Что такое любовь пример из литературы. Тема любви в произведениях русских поэтов и писателей

Тема любви в русской литературе

Подобно всем другим литературам мира, русская литература уделяет теме любви немалое место; ее "удельный", скажем так, вес ничуть не меньше, нежели во французской или английской литературах (хотя "любовные истории" в чистом виде в русской литературе встречаются не столь уж часто, чаще любовный сюжет отягощен побочными линиями и темами). Однако реализация данной темы в различных текстах, принадлежащих русской классической литературе, отличается большим своеобразием, резко отличающим ее от всех других литератур мира. Рассмотрим, в чем именно заключается данное своеобразие.

Прежде всего, для русской литературы характерен серьезный и пристальный взгляд на любовь и, шире, интимные отношения между мужчиной и женщиной. Девизом такого отношения может служить известная пословица "с любовью не шутят". Русская сатира мало и неохотно вторгается в область личного. Минутная влюбленность Чичикова в тоненькую и прозрачную институтку, оказавшуюся дочерью губернатора, имеет также мало отношения к любовной теме, как и "страдания" овдовевшей дамочки из раннего чеховского рассказа "Загадочная натура", бросившей когда-то любимого человека ради богатого генерала и теперь не имеющей силы отказаться во имя своих чувств от другого богатого генерала.

Причина такой серьезности одна: любовь в русской литературе почти всегда принадлежит области драматического и очень часто - трагического пафоса, но крайне редко история отношений мужчины и женщины - в прозе ли, в поэзии - дает повод для веселья. "Хэппи энд", любимый Диккенсом и порой допускаемый даже Бальзаком, в русской литературе не просто отсутствует, он столь же чужероден ей, как чужеродны вальсы Шопена и южнокитайская народная музыка. Все знаменитые любовные истории русской классики, от "Бедной Лизы" Карамзина до "Темных аллей" Бунина протекают весьма напряженно и заканчиваются очень плохо. "Хэппи эндом" в таком контексте можно считать финал "Евгения Онегина" - Татьяна, будучи верной женой другого, будет вечно любить человека, недостойного ее, Онегин вечно будет одинок, но по крайней мере они остались живы.

Можно ли считать, что на столь мрачную окраску любовной темы в русской литературе повлияли какие-то более общие закономерности, например, какой-то особенный надрыв и трагизм, ей присущий? Подобная постановка вопроса представляется спорной. Бердяев когда-то назвал русскую литературу "профетической", и это действительно так, но вряд ли ее можно упрекнуть (как и всю русскую культуру в целом) в безысходной мрачности. (Сомневающимся рекомендуем сравнить "Песни западных славян" с русским фольклором, записанным тем же Александром Сергеевичем). Конечно, реализация данной темы соприкасается с общей духовной доминантой и философской парадигмой русской литературы, но происходит это несколько иначе.

Трагизм в разработке любовной тематики вытекает из нескольких источников, наиболее давним и полноводным из которых является, конечно же, народная традиция. Только в русском фольклоре любовные частушки называются "страдания", только в русской деревне синонимом слова "любить" было слово "жалеть". Заметьте, акцент делается именно на печальной, мучительной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, а во главу отношений возводится не половое желание (что не означает, конечно, отсутствия в том же фольклоре особой субкультуры, описывающей "срамное" - сказки, частушки и т.д.), но духовное начало - жалость. Вслушаемся в смысл слова "супруги": это не узаконенные любовники, это "соупряжники", тянущие в одной упряжи общий воз. Здесь народное, может быть, еще языческое понимание брака и любви перекликается с христианским, православным пониманием брака как испытания прочности духовных и физических сил человека, тяжкого труда во имя высшей цели. Из языческого прошлого шли свадебные обряды на русском Севере: в архангельских селах невеста, пышно наряженная на свадебном пиру, под венец шла в том же "синяке", простом синем сарафане, в котором кладут в гроб. Таким образом, вступление в брак по значению находилось на том же уровне, что и рождение и смерть. (Заметим в скобках, что интересно сопоставить этот обычай с мыслью Толстого, что жениться надо как умирать, только когда нельзя иначе.)

Древние обычаи и реалии позднейшего времени находят мощную подпитку в особенностях средневековой русской культуры. Не стоит переоценивать глубину петровских преобразований именно в области интимной, личной жизни человека. Тысячелетние устои невозможно переменить вместе с платьем. Средневековой русской (и не только русской) культуре присущ известный дуализм, разделение человека на грешную плоть и стремящийся горе дух. В Европе этот дуализм был преодолен рождением полнокровного человека Возрождения, героя Рабле и Боккаччо. Противопоставление телесного и плотского, низменного и высокого снимается. Новый человек целен и жизнерадостен, он спокойно смотрит на желания плоти, считая их естественными, и не видит большого греха в удовлетворении этих желаний.

В русской культуре Возрождения не было.

Средневековое противопоставление плоти и духа пережило петровские реформы и радикальные эксперименты позитивистов-нигилистов XIX века, дожило до XX века и все еще неплохо чувствует себя сегодня. Если кто сомневается, почитайте газеты: там время от времени публикуют письма женщин, оскорбленных рекламой прокладок по телевидению (массовое сознание, базирующееся на стереотипах, шокирует вторжение "запретных", "низовых" тем в "высокие", "культурные" сферы).

Итак, плоть противостоит духу. Плоть греховна, ее нужно смирять, ее бунт чреват роковыми последствиями. Что лежит в основе грехопадения русского Фауста XVII века, Саввы Грудцына? Не жажда познания и не гордыня, как у доктора Агриппы Нестгейльмского, нет, его губит плотская страсть к чужой жене. "И, захваченный обманчивою лаской женщины той, а подлинно сказать - завистью дьявола, попал Савва в сеть прелюбодеяния с этой женщиной". В обмен на ее благосклонность он продает свою душу.

Единственный дозволенный путь реализации грешных помыслов - брак, но и к нему отношение строгое. Интересно противопоставление самоощущения современников, Генриха VIII в Англии и Ивана Грозного в России, женатых по 6-7 раз. Иван Грозный, собственноручно душивший своих незаконнорожденных детей (он считал, что они не угодны Господу), в периоды раскаяния чувствует себя страшным грешником. Он пишет в обращении к инокам Кирилло-Белозерского монастыря: "А мне, псу смердящему, кому учити и чему наказати, в чем просветити? Сам бо всегда в пианьстве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, во убийстве, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе". Подобных настроений у Генриха VIII современники никогда не отмечали. Ощутимое падение возможно только с высокой точки, и этой высокой точкой было традиционное отношение к любви и браку.

В нем нераздельны верхи и низы, по крайней мере, до Петровской эпохи; в русском фольклоре, в отличие от французского или древнеиндийского, отсутствует образ женщины-возлюбленной. Героиня его либо незамужняя, невинная девица, либо жена, либо вдова, добрачные отношения - отношения жениха и невесты. И, разумеется, в мире, расколотом на тьму и свет, на святость и грех, невозможно и непредставимо "облегченное" отношение к сексуальной стороне жизни. Все, что происходит вне супружеского ложа, определяется не как страсть и не как естественная потребность. Для него есть только одно слово - блуд.

Наиболее полно и ярко это средневековый дуализм воплощен, конечно, в Катерине из "Грозы". Не протест против общества, как казалось мальчикам-критикам, загнал ее на крутой обрыв над Волгой. Для Катерины нет оправдания ее грешной страсти, потому что такого оправдания в рамках традиционной, патриархально-средневековой этики не существует. Она может либо падать дальше, все ниже и ниже (оттого и просит Бориса забрать ее, оттого и готова жить с ним в незаконной связи - все равно обратной дороги нет!), либо искупить страшный грех - долгим покаянием (может быть, пожизненным) либо смертью, что и происходит. Для "павшей" женщины или девушки в патриархальном обществе нет легитимной роли, как нет чего-то среднего между возвышенной и чистой любовью и блудом.

"Чего-то среднего" нет и во всей русской литературе. Отношения между возлюбленными - героями русской классики - либо накалены до такого уровня чистоты и высоты, который уже третий век продолжает изумлять прочую ойкумену, либо это гнусный разврат, либо то и другое вместе (что особенно характерно для героев Достоевского). Но очень трудно, живя на Земле в реальном мире, сохранить запредельную святость чувств, и оттого каждая вторая русская "love story" - трагедия. Кто-то погибнет, кто-то сойдет с ума, кто-то пойдет на каторгу, а многие расстанутся навеки.

Перережет себе горло робкий мечтатель Пискарев, обнаружив в своем идеале красоты обыкновенную проститутку; пойдет на каторгу леди Макбет Мценского уезда и туда же, искупать давний грех, поедет за Катюшей Масловой Нехлюдов. Убьет Рогожин Настасью Филипповну, Карандышев - бесприданницу Ларису, Казбич застрелит бедняжку Бэлу и Алеко своей рукой оборвет жизнь вольнолюбивой Земфиры. В монастыре встретит Лаврецкий Лизу, умрет на руках у Елены Инсаров, под колесами поезда погаснет свеча жизни Анны Карениной. Желающие могут дополнить список - Ниной ли, отравленной Арбениным, Хромоножкой ли, сошедшей с ума от любви к Ставрогину или славным казаком Андрием, погубленным любовью к прекрасной полячке, или иными героями по своему вкусу.

Вчитываясь в страницы, повествующие о "погибших от невиданной любви" (Высоцкий), поневоле удивишься во многом умышленной запутанности чувств и усложненности коллизий. Встает вопрос: неужели нельзя попроще, неужели нельзя не закручивать узлы до крайности? Но надрыв столь же обязателен для любовных историй героев классики, как и противопоставление "высокого" и "низкого". Они не то чтобы не могут не страдать, они именно хотят страдать (помните "страдания"?).

Исчерпывающе полно это формулирует Наташа из "Униженных и оскорбленных" "Но что же делать, если мне даже муки от него - счастье? Разве я на радость иду к нему?" И здесь уже непонятно, где страдание и где счастье, и можно ли их разделить. Страдание - неотъемлемая, а может быть, и главная часть любви. Не спешите произносить слово "мазохизм". Страдание тесно связано с концепцией греховности плотской любви. Пострадав, такой грешный влюбленный очищается этим самым страданием, и любовь его делается чистой. Очень хорошо показано это в "Войне и мире": воспылав физическим влечением к Анатолю Курагину, Наташа платит за это болезнью и месяцами страданий, а вот более правильная любовь к Пьеру страданий почти и не несет. Но, конечно, не обязательно трагизм заложен внутри отношений, он может придти и извне, например, героиня страдает не от того, что любит "неправильно" и хочет помучиться, а от того, что возлюбленный, скажем, погиб на войне. Но такая ситуация бывает куда реже.

В страданиях, мучительстве и самомучительстве ("Побранить меня некому - милого нет...") почти не остается времени для счастья. Но формула русской любви и не содержит такого элемента. Здесь мы видит поистине уникальное отношение к счастью:

Но чем бы я могла помочь?

От счастья не исцеляю.

Счастье - не вожделенное состояние души и тела, а постыдная болезнь глухих и сытых. "Доколе нам страдать?" - спрашивает жена Аввакума и ответ протопопа "До самой смерти" сразу придает ей бодрости, так же как и ответ Мандельштама жене Надежде в аналогичной ситуации: "Почему ты думаешь, что должна быть счастлива?". В самом деле, а обладает ли счастье самоценностью? Применительно к личной жизни - явно нет, потому что нет ничего тошнотворнее семейного, скажем, единственного "правильного" личного счастья в русских романах. Да и много ли его? Женитьба господина Быкова на Вареньке Доброселовой, не несущая ей особой радости, Наташа с вечной загаженной пеленкой (ударным аргументом современных феминисток) да тщательно дрессируемая Штольцем Ольга. Ну, Пушкин, как всегда, пытается внести немного солнца в холодную атмосферу и дарит нам изумительную насмешку над стереотипами - финал "Станционного смотрителя"; но только один Пушкин. У всех прочих мы видим не семейное счастье, а разные виды несчастья, либо до брака и вовсе дело не доходит. Любопытно, что великая литература с крайне низким процентом брачности и рождаемости создавалась в эпоху и в стране, где нормой были 8-9 детей у простонародья и 3-4 у аристократов!

Нежелание быть счастливым и принципиальный трагизм любовных историй невозможно объяснить только средневековой этической парадигмой или влиянием русского фольклора. Трагическая тема любви в русской классике неразрывно связана с общими ее тенденциями, такими, как мучительный поиск гармонии в мире хаоса, жажда веры и стремление к недостижимым идеалам во всех областях духовного и физического бытия. "Нельзя ли идеалов посвятее?" - восклицает Достоевский. Если есть идеал любви, то это любовь как высшее воплощение совершенной гармонии, как апофеоз веры ("Бог есть любовь") и синоним идеального бытия ("Только влюбленный имеет право на звание человека"). Но вопрос, возможно ли торжество гармонии в раздираемом противоречиями макрокосме, также риторичен, как вопрос, возможна ли окончательная победа добра над злом. Мир русской литературы - мир трагичный, мир вечных вопросов, не имеющих ответов, в нем колеблются онтологические сваи бытия и торжествует энтропия, и в этом мире любая попытка противопоставления отдельного, личного уютного уголка со счастливой любовью и хэппи-эндом срывающему покровы ветру хаоса с головой выдает философскую несостоятельность и творческую бездарность автора, если не полный его непрофессионализм.

В знаменитом 66-м сонете Шекспира именно любовь выступает силой, способной примирить человека с хаосом действительности, она то, что удерживает над бездной.

Tired with all these, for restful death J cry...

Помните? После перечня всех несправедливостей мира и тягот жизни поэт говорит:

Tired with all these, from these J would be gone,

Save that, to die, J leave my love alone.

любовный литература русский

Такое понимание любви есть и в русской традиции, когда через любовь и страдание человек поднимается к более высоким уровням сознания, обретает смысл жизни и путь к истине. Но никогда чувство не превращается в один из кирпичиков успешного домостроительства: независимо от финала отношений оно всегда поднимается до космических масштабов ("Любить - это с простынь, бессоницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику..."), превращая судьбы обитателей заштатных скотопригоньевсков и безвестных деревень в легенды и жития, а их самих - в главных участников вселенской мистерии, "Где Бог с Дьяволом борется, а поле битвы - сердца людей".

Московский Городской Педагогический

Университет

Реферат

по предмету:

«Философия»

«Тема любви в русской литературе

и философии»

Работу выполнила

Петрова Юлия Евгеньевна

Студентка 2 курса

Заочного отделения

Факультета Психологии

Преподаватель: Кондратьев В.М.

телефон: 338-94-88

2005 год

1. Введение ………………………………………………………..…… 2

2. Любовь в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»…….……3

3. Тема любви в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»…………..…5

4. Философия любви по В.Соловьеву «Смысл любви……..….……. ..9

5. Заключение…………………………………………………………….11

6. Список литературы ………………………………………………….. 13

1. Введение

«Мы все в эти годы любили,

Но, значит, Любили и нас».

С. Есенин

Любовь. Неисчерпаемость этой темы очевидна. Во все времена, судя по дошедшим до нас сказаниям и преданиям разных народов, она волновала сердца и умы людей. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом для осмысления феномена любви.

Хотя ранняя русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы, но в конце XIX – начале XX века тема любви врывается в русскую литературу с вулканической энергией. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления. Я хотела бы остановиться, к сожалению, только на некоторых из них.

2. Любовь в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Вслед за пушкинским «Евгением Онегиным» «Мастер и Маргарита» может быть назван русской энциклопедией. Этот роман занимает особое место в русской литературе М. Булгакова, который можно назвать книгой его жизни. Здесь мы непременно наткнёмся на любовь, ради которой герои также идут на жертвы, как и в «Ромео и Джульетте». Любовь мастера и маргариты будет вечной, только из-за того, что один из них будет бороться за чувства обоих. Одна из главных линий романа связана с «вечной любовью» Мастера и Маргариты.

«По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!», - так вспоминал Мастер о своей любимой.

В своем романе автор затрагивает тему любви лишь во второй части, но почему? Мне кажется, Булгаков делает это для того чтобы подготовить читателя, так как для автора любовь не однозначна, у него она многогранная. В романе Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры, скорее всего никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность подурачится, которую дает ей Дьявол.

Ключевой фразой романа является стоящая прямо в его середине, многими замеченная, но никем не объясненная фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Автор романа, создавая главных героев, наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к другу, но он также разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда – сатану. Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое или темное, не относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство, любовь это такая же сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма. Любовь может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей верной и вечной, но не называет её небесной, божественной или райской, он соотносит её к вечности, как рай или ад.

Он показывает своим читателям, что любовь земная - это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда. И любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, о которой две ты­сячи лет тоскует прокуратор Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумывает для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», - гово­рит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, про­шедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, - Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь - именно она придает книге загадочность и не­повторимость. Любовь поэтичная, любовь зем­ная, плотская и романтическая- это та сила, которая движет всеми события­ми романа. Ради нее все меняется и все происходит. Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит, и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, тра­гическая и вечная как мир. Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.

И любовь, и вся история Мастера и Маргариты – это главная линия романа. К ней сходятся все события и явления, которыми заполнены действия, - и быт, и политика, и культура, и философия. Все отражается в светлых водах этого ручья любви. Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не стал. И лишь для Мастера и Маргариты автор приберег, по – своему, счастливый финал: их ожидает вечный покой.

3. Тема любви в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Художественная литература, создавая живое и богатое изображение, предлагает множество мудрых раздумий, глубоких рассуждений, которые – собранные вместе – могли бы составить целые тома. Такроман «Анна Каренина», автор которого является великий Л.Н. Толстой, создавался в период 1873-1877 годов.Анна появляется в романе «ищущей и дающей счастье». Но на ее пути к счастью встают активные силы зла, под влиянием которых, в конечном счете, она и гибнет. Судьба Анны поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман.Анна Каренина – замужняя женщина, мать восьмилетнего сына; она понимает, что Вронский не может и не должен интересовать ее. Однако на московском балу мы видим, что “Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения…” Анна принимает решение покинуть Москву и вернуться домой, в Петербург, чтобы не встречаться с Вронским. Свое решение она выполнила, и на другой день брат провожал ее в Петербург. Но на остановке, выйдя из вагона, Анна встретила Вронского… Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь. Аристократ и джентльмен, “один из самых лучших образцов золотой молодежи петербургской”, он защищает Анну перед светом, принимает на себя самые серьезные обязательства по отношению к любимой женщине. Решительно и прямо “объявляет он брату, что смотрит на свою связь с Карениной, как на брак…” Во имя любви он жертвует военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам уезжает с Анной за границу. Чем больше Анна узнавала Вронского, “тем больше она любила его”; и за границей она была непростительно счастлива. Но “Вронский, между тем, несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив. Он скоро почувствовал, что в душе его появилась тоска”. Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Открытую связь Анны и Вронского светское общество прощало Вронскому, но не Анне. Все дома прежних знакомых были для нее закрыты. Вронский же, найдя в себе силы пренебречь предрассудками своей среды, не порывает окончательно с этой средой даже тогда, когда светское общество стало травить любимую им женщину. Военно-дворцовая среда, в которой он долгое время вращался, повлияла на него не менее чем служебно-бюрократические сферы на Каренина. И как Каренин не мог и не хотел понять, что делалось в душе Анны, так и Вронский был очень далек от этого. Любя Анну, он всегда забывал то, “что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней, - ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Мальчик этот чаще всех других был помехой их отношений”. В сцене свидания Анны с сыном Сережей Толстой с непревзойденным мастерством художника-психолога раскрыл всю глубину семейного конфликта. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство-два великих чувства –остаются для нее несоединенными. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным - как о безупречной матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой.

В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к мужу:

«Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь - она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». «Вся», т. е. и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та, которой она стала потом. Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала, что это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она также не способна была более переносить.

Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про все: не нашла своего счастья Анна и там. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине остался сын, в разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себя с настоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во всем своем страшном облике.

По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так, Анна, узнавая петербургскую аристократию, вскоре поняла, что все они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на самом деле злы и расчетливы. Анна порвала с этим кругом после своего знакомства с Вронским. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.

Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним, и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с «благоразумием». В свое время Каренин был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны.

В поместье Вронского разыгрывается, в сущности, заключительный акт трагической судьбы Анны Карениной.

Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна.

За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть. «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?»

Исторически тема любви оказалась связанной с философией и другими науками. Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свои потенциальные возможности и мир своего обитания. О том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить. Разные философские учения, различные религии стремятся понять и использовать в своих интересах эту уникальную способность человека любить. Однако и сегодня она – плохо осмысленная философией область человеческого бытия. Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли. Много глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, И. Ильин, Э. Фромм и многие другие.

4.Философия любви по В.Соловьеву «Смысл любви»

Среди философских размышлений о любви, заметная роль принадлежит русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву. Его работа «Смысл любви»- самая яркая и запоминающаяся из всего написанного о любви. Обычная забота о самом себе как бы вдруг резко меняет направление, переходя на другого человека. Его интересы, его заботы делаются теперь твоими. Перенося свое внимание на другого человека, проявляя трогательную заботу о нем, происходит любопытная ситуация – эта забота о любимом как бы проходит сквозь мощный усилитель и делается намного сильнее, чем забота о самом себе. Более того, только большая любовь раскрывает духовно-творческий потенциал личности. Это признается почти каждым, даже никогда не испытавшим на себе этого высокого чувства. Владимир Соловьев понимает любовь не только лишь как субъективно-человеческое чувство, любовь для него выступает как космическая, сверхприродная сила, действующая в природе, обществе, человеке. Это сила взаимного притяжения. Человеческая любовь, прежде всего любовь половая, есть одно из проявлений любви космической. Именно половая любовь, по мнению великого русского философа, лежит в основе всех других видов любви – любви братской, родительской, любви к благу, истине и красоте. Любовь, согласно Соловьеву, помимо того, что ценна сама по себе, призвана выполнить в человеческой жизни многообразные функции.

*Только через любовь человек открывает и познает безусловное достоинство личности – своей и чужой. « Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма». Ложь эгоизма не в абсолютной самооценке субъекта, « а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия…». И только через любовь человек воспринимает других людей в качестве таких же абсолютных центров, каким он представляется себе.

*Сила любви открывает нам идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще. Любя, мы видим предмет любви таким, каким он «должен быть». Мы обнаруживаем его лучшие качества, которые при равнодушном отношении остаются незамеченными. Любящий, действительно, воспринимает не то, что другие. Только любя, мы способны усмотреть в другом человеке, возможно, еще не реализовавшиеся черты характера, способности и таланты. Любовь не вводит в заблуждение. « Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но затем уже дело за нами; мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны».

*Половая любовь соединяет материально и духовно существа мужского и женского пола. Вне половой любви человека как такового нет: существуют лишь раздельные половины человека, мужская и женская, которые в своей отдельности не представляют человека как такового. «Создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви».

*Любовь - не есть только лишь сфера частной жизни. Любовь значима для жизни общественной. Любовь укрепляет интерес человека к социальной жизни, пробуждая у него заботу о других людях, вызывая душевный трепет и изъявление высоких чувств. Это происходит потому, что любовь проявляется как внутренняя, чисто человеческая потребность «отдать самого себя» другому человеку и одновременно сделать его «своим», а в эмоциональном пределе и «слиться» с ним.

5.Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX – XX веков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее философский и нравственный смысл.

На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, я попыталась раскрыть тему любви в литературе и философии, используя взгляд на нее разных писателей и знаменитого философа.

Так, в романе «Мастер и Маргарита», Булгаков видит в любви силу, ради которой человек может преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь вечного покоя и счастья.

Толстой работал над своим романом более четырех лет, в связи с чем произведение претерпело большие изменения. Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, она остается, одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается неизбежной, и все это из-за огромной любви.

В своей работе «Смысл любви», Владимир Соловьев заметил: «Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви. Забота о других и интерес к ним должны быть подлинными, искренними, в противном случае любовь ничего не значит».

Любовь сильнее всего на свете. Любовь многообразна и противоречива, как сама жизнь. Ей присущи всевозможнейшие вариации, хитрости, фантастические требования, проявления разума, иллюзии. Мы часто разочаровываемся в любви оттого, что ждем от нее чуда. Однако любовь лишь более свободно и вдохновенно выражает саму личность. А чудо надо искать в людях! И в завершении, мне хотелось бы закончить свою работу стихотворением одной моей знакомой, которая к 33 годам своей жизни, казалось, уже так разочаровалась в любви, что ничего и не ждала. Но как написано в одной песне: «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь»!

Мне надежда мой путь освещала,

Да удача меня обошла,

Если б знать, где конец, где начало,

Я б любовь от себя не гнала.

Если б вернуть мне то время,

Когда так звенела душа,

То первой любви моей бремя

Я б храбро и гордо несла.

Прочь гоните земные печали,

Прочь гоните вы зависть и зло,

Ведь вы тоже когда-то мечтали,

И ЛЮБИТЕ всем бедам назло!

Г. Таибова

6. Список литературы:

1. «Мастер и Маргарита» - М. Булгаков

2. «Анна Каренина» - Л.Н. Толстой; Москва издат-во «Правда», 1984 г.

3. Соловьев В. С. Смысл любви. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат, 1991.

4. « Философия любви» - А.А. Ивин», «Политиздат», М. 1990 г.

5. «Любовь» - К. Василев, 1992 год

6. Н.М. Велкова «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М.1991 г.

7. В.Г. Боборыкин «Михаил Булгаков», Просвещение, М. 1991 г.

8. Г.Д. Таибова «Седьмое чувство»

  1. (51 слово) Безусловно, каждому из нас знакома Шекспировская пьеса «Ромео и Джульетта» — история о настоящей, искренней и непростой любви, которая стоит жизни, ведь герои погибли, чтобы всегда быть вместе. В их бытие не было иного смысла, любовь представлялась им единственной идеей человеческого существования. В своем стремлении к ней они обрели бессмертие.
  2. (44 слова) Любовь - это не всегда идеальная сказка со счастливым концом. Для примера нам достаточно вспомнить Григория Печорина из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Его чувства эгоистичны, непостоянны, они причиняют боль. Возможно, просто не каждый умеет любить, или для этого нужен другой, особый человек.
  3. (30 слов) В произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» тема любви раскрывается во взаимоотношениях главного героя и Розы. Мальчик заботился о цветке, отдавал ему всю душу, хоть тот и постоянно капризничал.
  4. (50 слов) Примером сильной, но безответной любви является всем знакомая история Татьяны и Онегина из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Героиня, получив отказ, не поменяла своего отношения к возлюбленному, и даже будучи замужем, она все еще питала нежные чувства к Евгению. Настоящая любовь живёт с нами на протяжении всей жизни.
  5. (62 слова) Любовь - это когда чувствуешь, что у тебя будто бы растут крылья. Это ощущение хорошо знакомо героине повести И.С. Тургенева «Ася». Подобно птице, впервые взлетев над землёй, она бесповоротно влюбляется в Н. Н. Он же упускает свое счастье, испугавшись бурного порыва девушки. Однако ее «окрыленность» пленяет его, герой понимает, что встретил «ту самую», но теряет ее навсегда из-за своей неразборчивости и трусости.
  6. (66 слов) О любви нам повествует Данте Алигьери в своём произведении «Новая жизнь». Когда у его возлюбленной погиб отец, весь город собрался проститься с ним. Данте не заходил в дом умершего, но ему было достаточно слышать женщин, которые беседовали о том, как сильно Беатриче страдает. И Данте мучился так, словно был там и видел Беатриче. Любовь - это и умение разделять горе, переживать его также, как и своё.
  7. (43 слова) Любовь — это намного больше, чем влюбленность или привязанность. Трагическая история крестьянки из повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина показывает нам обратную, жестокую сторону отношений. Эраст предает ее, и героиня не выдерживает удара: она бросается в реку. Для нее эмоции – это больше, чем жизнь.
  8. (44 слова) Любовь — это умение ждать. В прекрасном стихотворении К.М. Симонова «Жди меня» мы в каждой строчке чувствуем простоту и искренность настоящей любви, хотя это слово ни разу там не упоминается. Повторяющееся слово «жди» звучит так, словно от этого зависит его победа и жизнь.
  9. (44 слова) Любовь — это способность совершить любой подвиг во имя близкого человека. В произведении «Русские женщины» Н.А. Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны никакие лишения. Они отказались от сытой, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями-декабристами.
  10. (42 слова) В рассказе И.А. Бунина «Натали» нам представляется яркий пример того, что любовь - это нечто прекрасное, но в то же время невероятно трагическое, неопознанное «недоумение счастья». Несмотря на свой негативный опыт, Мещерский все же вновь «летит на пламя» первых чувств, чтобы обжечься.

Примеры из жизни, кино и СМИ

  1. (62 слова) Я считаю, что любовь живет в домашнем уюте, в ежедневной рутине, за семейным завтраком рано утром. Именно искренняя забота о любимом человеке может сохранять свое тепло в течение долгих лет. Я вижу это, например, когда приезжаю к бабушке с дедушкой, их любовь живет в самых простых фразах вроде: «Дед, тебе сливок в кашу подлить?». В чуткости и поддержке выражаются настоящие чувства.
  2. (63 слова) Однажды в детстве у меня было сольное выступление по фигурному катанию, я безумно переживала. И когда я успешно закончила свое выступление, я заметила, что кто-то бросил мне на лед две плюшевых игрушки, я была так счастлива! Ведь точно также кидают игрушки знаменитым фигуристам! Спустя время я узнала, что эти подарки были от моей мамы, она хотела, чтобы я чувствовала себя настоящим победителем.
  3. (59 слов) Любовь - это принимать и ценить человека таким, какой он есть. В фильме Стивена Рознблума «Любовь и другие лекарства» главная героиня борется с болезнью Паркинсона. Она хочет, чтобы ее молодой человек был счастлив, и не хочет его удерживать. Но Джейми обладает силой духа и уверен, что вместе они справятся с любыми сложностями, просто потому что они друг друга любят.
  4. (37 слов) Знаменитый психолог Эрих Фромм писал, что любовь - это искусство. Как искусство, любовь подлежит такому же освоению, как, например, живопись, литература или музыка. Эту науку можно и нужно изучать, и, правда, многим из нас нужно учиться любить.
  5. (53 слова) На примере прекрасного фильма-мюзикла Тома Кросса «Ла-ла-лэнд», мы видим, что любовь показывает нам нашу настоящую суть, дает нам смелости стать теми, кем мы являемся. Несмотря на трагичный конец, оба героя воплотили в жизнь все, о чем они мечтали. Но в погоне за успехом они потеряли самих себя, потому что пренебрегли важностью любви.
  6. (50 слов) Любовь - это чувство, которое нас возвышает, и открывает в нас лучшие стороны. Психолог А. Лэнгле писал: «Без резонанса чувств мир остается пустым и немым — музыка не умеет звука, картины не имеют цвета, воспоминания бледнеют и больше не задевают душу». Без эмоций не будет ничего, что нам так нравится.
  7. (37 слов) Чтобы любить кого-то, для начала нужно полюбить себя. Психолог А. Лэнгле считает, что такая любовь открывает доступ к самому себе, зарождает определенное мироощущение. И после того, как ты поймешь и примешь себя, ты научишься любить других.
  8. (47 слов) Любовь - это умение любить весь мир, как учили меня мои родители. Это чувство живет во всем, в каждом живом существе, и это не просто отношение к определенному объекту, это привязанность ко всему миру. Если она направлена на что-то одно, то она не может считаться полной и настоящей.
  9. (49 слов) В каждом из нас есть место особенной, ни на что не похожей любви. Это, например, любовь к земле, где ты родился. В путешествиях не прошло ни одного дня, чтобы я не думала о родине. Смотрю погоду в своем городе, интересуюсь у знакомых обо всех изменениях и очень-очень скучаю.
  10. (29 слов) Любовь - это вечный источник вдохновения для деятелей искусства. Я прочитала в журнале, что по статистике, 85% всех песен написано именно во имя того самого слова из пяти букв.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Примеры любви в литературе

  1. Ромео и Джульета
  2. Gi De Mopassan
  3. А. Толстой Хождение по мукам...Даша и Иван, Рощин и Катя
  4. Любовь высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

    Другой пример герои произведения Булгакова Мастер и Маргарита. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

    Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

    О любви писали и очень многие поэты.

    Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как Тяжелый крест достался ей на долю... , Я не люблю иронии твоей... , чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

    А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

    О, как убийственно мы любим,

    Как в буйной слепоте страстей

    Мы то всего вернее губим,

    Что сердцу нашему милей!

    Давно ль, гордясь своей победой,

    Ты говорил: она моя...

    Год не прошел - спроси и сведай,

    Что уцелело от нея?

    И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

    Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты.

    В томленьях грусти безнадежной,

    В тревогах шумной суеты,

    И снились милые черты...

    Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

    Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

    Я вас любил: любовь еще, быть мож







  5. Мастер и Маргарита - Булгаков



    10 Нравится Пожаловаться
    12 ОТВЕТОВ
    люсячка Мудрец (14951) 8 лет назад

    2 Нравится Пожаловаться
    Кисуля Ленуля Профи (874) 8 лет назад
    Gi De Mopassan
    Нравится Пожаловаться
    Olga G. Мудрец (14450) 8 лет назад
    А. Толстой Хождение по мукам... Даша и Иван, Рощин и Катя
    Нравится Пожаловаться
    Миса Профи (838) 8 лет назад

    Нравится Пожаловаться
    КИПАРИС Профи (816) 8 лет назад
    Ромео и Джульета
    Нравится Пожаловаться
    Oksana Shtyrkova Знаток (426) 8 лет назад

    Нравится Пожаловаться
    Rasmus92 nosername Гуру (3052) 8 лет назад
    найдите мне где ее нет=)
    4 Нравится Пожаловаться
    Lucy Мыслитель (7535) 8 лет назад



    1 Нравится Пожаловаться
    hrisagy Мыслитель (7563) 8 лет назад
    Назову героинь, которых эта любовь не обошла, так сказать, стороной: Таня из Евгения Онегина, Каренина у Толстого, Джульетта у Шекспира, Ася тургеневская, Лиза из Бедной Лизы Карамзина...
    2 Нравится Пожаловаться
    Марина Решке Ученик (115) 1 месяц назад
    Любовь высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

    Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

    Нет повести печальнее на свете,

    Чем повесть о Ромео и Джульетте...

    Впрочем, любовь бывает разной страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной...

    Вспомним героев романа Тургенева Отцы и дети Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

    А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

    Другой пример герои произведения Булгакова Мастер и Маргарита. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, зде

  6. В классической? Взаимная? Да пожалуйста!

    Наташа и Пьер, Марья и Николай - "Война и мир" Толстого
    Соня и Родион - "Преступление и наказание" Достоевского
    Грушенька и Дмитрий, Лиза и Алша- "Братья Карамазовы"
    Катя и Аркадий - "Отцы и дети" Тургенева
    Ольга и Штольц - "Обломов" Гончарова
    Суламифь и Соломон - "Суламифь" Куприна
    Мастер и Маргарита - Булгаков
    Анжелика и Жоффрей Де Пейрак - "Анжелика" авторы - Анна и Серж Голон
    Дея и Гуинплен - "Человек который смется" Гюго
    Мариус и Козетта - "Отверженные" Гюго

    Если не взаимная нужна, напишите мне на мыло.

  7. Для меня достаточно Евгения Онегина и Анны Карениной....
  8. Граф Монте-Кристо и Мерседес, Ромео и Джульетта, Орфей и Эвредика
  9. Евгений Онегин и Татьяна - неразделенная любовь;
    Печорин и Вера, Мэри, Бела - любовь в одну сторону, любовь от скуки;
    Мистер Дарси и Элизабет ("Гордость и предубеждение") - обоюдная любовь и уважение.
  10. Овод. Э. Войнич.
  11. найдите мне где ее нет=)
  12. Ромео и Джульетта. Самая трогательная, страстная и несчастная любовь!

Любовь - высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте...

Впрочем, любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной...

Вспомним героев романа Тургенева «Отцы и дети» - Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

Другой пример - герои произведения Булгакова «Мастер и Маргарита». Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

О любви писали и очень многие поэты. Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Я не люблю иронии твоей...», чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ты говорил: она моя.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты...

Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

"Не верят в мире многие любви" (М. Ю. Лермонтов).

… Люблю - любить ввек буду.

Кляните страсть мою,

Безжалостные души,

Жестокие сердца!..

Н. М. Карамзин.

Что ценит в современном мире человек? Деньги, власть… Эти низменные цели преследу-ет общество. Произнося слово «любовь», подразумевают лишь животные инстинкты, физическую потребность. Люди стали роботами, и малейшее проявление чувств и эмоций кажется смешным и наивным. Умирают духовные ценности общества… Но есть всё же люди, которые не потеряли способности к высоким чувствам. И слава тем, кто любим или когда-либо любил, ведь любовь - это чувство, которое поднимает на вершины жизни, возвышает до небес…

Кто из героев повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» верит в настоящую любовь? Анна Николаевна? Нет, вряд ли. Она вышла замуж за очень богатого человека, родила двух детей… Но она терпеть не может своего мужа, презрительно его высмеивает и искренне рада, когда кто-либо отвлекает Гусилава Ивановича от неё. Анна не любит своего мужа, её просто устраивает собственное положение: красивая, богатая… Да и пофлиртовать может без особых последствий.

Или, например, брат Анны Николаевны, Николай. Он чуть не женился на одной богатой и красивой даме. Но «муж дамы не хотел давать ей развода». Скорее всего, Николай Николаевич не верил в настоящее чувство, ведь иначе он бы не стал разбивать семью. Николай Николаевич холоден и его отношение к Желткову, то, как он с ним обращается, доказывает, что Булаш-Тугомовский не способен понять высокое чувство.

В отличие от Николая, князь Василий Львович Шеин, муж Веры Николаевны, понимает и даже принимает любовь телеграфиста к его жене. Если сначала Василий Львович выслеживает проявление каких-либо чувств, то после встречи с Г. С. Ж., после того, как Шеин понял, что Желтков действительно по-настоящему, бескорыстно, самоотверженно любил Веру Николаевну, он начинает верить, что искреннее чувство существует: "… разве он виноват в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь…"

Генерал Яков Михайлович Аносов был когда-то женат. Но сам он признаёт, что брак этот не был построен на настоящей любви. "…Люди в наше время разучились любить, - говорит он Вере Николаевне. - Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!" Ещё одна история из жизни генерала, которую он рассказывает, - про болгарочку. Как только они встретились, моментально вспыхнула страсть, и, как говорит сам генерал, он «влюбился сразу - пламенно и бесповоротно». А когда ему пришлось уехать из тех мест, они поклялись друг другу в «вечной взаимной любви». А была ли любовь? Нет, и Аносов этого не отрицает. Он говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». И, возможно, если бы Аносов по-настоящему любил болгарочку, он бы сделал всё, чтобы только остаться рядом с ней.

Аносов рассказал пару историй о чувстве, больше похожем на преданность, чем на настоящую любовь. И это лишь два случая «настоящей любви», которые узнал Аносов за всю свою долгую жизнь.

Он считает, что каждая женщина мечтает о «единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной» любви. И женщины совсем не виноваты в том, что «любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения».

Генерал Аносов считает, что женщины (наверное, как более сильные и романтические существа) способны, в отличие от мужчин, «к сильным желаниям, героическим поступ-кам, к нежности и обожанию перед любовью».

Судя по всему, княгиня вера Николаевна заблуждалась по поводу того, что есть настоящее чувство. Она уверена, что любит Василия как и прежде, но её «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Это, несо-мненно, хорошее чувство, но это не настоящая любовь.

Единственный герой повести, который испытывает искреннее чувство, - Желтков. Его возлюбленная - высокая, с нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасная Вера Николаевна. Он любит княгиню бескорыстной, чистой, возможно, рабской любовью. Эта любовь настоящая. Она вечная: «Я знаю, - говорит Желтков, - что не в силах разлюбить её никогда…» Любовь его безнадёжная. «Меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заколючается только в Вас», - пишет Желтков Вере Николаевне. Для Желткова нет никого прекрасней Шеиной.

Может быть, жизненный путь Веры пересекла любовь, о которой грезят женщины. Потеряв Желткова, княгиня поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё».

Довольно часто окружающие не принимают и даже осуждают тех, кто верит в любовь. «Дураки, - говорят они, - зачем любить, страдать, переживать, если можно жить спокойно и беззаботно». Они считают, что тот, кто искренне любит, приносит себя в жертву. Возможно, эти люди правы. Но они никогда не испытают тех счастливых минут любви, так как они холодны и бесчувственны…