Знаменитые памятники архитектуры россии. Главные архитектурные достопримечательности россии


Памятники архитектуры – объекты, которые создавались, как правило в честь знаменательного события или важного человека. Возраст одних исчисляется десятками лет, тогда как другие помнят ещё египетских фараонов. В этом обзоре собраны самые известные памятники архитектуры, о которым можно писать историю человечества.

1. Кааба (Масджид аль-Харам)


Кааба (Масджид аль-Харам) - это здание в форме куба, расположенное в Мекке, Саудовская Аравия. Оно считается самым священным местом в Исламе, а также старейшим и самым знаменитым памятником культуры в мире.


В Коране говорится, что Кааба была построена Авраамом (Ибрагимом на арабском языке) и его сыном Исмаилом, после того как последний поселился в Аравии. Вокруг этого здания была построена мечеть, Масджид аль-Харам. Все мусульмане всего мира поворачиваются лицом к Каабе во время молитв, независимо от того, где они находятся.


Один из пяти основных законов ислама требует, чтобы каждый мусульманин совершил хадж - паломничество в Мекку хотя бы один раз в своей жизни. При этом Каабу необходимо обойти семь раз против часовой стрелки (если смотреть сверху).

2. Тадж-Махал


Тадж-Махал («Корона дворцов») - мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия. Он был построен падишахом Империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал широко известен как «жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всемирно признанных шедевров мирового наследия». Площадь Тадж-Махала - около 221 гектаров (38 гектаров занимает сам мавзолей и 183 гектара охраняемый лес вокруг него).

3. Египетские пирамиды



Всего в Египте было обнаружено 138 пирамид. Большинство из них были построены в качестве гробниц для фараонов и их жен во времена Древнего и Среднего Царств. Это одни из старейших знаменитых памятников культуры.


Самые ранние известные египетские пирамиды были найдены в Саккаре, к северо-западу от Мемфиса. А самой древней из них является Пирамида Джосера, построенная в 2630 - 2611 годах до н. э., во время третьей династии. Эта пирамида и окружающий ее комплекс были спроектированы архитектором Имхотепом и, как правило, считаются старейшими в мире монументальными сооружениями, выполненными из кирпичей с облицовкой.

4. Великая китайская стена



Великая Китайская стена представляет собой ряд укреплений из камня, кирпича, утрамбованной земли, дерева и других материалов, построенных вдоль исторических северных границ Китая для защиты страны от вторжений различных воинственных народов.


Несколько стен были построены еще в VII веке до нашей эры, а позже их достроили, объединив в то, что сегодня известно как Великая стена. Особенно знаменитой является часть стены, построенная между 220-206 годами до н.э. первым императором Китая Цинь Шихуанди (от нее осталось очень мало).

Кстати, в Поднебесной есть ещё много

5. Ангкор-Тхом (Большой Ангкор)



Ангкор-Тхом - окруженный стеной королевский город площадью 3 квадратных километра, который был последней столицей Кхмерской империи. После того, как Джаяварман VII отвоевал Яшодхарапура (предыдущую столицу) у захватчиков из Чампа в 1181 году, он построил на месте разрушенного города новую столицу империи. Он начал с существующих сохранившихся структур, таких как Бапуон и Фимеанакас, и построил вокруг них величественный огороженный город, добавив внешнюю стену со рвом и некоторые из величайших храмов Ангкора. В город есть пять въездов (ворот), по одному на каждую сторону света и Ворота победы, ведущие к району Королевского дворца. Каждые ворота увенчаны четырьмя гигантскими лицами.



Афинский акрополь, который в Афинах также называют «Кекропия», является самым важным местом города и одним из самых узнаваемых памятников мира. Это главный ориентир древнегреческой культуры, а также символ самого города Афины, поскольку он представляет собой апогей художественного развития в V веке до нашей эры.

7. Национальный мемориальный зал Чан Кайши


Национальный мемориальный зал Чан Кайши - это знаменитый памятник и местная достопримечательность, возведенная в память генералиссимуса Чан Кайши, бывшего президента Китайской Республики. Он расположен в китайском городе Тайбэй. Памятник, окруженный парком, построен в восточной части Мемориальной площади. На север от него находится Национальный театр, а с юга расположен Национальный концертный зал.



Дворец Потала расположен в городе Лхаса в Тибете. Он назван в честь горы Поталака, мифической обители Ченрезига или Авалокитешвара. Дворец Потала был главной резиденцией Далай-ламы вплоть до тех пор, пока 14-й Далай-лама не бежал в Дхарамсалу, Индия, во время вторжения Китая в Тибет в 1959 году.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, пятый Великий Далай-лама, начал строительство дворца Потала в 1645 году после того, как один из его духовных советников Кончог Чопел отметил, что место между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса является идеальным для расположения правительства. В итоге Потала был построен на остатках более ранней крепости, называемой Белым или Красным дворцом, построенном царем Тибета Сонгценом Гампо в 637 году. Сегодня дворец Потала - это музей.

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

С давних пор златоглавая Москва играла огромную роль в истории великой русской державы. А впоследствии этот замечательный город и вовсе стал столицей нашей родины. В Москве проживали императоры со своими семьями, представители аристократических династий, епископы и патриархи, прославленные музыканты, мастера живописи и самые талантливые литераторы. Именно поэтому в белокаменной, испокон веков сосредотачивалась культурно-политическая, финансовая, духовная и, конечно же, светская деятельность, что никак не могло не сказаться на процессе формирования архитектурного облика города.

На сегодняшний день в русской столице можно увидеть огромное количество потрясающе красивых зданий, которые благодаря своему солидному возрасту и таланту прославленных зодчих поистине являются нашим бесценным наследием! Уникальные и неповторимые памятники архитектуры в Москве служат предметом гордости и восхищения. Их слава уже облетела весь мир!

Список столичных историко-архитектурных памятников действительно огромный. В первую очередь внимание туристов привлекает недавно открывшейся , который по праву может называться одним из лучших украшений Москвы. Кроме этого нельзя обойти вниманием , здания ЦУМа и Большого театра, и др. Каждое из этих уникальных строений имеет свою занимательную историю и свое невероятно интересное прошлое.

Если же у Вас на осмотр московских памятников не более пары часов, то не спешите расстраиваться. Хотите сфотографироваться на фоне великолепных архитектурных ? Тогда просто прогуляйтесь по улочкам старой Москвы. К примеру, невероятно интересные старинные здания сосредоточены на улицах, вошедших в состав Бульварного кольца. Преимущественно здесь располагаются исторические здания, возведенные на протяжении XVII-XX веков.

Десятый и заключительный том издания "Памятники архитектуры Москвы" вышел в 2015 году. Данный выпуск целиком посвящен процессу формирования и…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 9. Архитектура Москвы 1910-1935 гг.

    После выхода в 1982 году первого тома "Памятники архитектуры Москвы", посвященного Кремлю и Китай-городу, и содержащего также полный…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 8. Окрестности старой Москвы (юг и восток)

    Предлагаю вашему вниманию восьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы". Книга вышла в 2007 году и посвящена восточной и южной сторонам…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 7. Окрестности старой Москвы

    Выкладываю для ознакомления седьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", увидевший свет в 2004 году. В книге представлен материал,…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 6. От Андроникова монастыря до Большой Калужской улицы

    Предлагаю вашему вниманию шестой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", вышедший в 2000 году. Эта книга завершает описание архитектуры Москвы…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 5. От Земляного до Камер-Коллежского вала.

    Пятый выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы" вышел в 1998 году. В этой книге представлен материал, охватывающий большую часть территории между…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 4. Замоскворечье

    "Замоскворечье" - четвертая книга издания "Памятники архитектуры Москвы". Район, которому она посвящена, входит в состав территории Земляного города.… Памятники архитектуры Москвы, том 1. Кремль, Китай-город, центральные площади

    На День города сделаю подарок всем жителям Москвы - выложу все 10 томов сводов памятников столицы. Сегодня будет первая книга из серии "Памятники…

  • Карта оцифрована участником сайта

    Описание карты

    "Москва. Архитектурные памятники". Схема составлена, оформлена и подготовлена к печати Научно-редакционной картосоставительской частью ГУГК в 1973 году. Редактор: Смигельская С.В. Формат бумаги 100x72. Тираж 47000. Цена 30 коп.

    Благодарим Романа Маслова за оцифровку материала!


    Схема архитектурных памятников центра Москвы

    Сопроводительный текст к схеме

    Среди русских городов Москва занимает особое место, как по значительности ее исторического пути, так и по неповторимому своеобразию архитектурного облика. Унаследовав высокую художественную культуру Древней Руси, она стала средоточием лучших творческих сил народа. Памятники московской архитектуры отразили различные этапы истории города и вошли в золотой фонд мирового зодчества.

    В Москве были заложены основы не только общерусской государственности, но и общерусской художественной культуры, вобравшей в себя все лучшее, что было достигнуто в других городах в эпоху феодальной раздробленности. Выражая средствами архитектуры ведущие идеи своего времени, московские зодчие вносили удивительное разнообразие в основные типы сооружений, свойственных той или иной эпохе.

    Ядро кремлевского ансамбля - исторического и композиционного центра города - складывалось в то время, когда Москва стала столицей Русского централизованного государства (в XV-XVII вв.). Соборная площадь и крепостные сооружения Кремля, созданные русскими и итальянскими мастерами и отразившие идею величия и мощи молодого государства, поражали современников масштабами и монументальностью.

    В XVI в. был создан новый тип сооружений-триумфальные столпообразные композиции, так называемые храмы-памятники, и среди них шедевр русского зодчества - Покровский собор (собор Василия Блаженного).

    В посадах и слободах, окружавших Кремль, в это время появляются каменные церковные и жилые здания, небольшие по размерам, но интересные по своим архитектурным формам. Широко развертывается в XVI в. и крепостное строительство: в 30-е годы сооружаются стены вокруг посада (Китай-город), в 80-90-е годы - вокруг Белого города, а в начале XVII в. Москва получила свой последний оборонительный пояс-Земляной вал с дубовыми стенами и башнями (Земляной город). Кроме того, в течение столетий вокруг Москвы возводились мощные крепости - монастыри.

    Польско-шведская интервенция вызвала временный упадок строительства в Москве, но с середины XVII в. начинается новый этап в развитии московской архитектуры.

    Многочисленные народные восстания расшатывали основы официальной идеологии и способствовали проникновению в архитектуру народных мотивов. Отсюда - богатство декоративного убранства, красочность, живописность композиции в постройках того времени. К концу XVII в. нарастает стремление к симметрии и уравновешенности, появляется новый тип ярусных церковных сооружений ("восьмерик на четверике"). Этот новый период в архитектуре получил название "московского" или "нарышкинского барокко".

    Реформы Петра, победа в Северной войне выдвинули Россию в число передовых европейских держав. Не порывая с национальными традициями, русские мастера творчески восприняли художественную культуру Западной Европы. В XVIII в. были созданы два основных стилистических направления-русское барокко и русский классицизм.

    Памятников барокко в Москве было создано мало, так как развитие стиля совпало с застройкой Петербурга, к тому же некоторые из них погибли во время пожара 1812 г., но московский классицизм блистательно проявил себя в многочисленных сооружениях различного назначения. После Отечественной войны 1812 г. классицизм приобретает черты большой простоты и строгости. С середины XIX в. начинается его упадок и на смену ему приходят различные стилизаторские течения - наступает эпоха "всех стилей". Возникновение в конце XIX-начале XX в. стиля "модерн" еще больше увеличивает пестроту застройки. Капитализм выдвигает необходимость создания новых типов сооружений - доходных домов, гостиниц, железнодорожных вокзалов и др.

    Строительная техника бурно развивается в это время, но художественная ценность зданий, за некоторым исключением, не достигает высокого уровня.

    Великий Октябрь открыл неограниченные возможности для развития всех видов искусств. Уже в 1918 г. В.И. Ленин подписывает декрет об охране и реставрации памятников истории и культуры. Громадный размах реставрационные работы получили в наши дни.

    Партия и правительство уделяют огромное внимание эстетическому воспитанию советских людей, и произведения русских зодчих играют в этом большую роль, вызывая восхищение талантом русского народа, воспитывая чувство патриотизма и гордости за свою страну. Памятники архитектуры, возвращенные к жизни советскими реставраторами, занимают почетное место в ансамблях новой Москвы.

    Советская архитектура в своем развитии прошла через ряд этапов. Двадцатые и начало тридцатых годов характеризуются поисками новых средств архитектурной выразительности, свободных от эклектики предшествующего периода. В это время большое внимание уделяется рациональным построениям планов зданий, широкому использованию новых материалов и конструкций, что позволило создать ряд интересных и художественно ценных сооружений. Однако реальные возможности строительства того времени не позволили воплотить многие архитектурные идеи.

    Развитие экономики страны породило стремление к величественным формам и пышности отделки. Снова началось обращение к различным стилям, что и привело впоследствии к излишествам и неоправданному украшательству. Это направление было справедливо осуждено правительственным постановлением 1955 г., где указывалось, что "советской архитектуре должны быть свойственны простота, строгость форм и экономичность решений". В настоящее время советские зодчие настойчиво работают над созданием полноценных художественных произведений, способных отразить дух нашего времени и пафос строительства коммунизма. Огромный размах строительства в нашей стране ставит перед советской архитектурой необходимость сооружения комплексов и ансамблей, способных создать целостный облик города. Л.И. Брежнев указывал, что "дело чести каждого из нас превратить Москву в образцовый коммунистический город".

    Понятно, что в буклете невозможно представить все архитектурное богатство Москвы. Здесь указаны лишь памятники, наиболее ценные в художественном отношении или наиболее характерные для своего времени.