Чему учить 4 летнего ребенка

Инструкция

Приступайте к обучению ребенка чтению в возрасте около 4 лет. Следует при этом учесть, насколько развита его устная речь. Если малыш изъясняется развернутыми предложениями и отчетливо слышит каждый отдельный звук в слове, время пришло.

Не забывайте об индивидуальном ритме освоения нового материала. Допустим, ребенок отлично научился выражать собственные мысли, и вы приступили к изучению азбуки, но не продвигаетесь дальше второй страницы. В таком случае не злитесь на малыша, а просто повремените с процессом обучения. Вполне возможно, ребенок психологически не готов к подобного рода нагрузкам.

«Букварь» (Н. С. Жуковой) является одним из наиболее популярных методических пособий, обучающих чтению. Бегло ознакомившись с ним, вы неизбежно обратите внимание на два важнейших достоинства. Во-первых, в основу пособия заложен четкий принцип "от простого к сложному". Во-вторых, книга разработана именно для самостоятельного прорабатывания, в нижней части каждой страницы даются ценные указания относительно того, на что именно стоит обратить внимание родителям. Кроме того, Жукова предлагает оригинальный метод обучения соединению двух букв в один слог. Все слова (в том числе в составе текстов) разбиты на слоги, что значительно упрощает процесс чтения.

Не менее качественным пособием является «Азбука» (О. Жуковой). Данный автор выпустил несколько красочных обучающих книжек, которые отличаются достаточно своеобразной подачей материала. Взять хотя бы «Азбуку для девочек » или «Азбуку для мальчиков », отличающиеся особым подходом к подбору дидактического материала, основанном на половой принадлежности. Помимо прочего, этому же автору принадлежит и «Азбука для малышей с крупными буквами», рассчитанная на детей от 2 до 3 лет. Знакомство с буквой начинается с детального ознакомления со словом-символом. Слова подобраны с учетом повседневных реалий, с которыми сталкивается малыш. Далее начинается процесс детализации: книга, кот, жук... Затем ребенок знакомится с глаголами: спит, бежит, ест... После чего те же слова складываются в предложение, которому сопутствует соответствующее изображение. Постепенно вводятся задания. Например, ребенку предлагается вылепить изучаемую букву из пластилина или кусочка веревки и т.п. После «пальчикового» освоения буквы малыш учится ее читать отдельно, а затем в слогах.

Существует и иная методика (Зайцева) по обучению детей чтению, основанная не на штудировании букварей, а на любимейшем детском занятии - игре в кубики . Приобретите в специализированном магазине набор заготовок, из которых вам предстоит склеить кубики. Все они будут отличаться друг от друга. Среди них большие и маленькие, тяжелые и легкие, «железные», «деревянные», «золотые». Одни звенят, другие гремят, третьи глухо постукивают. Например, «железные» и «деревянные» кубики символизируют глухие и звонкие согласные. Данная методика сопряжена не с произношением, а с пропеванием звуков. Методика Зайцева хороша на определенном этапе развития ребенка, после нее необходимо переходить на книги, иначе он привыкнет ориентироваться только по кубикам.

Самый лучший и самый первый учитель для ребенка – это мама. И она вполне самостоятельно может научить ребенка читать в 4 года в домашних условиях, главное, узнать, как это делать правильно.

Для обучения потребуется методика. Можно воспользоваться послоговым чтением, которое рекомендует , Жукова или Чаплыгин, у этих авторов есть соответствующие обучающие пособия в виде кубиков и букваря. Такой способ позволяет за более короткий срок научить малыша читать с нуля. В этом случае сразу заучиваются слоги, из которых впоследствии ребенок составляет слово.

Но если маме претят новшества, то можно учить с ребенком буквы по старинке, а после уже слоги, из которых складывается слово. Такой способ достаточно прост, но потребует больше времени на изучение.

Как быстро научить ребенка читать в 3-4 года?

Важно чтобы для обучения у малыша было соответствующее место. Это может быть детская парта или просто столик, на который юный ученик будет складывать свои обучающие пособия.

Немаловажен и настрой участников процесса – от мамы потребуется колоссальное спокойствие, а от ребенка усидчивость. Чтобы малыш понял, что от него требуется, может пройти не одна неделя. Ведь обучение – это что-то новое для него и важно не спугнуть интерес и не отбить желание учиться негативными эмоциями.

Одно занятие должно длиться не дольше 15 минут, ведь ребенку очень сложно надолго концентрировать на чем-то одном.

Если мама не знает, как научить ребенка 4 лет читать, то мы подскажем что нужно, чтобы процесс был продуктивным:

  1. Хвалите малыша несмотря ни на что, ведь похвала – это огромный стимул.
  2. Не заставляйте ребенка читать слишком много за один раз. Достаточно будет 4-5 слов прочитанных хорошо, чтобы считать урок удавшимся.
  3. Уроки чтения проводите ежедневно, без перерыва, так у ребенка закрепиться в сознании, что теперь это его новая жизнь.

Как научить читать по слогам ребенка 4 лет?

Конечно же, для классического метода обучения чтению, первым делом нужно выучить буквы, а после этого уже приступать к слогам, которые нужно не проговаривать, как привыкли взрослые, а пропевать. Это можно объяснить ребенку следующим образом: взять два кубика с буквами, например, А и У. На кубике с буквой А стоит человечек и его задача - перепрыгнуть на кубик У, не упав. Для этого нужно тянуть звук: А-а-а-а-у. Если звук прервать, то человечек упадет и ему снова придется взбираться на кубик.

Сначала нужно освоить только гласные, чтобы не запутать ребенка большим количеством информации и лишь когда он поймет материал можно добавлять согласные. Когда слоги ребенком будут уже читаться осмысленно, таким же способом их складывают уже в короткие слова.

    Лайк

    Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.

    Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик. Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.

    Раннее чтение развивает интеллект малыша

    Когда можно начинать обучение

    Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.

    Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.


    Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение

    Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков. Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.

    Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.

    1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
    2. Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
    3. Отсутствие серьезных проблем с произношением.
    4. Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.


    4 года - оптимальный возраст для начала обучения

    Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.

    Учиться и играть одновременно

    Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, все дошкольное время должно проходить в играх. Без игры малыша невозможно научить не только чтению, но и ничему другому. Хороший учитель придумает множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе малыш не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.


    Обучение чтению должно быть удовольствием для ребенка

    В процессе игры одновременно происходит и обучение, и развитие ребенка.

    Простой способ научить малыша читать

    Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква - то, что пишется, звук - то, что слышится. Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.

    Выучить гласные звуки

    Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки. Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.


    Учим буквы по кубикам

    Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.

    Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.

    Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.

    Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.

    Научиться читать слоги

    После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.

    Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».


    Учим слоги с сказочными героями

    Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.

    Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.

    Чтение слов

    Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.


    Совместные чтения развивают интерес ребенка

    Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.

    Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.

    Тест

    Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.


    Любит ли ваш ребенок книги?

    1. Малыш просит рассказать сказку?
    2. Он сам может их пересказывать?
    3. Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
    4. Что вызывает в книге больший интерес у малыша - картинки или содержание?
    5. Просит ребенок научить его читать?
    6. Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
    7. Пытается ребенок сам «писать» книгу?
    8. Внимательно он слушает чтение других?
    9. Бережет малыш свои книги?
    10. Богатый ли у него словарный запас?
    11. Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
    12. Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
    13. Пытается соединять знакомые буквы?
    14. У малыша нет серьезных проблем с произношением?
    15. Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
    16. Говорит предложениями или отдельными словами?
    17. Ребенок учится читать с удовольствием?
    18. Он знает много песен и стихов?

    Подведение итогов

    Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.

    Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.


    У вашего ребенка есть свои книги?

    13-18 очков

    Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.

В норме к четырём годам ребёнок уже хорошо владеет речью и использует порядка 1500 слов. Но бывают ситуации, когда малыш не торопится общаться, и в этом случае требуется чуть больше усилий для освоения этого навыка.

Как научить ребёнка 4-х лет разговаривать

В первую очередь, нужно понять, что тормозит речевое развитие малыша. Важно исключить наличие серьёзных причин - биологической (связана смозговой дисфункцией, проблемами во время беременности и родов) и социальной (отсутствие стимулов для развития речи, постоянный стресс, гиперопека). Выявить их возможно на приеме у специалиста. После этого необходимо приступать к реализации плана «как стимулировать речь малыша в 4 года».
Сразу оговоримся, что ни о каких насильственных методах обучения речь не идёт. Вопрос, как заставить ребёнка четырёх лет говорить, даже не должен возникать. Можно только запугать кроху и напрочь отбить у него желание общаться. Поэтому используем только мягкие, спокойные методы, запасаемся терпением и не гонимся за быстрым результатом. Отмечайте малейшие успехи крохи, вселяя в него уверенность в себе и желание продолжить занятия.

Игры для развития речи детей 4 лет

Обучение речевым навыкам происходит преимущественно в игровой форме. Таким образом дети лучше схватывают суть, проще вовлекаются в процесс и показывают хороший результат. Предлагаем несколько специальных игр для развития речи четырёхлетних детей:

  • забавные рожицы - сядьте перед зеркалом или смотрите друг на друга. Говорите, что делать, и просите повторить за вами. Например: «Высовывай язык и пробуй достать кончиком до подбородка/носа. Сверни язычок трубочкой и покажи мне. Плотно сожми губы и надуй щёки». Поле для фантазии безграничное. Можно слегка подтрунивать над малышом и смеяться над вашими гримасами;
  • лодочка/кораблик - в таз или ванную набираете воду и пускаете бумажный кораблик, и лучше даже не один. Разыгрываете такую историю, например: ветер улетел далеко-далеко, а он так нужен корабликам, чтобы переплыть море и добраться до волшебных земель. Сначала зовете ветер, а потом просите ребёнка дуть на лодочки, чтобы они поплыли. Причём на выдохе необходимо произносить звуки «п» (несколько раз подряд) и «ф» (непрерывно). Кроха не должен надувать щёки. Дуйте сильнее, слабее, прерывисто и наблюдайте за корабликами;
  • хитрая лиса - разыгрываем часть сказки про Колобка. Положите шарф или любой длинный кусок материи на пол - это будет мост, по которому хитрая лиса (ребёнок) будет идти через реку. Попросите малыша высунуть язык и положите на него небольшое плоское печенье (это будет Колобок). Лиса поймала Колобка и идёт домой, чтобы полакомиться, но ей необходимо перейти мост. Ребёнок должен идти, высунув язык и держа на нём печенье;
  • шаги - на каждый шаг нужно назвать по одному слову на заданную тему (животные, посуда, фрукты, овощи, всё круглое, съедобное и т.д.). Можно внести элемент соревнования и установить старт и финиш, а победитель получит приз;
  • третий лишний - называете три слова (тарелка, чашка, чай; ворона, собака, кошка и т.д.) и просите ребёнка найти лишнее. Эта игра научит его обобщать (тарелка, чашка и чай - предметы на кухне, но чай не относится к посуде; ворона, собака и кошка - живые существа, но птица будет лишней) и расширит словарный запас.

Важно понимать, что ребёнок не просто должен научиться говорить, в идеале надо обучить его делать это правильно. В решении такой задачи помогут следующие упражнения для развития речи ребёнка четырёх лет:

  • Тренировка мышц речевого аппарата:
  • рыбка - открываем рот как можно шире и затем закрываем, выполняется под счёт;
  • часики - широко улыбаемся, рот открыт, под счёт водим кончиком языка от правого уголка рта к левому;
  • качели - рот открыт максимально широко, кончик языка поочередно дотрагивается до десны то за верхними, то за нижними резцами;
  • слон - вытягиваем губы трубочкой, как будто произносим звук «у»;
  • хомячок - надуваем щёчки, плотно сживаем губки и энергично жуём, как это делает хомячок.
  1. Весёлые стишки для обучения произношению гласных звуков «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». Можете придумать сами или воспользоваться готовыми вариантами.
  2. Ролевые игры - придумайте историю, где нужно научить главного героя правильно произносить какой-то звук или слово. При этом ребёнок должен выступать в роли обучающего персонажа (первый раз можете разыграть эту роль сами, а потом передайте её малышу).

Любые занятия и игры, развивающие речь ребенка в 4 года, обязательно выполнять вместе. Сначала вы берёте на себя ведущую роль и постепенно передаёте её ребёнку (пользуйтесь фразами «помоги мне», «напомни-ка» и пр.). Активные дети могут сразу выступать в качестве главного героя. При регулярных занятиях прогресс не заставит себя ждать.