Луи армстронг краткая биография. Луи Армстронг: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать Начало карьеры Луи Армстронга

Луи Армстронг – культовый американский джаз-исполнителей, трубач и певец. Родился 4 августа 1901 года в неблагополучной семье потомственных рабов в одном из самых грязных районов Нового Орлеана. Отец будущего музыканта покинул семью когда тому было ещё несколько месяцев, и матери, чтобы содержать себя и сына, пришлось заняться проституцией.

Маленький Луи Армстронг не оставался в стороне от финансовых проблем семьи и всячески помогал своей маме с деньгами: разносил газеты и возил уголь в Строривилль, район, известный большим количеством публичных домов. Именно из окна одного местного борделя Армстронг впервые услышал джазовую музыку, и это сразу произвело на него впечатление.

В 11 лет Луи Армстронг бросает школу и начинает вместе с другими нищими парнями петь на улице за подачки. Однако этих денег всё ещё не хватало на нормальную жизнь и он начинает работать на семью Карновски, еврейских эмигрантов, владеющих фирмой по перевозке мусора. Будучи хоть ещё совсем мальчиком, Луи уже видит, что и его попечителей притесняют «белые» люди.

Бедная жизнь заставляла Армстронга часто выходить на тропу закона и заниматься воровством продуктов, из-за чего он попадал в изолятор. Там управляющий участком из жалости учил мальчика играть на трубе, что дало первый толчок к будущей карьере джазового трубача. Теперь, немного научившись играть, Луи мог совмещать приятную работу с необходимой: по вечерам он исполнял песни с различными группами в клубах, а днем носил уголь.

К двадцати двум годам у Армстронга уже были более-менее стабильные музыкальные заработки, усыновлённый ребёнок, а также жена, с которой он, правда, вскоре расстался. В 1922 году Луи Армстронг едет в Чикаго, где вступает в состав Creole Jazz Band, вместе с которыми к нему приходит первый большой успех. Группа стала лидером джазового движения в стране, и Армстронг наконец полностью выбирается из бедности.

Затем следовала череда долгих переездов из города в город, студийные записи, концертные туры, и к 1943 году Армстронг оседает в Нью-Йорке. Там он продолжает развивать свой музыкальный стиль и много работать. Доходило вплоть до того, что Армстронг давал по триста концертов в год, а это очень неблагоприятно сказывалось на его здоровье, и в 1959 году он перенёс инфаркт.

Но несмотря на это, записывая хит за хитом, из которых самым известным стал «Hello, Dolly», Луи Армстронг проводит в напряженном концертном графике всю свою жизнь, вплоть до кончины в 1971 году. На тот момент музыканту было 69 лет, и он уже был признан одним из самых влиятельных людей в джазе.

ЛУИ ДЭНИЕЛ АРМСТРОНГ. ЕГО ИСТОРИЯ Американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Потрясающий музыкант XX века, оказавший (вместе с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером и Майлзом Дэвисом) огромное влияние на становление и развитие джаза, и сыгравший ключевую роль в популяризации джаз музыки

Louis Daniel «Satchmo» Armstrong; 4 августа 1901 Новый Орлеан. Луи родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана. Рос в неблагополучной семье (мать - прачка, нелегально подрабатывала проституцией, отец - рабочий-поденщик). Его отец рано ушел из семьи и Луи вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание престарелой бабушке Джозефине, которая ещё помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать Армстронга, Мэйэнн, забрала Луи и затем растила его сама (хотя должного внимания ему никогда не уделяла). Семья жила в Сторивилле, районе, известном своими буйными нравами, как и барами, клубами, танцзалами и борделями. Армстронг с детства трудился, развозил уголь, продавал газеты и занимался прочей черновой работой

Армстронг с детства начал петь в маленьком уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков в 1913 году, куда попал за случайный поступок - стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена - одного из клиентов матери). Там он сразу приобщился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорне, а затем освоил корнет. Оркестр играл традиционный для того времени репертуар - марши, польки и просто известные песенки. Ко времени окончания срока Луи уже решил стать музыкантом. Освободившись, он стал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер, считавшийся в те времена лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль довольно авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи периодически начинает выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвует в джаз парадах по улицам родного городка и играет в группе «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который развлекал туристов на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал молодому музыканту начальные основы исполнительской грамоты и Армстронг становится профессиональным музыкантом. За ним в обществе музыкантов закрепляется прозвище Сачмо - сокращение от английского Satchel Mouth (Рот-Кошелка)

В 1922 году Оливеру понадобился еще один корнетист, и он зовет Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время ярчайшим джазовым составом Чикаго и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущего карьерного роста. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 году он снова женится (первой его женой была проститутка, симпатичная креолка Дэйзи Паркер из Орлеана) на пианистке ансамбля, Лил Хардин, и по просьбе своей жены начинает самостоятельную карьеру. Армстронги переезжают в Нью-Йорк, где Луи поступает на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там он и стал известным, любители джаза приходили слушать бэнд зачастую ради его великолепных соло. К этому времени окончательно формируется стиль Луи Армстронга - импровизационный и самобытный. В это время Армстронг участвует в записях ансамбля «Blu Five» пианиста Кларенса Уильямса и играет в составе ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит, Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, Евой Тэйлор, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес, Перри Брэдфордом).

В 1929 году Луи Армстронг окончательно перемещается в Нью-Йорк. Наступает эра биг-бэндов и он все больше уделяет внимание танцевальной, популярной тогда свит-музыке. Армстронг привносит в этот музыкальный стиль свою яркую манеру, свойственную хот-джазу и быстро становится звездой национального масштаба. Талант Сачмо достигает расцвета.В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона, затем в Калифорнии - с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде. В 1931 году посещает с биг-бэндом Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играет в Гарлеме и на Бродвее. Ряд турне совершенных в Европу (в довоенный период с 1933 года он несколько раз играл в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку приносит Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями выступает с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимается в кинофильмах. В 1933 году вновь руководит джаз-бэндом. C 1935 года всю деловую часть жизни Армстронга берет под свое управление его новый менеджер Джо Глейзер - закоренелый профессионал и знаток своего дела. В 1936 году в Нью-Йорке выходит книга-автобиография «Swing That Music». После этого наступают проблемы со здоровьем: Армстронг переносит пару операций, связанных с травмой верхней губы (последствия курения мундштука), а также операцию на голосовых связках (с ее помощью Армстронг пытается избавиться от хриплого тембра голоса, важность которого для его исполнительской манеры он осознает гораздо позже)

В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше, Бингом Кросби, Саем Оливером, Дюком Эллингтоном, Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях (1948 - Ницца, 1956-58 - Ньюпорт, 1959 - Италия, Монтерей), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера. Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс». В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления. В 1960-е гг. Армстронг работает чаще как вокалист, записывая как каверы традиционных шедевров в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни. Вместе с Барброй Стрейзанд он участвует в мюзикле «Привет, Долли!»; Изданная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении занимает первое место в американском рейтинге продаж. Последним хитом Луи Армстронга стала позитивная песня «What a Wonderful World»

В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжает работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его «All Stars» ещё две недели выступали в «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг просит собрать его оркестр для репетиции. 6 июля 1971 года величайший джазмен уходит из жизни. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.

Являясь трубачом-революционером своего времени, Армстронг заложил фундамент для всех будущих джазовых революций. Не будь Армстронга, судьба джазовой музыки могла сложиться совсем по другому. С приходом Сачмо уходит в тень мягкая окраска звука и коллективные импровизации. А Луи Армстронг ярким звуком трубы, с удивительной вибрацией, с головокружительными переходами, с ритмической раскрепощенностью и неистощимой фантазией своих импровизаций расширяет представление о возможностях трубы и музыканта, играющего на ней. Благодаря Армстронгу джаз пошёл по собственному пути развития. Ко всему прочему, Луи Армстронг был уникальным и неповторимым джазовым певцом. Его довольно низкий, хрипловатый, наполненный теплом голос узнавался мгновенно. Его пение напоминало его игру на трубе. Здесь он столь же блестяще импровизировал, менял фразировку, добавлял в голос вибрации. Луи Армстронг создал школу джазового вокала, основанную на интерпретациях народных певцов, использовавших свой голос как инструмент. Луи показал, что эмоциональное значение текста может выражаться при помощи вокальных отклонений и импровизаций чисто инструментального свойства так же эффектно как и с помощью самих слов. Армстронг пел самые разнообразные вещи - и шлягеры, и блюзы, и они всегда звучали у него по-джазовому, имели громадный успех у слушателей. До сих пор в выступлениях почти каждого джазового вокалиста чувствуется влияние великого Сачмо.

Армстронг - самая уникальная персона в истории джаз музыки. В своем творчестве маэстро смог соединить несоединимое: неповторимо индивидуальное самовыражение с беспредельной общедоступностью музыки, грубую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский идеал звукоизвлечения с европеизированными идиомами свинга и мэйнстрима. Армстронг был неоспоримым королем джаза до самой своей смерти, и ни на одну минуту не ослабевал его талант, не иссякала сила его влияния на слушателей. Его теплота и юмор всегда делали его дорогим и близким для всех, с кем он встречался. Его смерть опечалила всех ведущих мастеров джаза, среди которых были такие мэтры, как Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи, Джин Крупа, Бенни Гудмен, Ал Хирт, Эрл Хайнс, Тэрри Гленн, Эдди Кондон и многие другие. «Луи не умер, потому что его музыка остается и останется в сердцах многих и многих миллионов людей во всем мире и в игре сотен тысяч музыкантов, ставших его последователями».

Луи Армстронг биография кратко расскажет Вам о жизни американского трубача, вокалиста и создателя собственного ансамбля, основателя джаза. Сообщение о Луи Армстронге помогут составить .

Луи Армстронг биография и творчество

Жизнь Луи Армстронга началась 4 августа 1901 года в самом бедном районе Нового Орлеана в семье работника шахты.

Детство мальчика нельзя назвать счастливым, он вырос в районе, где проживали только негритянские семьи. Его отец ушел из семьи и уехал из города, мать вынуждена была стать женщиной легкого поведения, чтобы прокормить Луи и его старшую сестру Беатрис. Бабушка детей, узнав, чем занимается их мать, забирает детей к себе.

В 7 лет детство Луи закончилось. Чтобы помочь бабушке он решает найти работу. Первый заработок он получил, разнося прессу. Потом устроился развозчиком угля.

Однажды, устроившись на работу в семью богатых евреев, он настолько приглянулся Карновским, что они стали считать трудолюбивого парня своим приемным сыном. На день рождения Луи они подарили корнет – первый в его жизни музыкальный инструмент.

Будучи на седьмом небе от счастья, парень устраивается на работу в питейные заведения Сторивилла, играя на инструментах. Параллельно с этим он начинает брать участие в ансамблях.

За проступок в 1913 году Луи Армстронга отправляют в исправительный лагерь-интернат. Здесь юноша получил музыкальное образование и набрался опыта. За пару лет он виртуозно обучился игре на тамбурине, альтгорне, улучшив игру на корнете. Луи устроился работать в ансамбль. Исполняя марши и польки, он зарабатывал себе на жизнь.

Однажды, выступая в клубе, его заприметил Кинг Оливер и предложил Армстронгу сотрудничество. Оно было коротким, но плодотворным.

В 1918 году Кинг посоветовал Луи еще одной уважительной персоне в мире музыки – Киду Ори. Он сделал парня участником ансамбля «Tuxedo Brass Band».

Позже Луи познакомился со знатоком в сфере искусства и музыки – Мэрейблом. Благодаря этому человеку Армстронг получил достойное музыкальное образование и делает попытки самостоятельно сочинять музыку на корнете.

В 1922 году бывший партнер по музыке Кинг Оливер приглашает Армстронга в состав креольского ансамбля, музыкального бэнда «Creole Jazz Band». Корнетист с ансамблем путешествует по стране и приобретает первых поклонников.

Спустя некоторое время он переехал в Нью-Йорк и устроился на работу в оркестре Флетчера Хендерсона, мастера джаза. У Флетчера Луи перенимает знания и сформировался как музыкант с собственной, неповторимой и яркой манерой игры на корнете. Именно за нее Луи Армстронга полюбили фанаты со всего мира.

С 1925 года музыкант записывает свои знаменитые композиции: «Go Down Moses», «Heebie Jeebies», «What a Wonderful World», «A Rhapsody in Black and Blue», «Hello Dolly». Он начинает записываться со знаменитыми композиторами и исполнителями.

На сцене последний раз Армстронг появился 10 февраля 1971 года. Сердечный приступ приковал его к постели. В марте, Луи встал на ноги и вместе со своим ансамблем «All Stars» дал концерты в Нью-Йорке. Повторившийся сердечный приступ опять приковал его к больничной койке. Спустя 2 месяца 6 июля 1971, после последней репетиции, от сердечной недостаточности и отказу почек основатель джазовой музыки умирает.

Луи Армстронг личная жизнь

Армстронг был женат четыре раза, но детей у него не было.

Впервые он женился очень рано на проститутке Дэйзи Паркер. Но окружение одаренного и талантливого музыканта все время твердило ему, что завтра он проснется знаменитым. А такому человеку не стоит быть вместе с женщиной, которая занималась развратными вещами. Это вынудило Армстронга в 1923 году развестись с ней.

В 1924 он знакомится с пианисткой Лил Хардин. Спустя некоторое время он женится на ней. Именно по настоянию жены он занялся сольной карьерой. Но в конце 1920-х годов они развелись.

Его третий брак был с Альфой Смит, длился только четыре года.

В 1938 г. Луи Армстронг женился четвёртый (и последний) раз на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой он прожил до конца своих дней.

, Новый Орлеан , Луизиана - 6 июля , Нью-Йорк) - американский джазовый трубач , вокалист и руководитель ансамбля . Великий музыкант XX века, оказавший (наряду с Дюком Эллингтоном , Чарли Паркером , Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза, и много сделавший для популяризации его во всем мире.

Биография

Луи, как называли его на креольский манер, родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана. Рос в неблагополучной семье (мать - прачка, нелегально подрабатывала проституцией, отец - рабочий-поденщик). Его отец рано бросил семью и мальчика вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая еще помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать Армстронга, Мэйэнн, забрала Луи и в дальнейшем воспитывала его сама (хотя должного внимания ему никогда не уделяла). Они жили в Сторивилле, районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами и публичными домами. Армстронг с детства работал, развозил уголь, продавал газеты и тому подобное.

Армстронг рано начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков в 1913 году , куда попал за случайный озорной поступок - стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена - одного из клиентов матери). Там он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорне , а затем освоил корнет . Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар - марши, польки и популярные песенки. Ко времени окончания срока, Луи уже решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер , считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи эпизодически начинает выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Николз, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвует в джазовых парадах по улицам родного города и играет в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше первые основы нотной грамоты и Армстронг становится квалифицированным музыкантом. За ним, постепенно, в среде музыкантов закрепляется прозвище Сачмо - сокращение от английского Satchel Mouth (рот-кошелка).

В 1922 году Оливеру понадобился второй корнетист, и он приглашает Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 году он во второй раз женится (первой его женой была проститутка, симпатичная креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана) на пианистке ансамбля, Лил Хардин, и по настоянию своей жены начинает самостоятельную карьеру. Армстронги уезжают в Нью-Йорк , где поступает на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там к Армстронгу приходит известность, любители джаза приходят слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно формируется собственный стиль Луи Армстронга - яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвует в записях ансамбля «Blue Five» пианиста Кларенса Уильямса и работает в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит, Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, евой Тэйлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес, Перри Брэдфордрм).

В 1925 году , по истечении срока ангажемента у Флетчера Хендерсона, Луи Армстронг возвращается в Чикаго и там много и успешно работает. Играет у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявляется его актерское дарование. Делает исторические записи со своим лучшим студийным составом «Hot Five». Записи сделанные в эти годы при участии тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин (позднее в записях участвуют Фред Робинсон, Джимм Стронг, Эрл Хайнс и Затти Синглтон) становятся шедеврами джазовой классики. В 1926 году Луи солист оркестра Кэрролла Диккерсона, после ухода которого Армстронг сам становится бэндлидером и в течение короткого времени руководит собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers», членами которого были Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс, Табби Холл. В 1927 году к студийному квинтету «Hot Five» примыкают Пит Бриггс и Бэби Доддс (брат Джонни) и образуется новый студийный состав «Hot Seven», с которым осуществляется ряд блестящих сессионных записей. В то же время Армстронг отказывается от корнета и полностью переходит на трубу , полюбившуюся ему более ярким звучанием. Выступает в дуэтах с выдающимся пианистом Эрлом Хайнсом и начинает петь в манере «скэт» (впервые это происходит при записи пьесы «Heebie Jeebies»), получая огромный успех у слушателей.

Луи Армстронг

В 1929 году Луи Армстронг окончательно перебирается в Нью-Йорк. Наступает эра биг-бэндов и он все больше концентрируется на танцевальной, популярной тогда свит - музыке (sweet music). Армстронг привносит в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу и быстро становится звездой национального масштаба. Талант Сачмо достигает расцвета.

В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона , затем в Калифорнии - с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде . В 1931 году посещает с биг-бэндом Новый Орлеан ; вернувшись в Нью-Йорк , играет в Гарлеме и на Бродвее . Ряд турне совершенных в Европу (в довоенный период с 1933 года он несколько раз выступал в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку приносит Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями выступает с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимается в кинофильмах.

В 1933 году вновь руководит джаз-бэндом. C 1935 года всю деловую часть жизни Армстронга берет под свой контроль его новый менеджер Джо Глейзер - тертый профессионал в своем деле. В 1936 году в Нью-Йорке выходит его автобиографическая книга «Swing That Music». Затем наступают проблемы со здоровьем: переносит несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра), а также операция на голосовых связках (с ее помощью Армстронг пытается избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознает лишь впоследствии).

В 1938 году Луи Армстронг женится четвертый (и последний) раз на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой он проживет мирно и счастливо до конца своих дней.

В 1947 году Джо Глейзер, его менеджер, собирает для Армстронга ансамбль «All Stars» («Все звезды») - блестящую джазовую команду, которая была ориентирована на исполнение в стиле «диксиленд». Первоначально это действительно был оркестр всех звезд - в него тогда входили кроме Луи Армстронга (труба, вокал) Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден(тромбон), Барни Бигард(кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт(ударные) и другие знаменитые мастера джаза . Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую известность.

«All-Stars» играли в основном джаз в стиле диксиленд, а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 50-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более, чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В 1954 году он дал первый и единственный феноменальный концерт в Кремлевском Зале Москвы. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался:

  • «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…»

Впоследствии, в 60-е неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах.

В 1954 году он пишет вторую автобиографическую книгу «Satchmo. My Life in New Orleans».

В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше , Бингом Кросби , Саем Оливером, Дюком Эллингтоном , Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях (1948 - Ницца , 1956-58 - Ньюпорт , 1959 - Италия , Монтерей), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера . Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».

В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления.

В 1960-е гг. Армстронг работает чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её Величества », «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж . Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжает работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его «All Stars» еще две недели выступали в «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг просит собрать его оркестр для репетиции. 6 июля 1971 года величайший джазмен уходит из жизни. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.

Смерть Армстронга вызвала настоящий поток самых искренних и глубоких соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия ») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. 8 июля тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США . В заявлении, сделанном президентом Никсоном , говорилось:

  • «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной»

Творчество

Маэстро джаза

Играет Луи Армстронг

Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио или телевизор, услышать музыку, в которой бы не сказалось его влияние. Луи Армстронг был одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших джаз и одновременно одной из самых противоречивых фигур в нем. Труба Армстронга звучала божественно, особенно, когда он был в ударе. Оттого, наверное, многих музыкантов и слушателей буквально ослеплял его талант. Поэтому и сегодня для большинства джаз - это прежде всего Луи Армстронг. Все, за что люди любят джаз, воплощено в этом имени. И хотя Луи Армстронг - это еще не весь джаз, но он - это душа джазовой музыки.

Являясь трубачом-революционером своего времени, Армстронг заложил фундамент всех грядущих джазовых революций. Не будь его, судьба джазовой музыки могла сложиться иначе. С приходом Сачмо уходит в тень мягкая окраска звука и коллективные импровизации. А Луи Армстронг ярким звуком трубы, с удивительной вибрацией, с головокружительными переходами, с ритмической раскрепощенностью и неистощимой фантазией своих импровизаций расширяет представление о возможностях трубы и музыканта, играющего на ней. Благодаря Армстронгу джаз пошёл по сольному пути развития.

Армстронг-трубач прежде всего поражал своей удивительной техникой. Характеризуя его сольный «чикагский» стиль (созданный на основе новоорлеанского) американский критик и исследователь джаза Джеймс Линкольн Коллиер писал:

  • «Его тон был насыщенным и ясным, атака - чистой. Он великолепно владел верхним регистром, мог исполнять в быстром темпе самые сложные пассажи. Современная техника игры на медных духовых инструментах была разработана в 1930-х - 1940-х годах американскими музыкантами, выступавшими в составе танцевальных оркестров. Следует, однако, признать, что все они при этом в значительной мере отталкивались от того, что еще до них сделал Армстронг».

Известный свинговый ударник Джин Крупа не преувеличивал, когда говорил:

  • «Каков бы ни был стиль джазового музыканта, он не сыграет и 32 тактов, не отдав музыкальной дани Луи Армстронгу. Всё сделал Луи, и сделал первым».

А известный продюсер Джордж Авакян писал:

  • «Он был наиболее одаренным и искусным из всех импровизаторов джаза. Хотя тогда еще и не было такого термина, но именно он „свинговал“ больше, чем кто-либо другой, - сплошь и рядом тусклое исполнение любого номера озарялось искрой жизни, когда Луи начинал свое соло, даже если это соло длилось всего восемь тактов. Как новатор, он ввел в джаз множество новых приемов и внес ряд свежих идей, которые потом становились клише для других музыкантов, но из них опять же появлялись новые ростки хорошей музыки, которые благодаря Луи становились знакомыми каждому человеку в джазе».

Кроме того, Луи Армстронг был уникальным и неповторимым джазовым певцом. Его довольно низкий, хрипловатый, наполненный теплом голос узнавался мгновенно. Его пение напоминало его игру на трубе. Здесь он столь же блестяще импровизировал, по-своему расставлял акценты, менял фразировку, заставлял голос вибрировать. Луи Армстронг разработал школу джазового вокала, основанную на интерпретациях народных блюзовых певцов, использовавших свой голос как инструмент. Луи показал, что эмоциональное значение лирического текста может быть выражено с помощью вокальных отклонений и импровизаций чисто инструментального свойства так же эффективно как и с помощью самих слов. Армстронг пел самые разнообразные вещи - и шлягеры, и блюзы, и спиричуэлс, и они всегда звучали у него по-джазовому, имели большой успех у публики. До сих пор в выступлениях почти каждого джазового вокалиста чувствуется влияние великого Сачмо.

Творчество Армстронга - эталон джазового эволюционирования, широты и доступности. Размах его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами различных стилей - диксиленда, свинга и модерн-джаза, с симфонизированными составами, исполнителями спиричуэлов и госпелов, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах. Армстронг выработал стиль, легко адаптирующийся к любому музыкальному контексту и к любой аудитории. Он мог одновременно удовлетворять вкусы диаметрально противоположных категорий слушателей (включая поклонников поп-музыки и шлягеров).

Армстронг - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве маэстро сумел соединить несоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский идеал звукоизвлечения с европеизированными идиомами свинга и мэйнстрима.

Армстронг оставался неоспоримым королем джаза до самой своей смерти, и ни на одну минуту не ослабевал его талант, не иссякала сила его воздействия на слушателей. Его теплота и юмор неизменно делали его дорогим и близким для всех, с кем он встречался. Его смерти соболезновали все ведущие мастера джаза - Дюк Эллингтон , Диззи Гиллеспи , Джин Крупа, Бенни Гудмен , Ал Хирт, Эрл Хайнс, Тэрри Гленн, Эдди Кондон и многие другие.

  • «Если кого-нибудь и следует назвать Господин Джаз, так это Луи Армстронга, - говорил Дюк Эллингтон . - Он был и навсегда останется эпитомией джаза».

Говоря от имени музыкантов и от имени миллионов почитателей его таланта, Диззи Гиллеспи подчеркивал:

  • «Луи не умер, потому что его музыка остается и останется в сердцах многих и многих миллионов людей во всем мире и в игре сотен тысяч музыкантов, ставших его последователями».

Избранная дискография

Избранные издания Луи Армстронга на CD

  • 1923 - The Young Louis Armstrong
  • 1924 - Louis Armstrong And The Blues Singers
  • - Hot Fives & Sevens, vol.1
  • - Hot Fives & Sevens, vol.2
  • 1927 - Hot Fives & Sevens, vol.3
  • 1928 - Louis Armstrong And His Orchestra
  • - Hot Fives & Sevens, vol.4
  • 1930 - Louis Armstrong & His Orchestra
  • 1931 - Stardust
  • 1932 - The Fabulous Louis Armstrong
  • 1933 - More Greatest Hits
  • 1934 - Paris Session
  • - Rhythm saved The World
  • 1936 - Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries
  • 1937 - New Discoveries
  • 1938 - On The Sunny Side Of The Street
  • 1939 - Louis Armstrong In The Thirties, vol.1
  • 1940 - New Orleans Jazz
  • - Satchmo Sings
  • - Satchmo At Symphony Hall (live)
  • - Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live)
  • - New Orleans Days
  • - Jazz Concert (live)
  • - New Orleans Nights
  • - Satchmo On Stage (live)
  • - New Orleans To New York
  • - Satchmo At Pasadena (live)
  • - Louis Armstrong Plays W.C.Handy
  • - Latter Day Louis
  • - Louis Armstrong Sings The Blues
  • - Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller
  • - Satchmo The Great (live)
  • - Ambassador Satch
  • - Great Chicago Concert 1956 (live)
  • - American Jazz Festival At Newport (live)
  • - Ella and louis
  • - At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live)
  • - Louis Under The Stars
  • - Porgy and Bess
  • - Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
  • - Louis and the Angels
  • - Satchmo In Style
  • - Louis & the Dukes Of Dixieland
  • - Happy Birthday, Louis! (live)
  • - Paris Blues
  • - Louis Armstrong and Duke Ellington
  • - Armstrong/Ellington: Together For The First
  • - Together For The First Time
  • - I Will Wait For You
  • - Disney Songs The Satchmo Way
  • - The Very Best Of Louis Armstrong (2CD)
  • - Louis And The Good Book
  • - Grand Collection
  • - Louis Live
  • - The Katanga Concert (live)
  • - In Concert (live)
  • - Best Live Concert, vol.1
  • - La Vie En Rose
  • - What A Wonderful World

Избранные DVD

  • Louis Armstrong «Hello Dolly»
  • Louis Armstrong «Jazz Festival»
  • Louis Armstrong «A Rhapsody in Black and Blue»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 1»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 2»
  • Louis Armstrong «In Stuttgart»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 1»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 2»

Библиография

  • Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. - М.: Издательство Прессверк, 2001. ISBN 5-94584-027-0
  • Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. - Спб.: «СКИФИЯ», 2001, с.22-24. ISBN 5-94063-018-9
  • Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу…История джаза, рассказанная людьми, которые ее создавали.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. ISBN 5-94087-307-3
  • Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer.- Leipzig, 1980.