Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица. Картина Кустодиева "Масленица": описание

Описание картины Кустодиева «Масленица»

Одним из моих любимых празднований в зимнее время года является масленица.
Ведь именно она сообщает нам о надвигающейся весне.
С какой радостью люди приходят на празднование, чтобы проводить зиму, и я не исключение.
Кустодиев в своей картине показывает, как люди провожают зиму.
Мы видим театр и дома, очень много людей, которые выселяться.
Закрыв глаза, я на минутку представила, что оказалась среди них.
Вот я слышу голоса торговцев, которые зазывают меня приобрести у них сувениры, затем я бегу участвовать в конкурсе и побеждаю, в награду мне дают леденец в форме петушка.
Я слышу музыку и звонкий хохот детей.
Проезжающие мимо меня тройки зазывают прокатиться вместе с ними.
Сев в сани мы еле пробираемся по сугробам.
Проезжая мимо стариков я понимаю, что живут они в достатке, они разговаривают между собой, неспешно обсуждают празднование.

Всех, кто изображен на полотне, художник одел в яркие костюмы.
Женщины в шалях и полушубках, у мужчин меховые тулупы и шапки с рукавицами.
Я даже на минутку смогла почувствовать тот мороз, что изобразил художник.
Но солнечное настроение, говорит о том, что весна совсем уже близко.

Кустодиев рисует свою картину в ярких тонах.
Контраст снега и ярких узоров на санях, ярких домов передает нам атмосферу праздника и хорошего настроения.
Мне хочется веселиться вместе с ними.
Одним из важных элементов, которые нарисовал художник, является церковь.
Она, на мой взгляд, символизирует приближающийся вслед за масленицей пост.
Изобразив церковь, художник будто оградил весь человеческий люд, изображённый на картине от всех невзгод.
Золотые купола выделяются на фоне покрытых инеем деревьев, что изображены рядом.
В совокупности, они символизируют веру, справедливость и чистоту, которые свойственны душе русского человека.

Масленица - русский праздник, имеющий древние корни. Это проводы зимы и встреча весны. В дохристианский период с Масленицы начинали год. Считалось, что от того, как встретить этот день, зависело то, каким окажется будущий год. Вот и отмечали люди Масленицу пышно и сытно. Сегодня с этим обрядом уже не связывают наступление года, но обычай весело встречать приход весны сохранился.

Известный русский художник начала 20 века Борис Кустодиев в 1916 году запечатлел на своем полотне масленичные городские гуляния. Основную часть картины занимают принимающие причудливые формы облака. Они окрашены в светло-бежевый, сквозь них пробиваются лучи, которые придают некоторым из них розоватый оттенок. Такое явление можно увидеть только в самом начале марта. На высоте пролетает стая грачей. Эти птицы возвращаются с юга, значит вот-вот придет долгожданные весенние дни.

В центре показаны красивые расписные сани, которые запряжены двумя темными лошадками. Извозчик одет в нарядный синий кафтан и папаху с красноватым верхом. Он натягивает на себя вожжи, управляя движением. Он везет молодых. Слева на сидение пытается запрыгнуть на ходу парень с милой барышней. А впереди мчится еще одна упряжка. А вдали можно разглядеть еще две телеги, которые будто соревнуются в скорости. В левой части видны телеги, пытающиеся заехать на возвышение. Рядом дети, крича, скатываются со снежной горки. Они шумят и веселятся, наслаждаясь приятным сочетанием снега и яркого солнышка.

Но главное действо художник изобразил на втором плане. На площади в ожидании празднования собрался народ. Здесь же полным ходом идет ярмарка. Гуляние в самом разгаре.

Картина дышит весельем, она заряжает положительной энергией. Недаром это полотно буквально поставило на ноги своего создателя. Когда он стал писать, то чувствовал себя очень плохо - сказывались последствия ранений, полученных на полях сражений Первой мировой войны. Но вскоре после того, как были сделаны наброски, автору неожиданно становится лучше. И с каждым мазком по холсту болеющий словно заряжался хорошим настроением.

В связи с этим спустя три года она решается написать еще одну вариацию с одноименным названием в надежде на то, что она согреет теплом его самого и близких.

На этой картине действие разворачивается на главной площади провинциального городка. Масленица гудит. В центре изображены большие сани, которые тащит тройка. Центральный жеребец - степенный, желает везти сидящих медленно, с неким почтением. Но ему никак не сдержать напора двух пристяжных, которые все хотят погнать вперед. В санях уселись трое: женщина в светлом полушубке, под руку с ней — еще одна в рыжей шубке, а напротив - ухажер одной из них, который, наверняка, и спланировал это развлечение.

Слева от дороги, встретились и беседуют двое мужчин. Чуть в отдалении обсуждают что-то и их супруги. Справа организована карусель. Там же цирк Шапито гостеприимно открыл свои двери. Арлекин с Пьеро уже зазывают прохожих, встав на балконе. И им это удается: много желающих столпилось у входа, кто-то торопится попасть на начало, кто-то выходит под впечатлением от увиденного.

Это полотно было встречено зрителями неоднозначно. Например, на художника посыпались нападки с обвинениями в изображении на одном холсте шума языческого празднества, светских развлечений на первом плане и христианской церкви на заднем. Но постепенно все обвинения автора прекратились, и картина стала считаться одной из лучших среди полотен Кустодиева. Такое отношение действительно благосклонно сказалось на больном художнике, который в это время уже передвигался лишь на инвалидной коляске. Он снова почувствовал некий прилив бодрости.

В итоге в 1920 году Борис Кустодиев стал работать над третьим полотном с тем же названием. Первый план его он подарил ребятне, катящейся с горы. Эта картина походит на народный лубок по своей яркости, детальности и простоте. И снова в центре несутся сани с тройкой лошадей. Они готовы мчаться во всю силу, но ямщик сдерживает их. Ведь вокруг гуляет много людей - кажется, весь городок вышел на улицу. В санях сидит крупная купчиха, а рядом с ней расположился совсем худой купец. Видимо такая противоположная пара - муж и жена. Для них Масленица только началась: все еще впереди. Представляется, что они направляются в Шапито, разбитое тут же.

Все три картины, объединенные одной темой и совпадающие по названию, заряжают атмосферой радости. Смотря на них, хочется улыбаться, а потом бежать на улицу и с головой отдаваться зимним развлечениям: катанию с горки и игрой в снежки, а потом вернуться домой и пить горячий чай с блинами.

Известный и невероятно популярный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920 . Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Б.М. Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици (Флоренция)

Картины автора создавались в тяжелое для России время: Первая мировая война, революции. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

“Масленица” Кустодиев. 1916. Русский музей (Санкт-Петербург)

Картина Кустодиева “Масленица” 1916 года значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма. Восприятие красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне Великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводилось в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей . А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы . Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.


“Масленица” (Масленичное катание). Б.В. Кустодиев. 1919. Музей-квартира И.И. Бродского (Санкт-Петербург)

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году . В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Картина экспонируется в Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского .


“Масленица”. Кустодиев. 1920. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией. В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами . На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Картина экспонируется в Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое . Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.

Сочинение по картине Кустодиева "Масленица" следует начинать с краткой справки о самом художнике. Например, то, что Борис Михайлович Кустодиев - один из величайших русских советских художников, который творил в различные периоды жизни России: он был рожден в Российской Империи, а умер уже в Советском Союзе. Он отличался талантом уже в свои юные годы и получил множество медалей и наград во время обучения и по окончании Петербургской Академии художеств. Несмотря на то, что он был широко известен как портретист, его душа лежала к бытовому жанру - объединению портрета с пейзажем или интерьером. Такой и является его картина "Масленица", написанная в 1919 году.

План написания сочинения на тему "Масленица" по картине Кустодиева

Как и любое другое сочинение, эта работа должна начинаться с продуманного плана.

  1. Первым пунктом, как обычно, является введение. Пример введения есть в начале данной статьи, его можно расширить при необходимости и ввести другие факты о художнике или картине.
  2. Далее в сочинении по картине "Масленица" Кустодиева следует описать детали картины: что находится на переднем и заднем планах, какие объекты или части акцентируют на себе внимание, рассмотреть цветовую гамму и общее настроение произведения.
  3. После этого необходимо описать свои чувства и эмоции, вызванные просмотром картины. Не стоит также скупиться на предположения о том, чем могут быть вызваны эмоции героев картины и ее общее настроение.
  4. В самом конце остается сделать емкий вывод, который будет обобщать все сочинение в целом.

Сочинение по картине Кустодиева "Масленица"

На этой картине художник стремился передать общее веселое и жизнерадостное настроение, которое вызвано исконно русским и долгожданным праздником - масленицей. Он такой долгожданный, потому что ассоциируется у людей с ароматом вкусной еды, с ярмарками, с наступлением весны и городскими гуляньями. На переднем плане картины художник изобразил запряженных лошадей с резво катающимися в санях людьми, веселых ребятишек рядом с лавкой с сырами и икрой, неспешно ведущих беседу купцов, торговца за маленькой лавкой и оживленную толпу у театра. Центральным объектом композиции является нарядная тройка лошадей, которая с трудом преодолевает пушистые сугробы и везет в санях состоятельных дам. Несмотря на то, что на улице явный мороз (все герои одеты в теплые шубы), цветовая гамма картины согревает своего зрителя: разнообразие теплых коричневых, красных и желтых оттенков на переднем плане картины дополняет общее настроение произведения. На заднем плане веселье как бы немного утихает: спокойная церковь блестит на солнце, тихо стоят укрытые снегом березы, людей кажется не так много.

Завершение сочинения

В заключение сочинения по картине "Масленица" Кустодиева Бориса Михайловича, хочется отметить, что он был истинным мастером в создании таких ярких, праздничных бытовых картин, которые не дадут русскому человеку остаться к ним равнодушным. Каждый найдет в его картинах себя, узнает те эмоции, которые стремился передать этот талантливый художник. Его картины получались такими живыми и правдивыми, потому что он был близок к народу и искренне его любил.

(1878 - 1927)

Э то, пожалуй, единственный случай в мире, когда обреченный на неподвижность и медленную смерть человек создавал самые что ни на есть праздничные, самые красочные и радостные творения. С тридца­ти трёх лет художник Борис Михайлович Кустодиев начал ощущать признаки тяжелой болезни, оказавшейся потом опухолью спинного мозга. Через пять лет, в 1916 году, несмотря на мучительные опера­ции, у него парализовало ноги. А он, иногда в кресле-каталке, иногда лёжа, превозмогая страшные боли, рисовал на холстах пышущих здо­ровьем, ярко одетых купчих, развесёлые масленицы, шумные тракти­ры... Даже зная, что смерть совсем близко, не изменил Борис Михай­лович своим излюбленным праздничным темам, не сделал палитру темнее и глуше; именно тогда он задумал большую серию произведе­ний, близких к народному лубку и новых для него по технике. Сюже­ты взял из современных народных частушек, которые тщательно за­писывал. Он успел сделать Только две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я обирала». Как не вяжутся названия этих линогравюр со словом «смерть», которая прервала работу художника!

С самого начала своего творческого пути Кустодиев заявил о себе не только как бытописатель, но не менее интересно как портретист. Ещё будучи студентом, в 1901 году он пишет портрет И. Я. Билибина. Красота живописи, смелый мазок, благородство образа привлекли общее внимание. На выставке в Мюнхене молодой художник получил за этот портрет золотую медаль.

Всем своим творчеством Кустодиев утверждает, что русский на­род - это не унылая, страдающая масса, что века бедности, лишений и тяжкого социального гнёта не смогли убить в русском народе мечты о счастливой жизни.

В картине «Масленица» присутствует настроение праздника. Ху­дожник как бы говорит, что велик тот народ, который после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни. Взры­вая сугробы, сытые лошади мчат сани. Ныряя среди белых холмов и заиндевевших кустов на высоком склоне оврага, владельцы саней стремятся перещеголять друг друга удалью, быстротой, красотой ло­шадей и убранства. Раскрашены дуги, нарядна конская сбруя, подби­ты цветной тканью спинки саней. Лихо правят кучера в ярко-синих кафтанах, в шапках с алым верхом, улыбаются сидящие в санях лю­ди, закутаннные в тёплые шубы, в меха, укрытые яркими пологами. На соседнем пригорке собрались парни и девушки, сидят на брёв­нышке, разговаривают, слушают гармонь, а на другом - мальчиш­ки сражаются в снежки, катаются на санках. Отчётливо на фоне сне­га сверху видны балаганы, толпящийся кругом народ, группы людей на перекрёстках. Над городскими крышами в морозной мгле клубит­ся дымок, красуются цветные купола и колокольни, яркие и пёстрые вблизи и прозрачно-воздушные издали; и город весь похож на зим­ний сказочный мираж, раскинувшийся в голубых снегах под небом в розовых, лимонно-жёлтых и зелёных переливах.

Движение в картине совершается как бы по огромной спирали, а центром является гигантская колокольня: словно вся Россия, весёлая, разрумяненная морозом, разукрашенная инеем, розово-голубыми сне­гами, смеясь и ликуя, мчится по огромной карусели вокруг розовой ко­локольни.

Русский художник - Борис Михайлович Кустодиев

По Т. Савицкой, В. Лебедевой

Диалоги о живописи