Фотографии шостаковича. Дмитрий шостакович - биография, информация, личная жизнь

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ШОСТАКОВИЧ ДМИТРИЙ

ШОСТАКОВИЧ ДМИТРИЙ

ШОСТАКОВИЧ ДМИТРИЙ (композитор, оперы: «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (1935) и др., оперетта «Москва – Черемушки» (1959), 15 симфоний и т.д.; музыка к фильмам: «Новый Вавилон» (1929), «Выборгская сторона» (1939), «Молодая гвардия» (1948), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) и др.; скончался 9 августа 1975 года на 69-м году жизни).

В последние годы жизни Шостакович много времени проводил в больницах. Его мучали боли в печени, сильный кашель, одышка, у него плохо двигалась левая рука. Но все попытки врачей вылечить композитора ни к чему не приводили. Видимо, поэтому в марте 1975 года он обратился к услугам нетрадиционной медицины – пригласил к себе знахарку. Но и та оказалась бессильна. В июле Шостакович снова лег в больницу. 29 июля ему из Ленинграда позвонил его старый приятель И. Гликман. Последний вспоминает:

«К телефону подошла Ирина Антоновна (супруга композитора. – Ф. Р. ). От волнения она говорила со мной как-то отрешенно, стертым звуком, без интонаций. Она промолвила: «Сейчас к телефону подойдет Дмитрий Дмитриевич».

Поздоровавшись со мной, Шостакович сказал:

«Я чувствую себя лучше. Меньше кашляю, меньше задыхаюсь. Пиши мне на городской адрес. Здесь в больнице целый город».

После большой паузы он продолжал:

Мне вдруг сделалось страшно. Но я обнадеживал себя его словами, в которых не было ни одной жалобы, в которых звучала вера в то, что он вскоре вернется домой, а затем поедет в любимое Репино.

Быть может, при всей физической немощи, Дмитрий Дмитриевич не хотел сдаваться, а слабыми руками, по-бетховенски, «схватить судьбу за глотку».

К сожалению, дурные предчувствия не обманули Гликмана – это был его последний разговор с великим композитором.

В начале августа врачебный консилиум вынес вердикт: медицина бессильна. И Шостаковича отпустили домой, на дачу в Репино. Однако 3 августа ему стало так плохо, что врачи опять настояли на госпитализации. Но не лечить, а только облегчить страдания. В больнице Шостакович продолжал работать: корректировал листы Альтовой сонаты.

В пятницу, 8 августа, жена Ирина в очередной раз навестила мужа в больнице. Несмотря на то, что композитор выглядел неважно, настроение у него было бодрое. Прощаясь через несколько часов с женой, он попросил ее навестить его завтра пораньше, чтобы он затем успел посмотреть футбольный матч по телевизору (композитор с молодых лет был ярым болельщиком). Но когда Ирина 9 августа приехала в клинику, на пороге ее встретил главврач. По его лицу она поняла, что случилось непоправимое. Шостакович умер, так и не дождавшись ни ее, ни любимого футбола.

Похороны состоялись в Москве 14 августа. В тот день было холодно – всего 11–12 градусов тепла, небо затянули тучи. Траурная панихида состоялась в Большом зале Консерватории, что на площади Маяковского. Гроб с телом покойного был установлен на черном постаменте, покрытом бархатом. По словам очевидцев, Шостакович лежал с просветленным лицом, на устах застыла улыбка. Будто он был счастлив наконец разделаться с этим миром. Рядом с гробом был установлен стол, на котором лежали подушечки с наградами покойного. Кто-то играл на рояле произведения усопшего, какая-то певица и трио исполняли его циклы. Проститься с выдающимся композитором пришли немногие – в столице время отпусков, многие находятся за пределами города. В час дня началась гражданская панихида. Члены Союза композиторов занимают свои места слева от гроба перед микрофоном. Первым берет слово глава Союза композиторов Тихон Хренников. Он скажет хорошую проникновенную речь, которую на следующий день в газетах опубликуют в отредактированном и урезанном виде. Далее выступали: замминистра культуры Кухарский, немецкий музыкант Эрнст Майер, композитор Родион Щедрин и другие.

Вспоминает Г. Соболева: «После панихиды гроб вынесли по центральному проходу. Черный с белым, он был вынесен на плечах композиторов. Д.Д. в последний раз покидает столь дорогой ему Большой зал.

На улице военный оркестр играет «Грезы» Шумана. Под эту мелодию гроб вносят в специальную машину.

«Зеленой улицей» проехали мы до Новодевичьего кладбища. Здесь уже расставили на всем протяжении главной аллеи привезенные раньше венки. На площади оркестр военных музыкантов играет похоронный марш Шопена. Последние минуты прощания.

Выступают Отар Тактикашвили и Андрей Петров, родные прощаются с Д.Д… поднялся ветер, закрапал дождь, раздались ужасные звуки забиваемых в гроб гвоздей. Крышка навсегда закрыла великого человека.

Вот на плечах композиторов его понесли на старое кладбище, вглубь, направо. Там, под раскидистой рябиной и сиренью, лихие могильщики в синих блузах… очень ловко подхватили гроб и мигом опустили на постромках вниз.

Ирина Шостакович только успела взмахнуть рукой и схватиться за подбородок.

Максим (сын композитора. – Ф. Р. ) стоял в середине, прижимая к себе маленькую жену и сына. Жена его, востроносенькая блондинка, испуганно смотрела на работу могильщиков.

Семья Шостаковичей, все похожие между собой – мужья, братья, сестры, дети, внуки, стояли осиротелые, не зная, что же делать дальше…

А дюжие могильщики укладывали на могилу венки. Они горой их уложили на маленькое пространство, и поднялось это цветочное возвышение выше деревьев. Венков было около ста, и все огромные, тяжелые. Последним приставили венок от правительства СССР. Двойной, выше человеческого роста…

Публика стала расходиться. Мы вышли с кладбища и увидели, как милиция сняла охрану улиц. Тотчас к кладбищу устремилась огромная толпа народа. Но ворота Новодевичьего были закрыты. На видном месте висело объявление: «14 августа Новодевичье кладбище закрыто для посещения».

Великий композитор ушел из жизни за полтора месяца до своего 69-летия.

Из книги Маршал Тухачевский автора Автор неизвестен

КАК МНЕ ЕГО НЕ ХВАТАЕТ Д. Д. ШОСТАКОВИЧ Мы познакомились в 1925 году. Я был начинающим музыкантом, он – известным полководцем. Но ни это, ни разница в возрасте не помешали нашей дружбе, которая продолжалась более десяти лет и оборвалась с трагической гибелью

Из книги Сталин и Хрущев автора Балаян Лев Ашотович

Композитор Дмитрий Шостакович Не остался в стороне от «генеральной линии» хрущёвского антисталинизма и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович, пятикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946, 1950 и 1952), автор множества музыкальных произведений, таких, как знаменитая

Из книги По направлению к Рихтеру автора Борисов Юрий Альбертович

Шостакович О прелюдии и фуге F-dur № 23 Прелюдия. Как есть «Дань Гайдну» у Дебюсси, так это «Дань Шекспиру» у Шостаковича. Я это воспринимаю так. Дань розенкрейцеровской маске, дань Тайне.У писателей есть преимущество - у них не публичная профессия. Фрэнсису Бэкону (не

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Дмитрий ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге. Его отец - Дмитрий Болеславович - был инженером-химиком, мать - Софья Васильевна - пианисткой. Именно мать, которая была прекрасным педагогом, и привила сыну и двум дочерям любовь к музыке

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Дмитрий ШОСТАКОВИЧ Первая серьезная любовь пришла к Шостаковичу в 17-летнем возрасте. Это случилось в июле 1923 года, когда будущий композитор отдыхал в Крыму. Избранницей Дмитрия стала его ровесница из Москвы, дочь известного литературоведа Таня Гливенко. В компании

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий ШОСТАКОВИЧ Дмитрий (композитор, оперы: «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (1935) и др., оперетта «Москва – Черемушки» (1959), 15 симфоний и т. д.; музыка к фильмам: «Новый Вавилон» (1929), «Выборгская сторона» (1939), «Молодая гвардия» (1948), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964),

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

9 августа – Дмитрий ШОСТАКОВИЧ В судьбе этого гениального композитора как в зеркале отразились все важнейшие вехи жизни великой страны под названием СССР. Сегодня многие исследователи трактуют его жизнь исключительно как нескончаемую борьбу с диктатом тоталитарного

Из книги Короткие встречи с великими автора Федосюк Юрий Александрович

Дмитрий Шостакович Д.Д. Шостакович Фотография с дарственной надписью: «Дорогому Юрию Александровичу Федосюку с лучшими пожеланиями от Д. Шостаковича. 15 VI 1953. Вена» Удивительно, что природа одарила столь выдающегося человека ничем не примечательной внешностью. Всё

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Максим ШОСТАКОВИЧ Кошмар сталинизма даже не в том, что погибли миллионы. Кошмар сталинизма в том, что была развращена целая нация. Жены предавали мужей. Дети проклинали родителей. Сынишка репрессированного коминтерновца Пятницкого говорил:- Мама! Купи мне ружье! Я

Из книги Избранные произведения в двух томах (том второй) автора Андроников Ираклий Луарсабович

ШОСТАКОВИЧ Шостакович - это родившийся в 1906 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович, великий композитор XX века. И явление еще более широкое, чем его гениальная музыка, - явление, неотъемлемое от представления о современности, о будущем, об искусстве советском, искусстве

Из книги Любовь и безумства поколения 30-х. Румба над пропастью автора Прокофьева Елена Владимировна

Дмитрий Шостакович и Нина Варзар: восьмое чудо

Из книги Как перед Богом автора Кобзон Иосиф

Дмитрий Шостакович и Нина Варзар

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Дмитрий Шостакович (1906–1975) Это было в 1960 году. Союз Композиторов организовал творческую поездку по маршруту Москва-Ленинград. Заканчивалась она концертом в Ленинграде. В группу входили Хренников, Туликов, Островский, Фельцман, Колмановский и исполнители их произведений.

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ 25 СЕНТЯБРЯ 1906 - 9 АВГУСТА 1975АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: СОВЕТСКИЙ РУССКИЙМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: МОДЕРНИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ВАЛЬС ИЗ «СЮИТЫ ДЛЯ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА № 2»ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: НА ФИНАЛЬНЫХ ТИТРАХ В ФИЛЬМЕ

Из книги Я – Фаина Раневская автора Раневская Фаина Георгиевна

Из книги автора

Дмитрий Шостакович подарил Раневской фото с надписью: «Фаине Раневской – самому искусству». Познакомил их Михаил Ромм. Было это в 1967 году, когда Шостакович, переживший и годы травли, и вынужденное вступление в партию, был уже признанным гением и корифеем советской музыки.

ШОСТАКОВИЧ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1906–1975), русский композитор; отличительные черты его стиля – интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность, оригинальный музыкальный юмор. Творчество Шостаковича то превозносилось властью, то подвергалось резкой критике. Его симфонии, в особенности Пятая и Седьмая, а также ряд фортепианных сочинений получили признание во всем мире.

Шостакович родился 12 (25) сентября 1906 в Санкт-Петербурге. В 13 лет поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по фортепиано у Л.В.Николаева, по гармонии у Н.А.Соколова и по композиции у М.О.Штейнберга. Уже в годы учения сочинил Первую симфонию, которая, вместе с тремя Фантастическими танцами для фортепиано, стала его первым опубликованным произведением. Первая симфония, тепло встреченная критикой после премьеры, осуществленной оркестром Ленинградской филармонии в 1926, вскоре приобрела известность и за пределами страны.

Вторая симфония оказалась гораздо менее удачной, и композитор направил свои усилия на оперный жанр. Но и первый его опыт в этой области – Нос , по фантастической повести Гоголя (1928–1929), продемонстрировавший и театральное чутье, и сатирическое дарование автора, все-таки не был шедевром. Шостакович продолжал много работать, и к тридцати годам в его творческом портфеле имелось множество опусов: сочинения для фортепиано и струнных инструментов, для голоса с фортепиано, четыре симфонии, три балета, две оперы и целый ряд партитур для кино и драматического театра. Первый балет Шостаковича, Золотой век , пользовался большим успехом. Вторая его опера, Леди Макбет Мценского уезда по повести Лескова с мрачным, кровавым сюжетом, блестяще прошла на премьере в Ленинграде 22 января 1934, но через некоторое время, в 1936, подверглась разгрому в официальной печати за «отсутствие простой и понятной мелодии» и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой». Этот суровый приговор, опубликованный на страницах центральной советской газеты «Правда» (редакционная статья называлась Сумбур вместо музыки ), некоторое время служил препятствием для исполнения музыки Шостаковича, однако прекрасная Пятая симфония, впервые сыгранная оркестром Ленинградской филармонии 21 ноября 1937, вполне реабилитировала ее автора. Шестая симфония появилась в 1939, а работа над знаменитой Седьмой была начата в осажденном Ленинграде в 1941. В 1942 Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение, в котором, как следует из более позднего высказывания композитора, он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом как войны, так и сталинского террора.

Композитор вновь впал в немилость в 1948: его музыка была названа формалистической и декадентской. Как примеры «типичного формализма» (т.е. искусства, непонятного народу и чуждого ему) упоминались Восьмая и Девятая симфонии, написанные в период 1943–1945. Шостакович покорно принял адресованные ему обвинения, и это спасло его от более тяжких последствий партийной критики. В том же 1948 он получил официальное поощрение за «реалистическую» и «демократическую» музыку к кинофильму Молодая гвардия . Тринадцатая симфония Шостаковича носит название Бабий Яр и представляет собой вокально-симфонический цикл на стихи

Физико-математического факультета Петербургского университета, был сыном сосланного в Сибирь революционера, впоследствии занявшего пост управляющего иркутским отделением Сибирского торгового банка. Мать, урожденная Софья Кокоулина, дочь управляющего золотыми приисками, занималась по классу фортепиано в Петербургской консерватории.

Первоначальное музыкальное образование Дмитрий Шостакович получил дома (уроки фортепиано у матери) и в музыкальной школе в классе Глиссера (1916-1918). К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки. Среди ранних произведений Шостаковича — "Фантастические танцы" и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, "Две басни Крылова" для голоса с оркестром.

В 1919 году 13-летний Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова), где занимался по двум специальностям: фортепиано — у Леонида Николаева (окончил в 1923 году) и композиции — у Максимилиана Штейнберга (окончил в 1925 году).

Дипломная работа Шостаковича — Первая симфония, премьера которой состоялась в мае 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии, принесла композитору мировую известность.

Во второй половине 1920-х годов Шостакович концертировал как пианист. В 1927 году на первом Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена (Варшава) он был награжден Почетным дипломом. С начала 1930-х годов выступал в концертах реже, главным образом, участвуя в исполнении собственных произведений.

В годы учебы Шостакович также работал пианистом-иллюстратором в ленинградских кинотеатрах. В 1928 году работал в театре Всеволода Мейерхольда как заведующий музыкальной частью и пианист, тогда же написал музыку к спектаклю "Клоп", поставленному Мейерхольдом. В 1930-1933 годах был заведующим музыкальной частью в Ленинградском Театре рабочей молодежи.

В январе 1930 года в ленинградском Малом оперном театре состоялась премьера первой оперы Шостаковича "Нос" (1928) по одноименной повести Николая Гоголя, которая вызвала противоречивые отклики критики и слушателей.

Важнейшим этапом творческой эволюции композитора стало создание оперы "Леди Макбет Мценского уезда" по Николаю Лескову (1932), воспринятой современниками как произведение, по драматизму, эмоциональной силе и виртуозности музыкального языка сравнимое с операми Модеста Мусоргского и "Пиковой дамой" Петра Чайковского. В 1935-1937 годах опера исполнялась в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Цюрихе, Кливленде, Филадельфии, Любляне, Братиславе, Стокгольме, Копенгагене, Загребе.

После появления в газете "Правда" статьи "Сумбур вместо музыки" (28 января 1936 года), обвинившей композитора в чрезмерном натурализме, формализме и "левацком уродстве", опера была запрещена и снята с репертуара. Под названием "Катерина Измайлова" во второй редакции опера вернулась на сцену лишь в январе 1963 года, премьера состоялась в Академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Запрет этого произведения стал причиной психологического кризиса и отказа Шостаковича от работы в оперном жанре. Его опера "Игроки" по Николаю Гоголю (1941-1942) осталась незавершенной.

С этого времени Шостакович сосредоточился на создании произведений инструментальных жанров. Им были написаны 15 симфоний (1925-1971), 15 струнных квартетов (1938-1974), фортепианный квинтет (1940), два фортепианных трио (1923; 1944), инструментальные концерты и другие произведения. Центральное место среди них заняли симфонии, большинство из которых воплощают в себе антитезу сложного личного бытия героя и механистической работы "машины истории".

Широкую известность получила его 7-я симфония, посвященная Ленинграду, над которой композитор работал в первые месяцы блокады в городе. Впервые симфония была исполнена 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в Большом зале филармонии оркестром радио.

Среди наиболее значительных произведений композитора других жанров — цикл 24 прелюдий и фуг для фортепиано (1951), вокальные циклы "Испанские песни" (1956), пять сатир на слова Саши Черного (1960), шесть стихотворений Марины Цветаевой (1973), сюита "Сонеты Микеланджело Буонарроти" (1974).

Шостакович также написал балеты "Золотой век" (1930), "Болт" (1931), Светлый ручей" (1935), оперетту "Москва, Черемушки" (1959).

Дмитрий Шостакович вел преподавательскую деятельность. В 1937-1941 годах и в 1945-1948 годах он преподавал инструментовку и композицию в Ленинградской консерватории, где с 1939 года занимал должность профессора. Среди его учеников был, в частности, композитор Георгий Свиридов.

С июня 1943 года по приглашению директора Московской консерватории и своего друга Виссариона Шебалина Шостакович переехал в Москву и стал преподавателем композиции и инструментовки Московской консерватории. Из его класса вышли композиторы Герман Галынин, Кара Караев, Карэн Хачатурян, Борис Чайковский. Учеником Шостаковича по классу инструментовки был известный виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович.

Осенью 1948 года Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий. Поводом к этому послужило Постановление ЦК ВКП(б) об опере Вано Мурадели "Великая дружба", в котором музыка крупнейших советских композиторов, в том числе Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна, объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу".

В 1961 году композитор вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где до 1968 года руководил несколькими аспирантами, в числе которых были композиторы Вадим Биберган, Геннадий Белов, Борис Тищенко, Владислав Успенский.
Шостакович создавал музыку для кино. Один из его маленьких шедевров — мелодия "Песни о встречном" для кинофильма "Встречный" ("Нас утро встречает прохладой", на стихи ленинградского поэта Бориса Корнилова). Композитор написал музыку к 35 кинофильмам, среди них "Броненосец "Потемкин" (1925), "Юность Максима" (1934), "Человек с ружьем" (1938), "Молодая гвардия" (1948), "Встреча на Эльбе" (1949), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1970).

9 августа 1975 года Дмитрий Шостакович скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Композитор был почетным членом Шведской Королевской академии музыки (1954), Итальянской академии "Санта-Чечилия" (1956), Королевской академии музыки Великобритании (1958), Сербской академии наук и искусств (1965). Являлся членом Национальной академии наук США (1959), членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (1968). Он был почетным доктором Оксфордского университета (1958), Французской академии изящных искусств (1975).

Творчество Дмитрия Шостаковича было отмечено различными наградами. В 1966 году он был удостоен звания Героя социалистического труда. Лауреат Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974). Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Командор Ордена искусств и литературы (Франция, 1958). В 1954 году удостоен Международной премии Мира.

В декабре 1975 года имя композитора было присвоено Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) филармонии.

В 1977 году именем Шостаковича в Ленинграде (Санкт-Петербурге) названа улица на Выборгской стороне.

В 1997 году в Петербурге во дворе дома на Кронверкской улице, где жил Шостакович, открыт его бюст.

Трехметровый монумент композитора установлен на углу улицы Шостаковича и проспекта Энгельса в Петербурге.

В 2015 году в Москве перед зданием Московского международного Дома музыки был открыт памятник Дмитрию Шостаковичу.

Композитор был трижды женат . Первой его супругой была Нина Варзар, которая скончалась после 20 лет брака. Она родила Шостаковичу сына Максима и дочь Галину.

Непродолжительное время его женой была Маргарита Кайонова. С третьей супругой, редактором издательства "Советский композитор" Ириной Супинской, Шостакович прожил до конца своих дней.

В 1993 году вдова Шостаковича основала издательство DSCH (монограмма), главная цель которого — выпуск полного собрания сочинений Шостаковича в 150 томах.

Сын композитора Максим Шостакович (1938 года рождения) — пианист и дирижер, ученик Александра Гаука и Геннадия Рождественского.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (12 (25) сентября 1906(19060925), Санкт-Петербург, Российская империя - 9 августа 1975, Москва, СССР) - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Биография

Детство.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в петербургской семье инженера-химика и пианистки 25 сентября 1906 года.

Известно, что Шостакович рос в музыкальной семье. Его мать, Софья Васильевна, была замечательной пианисткой, проучившейся в консерватории несколько лет, а отец, Дмитрий Болеславович, очень любил музыку и еще неплохо пел. Любители музыки были и среди знакомых семьи композитора. Многие из них принимали участие в музицировании у них дома.

Из рассказов самого Шостаковича известно, что и из соседней квартиры часто звучала музыка. Там проживал инженер, отличный виолончелист и большой любитель камерной музыки. Со своими друзьями он часто разыгрывал квартеты и трио Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта и Чайковского. Маленький Шостакович нередко забирался в коридор, чтобы послушать их игру. Это длилось часами. Родители его тоже устраивали музыкальные вечера. Разумеется, это все ярко запечатлелось в его памяти.

Мать Шостаковича была не просто пианисткой, а педагогом фортепианной игры для начинающих. Она и обучала своих детей музыке - будущего композитора и двух его сестер, старшая из которых впоследствии стала профессиональным музыкантом.

Первая Мировая война и Октябрьская революция 1917-го года пришлись на детство Шостаковича. Поэтому он постоянно наблюдал реакцию домашних на эти события, что вполне объяснимо, ведь они занимали умы практически всех современников. Кроме того, сам он также был непосредственным свидетелем некоторых исторических событий. Так, 3-го апреля 1917-го года, будучи одиннадцатилетним мальчиком, он оказался на площади у Финляндского вокзала в толпе людей, слушавших речь В. И. Ленина.

К этому же периоду относятся и его первые опыты в сочинении музыки. Начал он в девять лет. Среди его фортепианных пьес, сочиненных в период 9-ти - 11-ти лет,- «Гимн свободе» и «Траурный марш памяти жертв революции». Таким образом, мы видим, что стремление передать музыкой впечатления и переживания, связанные с важнейшими событиями текущей жизни, обнаружилось еще в детские годы. Станет это характерным и для Шостаковича как зрелого композитора.

Консерватория.

Будущий композитор некоторое время проучился в одной из частных музыкальных школ. А в 1919 году, когда ему было 13 лет, он поступил в Петроградскую консерваторию. Поступил он сразу по двум специальностям - композиция и фортепиано.

В консерватории Шостаковичу посоветовали серьезно заняться композицией. Совет дал Александр Константинович Глазунов, тогдашний директор Петроградской консерватории. Он увидел в тринадцатилетнем мальчике «одну из лучших надежд нашего искусства». В экзаменационном листе он так охарактеризовал Шостаковича:

«Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование. Достойно удивления и восхищения...».

Все, кто слышал игру юного пианиста-композитора, относились к ней восторженно. Писатель Константин Федин встретил Шостаковича в одном из Петроградских домов и описал того, как худенького мальчика, который, к его изумлению превратился в дерзкого музыканта, едва сев за рояль. Он описал «неожиданные сочинения», заставлявшие «переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез».

Шостакович восхищал своими произведениями и сверстников, собиравшихся с ним в композиторском кружке консерватории. Особенно сильные эмоции у всех вызывали яркие «Фантастические танцы» для фортепиано. «Фантастические танцы» до сих пор сохраняются в репертуаре пианистов.

Шостакович сильно увлекался учебой в консерватории. Впоследствии, он отзывался о своих учителях с благодарностью. Это были Л. В. Николаев (класс фортепиано) и М. О. Штейнберг (класс композиции). Также он был очень признателен А. К. Глазунову. Ведь тот не только активно интересовался успехами ученика в творчестве, но и непосредственно заботился об условиях его жизни. В 1922-м году у Шостаковича умер отец. Положение семьи сильно ухудшилось, и Глазунов выхлопотал персональную стипендию для одаренного ученика.

Все же одной стипендии было недостаточно. Поэтому, не отрываясь от занятий, Шостаковичу после смерти отца поступил на работу в кинотеатре «Паризиана» на Невском проспекте. Он работал музыкальным иллюстратором. Эта профессия была очень распространена в годы немого кино. Музыкальные иллюстраторы озвучивали кадры фильмов игрой на фортепиано. Опыт этой работы потом очень пригодился Шостаковичу.

Шостакович окончил консерваторию по фортепиано в 1923, а по композиции - двумя годами позже.

Очень много сочинений написано им в консерваторские годы. Среди них и симфонические партитуры, и фортепианные пьесы, и романсы. Из симфонических партитур наиболее крупной является дипломная работа молодого композитора - первая симфония.

Музыканты знают, что симфония всегда была самым сложным жанром инструментальной музыки. Композитор, сочинивший значительное произведение этого рода в возрасте 18-19 лет - редкий случай. Однако именно так обстоит дело с Шостаковичем. Заметным событием музыкальной жизни Ленинграда стало исполнение его симфонии 12 мая 1926 года. Мать Дмитрия Дмитриевича писала в письме: «...самый большой успех выпал на Митину долю. По окончании симфонии Митю вызывали еще и еще. Когда наш юный композитор, казавшийся совсем мальчиком, появился на эстраде, бурные восторги публики перешли в овацию».

Очень скоро, меньше чем несколько лет симфонию исполнили в Соединенных Штатах Америки и Германии. В США она прозвучала под управлением Ооновского и Тосканини, в Германии - под управлением Бруно Вальтера и Отто Клемперера,.

Надо отметить, что со временем восприятие симфонии сильно менялось. Сперва в ней больше отмечали озорство, этакую театральность и юношеское настроение. Затем все больше стали обращать внимание трагические образы, заключенные в музыке, на траурные ритмы. Многогранное содержание произведения юного композитора раскрывалось перед критиками и слушателями постепенно. В нем чувствовалось влияния различных композиторов: Скрябина, Стравинского, Прокофьева... Но, не смотря на это, они преломлены в собственном стиле Шостаковича; музыка первой симфонии сама по себе самобытна.

После окончания консерватории.

Хотя его симфония и имела большой успех, молодой композитор озадачился проблемой сразу после окончания консерватории: быть ли композитором или же пианистом?

Выбор он сделал не сразу, стремясь в первое время совмещать и то и другое. Окончив консерваторию, Шостакович часто выступал во второй половине 20-х годов как пианист, давал сольные концерты (в программе Шопен, Лист, Бах); играл первый концерт Прокофьева, первый концерт Чайковского, концерты Шопена. Игра его отличалась глубиной и поэтичностью. В 1927 году он участвовал в Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Там его отметили почетным дипломом. Однако от славы концертирующего виртуоза он отказался, так как эта деятельность мешала композиции.

Поиски своих тем, своего стиля. Очень напряженными для Шостаковича были вторая половина 20-х - начало 30-х годов. Это время поисков своих стиля и тем, время напряженного творчества. Не только для Шостаковича, он и для всего молодого советского искусства это время было временем экспериментов и поисков.

Композиторы того времени спорили по различным важным для них вопросам. Более всего их интересовало, какими художественными средствами следует отображать глобальные перемены в жизни страны. Какие нужно избрать жанры и музыкальные средства выразительности для того, чтобы создавать музыку, и доступную народу, и отражающую современность?

Одни из них считали, что основными свойствами советской музыки должны быть наиболее простой, понятный язык, массовые жанры, оратории, песни, хоры. Они полагали, что сонаты, симфонии и прочие «чистые» формы чересчур сложны для широкой публики.

Другие же уверяли, что авторы не должны обеднять советскую музыку, отказываясь от сложных инструментальных сочинений и целенаправленно упрощая средства выразительности. Напротив, по их мнению, следовало использовать последние наработки как русских, так и зарубежных композиторов. Однако одновременно ценное содержимое в творчестве авторов часто не отделяли от чисто формальных, технических опытов.

Эта была переломная эпоха, в противоречивых тенденциях которой сложно разобраться. Но Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу несвойственна ограниченность. Он интересуется всеми жанрами и сторонами музыкального быта. Его разнообразные сочинения появляются одно за другим. И опера, и фортепианные пьесы, и симфонии, и балеты, музыка для кино и театра, песни - молодой композитор попробовал всё это. В этих сочинениях сплавлены вместе разные музыкальные впечатления: от песенок и бытовых танцев, от массовой музыки песен и маршей до современных вокальных и инструментальных произведений с характерно усложненным музыкальным языком. Шостакович находится под влиянием музыки Прокофьева, а также других современных композиторов, зарубежных и русских: Кшенека, Берга, Хиндемита, Стравинского. В Ленинграде того времени их музыка широко звучала, и Шостакович был с ней замечательно ознакомлен.

Все же произведения самого Шостаковича были порой несовершенны и неровны. Он искал новые ритмы и интонации. Его жажда воплотить современность в музыке побуждала его активно экспериментировать.

Вторую, написанную им в 1927-м году, симфонию Шостакович посвятил Октябрю, а третью, написанную в 1929-м году - Первому мая. Третья симфония интереснее, ярче по музыке. Знатоки слышали в ней бурление весенних демонстраций, дыхание площадей и улиц, интонации ораторских речей, грохот уличных оркестров и ритмы маршей. Тем не менее, в «Первомайской» симфонии отсутствовали стройность и целеустремленность музыкального развития, отличающие более зрелые сочинения Шостаковича. "Первомайская симфония" была лишь цепью зарисовок с натуры, однако очень живых и ярких. Любопытно, что в хоровом финале заметны мотивы «Песни о встречном», написанной для фильма «Встречный» немного позже - в 1932 году. Она называлась «Утренняя песня». Шостакович создал одну из первых массовых советских песен.

Таким образом, мы видим, что Шостакович сумел передать в музыке новизну своего времени уже в некоторых ранних сочинениях. Эта новизна касалась строительства социализма в СССР, и мелодии композитора несли с собой тогдашний энтузиазм, ощущение жизни, света, молодости и уверенного движения в будущее.

В тот же период в его творчестве возникла и несколько другая тема. В годы, когда Шостакович создал «Первомайскую» симфонию и «Песню о встречном», у него появились и опера «Нос», написанная по одноименной повести Гоголя. Кроме того, он создал и карикатурные портреты прогульщика, бюрократа, хулигана и вредителя в балете «Болт», поставленном в 1931-м году. Писал он и музыку к фильмам, в которой пародировалась пошлость мещанских вкусов. Шостаковича даже называли «музыкальным фельетонистом» за способность к карикатуре и хлесткость.

Кое-что общее есть в этих разных и по художественной ценности, и по сюжетам произведениях. Это общее - осмеяние того, что считалось пороками, доставшимися в наследство от прошлого, того, что Маяковский называл «обносками буржуев».

Тема эта была злободневной для всего советского искусства. Стремление к новому заставляло острее чувствовать несовместимость остатков буржуазных традиций с идеалами коммунистической идеологии. И. Ильф и Е. Петров также творили на эту тему - в своих знаменитых книгах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», которые появились в конце 20-х - начале 30-х годов. В. Маяковский также высказывался на эту тему. В его «Разговоре с товарищем Лениным» - произведении, написанном в 1929-м году, - есть такие строки:

«Товарищ Ленин, я вам докладываю

не по службе, а по душе.

Товарищ Ленин, работа адовая

будет сделана и делается уже.

Освещаем, одеваем нищь и оголь,

ширится добыча угля и руды...

А рядом с конешно, много,

Много разной дряни и ерунды.

Целая лента типов тянется.

Кулаки и волокитчики,

подхалимы, сектанты и пьяницы...»

Награды, премии и членство в организациях

  • Сталинская премия первой степени (1941); за фортепианный квинтет
  • Сталинская премия первой степени (1942); за Седьмую ("Ленинградскую") симфонию
  • Сталинская премия второй степени (1946); за трио
  • Сталинская премия первой степени (1950); за музыку к фильму "Встреча на Эльбе" (1949)
  • Сталинская премия второй степени (1952); за 10 поэм для хора
  • Международная премия Мира (1954)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Ленинская премия (1958)
  • Герой Социалистического Труда (1966)
  • Государственная премия СССР (1968)
  • Орден «Дружбы народов» (1972)
  • Государственная премия РСФСР (1974)
  • Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)

Доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960 года.

Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почётный доктор наук Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959). Почётный профессор Мексиканской консерватории. Президент общества «СССР - Австрия» (1958).

Шостакович говорил:
"В 1925 году я окончил композиторский факультет. Должен честно признаться, что я тогда не был удовлетворён консерваторским образованием. Есть среди молодёжи мнение, что нужен только талант, а занятия не нужны. Потом я понял, что мне дало консерваторское образование - именно систематическое образование... Я умею оркестровать, какую-то модуляцию сделать. Сейчас я вспоминаю с любовью те годы и благодарю консерваторию за свои знания."

Детство и семья Дмитрия Шостаковича

Родился Дмитрий Шостакович в Санкт-Петербурге в 1906 году. Родители его были родом из Сибири, куда сослали деда (по отцовской линии) будущего композитора за участие в народовольческом движении.

Отец мальчика - Дмитрий Болеславович был инженером-химиком и страстным любителем музыки. Мать – Софья Васильевна, училась в свое время в консерватории, была хорошей пианисткой и педагогом фортепианной игры для начинающих.

В семье, кроме Дмитрия росли еще две девочки. Старшая сестра Мити - Мария впоследствии стала пианисткой, а младшая Зоя – ветеринаром. Когда Мите исполнилось 8 лет началась Первая мировая война. Слушая постоянные разговоры взрослых о войне, мальчуган написал свое первое музыкальное произведение «Солдат».

В 1915 году Митю отдают на учебу в гимназию. В этот же период мальчик серьёзно увлекся музыкой. Мать стала его первой учительницей, а через несколько месяцев маленький Шостакович начал обучение в музыкальной школе известного педагога И. А. Гляссера.

В 1919 Шостакович поступает в Петроградскую консерваторию. Его педагогами по классу фортепиано были А. Розанова и Л.Николаев. Дмитрий окончил консерваторию сразу по двум классам: в 1923 году по фортепиано, а через два года и по композиции.

Творческая деятельность композитора Дмитрия Шостаковича

Первым значительным произведением Шостаковича стала симфония №1 - дипломная работа выпускника консерватории. В 1926 году состоялась премьера симфонии в Ленинграде. Музыкальные критики заговорили о Шостаковиче как о композиторе, способном восполнить утрату Советским Союзом эмигрировавших из страны Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

Знаменитый дирижёр Бруно Вальтер, пришел в восторг от симфонии и попросил Шостаковича прислать ему партитуру произведения в Берлин.

22 ноября 1927 года состоялась премьера симфонии в Берлине, а через год и в Филадельфии. Зарубежные премьеры симфонии №1 сделали русского композитора всемирно знаменитым.

Воодушевленный успехом, Шостакович пишет Вторую и Третью симфонии, оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» (по произведениям Н.В.Гоголя и Н.Лескова).

Шостакович. Вальс

Критики восприняли оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» чуть ли не с восторгом, но «вождю народов» она не понравилась. Естественно, тут же выходит резко отрицательная статья - «Сумбур вместо музыки». Через несколько дней появляется еще одна публикация - «Балетная фальшь», в которой разгромной критике подвергается балет Шостаковича «Светлый ручей».

От дальнейших неприятностей Шостаковича спасло появление Пятой симфонии, которую прокомментировал сам Сталин: «Ответ советского художника на справедливую критику».

Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича

Война 1941 года застала Шостаковича в Ленинграде. Композитор начал работу над Седьмой симфонией. Произведение, получившее название «Ленинградская симфония», впервые было исполнено 5 марта 1942 года в Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Через четыре дня симфония прозвучала в Колонном зале московского Дома Союзов.

Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича

9 августа симфонию исполнили в блокадном Ленинграде. Это произведение композитора стало символом борьбы с фашизмом и стойкости ленинградцев.

Тучи сгущаются вновь

До 1948 года у композитора не было никаких неприятностей с властью. Более того, он получил несколько Сталинских премий и почетных званий.

Но в 1948 году в Постановлении ЦК ВКП(б), в котором говорилось об опере композитора Вано Мурадели «Великая дружба», музыка Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна признавалась «чуждой советскому народу».

Подчиняясь партийному диктату Шостакович «осознает свои ошибки». В его творчестве появляются произведения военно-патриотического характера и «трения» с властью прекращаются.

Личная жизнь Дмитрия Шостаковича

По воспоминаниям близких к композитору людей, Шостакович был робок и неуверен в общении с женщинами. Первой его любовью была 10-летняя девочка Наташа Кубе, которой тринадцатилетний Митя посвятил небольшую музыкальную прелюдию.

В 1923 году начинающий композитор познакомился со своей ровесницей Таней Гливенко. Семнадцатилетний юноша без памяти влюбился в красивую, хорошо образованную девушку. У молодых людей завязались романтические отношения. Несмотря на пылкую любовь, Дмитрий не думал делать Татьяне предложения. В конце концов Гливенко вышла замуж за другого своего поклонника. Только через три года после этого Шостакович предложил Тане бросить мужа и выйти за него замуж. Татьяна отказалась – она ждала ребенка и попросила Дмитрия навсегда забыть о ней.

Поняв, что любимую ему не вернуть, Шостакович женится на Нине Варзар - молодой студентке. Нина подарила супругу дочку и сына. В браке они прожили более 20 лет, до смерти Нины.

После кончины супруги Шостакович женился еще два раза. Брак с Маргаритой Кайоновой был непродолжительным, а третья жена - Ирина Супинская заботилась о великом композиторе до конца его жизненного пути.

Музой композитора все-таки стала Татьяна Гливенко, которой он посвятил свою Первую симфонию и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.

Последние годы жизни Шостаковича

В 70-ые годы XX века композитор написал вокальные циклы на стихотворения Марины Цветаевой и Микеланджело, 13, 14 и 15 струнные квартеты и Симфонию № 15.

Последним сочинением композитора стала Соната для альта и фортепиано.

В конце жизни Шостакович болел раком легких. В 1975 году болезнь свела композитора в могилу.

Похоронен Шостакович на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Дмитрия Шостаковича

Шостаковича не только ругали. Время от времени он получал правительственные награды. К концу жизни у композитора скопилось значительное число орденов, медалей и почетных званий. Он был героем Соцтруда, имел три ордена Ленина, а также ордена Дружбы народов, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, серебряный Крест Австрийской Республики и французский орден Искусств и литературы.

Композитору были присвоены звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР и СССР, Народного артиста СССР. Шостакович получил Ленинскую и пять Сталинских премий, Государственные премии УССР, РСФСР и СССР. Был лауреатом Международной премии Мира и премии им. Я.Сибелиуса.

Шостакович являлся почетным доктором музыки Оксфордского и Эванстонского Северо-Западного университетов. Был членом Французской и Баварской академий изящных наук, Английской и Шведской Королевских музыкальных академий, академии искусств «Санта-Чечилия» в Италии и т.д. Все эти международные награды и звания говорят об одном – всемирной славе великого композитора XX века.