Техника импасто: рельефная живопись. Настенная живопись в технике импасто

Приём импасто в живописи означает нанесение густого фактурного слоя краски.

Данная техника широко представлена в картинах Ван Гога. Художник нередко наносил краску толстыми мазками при помощи пальца. Мазки в импасто получаются очень густыми, их можно практически потрогать, настолько они рельефны. Именно поэтому техника получила название, переводящееся с итальянского как «тесто».

Создание фактуры при помощи масляной краски в технике импасто позволяет, прежде всего, усилить цветовой эффект картины. Смелые энергичные мазки диктуют работу в быстрой и экспрессивной манере, позволяя добиваться эффектности произведения.

Техника импасто

Импасто – техника, позволяющая быстро и легко сделать картину невероятно эффектной. Это прием, когда создается неровная, фактурная поверхность, за счет очень густого и смелого нанесения краски.

Работы знаменитого Ван Гога имеют богатую фактуру именно благодаря данной технике. В подобных произведениях фактура не уступает по значимости таким важным составляющим, как композиция, колорит и сюжет.

Лучше всего для импасто подходят акриловые краски, так как они пластичны, их можно выдавливать непосредственно на холст. Излишне толстый слой, высохнув, может осыпаться. Чтобы этого избежать, следует проявить терпение и наносить краску несколькими слоями.

Также для импасто могут подойти масляные краски. Однако они, в отличие от акриловых, долго высыхают, и это создает трудности в работе над картиной. Масло тоже наносят слоями, но, так как ему требуется время, чтобы подсохнуть, работа занимает много времени и результатом её удастся насладиться не скоро.

В качестве инструментов в импасто могут использоваться кисти и мастихин. В зависимости от их выбора, получаются различные мазки. Краску необходимо наносить уверенно. При работе круглой кистью можно получить мазки в виде крапинок, если совершать быстро касаться холста кончиком. Длинные завитки получаются, если энергично двигать всей рукой. Очевидно, что для того, чтобы овладеть этими приемами нужна тренировка.

Для получения крупных, густых, ярких пятен краски на картине отлично подходит мастихин. С его помощью можно добиться очень эффектной фактуры, нанося и размазывая краску, оставляя на ней всевозможные отпечатки и проводя линии ребром лезвия. Работа мастихином отчасти напоминает намазывание масла на хлеб. Необходимо зачерпнуть краску и распределить её, держа поверхность инструмента параллельно холсту.

Экспрессивная пастозная техника работы кистью
Данная работа наглядно иллюстрирует все три пастозные техники. В этом случае краска смешивалась на палитре и создала на поверхности мазка варьируемый фактурный рисунок в виде полос. "Определяющие" линии темных тонов нанесены с экстраординарной решимостью. Живопись в технике "по сырому" (ярким примером которой является данная картина) не только сложна в техническом отношении; сам мазок значительно увеличивает и подчеркивает любое проявление нерешительности и неопределенности со стороны художника в момент нанесения краски на основу. Однако и это качество техники можно использовать с положительным результатом - например, в процессе работы над линией рта, которая действительно несет в себе элемент колебания и нерешительности.
На участки заднего плана в левой части картины художник нанес мазки в виде зигзагов щетинной кистью непосредственно поверх влажной краски. Мазки обладают собственным экспрессивным воздействием. Наконец, картина демонстрирует эффект точечных мазков, особенно очевидный на участках вдоль нижней границы работы.

Смешивание красок на кисти
Существует значительная разница между процессом смешивания красок на палитре и последующего нанесения мазка и произвольным расположением небольших объемов двух-трех красок на кончике кисти перед их нанесением на поверхность холста. Если краски смешиваются на палитре, образуется смесь равномерного и однородного цвета, независимо от консистенции мазка. Если же краски смешиваются произвольно, они функционируют изолированно, а также в комбинации между собой в пределах одного мазка, привнося в работу живые, энергичные нотки - при этом фактура мазка краски в виде полос повторяет линии волосков кисти.

Техника "по сырому"

При нанесении масляных красок густыми мазками на поверхность влажной краски щетинная кисть должна быть хорошо наполнена. Для того чтобы обеспечить чистоту красок, расположите краску на самом кончике кисти, затем ровным и уверенным движением кисти нанесите мазок на влажную краску под не-большим углом к поверхности холста. Предлагается и альтернативный вариант: влажная краска может быть частично смешана с влажной краской нижнего слоя для создания дальнейших цветовых эффектов в виде отчетливых, фактурных полос.
Создание двухтактных эффектов в виде точек
При использовании щетинной кисти и вязкой масляной краски вы можете создать фактуру "точечных" мазков.

Применение других видов мазков
Плавность, изящество, мощь и энергичность отдельных мазков кисти в пределах картины могут привнести в нее особую свежесть и непосредственность. Техника работы кистью может применяться при крайних величинах влажности или сухости, которые придают изображению характерные визуальные свойства. От завитка влажной эмали при вертикальном положении кисти над горизонтальной плоскостью холста до сухих мазков густого пигмента, нанесенных на самые верхние "гребни" очень грубой фактуры холста, диапазон возможных манипуляций крайне широк.
Для одного из подходов характерны короткие, грубоватые мазки краски, нанесенные на холст без использования техники создания плавных тональных переходов и каких-либо дальнейших манипуляций; каждый мазок несет в себе определенный энергетический заряд уже в момент его нанесения на основу. Кажется, что протяженность каждого такого мазка зависит лишь от объема густой краски, содержащейся на пучке кисти и оставляемой на холсте; мазки совершенно открыты, резки и обрывисты. Данный тип мазков характерен для большинства работ Ван Гога.
Впечатление движения, ассоциируемое с направлением и энергичностью мазка, может использоваться для создания определенных, выразительных эффектов. Мощные и решительные мазки можно наносить в виде штриховки. В результате естественного движения руки в области локтя возникает серия сильных, диагональных мазков.
Менее энергичный подход основывается на использовании небольших, разрозненных мазков краски: такие мазки комбинируются в результате

Техника импасто позволяет на редкость легко и быстро добиться поразительного фактурного эффекта.

ИМПА́СТО (итал. impasto — "плотно, пастообразно") — в живописи — прием письма плотными, кроющими мазками, часто с использованием мастихина или шпателя вместо кисти. То же, что пастозная, или корпусная, техника.


В такой технике часто писал гений живописи Винсент Ван Гог.

Иногда Винсент Ван Гог писал свои знаменитые цветные завитки, размазывая наложенную толстым слоем на холст краску собственным пальцем. Еще он любил, наносить на холст густую, не разведенную краску кистью или мастихином. Что бы ни писал при этом Ван Гог — зеленеющую траву или звездное небо, нанесенная необычным образом краска становилась одной из самых запоминающихся деталей картины. Художник использовал густую краску для того, чтобы вдохнуть жизнь в написанные им предметы.

В картине «Звездная ночь» Ban Гог (1853—1890) использует импасто для создания яркого эффекта и пишет ночные огни смелыми, тяжелыми мазками густой краски

Причём тут роспись стен? Ваша стена = читсый холст. Используя густые, как масло, краски, можно создавать множество разнообразных привлекательных фактур. О том, как писать в технике ИМПАСТО можно прочитать

Импасто - это нанесение краски толстым слоем с помощью мастихина или кисти . При этом краска должна быть густой, как масло или акрил, с минимальным количеством пинена или вовсе без него. Более того, художники нашей студии смешивают краски со специальными добавками-загустителями, ещё мы добавляем разные натуральные материалы (каменную крошку, например) для создания фактуры. Таким образом, техника импасто позволяет максимально проявить богатые фактурные возможности масляных красок.

Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее на стену длинными и точечными мазками, создавать гребни и проводить всевозможные линии разной ширины. Так открывается настоящее богатство рельефных эффектов, которое никогда не смогут имитировать настенные покрытия - обои, плёнки, наклейки.

Поскольку краска сохраняет следы кисти (или мастихина), они тоже становятся выразительным средством. Мы знаем, что один удачный мазок часто придает рисунку очаровательную непринужденность, и любим использовать это свойство импасто.

Как писать в технике импасто? В первую очередь, позаботьтесь об инструментах - понадобяться мастихины (разной формы) и кисти из щетины.

Мастихины для живописи (с изогнутыми ручками) оставляют широкие мазки, в отличие от кистей, которые больше подходят для небольших поверхностей. В зависимости от того, под каким углом вы держите инструмент - будь то мастихин пли кисть - и какими его частями работаете, результаты будут разными. Поэкспериментируйте с кистью и мастихином, чтобы узнать, какие рельефы можно создавать с их помощью. Большая часть мастихинов сделана из металла, но вам могут понравиться и пластиковые - они более гибкие. Эти инструменты подходят для быстрого закрашивания больших поверхностей. Сочетание в работе кисти и мастихина позволяет писать разнообразными мазками.

Краски нужны плотно покрывающие - масло, акрил, темпера. Акриловые краски считаются идеальным материалом для работы в технике импасто, поскольку они отличаются пластичностью и ими можно писать, просто выдавливая на холст прямо из тюбика. Однако целесообразнее наносить акриловую краску постепенно, слой за слоем, потому что если нанести ее слишком толстым слоем за один прием, краска может потрескаться и осыпаться с холста. Еще одно несомненное достоинство акриловых красок состоит в том, что они очень быстро сохнут. Это значит, что вам не потребуется много времени, чтобы увидеть результат своего творчества.

Некоторые мои любимые приёмы
Густое пятно-импасто

Наберите достаточное количество неразведённой краси на нижнюю плоскоть мастихина и нанесите её на плоскость широкими мазками. Движение - как будто намазываете масло на хлеб. У вас получится густое цветное пятно.

Штриховая фактура - импасто.
Наберите крску на нижнюю сторону мастихина и нанесите на холст лёгкими ударами. В результате у вас получится густое цветовое пятно с выступающими "гребнями" краски.

Альтернатива мастихину и кистым.

Мы не ограничиваемся кистями и мастихином, а экспереминтируем с губками, пластиком, валиками, щетками, палочками - да со всем, что под руку попадётся. Результат всегда впеячатляет

Используя густые, как масло, краски, можно создавать множество разнообразных привлекательных фактур.

Импасто – это нанесение краски толстым слоем с помощью мастихина или кисти. При этом краска должна быть густой, как масло, с минимальным количеством пинена или вовсе без него. Более того, некоторые художники смешивают краски со специальными добавками-загустителями. Таким образом, техника импасто позволяет максимально проявить богатые фактурные возможности масляных красок.
Импасто привлекает внимание к рельефу картины. Густая краска буквально возвышается над поверхностью холста, из-за чего картину уже невозможно назвать двухмерной. Работы, написанные в технике импасто, отличаются невероятной энергией.
Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее длинными и точечными мазками, создавать гребни и проводить всевозможные линии разной ширины. Перед вами открывается настоящее богатство рельефных эффектов, которое может кардинально изменить вашу живопись.
Поскольку краска сохраняет следы кисти (или мастихина), они тоже становятся выразительным средством. Художники знают, что один удачный мазок часто придает картине очаровательную непринужденность, и любят использовать это свойство импасто.

Импасто часто применяется в технике алла прима . Кроме того, можно написать картину тонкими слоями краски, а в завершение нанести толстый рельефный слой. Одни полотна целиком пишутся импасто, а на других эта техника применяется только на отдельных участках. Общий принцип: от темного к светлому или светлым поверх темного.

Мастихины для живописи (с изогнутыми ручками) оставляют широкие мазки, в отличие от кистей, которые больше подходят для небольших поверхностей. В зависимости от того, под каким углом вы держите инструмент – будь то мастихин пли кисть – и какими его частями работаете, результаты будут разными. Поэкспериментируйте с кистью и мастихином, чтобы узнать, какие рельефы можно создавать с их помощью.
Мастихины бывают разных размеров и форм, а значит, и мазки, наносимые ими, различаются. Как и при работе с кистью, небольшое движение запястьем приводит к тому, что мастихин оставляет тонкий след. А в результате широкого взмаха руки обычно появляется большой характерный мазок.
Большая часть мастихинов сделана из металла, но вам могут понравиться и пластиковые – они более гибкие. Эти инструменты подходят для быстрого закрашивания больших поверхностей. Сочетание в работе кисти и мастихина позволяет писать разнообразными мазками.

В изобразительном искусстве итальянское слово «импасто» (тесто или паста) обозначает технику с использованием неразбавленной краски, которая густо наносится на холст. Первоначально метод использовали для маскировки дефектов или некоторых фрагментов картины — художники смешивали пигменты прямо на полотне, чтобы получить требуемый цвет или эффект.

С помощью этой техники можно добавить трехмерное, почти скульптурное качество или создавать уникальные текстуры. Техника использует утолщенные непрозрачные слои - масляные, акриловые, гуашь и темперу. Мазки толстым слоем, создавали рельефные поверхности, на которых до сих пор отчетливо видны следы кисти или шпателя. Некоторые художники использовали метод к конкретным элементам картины, другие, как Винсент Ван Гог, выполняли целые полотна в импасто.

Свойства масляной пастели

Особенности техники

Использование импасто превратилось в настоящее исследование художниками свойств масляного пигмента — стандартной среды в западной живописи в эпоху Возрождения. Работы маслом сохнут медленно, позволяя художникам наносить ее густыми мазками или в несколько слоев. Для создания особо выразительных эффектов, краску наносят мастихином вместо кисти.

  • В отличие от смешивания «мокрое по мокрому», техника импасто действительно создает физическое ощущение объема в выразительных, абстрактных работах. Чтобы мазки были плотнее, художники иногда добавляют воск или другие вещества.
  • Живописцы эпохи Барокко, которые практически первыми применили технику, смешивали краски с лаком или цинковыми белилами для грубых текстур, в сочетании с другими методами, создавая широкий спектр текстур и эффектов в одной работе.
  • Импрессионисты, которые гордились спонтанными работами на пленэре, приняли совершенно иной подход. В отличие от более ранних художников, импрессионисты приобретали готовые смеси и использовали краски прямо из тюбика. Густые, яркие работы маслом сохраняют следы кисти.
  • Художники эпохи постимпрессионизма, экспрессионизма, также использовали густые слои, аналогичные импрессионистам — эта практика продолжалась абстрактными экспрессионистами в течение прошлого века.

Техника живописи Сфумато

Эффект 3D

Импасто создает богато текстурированную трехмерную поверхность, которая удерживает свет на полотнах или создает крошечные области тени, усиливая восприятие картины. Эффект импасто в картине служит нескольким целям:

  • добавляет рельеф поверхности, подсветку, придает скульптурное качество живописи и акцентирует формы;
  • используется для создания областей визуальной привлекательности.

Ранние барочные художники Рембрандт и Веласкес использовали импасто частично, для сложных текстур, таких как кружева, волосы, морщинистая кожа или эффекта резного камня без копирования точных деталей, складки одежды, блеск драгоценностей, а также для усиления атмосферных эффектов.

Визуальная иллюзия

Импрессионисты и экспрессионисты применяли густой слой для создания визуальных иллюзий, имитации сломанной текстуры, объема, интенсивного света. Экспрессионисты использовали технику для передачи чувств и эмоций. Клод Моне использовал архитектурный подход к импасто.

Техника живописи A la prima

Импрессионисты при работе в пастели применяли два способа.

  • Первый основан на использовании фиксирующих веществ и добавлении фиксатора распылением или кистью. Слой за слоем с использованием этой техники работал Эдгар Дега.
  • Второй метод основан на разработках пастельных оснований из акрила, которые способны удерживать текстуру на полотне.

Текстурирование

Современные акриловые праймеры для пастели являются достаточно «тяжелыми», чтобы сохранить густой слой гибким, без образования трещин и шелушения. Это позволяет экспериментировать с пастелью и получать разнообразие текстур. Чтобы подчеркнуть текстурные свойства краски, ранние мастера пытались устранить мазки, но времена изменились, и сегодня многие художники максимально используют свойства видимого мазка.

Масло наиболее подходит для пастозного метода из-за вязкости, плотности и медленного высыхания работы, но в пастозной технике применяются акриловая краска или гуашь. Темпера имеет слишком тонкую текстуру, поэтому техника импасто применяется с наполнителями.

Живопись эпохи северного возрождения

Как наносить краску

Способы нанесения краски:

  • Краску можно наносить кистью или мастихином, использовать прямо из тюбика или добавлять наполнители;
  • Плотные слои пигмента оставляют сохнуть, но медленно, чтобы избежать сморщивания или растрескивания;
  • Чрезмерно жирная среда неудобна для текстурирования и мазков;
  • Плоская щетка или синтетические кисти идеально подходят для пастозной работы;
  • Для вязкости пигменты дополняют песком, древесными опилками, чтобы создать объем и текстуру;
  • После высыхания импасто, можно защитить работу тонкой пленкой глазури, чтобы предотвратить образование трещин.