Как определить психологическую готовность ребенка к учебе в школе: признаки, критерии и основные компоненты. Психологическая готовность к обучению в школе

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
  • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее :

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Математика.
Цифры от 1 до 10.

  1. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  2. Арифметические знаки « > », «
  3. Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  4. Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

Память .

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление .

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
  • Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
  • Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
  • Различать в словах звуки.

Окружающий мир.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
    2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
    3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
    4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
    5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
    6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
    7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
    8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
    9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
    10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
    11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.
    12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
    13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
    14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
    15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.

Десять советов родителям будущего первоклассника

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой их школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.


«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» -

Венгер Л.А.

Когда ребёнок достигает возраста шести-семи лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни? Такой критерий есть, он получил название школьная зрелость или психологическая готовность ребёнка к школе.

Что означает психологическая готовность к школе?

Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в конкретной школе, то ребенок считается психологически не готовым к школе . Это происходит в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой, он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Основным критерием готовности к школе является способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе.

Итак, психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Первые годы в школе. Что важно?

Самая главная задача первых лет обучения в школе состоит не столько в приобретении ребёнком определённых знаний и умений. Намного важнее, чтобы после окончания начальной школы ребёнок:

  • хотел учиться;
  • умел учиться;
  • был уверен в своих силах;
  • чтобы у него сформировалась учебная позиция, стремление учиться, вера в свои возможности, а для этого нужен успех .

Успешный опыт в первые школьные годы - это ОЧЕНЬ важно. Поэтому, вам необходимо позаботиться о том, чтобы выбрать школу, требования которой адекватно отвечали бы возможностям вашего ребёнка.

Когда говорят о возможностях ребёнка, речь идёт не только о его интеллектуальном развитии. Можно выделить несколько направлений, по которым оценивается готовность ребёнка к школе.

Составляющие психологической готовности ребёнка к школе.

1. личностная готовность ребёнка к школе - самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. Включает:

  • социальную готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.
  • мотивационную готовность (наличие учебной мотивации).
  • эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.

2. волевая готовность к школе - заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.

3. интеллектуальная готовность к школе - речь идёт об интеллектуальном развитии ребёнка, сформированности основных психических функций - внимания, памяти, мышления.

Готовность ребенка к школе – это комплексное понятие, включающее все стороны развития ребенка.

Проблема готовности ребенка к школе была сформулирована несколько десятилетий назад из-за более раннего начала обучения в школе. Каждый родитель задает один и тот же вопрос: в каком возрасте ребенка лучше отдавать в школу – в 6 или 7 лет?

И ученые предлагают много способов определить готовность ребенка к школе. Она определяется психическим, физическим развитием ребенка, также состоянием его здоровья, умственным и личностным развитием.

Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. У младшего школьника ведущий вид деятельности меняется – им становится учение. Чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, необходимо, чтобы он принял новые требования, требования учителя, умел сосредоточиваться, удерживать свое внимание, слушать учителя. Не все дети к этому готовы.

Интеллектуальная готовность ребенка – это далеко не самое важное, как считают некоторые родители. Как правило, они делают упор как раз на том, чтобы ребенок к школе как можно больше знал. И часто возможности детей в расчет не берутся. Как правило, такие дети в школе быстро теряют интерес к учебе и начинают отставать. А родители удивляются и не понимают, в чем дело.

Почему так происходит? Потому что у ребенка изменены познавательные мотивы его деятельности. Например, мама или папа считает, что чтение сказок – это глупости, что из сказок ничего умного и полезного почерпнуть нельзя. Зато пичкают ребенка знаниями по астрономии, по географии и т.п. Да, ребенок много знает про звезды или про материки и океаны, но самый простой рассказ по картинке составить не может, потому что не умеет описывать то, что видит вокруг себя.

Поэтому, прежде всего, необходимо ребенку много читать разных сказок и рассказов, развивать его способность слушать и понимать смысл прочитанного, умения пересказывать.

Развивающие занятия и обучение чтению.

Сейчас все родители озадачены ранней подготовкой к школе чуть ли не с 3-х лет. И требования школы (уметь читать, писать и считать к поступлению в школу) только создают всеобщий хаос среди родителей: На какие развивающие занятия записать ребенка? Во сколько лет лучше начать готовиться к школе? По какой программе ребенку заниматься? И т.д.

Тем более программ по раннему развитию сейчас полно: и методика Глена Домана, и кубики Зайцева, и буквы Марии Монтессори, и методика Тюленева и др. И родители не знают, что выбрать, пробуют то одну, то другую методику.

Далеко не все родители знают, что учить читать ребенка в 3 года бесполезно. Сами подумайте. Ну научится ваш ребенок читать в 3 года и что? Для чего ему это нужно? Он будет запоем читать книги? Вовсе нет. Если ребенок в 3 года научился читать — это не означает, что он будет любить читать.

И потом, психологами уже доказано, что в раннем возрасте ребенок не читает слоги и слова, а механически их запоминает. Особенность раннего возраста – это фотографическая память. И естественно, когда ребенок читает, он не понимает смысл прочитанного, потому что забывает, о чем читал вначале (ведь читает он чисто механически).

Желание научиться читать у ребенка появляется после 5 лет. Ребенок начинает подражать читающим взрослым, начинает интересоваться буквами. Как раз после 5-летнего возраста у ребенка формируется абстрактное мышление, которое и помогает понять, что это буква «Б», а это буква «Д».

Умение слушать.

Намного важнее умения читать – волевая готовность ребенка , чтобы он легко и быстро адаптировался к условиям школы. Прежде всего – это способность слушать взрослого. Ведь первокласснику надо внимательно слушать учителя и выполнять все его требования. Для этого необходимо, чтобы ребенок умел сосредоточиваться на инструкции взрослого.

Волевую готовность хорошо тренировать на графических диктантах. Т.е. ребенку радо рисовать в определенной последовательности геометрические фигуры под диктовку взрослого. Или рисовать по клеточкам под диктовку (одна клеточка вниз, две клеточки влево, четыре клеточки вверх и т.д.)

Мотивационная готовность к обучению.

Желание идти в школу и желание учиться – это разные вещи. И здесь говорят о школьной мотивации у детей.

Мотивационная готовность развивается постепенно. Во-первых, это интерес к процессу обучения (ходить в школу, носить портфель, новый пенал, красивые учебники и т.д.). Но этот интерес быстро угасает. И здесь должен появиться интерес к получению новых знаний. Другими словами – познавательная мотивация.

Без мотивационной готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и считать, он не сможет успешно учиться в школе.

Таким образом, готовность к школе – это емкое понятие. Оно не имеет привязки именно к возрасту 7 лет. К школе может быть готов и ребенок 6-ти лет, а может не готов даже восьмилетний ребенок. Способность к учению формируется у всех детей по-разному, даже среди ровесников. И дело здесь не только в интеллектуальном развитии ребенка, а еще в желании получать новые знания, в развитии воли у ребенка, в физическом развитии и состоянии здоровья.

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.


4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача - но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога - потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.

6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.

8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!

Степень подготовленности ребенка к походу в первый класс может рассматриваться сразу с нескольких сторон. Для объективной оценки необходимо учитывать разные сферы активности: физическую, социальную и психологическую. Для оценивающих людей, среди которых кроме родителей присутствуют еще психологи и педагоги, будут важны самые разные возможности и способности ребенка, а также его хорошее самочувствие. Итак, взрослые уделяют внимание работоспособности, способности к взаимодействию с окружающими людьми, умению придерживаться установленных правил, основательной подготовке в плане знаний, а также состоянию психической системы.

Ребенок должен быть готов к взаимодействию с коллективом

Психологическая готовность к школе

Что такое психологическая готовность к школе? Как понять, что дошкольник достиг ее? Психологическая готовность ребенка к обучению в школе определяется по следующим параметрам:

  1. Личностная подготовленность – способность к самодисциплине и самоорганизации, самостоятельность, желание учиться; подразделяется на социальную подготовленность - способность налаживать отношения с ровесниками и взрослыми, способность к коммуникации, и мотивационную - присутствие мотивации к учебе.
  2. Эмоциональная подготовленность: положительное отношение к своей личности и к другим людям, способность адекватно воспринимать эмоциональные особенности каждого человека.
  3. Волевая подготовленность: умение проявить характер и усиленно трудиться, способность к соблюдению школьного режима.
  4. Интеллектуальная подготовленность: у ребенка должен быть хорошо развит интеллект, а также сформированы основные функции психики.
  5. Речевая подготовленность.

Готовность к школе характеризуется адекватным возрасту речевым развитием

Социальная готовность

Социально-психологическая или коммуникативная подготовленность к обучению включает в себя присутствие способностей и навыков, которые позволят ему строить и налаживать взаимоотношения внутри школьной среды. От того, насколько ребенок будет подготовлен в этом отношении, будет зависеть успешность его взаимодействия при коллективной работе. Для старшего дошкольника становится крайне важным разобраться во взаимоотношениях между людьми и понять нормы их регулирования. Мы видим, что социальная готовность ребенка к школе имеет огромное значение для будущего первоклассника.

Психологическая готовность к школе тесно связана с коммуникативной подготовленностью. Она важна с точки зрения сотрудничества со взрослыми и детьми в рамках школьных занятий. Для этого важно проверить, насколько у ребенка сформированы две основные формы общения:

  1. Общение со взрослыми, носящее внеситуативный и личностный характер. У ребенка должно быть сформировано умение слушать и воспринимать излагаемую информацию, осознавать важность дистанции учитель – ученик.
  2. Общение со сверстниками. Школьная деятельность является по сути коллективной, поэтому крайне важно подготовить ребенка к тактичному отношению, научить способности к совместному взаимодействию, суметь стать частью общественной жизни. Все эти азы закладываются путем включения ребенка-дошкольника в совместную работу с другими детьми, что в итоге создаст готовность к обучению в школе.

В садике ребенок учится находить общий язык с детским коллективом

Сделать психолого-педагогическое определение, готов ли старший дошкольник в социальном плане можно, проверив:

  • легкость включения ребенка в компанию детей, занятых какой-то игрой;
  • способность слушать мнение других людей и не перебивать;
  • умеет ли он ожидать своей очереди при необходимости;
  • имеет ли навык беседы с несколькими людьми одновременно, умеет ли активно участвовать в разговоре.

Мотивационная готовность

Учеба в школьных стенах будет успешной, если взрослые озаботятся о формировании у будущего школьника мотивации к познавательной деятельности. Мотивационная готовность к школе присутствует, если ребенок:

  • имеет желание ходить на уроки;
  • имеет стремление узнавать новое и интересное;
  • имеет желание приобрести новые знания.

Наличие соответствующих желаний и устремлений дает информацию о том, имеется ли мотивационная готовность детей к школе или нет.

Положительный ответ на все оценочные параметры позволяет дать заключение, что ребенок готов начать школьное обучение. Волевая и мотивационная составляющие подготовки к учебному процессу играют очень большое значение при выносе решения об уместности начала учебной деятельности.


Желание постоянно узнавать что-то новое - важный признак готовности к школе

Эмоционально-волевая готовность

Данный вид подготовленности считается достигнутым, когда подросший дошкольник в состоянии ставить цели, придерживаясь намеченного плана, искать способы решения для устранения помех в их достижении. Психологические процессы переходят в стадию произвольности.

Все эмоции и переживания носят осознанный интеллектуальный характер. Ребенок умеет ориентироваться и разбираться в своих чувствах, имеет возможности для их озвучивания. Все эмоции становятся контролируемыми и предсказуемыми. Школьник может спрогнозировать не только свои эмоции от поступков, но и эмоции и реакции других людей. Эмоциональная стойкость находится на высоком уровне. Готовность к школе в данном случае налицо.

Интеллектуальная готовность

Умение читать и писать – это еще не все (подробнее в статье: ). Наличие этих навыков еще не гарантирует легкость освоения школьной программы. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – вот, что должно быть у дошкольника, чтобы справиться со всеми задачами.

Понять, имеется ли она у ребенка, можно по нескольким критериям: мышлению, вниманию и памяти:

Мышление . Ребенок еще до похода в первый класс должен иметь определенные знания об окружающем мире, среди которых информация о природе и ее явлениях, о людях и их взаимоотношениях. Ребенок должен:


В целях безопасности ребенок обязательно должен знать свои личные данные и адрес
  • Иметь понятие и уметь различать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, квадрат).
  • Различать все цвета.
  • Понимать значения слов: «больше», «узкий», «право – лево», «рядом», «снизу» и другие.
  • Иметь способность сравнивать предметы, находя в них схожести и различия, делать обобщения, анализ, уметь выявлять признаки вещей и явлений.

Память . Интеллектуальная готовность к школе будет неполной, если не рассмотреть развитие памяти. Обучение будет осуществляться намного проще, если у школьника будет хорошая память. Для проверки этого компонента подготовленности следует прочесть ему небольшой текст, а спустя пару недель попросить пересказать. Еще одним вариантом будет показ 10 картинок и просьба перечислить те, которые он сумел запомнить.

Внимание . Эффективное обучение будет тогда, когда у ребенка хорошо развито внимание, а значит, он сможет слушать учителя, не отвлекаясь. Проверить эту способность можно следующим образом: перечислить попарно несколько слов, а затем попросить назвать в каждой паре самое длинное слово. Переспросы со стороны малыша будут означать, что внимание было рассеянным и во время занятия он отвлекался на что-то другое.


Дети обязательно должны обладать навыком слушания учителя

Речевая готовность

Ряд специалистов уделяет большое внимание речевой готовности к учебе. Психолог из Украины Ю.З. Гильбух говорит о том, что речевая подготовленность дает о себе знать в те моменты, когда необходимо произвольное управление процессами познания или поведения. Речевая готовность ребенка к школе подразумевает тот факт, что речь крайне необходима для общения, а также в качестве предпосылки к письму. Специалист Н.И. Гуткина убеждена, что о развитии и формировании правильной речи у детей следует особенно заботиться в период среднего и старшего дошкольного возраста, ведь овладение письменной речью – огромный скачок в интеллектуальном развитии ребенка.

Речевая готовность к школе включает в себя ряд пунктов:

  • способность применять различные способы словообразования (использование уменьшительно-ласкательных форм, перестройка слова в нужную форму, понимание разницы между словами по звуку и смыслу, умение преобразовывать прилагательные в существительные);
  • владение грамматическими основами языка (умение строить развернутые фразы, способность перестроить и исправить ошибочное предложение, умение составлять рассказ по картинкам и опорным словам, способность сделать пересказ с сохранением содержания и смысла, умение составлять описательный рассказ);

Готовый к школе ребенок может рассказать о себе
  • широкий словарный запас;
  • развитость фонематических процессов: способность слышать и различать звуки языка;
  • развитость речи с точки зрения звуковой оболочки: умение правильно и четко произносить все звуки;
  • способность к анализу и синтезу звуков внутри речи, умение найти гласный звук в отдельном слове или назвать последний согласный звук в слове, способность провести анализ трезвучия, например, «иау», умение провести анализ обратного слога гласный-согласный, например, «ур».

Физическая готовность к школе

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дети в здоровом состоянии более легко проходят процесс адаптации к изменившимся условиям жизни, которые всегда сопровождают первоклашек. Физическая готовность ребенка к школе будет выражаться именно в физическом развитии.

Что подразумевает под собой физиологическая подготовленность? Это нормы общего физического развития: вес, рост, объем грудной клетки, пропорциональность частей тела, состояние кожи, тонус мышц. Все данные должны соответствовать нормативным критериям мальчиков и девочек в возрастной категории 6-7 лет. Подробные значения можно найти в тематических таблицах. Важными являются также следующие физиологические составляющие: зрение, слух и моторика, особенно мелкая. Проверяется и нервная система: насколько возбудим или уравновешен ребенок. Составляется итоговая характеристика об общем состоянии здоровья.


Физиологическая готовность к школе определяется у педиатра

Специалисты проводят такое обследование, основываясь на имеющихся нормативных показателях. Такая оценка необходима для выноса заключения о том, способен ли ребенок перенести увеличенные нагрузки, среди которых интеллектуальная работа и физические нагрузки.

Функциональная готовность

Данный вид, носящий также название психомоторной подготовленности, подразумевает под собой уровень развития определенных мозговых структур и психоневрологических функций, дабы составить представление о зрелости организма к началу обучения. Функциональная подготовленность включает в себя следующие компоненты: развитый глазомер, способность ориентироваться в пространстве, умение подражать, а также возможность координировать сложные движения рук. Среди особенностей психомоторного развития следует назвать увеличение работоспособности, выносливости и функциональной зрелости. Перечислим основные из них:

  1. возрастная зрелость позволяет умело балансировать между процессами торможения и возбуждения, что способствует длительному сосредоточиванию на отдельной деятельности, а также формированию на произвольном уровне поведения и процессов познания;
  2. развитие мелкой моторики и улучшение зрительно-моторной координации, что способствует более быстрому овладению техникой письма;
  3. функциональная асимметрия мозга становится более совершенной в своем действии, что помогает активизации процесса становления речи, которая является средством логического и словесного мышления и познания.

Возрастная зрелость мозга позволяет переключаться между процессами торможения и возбуждения

Подготовленность малыша к новому этапу в его жизни можно определить по следующим показателям:

  • хороший слух;
  • отличное зрение;
  • способность сидеть небольшой временной промежуток спокойно;
  • развитие моторных навыков, смежных с координацией движений (игры с мячом, прыжки, спуск и подъем по ступеням);
  • внешний вид (здоровый, бодрый, отдохнувший).

Тестирование дошкольника

Готовность ребенка к школьному обучению обязательно проверяется. Все будущие первоклассники проходят специальное тестирование, которое не имеет своей целью разделить учащихся на сильных и слабых. Родители не получат отказа в приеме ребенка, если он не пройдет собеседование. Такие педагогические принципы указаны в законодательстве РФ.

Подобные тесты нужны для педагогических целей, чтобы иметь понятие, каковы сильные и слабые стороны ученика, уровень его развития в интеллектуальном, психологическом, личностном и социальном плане. Проверить интеллектуальную подготовленность к средней школе можно по следующим задачам:


Перед школой ребенок уже должен иметь элементарные познания в арифметике
  • просклонять существительные;
  • сочинить небольшой рассказ по картинке;
  • с помощью спичек выложить некоторые фигуры (см. также: );
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • сделать классификацию геометрических фигур;
  • нарисовать какой-либо предмет.

Психологические аспекты

Готов ли ребенок в психологическом плане? Психологическая оценка готовности ребенка к школе будет показателем общего развития и способности начать новую деятельность. Об уровне подготовленности поможет судить выполнение заданий для оценки уровня развития мелкой моторики, способности работать внимательно, не переключаясь на посторонние вещи, умение подражать образцу. Степень готовности ребенка к школе будет определяться путем тестирования, для чего могут применяться подобные задания:

  • нарисовать человека;
  • воспроизвести буквы или группу точек по образцу.

Схематическое рисование человека - навык, который нужно освоить до школы

Данный блок может также включать в себя ряд вопросов для определения, насколько хорошо ребенок умеет ориентироваться в действительности. Социальная подготовленность будет проверяться путем рисования картинки по зеркальному отражению, решением ситуационных задач, раскрашиванием фигур по заданным параметрам, не забывая уточнить, что потом его рисунок будет продолжен другими детьми.

Уровень личностной подготовленности выявляется путем диалога. Вопросы могут касаться жизни в школе, возможных ситуаций и проблем, а также путей их решения, желаемых соседях по парте, будущих друзьях. Также педагог может попросить малыша рассказать немного о себе, перечислив качества ему присущие или же дать малышу для выбора некий список.

Готовность к обучению в средней школе проверяется по различным составляющим. Благодаря такой детальной диагностике педагог получает максимально возможную информацию о степени развитости каждого ученика, что в итоге упрощает протекание учебного процесса. Нужно чтобы ребенок обязательно прошел подобные тесты.

Как быть, если ребенок не готов?

Сегодня очень часто педагоги получают жалобы от мам и пап о том, что их ребенок оказывается не готов к школе. Недостатки, имеющиеся у чада, на их взгляд, не позволяют ему пойти в первый класс. Дети отличаются плохой усидчивостью, рассеянностью и невнимательностью. Такая ситуация сейчас бывает почти у всех детей в возрасте 6-7 лет.


Может оказаться, что ребенок не готов к школе и сильно устает от занятий

Паниковать не стоит. В 6-7-летнем возрасте совершенно необязательно отдавать ребенка в школу. Можно немного подождать и отдать его с 8, тогда большинство проблем, волновавших мам и пап раньше, пройдут. Готовность старших дошкольников к обучению в школе можно оценить либо самостоятельно, либо прибегнув к помощи психологов и педагогов.