Destino. Полная версия мультфильма Сальвадора Дали и Диснея

Мы уже публиковали демонстрационную экраную версию двух гениев: Сальвадора Дали и Уолта Диснея. И вот, наконец то, можем представить полную официальную версию мультфильма

В 1946 году Дали и Дисней подписали контракт на производство сюрреалистичного мультфильма "Destino". Но между гениальным живописцем и не менее гениальным мультипликатором "разногласия" были неизбежны.

Сальвадор Дали запросил баснословную сумму и упорствовал, что до завершения мультфильм не должен являться собственностью Диснея. Закончить работу над мультфильмом Диснею помешали финансовые проблемы, в послевоенные годы аниматор создавал большое количество картин по заказу правительства и почти ничего не зарабатывал. "Дестино" воссоздали из сотен раскадровок, рисунков и набросков, созданных в 1945-м – 1946-м годах.

Они хранились в архивах племянника Уолта Диснея, Роя. Он, кстати, вошёл в команду из 25-ти аниматоров, работавших над мультфильмом. Сотрудничество студии Диснея с Дали началось в 40-м году с мультфильма "Фантазия" (ставшего классикой мультипликации), именно тогда основатель знаменитой студии решил, что взаимодействие с художников поможет возвести анимацию в ранг "высокого искусства".

После 60-летних мучений "Destino" был завершен...

Destino можно перевети с итальянского двумя вариантами: это и рок, сутьба, участь, но это и место назначения.

Destino full version

Сальвадор Дали считал Уолта Диснея сюрреалистом, и, может, поэтому в 1946 году Великий Мистификатор сотрудничал с Великим мультипликатором. Итог зрители смогли увидеть лишь в 2003 году.

Мультфильм приобрел всемирную известность, но зрители задаются вопросом: что все-таки там непосредственно «от Дали», а что - продукт Диснея? Что ж, ответ сюрреалистичен, как сама судьба «Дестино»!


Сальвадор Дали приехал в Америку в 1945 г., но вовсе не из-за мульти-повода. Визит состоялся . «Королю Ужасов» нужны были декорации для фильма, но Дали был взбешен кино-адаптацией его идей: вместо подвешенных к потолку роялей - жалкие имитации! Так что на выставке своих картин в галерее «Бинью» сюрреалист представил публике еще и «псевдо-газету» «Dali News» с разоблачением Голливуда и… анонсом грядущего проекта с Уолтом Диснеем. Приятная встреча двух творцов определила судьбу нового замысла: их интересы совпали.

Аниматор на волне своей новаторской работы 1940 г. «Фантазия» увлекся идеей синтеза мультипликации и высокого искусства. А Дали постоянно искал новые возможности для воплощения своих снов и фантазий. И, хотя художник запросил огромную сумму за работу, поставив условия и об авторских правах, контракт был подписан. Окрыленный Дали говорил о создании «фильма новыми способами», в котором «…Благодаря мастерству Диснея впервые станет возможным увидеть часы в движении». И дело двинулось!


Сальвадор Дали получил в свое распоряжение режиссера, художников-мультипликаторов Джона Хенча и Боба Кормака, и музыку. Анимация задумывалась под балладу «Destino» мексиканца Армандо Домингеса, и Дали пленило само слово, в переводе - «судьба». Её повороты в воображении Дали постоянно менялись, появлялись новые образы и картины.

«Девушка идет по дороге и… оказывается верхом на огромном слоне с ногами членистоногого насекомого в окружении разнообразных чудовищ… Мы видим пирамиду… рядом с церковью, плывущей над прудом, образованным двумя человеческими ладонями, из которых вырастают два кипариса. Вокруг пруда на велосипедах разъезжают голые люди. Все они исчезают в пруду» - слова Дали о будущем мультфильме из интервью журнала «Arts».

Какие-то моменты напоминали идеи существующих картин Дали - он желал «оживить» работу 1939 г. «Лебеди, отражающиеся в виде слонов», включить образ «девушки, прыгающей через веревочку», другие известные картины. Ведь художник создавал не мультфильм, а средство погружения в персональный мир сюрреализма Сальвадора Дали!

Дисней, первоначально определивший «Дестино» как «обычную историю любви девушки и юноши», был ошеломлен фантазиями и представленными работами Дали.

Художник создал 22 картины и около 135 набросков, и Джон Хенч подготовил 18-секундный фрагмент мультфильма. Ибо Диснея после Второй Мировой войны волновал вопрос: будет ли затея коммерчески успешной? Увы, спустя восемь месяцев с момента начала работы «роды» так и не состоялись: Дисней отложил проект по финансовым причинам. Однако спустя полвека племянник Уолта Диснея - Рой, работая над новой версией легендарного мультфильма студии - «Фантазия - 2000», обнаружил в архивах наработки Дали! Он загорелся идеей закончить дело Мастеров еще и потому, что по давнему контракту оригиналы работ художника будут принадлежать студии Диснея только после завершения мультфильма.


Сальвадор Дали. Дизайн для Дестино

Новый мир на черепахе

Рою Диснею повезло: 95-летний Джон Хенч, «тот самый» соратник Дали, согласился лично работать с командой из 25 художников. Нашлись дневники жены сеньора Сальвадора - Гала, где записаны мысли-фантазии супруга. Были использованы 5 картин и наброски Дали, а также новые работы художников. Осенью 2003 года, спустя 58 лет после начала работы, состоялась премьера «Дестино» на французском кинофестивале в Анси.

Оригинальная 18-секундная сцена осталась в мультфильме без изменений, так что ищите черепах!

Говорят, что любое начатое дело должно быть завершено. Но вот интересно, как бы отреагировал художник, если бы картину дорисовали за него? Или мультипликатор, если бы его работу довели до конца потомки? К сожалению, мы никогда не узнаем, топали бы от ярости ногами или же, наоборот, остались довольны, к примеру, Сальвадор Дали и Уолт Дисней, увидев своё общее незавершенное произведение оконченным.

Поток сознания, оригинальная анимация, причудливые ситуации и удивительное сочетание красок со звуками. Неторопливо идут кадры, напоминающие картины, и звучит душевная мелодия в стиле 50-х. Мультфильм Destino , название которого с итальянского переводится как «судьба», получил Гран-при Мельбурнского кинофестиваля и был номинирован на премию «Оскар».


Этот мультик очень стар – история его рождения началась в далёком 1945-м году. Мультипликатор Уолт Дисней был настолько впечатлен работами Сальвадора Дали, что предложил ему сделать вместе короткометражку. По странной случайности художник считал мультипликатора своим коллегой-сюрреалистом, поэтому с радостью согласился. За восемь месяцев работы появилась куча черновиков, набросков и даже 18-секундный ролик. Но вскоре работа над Destino прекратилась. Официальная версия – финансовые трудности, неофициальная – разногласия гениев из-за увлечения Сальвадора теориями Фрейда о «предопределенности судьбы».

Более 50-ти лет мультфильм «лежал в пыли», пока племянник Уолта – Рей Дисней не решил показать миру совместное творение двух гениев. Он собрал команду художников из 25-ти человек, получил разрешение у родственников Дали и раздобыл дневники Галы, жены легендарного сюрреалиста. Кроме всего прочего, Рей Дисней подключил к работе родителя «Микки-Мауса» – Джона Хенча, которому на тот момент исполнилось 95 лет! Бейкер Блодуорт стал продюсером, а Доминик Монфэри – режиссёром картины. Впервые «Судьба» была показана на французском кинофестивале в Анси в 2003-м году.

В основу этого мультфильма была положена баллада Армандо Домингеса. Destino буквально пронизан атмосферой творческого видения Дали, создается ощущение, что «декорации» выполнены не с помощью , а представляют из себя серию картин художника. О чём эта шестиминутная короткометражка? Сложно сказать. Мир превращений и движений, необъяснимые эмоции, странный, сюрреалистический смысл. Глядя на эту работу, понимаешь, что смотреть и видеть – это две разные вещи.

Мультфильм для многих может показаться бессюжетным и непонятным. Каждый зритель волен интерпретировать этот визуальный ряд по-своему. Кто-то увидит пустыню с двумя строениями, колоколом и , которые тянутся друг к другу, вырываются из оков и... никак не могут соединиться. А кто-то будет сопереживать девушке, которая поместила своё сердце в изваяние, убежала от пугающего времени, а затем поняла всю иллюзорность жизни. В этих двух версиях финал одинаково трагичен: колокол виден сквозь расщелину в пирамиде, а девушка так и не смогла встретиться со своим избранником. В финале же мы видим двух черепах – как символ долгих страданий любви.

Именно эти кадры с черепахами и стали результатом совместной работы двух художников! Они явно выделяется на фоне основного «действия» яркостью красок и своим особым настроением. Наверное, потомки специально сделали акцент на этом фрагменте, чтобы мир мог узнать почерк легендарных гениев.

Многие критики и зрители говорят, что Destino – это наркоманский психоделический бред. Что не стоило осквернять чужие наброски и претендовать на славу гениев. Но есть и другая точка зрения: можно попробовать открыть вместе с глазами своё сознание и хотя бы попытаться у в и д е т ь то, что хотели сказать авторы мультфильма.

Обыкновенно рассказывающая истории времён Средневековья и раннего Возрождения, описала историю сотворения единственного совместного проекта Уолта Диснея и Сальвадора Дали - мультфильма Destino. Создание этого короткого шедевра заняло пятьдесят восемь лет, и завершилось (по очевидным причинам) уже после смерти художников.

Короткий мультипликационный фильм Destino создан в The Walt Disney Company по идее и рисункам Сальвадора Дали. Видеоряд сопровождает музыка Армандо Домингеса. Мультфильм был начат в 1945 году, а закончен только через 58 лет, в 2003 году. Послевоенные экономические трудности не дали проекту осуществиться тогда, когда над ним работал сам величайший сумасброд 20 века.

Кадр из "Destino".

Destino означает судьба, участь, рок на итальянском, испанском, португальском, галисийском языках. В английском языке слово с этим смыслом звучит почти так же - "Destiny".

Мультипликационный фильм раскрывает еще одну грань дарования самого знаменитого сюрреалиста, создателя пароноидально-критического реализма.

Destino, Walt Disney Pictures, США, Франция, 2003.
Режиссер: Доминик Монфери
Продюсеры: Рой Эдвард Дисней, Бейкер Бладуорт
Автор сценария: Сальвадор Дали
Композиторы: Армандо Домингес, Майкл Стэробин
Мультипликаторы: Сальвадор Дали, Джон Хенч

Story by: Salvador Dali and John Hench
Music by: Armando Dominquez, Michael Starobin
Edited by: Jessica Ambinder-Rojas
Directed by: Dominique Monfery
Running Time: 6:40 minutes
Release Date: 2003
Technique: 2D animation
Produced by: Baker Bloodworth
Executive Producer: Roy Edward Disney


Сальвадор Дали за работой в студии Уолта Диснея, около 1946 г.

Раскадровку к Дестино рисовали в течение восьми месяцев в конце 1945 и 1946 годах Сальвадор Дали и художник студии Диснея Джон Хенч.


Сальвадор Дали и Уолт Дисней.

Диснею в 1946 году предоставили 17-18-секундный тестовый мультипликационный эпизод, однако тогда было решено отложить Дестино на неопределённый срок.


Дали на студии Уолта Диснея

Проект был закрыт Уолтом Диснеем по причине финансовых трудностей компании. Все годы Второй мировой войны студия выполняла правительственные заказы, которые почти не приносили дохода.

Кроме короткого эпизода, от идеи, отправленной в архив, осталось огромное количество рисунков и набросков.


Подготовительная работа Дали для «Дестино».


Работа, написанная Дали при подготовке к созданию «Дестино».


Картина Дали, написанная маслом для «Дестино». При создании фильма была объединена с видеорядом


via


Подготовительный рисунок для Destino

В 1999 племянник Диснея Рой Эдвард Дисней /Roy E. Disney работал над музыкальным мультфильмом "Фантазия 2000" /Fantasia 2000, снимаемым через 60 лет после легендарной "Фантазии". А Джон Хенч как раз входил в команду мультипликаторов ленты "Фантазия" 1940 года, также он был одним из отцов-создателей Микки Мауса.

Рой Дисней решил вернуть к жизни забытый проект великого сюрреалиста и Хенча. Для этого задействовали небольшой филиал Диснея в Париже. Продюсером мультфильма стал Бейкер Бладуорт /Baker Bloodworth, а режиссером французский мультипликатор Доминик Монфэри /Dominique Monfréy, впервые выступивший в этом качестве. Воспользовавшись помощью самого Хенча, которому к тому времени исполнилось 95 лет, а также дневниками супруги Дали Галы, группа из двадцати пяти аниматоров "расшифровала" рисунки Дали и Хенча и воплотила их замыслы в жизнь.

Результатом явился мультфильм в технике рисованной мультипликации с использованием компьютерной графики. Оригинальный 18-секундный видеоматериал включен в фильм в сцене с двумя черепахами-Дали и Галой.


В творение Сальвадора Дали былы добавлены бейсболист и бейсбольноый мяч.


Еще несколько кадров из Destino:

Лично я Дали не особо люблю, хотя у него, конечно, есть масса интересных и глубоких работ. Не сильно меня завораживают кошмары из глубин подсознания художника, столь притягательные для публики. В свое время, наложенные на рекламные эскапады они принесли Дали всемирную славу, богатство, а потом и бессмертие. И это хорошо, потому что художники и творчество нужны разные, тем более гениальные. Ну, а то что Дали великий творец, с этим не поспоришь.

Из сюрреалистов мне ближе Рене Магритт с его непринужденным абсурдом, лишенным ужасов, но речь не о нем.

В заключение три высказывания Дали, из множества афоризмов, произнесенных и написанных им за долгую жизнь. Два первых могут быть смело рекомендованы в качестве психологических советов.

* Если начнешь играть в гения, то непременно им станешь!

* Все мои старания, каждый день, всегда, подчинены единственной цели: суметь быть Дали.

* В моей жизни крайне редки случаи, когда я унижал себя, одеваясь в штатский костюм. Я всегда предпочитал носить форму Дали.

Цитаты - из книги «Сальвадор Дали: Мысли и анекдоты», переводчик Поляк О., редактор Хотинская Н.О., издательство Текст, 2010 г.