Нравственная проблематика повести очарованный странник. Сочинение Лесков Н.С

В конце своего жизненного пути Николай Семенович Лесков писал: "Я вижу яркий маяк и знаю, чего держаться". Это признание было поистине выстрадано писателем, прожившим сложную жизнь, полную тревог и ошибок, исканий и потерь. И главный герой его повести "Очарованный странник", Иван Северьяныч Флягин, словно повторяет судьбу автора. Максим Горький считал, что Лесков обладает особым художественным талантом "неутомимого охотника за своеобразным, оригинальным человеком". Таковым является и его герой - человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы, с детства "предназначенный" для монастыря, постоянно помнящий об этом, но, однако, не способный преодолеть чары мирской жизни и расстаться с нею.

Всю свою творческую жизнь Лесков тяготел к народной теме и обнаруживал редкое знание народной жизни, поэтому в его повести представитель народа становится основным героем. "Очарованный странник" - хроника жизни простого человека. В ней нет какого-то центрального события, к которому стягивались бы остальные; разнообразные эпизоды здесь свободно следуют друг за другом.

Сюжет повести действительно пестр: приключения следуют за приключениями, как в сказке или былине. Но характер героя всегда дается в реалистическом ключе. И, сопоставляя Флягина с Дон Кихотом и Чичиковым, Лесков отвергает идею чисто приключенческого сюжета.

Жанр "Очарованного странника" Лесков определяет как рассказ, хотя большинство литературоведов считают его повестью. Сам же писатель не видит резких границ между ними. Свои повести и рассказы он часто называет очерками. Для него главнейшим принципом является художественность, "искусность" произведения, а не определение его жанра. Поэтому в "Очарованном страннике" читатель может найти и увлекательнейший сюжет, и великолепные карта нк среднерусской природы, и колоритную речь людей различных сословий, профессий и национальностей.

События произведения, о которых повествует автор, типичны для того времени. Типичен и Иван Северьяныч - народный богатырь крепостнической эпохи. Именно как русского богатыря Лесков и представляет читателю своего героя: "... он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца". Флягин обладает необычайной физической силой, это человек смелый и мужественный, бескорыстный и отзывчивый к чужому горю. Пройдя через суровые испытания, герой Лескова сохраняет чистоту и искренность чувств, доходящую до наивности.

Талантливость Ивана Северьяныча связана с обостренным восприятием красоты. Он ощущает прекрасное и в природе, и в песне, и в пляске, и в слове. Речь его поражает своей поэтичностью. Рассказывает странник о себе "с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен".

Дела свои Иван Северьяныч согласует лишь с собственной совестью. Поступая по совести, герой часто расходится с нормами общепринятой морали и готов зачислить себя в "большие грешники". Но, хотя по его вине погибает монах, хотя он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, всем содержанием повести Лесков утверждает, что в "житейской трагикомедии" Иван Северьяныч - самый лучший и честный актер. Образ его вовсе не идеален. С душевной теплотой и тонкостью чувства в нем уживаются грубость, драчливость, пьянство, моральная недоразвитость. Подравшись с офицером, он затем пытается выпросить у него несколько пощечин. "Для моей совести", - объясняет Флягин.

Ивану Северьянычу, как и многим героям Лескова, свойственны сомнения в религии. Да и в монастыре Флягин оказывается только потому, что ему "деться было некуда". Именно там, в монастыре, приходит он в состояние "страха за народ свой" и готовности "помереть за него". Но опасность Иван Северьяныч видит только со стороны внешних врагов, не помышляя о протесте против врагов внутренних, хотя нотки иронии по отношению к ним иногда проскальзывают у пего: "11аши князья...слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная". Лесков показывает нам крепостного мужика стойкой и яркой личностью, а господ-диоряп людьми неблагородными и "безнатурными".

Как всякий народный богатырь, Иван Северьяныч горячо любит Родину. Это проявляется в смертной тоске по родной стороне, когда десять лет ему приходится пробыть в татарских степях. К пожилым годам патриотизм его становится шире и сознательнее. Его томит предчувствие грядущей войны, и он мечтает принят!» в пей участие и умереть за землю русскую.

"Очарованный странник" был любимым героем Лескова. В этом образе писателю удалось передать всю силу и красоту русского народного характера. По словам Горького, Лесков был вооружен "не книжным, а подлинным знанием народной жизни. Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется "душою народа". Поэтому таким ярким, светлым и значительным вышел у него Иван Северьяныч - русский богатырь.

Многие знакомы с произведением Николая Лескова "Очарованный странник". И действительно, эта повесть - одна из самых известных в творчестве Лескова. Сделаем сейчас краткий анализ повести "Очарованный странник", посмотрим на историю написания произведения, обсудим главных героев и составим выводы.

Итак, Лесков написал повесть "Очарованный странник" в период с 1872 по 1973 годы. Дело в том, что задумка появилась во время путешествия автора по водам Карелии, когда он отправился в 1872 году на остров Валаам, известный приют монахов. Под конец того же года повесть была почти закончена и даже готовилась к печати под названием "Черноземный Телемак". Но издательство отказалось публиковать произведение, сочтя его сырым и недоработанным. Лесков не отступал, обратившись за помощью в редакцию журнала "Новый мир", где повесть приняли и напечатали. Перед тем, как мы сделаем непосредственно анализ повести "Очарованный странник", коротко рассмотрим суть сюжета.

Анализ "Очарованного странника", главный герой

События повести происходят на Ладожском озере, где повстречались путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них - конэсером Иваном Северьянычем, который облачен в подрясник, он и поведал остальным, что с юности имеет чудесный дар, благодаря которому может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.

Герой "Очарованного странника" Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ с того, что его родина - Орловская губерния, родом он из семьи графа К. В детстве ужасно полюбил лошадей. Как-то раз забавы ради он так избил одного монаха, что тот умер, откуда видно отношение главного героя к человеческой жизни, что важно в "Очарованном страннике", анализ которого мы сейчас делаем. Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни - удивительных и странных.

Очень интересно в общем отметить последовательную организацию повести. Почему можно определит её, как сказ? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, которая имитирует импровизационный рассказ. При этом воспроизведена не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражена особенность речи других персонажей.

Всего в "Очарованном страннике" 20 глав, первая глава - это некая экспозиция или пролог, а другие главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них оконченная история. Если говорить о логике сказа, то видно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика. Повесть напоминает канон жития, как высказываются некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, также видно, как он борется с соблазнами и искушениями.

Выводы

Главный герой в анализе "Очарованного странника" типично представляет народ, и его сила, а также способности отражают присущие русскому человеку качества. Видно, как герой духовно развивается - изначально он просто лихой, беспечный и горячий парень, зато в концовке повести это опытный и зрелый годами монах. Однако его самосовершенствование стало возможным лишь благодаря тем испытаниям, которые достались ему в удел, ведь без этих трудностей и передряг он не научился бы жертвовать собой и пытаться искупать собственные грехи.

В общем благодаря такому, пусть и краткому анализу повести "Очарованный странник", становится понятно, каким было развитие русского общества. И Лесков сумел показать это на судьбе всего одного своего главного героя.

Отметьте для себя, что русский человек, по замыслу Лескова, способен на жертвы, и не только сила богатыря присуща ему, но и дух щедрости. В этой статье мы сделали краткий анализ "Очарованного странника", надеемся, он окажется для вас полезным.

Лыскова Н.Н.

План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н.С. Лескова (на материале программных произведений).

Тема урока: проблема национального характера в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник».

Цель урока: на примере повести «Очарованный странник» показать проблему

национального характера.

Форма урока: урок-беседа с элементами лекции.

Ход урока.


  1. Организационный момент.
Словарная работа.

Повесть была задумана писателем после поездки летом 1872 года на Ладожское озеро

и посещения острова Валаам, на котором находился монастырь. Это событие нашло

отражение в тематике и языке повести.

Послушник – готовящийся к принятию монашества прислужник в монастыре.

Епархия – церковно-административный округ, подчинённый архиерею.

Иеромонах – монашеский чин.

Рясофор – монах или послушник, носящих рясу и клобук без пострижения.

Ремонтер – офицер, занятый подбором и закупкой лошадей для кавалерии.


  1. Беседа по вопросам.

1). Какую жизненную философию утверждает Флягин в рассказе о попике-запивашке? (Человек во всяких обстоятельствах обязан «определиться», найти себе дело. Он молится за самоубийц, в которых видит бедных людей, не сумевших одолеть «борений жизни». Ведь сам Создатель повелевал «толцытеся», и попик нашёл способ быть полезным людям).

2). Какой ещё принцип своей жизненной философии излагает Флягин, рассказывая историю укрощения коня-людоеда?

3). Как заявляет автор повести о связи особенностей русского национального характера с географическими, т.е. природными, особенностями страны? (Бесконечная смена ландшафтов – от Каспия до Соловков – сливается с бесконечным богатством проявлений натуры странника Ивана Флягина. Противоречивые свойства его характера напоминают бесконечную смену пейзажей, описание различных видов видов образа жизни, мыслей народов России, различных событий, переживаемых людьми, и различными поступками и суждениями в разных ситуациях самого героя. Широта русского характера, как и его крайности, обусловлены самой природой).

4). Какие ещё приёмы раскрытия своеобразия русского национального характера использует автор? (Характер раскрывается и через описание внешнего вида героя.

Иван Флягин – богатырь («вверх по-гусарски закрученные усы»), но говорит он лениво. Он силён, но мягок и спокоен, одет в рясу (смирение).

Контраст энергии и вялости не случаен. Сила олицетворяет лишь потенциальные возможности характера, которые в обычное время не дают о себе знать, но в критическую минуту они проявляются, в них секрет мощи России.

Многогранность характера героя проявляется через его восприятие природы, родины. Он очарован миром: горами и морями, полями и степями, ярмарками и татарскими поселениями, цыганскими таборами и родным русским лесом).

5). Как передаёт Флягин попутчикам своё чувство тоски по родине, которое он испытывал в плену? (Через неприятие чужой стороны: степи для него однообразны и мертвы во все времена года (блестит «безжизненно солончак»), всё не радует, а досаждает: ветер, солнце, простор. «Блыщание солончаков» - деталь, которая повторяется в его рассказе, передавая его раздражение. Ему там надоело: «Очень…в Россию хотелось».

Ещё приём: он вспоминает родную деревню, мелочи, отрывки из будней жизни своей; там всё мило, всё значительно).

7). Где герой реализует принципы добра и справедливости? (Отдаёт дитя страдающей матери, теряет место: «пускай любятся», идёт в рекруты вместо единственного сына стариков-родителей, защищает молоденькую артистку из балаганного театра в Петербурге).

8). С каких поступков героя начинается его борение с жизнью? Какое начало в его сознании на этом жизненном этапе показывает автор? (Стихийно-эмоциональное, физическая сила и мощь натуры: удаль, молодецкое ухарство в крайних, опасных проявлениях (слишком сильно ударил кнутом заснувшего старика-монаха, тут же укротил коня и спас графскую семью, сечётся «на перепор» с татарином).

Эта национальная черта, по Лескову: отсюда и сила патриотического порыва, и источник трагических крайностей судьбы народной).

9). Как противопоставляются характеры англичанина Рарея и Флягина в сцене укрощения коня? (Тот проявляет английскую учёность, рассудительность, а Иван – «нутряную хитрость» (разбивает горшок о голову лошади и выливает тесто на её глаза и морду).

Лесков утверждает в рассказе чуждость русскому национальному характеру идеи рассудочности. Отсюда следующая особенность русского человека – фаталистическое осмысление собственной судьбы).

10). Как вера в провидение, предначертание, фатализм в рассказе Флягина о своей жизни раскрывает героя? (Выявляет его наивность, простодушие, интеллектуальную неразвитость, легкомысленное отношение к будущему, суеверие.

Особенно это проявляется в рассказе об искушениях, преследовавших Флягина в монастыре).

11). Можно ли считать, что только фатализмом Флягин объясняет свою судьбу? (В монастырь он пришёл не по пророчеству монаха, а потому, что деваться было некуда. Вера в судьбу и трезвое реалистичное объяснение событий в его сознании сосуществуют).

12). Найдите детали, указывающие на поэтическое чувство, возникшее в душе героя к Грушеньке. (Деньги за пение ему кажутся птицами. Грушу он ещё не увидел, но покорил голос («томный-претомный, точно колокол малиновый»), очаровывает пластика движений в танце, Ивана ослепляет красота девушки).

13). Как вы понимаете сравнение Грушеньки со змеёй и как оно развивается в рассказе? (Психологический подтекст таков: она ещё враждебно относится к богатому незнакомому мужику).

14). Какое сложное психологическое развитие получает коллизия, возникшая в связи с пылким увлечением князя Грушей? (Перекличка с повестью М.Ю.Лермонтова «Бэла»). (Именно простой человек оказывается душевно более тонким, только с ним Груше по-человечески хорошо. Князь же мелок и ничтожен, и он сам сознаёт это: «Ты – артист, ты не такой, как я, свистун». Герой проходит через испытание любовью, и это традиция русской литературы. Флягин благороден, гуманен, ему доступны альтруистические чувства.

Проверке любовью подвергается в повести и князь. Увлечённый планами выгодной женитьбы, он забывает о Груше).

15). Найдите реплики князя в разговоре с Евгенией Семёновной, который случайно подслушал Флягин. Как в них раскрывается человеческая сущность князя? (Работа с текстом).

16). Как артистическая одарённость Флягина проявляется в его отношении к коням? (Он чувствует по отношению к ним восхищение, понимание, привязанность: «окрыляется и точно птица летит и не всколыхнёт», «рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родною страстию», «на небо, как птицы, косят…кажется, сердечный, и улетел бы, да крылышек у него нет» (о лошадях из табунов), «гордая очень тварь был, поведением смирился…но погиб в неволе»).

17). Какие новые душевные грани раскрываются перед читателем в сценах, повествующих о восхищении героя красавицей-цыганкой? Какие поступки отражают рост его нравственного сознания? (Он совершает благие поступки: заменяет собой рекрута, храбро сражается, получает Георгия, но почитает себя великим грешником, по-новому смотрит на свою прошлую жизнь и оказывается под очарованием новой идеи – героического самопожертвования во имя людей).


  1. Лекция. Слово учителя.

(Записать в тетради).

«А потом будет в жизни странника очарование тишины монастырской жизни, особая «отрада упования», пока не услышит он голос свыше: «Ополчайся!» - и не придёт к нему жажда воевать за свой народ, чтобы по-богатырски защитить его от врага. «Мне за народ очень помереть хочется», - признаётся герой, завершая свою исповедь, похожую на повествование сказителя. Так приходит к Флягину идея героического самопожертвования, и образ его достигает эпического величия. Так широкой рекой течёт сюжет произведения, вбирая в себя ручейки его ответвлений и превращая произведение не только в раздумье о судьбе личности, но и в думу о судьбах Отечества».


  1. Обобщение урока.

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Проблема национального характера в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Сочинение - Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”

Повесть Лескова "Очарованный странник" появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуютли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века.Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что простовлюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы.Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства "предназначенныйдля монастыря" и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшаясудьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что "русскийчеловек может всё". И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгуюжизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности ИванСеверьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грехцерковный не захотел каяться "Очарованный странник" и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. Исказано было ему: "И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты". И, действительно, ничто не давало умереть ИвануСеверьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила "очарованного странника" в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на двеполовинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться вмонастырь, где и назначено было судьбой находится "моленному сыну". Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытаетсяопределить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любвик лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьбана двенадцать лет лишила "очарованного странника" воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч ипроявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой роквсячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалилсянад "странником" и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его отсебя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множествопрофессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, ИванаСеверьяныча ждёт снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот моментпервая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть влюбом её обличи. "Очарованный странник" уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хотького-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим ивидит смерти своих товарищей, снова "очарованный странник" обречён на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, чтоавтор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто "русский человек может всё", потомучто Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать егоправедником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физическогораскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, быв заложником в руках судьбы, но человеческое терпениенебезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч отзлобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехелюдские.

Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он былподщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волнанародного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести "Очарованный странник".

Цели урока: 1) Расширить содержание образа лесковского праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского национального характера. 2)Дать ответ на проблемный вопрос: что есть вера для лесковского героя. 3)Активизировать творческую работу учащихся. 4)Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, интерес к творчеству писателя.


П едагогическая инструментировка: репродукция с портрета Н.С.Лескова(худ.В.Серов); репродукция с портрета Н.С.Лескова(худ.В.Серов); иллюстрации к повести: иллюстрации к повести: портрет Ивана Флягина (худ. И.Глазунов), портрет Груши (худ. И.Глазунов); фотография фрагмента памятника Н.С.Лескову «Очарованный странник»; фотография фрагмента памятника Н.С.Лескову «Очарованный странник»; текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»; текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»; тестовые задания. тестовые задания.


Ход урока Оформление тетрадей. Оформление тетрадей. Словарная работа. Словарная работа. Выявление знания текста методом тестирования. Выявление знания текста методом тестирования. Самостоятельная творческая, исследовательская работа с текстом и научными статьями. Самостоятельная творческая, исследовательская работа с текстом и научными статьями. Итог работы над проблемой урока. Итог работы над проблемой урока.




Словарная работа: Национальный – «народный, или народу свойственный» (В.И.Даль). Национальный – «народный, или народу свойственный» (В.И.Даль). Литературный национальный характер – носитель исторической идеи, которую автор «вложил» в образ своего героя. Литературный национальный характер – носитель исторической идеи, которую автор «вложил» в образ своего героя.






















Задание: Выявите разнородные начала в портретном описании героя – рассказчика и их значение в реализации глубинного смысла повествования. («Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Концева…и заговорил приятным басом с повадкою.» гл.1)


«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому сопутнику … по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого».




Задание: Какие черты характера и навыки Голована проявились в двух следующих эпизодах: 1. «Так и на этот раз:спускаем экипаж… уперся в коренных, которых я дышлом придавил.» (гл.2). 2. «Отодрали меня ужасно жестоко… середь черной морды и сверкают» (гл.3).






Л. Волынский увидел в названии «целое мировоззрение писателя» «Очарование – это мудрая и благостная судьба, которая… ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против неё, она неспешно и незаметно воспитывает у человека божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в сознании. При взаимодействии двух законов – внешнего и внутреннего, механического и идеального – история твёрдо и нерушимо совершает свой путь, ведя людей к спасению.» (религиозная точка зрения)


Н. И.Пруцков пишет:«Вся его жизнь проходит в разнообразных очарованиях,в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно – поэтическое состояние, ещё не пробудившись для сознательной, организованной исторической жизни».


Герой повести, - считает М.Л.Чередникова - «невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви».


Н.Н.Старыгина считает, что «очарованный странник» ещё и потому, что героем владеет страстное желание разгадать тайну бытия, загадку человеческой жизни. Мотив странничества роднит лесковского героя с вечными странниками русской земли, с каликами перехожими, «мужичками – касьянами», паломниками и бродягами».


И.В.Столярова дает несколько толкований эпитета «очарованный». Во –первых, эпитет прежде всего «выявляет артистический склад характера Ивана Северьяныча, поэтому оно часто оказывается тождественной другому определению, которое прилагает к себе сам герой: «восхищенный». В силу поэтической природы души Ивана Северьяныча в контексте многих эпизодов повести оно приобретает метафорическое значение и указывает на свойственную ему чуткость, эстетическую отзывчивость, способность пленяться тем или иным явлением жизни, ощущать притягательность красоты ».


Во – вторых, «очарованный» означает…подвластный чему – то таинственному, чародейному, чудесному, страдающий от наваждения». Так же «использование этого определения в повести связано с той особенностью душевного склада Ивана Северьяныча, которую можно определить как естественный идеализм героя, постоянно порывающегося в область самых высоких духовных стремлений».


Заключительное слово учителя: систематизация и обобщение наблюдений учеников с опорой на материал, данный в предполагаемых ответах учеников с необходимыми дополнениями по плану: 1. Судьба и личность Флягина. Путь героя к праведничеству. 2. Лесковская концепция национального характера и её художественное воплощение в повести. 3. Проблема веры и безверия в повести и её решение.