Материально духовные виды культуры. Материальная культура

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, т. е. искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материалы объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. При более внимательном рассмотрении оказывается, что и сам человек относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей. Человек, таким образом, дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная. Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным творчеством. В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты.

Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль -- это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре -- это место центра мироздания артефактов, т. е. центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

Однако та целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни -- это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур. Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека. Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, т. е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как «homo sapiens», а следовательно, имели культурно целесообразное предназначение. Материальная культура, в другом смысле слова, -- это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят, прежде всего, разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда -- от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. Однако следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т. п.

Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлом -- памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, т. е. говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения.

Материальная культура и ее виды.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подразделяется на: - производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; - воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой принято понимать не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию ʼʼусловий человеческого существованияʼʼ. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная ку- льтура создана всœеми видами труда человека. Она создает уровень жизни обще- ства, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения. Материальная культура общества распадается на восœемь категорий:

1) породы животных;

2) сорта растений;

3) культура почв;

4) здания и сооружения;

5) инструменты и оборудование;

6) пути сообщения и средства транспорта;

7) связь и средства связи;

8) технологии.

1. Породы животных составляют особую категорию материальной культу- ры, потому что в состав этой категории входит не поголовье животных данной породы, а именно носители породы.

К этой категории материальной культуры относится не только животные хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и т.п. Процесс переведения диких животных в домашних путем направленного от- бора и скрещивания сопровождается изменением их внешнего вида, генофонда и поведения. Но не всœе ручные животные, к примеру, гепарды, используемые на охоте, относятся к материальной культуре, т.к. не прошли процессов направ- ленного скрещивания.

Дикие и домашние животные одного вида могут сосуществовать во време- ни (как, к примеру, свиньи и кабаны) или быть только домашними.

2. Сорта растений выводятся путем селœекции и направленного воспита- ния. Число сортов постоянно возрастает в каждом виде растений. В отличии от пород животных, растения могут хранится в семенах, в которых скрыты всœе ка- чества взрослого растения. Хранение семян позволяет собирать коллекции се- мян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, ᴛ.ᴇ. вести всœе ви- ды деятельности, свойственные культурной работе. Поскольку у разных видов растений разные отношения между семенами и взрослым растением, так как мно- гие растения размножаются отводками и черенками, культурообразующие функции бывают соединœены с распространением сортов в данной местности. Этим за- нимаются питомники и семеноводческие хозяйства.

3. Культура почв - наиболее сложный и уязвимый компонент материаль- ной культуры. Почва - верхний производящий слой земли, в котором между не- органическими элементами концентрируются сапрофитные вирусы, бактерии, чер- ви, грибы и другие живые элементы природы. Производительная сила почвы за- висит от того, как много и в каких сочетаниях с неорганическими элементами и между собой находятся эти живые элементы. Важно заметить, что для создания культуры почвы она обрабатывается с целью повышения ее плодородия. В обработку почвы входят: механическая обработка (переворот верхнего пласта͵ рыхление и переносы поч- вы), удобрение перегноем органических остатков растений и отходов животно- водства, химическими удобрениями и микроэлементами, правильной последовате- льностью культивирования на одном и том же участке различных растений, вод- ным и воздушным режимом почвы (мелиорация, полив и т. п.).

Благодаря культивированию слой почвы увеличивается в объёме, жизнь в нем активизируется (благодаря сочетанию сапрофитных живых существ), плодо- родие возрастает. Почва, находясь на одном и том же месте благодаря деяте- льности человека, улучшается. В этом состоит культура почвы.

Почвы классифицируются по их качеству, месту расположения и по их производящей силе. Составляются почвенные карты. Почвы оцениваются по их производящей силе путем сравнения. Составляется земельный кадастр, опреде- ляющей качества и сравнительную стоимость почвы. Кадастры имеют сельскохо- зяйственное и экономическое использование.

4. Здания и сооружения - наиболее наглядные элементы материальной культуры (немецкий глагол "bauen" означает "строить" и "возделывать почву", а равно "заниматься любой культурообразующей деятельностью", он хорошо вы- ражает смысл сочетания базовых форм материально-культурного освоения мест- ности).

Зданиями называются места обитания людей со всœем разнообразием их занятий и быта͵ а сооружениями - результаты строительства, изменяющие усло- вия хозяйственной деятельности. К зданиям обычно относятся жилье, помещения для денежных, управленческих действий, развлечений, информационной, учебной деятельности, а к сооружениям системы мелиорации и водного хозяйства, пло- тины, мосты, помещения для производств. Граница между зданиями и сооружени- ями подвижна. Так, театральное помещение - здание, а механизм сцены - со- оружение. Склад может называться и зданием, и сооружением. Их объединяет то, что они являются результатом строительной деятельности.

Культура зданий и сооружений, также как и почвы, представляет собой недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качест- вах. Это значит, что культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций.

Власти, особенно местные, наблюдают за поддержанием и развитием этой культуры. Особенно велика роль торговопромышленных палат, которые будучи общественными организациями прямо заняты этой работой (разумеется, там, где они есть, и там, где они правильно функционируют). Не малую роль в этой ку- льтуротворческой работе могут играть банки, которые, однако, далеко не всœе- гда действуют правильно, забывая, что их благосостояние в перспективе свя- зано, прежде всœего, с правильной эксплуатацией недвижимости.

5. Инструменты, приспособления и оборудование - категория материаль- ной культуры, обеспечивающая всœе виды физического и умственного труда. Οʜᴎ представляют из себядвижимое имущество и различаются исходя из того, какой род деятельности они обслуживают. Наиболее полным перечнем разнооб- разных инструментов, приспособлений и оборудования являются торговые номен- клатуры.

Особенность правильно составленных торговых номенклатур состоит в том, что они отражают всю историю совершенствования инструментов, приспо- соблений и оборудования. Принцип культурообразования в развитии и дифферен- циации функций и сохранения ранних функциональных аналогов.

Различие между инструментами, приспособлениями и оборудованием со- стоит в том, что инструментом прямо воздействуют на обрабатываемый матери- ал, приспособления служат добавлением к инструменту, позволяя действовать им с большей точностью, производительностью. Оборудование - комплексы инст- рументов и приспособлений, расположенных в одном месте труда и быта.

Материальная культура и ее виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Материальная культура и ее виды." 2017, 2018.

Структура культуры (материальная и духовная)

Такое большое количество определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д.

Культурный процесс - это накопление обществом материальных и духовных ценностей, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Это человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Культуру можно поделить на два основных вида - материальную и духовную, которые тесно взаимосвязаны.

К материальной культуре относятся: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую. Не стоит забывать и о том, что к духовной культуре относится еще и поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего - религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: встречался с ними в поле и в роще, в зелени дерев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.

Материальная культура удовлетворяет потребности людей своим вещественным наполнением, а духовная не только удовлетворяет плоть, но и развивает способности. Из этого следует, что чем больше человек развивается духовно, тем больше он изменяет материальную культуру.

Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но, и радуют душу. Например, можно пить воду прямо из под крана, а можно из хрустального фужера. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно. Например, в произведениях архитектуры, декоративно - прикладного искусства. И дом, и дворец служат жильем, а храм в различные исторические отрезки времени был не только местом проведения религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и даже учебной аудиторией.

Другой важный момент состоит в том, что предметы культуры могут в процессе существования менять свое главное назначение. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи.

В свою очередь каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия - католическая, православная, протестантская и т.д.; наука - гуманитарная и техническая, которые тоже можно более подробно структурировать; искусство - декоративное, пластическое, станковое и т.д.

Основные функции культуры

Культура выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век - это познавательная, информативная, коммуникативная.

Первая - познавательная функция - это познание мира, страны, общества, или какого-то явления, самопознание (образование, воспитание). Такая функция концентрирует в себе опыт множества поколений людей, способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно сказать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются знания в культурном генофонде человечества. Все типы общества, живущие сегодня на земле, различаются, прежде всего, по этому типу. Одни из них демонстрируют удивительную способность посредством культуры взять все самое лучшее, что накоплено людьми и поставить себе на службу. Например, Япония проявляет огромные способности во многих сферах науки, техники, производства. Другие же до сих пор живут племенами и не способны использовать познавательные функции культуры, обрекая себя на социальную анемию и отсталость.

Вторая - информативная - это накопление, сохранение и передача культурной информации из поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая в роли социальной памяти человека. Поэтому важно не только сохранить культурные ценности, но и передать их.

Третья - коммуникативная - средства передачи культурной информации, дистанционное познание. Культура представляет собой знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Это значит, что без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относиться и к языку физики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.

Культуру подразделяют на материальную и духовную. Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. -- объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. -- культура. Скрипка -- музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари -- предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение -- предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика -- культура. При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе -- бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры -- материальной или духовной -- относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга -- бесспорный предмет духовной культуры -- может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы -- знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака -- деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги -- всеобщий рыночный эквивалент -- можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

Духовная культура - это наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование. Материальная - это орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Материальная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства: энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях являются формами культуры. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем, между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах.

В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, согласно которой первичной является материальная культура, а духовная культура имеет вторичный, зависимый, "надстроечный" характер. Такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных" потребностей. Но уже самые элементарные "материальные" потребности человека, например еда и питье, принципиально отличаются от, казалось бы, точно таких же биологических потребностей животных. Животное, поглощая пищу и воду, действительно всего лишь удовлетворяет свои биологические потребности. У человека, в отличие от животных, эти действия, выполняют и знаковую функцию. Бывают блюда и напитки престижные, обрядовые, траурные и праздничные и т.д. А это означает, что соответствующие действия уже не могут считаться удовлетворением чисто биологических (материальных) потребностей. Они -- элемент социокультурной символики и, следовательно, имеют отношение к системе социальных ценностей и норм, т.е. к духовной культуре.

То же самое можно сказать и обо всех остальных элементах материальной культуры. Например, одежда не только защищает тело от неблагоприятных погодных условий, но и указывает на возрастные и половые признаки, на место человека в общности. Бывают также рабочие, повседневные, ритуальные виды одежды. Многоуровневой символикой обладает человеческое жилище. Перечисление может быть продолжено, но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности выделения в человеческом мире чисто биологических (материальных) потребностей. Любое человеческое действие -- это уже социальный символ, обладающий смыслом, раскрываемым только в сфере культуры.

А это означает, что положение о первичности материальной культуры не может быть признано обоснованным по той простои причине, что никакой материальной культуры в "чистом виде" попросту не существует.

Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом.

Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности.

Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности.

Все, что человек делает, он делает в конечном счете ради решения данной задачи.

Развитие человека при этом предстает как совершенствование его творческих сил, способностей, форм общения и т.д.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Материальные и духовные вещи, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.

Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.