Сообщение на тему образ матрены тимофеевны. История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (судьба Матрены Тимофеевны Корчагиной)

Поиски счастливого человека приводят странников поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» к порогу дома Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Счастливая жизнь

Описанию судьбы Матрены Тимофеевны посвящена глава «Крестьянка». Губернаторша, как называют ее крестьяне, радостно вспоминает детские годы, когда чувствовала себя свободной, счастливой, окруженной заботой.

Последующие события — череда несчастий. Замужняя жизнь полна унижений. Женщина выслушивает нарекания свекрови, считающей трудолюбивую невестку «сонливой», «дремливой». Терпит придирки заловки, побои мужа. Счастливым событием стало рождение сына Демушки. Только радость была недолгой. Уснул дед Савелий — погиб маленький мальчик.

Оправившись, Матрена продолжает жертвовать собой ради близких людей. Ложится под розги вместо сына Федотушки (ребенок пожалел щенную волчицу, скормив ей овцу). Спасает мужа от службы. Беременная, зимой отправляется просить помощи губернатора. Счастье женщины — преодоление испытаний судьбы.

Бабья притча

Не найти мужикам счастливую женщину, считает Матрена Тимофеевна. Ключ от женского счастья «заброшен», «потерян» гласит бабья притча. Ратниками божьими найдены только ключи, делающие крестьянку рабыней.

В основном в поэме истории жизни крестьян предстают в кратком рассказе односельчан, странников. Но одна судьба разворачивается перед читателем подробно. Это история Матрёны Тимофеевны Корчагиной, рассказанная от первого лица.

Почему в центре внимания автора, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки?

Причина в мировоззрении Некрасова. Для поэта женщина — мать, сестра, подруга — средоточие национальной жизни. Её судьба — воплощение судьбы родной земли. Уже в портрете героини подчёркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота: «осанистая женщина», «глаза большие, строгие, ресницы богатейшие» и суровость, строгость, крепость всего облика крестьянки.

Матрёну Тимофеевну называют счастливицей. Сама она, услышав об этом, «Не то чтоб удивилася... / А как-то закручинилась». Справедливо ли дано ей народом такое прозванье? Давайте разберемся.

1. Юность героини. Замужество.

Замужество героини по всем меркам удачное: семья зажиточная; любящий, не злой, не больной и не старый муж. Но счастливой не назовёшь эту жизнь. Не внешний враг, а суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку. Постепенно Некрасов раскрывает связь этого уклада с общим устройством страны. Среди рабов молодой женщине негде искать защиты. Даже в своей семье не укрыться ей от приставаний барского управителя. Из всех рабов она самая последняя, самая бесправная.

2. Гибель первенца.

Не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий женщину-работницу оставить младенца под присмотром столетнего старика. Интуитивно понимая это, мать прощает Савелию гибель сына, делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств контрастируют с бездушием и корыстолюбием чиновников.

3. Провинность Федотушки.

Некрасов не идеализирует крестьянскую общину. Ожесточённые нуждой и тяжёлым трудом люди не могут оценить душевного порыва ребёнка, проникшегося жалостью к изголодавшейся волчице. Мать, спасая Федотушку от наказания, сберегает не только его здоровье, но и чуткую, добрую душу мальчика. Материнская жертва сохраняет в сыне человека, а не раба. Не боль, а жестокое оскорбление спустя много лет помнится Матрёне Тимофеевне. И снова неотомщённая обида выпевается, выплакивается ею в песне.

4. Тяжёлый год. Губернаторша.

За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются сила характера, решительность и твёрдая воля. Ради детей, чтоб не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, идёт она спасать мужа от рекрутчины. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы. Но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но эти награды не могут изгладить пережитые муки из памяти и сердца. И новые горести поджидают крестьянку: «...Рощу детей... На радость ли?.. / Пять сыновей! Крестьянские / Порядки нескончаемы — / Уж взяли одного!»

Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же задумаемся ещё раз, почему выделяют, считают счастливою Матрёну Корчагину.

Зададимся вопросом: удалось ли судьбе сломить крестьянку? Стала ли Матрёна Тимофеевна рабой среди всеобщего рабства?

Автор убедительно показывает, что крестьянка не сломлена житейскими бурями. В них закалилась суровая красота её могучей души. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Сила её проявляется не в буйной удали, не в разгуле, не в кратком героическом порыве, а в каждодневной борьбе с тяготами жизни, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.

Рядом с Матрёной Тимофеевной слабым кажется даже «богатырь святорусский» дед Савелий. Авторское отношение к этому герою двойственно, в нём соединяются восхищение и горестная усмешка. Богатырство Савелия не то чтобы бесполезное, а бесперспективное. Ему не дано повлиять на будущее, как не дано уберечь Дёмушку. Бунтарский порыв корежских мужиков, закопавших живьём немца Фогеля, не решает вопросов русской жизни, а искупается слишком дорогой ценой. «Недотерпеть — пропасть! / Перетерпеть — пропасть...» — это точно знает дедушка, но как определить границу терпения, он не знает. Своим неловким богатырством Савелий выброшен из мирской жизни, лишён в ней места. Потому его сила оборачивается слабостью. Потому и корит себя старик:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

И тем не менее на фоне многих крестьянских образов дед Савелий выделяется ясностью и силой разума, цельностью натуры, свободой духа. Он, как и Матрена Тимофеевна, до конца не становится рабом, сам строит свою судьбу.

Так на примере этих двух персонажей убеждает нас автор в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

«Кому на Руси жить хорошо» написано более века назад. Поэма дает яркую характеристику бед и испытаний, через которые пришлось пройти русскому народу, и рисует то, как выглядит счастье для простых мужиков. Произведение озаглавлено извечным вопросом, на протяжении столетий терзающим каждого из нас.

Повествование предлагает читателю ознакомиться с оригинальной историей. Ее главными героями стали крестьяне, собравшиеся определить сословие, в котором живет счастливый человек. Проводя анализ всех чинов, мужики знакомились с рассказами персонажей, наиболее счастливым среди которых оказался семинарист . Значение фамилии героя в этом случае немаловажно. Счастьем для студента было не материальное благосостояние, а покой и мир на землях родины и благополучие народа.

История создания

Поэма создавалась в период с 1863 по 1877 год, и в ходе работы неоднократно менялись персонажи и сюжетный замысел сочинения. Произведение не было завершено, так как автор скончался в 1877 году, но «Кому на Руси жить хорошо» считается цельным литературным опусом.

Некрасов знаменит четкой гражданской позицией и выступлениями против социальной несправедливости. Он неоднократно поднимал в творчестве проблемы, тревожащие русское крестьянство. Писатель осуждал обращение помещиков с крепостными, эксплуатацию женщин и принуждение детей к труду. После отмены крепостного права в 1861 году долгожданное счастье для простых людей не наступило. Проблему несвободы сменили другие вопросы, касающиеся перспектив самостоятельного ведения крестьянского быта.


Образы, раскрывающиеся в поэме, помогают проникнуть в глубину задаваемого автором вопроса. Некрасов демонстрирует разницу между счастьем в понимании помещика и простого мужика. Богачи уверены, что главным в жизни является материальное благосостояние, а бедняки почитают за счастье отсутствие лишних бед. Духовность народа описывается посредством и Гриши Добросклонова, которые мечтают о всеобщем довольствии.

Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» определяет проблемы сословий, выявляя алчность и жестокость богачей, безграмотность и пьянство среди крестьян. Он верит, что, осознав, в чем заключается истинное счастье, все герои произведения приложат усилия к его достижению.

Матрена Тимофеевна Корчагина – действующее лицо в произведении. В юности она была по-настоящему счастлива, так как это время ее жизни было поистине беззаботным. Родители любили девочку, а она стремилась во всем помочь своей семье. Как и другие крестьянские дети, Матрена была рано приучена к труду. Игры постепенно вытеснялись бытовыми заботами и хлопотами, но быстро взрослеющая девушка не забывала и о досуге.


Эта крестьянка трудолюбива и активна. Ее внешний вид радовал глаз статностью и настоящей русской красотой. Многие парни имели виды на девушку, и однажды к ней посватался жених. На этом юная и счастливая жизнь до замужества подошла к концу. Воля сменилась укладом, царящим в чужой семье, о чем горюют родители Матрены. Мать девушки, понимая, что муж не всегда защитит дочку, оплакивает ее будущее.

Жизнь в новом доме и впрямь сразу не задалась. Золовки и родители супруга заставляли Матрену много работать и не баловали ее добрым словом. Единственными радостями красавицы были подаренный мужем шелковый платок да прогулка на санях.


Отношения в браке нельзя было назвать гладкими, ведь в то время мужья частенько бивали жен, а девушкам не к кому было обратиться за помощью и защитой. Будни Матрены были серыми и однообразными, полными тяжкого труда и попреков родственников. Олицетворяя идеал величавой славянки, девушка безропотно сносила все тяготы судьбы и проявляла могучее терпение.

Родившийся сын раскрыл Матрену с новой стороны. Любящая мать, она дарит своему ребенку всю нежность, на которую способна. Счастье девушки было недолгим. Она старалась проводить с малышом как можно больше времени, но работа занимала каждую минуту, и ребенок был обузой. Дед Савелий присматривал за сыном Матрены и однажды не доглядел. Ребенок погиб. Его кончина стала трагедией для молодой матери. В те времена подобные случаи происходили часто, но становились невероятным испытанием для женщин.

Приехавшие в дом полиция, лекарь и становой порешили, что Матрена в сговоре с дедом, бывшим каторжником, специально погубила малыша. Было решено провести вскрытие для установления причин гибели мальчика. Для девушки это становится большим горем, ведь теперь ребенка нельзя похоронить без поругания.


Образ Матрены – это портрет настоящей русской женщины, стойкой, волевой и терпеливой. Женщины, которую не в силах сломить жизненные перипетии. Спустя время у Матрены вновь появляются дети. Она любит и оберегает их, продолжая трудиться на благо своей семьи.

Материнский инстинкт Матрены Тимофеевны настолько силен, что ради детей героиня готова на все. Это подчеркивает эпизод, когда сына Федотушку хотел наказать помещик. Осанистая женщина легла под розги, принося себя в жертву вместо собственного ребенка. С таким же рвением она вступается и за мужа, которого хотят забрать в рекруты. Народная заступница дарует спасение семье Матрены.

Жизнь простой крестьянки непроста и полна горя. Она пережила не один голодный год, потеряла сына, постоянно переживала за дорогих сердцу людей. Все существование Матрены Тимофеевны положено на то, чтобы бороться с несчастьями, встающими на ее пути. Трудности, выпавшие на ее долю, могли бы сломить дух. Зачастую женщины вроде Матрены рано погибали из-за тягот и бед. Но те, кто оставался в живых, вызывали гордость и уважение. Образ русской женщины в лице Матрены воспевает и Некрасов.


Писатель видит, как она вынослива и терпелива, сколько силы и любви хранит ее душа, насколько заботливой и нежной может быть простая работящая женщина. Он не склонен называть героиню счастливой, но гордится тем, что та не унывает, а выходит победительницей в борьбе за жизнь.

Цитаты

В царской России жизнь женщины была чрезвычайно сложной. К 38 годам сильная и величавая Матрена Тимофеевна уже звала себя старухой. На ее долю выпало много бед, с которыми женщина справлялась самостоятельно, поэтому она осуждает мужиков, затеявших искать счастливиц среди баб:

«А то, что вы затеяли,
Не дело - между бабами
Счастливую искать!»

За стойкость и силу духа героиню стали звать «губернаторшей», ведь далеко не каждая женщина отваживалась на такие геройские действия, которые предпринимала Матрена. Новое прозвище женщина заслужила по праву, но это наименование не принесло счастья. Главная радость для Корчагиной отнюдь не в народной славе:

«Ославили счастливицей,
Прозвали губернаторшей
Матрену с той поры...
Что дальше? Домом правлю я,
Рощу детей... На радость ли?
Вам тоже надо знать!»

Глава, в которой героиня открывает мужикам глаза на ошибку, называется «Бабья притча». Матрена Тимофеевна признается, что не способна признать себя и других крестьянок счастливыми. На их долю выпадает слишком много гнета, испытаний, гнева помещиков, злости со стороны мужей и родственников, превратностей судьбы. Матрена считает, что среди женщин нет счастливиц:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?..

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные,

И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,

Мне в очи… и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

…Голодные

Стоят сиротки-деточки

Передо мной…Неласково

Глядит на них семья,

Они в дому шумливые,

На улице драчливые,

Обжоры за столом…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать…

Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные…

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил!
Н.А. Некрасов
В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...
Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «.величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная.
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поег народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народ- но-поэгических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:
По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?..
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!
Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, туг с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:
Глядит, поднявши голову,
Мне в очи... и завыла вдруг!
Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.
Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):
...Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной... Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом...
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать...
Молчи, солдатка-мать!
Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:
Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»
Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».
Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные...
Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.
Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.