Урок по изобразительному искусству на тему"Ты сам мастер ДПИ. Декупаж" (5 класс)

Тип урока: Изучение нового материала, урок - творчества.

Цель урока: Развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы с гофрированным картоном в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить, создать изделие декоративно – прикладного искусства для украшения интерьера.

  • Обучающие : Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике “квиллинг”.
  • Развивающие : Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, развивать пространственное воображение.
  • Воспитывающие : Воспитывать интерес к работе с бумагой в технике “квиллинг”, совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Оборудование для учителя: ПК, мультимедиапроектор.

Оборудование для детей: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

План урока (45 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.

Повторение изученного материала. Фронтальный опрос. 5 минут.

Практическая часть. Мастер-класс по квиллингу из гофрированного картона с демонстрацией презентации. 30-32 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка работ. 5 мин

Организационный момент:

Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и принадлежностей у учащихся.

Повторение изученного материала:

На прошлом уроке мы с вами вели разговор о современном декоративном искусстве.

(Просмотр презентации)

Слайд 2. - Давайте вспомним, какие существуют виды современного декоративно-прикладного искусства. Какие материалы используют художники. (Ответ учащихся – керамика, художественное стекло, металл, гобелен, батик.)

Слайд 3. - Правильно, а сегодня на уроке я предлагаю каждому стать мастером декоративно-прикладного искусства и выполнить объемную работу из гофрированного картона для украшения интерьера.

Слайд 4. - Для этого нам понадобятся следующие материалы и инструменты: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

Слайды 5-6-7-8. Квиллинг – от английского слова “наматывать”. Квиллинг – это закручивание серпантином полосок из бумаги или гофрированного картона, которые принимают ажурный филигранный вид.
Умелыми руками мастеров можно сделать удивительные изделия. Посмотрите.

Слайд 9. – Приступаем к работе. Возьмите полоску гофрированного картона желтого цвета и скрутите тонкую трубочку. Докрутите трубочку в катушку-ролл.

Слайд 10. - Выполните точно такие же катушки-роллы из полосок гофрированного картона другого цвета. Затем из каждой катушки сделайте форму сердечка.

Слайд 11. – Изготовление стебелька. Сложим пополам зеленую полоску картона, склеим обе половинки, оставив место для цветочка. Вклеим желтый цветок-сердечко. Повторим тоже самое с другими полосками картона.

Слайд 12. - Изготовление листочков. Возьмем кусочек зеленого гофрированного картона, разрежем его по диагонали – получим треугольные листочки. Выполним таким же образом листочки для других цветов.

Слайд 13 - Приклеим листочки к стебелькам цветов. Загнем нижний край у стебельков. Выполним вазу – скрутим катушку – ролл большего диаметра, выдавим пальцами форму, проклеим ее внутри. Вклеим цветы в вазу. Заполним вазу “грунтом” - мягкой бумагой.

Слайд 14. - Приклеим “травку” на мягкую бумагу в вазе (нарезанные кусочки картона).

Заключительная част. Выставка работ.

Ребята, вы настоящие мастера декоративно-прикладного искусства. Давайте посмотрим, какие работы у вас получились.

(Учащиеся располагают свои работы на партах.

Вместе с учителем определяют лучшие.)

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы познакомились с техникой квиллинг, надеюсь, что вы продолжите работу с гофрированным картоном в этой технике. Желаю всем успехов.

На этом урок закончен. До свидания.

Список используемой литературы.

1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – “Феникс”, Ростов-на-Дону: 2011

2. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.

3. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2008

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2007

5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.

Тема: Творческая работа по изобразительному искусству в 5 классе по теме:

«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства.

Мозаика.»

Разработала:Недоступова Галина Владимировна .



Цели занятия:

1. Образовательные:

    познакомить с декоративно-прикладным видом искусства-мозаикой;

    совершенствовать навыки составления композиции из цветной бумаги;

    создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2. Развивающие: способствовать развитию творческой фантазии,художественного вкуса,восприятию цвета,зрительной памяти,творческих способностей;

    способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

    способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

    способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 . Воспитательные:

    создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

    способствовать формированию нравственных качеств личности.

Методическое оснащение занятия:

    Материально-техническая база:

    Презинтация,выполненная в Power Point ;

    Мультимедийный проектор,экран,компьютер;

    Дидактическое обеспечение:

    рисунки;

    репродукции;

    плакаты;

    образцы работ.

Методы обучения:

    проблемный;

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    фронтальная;

    индивидуальная.

Словарная работа:

    мозаика, смальта.

II Ход занятия.

    Организационный момент:

    проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

    Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

    Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему.

    Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины.

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

    Изложение нового материала:

    1. Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.

    1. История развития.

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Предположительно зародилась она еще в Древней Греции и распространилась на соседние территории, всюду, где появлялись греческие колонии. Не меньшую популярность мозаика имела в Древнем Риме. Достаточно вспомнить хрестоматийные примеры прекрасных мозаик, обнаруженных при раскопках города Помпеи. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывали пол, при росписи стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Возникновение мозаики на Руси неотделимо от умения представителей славянских племен, проживающих на территории Киевской Руси в VIII-IX в.в., изготовлять стекло. И не только собственно стекло, но и разнообразные стеклянные изделия. Ремесленники научились создавать мозаичные смальты, представляющие собой стеклянные прозрачные, полупрозрачные (или так называемого заглушенного стекла) кубики либо пластинки, палитра которых превосходила все существующее ранее. Киевские умельцы достигли небывалого мастерства в сфере мозаичного дела. Они взяли настолько высокую планку, что превзошли уровень мастеров Западной Европы! Отныне мозаика киевской Руси стала образцом истинного искусства для Запада.

Вообще-то, России понадобились семь долгих веков, чтобы, с одной стороны, подхватить мозаичное искусство всех стран и государств (Киевской Руси в том числе), а с другой стороны – поднять его на невиданную высоту. Этот взлет связан с именем М. Ломоносова – «изобретателя мозаики в Российской империи». Он придумал ускоренный способ набора мозаики, усовершенствовал технику, освободил мозаичное искусство от застывших форм и стесняющих традиций. В его мастерских изготавливались образцы смальты, имеющие множество оттенков по яркости и насыщенности. Хотя бы приблизительно похожие не встречались в тот период больше нигде. Так в России появилась своеобразная, неподражаемая, своя мозаика, русский стиль которой – неповторимый и самобытный придал именно Ломоносов.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Изображение греческой богини моря Фетиды.

Мозаичное панно, прославляющее подвиги Александра Македонского.

Портрет М.Ломоносова.

Мозаику используют также для украшения произведений декоративно прикладного искусства:кувшинов,тарелок,чаш и других предметов.Стеклянная мозаика,незаменима для облицовки:бассейнов,водопадов,фонтанов,ванных,кухонь,фасадов зданий.

Мозаика для фасадов домов. Мозаика для бассейнов.

Мозаика для ванной комнаты.

Мозаика на посуде.

Мозаику можно выполнять с помощью ткани,из разноцветных кусочков пластелина,цветной бумаги.

4. Закрепление материала.

    Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики.

    Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

    Кто возродил смальтовую мозаику в России.

    Практическая работа.Самостоятельная работа(творческая).

Последовательность выполнения работы.

- работа выполняется в технике мозаики из цветной бумаги;

-выбор палитры цветной бумаги по эскизу;

-составление мозаики из разноцветных кусочков цветной бумаги;

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

    Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

    Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

    Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

    Рациональное использование учебного времени учащимися.

7.Рефлексия.

    Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

    Что узнали нового?С каким видом искусства познакомились на уроке?Что понравилось на уроке?

    Почему целесообразно сначала выполнять работу в эскизе, а затем в материале?

    Просмотр работ.

    Выставление отметок.Уборка рабочего места.

Детские работы



    Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

Задачи урока:

  • воспитывающая - осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;
  • обучающая - закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
  • развивающая - развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: рабочая тетрадь, ручка, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.

На доске: дата, тема, термины : «панно».

Зрительный ряд:

  • оформление классной доски - эскизы панно на различные темы.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ - презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организаторский момент:

  • проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;
  • повторение правил техники безопасности на уроках технологии;
  • оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное - вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Во-первых, необходимо определиться в выборе места, где будут размещены работы (в коридоре, столовой, рекреации), решить, каков будет их размер и содержательный мотив. Можно сделать, например, декоративное панно на темы: «Праздничные гулянья», «Веселые посиделки», по мотивам русских народных сказок, древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли.

Рождение замысла и воплощение его в эскизах - это один из самых важных и ответственных моментов творческого процесса. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы над декоративной композицией.

Работу над эскизами начинают с поиска пластического решения главного образа композиции. Нужно стремиться к тому, чтобы изображение было лаконичным, обобщенным и выразительным. В эскизе не нужны подробности.

Законченные эскизы необходимо внимательно просмотреть. Затем, выбрав самые удачные, доработать, обогатить интересными находками других авторов.

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.

Рисунок на картоне можно обвести угольком, разделить на фрагменты, пронумеровать детали. Это облегчит работу, связанную с выполнением отдельных деталей. Приложив лист бумаги к рисунку, вы сможете быстро сделать на нем оттиск нужной формы, вырезать ее и, поставив с обратной стороны соответствующий номер, начать украшать деталь. Детали собираются в более крупные блоки, а затем монтируются на панно.

Для декоративной работы могут понадобиться материалы: кусок оргалита, мешковина или холст разных оттенков и фактуры, а также кожа, цветное сукно, кусочки ткани, велюра, веревки разной толщины, шпагат, бумага и клей ПВА.

Для украшения панно потребуется заготовить большое количество узелков, петелек, завитков разной величины, а также плетеные косички и крученые веревки. С косичками придется немного потрудиться: необходимо научиться продергивать веревку через петлю, подобно тому, как это делает мама, когда вяжет крючком веревочкцу.

Чтобы представить общее цветовое решение панно и подобрать нужные материалы, разложите их на картоне. Отдельные детали панно можно выполнить, используя шпагат.

На приклеенную поверхность приложите друг к другу короткие отрезки шпагата, подтягивая их к середине. Когда клей высохнет, можно подрезать края детали и украсить их косичкой или веревкой.

Используя вырезанные из кусков кожи, велюра или плотной ткани детали, а также петельки, завитки, узелки, крученые веревки, вы можете выстраивать из них причудливые узоры, свободно декорировать большие поверхности, по - разному комбинируя и сочетая на них разные элементы.

Чтобы панно получилось красивым, постарайтесь делать эту работу аккуратно, с любовью, а главное - смело фантазируйте.

Еще один вариант выполнения декоративного панно () - из соленого теста. Изготовить такое тесто несложно самому: нужно взять стакан муки одну столовую ложку соли и добавлять понемногу воды, пока не получится крутой замес. Материал для панно готов, можно начинать работу.

Вначале необходимо сделать эскиз (условно, обобщенно, выразительно) и перевести рисунок на основной формат. На твердой оргалитовой основе рисунок можно выполнить мелом. Лучше начать работу с крупных форм. Чтобы связать лепное изображение с основой, следует проклеить тонким слоем ПВА нужный участок рабочей поверхности, а затем, выложив на него кусок теста, начать работу над лепным изображением в соответствии с рисунком. Отдельные детали, например оборки платья, лепестки цветов и т.д., можно сделать более рельефными, выступающими над лепной поверхностью.

Работа будет красиво смотреться, если вы украсите отдельные участки узорами. Их можно продавить линейкой или стекой, придав им вид геометрического орнамента. Можно сделать углубления острым концом карандаша, а также налепы в виде шариков из теста с углублениями в них. Способов украсить поверхности очень много - нужно только проявить выдумку, изобретательность и фантазию.

Когда лепное изображение будет готово, дайте ему просохнуть. А на следующем уроке можно очень осторожно включить цвет, предварительно составив палитру из нежных цветов. Лучше всего работать, чуть - чуть касаясь полусухой плоской кистью рельефной поверхности, не стараясь ее перекрыть полностью. Нежные цвета, сквозь которые пробивается цвет теста, создадут эффект свечения, а также цветовое богатство декоративной работы.

3. Закрепление изученного материала:

  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?

Физкультминутка.

  1. Практическая творческая работа:

Выполнить декоративную работу - древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли. Исполнение работы в двух вариантах.

  1. Из ткани, веревок, на картоне.
  2. На картоне, холсте, элементы из соленого теста.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

  1. контроля за правильностью выполнения приемов работы;
  2. оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
  3. контроль объема и качества выполненной работы.
  4. Подведение итогов совместной работы:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

Словарь терминов.

Эскиз — предварительный рисунок.

Картон — вспомогательный рисунок, в котором задуманная композиция исполнена в масштабе будущей декоративной работы (панно).

Панно — декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера.

Композиция (лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, осуществляемое в каждом виде искусства своими средствами, техниками, с учетом своих законов.

Художественный образ вещи — видимое строение содержания, идеи, слитное единство формы и содержания, осуществленное художником в конкретном материале и пронизанное его личностью.

Кич, китч (нем., букв. «халтура, дурной вкус») — изделия или произведения, не отвечающие общепринятым представлениям о прекрасном. Это торжество пошлости, безвкусицы, стремление к подделке либо дешевого под дорогое, либо одного материала под иллюзорное подобие другого (стекла под хрусталь, фарфора под дерево, металла под камень и т. д.).

Витраж (фр. vitrage — остекление) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала; изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение (окно, дверь, прозрачная перегородка).

Творческая интерпретация — творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании.

Просмотр содержимого документа
«Ты сам мастер. »

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

ИЗО 5 класс


  • познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;
  • раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;
  • развивать художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;


  • «Праздничные гулянья»,
  • «Веселые посиделки» ,
  • по мотивам русских народных сказок , древних образов народного искусства – древо жизни , коня , птицы , матери – земли.

Сказочная птица

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.



  • мешковина или холст разных оттенков и фактуры,
  • кожа,
  • цветное сукно,
  • кусочки ткани, велюра,
  • веревки разной толщины,
  • бумага
  • клей ПВА.


Еще один вариант выполнения декоративного панно ( декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера ) из соленого теста.





  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»? Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ? Что такое панно? Что такое композиция? Как можно выделить основную часть композиции?
  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»?
  • Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ?
  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?
  • Как можно выделить основную часть композиции?

Предмет: Изобразительное искусство и художественный труд

Класс: 5 класс

Предмет, класс

ИЗО, 5 класс

Тема

«Ты сам мастер ДПИ. Декупаж.»

Цель

Данный учебный проект позволяет показать взаимосвязь обычной жизни с миром искусства и способствует преемственности поколений.

Задачи проекта

В процессе подготовки и реализации проекта формируется художественная культура, эстетический вкус, патриотизм.

Познакомить с новым видом ДПИ, учить работать с материалами для декупажа, выполнять собственную творческую работу, воспитывать аккуратность в работе и интерес к предмету.

Тип урока

Проектная деятельность.

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный, практический, индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

Основные понятия и термины

Декупаж как вид современного ДПИ, история техники Декупаж, роль Декупажа в интерьере

Образовательные ресурсы

Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение»
Презентация «Декоративный сувенир». Клей, салфетки, кисти, картон, мелкая декоративная фурнитура.

Художественные материалы

1. Объект для декупирования.2. Ножницы.3. Салфетки с картинками для вырезания.4. Клей ПВА.5. Кисти.6. Карандаш и скотч.7. Различные лаки и краски для покрытия: водостойкие лаки - для изделий, которые будут подвергаться воздействию влаги; акриловые краски - для окрашивания фона.8. Блестки.

Объект для декупирования: цветочный горшок

Планируемые результаты

обучения

Личностные Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров, знатоков искусства, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Метапредметные

Познавательные УУД:
Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы. Учиться выполнять различные роли в паре и группе.


Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного.
Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу.
Уметь организовать место занятий.

Предметные

Учащиеся должны понимать, что такое – Декупаж. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.
Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации).

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Этап мотивации и актуализации знаний.

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)

Постановка учебной проблемы.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичное закрепление.

Обеспечение закрепления, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Применение новых знаний. Творческая практическая деятельность.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий при выполнении практической работы

Домашнее задание.

Запись домашнего задания.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и применение на практике.

Технологическая карта урока

Этапурока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Методы и формы урока.

Время

Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Метапредметные(УУД ):

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать;

Индивидуальная форма организации урока.

Этап мотивации и актуализации знаний

Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Что мы изучаем на уроках изобразительного искусства в этом году? (Декоративно-прикладное искусство, народное искусство) слайд 2

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: « Что такое декоративно - прикладное искусство? Зачем оно людям?»

Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.

А что значит декоративное искусство? Слайд 3

Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.

Декоративно-прикладное искусство – является неотъемлемой частью повседневной жизни. Человек зачастую не обращает внимания на окружающие его предметы быта, которые представляют художественную и эстетическую ценность

Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным. слайд 4

- Что было бы, если ДПИ перестало существовать?

- Где в основном используется современное декоративное искусство?

слайд 5,6

Не показалось ли вам, что декорирование горшков и ваз упоминается нами больше, чем декорирование других предметов?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок и какова его тема?

слайд 7

Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения

Личностные

Развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека.

Познавательные:
Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы.


Коммуникативные:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного.

Предметные:

Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Форма организации урока - фронтальная.

Дидактическая задача - применения знаний.

Метод - объяснительно-иллюстрационный

Постановка учебной задачи.

3

слайд 8

Определение проблемной ситуации.

- Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день.

(горшки декорированные в технике Декупаж)

Знакомство с новой техникой Декупаж.



1)Составление плана

2)Выбор средств и методов выполнения

3)Распределение обязанностей

Личностные: Формирование готовности усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров. Развивать эстетическое сознание. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

Познавательные:
Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Предметные :

Учащиеся должны понимать, что такое – Декупаж. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Проблемный метод.

Индивидуальная работа.

«Открытие» обучающимися нового знания.

слайд 9

Словестно-иллюстрированный рассказ.

Слово декупаж происходит от французского

decouper - вырезать . Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.

Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Artepovera («искусство бедных»).

Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.

Существует два вида декупажа – прямой и обратный. Сегодня мы выполним обратный декупаж.

Слушают учителя, рассматривают образцы изделий, смотрят презентацию

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают значимость изучаемого материала

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способе отделки изделий декупажем, сравнивают разные виды декупажа, выявляя в них общее и различное, дают качественную характеристику объекта

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации деятельности и облегчения усвоения нового материала,

владение речью, умение выражать мнение.

Метод частично-поисковый.

Форма организации урока - индивидуальная

Первичное закрепление.

5 Слайд 10

1.Какой вид прикладного творчества мы с вами сегодня ВСПОМНИЛИ?

2.Что такое декорирование предмета?

3.Какие предметы можно декорировать? (примеры).

Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.

Выполняют работу, проговаривают каждый шаг во внешней речи.

Работа в парах

Познавательные: Анализ,синтез,обобщение, классификация.

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные:

учёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра.

Метод обучения - словесный.

Прием рассуждений.

Динамическая пауза.

Мы немного отдохнём,
Встанем- глубоко вздохнём.

Презентация . Физкультминутка «Бабочка»

Слайд 11,12

Выполнение движений глазами в соответствии с презентацией

Личностные: переключение с одного вида деятельности на другой.

Фронтальная форма организации урока.

Творческая практическая деятельность.

Самостоятельная работа выполнение работы «Декупаж горшка.». слайды 13-18

Учитель проверяет организацию рабочего места.

Демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции. Предлагает учащимся выполнять работу вместе с учителем.

Этапы работы:

    Обезжиривание поверхности (горшок, спирт, вата)

    Приклеивание салфетки на поверхность тарелки (клей ПВА, кисть, тарелка)

    Просушивание поверхности

    Нанесение двух слоев лака для защиты поверхности.

    Учителем предложены технологические карты урока, с указанием последовательности выполнения задания.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы. Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает. Тем самым, многократым повторением, закрепляются новые знания.

Учащиеся выполняют, предложенную

работу «Декупаж горшка.»

Познавательные: Анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство.

Регулятивные: Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Частично-поисковый метод.

Метод обучения - практический.

Дидактическая задача – творческая деятельность и применения знаний.

Домашнее задание.

Учитель записывает с учащимися в дневник домашнее задание: принести деревянную фото рамку, салфетки, бусины, тесемки, клей, инструменты для выполнения прямого декупажа (показывает какой должна быть рамка)

Учащиеся записывают домашнее задание

Личностные:

самоопределение.

Форма организации урока -индивидуальная.

Рефлексия деятельности.

Подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось?

Оставьте, пожалуйста, на память об уроке свое впечатление в виде цветка на доске: красный - у меня восторженное настроение, светлое, приятное, синий – своей работой я не совсем доволен.

Посмотрите, какой у нас получился букет!

- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Личностные: отзывчивы к красоте в искусстве

Регулятивные: оценивают работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер

Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения

Метод обучения - словесный.

Фронтальная форма организации урока. Прием рассуждений.

Тест.

4. Уберите лишнее:

B C

Результаты:

Номер вопроса

Ответ

Баллы

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого:

Оценка:

"3" - 1,4 балла

"4" - 2,5 балла

"5" - 4 балла

Тест для учителя.

1. Продолжите «Декупаж» - это

A. вид творчества с использованием спиц и крючка.; B. вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки.

C. вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками.

A. «Разрезать» B. «Клеить» C. «Рисовать»

3. Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».

A. Обои. B. Салфетка. C. Пленка.

4. Уберите лишнее:

A. Декупаж – кракелюр. B. Объемный Декупаж. C. Декупаж – золочение. D. Декупаж – старение.

5. Выберите поделку в технике "Декупаж" (представлен ряд работ)A B C

Результаты:

Номер вопроса

Ответ

Баллы

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого:

Оценка:

"3" - 1,4 балла

"4" - 2,5 балла

"5" - 4 балла

Этаты работы в технике декупаж цветочных горшков.

1.Обезжириваем поверхность горшка. Для этого используем спиртовую салфетку.

Тогда покрытие будет равномерным.

2. Вырезаем рисунок из салфетки. Отделяем верхний слой.

3. Клей разводим с водой (1:3).

4. Вырезанный элемент рисунка накладываем на горшок и осторожно, кисточкой проклеиваем.

5. Движения кистью от центра к краям. Это позволит избежать складок и разрывов бумаги.

6. Оставляем горшочек сушиться. Затем покрываем двумя слоями лака.

Горшочек готов. Сажайте в него цветы и радуйтесь своим творческим достижением.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УРОК ИЗО

«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства.

Мозаика»

Составитель:

учитель ИЗО.

Рузаевка, 2013

I. Дидактическое обоснование занятия.

Цели занятия:

1 Образовательные:

· обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;

· способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;

· создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2 Развивающие:

· способствовать развитию творческой фантазии;

· способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

· способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

· способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 Воспитательные:

· создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

· способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

· кабинет информатики;

· компьютеры.

2. Дидактическое обеспечение:

· рисунки;

· репродукции;

· плакаты;

· образцы работ.

Методы обучения:

· проблемный;

· объяснительно-иллюстративный;

· репродуктивный;

· частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

· фронтальная;

· индивидуальная.

Словарная работа:

· мозаика, смальта.

Тип занятия:

· интегрированный;

· комбинированный.

II Ход занятия.

1. Организационный момент:

· приветствие;

· проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения). (Слайд 2).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка » под редакцией).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

· Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). (Слайд 3).

· Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему. (Слайд 4).

· Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины?

· Попросить учащихся сделать вывод о месте расположения и размерах мозаичных картин.

(Станковые или монументальные). (Слайд 5, 6).

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

3. Изложение нового материала:

3.1 Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла. (Слайд 7).

3.2 История развития.

Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки . Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера – пол (Слайд 8).

В эпоху расцвета христианства стены и потолки византийских храмов украшались мозаичными изображениями евангельских сцен. Для этого было создано разноцветное непрозрачное искусственное стекло – смальта. (Слайд 9).

В XVI веке в Италии, которая была богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики – флорентийская. Итальянские мастера заметили, что мрамор в одном куске имеет множество оттенков. Для создания мозаичных картин можно было использовать не мелкие, а крупные кусочки. (Слайд 10).

В России смальтовую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоносов. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. (Слайд 11). Самая большая его мозаичная картина «Полтавская битва», созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге. (Слайд 12).

4. Закрепление материала.

· Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики. (Слайд 13-18).

· Проверка (глина, галька, камень, мрамор, смальта)- слова на доске.

· Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

· Кто возродил смальтовую мозаику в России.

5. Практическая работа.

5.1. Вводный инструктаж.

· Сообщение названия практической работы «На морском дне». (Слайд 19).

1. Изображение рыб и рамки.

(Слайд 20).

3. Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков). (Слайд 22, 23).

5. Выбор палитры. (Слайд 24).

5.2. Закрепление материала.

· Самостоятельно рассказать последовательность выполнения мозаичной картины.

2.Изображение рыбы

3.Морское дно.

4.Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

5.Выбор палитры.

· Проверка.

· Устранение ошибок.

· Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы . Показ слайдов. (Слайд

· Вопросы.

6. Самостоятельная работа учащихся.

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

· Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

· Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

· Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

· Рациональное использование учебного времени учащимися.

6.3. Физкультминутка.

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6. повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

7. Подведение итогов.

· Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

· Что узнали нового?

· Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?

· Просмотр работ.

· Выставление отметок в классный журнал.

· Сообщение о теме следующего урока.

«Мозаика. Натюрморт» с детальной прорисовкой. (Передача объёма более мелкими составляющими частичками и тщательным подбором цвета).