Кустодиев масленица описание картины. Описание картины кустодиева "масленица"

Борис Михайлович Кустодиев за свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья. А ведь не многие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые ему довелось пережить, его творчество поражает своей жизнерадостностью. Биография великого художника, а также интересные факты предлагаются вашему вниманию.

Талантливый ученик

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из известных художников прошлого столетия. Он был учеником великого Ильи Ефимовича Репина. Борис Михайлович не только унаследовал стиль своего учителя, но и внес в него нечто особенное. Задатки творческой натуры были заложены в нем еще в раннем детстве. Давайте поближе познакомимся с судьбой этого удивительно талантливого и мужественного человека.

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова - талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Плодотворное время

Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Вместе с семьей отправляется в Париж. К этому времени у них уже родился сын. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

Борис Кустодиев: творчество

Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.

Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь - на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

« Лошади во время грозы»

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы - гроза - запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера»

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Семейное счастье

Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой. Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом. Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.

В браке у них родилось трое детей. Самого первого - Кирилла - можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания - опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног. Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки.

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Последние годы жизни

Несмотря на болезнь и дикую боль, которую он постоянно испытывал, художник до конца своей жизни писал картины. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем.

Посмотрим на несколько шедевров

С наступлением зимы в Астрахани особенно вспоминаются прекрасные картины Бориса Кустодиева. Художник-астраханец посвятил описанию зимних пейзажей ряд уникальных полотен. Зима для художника — это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни.

Автопортрет. 1912

Этот портрет находится в Галерее Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия. Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей, гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

«Морозный день». 1913

Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством.

«Портрет Федора Шаляпина». 1922

Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Художник называл эту картину одной из самых любимых. Певец с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма. Художник позволил себе долю лукавства и показал некую самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно. На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Дворищина.

«Зима». 1916

Картина «Зима» 1916 года принадлежит к серии работ «Масленица». В других вариантах полотно русского художника демонстрирует многолюдные гуляния в честь проводов зимы. «Зима. 1916» – сокращенный образец провинциальной жизни русского народа на фоне заснеженного пейзажа.

«Балаганы». 1917

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

«Масленица». 1916

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Веселье охватывает всех.

Б орису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление. На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний - от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.

Детство в Астрахани

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Борис Кустодиев. Автопортрет (На охоте). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1910. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Павла Власова. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать - все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь - не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме сестре Борис писал:

«Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся - я ли нарисовал или другой?»

Подающий надежды студент

Борис Кустодиев. Портрет жены художника. 1909. Одесский художественный музей, Одесса, Украина

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. На террасе. 1906. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств .

В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами. Илья Репин , учитель Бориса, которым тот восхищался с детства, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»

В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна.

Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошинской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию.

Поиск собственного пути

Борис Кустодиев. Ярмарка. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Борис Кустодиев. Морозный день. 1913. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Борис Кустодиев. Деревенский праздник. 1914. Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия

Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом . Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара - и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую - хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют» .

В 1904 году Кустодиев стал учредителем Нового общества художников. В 1905-м - начал увлекаться графикой, работал карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искры». Проиллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя , изданную в 1905 году. В это же время Кустодиев начал работать в Мариинском театре помощником декоратора Головина.

В 1909 году Кустодиев получил звание Академика живописи. Его кандидатуру на Собрании Академии художеств представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ. В этот период Кустодиев активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, - написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник».

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Борис Кустодиев. Купчихи. 1912. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Борис Кустодиев. Купчиха. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Красавица. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В том же, 1911 году у Кустодиева случился острый приступ боли в руке: она долгое время беспокоила художника, но врачи были бессильны. Когда приступы стали невыносимыми, он отправился на лечение в Швейцарию, где провел год в клинике доктора Ролье. А после операции у немецкого профессора Германа Оппенгейма Кустодиевы вернулись в Россию.

Художник много работал - писал портреты, жанровые зарисовки деревенской жизни. «Купчихи», «Красавица», «Купчиха», «Девушка на Волге» - эксперименты Кустодиева, его попытка создать новый стиль в живописи в Петербурге отклика не нашли. Газеты писали:

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие».

Зато в театре Кустодиева ценили - у него было множество заказов. В 1914 году он создал уже не только декорации, но и эскизы костюмов для «Смерти Пазухина» в МХТ . Оформил пьесы Островского - «Свои люди - сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза» . Декорации давались Кустодиеву легко, и работал он быстро. Художник был хорошо знаком с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко , написал много портретов актеров МХТ - Николая Александрова, Ивана Москвина и других.

Операция и революция

Борис Кустодиев. Портрет А.И. Анисимова. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1916 году боли в руке вернулись, но в Германию к профессору Оппенгейму было уже не попасть: шла Первая мировая война . Кустодиеву предстояла тяжелейшая операция в Петербурге: врачи пришли к выводу, что нужно делать выбор - бороться за сохранность подвижности или только рук, или только ног. Тяжелейшее решение пришлось принять жене художника.

«Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым».

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 - знаменитый портрет

Известный и невероятно популярный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920 . Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Б.М. Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици (Флоренция)

Картины автора создавались в тяжелое для России время: Первая мировая война, революции. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

“Масленица” Кустодиев. 1916. Русский музей (Санкт-Петербург)

Картина Кустодиева “Масленица” 1916 года значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма. Восприятие красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне Великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводилось в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей . А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы . Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.


“Масленица” (Масленичное катание). Б.В. Кустодиев. 1919. Музей-квартира И.И. Бродского (Санкт-Петербург)

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году . В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Картина экспонируется в Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского .


“Масленица”. Кустодиев. 1920. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией. В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами . На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Картина экспонируется в Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое . Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.



Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Описание картины «Масленица» (1919 г) Б.Кустодиева

Художник: Борис Михайлович Кустодиев
Название картины: «Масленица»
Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Творчество Б. Кустодиева можно сравнить с народными лубочными картинками – небольшими изображениями, основной целью которых было распространение в народе. Несколько простые и грубоваты линии, но в то же время изобразительный язык и некий примитивизм обеспечили популярность данного жанра. Добавьте к ним яркую раскраску и пояснительный текст – в итоге получится то, что «дойдет» до каждого человека.

Б. Кустодиев много учился у художников лубочного жанра и поэтому его произведения такие красочные, многообразные и веселые. Среди предков художника были купцы, что не могло не отразиться на его восприятии мира – он любил изображать народные гуляния. Каждая картина Кустодиева – это событие, участвует в котором и люди, и архитектурные сооружения, и природа, а еще у них есть настроение.

Живописец не раз обращался к теме Масленицы – национального праздника проводов зимы, когда пекут горы блинов, катаются на санях и сжигают чучело, как во времена язычества. Известны работы, изображающие Масленицу, датированные разными годами – 1916, 1919 и 1920 года. Он постоянно рисовал эскизы праздничных гуляний, создавал разные образы людей и событий, среди которых выделяется «Масленица» 1919 года.

Россия на то время была одним и государств, которые затронула Первая мировая война, а для художника это было нелегкое время. У него нашли опухоль спинного мозга еще в 1909 году, но операцию сделали гораздо позже. Оставшуюся жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле, но, превзнемогая боль, писал удивительные и яркие полотна. «Масленица» полна свежего, морозного и счастливого настроения, она противопоставлена болезни и войне, а также выполнена в лучших традициях лубочного жанра.

Картина динамична, ведь сани, несущиеся по снегу, белые кони, толпа на заднем плане, продавец сладостей, компания в правом углу построены по принципу театра. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени, и кулисы, и даже своеобразный «хор». Колорит и декор полотна позволяет сравнить его со шкатулкой, расписанной диковинными мотивами. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Вы больше никогда не увидите таких позитивных и ярких сюжетов – патриархальный уклад ушел в прошлое.

Масленица, тем не менее, всегда останется тем древним праздником проводов зимы и встречи весны, когда проводились состязания, торговцы на площади расхваливали свой товар, строились снежные городки, жарились блины со всевозможными начинками, сжигалось поднадоевшее изображение зимы, из сундуков вытаскивались лучшие наряды. Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.

«Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Разгар праздничной недели в провинциальном городишке отражается в розовых лучах заходящего солнца и составляет блики на белоснежном снегу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. молодежь веселится и догоняет друг друга, а по переулку чинно проезжает на санях с белоснежными конями и веселыми бубенчиками супружеская пара купцов. Атмосфера особого веселья передается росписью саней, деталей одежды, а отдых отражен в чинно шествующей знати. Складывается впечатление, что люди забросили все свои дела – остается лишь безудержное веселье и бойкая торговля.

Образы картины многогранны. Вы увидите лихого молодого человека, который шепчет красавице заманчивые речи, от которых она заливается краской или бородатого кучера купеческой упряжки, лихо вскинувшего кнут. Разносчик сладостей удивленно смотрит на тройки лошадей, которые мчатся мимо него, а два семейства в роскошных шубах неспешно ведут диалоги. Мужчины убеждают друг друга в чем-то, один из них даже активно жестикулирует, а их жены сплетничают чуть поодаль и тихонько хихикают в ладошку.

В городе радость – к ним приехали актеры передвижного театра. Это вы можете узнать по надписи. Вывеска «Театр» - еще одно подтверждение принадлежности творчества Кустодиева к лубочному жанру, для которого характерны пояснительные тексты. Заведение обещает зрителям силача Борьку, веселые сценки из жизни и хорошее настроение.

По узенькой улочке, ведущей от храма, стекается народ. Художник использует тут весьма интересный композиционный прием: церковь расположена на заднем плане, а кажется, что она возвышается над городом. Эта деталь в «Масленице» неспроста – русский народ издавна известен своей религиозностью.

Картина написана яркими красками – вот еще один аспект лубка. Тут насыщенные тона зеленого, красного, желтого, синего и розового. Даже снег на полотне – не кристально белый, а с отблесками. Желтый дом, желтый театр и золотые купола церкви приносят в атмосферу народных гуляний торжественности. Коричневые оттенки одежды и дома в левом углу несколько успокаивают буйство ярких красок, создавая ощущение размеренности жизни.

Полотно разгульно, широко, разухабисто, весело, хлебосольно и жизненно. На нем нет конкретных образов купцов, торговцев лавчонок или простого люда – Кустодиев создает обобщенный образ народа, которому не чужды человеческие желания.

Закат солнца наполняет мир, оставшийся в памяти художника веселыми тонами. Тут все быстротечно, жизненно и неповторимо – просто настоящие царство беззаботной добродушной атмосферы, в которой нет места военным потерям и постоперационной боли. «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет оптимизм. Она дает возможность современным вечно занятым людям понять, что в праздником может стать каждое мгновение нашей жизни, а создавать его нужно своими руками.