Сочинение на тему: История любви Мастера и Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита. Мастер и Маргарита, Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М

И не читал - в истории ли, в сказке ль, -

Чтоб гладким был путь истинной любви.

В. Шекспир

М. Булгаков считал, что жизнь - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь... она прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны - любимой женщины, которая была его женой. Вскоре после их знакомства она приняла на свои плечи, возможно, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.

История Мастера и Маргариты - это не одна из линий романа, а самая главная его тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа.

Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразило обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед ними, как из-под земли вырывается убийца в переулке...» - так описывает Булгаков зарождение любви в своих героев. Уже эти сравнения предвещающие будущий трагизм их любви. Но сначала все было очень спокойно.

Впервые встретившись, они разговаривали так, будто знали друг друга с давних времен. Бурно вспыхнула любовь и казалось, должно бы сжигать людей дотла, а у него оказался домашний и тихий характер. В подвальной квартирке Мастера Маргарита, надев фартук, хозяйничала, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картошку, ели ее грязными руками, смеялись. В вазу ставили не грустные желтые цветы, а любимые обоими розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, предсказала ему славу, стала называть его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и нараспев. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.

Булгаков очень бережно и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Его не убили черные дни, когда роман Мастера был разгромлен. Любовь была с ним и во время тяжелой болезни Мастера. Трагедия началась, когда Мастер исчез на много месяцев. Маргарита неустанно думала о нем, ни на минуту ее сердце не розлучалося с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает разум, и дальше начинается дьяволиада, в которой принимает участие Маргарита. Во всех бесовских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, - это поэма Булгакова во славу своей возлюбленной - Елены Сергеевны. С ней писатель готов был сделать «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада».

Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской команды в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в награду. Влюбленные будут наслаждаться беззвуччям, к ним будут приходить те, кого они любят... Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его беспокойная память стала угасать», - так завершается история этой трагической любви.

И хотя в последних словах - сумм смерти, но с и обещание бессмертия и вечной жизни. Она сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их создателю, предназначенное долгую жизнь. Много поколений будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное - лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви - это традиция всей русской литературы.

И не читал — в истории ли, в сказке ль, —
Чтоб гладким был путь истинной любви.
В. Шекспир

М. Булгаков считал, что жизнь — это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь... она прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны — любимой женщины, которая была его женой. Вскоре после их знакомства она приняла на свои плечи, быть может, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.

История Мастера и Маргариты — это не одна из линий романа, а самая главная ее тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа.

Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке...» — так описывает Булгаков возникновение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но вначале все было очень спокойно.

Впервые встретившись, они разговаривали так, будто знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнувшая любовь, казалось, должна бы сжигать людей дотла, а у нее оказался домашний и тихий характер. В подвальной квартирке Мастера Маргарита, надев фартук, хозяйничала, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картошку, ели ее перепачканными руками, смеялись. В вазу ставили не отвратительные желтые цветы, а любимые обоими розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, сулила ему славу, стала называть его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и нараспев. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.

Булгаков очень бережно и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Ее не убили черные дни, когда роман Мастера был разгромлен. Любовь была с ними и во время тяжелой болезни Мастера. Трагедия началась, когда Мастер исчез на многие месяцы. Маргарита неустанно думала о нем, ни на минуту ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает разум, и далее начинается дьяволиада, в которой участвует Маргарита. Во всех бесовских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, — это поэма Булгакова во славу своей возлюбленной — Елены Сергеевны. С ней писатель готов был совершить «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада». Материал с сайта

Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской команды в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в награду. Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят... Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его беспокойная память стала потухать», — так завершается история этой трагической любви.

И хотя в последних словах — печаль смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их создателю, суждена долгая жизнь. Многие поколения будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное — лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви — это традиция всей русской литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем трагедия любви в романе мастер и маргарита
  • как закончилась любовь мастера и маргариты
  • большая любовь мастера и маргарита
  • трагическая любовь в романе мастер и маргарита сочинение
  • сочинение на тему трагичная история любви Мастера и Маргариты

Чтоб широким был путь истинной любви.
В. Шекспир
Г. Булгаков считал, что - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь… она, прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны - любимой женщины, которая была его женой. В скором времени после их знакомства она приняла на свои плечи, возможно, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.

История Мастера и Маргариты - это не одна из линий романа, а самая главная его тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа. Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке…» - так описывает Булгаков зарождение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но сначала все было очень спокойно.
Впервые встретившись, они разговаривали так, будто бы знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнула любовь и казалось, должна была бы сжигать людей дотла, а у она оказалась домашней и спокойной.

В подвальной квартирке Мастера Маргарита, одев фартук, вела хозяйство, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картофель, ели его грязными руками, смеялись. В вазу ставили не печальные желтые цветы, а любимые ими двумя розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, предсказала ему славу, постоянно называла его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и певуче. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.

Булгаков очень заботливо и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Его не убили черные дни, когда Мастера был разгромлен. Любовь была с ним и во время тяжелой болезни Мастера. началась, когда Мастер исчез на много месяцев. Маргарита неустанно думала о нем, ни на миг ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает ум, и дальше начинается дьяволиада, в которой принимает участие Маргарита. Во всех дьявольских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, - это поэма во имя своей любимой - Елены Сергеевны. С ней готов был сделать «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада».

Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской компании в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в вознаграждение.

Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят… Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его неспокойная память стала затухать», - так завершается этой трагической любви.
И хотя в последних словах - грусть смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их творцу, предназначена долгая жизнь. Много поколений будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное - лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви - это традиция всей русской литературы.

В романе «Мастер и Маргарита» объединяет, казалось бы, такое, что соединить невозможно: историю и фантастику, реальность и миф, смешное и серьезное. Но, читая роман, понимаешь, что по-иному написать его и невозможно, ведь в нем представлено три мира - библейская давность, современная Булгакову действительность и фантастическая реальность дьяволиады.

Сначала кажется, что связь этих миров условная. Роман о Пилате и Иешуа Га-Ноцри просто роман в романе, как форма. Но со временем оказывается, что глубинный смысл в том, как связаны главы, которые рассказывают о библейской давности, с современностью. Центр жизни любого общества - ментальность, построенная на законах морали. Когда наблюдаешь за жизнью советского общества, описанной Булгаковым, кажется, что люди забыли о моральных правилах. Так вот о событиях первого столетия призван напомнить людям о вечных законах бытия. Ничего не потеряло актуальности с того времени. Трусливость и до сих пор считается за недостаток, который тянет за собой . Измена осталась изменой.

И ныне люди стремятся к добру и справедливости. Правда, иногда только для себя. Но, кажется, это и есть то, что объединяет все три мира: вера в закон справедливости, неминуемость наказания зла. Итак, добро и зло - это мера человеческого общества личности. Справедливое за зло и отдача за добро служит у автора двигателем всего сюжета. Есть что-то бесшабашного в попытке решить вечную проблему борьбы добра со злом, привлекши к этому самого сатану. Так к реальности добавляется еще один мир, довольно фантастический, на первый взгляд. Но через его реальный мир освобождается от ябед, как Алойзий Магарыч, или клеветников и взяточников, пьяниц и лжецов. Читатель понимает Маргариту, которая, превратившись в ведьму, мстит критику Латунскому, совершив в его квартире настоящий погром.

Колдовским получением справедливости кажется и возвращение Мастера в свой дом вместе с Маргаритой, и сохранение его романа - «рукописи не горят!» В реальности объединяются все миры. Тем не менее, существование мира библейской давности, как и фантастического мира Воланда, наполняет современность новым содержанием. Жить не так просто, но есть вечный закон справедливости и добра, который руководит человеческими поступками и развитием всего человечества.

Сочинение по произведению на тему: Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то огромное чувство, возникшее при первой случайной встрече. Мастер, находясь в клинике для душевнобольных, не хотел сообщить Маргарите о себе, боясь причинить ей боль, разрушить ее жизнь. Она же отчаянно пыталась его разыскать. Их жизнь была разрушена все тем же противоестественным порядком, который не только не давал развиваться искусству, но и не давал спокойно жить людям, грубо проникая даже туда, где нет места политике. Булгаков не случайно выбрал для романа подобный сюжет.

Он сам немало испытал в жизни. Ему были знакомы бездарные оскорбительные отзывы критиков в газетах, где его имя склоняли незаслуженно, сам не мог найти работу, реализовать свои возможности.

Но Булгаков не закончил свой роман разлукой Мастера и Маргариты. Во второй его части любовь находит выход из грязи окружающей действительности. Но выход этот был фантастическим, так как реальный вряд ли был возможен. Без сожаления и без страха Маргарита соглашается быть королевой на балу у сатаны. На этот шаг она пошла лишь ради Мастера, о котором никогда не переставала думать и о судьбе которого могла узнать, только выполнив условия Воланда. Будучи ведьмой, Маргарита отомстила критику Латунскому, немало сделавшему для того, чтобы погубить Мастера. И не только Латунский получил по заслугам в ходе развития сюжета романа. За свою услугу Маргарита получила то, о чем так долго мечтала. Главные герои были вместе. Но вряд ли они смогли бы спокойно жить в атмосфере тогдашней действительности. Очевидно поэтому, по фантастическому замыслу писателя, они покидают этот мир, обретая покой в другом.

Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменив своему чувству реализма. Но от финальных страниц книги не веет пессимизмом. Не забудем те взгляды, которые были угодны правительству. Кроме того, среди критиков и писателей у Мастера появились завистники, всеми способами стремящиеся не допустить признания нового автора. Эти люди, которым важнее всего было получать материальную выгоду из своего положения в обществе, не стремились и не могли создать что-либо, стоящее на том высоком художественном уровне, которого достиг Мастер в своем романе. Их статьи выходили одна за другой, с каждым разом становясь все оскорбительнее. Писатель, потерявший надежду и цель своей дельнейшей литературной деятельности, стал чувствовать постепенно все большую и большую подавленность, что повлияло на его психическое состояние. Доведенный до отчаяния, Мастер уничтожил свое произведение, которое было главным трудом его жизни. Все это глубоко потрясло Маргариту, которая восхищалась работой Мастера и верила в его огромный талант.

Та обстановка, которая выбила Мастера из нормального состояния, была заметна везде, в различных сферах жизни. Достаточно вспомнить буфетчика “с рыбой второй свежести” и золотыми десятками в тайниках; Никанора Ивановича, председателя жилищного товарищества, поселившего за большие деньги нечистую силу в доме на Садовой улице; конферансье Бенгальского, ограниченного, недалекого и напыщенного; Аркадия Аполлоновича, председателя акустической комиссии московских театров, частенько тайком от супруги проводившего время с хорошенькой актрисой; нравы, существующие среди населения города. Нравы эти ярко проявились на представлении, устроенном Воландом, когда жители жадно хватали летящие из-под купола деньги, а женщины спустились на сцену за модными тряпками, которые можно было получить бесплатно из рук заграничных фокусников. Очень близко столкнулся Мастер с этими нравами, когда у него появился друг - Алоизий Могарыч. Этот человек, которому Мастер доверял и умом которого он восхищался, написал на Мастера донос, чтобы переселиться в его квартиру. Этого доноса было достаточно, чтобы поломать человеку жизнь. Ночью к Мастеру пришли какие-то люди и увели его. Такие случаи в то время были не редкостью.

Михаил Афанасьевич Булгаков неоднократно обращался к теме - художник и общество, которая свое наиболее глубокое воплощение нашла в главной книге писателя. Роман “Мастер и Маргарита”, над которым автор работал в течение двенадцати лет, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале “Москва”.

В этой книге царят счастливая свобода творчества и одновременно строгость композиционного, архитектурного замысла. Там правит великий бал Сатана, и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предатель ствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита” и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру.

Главные герои романа - Мастер и Маргарита - живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Это огромное чувство наполнило их жизнь новым смыслом, создало вокруг Мастера и Маргариты только их маленький мир, в котором они нашли покой и счастье. Однако счастье их было недолгим. Оно длилось лишь до тех пор, пока Мастер писал свой роман в маленьком подвале, куда к нему приходила Маргарита. Первая попытка Мастера опубликовать оконченный роман принесла ему большое разочарование. Еще большее разочарование ждало его после того, как какой-то редактор напечатал большой отрывок произведения. Роман о Понтии Пилате, обладающий нравственной и художественной ценностью, был обречен на осуждение. Он не мог вписаться в ту среду литературы, где превыше всего стоял не талант писателя, а его политические взгляды; на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низости, пошлости и безнрав ственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой.

bulgakov/master_i_margarita_69/

С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то огромное чувство, возникшее при первой случайной встрече. Мастер, находясь в клинике для душевнобольных, не хотел сообщить Маргарите о себе, боясь причинить ей боль, разрушить ее жизнь. Она же отчаянно пыталась его разыскать. Их жизнь была разрушена все тем же противоестественным порядком, который не только не давал развиваться искусству, но и не давал спокойно жить людям, грубо проникая даже туда, где нет места политике. Булгаков не случайно выбрал для романа подобный сюжет.

Он сам немало испытал в жизни. Ему были знакомы бездарные оскорбительные отзывы критиков в газетах, где его имя склоняли незаслуженно, сам не мог найти работу, реализовать свои возможности.

Но Булгаков не закончил свой роман разлукой Мастера и Маргариты. Во второй его части любовь находит выход из грязи окружающей действительности. Но выход этот был фантастическим, так как реальный вряд ли был возможен. Без сожаления и без страха Маргарита соглашается быть королевой на балу у сатаны. На этот шаг она пошла лишь ради Мастера, о котором никогда не переставала думать и о судьбе которого могла узнать, только выполнив условия Воланда. Будучи ведьмой, Маргарита отомстила критику Латунскому, немало сделавшему для того, чтобы погубить Мастера. И не только Латунский получил по заслугам в ходе развития сюжета романа. За свою услугу Маргарита получила то, о чем так долго мечтала. Главные герои были вместе. Но вряд ли они смогли бы спокойно жить в атмосфере тогдашней действительности. Очевидно поэтому, по фантастическому замыслу писателя, они покидают этот мир, обретая покой в другом.

Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменив своему чувству реализма. Но от финальных страниц книги не веет пессимизмом. Не забудем те взгляды, которые были угодны правительству. Кроме того, среди критиков и писателей у Мастера появились завистники, всеми способами стремящиеся не допустить признания нового автора. Эти люди, которым важнее всего было получать материальную выгоду из своего положения в обществе, не стремились и не могли создать что-либо, стоящее на том высоком художественном уровне, которого достиг Мастер в своем романе. Их статьи выходили одна за другой, с каждым разом становясь все оскорбительнее. Писатель, потерявший надежду и цель своей дельнейшей литературной деятельности, стал чувствовать постепенно все большую и большую подавленность, что повлияло на его психическое состояние. Доведенный до отчаяния, Мастер уничтожил свое произведение, которое было главным трудом его жизни. Все это глубоко потрясло Маргариту, которая восхищалась работой Мастера и верила в его огромный талант.

Та обстановка, которая выбила Мастера из нормального состояния, была заметна везде, в различных сферах жизни. Достаточно вспомнить буфетчика “с рыбой второй свежести” и золотыми десятками в тайниках; Никанора Ивановича, председателя жилищного товарищества, поселившего за большие деньги нечистую силу в доме на Садовой улице; конферансье Бенгальского, ограниченного, недалекого и напыщенного; Аркадия Аполлоновича, председателя акустической комиссии московских театров, частенько тайком от супруги проводившего время с хорошенькой актрисой; нравы, существующие среди населения города. Нравы эти ярко проявились на представлении, устроенном Воландом, когда жители жадно хватали летящие из-под купола деньги, а женщины спустились на сцену за модными тряпками, которые можно было получить бесплатно из рук заграничных фокусников. Очень близко столкнулся Мастер с этими нравами, когда у него появился друг - Алоизий Могарыч. Этот человек, которому Мастер доверял и умом которого он восхищался, написал на Мастера донос, чтобы переселиться в его квартиру. Этого доноса было достаточно, чтобы поломать человеку жизнь. Ночью к Мастеру пришли какие-то люди и увели его. Такие случаи в то время были не редкостью.

Михаил Афанасьевич Булгаков неоднократно обращался к теме - художник и общество, которая свое наиболее глубокое воплощение нашла в главной книге писателя. Роман “Мастер и Маргарита”, над которым автор работал в течение двенадцати лет, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале “Москва”.

В этой книге царят счастливая свобода творчества и одновременно строгость композиционного, архитектурного замысла. Там правит великий бал Сатана, и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предатель ствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита” и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру.

Главные герои романа - Мастер и Маргарита - живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Это огромное чувство наполнило их жизнь новым смыслом, создало вокруг Мастера и Маргариты только их маленький мир, в котором они нашли покой и счастье. Однако счастье их было недолгим. Оно длилось лишь до тех пор, пока Мастер писал свой роман в маленьком подвале, куда к нему приходила Маргарита. Первая попытка Мастера опубликовать оконченный роман принесла ему большое разочарование. Еще большее разочарование ждало его после того, как какой-то редактор напечатал большой отрывок произведения. Роман о Понтии Пилате, обладающий нравственной и художественной ценностью, был обречен на осуждение. Он не мог вписаться в ту среду литературы, где превыше всего стоял не талант писателя, а его политические взгляды; на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низости, пошлости и безнрав ственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой.