Танк по прозвищу «Ярость». Блог Джерри Миллера

30 октября 2014 года в российский прокат вышел военный экшн режиссера Дэвида Эйра «Ярость».

Апрель 1945 года . Война почти окончена, и армия союзников ведет заключительные бои на полях Европы . Прошедший через все ужасы войны сержант Дон Колиер (Брэд Питт) и экипаж подкомандного ему танка “Шерман” планируют осуществить дерзкую и рискованную военную операцию на линии фронта. Противник существенно превосходит танкистов по численности и по вооружению. А в подчинение к Дону только что поступил неопытный новобранец. Однако сержант и его команда не думают сдаваться.

Студия Columbia Pictures совместно со студиями QED International и LStar Capital представляют военный экшн режиссера Дэвида Эйра «Ярость» производства компаний Le Grisbi Productions и Crave Films production. Главные роли в фильме исполнили Брэд Питт, Шайа ЛаБаф, Логан Лерман, Майкл Пенья, Джон Бернтал, Джейсон Айзекс. Режиссер и сценарист - Дэвид Эйр . Продюсеры - Билл Блок, Дэвид Эйр, Этан Смит и Джон Лешер. Исполнительные продюсеры - Брэд Питт, Саша Шапиро, Алекс Отт и Бен Уайсбрен. Оператор - Роман Васьянов . Художник-постановщик - Эндрю Мензес. Монтажер - Доди Дорн. Композитор - Стивен Прайс .

В России, что победила во Второй Мировой войне гитлеровскую Германию, весьма сложно рассказывать о том, что пережили американские солдаты - союзники антигитлеровской коолиции: сегодня наше поколение в России и те, кто еще жив из тех, кто воевал с фашистами, абсолютно точно знают, что такое "ужасы войны" .

Сюжет американского фильма “Ярость“ - весьма прост: это - еще один фильм о прошедшей войне, который рассказывает про эпизод из жизни и смерти танкистов, что сражались до последнего патрона на "дорогах войны". Действие фильма укладывается в сутки , но эти 24 часа решат судьбу всего экипажа танка под названием “Ярость“ . Командиру бойцов Дону, наводчику “Святоше” Бойду , зарядчику орудия Грэйди Трэвису , механику-водителю “Толстяку” Гордо и помощнику механика-водителя Норману предстоит принять участие в жестокой и смертельной схватке с несколькими сотнями немецких солдат.

Эмоции, которые испытывают друг к другу герои картины - это очень сложная гамма чувств. Взаимоотношения новобранца Нормана и прошедшего в буквальном смысле слова через огонь и воду сержанта Колиера - это центральная сюжетная линия фильма. “Норман совсем еще мальчишка, он не знает о жизни практически ничего. И эту проблему ему нужно как можно скорее устранить, - поясняет режиссер Дэвид Эйр. - Дон Колиер научит его жизни и заставит его повзрослеть . ..Можно даже сказать, что Дон относится к Норману как к сыну, которого у него никогда не было. Он становится для Нормана наставником, по-отечески опекает его и делает все, чтобы тот стал идеальным солдатом”.

Одним из центральных персонажей является Норман Эллисон , роль которого играет Логан Лерман. “Именно глазами этого персонажа зрители увидят все события , происходящие на экране, - поясняет продюсер Лешер. - Эллисон - новобранец, у него нет никакого военного опыта. И зрителям вместе с ним предстоит узнать много нового об устройстве танка. Он - одна из ключевых фигур картины . Основу фильма составляет рассказ о том, как Норман познает жизнь ” .

Для того чтобы добиться максимальной правдоподобности происходящего на экране , создатели фильма обратились за помощью к ветеранами, которые поделились своим опытом и впечатлениями о том, какого это было управлять танком во время одного из самых кровавых сражений тех лет. Воспоминания ветеранов легли в основу сценария фильма “Ярость“ . Так, в одном из эпизодов зритель узнает, что каждый пятый патрон в ленте пулемета обычно трассирующий; и что от большого количество таких пуль металл барабана может начать плавиться; что с помощью сигнального свистка предупреждают о начале огня; что танки “Шерман” мобильнее танков “Тайгер” и в этом было их преимущество в бою; что на войне, в условиях непрекращающего стресса, когда у всех сдают нервы от перенапряжения, многие солдаты решали свои "проблемы" с помощью алкоголя, - солдаты много выпивали , и нетрезвый механик-водитель за рулем танка был не редкостью; а также о том, что в конце Второй мировой войны посылать совсем юных новобранцев на передовую линию фронта было обычной практикой. После сражения в Арденнах численность американских войск сократилась. Так что на обучение новобранцам отводилась всего пара недель, после чего их отправляли в самое пекло. Благодаря таким деталям зрители начинают по-настоящему верить истории, рассказанной в фильме.

О съемках фильма: ТАНКИ.

Всего в съемках было задействовано 5 различных моделей танка M4 “Шерман” . В фильме у каждого из них есть имя: Ярость, Матадор, Люси Сью, Старина Филлис и Корпорация Убийц.

В “роли” самого танка “Ярость“ снялись три боевые машины . Одну из них, настоящий “Шерман” с 76-миллиметровым орудием, создатели фильма позаимствовали из Танкового Музея в Бовингтоне. На корпус танка была водружена специальная платформа для того, чтобы снимат ь то, как видят бойцы окружающую обстановку из боевой машины.

Самым сложным с технической точки зрения было снимать кабину танка изнутри, - признался главный художник фильма Эндрю Мензес , которому пришлось построить для этих целей специальные декорации. - Помещение получилось крохотным, и каждую из “стенок кабины” нам пришлось сделать подвижной, чтобы при необходимости можно было снять сцену с любого ракурса. “Кабина“ стояла на специальных шарнирах для достижения эффекта тряски в движущемся танке. Так что все части этой декорации пришлось сделать суперпрочными, чтобы она не разлетелась на куски при движении….Танк у нас получился ничуть не хуже настоящей боевой машины, - шарниры приводят конструкцию в движение, а орудийная огневая установка вращается вокруг своей оси. Из этого орудия можно и стрелять”.

Танк стал своего рода вторым домом для актеров , которые играли роли членов его экипажа. “В лагере для новобранцев актеров учили выживать в условиях открытой местности. А позднее, кода мы приступили к съемкам внутри кабины “Ярости“ , они были готовы там дневать и ночевать, - смеется координатор танкового экипажа Доудолл. - Танк стал для них чуть ли не родным домом. Они там спали и ели . А когда съемки или репетиции заканчивались, актеры вместо того, чтобы пойти передохнуть, забирались внутрь кабины и вели себя так, словно они - настоящий экипаж боевой машины. Думаю, на экране вы увидите, что они превратились в одну большую семью”.

Так как все действие фильма разворачивается либо внутри танка, либо рядом с ним, запись звука и диалогов могла вызвать определенные трудности. Режиссеру Дэвиду Эйру было крайне важно, чтобы зрители не только увидели настоящую боевую машину в действии, но и услышали подлинный шум ее двигателя. Для записи звука внутри кабины танка команда собиралась использовать настоящее оборудование связи тех лет. Но оно уже не функционировало должным образом, и даже если бы было исправно, все равно бы не обеспечивало высокое качество записи. Кроме того, рев двигателя был настолько оглушительным, что перекрывал все остальные звуки. Для решения этих проблем команда техников немного «поколдовала» над микрофонами, которые использовали танкисты в те годы. И качество связи улучшилось. Для записи звука за пределами кабины звукооператоры нашли оптимальное расположение аппаратуры и проложили сотни метров кабеля под гусеницами танка прямо в сплошную жижу из грязи.

По сюжету фильма танковая дивизия вступает в схватку со своими самыми грозными и опасными врагами - немецкими танками “Тайгер” . “В то время это была самая мощная боевая машина, - рассказывает Мензис: в бое с “Тайгером” у танка “Шерман” шансов практически не было”. В мире осталось всего шесть танков “Тайгер” , и один из них, причем в полной боевой готовности, стоит в музее Бовингтона . “Танк “Тайгер 131” был одним из главных орудий немцев, - рассказывает Дэвид Уилли, куратор музея. - “Тайгер” , который хранится в нашем музее, воевал в Тунисе и на его счету несколько британских танков. Но, в конце концов, англичане его подбили - на нем видны следы от снаряда. Его экипажу удалось сбежать. После войны танк передали нашему музею”.

Локации съемок: Англия.


Съемки экшна “Ярость“ длились около пяти месяцев и проходили в полях английского графства Оксфордшир , а также на аэродроме военной базы Бовингтон. Продюсер Джон Лешер рассказал о том, что в Англии можно было найти как английскую, так и немецкую военную технику - танки, боевые машины. А погода и природное освещение в Англии - то, что было нужно для съемок и, по мнению продюсеров картины, - именно британский пейзаж напоминал Германию. Вот почему для съемок была выбрана именно Англия.

Создатели картины отсмотрели километры пленок с военной хроникой, чтобы понять, как солдаты держали оружие, как шли в атаку или просто отдыхали во время привала. Именно эта хронику они взяли за образец для съемок фильма.

Для актеров , играющих главные роли, военные советники Кэвин Вэнс и Дэвид Ри даже устроили лагерь для новобранцев : “Мы хотели научить актеров думать и действовать слажено - как одна команда. Мы учили их не сдаваться и уметь действовать в критических ситуациях. Мы выдали им точно такое же обмундирование, оружие и провизию, какие были у солдат той эпохи. Актеры фактически испытали на себе все то, через что прошли бойцы - дождь, сильный ветер, грязь, постоянный недосып. Испытание длилось в течение шести дней. Причем первые два дня были особенно изматывающими в физическом и психологическом плане. Именно после лагеря для новобранцев актеры стали одной командой. Мы были поражены тем, насколько они изменились”.

О съемках российского оператора Романа Васьянова.


Фильм “Ярость“ не первый опыт работы оператора Романа Васьянова и режиссера Дэвида Эйра . Они уже встречались на площадке экшна “Патруль“ . По словам Романа, на съемках “Ярость“ ему пришлось применить совершенно новый подход.

“Прочитав сценарий, я сразу понял, что снимать переносной камерой фильм нельзя , - рассказал Васьянов. - Нужно передать атмосферу фильма и настроение героев - камера должна просто следовать за ними…Мне хотелось добиться натуралистичности и минимализма. Я определил для себя жанр фильма как драму . Я не хотел добавлять света в кадр или использовать какие-то новомодные приемы с камерой. Это ведь не просто экшн. Думаю, это фильм, в котором я использовал самый минимум приемов. Вот почему основной фокус здесь на актерской игре…Для меня этот фильм - в некотором смысле road movie . Военную кинохронику репортеры всегда снимали издалека - они никогда не приближаись слишком близко к бойцам. Как правило, съемка велась с использованием длиннофокусного объектива. И такой прием способен рассказать зрителю куда больше, чем съемка крупным планом, ведь это позволяет нам увидеть все ужасы войны под несколько другим углом”.

Фильм был полностью отснят на пленку, а не на цифру. “Цветовая гамма в нашем распоряжении была не такой широкой, а пленка передает цвета куда глубже, - объясняет Роман. - Мы провели несколько тестов с пленкой и поняли, что разрешение нам подходит. Лучшего способа для того, чтобы передать на экране красоту пейзажа и танки в движении было сложно придумать. ..Я пару часов просидел внутри кабины настоящего танка, чтобы понять, как падает свет, - рассказывает Роман. - Погода в нашем фильме пасмурная, небо затянуто облаками, и в кабине очень мало света. Поэтому мы разместили на стенках и на полу кабины светодиоиды . Мы работали практически в полутьме, и выставили свет таким образом, чтобы его хватало лишь на то, чтобы получить фокус”.

И, последнее - о костюмах фильма.


Дэвид Эйр и его команда тщательно изучали военную униформу и костюмы , которые носили в 40-е года прошлого столетия. “Мы разглядывали фотографии тех лет и консультировались со специалистами, - делится впечатлениями режиссер. - Любопытно, что американские солдаты сражались в обычной рабочей одежде или форме, а немецкие - в специальной униформе, отшитой по всем правилам. А у многих форма даже была сшита на заказ. Офицеры нацистской армии на поле боя носили парадную форму и медали”.

“Мы работали над дизайном костюмов более двух лет, - говорит художник по костюмам Оуэн Торнтон . - В 1945 году Европа пережила одну из самых суровых зим. И поэтому одежда солдат сильно изменилась - поверх белья надевали несколько свитеров, рубашек, а затем шинель. Наши солдаты спали где придется, ели холодный паек и на долгие месяцы забывали о том, что такое горячий душ. Мы сделали все, чтобы актеры в фильме выглядели именно так”.

Военное кино . Прошло столько лет с последней самой страшной, разрушительной войны - Второй Мировой , но ПАМЯТЬ о ней - бессмертна и фильм «Ярость», как мне кажется, достойно показал эту Войну. Картина впечатляет актерской игрой и операторской работой. Надеюсь, что этот американский фильм, который снимал российский оператор продемонстрирует зрителю не только образец прекрасно снятой картины, но и пример настоящего профессионального партнерства, братства и мужества настоящих мужчин на поле боя.

Выйдя из зала, я слышала, как кто-то сказал: "Если бы у меня был танк, - я бы точно назвала его «Ярость»! До встречи в кино, друзья!

Благодарим за предоставленные материалы и фотографии - WDSSPR: http://www.wdsspr.ru

Фильм “Ярость” (2014) – о последних днях Второй мировой войны, которые зритель видит вместе с экипажем танка, на стволе пушки которого белой краской выведено слово “Fury”, под командованием харизматичного сержанта Дона Коллиера (Брэда Питта).

Фильм “Ярость” [“ Fury ”] знаменит не только актёрами, но и танками: в съёмках задействованы настоящие танки, принимавшие участие во Второй мировой - их предоставил Танковый музей Бовингтона (Великобритания). По этой причине и бóльшая часть съёмок проходила в Великобритании. Среди прочих, Танковый музей предоставил для съёмок тяжелый немецкий танк Тигр 131 - последний из Тигров I , сохранившийся после войны в рабочем состоянии. Настоящие танки снимают в фильмах крайне редко - настоящий танк Тигр , например, в предыдущий раз снимался в фильме “Их слава” в 1946 году. В “Ярости” также снимались 10 американских средних танков М4 Шерман, все - в рабочем состоянии.

Среди боевых машин Второй мировой ряд танков действительно носили имя “ Fury ”, в фильме же танк по имени “ Fury ” сыграл танк Шерман М4А2Е8 по имени “ Ben / Harry ”, также предоставленный Танковым музеем Бовингтона.

В “Ярости” есть и другие исторические параллели. Так, образ сержанта Дона Коллиера списан с американского офицера Лафайета Дж. Пула , который во время войны подбил и уничтожил 258 немецких бронемашин и автомобилей, в том числе, не менее 12 танков и штурмовых орудий. Сюжет фильма также перекликается с исторической битвой при Крайльсхайме, имевшей место в Германии в 1945 году.

Знаменит фильм и военными экспертами, задействованными в его создании: Брэда Питта в ходе съёмок, кроме прочих консультантов, консультировал ветеран Второй мировой Питер Камфорт, которому в настоящее время 91 год. Он последний, из живущих сегодня, кто был членом британской кавалерийской части 13/18th Royal Hussars. В танк “Шерман” Камфорт был назначен в возрасте 21 года. Интересно, что когда Брэд Питт обратился к Питеру Камфорту, последний не знал, кто такой Брэд Питт, так как современные фильмы не смотрит, а его любимым актёром является Alec Guinness, которого уже нет в живых. Однако, погугулив, Питер Камфорт выяснил, кто такой Брэд Питт.

Брэд Питт и Питер Камфорт на фоне танка

Брэд Питт и Питер Камфорт на Красной дорожке

При подготовке к съёмкам актёры, сыгравшие экипаж танка Fury , 6 дней тренировались в учебном лагере для новобранцев, где их научили водить танк и стрелять. Также, исторически достоверны в “Ярости” обмундирование, одежда, оружие.

Один из кульминационных эпизодов фильма “Ярость”

Однако, не все согласились с тем, что “Ярость” - это исторически достоверный фильм. Так, по некоторым отзывам , в фильме показано, что Вторую мировую выиграли США, главная претензия - не упомянуты русские, как победители. Возможно, авторы подобных материалов забывают, что среди государств-союзников не было России, как государства, а была Россия, как республика в составе СССР. Были и другие республики и народы СССР, такие же участники и победители во Второй мировой войне, понесшие колоссальные жертвы - украинцы (свыше 1,37 млн. погибших военнослужащих), белорусы (свыше 250 тысяч погибших военнослужащих), татары (свыше 180 тысяч погибших военнослужащих), евреи (свыше 140 тысяч погибших военнослужащих), другие народы СССР. Возникает также и ответный вопрос: а во всех ли русских фильмах упомянуто, что во Второй мировой победили не только русские?

В календаре – апрель 1945-го. А вы сами – какой-то другой человек, одетый в военную форму, который через несколько минут выходит из штаба, расположившегося в здании вокзала, и привычно забирается в танк. Впереди – тяжёлый бой в городе.

Начать тест


Немного отъехав от вокзала, видите старое немецкое кладбище. И что вы чувствуете?

Само появление кладбища на пути воспринимается, как дурной знак. Это бьёт по нервам, но чувство долга сильнее страха.

У фрицев роскошное кладбище, а сколько наших товарищей лежит в могилах вдоль дорог с наскоро сколоченными крестами! Ничего, поквитаемся.

Ну вот, очередное напоминание о том, что человек смертен. А на войне мы только ускоряем свой путь из земного мира. И нам снова придётся убивать, чтобы не убили нас самих.

Кладбище, где лежат в основном старики. Я сделаю всё, чтобы моих товарищей и меня вот так же похоронили внуки – через долгие десятилетия, но никак не раньше.

Хм… Чего смущаться при виде обычного кладбища? Все там будем, главное, чтобы попозже. А вот как раз и про похороны вспомнился забавный анекдот. Расскажу, пусть ребята посмеются!


Вслед за кладбищем идёт обычная городская застройка. Но уже не до этого: со всех сторон слышен грохот вражеских орудий. Выехав на перекрёсток, вы не видите больше ни одного танка. Совсем рядом с вами падает снаряд и во все стороны разлетаются осколки…

Ага, мы как самые идиоты вылезли вперёд. Ладно, Бог не выдаст – свинья не съест! Сейчас будем искать, откуда долбит эта пушка!

А чего все приуныли? Вы видели, что эти растяпы с двухсот метров попасть не могут – сейчас мы им покажем!

Ребята, пушка вот там слева. Сейчас мы её долбанём, а дальше на рожон лезть не будем. Подождём, пока остальные подтянутся.

Кто-то должен быть первым! А нашим товарищам будем легче наступать следом за нами.

Обычный бардак, когда атака не согласована. Но пусть уж командир наш решает: скажет – возглавим атаку, а захочет – подождём, пока другие подтянутся.


Орудие врага удалось уничтожить. Но другие пушки немцев начали долбить со всех сторон. Перебило правую гусеницу. Танк не починить своими силами, и ничего не остаётся, кроме как занять круговую оборону. О чём думается во время ожидания?

Пошутить хочется, что фрицы невежливо встречают гостей. Заставили ждать нас у порога и даже кофе не предлагают!

А мы ведь только что на волосок от смерти были… Судьба нас хранит, будем жить!

Главное – не расслабляться. Мы по-прежнему на вражеской территории, а наша задача – выжить.

О чём тут думать? Выжили – хорошо, останемся живыми до конца боя – ещё лучше. А тогда уж и можно будет праздным мыслям предаваться…


Прибыли ремонтники и танк снова на ходу. Бой продолжается. Вы устремляетесь вперёд. И вдруг, выехав в переулок, видите бегущего к вашему танку с фауст-патроном немецкого пацана, которому на вид не больше 13-14 лет…

Он сейчас подобьёт наш танк. Пулемётчик, ты с ума сошёл? Огонь, собака!

Пулемётчик, не медли! Может, тебе и не просто, но так надо!

А разве мы можем не убить его, если хотим выжить сами?

Немцы сошли с ума, что бросают против нас детей! Но мы при чём? Пулемётчик, огонь!


Фаустника удалось убить раньше, чем он выстрелил в танк. Кружа по лабиринтам улиц, вы вдруг оказались перед позициями собственной артиллерии. Вас приняли за немцев и с лихорадочной быстротой начали разворачивать орудие в вашу сторону…

Надо переть на них! Лучше попасть под трибунал, чем вот так глупо погибнуть.

Нам конец! На всё воля божья, но до чего же несправедливо!

Что ж, это даже лучше, чем если бы снова пришлось убивать детей.

Одна надежда, что эти придурки промажут первым снарядом, а потом до них дойдёт.

Без паники! Открываю люк и начинаю во всё горло последними словами крыть артиллеристов. Услышав родную речь, они должны понять, что перед ними свои.


Наверное, это чудо. всё разрешилось благополучно. Улицы немецкого городка никогда прежде не слышали такой отборной и громкой брани и артиллеристы сразу поняли, что перед ними свои. По рации передали, что немецкие части отходят, город взят.

На этот раз вы и ваши товарищи выжили в бою. И стало совершенно ясно, на кого из экипажа «Ярости» вы похожи больше всего.

Вы стрелок Норман Эллисон


Вы идеалист хотя бы в глубине души. Возможно, вас иногда упрекают в наивности, но вы всегда сумеете достойно преодолеть трудности, не растеряв своих лучших качеств. Жизнь и война может вас согнуть, но не сломать. Для вас справедливость и честь не пустые слова, но путеводные звезды.

«Тигр» из Бовингтона

По иронии судьбы изображать «Тигра» в кинематографе несколько раз довелось «переодетому» советскому Т-34. Его тщательно маскировали под немецкий танк, но взгляд знатока всегда раскрывал подделку. «Ярость » - один из немногих фильмов, где роль танка Tiger «играет» настоящая модель. Более того, на сегодняшний день это единственный в мире исправный Tiger на ходу . Пока неизвестно, какое влияние окажет эта немецкая машина на события фильма, но кое-что о её настоящей судьбе можно узнать уже сейчас.

За кормой этого танка долгая история, которая привела его из сборочного цеха завода Хеншеля в экспозицию Бовингтонского танкового музея. Этот Tiger (бортовой номер 131) был изготовлен в феврале 1943 года и направлен в состав 504-го тяжёлого танкового батальона, который на тот момент воевал в Африке. Между 12 марта и 16 апреля 1943 года танк прибыл в Тунис.

К счастью союзников, боевая история этого «Тигра» вышла не очень долгой: уже 21 апреля 1943 года в сражении с танками Churchill 48-го Королевского танкового полка он был выведен из строя и захвачен. Трофейную машину 2 июня 1943 года осмотрел сам Уинстон Черчилль, а 18-го числа того же месяца - Его Величество король Георг VI.

В октябре 43-го «Тигр» был доставлен в Глазго, участвовал в одном из парадов в Лондоне, после чего был отправлен на техническую экспертизу. Официально танк передали Бовингтонскому музею 25 сентября 1951 года, и с тех пор он стал одним из самых популярных и впечатляющих экспонатов коллекции.

В июне 1990 года было принято решение полностью восстановить танк. «Тигра» перебрали буквально по винтику, от катков до башни. Сотрудники музея очищали каждую деталь от грязи и ржавчины, которая, к счастью, оказалась неглубокой. Но это было лишь половиной дела. Большую сложность в восстановлении представляли отсутствующие элементы снаряжения, особенно с лобовой части танка. Множество деталей было восстановлено, не подвергались ремонту только явные боевые повреждения. Музейные работники потрудились на славу: почти всё, что размещено на танке, настоящее. Пожалуй, единственная неоригинальная деталь - тросы. К сожалению, телескопическая выхлопная труба, предназначенная для пересечения водных преград, исчезла ещё до передачи танка музею.

Но все эти заботы можно считать мелкими в сравнении с необходимостью установить на танк другой двигатель. «Родной» заводской Maybach HL210 работникам музея отыскать не удалось, зато в наличии был взятый с Tiger II двигатель HL230P30 V-12. Возможностей Бовингтонского музея для решения такой задачи было уже недостаточно. Музей получил дополнительное финансирование, а работу над танком продолжила компания ABRO (Army Base Repair Organisation).

Этот заключительный шаг в восстановлении «Тигра» затянулся, и проходил он далеко не гладко. Во время пробного запуска в корпусе танка двигатель взорвался, повредил коленчатый вал и оставил дыру в поддоне. После продолжительного исследования и ремонта двигатель снова испытали, и на этот раз он повредил сальник. И всё же в конце 2003 года работы были завершены: шестидесятилетний танк завелся и своим ходом приехал в музей.

Обратите внимание! Подробный процесс восстановления танка Tiger с эксклюзивными фотографиями можно увидеть на официальном сайте (на английском языке), посвящённом этому танку.

Съёмки «Ярости»: взгляд изнутри

Ведущий шоу «В командирской рубке» Николас Моран побывал на съёмочной площадке фильма «Ярость ». Узнайте, какие впечатления остались у Николаса после визита, какая атмосфера царит на съёмках и что читает режиссёр картины!

Давненько мы не видели хорошего кино о танкистах. Если взглянуть на мой список фильмов, которые должен посмотреть каждый танкист (в него входит и лента «Монти Пайтон и священный Грааль»), можно увидеть, что достойных фильмов о танках не было не то что годы, а десятилетия: «Герои Келли», «Войны Пентагона». И последние два фильма никак не назовёшь серьёзными. Сцена из картины «Мост слишком далеко», где ирландские гвардейцы Майкла Кейна прорываются через немецкую оборону, возможно, одна из лучших танково-артиллерийских баталий, запечатлённых на киноплёнке. Но она лучшая главным образом потому, что нам было не с чем сравнивать. Поэтому я (как, возможно, и все любители танков) внимательно следил за созданием фильма «Ярость » с того момента, как он был анонсирован. И когда мне предложили побывать на съёмочной площадке (подозреваю, эти ребята слышали, что я люблю танки и кое-что о них знаю), меня не пришлось долго уговаривать. Я сделал крюк по пути домой из России и заглянул в Великобританию. Ранее, на выставке E3, мы уже опубликовали информацию, что Wargaming общалась с парнями из «Ярости», и сейчас самое подходящее время рассказать вам, что я увидел на съёмочной площадке.

«Ярость»: когда танки равны актёрам


«Ярость»: когда танки равны актёрам

Первой остановкой стала знаменитая Pinewood Studios. Она просто кипела от активности и больше напоминала пчелиный улей. Мне сказали, что прямо сейчас здесь идет работа над семью фильмами. Там же я безуспешно попытался определить, что за нелепое транспортное средство готовилось к съёмкам на площадке Джеймса Бонда. Меня немедленно проводили в кабинет сценариста и режиссёра «Ярости» Дэвида Эйра, и первое, что я увидел по дороге, - ландшафтная модель поля. Следом мне на глаза попалась и другая модель - город. Макеты танка M4, полугусеничные грузовики, немецкие танки и другой реквизит были разбросаны по всей площадке. Возможно, неподалёку и были люди, но мне было не до них: моё внимание заняли танки. Должен признаться, я был слишком ошеломлён всем происходящим, и мысли о том, что надо бы делать фотографии и вести заметки, меня на тот момент покинули. Зато в самих помещениях студии фотографий было полно. Половина стен была заклеена фотографиями танков и военной хроники, а другую половину занимали справочные материалы о бронетехнике, чертежи, карты и схемы. И так во многих других помещениях: всё залеплено фотографиями и другими материалами о танках, орудиях, армии и зданиях.

Совершенно очевидно, что господин Эйр очень серьёзно и ответственно воспринимает работу над «Яростью», а в особенности историческую основу проекта. Когда в процессе беседы с ним мы начали вникать в мелкие технические детали, он проявил недюжинные знания в таких вопросах, где большинство нормальных людей, с которыми я разговаривал, начинали непонимающе таращить глаза. Во время обсуждения различий между производственными моделями танков «Тигр» он быстро достал книгу Вальтера Шпильбергера «Тигр» и моментально отыскал нужную страницу. Он явно провёл самостоятельное исследование. Во время беглого осмотра его книжной полки я заметил и другие видные книги о бронетехнике: издания Стивена Залоги, Томаса Йенца, Дэвида Флетчера.

И не один только Дэвид Эйр так увлечён историей: один из его старших помощников, ирландец по имени Оуэн, просто сиял от радости, когда распаковывал новую партию форменной одежды и показывал её мне и Эйру. Эта униформа скопирована с оригинальной одежды и действительно достойна восхищения. Изготовитель учёл все детали, вплоть до производственных штампов на внутренней стороне ткани и подкладках. Если не брать в расчёт настоящую военную одежду, это самая точная и детализированная форма, которую можно увидеть в кино. Энтузиазм Оуэна был искренним и неподдельным. В любом случае я определённо не был первым танкистом, которому показали сценарий: здесь были учтены детали, указать на которые мог только настоящий танкист.

Спустя некоторое время я покинул господина Эйра, чтобы он мог вернуться к работе, и мы отправились к остальным членам команды. И снова нас повсюду окружали чертежи и фотографии танков. Среди них я заметил распечатку LIDAR-скана внутренней части башни M4, очевидно, предназначенную для воссоздания точной копии башни. Её пришлось изготовить специально для фильма, как и корпус со съёмными панелями, чтобы внутрь могла проникнуть камера. Но, ей-богу, они воспроизвели интерьер башни абсолютно верно.

Мои провожатые фактически устроили мне VIP-экскурсию. Проходя по одной из вспомогательных зон, я увидел большую коллекцию ящиков, канистр, покрышек. Совсем как на настоящей войне: гораздо больше всякого вспомогательного барахла, чем оружия. Я видел готовящийся Kübelwagen и строящуюся из свежей древесины немецкую полевую кухню. Я поражён уровнем декораций и объёмом усилий, приложенных на этой съёмочной площадке и ещё более впечатлён тем, что только предстоит сделать. Но всё это было только началом.

Следующей остановкой после ланча в очаровательном хаосе студии Pinewood была другая студия, в деревушке Лонгкросс (Longcross). Здесь я убедился, что постройка настоящей полевой кухни - на самом деле ничто.

«Ярость»: когда танки равны актёрам


«Ярость»: когда танки равны актёрам

Среди танков, использовавшихся во время съёмок, был и Tiger 131, но, естественно, Бовингтонский музей не разрешил его взорвать. Поэтому для уничтожения создателям фильма пришлось сделать свой Tiger, и даже не один, если учитывать, что во время моего визита начались работы над изготовлением второй башни.

«Ярость»: когда танки равны актёрам

«Ярость»: когда танки равны актёрам

Здесь действительно круто. Лонгкросс когда-то был британским аналогом Абердинского испытательного полигона, что расположен в США. Здесь производились и испытывались танки. Сейчас это съёмочная студия, но всё ещё сохранилась площадка для испытания подвески, а большое круглое здание из стекла отмечает, где тестировались башни танка Chieftain. Так что макеты «Тигров» явно не будут здесь первыми танками.«Ярость»: когда танки равны актёрам «Ярость»: когда танки равны актёрам

Панель на переднем плане говорит о том, что это была часть испытательной площадки двигателей. Здесь установлено бронированное стекло, потому что двигатели могли тестироваться не только на производительность, но и на разрушение. Министерство обороны, очевидно, не хотело, чтобы инженеров поубивали осколки взорвавшегося двигателя. Между прочим, дорожные знаки поблизости указывают, что неподалёку расположен город Чобхэм (Chobham) - ещё одно важное место в истории развития танков. Местность для съёмок фильма о танках выбрана действительно соответствующая, если не сказать больше.

Я почти закончил. Господин Эйр сказал, что его любимый фильм - «Апокалипсис сегодня», поэтому он очень хотел, чтобы эта статья завершалась фотографией, на которой он пародирует полковника Килгора в той самой Обалденной Шляпе.

«Ярость»: когда танки равны актёрам

«Ярость»: когда танки равны актёрам

Должен сказать, я был очень впечатлён размахом работ и энтузиазмом почти всех без исключения членов съёмочной команды (разумеется, я раньше не занимался кино, так что сравнить мне не с чем), и я с нетерпением жду момента, когда увижу окончательный результат их трудов. Это была замечательная экскурсия.

— ...И каковы общие впечатления? — осведомился Ганс Шмульке, выйдя на крыльцо офицерского клуба. Нынешним вечером крутили кино и весь свободный от боевого дежурства состав базы собрался взглянуть, что же такого наснимали американцы про танк M4A3E8 «Шерман».

— Впечатления позитивные, — отозвался Парамон Нилыч Котятко. — Особенно у коллег из США, что неудивительно, — вон они, развлекаются с новой игрушкой...

На плацу перед ангарами стоял новенький танк «Fury», только сегодня доставленный на базу.

— Однако у нас, большевиков, — продолжил товарищ комиссар, — к истории принят диалектический подход, то есть принцип комплексности изучения проблемы. Шмульке, вам что-нибудь говорит имя Белтона Янгблада Купера?

— Никак нет, герр комиссар! А должно говорить?

— Разумеется. Белтон Купер является, пожалуй единственным американским мемуаристом, написавшем подробнейшую книгу о применении танков «Шерман» после высадки в Нормандии и вплоть до конца войны. Герой фильма «Fury», Дон «Wardaddy» Колльер и его экипаж по сценарию служили в 66-м танковом полку 2-й бронетанковой дивизии. Дивизия высаживалась на Омаха-бич, воевала в Бельгии, участвовала в Арденнской операции и закончила бои на Эльбе, юго-западнее Берлина. Белтон Купер был их непосредственным «соседом» — офицером связи 18-го ремонтного батальона 3-й танковой дивизии.

— Слышал, — согласился унтер-офицер. — Всего в армии США тогда было шестнадцать бронетанковых дивизий, но «тяжёлыми» считались столько 2-я и 3-я, поэтому их использовали в самых крупных войсковых операциях, и действовали обе дивизии фактически бок о бок, от операции «Оверлорд» до сражений на Рейне и Эльбе...

— Именно поэтому воспоминания Белтона Купера имеют для нас особенную ценность; «Fury» — лишь красивая иллюстрация к его книге, но не более. Между прочим, в США мемуары Купера «Death Traps: The Survival of an American Armored Division in World War II» не имели большого успеха по довольно странной причине: критике не понравилось то обстоятельство, что Купер описывал не героические подвиги и не создал историю лёгких побед несокрушимого американского оружия, а предпочёл говорить неприятную правду. О просчётах командования, технических недостатках своих танков, тактических ошибках. О смерти, грязи и крови — то есть о войне. И наоборот, в Европе и России книга получила признание специалистов как уникальный документ своего времени, написанный профессионалом.

— Предположим, — осторожно сказал Ганс Шмульке, — M4A3E8 действительно не был шедевром танкостроительной мысли. И конкуренции с германскими танками зачастую не выдерживал.

— Не только с танками! — воскликнул комиссар. — После сражения у Сен-Ло, когда на рембазу дивизии Купера начали поступать повреждённые машины, эвакуированные с линии фронта, выяснилось множество пренеприятнейших вещей. Для начала, большинство «Шерманов» были подбиты вовсе не «Тиграми» или «Пантерами», и не противотанковой артиллерией. Знаменитые «панцерфаусты», ручные гранатомёты, наносили самый большой ущерб — «фауст» легко пробивал броню «Шерманов», невзирая на её усиление напротив сиденья водителя и снарядных полок по бокам...

— Тоже известный факт, — согласился унтер-офицер. — «Панцерфаусты» были эффективнее американских «базук».

— Но и это далеко не всё, — продолжил товарищ Котятко. — В случае пробития осколки перерубали электропроводку, броневая оплётка проводов не спасала. От короткого замыкания «Шерман» очень часто загорался, и, если уцелевшие члены экипажа не успевали рвануть скобу огнетушителя, танк выгорал изнутри полностью. Под воздействием высокой температуры броня «отпускалась», теряла закалку, и восстановить машину было уже невозможно. Добавим сюда бензиновый двигатель, горевший куда чаще, чем дизели на советских танках.

— «Пантера», основной конкурент «Шермана» на Западном фронте, тоже была пожароопасна, — заметил Ганс Шмульке. — Но её спасала лучшая броневая защита и возможность вести танковую дуэль с большего расстояния. 76-миллиметровае орудия M4A3E8 никак не могли конкурировать с KwK42 «Пантеры».

— Купер говорит прямо: «Миф о том, что наши танки хотя бы отдалённо сравнимы с немецкими, был развеян полностью. Мы осознали, что сражаемся с немецкой бронетехникой, которая намного превосходит всё, что мы можем ей противопоставить. В результате множество молодых американцев погибнет на поле боя …» Достаточно вспомнить о том, что за 11 месяцев боёв в Европе 3-я бронетанковая дивизия потеряла 580% танкового парка. Пятьсот восемьдесят процентов! Выходит, парк полностью обновлялся без малого шесть раз! Эта цифра — отличный повод задуматься как сторонникам точки зрения, что американцы якобы вообще не воевали, так и тем, кто склонен обвинять советское командование в «заваливании врага мясом».

— Ужас, — вздохнул унтер-офицер. — Показатели действительно удручающие.

— Тут следует вспомнить о ещё одной критической ошибке, допущенной американскими штабистами, — сказал Парамон Нилыч. — Предполагалось, что после высадки в Нормандии и первых дней боёв потери в бронетехнике резко сократятся, а они, наоборот, увеличивались. Соответственно, боевые части снабжались запчастями по первоначальному плану, то есть совершенно недостаточно! А инструкция гласила: свинчивать запчасти с повреждённых танков нельзя, следует пользоваться только резервами рембаз дивизии. В итоге все предписания были позабыты, любой сильно повреждённый «Шерман» моментально списывали и разбирали, а не отправляли в тыл на капитальный ремонт. Это, кстати, тоже сильно сказывалось на статистике потерь.

— Как это по-русски? Шапкозакидательство? Ведь можно было изучить данные советских союзников по потерям бронетехники во время наступления! В 1944 году СССР уже научился танковым прорывам и глубокому охвату!

— Видимо, просто не обратили внимания или излишне рассчитывали на поддержку авиации, — развёл руками товарищ Котятко. — Ну и, наконец, перейдём к центральному вопросу — «Fury» и его аналоги против «Тигров». И не только «Тигров». Купер безжалостен: «Самая, пожалуй, мощная из собранных когда-либо сухопутных армий, поддержанная мощными группировками стратегической и тактической авиации, теряла темп и несла чудовищные потери… Происходило это потому, что её главное наступательное оружие, средний танк М4, в значительной степени уступал аналогичным типам боевых машин противника ». Ладно бы «Шерманы», но Белтон Купер утверждает, — и у нас есть все основания ему доверять! — что лобовую броню «Тигра-II» не пробивала даже 155-миллиметровая нарезная пушка самоходки М12. Что уж говорить о танках M4!

— Зато у американцев были другие преимущества, — возразил унтер-офицер. — Высокоподвижные оперативные группы с пехотой, вооружённые 81-миллиметровыми миномётами и самоходными гаубицами М7, способными поддержать в бою танки!

— Но танковая дуэль один на один проигрывалась почти всегда. Описан случай, произошедший во время Арденнской операции. «Шерман» столкнулся нос к носу с «Пантерой», причём у германского танка башня была повёрнута на 90 градусов относительно противника. Пока немцы медленно разворачивали башню, американские танкисты успели произвести по лобовой броне три выстрела, получив три рикошета! Когда «Пантера» ответила, «Шерман» превратился в решето, выжил только командир... А в связи с крайне высокими потерями создалась острая нехватка танковых экипажей.

— Это у американцев-то? — усмехнулся Ганс Шмульке. — С их почти неограниченными людскими резервами? Отсутствие в Германии обученных танкистов вполне объяснимо: конец войны, множество танкистов погибло, новых просто не успевали обучать...

— Такая история кажется невероятной, но она была печальной реальностью. На пополнение в 3-ю танковую дивизию пришло 17 танков. «Из кадрового отдела прислали ещё 35 парней, лишь несколько часов тому назад сошедших в Антверпене с парохода и до сих пор не получивших никакого инструктажа. Мы спросили, сколько из них прежде имело дело с танками, оказалось, что никто. Большинство не то что никогда не были в танке — они даже не видели танка вблизи

— И что же?

— За несколько часов новичкам попытались объяснить, «что такое танк и как им пользоваться». Дали произвести по три выстрела. И отправили в бой. Было около трёх часов дня. В семь вечера Белтон Купер вернулся с рембазы в расположение 33-го танкового полка, куда были распределены новоприбывшие, и узнал, что из 17 новых машин подбиты 15. Узнать, выжил ли кто-нибудь из пополнения, Куперу не удалось... При всех недостатках кадровой политики в Красной армии, у нас такого не допускалось.

— М-да, — покачал головой унтер-офицер. — Я и раньше-то знал, что путь американских танкистов от Омаха-бич до Эльбы вовсе не был лёгкой прогулкой, но никак не предполагал, что они сталкивались с такими невероятными трудностями и несли настолько катастрофические потери!

— Было место и личному подвигу, причём некоторые случаи — ну просто из реалий Восточного фронта! — сказал Парамон Нилыч. — В районе Гастенрата единственный оставшийся в живых танкист обездвиженного «Шермана» целую ночь отбивался от немецкой пехоты, расстрелял все снаряды — причём сделал хитро: башня была заклинена, орудие направлено на покрытие шоссе. Как только к танку попытались подобраться немецкие пехотинцы, он выстреливал фугасом в землю, снаряд рикошетил и взрывался в воздухе, поражая солдат противника. До утра он отстреливался из всех видов оружия: сначала из пулемётов, потом из автомата и пистолета — а когда боеприпасы кончились, заперся в танке. По счастью, его успели спасти: к рассвету подоспела американская моторизованная пехота...

— На войне как на войне, — философски заключил Ганс Шмульке. — Выходит, что приключения «Fury» — это вовсе не художественное преувеличение реальности, а скорее преуменьшение? Бывали истории пострашнее и похуже?

— Выходит, так, — подтвердил комиссар. — Война вообще очень тяжёлая работа.

Любой интересующийся историей применения танков «Шерман» в армии США в период 1944-1945 годов может подробно ознакомиться с описанными здесь событиями в книге Белтона Я. Купера ««Смертельные ловушки. Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне», перевод на русский язык, изд. «Эксмо», 2007 г.