Преувеличение в литературе называется. Что такое литота? В чем разница гиперболы и других литературных приемов

В русском языке присутствует ряд слов, которые при одинаковом написании и произношении несут совершенно разную смысловую нагрузку. Данное отверждение смело относится и к математико-лингвистическому понятию “гипербола”, которое присутствует в таких несвязанных между собой направлениях как математика и литература. Рассмотрим его подробнее.

Что такое гипербола в литературе?

Термин “гипербола” в переводе с греческого трактуется как “преувеличение”. Современное определение понятие гласит, что гипербола – это стилистический прием образного выражения, в основе которого является преувеличение какого-либо явления, действия либо предмета.

  • Данная стилистическая фигура получила широкое распространение в художественных произведениях с целью усилить впечатления от описания, в т. ч. народной поэзии, частушках.
  • Объектом преувеличения могут стать явления, события, предметы, сила, чувства.
  • Эффектная форма может как идеализировать объект, так и нести уничижительный посыл.
  • Гипербола является образным выражением, поэтому не стоит дословно принимать смысл фразы, в которой она находится.

Не стоит путать гиперболу с другим аллегорическим термином – метафорой. Характерной чертой первой всегда является преувеличение.

Пример

“Ступни его были огромны, как лыжи”.

При беглой оценке фразы может показаться, что речь идет о метафоре, но это не так. После оценки реальных габаритов лыж становится понятно, что имеет место гипербола.

Что такое гипербола в математике?

Математический термин “гипербола” характеризует множество точек плоскости, абсолютная величина разности расстояний от которых до фокусов есть постоянная величина. Данные точки образуют кривую, относящуюся к числу канонических сечений. Впервые понятие “гипербола” ввел математик Древней Греции Апполоний Пергский в 200-ых годах до н.э.

Перемещаясь в декартову систему координат, возьмем произвольную точку кривой – т. L(х,y) и определим фокусы гиперболы через т. A 1 (-c,0) и т. A 2 (c,0). Тогда определение гиперболы можно представить в виде выражения |A 1 L | – |A 2 L| = 2a , где a – действительная полуось гиперболы. При этом обязательным является условие 2a < 2c.

  • Переводя запись данного выражения координатную форму и избавляясь от иррациональности получается √(x + c )² + y² −√ (x − c )² + y² = ± 2 a ⇒ к аноническое выражение такой фигуры как гипербола представляет уравнение x 2 / a 2 – y 2 / b 2 = 1, где линии a и b – длины действительной и мнимой полуосей.


  • Если a = b, перед вами равносторонняя гипербола.
  • Характерной чертой гиперболы является наличие двух идентичных (симметричных) кривых.
  • Касательные, к которым устремляется гипербола, но никогда их не достигает, носят название асимптоты.
  • Оптическое свойство гиперболы заключается в том, что луч, выпущенный из одного фокуса, продолжает свое движение так, как если бы он вышел из другого фокуса.

Значение слова ГИПЕРБОЛА в Литературной энциклопедии

ГИПЕРБОЛА

[греч. — ????????] — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Г. свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема, равно как и

538 романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к Г. особенно склонен Гоголь, из новейших поэтов — Маяковский (см. « Стилистика) ».

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГИПЕРБОЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГИПЕРБОЛА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого hyperbole - излишек, преувеличение) стилистический, художественный прием, основанный на преувеличении реального признака, которому приписываются невозможные в реальности …
  • ГИПЕРБОЛА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек) - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого …
  • ГИПЕРБОЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. hyperbole - преувеличение) разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. …
  • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, напр., в выражениях "кровь лилась ручьями", "пот катился градом". Намеренное уничижение …
  • ГИПЕРБОЛА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ГИПЕРБОЛА
    (от греческого hyperbole - преувеличение), поэтический прием: разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Сравни …
  • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словарике:
    I ы, ж. Стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении. Гиперболический - характеризую-щийся гиперболой, свойственный гиперболе. Гиперболизировать - преувеличивать. | Примеры …
  • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще - преувеличение. II …
  • ГИПЕРБОЛА
    ГИП́ЕРБОЛА (от греч. hyperbol; - преувеличение), разновидность тропа, осн. на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота …
  • ГИПЕРБОЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГИП́ЕРБОЛА (греч. hyperbol;), плоская кривая (2-го порядка), состоящая из двух бесконечных ветвей. Г. - множество точек М, разность расстояний …
  • ГИПЕРБОЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, например, в выражениях "кровь лилась ручьями", "пот катился градом". Намеренное уничижение …
  • ГИПЕРБОЛА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    гипе"рбола, гипе"рболы, гипе"рболы, гипе"рбол, гипе"рболе, гипе"рболам, гипе"рболу, гипе"рболы, гипе"рболой, гипе"рболою, гипе"рболами, гипе"рболе, …
  • ГИПЕРБОЛА в Словаре лингвистических терминов:
    Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал …
  • ГИПЕРБОЛА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. , лит. Образное выражение, чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Примеры гипербол: вино лилось …
  • ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ГИПЕРБОЛА в Новом словаре иностранных слов:
    1) (гр. hyperbole) стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр. : наметали стог выше тучи или вино лилось рекой …
  • ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русского языка:
    ‘литературный прием’ Syn: преувеличение, гиперболизация (кн.), утрирование (кн.) Ant: преуменьшение, …
  • ГИПЕРБОЛА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ГИПЕРБОЛА в словаре Синонимов русского языка:
    кривая, преувеличение, прием, …
  • ГИПЕРБОЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-л. качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью …
  • ГИПЕРБОЛА в Словаре русского языка Лопатина:
    гип`ербола, …
  • ГИПЕРБОЛА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    гипербола, …
  • ГИПЕРБОЛА в Орфографическом словаре:
    гип`ербола, …

    Гипербола есть преувеличение. Встречаемся с ней, как в разговорной речи, так и в литературной.

    Гипербола призвана усиливать выразительность высказывания для того, чтобы показать е особую значимость.

    Сей прием весьма жаловал Маяковский.

    Приведем ещ один пример:

    Гипербола применяется для создания яркости текста и главным образом нужна для придания выразительности текста.Гипербола намеренно сильно преувеличивает идею или предмет,что это выглядит за почти за рамками реального.Гипербола должна применяться уместно и в тему.

    Гипербола (в литературе) - это некий литературный прием, смыслом которого является образное преувеличение того или иного действия в целом. К примеру: Я говорил это уже тысячу и один раз, то есть чрезмерное преувеличение в этом предложении присутствует, так как нормальный человек не будет повторять какое либо слово или выражение тысячу раз.

    Гипербола стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчркивания сказанной.

    Гипербола - преувеличение в тексте. С помощью гиперболы автор усиливает необходимое впечатление, подчеркивает то, что прославляет или высмеивает.

    Я тебе сто раз говорил!

    Гипербола, в том числе и в литературе - это преувеличение какого-либо свойства или качества. К примеру в литературе используется есть такое выражение как темно, хоть глаза выколи. Это как раз и является гиперболой.

    Гипербола значит преувеличение. Так называется литературный прием, суть которого состоит в умышленном преувеличении качеств или свойств описываемого объекта или персонажа, чтобы усилить впечатление читателя. Например, знаменитое гоголевское редкая птица долетит до середины Днепра - гипербола. Понятно, что до середины Днепра долетит любая птица, но прием Гоголя подчеркивает величие и мощь реки.

    Я лично считаю, что применение гиперболы в литературе и особенно литературы для детей просто необходимо. Иначе скучно будет читать. А некоторые произведения просто бы не появились на свет. В многих произведениях это просто необходимо, чтобы подчеркнуть силу и масштаб действий.

    Гиперболой можно назвать преувеличение (если говорить просто). Писатели испозьзуют этот прием для большего выражения эмоции, для усиления впечатления.

    Пример гиперболы (преувеличения):

    Я же миллион раз говорил уже об этом!

    Очень часто можно встретить этот прием в народном творчестве (например, в былинах и сказках).

    Под таким понятием как гипербола в литературе подразумевается преувеличение разного рода. Очень многие если сказать не все произведения содержать хоть какие-то преувеличения. Примером гиперболы может быть следующее:

    Собака была размером с огромную башню.

    Гипербола - это преувеличение. Например, Илья Муромец, сражаясь с врагами, побил все неприятельское войско. Один человек этого сделать не может. Значит, автор использовал гиперболу. Гипербола используется, чтобы заинтересовать читателя, усилить выразительность текста, для подчеркивания каких-то деталей.

    Слово гипербола пришло в русский язык из греческого (hyperbole) и в языке источнике означает преувеличение. В лингвистике термином гипербола называют чрезмерное преувеличение свойств и качеств какого-либо предмета или явления для создания яркого выразительного образа. Например: сто лет знакомы, реки крови, жду целую вечность, вечно опаздывает, сто раз говорила и т.п.

    Примеры гиперболы из художественной литературы:


Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение). «Все большие произведения. - писал А.Горький, - все те произведения, которые являются образцами высокохудожественной литературы, покоятся именно на преувеличении, на широкой типизации явлений». Преувеличение и типизацию Горький уверенно и безошибочно ставит рядом, на собственном писательском и читательском опыте, понимая под этим способность и умение художника увидеть самое существенное в наблюдаемых явлениях, извлечь из них основной смысл, сгустить его силой воображения в художественный образ.

Преувеличение - «ядро» типизации.

Один из самых эффектных и эффективных приемов художественного преувеличения - гипербола в литературе. Она позволяет «представить непредставляемость», «соотнести несоотносимое», то есть наиболее остро и резко дать ту или иную деталь - в портрете, во внутреннем облике персонажа, в явлении объективного мира. Подчеркнем - объективного. Потому что, говоря о гиперболе, следует иметь в виду, что какой бы невероятной, какой бы фантастической она ни была, в основе ее всегда - жизненный материал, жизненное содержание.

Художественная убедительность и многозначность гиперболы тем весомее, чем яснее представляет себе читатель конкретную сущность образа или ситуации.

Так, один из главных персонажей гоголевского «Ревизора» Хлестаков сам о себе говорит, что у него «легкость необыкновенная в мыслях». В обществе, основанном на всеобщем чинопочитании, на всеохватном лицемерии, ложь Хлестакова, при всей ее гиперболической несуразности («как прохожу через департамент, - просто землетрясение, все дрожит и трясется как лист» и т.п.), принимается провинциальными чиновниками за чистую правду.

Еще пример. В романе Маркеса «Осень патриарха» рассказ о «тысячелетнем» патриархе ведется от «мы», и этот прием использования коллективной точки зрения, многоголосия, дает почувствовать и представить себе атмосферу слухов и недомолвок о герое. О диктаторе с самого начала ничего не известно наверняка - и до конца книги. Каждое новое толкование его поступков раскрывает лишь какую-либо одну из сторон его облика, где на первый план выдвигается исключительность, несходство с обыкновенными людьми. И это придает всему стилю повествования определенную гиперболичность.

Для создания гиперболического художественного образа используются различные виды тропов: сравнения, уподобления, метафоры, эпитеты и т.д. Функция их состоит в том, чтобы преувеличить предмет, наглядно раскрыть противоречие между содержанием и формой его, сделать изображение более впечатляющим, броским. К слову, ту же цель может преследовать и преуменьшение, литота, которую можно рассматривать как разновидность гиперболы, как гипербола в литературе «со знаком минус». В зависимости от социально-эстетической направленности произведения одно и то же событие может восприниматься как «гигантское» или же как «мелкое». В романе Д.Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» гипербола и литота соседствуют: в первой части книги современная писателю Англия показана как бы через уменьшительное стекло, во второй - через увеличительное. В стране лилипутов волы и овцы до того крохотны, что герой сотнями грузит их в свою лодку. Под стать этим размерам и все прочее, с чем сталкивается Гулливер в этой стране, вплоть до социального уклада и политических событий. Сатирическим преуменьшением Свифт дает читателю понять, что претензии островной, «лилипутской», в сущности, Англии на мировое господство (на роль «владычицы морей», на обширные колониальные владения и проч.), казавшиеся многим англичанам великими, грандиозными, если задуматься, ничтожны и даже смешны.

Впечатляющ и другой гиперболический образ - из самого начала романа: герой приходит в себя после кораблекрушения и не может оторвать головы от земли - каждый волос его накручен на вбитый в землю «лилипутский» колышек. Здесь гипербола в литературе обретает символическое звучание, наводит на мысль о личности в неволе у множества ничтожных страстей и обстоятельств...

Именно в сатирическом произведении гипербола чаще всего уместна и художественно оправданна. В.Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью этого приема выявляет внутреннее убожество одного из «любителей природы», браконьера Грохотало: «Рыбак Грохотало недвижной глыбой лежал за жарко нагоревшим костром. сотрясая берег храпом, как будто из утробы в горло, из горла в утробу перекатывалась якорная цепь качаемого волнами корабля». Здесь проступает авторская оценка персонажа с его ненасытно-агрессивным отношением к природе, персонажа, олицетворяющего бездушную серость. Однако гипербола в литературе, даже и «осмеивающая», может и не быть явно сатирической. Диапазон использования этого прима достаточно широк, охватывает и юмор, и иронию, и комизм.

История гиперболы уходит в далекое прошлое - в фольклор, в народные сказки, щедрые на сатирические образы и комические ситуации. Однако примерно в то же время возник и совершенно другой вид гиперболы - весьма далекой от смеха. В былинах, легендах, героических сказаниях мы обнаруживаем ту, которую можно назвать идеализирующей. Так, в русском эпосе запечатлен исторический опыт народа, его героическая борьба против захватчиков и притеснителей. В образах былинных героев народ выразил свое понимание долга и чести, мужества и патриотизма, доброты и самоотверженности. Герои былин -богатыри - наделены идеальными человеческими качествами, как правило, преувеличенными, гиперболизированными. В обрисовке былинного богатыря в первую очередь подчеркивается его сверхъестественная физическая сила: «Кабы было во земли кольцо, / И было бы во неби кольцо, / Захватил бы эти кольца в одну руку, / Притянул бы небо к земле», - говорится в былине об Илье Муромце. Подобным образом гиперболизируются его вооружение, его поступки. На поле брани он орудует железной палицею-шалыгой «весу ровно сто пулов», луком и стрелами «в косу сажень», а то и попросту хватает за ноги подвернувшегося противника и крушит им «великую силушку» вражескую: вправо махнет - появляется во вражьем скопище «улица», влево - «переулочек». Конь же Ильи Муромца может в один скок одолеть многие версты, ибо летит он «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего»...

Гиперболизируются - но уже сатирически - и образы противников былинных богатырей. Например, если Илья Муромец внешне ничем не отличается от окружающих, то его «супостат» Идолище - и ростом в «две сажени», и в плечах «косая сажень», и глазищи у него что «пивные чашищи», и нос что «локоть»... Благодаря этому контрастному внешнему сопоставлению победа богатыря выглядит особенно внушительной, заслуживающей народного прославления.

Гипербола, наряду с разговорной речью, так же используется в литературе. Литота в литературе – это художественный приём, который используется и в стихах, и в художественных произведениях самых разных авторов. Гипербола в литературе имеет свою противоположность – литоту. Литота может быть использована и в качестве «оружия» против гиперболы, гигантизма. Например, предложение Хлеба в доме – ни крошки!


При использовании в разговорной речи гиперболы говорящий пытается обратить внимание на какое-либо событие или предмет. Причем преувеличивая настолько, что в реалии это оказывается за гранью возможного.

С этим приёмом художественной выразительности мы встречаемся ещё в глубокой древности, в произведениях устного народного творчества. Это гипербола в самом своём чистом виде. Всё, что происходит в наших былинах и сказках, часто принимает гиперболический облик. Конь с богатырём скачет «ниже облака ходячего, выше леса стоячего».

Литота в русском языке

Простым языком, это красивое выражение, речевой оборот, который при этом смягчает слова, имеющие «негативный» окрас. При помощи литоты можно выразить в мягкой форме и своё несогласие с собеседником.

Особенно часто применяется литота в стихах. В художественных произведениях тоже часто встречается литота. В основном, литота используется автором в ироническом контексте. Литота в стихах Есенина встречается редко. Всё чаще поэт использует роскошные метафоры. Эти литоты в стихотворениях Есенина показывают трагичность всей ситуации. Литота в психологии – это недооценивание, преуменьшение или обесценивание позитивного.

Есть ещё одна особенность употребления литоты в англоязычном художественном тексте. Если литота в английском языке используется в разговорной речи, то она передаёт сдержанность, воспитанность, а иногда иронию человека.

Гипербола – это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию. Представьте себе, если бы не существовало такой стилистической фигуры, как гипербола, все произведения русских писателей и поэтом потеряли бы свое превосходство и великолепие.

Литота в литературе: значение слова и примеры его использования

Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» — В. Высоцкий. Гипербола – преувеличение ради особых, художественных целей. Поэт прибегает к нему тогда, когда нужно произвести особенно сильное впечатление на слушателя или читателя. Народ словно любуется своей силой, и всё в его воображении вырастает до огромных размеров. Даже в нашей сегодняшней бытовой речи мы нередко прибегаем к этому способу выражения.

Гипербола: что это такое?

Да! Если бы все слёзы, кровь и пот, Пролитые за всё, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп – я захлебнулся б В моих подвалах верных. Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Самые простые литоты появляются в СМИ. Они представляют собой использование уменьшительно-ласкательных эпитетов.

Причём это может быть как «насмехательство», «сарказм», так и «жалость», «нежность». Используется литота и для того, чтобы значительно смягчить какое-то резкое выражение. Так, например, американский посол, реагируя на то, что в Одессе был сожжён дом Профсоюзов, сказал следующие слова: «Восставшие показывают своё недовольство».

Создание уменьшительно-ласкательных форм слов. Например, «покемончик», «колобочек» и т.д. Смещение отрицания в модальную часть предложения. Итак, литота – это намеренное преуменьшение. Важно правильно ставить в нём ударение. Практически ни один поэт не обошёл стороной этот стилистический приём. Ведь литота – средство выразительности. Есть даже авторы, которые исключительно на литоте строят свои произведения. Примеры из литературы весьма разнообразны.

Гипербола обычно имеет место в высказывании. Для того чтобы сделать высказывание ярким и выразительным, путем намеренного преувеличения существует такое понятие в русском языке как гипербола. Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Это в русском языке сегодня такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д. Не стоит думать, что образные выражения – это изобретение классиков 16-17 века. И гипербола, и другие стилистические приемы известны с самых древнейших времен.