравственную сторону его характера, никто не отвечал на эти последние обвинения. Невольное, но сильное негодование вспыхнуло во мне против этих людей, которые нападали на человека, уже сраженного рукою божией, не сделавшего им никакого зла и некогда ими восхваляемого; и врожденное чувство в душе неопытной - защищать всякого невинно осуждаемого - зашевелилось во мне еще сильнее по причине болезнью раздраженных нервов. Когда я стал спрашивать: на каких основаниях так громко они восстают против убитого? - мне отвечали, вероятно, чтобы придать себе более весу, что весь высший круг общества такого же мнения. - Я удивился; надо мною смеялись. Наконец, после двух дней беспокойного ожидания пришло печальное известие, что Пушкин умер, и вместе с этим известием пришло другое - утешительное для сердца русского: государь император, несмотря на его прежние заблуждения, подал великодушно руку помощи несчастной жене и малым сиротам его. Чудная противоположность его поступка с мнением (как меня уверяли) высшего круга общества увеличила первого в моем воображении и очернила еще более несправедливость последнего. Я был твердо уверен, что сановники государственные разделяли благородные и милостивые чувства императора, богом данного защитника всем угнетенным; но тем не менее, я слышал, что некоторые люди, единственно по родственным связям или вследствие искательства, принадлежащие к высшему кругу и пользующиеся заслугами своих достойных родственников, - некоторые не переставали омрачать память убитого и рассеивать разные, невыгодные для него, слухи. Тогда, вследствие необдуманного порыва, я излил горечь сердечную на бумагу, преувеличенными, неправильными словами выразил нестройное столкновение мыслей, не полагая, что написал нечто предосудительное, что многие ошибочно могут принять на свой счет выражения, вовсе не для них назначенные. Этот опыт был первый и последний в этом роде, вредном (как я прежде мыслил и ныне мыслю) для других еще более, чем для себя. Но если мне нет оправдания, то молодость и пылкость послужат хотя объяснением, - ибо в эту минуту страсть была сильнее холодного рассудка. Прежде я писал разные мелочи, быть может, еще хранящиеся у некоторых моих знакомых. Одна восточная повесть, под названием „Хаджи-Абрек“, была мною помещена в „Библиотеке для чтения“; а драма „Маскарад“, в стихах, отданная мною на театр, не могла быть представлена по причине (как мне сказали) слишком

резких страстей и характеров и также потому, что в ней добродетель недостаточно награждена. Когда я написал стихи мои на смерть Пушкина (что, к несчастию, я сделал слишком скоро), то один мой хороший приятель, Раевский, слышавший, как и я, многие неправильные обвинения и, по необдуманности, не видя в стихах моих противного законам, просил у меня их списать; вероятно, он показал их, как новость, другому, - и таким образом они разошлись. Я еще не выезжал, и потому не мог вскоре узнать впечатления, произведенного ими, не мог во-время их возвратить назад и сжечь. Сам я их никому больше не давал, но отрекаться от них, хотя постиг свою необдуманность, я не мог: правда всегда была моей святыней и теперь, принося на суд свою повинную голову, я с твердостью прибегаю к ней, как единственной защитнице благородного человека перед лицом царя и лицом божим.

Корнет лейб-гвардии
Гусарского полка
Михаил Лермонтов

Л-гв. гусарского полка корнета Лермонтова, за сочинение известных вашему сиятельству [Бенкендорфу] стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк; а губернского секретаря Раевского, за распространение сих стихов и в особенности за намерение тайно доставить сведения корнету Лермонтову о сделанном им показании, выдержать под арестом в течение одного месяца, а потом отправить в Олонецкую губернию для употребления на службу, по усмотрению тамошнего гражданского губернатора.

Известные рукописные тексты, первые публикации

Стихотворение создавалась в три приема, что отразилось в текстологической стратификации стихотворения, до конца не решенной.

Беловой автограф первых 56 стихов - ГПБ , Собрание рукописей, № 8 (из архива В. Ф. Одоевского , с его пометой: «Стихотворение Лермонтова, которое не могло быть напечатано»), черновой автограф - ЦГАЛИ , ф. 427, оп. I, № 986 (тетрадь С. А. Рачинского), лл. 67-68 (факсимиле - «Пушкин и его современники», 1908, вып. VIII, с комментарием Ю. Верховского). Автограф стихов 57-72 неизв., печатаются по копии, приложенной к «Делу о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым, и о распространении оных губернским секретарем Раевским» - ИРЛИ, оп. 3, № 9, лл. 17-18. Автограф ст. 21-33 в письме М. Ю. Лермонтова А. И. Тургеневу (ЦГЛА) от 18 ноября 1839:

…Его убийца хладнокровно
Навел удар - спасенья нет!
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво? - из далёка
Подобный сотне беглецов,
На ловлю денег и чинов
Заброшен к нам по воле рока,
Смеясь он дерзко презирал
Чужой земли язык и нравы:
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый
На что̀ он руку поднимал!""

Принтскрин первой страницы первой публикации стихотворения «Смерть Поэта» (в переводе на немецкий)

Из 23 имеющихся копий семь относятся к 1837 году, из них датированы февралем и мартом две. Известно, что в 1837 году, живя в Ставрополе, М. Ю. Лермонтов подарил П. И. Петрову картину «Вид Тифлиса», список своего стихотворения «Смерть поэта» и рукопись «Последнего новоселья» (Иван Власов, Лермонтов в семье П. И. Петрова. - «Литературный сборник (Труды Костромского научного общества по изучению местного края)», вып. XLII, Кострома, 1928, 3-10.)

Фридрих Боденштедт первый опубликовал стихотворение. Это произошло в 1852, в Берлине, на немецком языке, в книге Friedrich Bodenstedt: Michail Lermontoff´s Poetischer Nachlaß. Zweiter Band, Verlag der Deckerschen Geheimen Ober-Hofbuchdruckerei, Berlin 1852, S. 49-52 Friedrich Bodenstedt Michail Lermontoff´s Poetischer Nachlaß. - Berlin: Verlag der Deckerschen Geheimen Ober-Hofbuchdruckerei, 1852. - С. 49-52. - 314 с.

Впервые стихотворение «Смерть Поэта» (под заголовком «На смерть Пушкина») опубликовано (на русском языке) в Лондоне в издаваемом Александром Герценом в альманахе «Полярная звезда на 1856 год », кн. 2, стр. 31-32 (под заглавием «На смерть Пушкина») (другая версия - 1858 году .

В России без последних 16 стихов было помещено в «Библиографических записках» (1858, т. 1, № 20, стлб. 635-636), полностью - в Сочинениях под редакцией Дудышкина (т. 1, 1860, стр. 61-63).

Культурное влияние

Стихотворение «Смерть Поэта» оказало большое влияние на поэтическую оценку событий, связанных с дуэлью А. С. Пушкина.

Первый поэтический отклик - «Ответ Лермонтову на его стихи „На смерть Пушкина“» - датируется 22 февраля 1837, но он не предназначался для печати (впервые: «Русская Старина » 1896, кн. X, 131-132). Написал произведение юнкер Школы гвардейских подпрапорщиков , где раньше учился Лермонтов, Павел Александрович Гвоздёв (1815-1851) .

Зачем порыв свой благородный
Ты им излил, младой поэт?
………………
Сердца покрыты зимней вьюгой,
Их чувства холодны как лед,
Их души мертвые в кольчуге,
Им недоступен твой полет!
………………
Им песнь твоя как суд кровавый,
Для них она как грозный меч,
Не мог ты в их душе презренной
Свободной истиной зажечь
Огонь высокий и священный…
Твой стих свободного пера
Обидел гордое тщеславье,
И стая вран у ног царя,
Как милость, ждут твое бесславье…
Но ты гордись, младой певец,
Пред кознями их адской злобы,
Не расплести им твой венец,
Пускай отверзятся хоть гробы.
………………..
Не ты ль сказал: «есть грозный суд!»
И этот суд есть суд потомства,
Сей суд прочтет их приговор
И на листе, как вероломство,
Он впишет имя их в позор.

Музыкальное переложение

На музыку стихи положили Ю. Я. Владимиров, Е. К. Голубев, А. С. Жак, Ю. Ф. Львова, С. В. Протопопов и др.

Литература

  • Чистова И. С. «Смерть поэта» // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." - М.: Сов. Энцикл., 1981. - С. 511-513.
  • Гинзбург Л. С. К анализу стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». Кого подразумевает Лермонтов под словами: «певец, неведомый, но милый»? (Опыт построения новой гипотезы) // «Slavia», 1930, roč. 9, seš. l, č. 85-102
  • Тынянов Ю. Литературный источник «Смерти поэта» // «ВЛ», 1964, № 10, с. 98-106
  • Девицкий И. И., В. А. Жуковский и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» // Тезисы докладов и сообщений 1-й научно-методич. конференции Кокчетав. пед. ин-та, Кокчетав, 1967, с. 45-47
  • Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом // «Рус. язык в школе», 1971, № 3, с. 97-99; Воспоминания (см. по указателю); Недзвецкий, с. 239-47; Андреев-Кривич (5), с. 156-58

Примечания

  1. по Лермонтову: «я написал стихи мои на смерть Пушкина» (Объяснение корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова.)
  2. «Смерть поэта» // Лермонтовская энциклопедия. - 1981 (текст)
  3. Борис Моисеевич Шубин История одной болезни . - Знание, 1983 год.
  4. ФЭБ: Мануйлов. Лермонтов и Карамзины. - 1979
  5. ФЭБ: Лермонтов - Тургеневу А. И., 18 ноября 1839. - 1948 (текст)
  6. П. Щеголев, Дуэль и смерть Пушкина, Л., 1928, 293; К. Грот, Дневник И. И. Козлова, Спб., 1906, 23. http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l45/l452026-.htm
  7. ФЭБ: Лермонтов. Смерть Поэта. - 1954 (текст)
  8. Е. М. Хмелевская. Арендт Николай Фёдорович . Лермонтовская энциклопедия . Фонд «ФЭБ». Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 16 августа 2008.
  9. Пушкин А. С. Сочинения в 5 т. - М .: ИД Синергия, 1999.
  10. ФЭБ: Бенкендорф. Докладная записка о стихотворении Лермонтова "Смерть поэта" ... - 1989 (текст)
  11. ФЭБ: Хронологическая канва жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. - 1981 (текст)
  12. ФЭБ: Пахомов. Живописное наследство Лермонтова. - 1948 (текст)
  13. Google Books PDF 3,3 MB
  14. ФЭБ: Розанов. Лермонтов в поэзии его современников. - 1948 (текст)
  15. ФЭБ: Баранов. Отклик А. И. Полежаева на стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». - 1952 (текст)