Мировое значение л.Н.Толстого. Сочинение «В чем проявилось настоящее величие Толстого Крестьянские настроения в эпопее

Большого внимания заслуживают занятия Л. Н. Толстого с крестьянскими детьми. Он считал, что одной из причин нищей жизни народа является его невежество, и поэтому взялся исправить это положение. Школа, которую устроил Толстой, не была похожа на обычную. Сначала крестьяне с подозрением отнеслись к идее господина бесплатно учить их детей, поэтому учеников было мало, но со временем их стало очень много, и все они с удовольствием читали, гуляли, слушали интересные рассказы, считали. Писатель даже за границу ездил, чтобы посмотреть, как там учат детей. С его помощью в окружающих селах начали открывать школы, учителями в них работали студенты. По воскресеньям они собирались в Ясной Поляне, рассказывали о школе и работе.

Толстой издавал журнал “Ясная Поляна”, в котором печатались его статьи и статьи других учителей о обучении и воспитании. Любовь к земле у Льва Николаевича была не эфемерной. Он любил не только прогуливаться, отдыхать, наслаждаться замечательными пейзажами, охотиться. Нет! Будучи графом, он не гнушался ходить в простой полотняной рубашке, засучив рукава, любил ходить в поле за плугом, косить сено до седьмого пота. В своем имении пробовал заниматься пчеловодством, выкапывал ставки, закладывал фруктовые сады, выращивал породистых свиней и коров.

Не все ему удавалось, во многом он разочаровывался, ощущал недовольство своими действиями, но все равно работал. Толстой был страстным защитником лесов и любил свой лес особой, нежной любовью. Настоящим другом, помощником и поддержкой в жизни Толстому стала его жена София Андреевна. Когда они поженились, ему было тридцать четыре года, ей - восемнадцать, но она была умной, жизненно мудрой, заботливой, с любовью устраивала быт, занималась хозяйством. Когда она приехала в Ясную Поляну, здесь было все заброшенно, не было цветников и дорожек. И молодая хозяйка быстро все привела в порядок.

Семья приумножалась. Постепенно в ней появилось десять детей. Лев Николаевич постоянно перестраивал и достраивал дом. Жили дружно и весело, вечерами играли на рояле, пели, хозяин читал свои произведения, играли в шахматы. Все чаще приезжали родные и друзья, и никому не мешало, что дом небольшой, что мебель в нем не новая, да и вообще все почти аскетическое. В этом доме так легко писалось… Но чем дальше шла жизнь, тем более она удручала Толстого. Еще с ранней юности он задавал себе вопрос: для чего живет человек? Почему люди неравные? Почему одни живут за счет других? И всю жизнь стыдился своей принадлежности к господствующему классу. В 1878 году начал трудиться над большой статьей “Исповедь”, где писал: “Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл… жизнь же всего трудящегося народа, всего человечества, творящего жизнь, представилась мне в ее настоящем.”

Позднее за эту статью, за крамольные взгляды церковь объявила ему анафему - отлучила от своего лона. Но это мало печалило великого мастера. Своей жизнью, своей писательской работой он давно завоевал любовь и уважение народа. Не успела весть о отлучении появиться в газетах, как со всех концов страны Толстому стали поступать телеграммы, письма, адреса, в которых простые люди выражали поддержку любимому писателю. Он был такой популярный, так откровенно в

    Литературно-подготовительный характер носили не только ранние дневники Толстого. Такой же характер и значение имел и первый пробный, незавершенный литературный опыт Толстого - отрывок, названный им «История вчерашнего дня». Замысел «Истории вчерашнего...

    Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых...

  1. Новое!

    Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, реалисты середины и второй половины XIX века Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков и др. шли к пониманию общественной сущности личности через преодоление антропологической концепции, поборники которой...

  2. С точки зрения русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого (1828–1910) драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни...

19 декабря 1900 г. Толстой записывает в днев-нике: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произве-дение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит или нарочно потешает, он не дейст-вует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках».

Лев Толстой всю свою долгую жизнь искал, искал напряженно, безостановочно, страстно. Это относи-лось и к его поискам своего пути в литературе.

Каждый великий художник потому и называется великим, что он совершает в своем творчестве худо-жественные открытия. Он обнаруживает в жизни то, что ни его предшественники, ни его современ-ники не заметили.

Так произошло и с Толстым. Не он первый напи-сал роман на историческую тему и обратился к изо-бражению народной жизни. И до него уже изобра-жался внутренний мир литературных героев. Но толь-ко Толстой создал не привычный исторический роман, а роман-эпопею, только он сумел так глубоко про-никнуть в психологию человека, как никто другой.

В литературе давно уже существовали темы: вой-на, смерть, крестьянская жизнь. Но у Толстого они раскрыты совершенно по-новому. Теперь нельзя уже создавать, например, литературное произведение о войне, не обращаясь к писательскому опыту Толсто-го: именно он не побоялся описывать войну «в ее настоящем выражении, в крови, в страданиях, в смерти». К слову сказать, Иван Франко обращал в свое время особое внимание на то, как проникно-венно описывает Толстой во многих своих произве-дениях смерть человека: «Эти описания сами по себе заслуживали бы отдельного исследования, как уникум в своем роде в мировой литературе».

Благодаря Толстому художественное познание че-ловеческой души, вообще изображение в литературе психологических процессов, приобрело совершенно новый характер. Для того чтобы проникнуть во внутреннюю жизнь другого человека, надо, считал писатель, прежде всего изучить «тайны человеческо-го духа в самом себе». Беспощадный самоанализ, предпринятый Толстым в его дневнике (а он вел дневник на протяжении многих лет), во многом помог ему понять тот «таинственный процесс, по-средством которого вырабатывается мысль и чувство».

Внимание, которое Толстой уделял психологии человека, далеко не случайно. Для него это не литературный прием, а мировоззренческий принцип. Он был твердо убежден, что главный смысл чело-веческой жизни заключается в нравственном само-усовершенствовании, в неустанной и трудной ра-боте, целью которой является стремление очистить себя, свой внутренний мир, свое «я» от всего злого, противного человеческой природе. Вот почему «ди-алектика души» занимает такое значительное место в творчестве великого писателя.

Влияние Толстого на русскую и мировую литера-туру огромно. Не только художественное творчество гениального писателя, но и он сам, его неповто-римая личность оказывались своеобразным ориенти-ром в отстаивании и защите великих общечелове-ческих идеалов.

Молодое поколение современников Толстого — Че-хов, Гаршин, Короленко, Куприн, Бунин — могли косвенно или даже прямо полемизировать с великим писателем, но они не могли пройти мимо его художе-ственных достижений, потому что ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы не-возможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича». Материал с сайта

Еще при жизни к Толстому пришла мировая слава. Давно уже безоговорочно признано величие Толстого в странах Европы и Америки, в Индии, Китае, Японии, Африке. Все признают громадный литературный и — особо отметим — нравственный ав-торитет гениального представителя русской литера-туры, открывшего новую страницу в истории миро-вой художественной культуры. Ограничимся выска-зыванием известного французского писателя Анатоля Франса: «Как эпический писатель, Толстой — наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его приро-ду, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его твор-чество; он учит нас безошибочному выбору поло-жений, которые могут дать читателю ощущение жизни во всей ее бесконечной сложности».

Обращение к бесценному опыту Толстого во мно-гом способствует постановке в литературе острейших проблем нравственности, «вечных вопросов» о смыс-ле жизни, месте человека в обществе, о его мораль-ной ответственности за себя и за все, что совер-шается в мире.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • всемирная слава толстого
  • реферат по лит-ре мировая слава л.нтолстого
  • мировая слава лева николаевича толстого
  • з якого твору почалась літературна слава л.толстого
  • роман война и мир история создания

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек меняется, и в нем есть все возможности: был глупым, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека.

Л.Н. Толстой

15 декабря состоялось выразительное чтение отрывков из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В мероприятии приняли участие 12 первокурсников ИНПО: Микрюков Кирилл, гр.1392; Чагина Ксения, гр. 1412; Иванов Никита, гр.1411; Каманчаджян Валерия, гр.1221; Секерин Евгений, гр.1231; Матвеев Александр, гр.1032; Решетников Евгений, гр.1392; Черниенко Тарас, гр.1172; Шкляев Антон, гр.1031; Рудовская Дарья, гр.1171; Усанов Иван, гр.1391; Емшанова Диана, гр.1131.

Артистично прочитали отрывки все студенты, но нельзя не отметить особенную проникновенность в великое произведение Л. Н. Толстого Микрюкова Кирилла, гр.1392 , прочитавшего отрывок о дубине народной войны: "...дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью" .

Запомнилось всем и лирическое чтение Решетникова Евгения, гр.1392 , артистично передавшего ночной разговор Сони и Наташи. Оба студента – воспитанники преподавателя русского языка и литературы Гашковой Галины Васильевны . Мероприятие сопровождалось иллюстрациями к роману, которые подобрал Глушков Григорий, гр.1032.

Чтение отрывков романа Л. Н. Толстого «Война и мир» показало, что великая литература объединяет народ. Роман-эпопея несет огромный патриотический заряд; охватывая жизнь всех социальных слоев России, показывает нацию в переломный момент истории.

Произведения всемирно известного русского писателя Льва Николаевича Толстого завоевали в сердцах людей самые потаенные уголки их душ. Они всегда были отражением, во-первых, богатства русской культуры и глубины мысли, а во-вторых, религиозного великолепия и красоты. Граф, имеющий свое поместье, почетный академик и член-корреспондент Императорской Академии наук Толстой Л.В. уже при жизни получил редкое признание – глава русской литературы, благодаря которому считался и считается по сей день олицетворением перехода русской литературы с XIX века в XX. Он внес богатейший вклад в мировой гуманизм и реализм, потому как своими произведениями он постоянно подчеркивал гуманистические направления своих мыслей и реализм повседневной жизни русского народа.

Начинал свою литературную деятельность классик с ведения своего дневника, где он совершенствовал свое философское призвание, оттачивал писательское мастерство и работал над ростом своей личности, устанавливая для себя различные правила и цели. Некоторые произведения Толстого Льва Николаевича особо отличаются своей психологичностью, где он пристально рассматривает многие черты характера своих героев и взаимоотношения между людьми разных сословий. Чувствуется также, что выдающийся русский писатель являлся не только знатоком светской жизни, но и бытовой обычной жизни крестьян. Также заметно в произведениях Толстого Льва Николаевича его военная, педагогическая и общественная деятельность, его путешествия и женитьба.

«Война и мир» – окно в русскую культуру, историю и психологию

Перед тем, как писать уже давно задуманную «Войну и мир» Толстой работал над «Декабристами», который впрочем, так и остался недописанным. Поэтому все исторические и политические события, судя по всему, автору приходилось пересматривать перед написанием Войны и мира. Публиковался роман-эпопея частями. Вначале появилась первая часть в 1865 году в «Русском вестнике», затем в 1868 году – три части, и потом в этом же году – уже последние две.

Такое уникальное по своему построению и содержанию произведение Толстого Льва Николаевича сразу обратило на себя внимание большинства критиков и известных писателей России того времени. А скорость распространения этого романа по всему миру уже даже для того времени, когда не было стройно отлаженной систем рекламы и интернета, набрала большие обороты и не сбавляет их и по сей день. Так, к примеру, первые четыре тома этого увлекательнейшего историко-психологического романа разошлись практически мгновенно так, что пришлось тут же повторять издание тиража.

Житейские моменты
В «Войне и мире» есть все и страсть любви, и политические интриги, и война, и философские искания и рассуждения героев о смысле жизни и поэтапном их прохождении жизненного пути.

Особенно отмечен стиль Льва Николаевича, при помощи которого ему удалось полностью отразить глубокую и проникновенную психологическую сторону русской души. А динамичная смена сюжетов придает роману живости и разносторонности. Иногда это масштабная панорама исторических событий времен той эпохи, а иногда и грандиозная философическая картина художника, который поднимает и тут же обстоятельно отвечает на извечные проблемы бытия.

«Анна Каренина» – трагедия и жизненность страстной любви

Роман «Анна Каренина» из всех произведений Толстого Льва Николаевича является, пожалуй, самым популярным среди любовного жанра того времени. Потому как отличается ярко прорисованными сюжетными линиями, впечатляющими образами главных героев и идейной постановкой вопросов, которые всецело завязаны на взаимоотношениях современников Льва Николаевича.

Первые части романа свет встречал исключительно по частям. Первая часть была опубликована в 1875 году «Русского вестника» и сразу же приковала к себе внимание широкого круга читателей и остальные части уже все ждали с большим нетерпением. Завершением романа считается 1877 год, а следующее издание романа целиком было произведено уже в 1878 году.

История страсти главной героини совершенно отличается от современных гламурных любовных романов или рассказов. Сложность отношений Анны со своим мужем, ее безоглядная страсть к графу Вронскому, ее любовь к своему ребенку и светские сплетни – все это разрывает главную героиню изнутри и запутывает еще больше ее внутренний мир. Эти важные моменты, по мнению исследователей, являются самым точным отражением разорванности и раздробленности в обществе того времени, где царствование вместе добра и зла носит явный характер психологической патологии в людях того времени.

Ко всему прочему, интересны и прообразы героев романа с политической, социальной и исторической действительностью конца девятнадцатого века. Муж Анны, Алексей Каренин показался критикам ярким представителем людей власти, ее любовника Вронского отнесли к золотой молодежи того времени, а все светское общество, окружавшее Анну и, было по сути, иллюстрацией того общества, в котором жил Лев Николаевич. Тем роман и осложняется, что является не просто легкомысленной любовной историей, но представляет собой тяжеловесный труд, описывающий общественный хаос дореволюционной эпохи.

Конфликтность внутреннего мира продажной женщины в романе «Воскресение»

Последний роман из произведений Толстого Льва Николаевича, который произвел уже в год его издания (1899). Снова поднял животрепещущую социальную тему для читателей – это судьба продажной женщины. За основу сюжета автор взял одну из тем Ги де Мопассана про матроса, который явившись из плавания, решил заглянуть в публичный дом для собственных утех, а потом в той женщине, с которой развлекался, узнал свою сестру. Этот трагизм и послужил желанием Льва Николаевича выпросить подобную тему у оригинального автора для дальнейшей ее проработки.

В сюжете очень много динамики и душещипательных сцен. Так, к примеру, взять хотя бы начало романа, где героиню, Екатерину Маслову, приговаривают по ошибке к четырем годам каторги. Однако не все присяжные были безразличны к ничего не стоящей судьбе проститутки, и один из них, Дмитрий Нехлюдов, решается ей помочь. И не только потому, что он был возмущен судебной ошибкой, но вдобавок ко всему еще и узнал в Екатерине ту женщину, с которой когда-то он провел ночь, а потом и бросил. Психологичность поведения героев кроется в том глубоком осознании Дмитрия своей вины перед Екатериной, которое будет двигать им на протяжении всего романа.

Актуальность повестей и рассказов Толстого Л.Н. и на сегодняшний день

Такие произведения Толстого Льва Николаевича как трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», увлекательный роман «Семейное счастье», как для взрослых так и для «Повести и рассказы» – все они актуальны для читателя и до сих пор. По сей день, люди черпают в них житейскую мудрость, которая способна пролить свет на многие вопросы их бытия, выживания в тех или иных социальных условиях и укрепление межличностных взаимоотношений.

«Детство», «Отрочество», «Юность» относят к практически псевдо-автобиографичным романам, где встречаются сюжеты или истории, которые намекают на жизненные обстоятельства или некоторые события самого писателя. «Семейное счастье» раскрывает всю сложность взаимоотношений одного брака, который даже начинался несколько странно, но тем интереснее следить за его продолжением. А «Повести и рассказы» несут с собой увлекательнейший мир приключений и в то же время высокой морали и нравоучительных выводов такого писателя-педагога как Лев Николаевич.

Большого внимания заслуживают занятия Л. Н. Толстого с крестьянскими детьми. Он считал, что одной из причин нищей жизни народа является его невежество, и поэтому взялся исправить это положение. Школа, которую устроил Толстой, не была похожа на обычную. Сначала крестьяне с подозрением отнеслись к идее господина бесплатно учить их детей, поэтому учеников было мало, но со временем их стало очень много, и все они с удовольствием читали, гуляли, слушали интересные рассказы, считали. Писатель даже за границу ездил, чтобы посмотреть, как там учат детей. С его помощью в окружающих селах начали открывать школы, учителями в них работали студенты. По воскресеньям они собирались в Ясной Поляне, рассказывали о школе и работе. Толстой издавал журнал “Ясная Поляна”, в котором печатались его статьи и статьи других учителей о обучении и воспитании. Любовь к земле у Льва Николаевича была не эфемерной. Он любил не только прогуливаться, отдыхать, наслаждаться замечательными пейзажами, охотиться. Нет! Будучи графом, он не гнушался ходить в простой полотняной рубашке, засучив рукава, любил ходить в поле за плугом, косить сено до седьмого пота. В своем имении пробовал заниматься пчеловодством, выкапывал ставки, закладывал фруктовые сады, выращивал породистых свиней и коров. Не все ему удавалось, во многом он разочаровывался, ощущал недовольство своими действиями, но все равно работал. Толстой был страстным защитником лесов и любил свой лес особой, нежной любовью. Настоящим другом, помощником и поддержкой в жизни Толстому стала его жена София Андреевна. Когда они поженились, ему было тридцать четыре года, ей - восемнадцать, но она была умной, жизненно мудрой, заботливой, с любовью устраивала быт, занималась хозяйством. Когда она приехала в Ясную Поляну, здесь было все заброшенно, не было цветников и дорожек. И молодая хозяйка быстро все привела в порядок. Семья приумножалась. Постепенно в ней появилось десять детей. Лев Николаевич постоянно перестраивал и достраивал дом. Жили дружно и весело, вечерами играли на рояле, пели, хозяин читал свои произведения, играли в шахматы. Все чаще приезжали родные и друзья, и никому не мешало, что дом небольшой, что мебель в нем не новая, да и вообще все почти аскетическое. В этом доме так легко писалось… Но чем дальше шла жизнь, тем более она удручала Толстого. Еще с ранней юности он задавал себе вопрос: для чего живет человек? Почему люди неравные? Почему одни живут за счет других? И всю жизнь стыдился своей принадлежности к господствующему классу. В 1878 году начал трудиться над большой статьей “Исповедь”, где писал: “Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл… жизнь же всего трудящегося народа, всего человечества, творящего жизнь, представилась мне в ее настоящем.” Позднее за эту статью, за крамольные взгляды церковь объявила ему анафему - отлучила от своего лона. Но это мало печалило великого мастера. Своей жизнью, своей писательской работой он давно завоевал любовь и уважение народа. Не успела весть о отлучении появиться в газетах, как со всех концов страны Толстому стали поступать телеграммы, письма, адреса, в которых простые люди выражали поддержку любимому писателю. Он был такой популярный, так откровенно высказывал взгляды на царское самодержавие и его законы, что царь по-настоящему боялся его. За Ясной Поляной был установлен надзор. Даже редактор черносотенной газеты “Новое время” писал: “Два царя у нас: Николай Второй и Лев Толстой. Кто из них более сильный? Николай Второй ничего не может сделать с Толстым, не может покачнуть его трон, тогда как Толстой без сомнения расшатывает трон Николая и его династию”. 28 августа 1908 года Л.Н. Толстому исполнилось 80 лет. Во многих странах мира торжественно отмечали его юбилей, а царское правительство в России постаралось сделать все, чтобы помешать празднованию. Но оно не могло помешать потому, что в Ясную Поляну отовсюду шли телеграммы, письма, приходили и приезжали люди - много кто лишь для того, чтобы постоять возле дома, возможно, увидеть великого гения и поблагодарить его за радость и счастье, которые дают его книги. Но все тяжелее и тревожнее становилось жить в семье. Взрослые дети шли своим путем, умер младший сын Ванюша, умерла дочь Маша, с которой был особенно близок. С женой давно потеряли общий язык. Сколько лет она была его верным помощником и соратником, но уже давно не разделяла его взглядов, не могла понять сложной, противоречивой жизни своего мужа - великого художника, мятежного человека. Сама, доведенная до отчаяния такой жизнью, в свое время бросалась в ставок. Ее спас Душан Петрович Маковицкий, семейный врач Толстых. “Душа Петрович” - так называли его яснополянские крестьяне. Ему одному доверял Лев Николаевич тайну своего завещания, его одного взял с собой, когда окончательно решил порвать с миром, к которому принадлежал по праву рождения, и зажить простой крестьянской жизнью. Настала холодная осень 1910 года с ранними снегами и заморозками. Ночь с 9 на 10 ноября Толстой провел беспокойно, в 5 утра разбудил своего друга Маковицкого и сказал ему, что принял окончательное решение уйти из дома. Они начали спешно собираться в дорогу. В дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, писатель провел последние 7 дней своей жизни… На похороны собралась многотысячная толпа. Рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенты - все шли в последний раз поклониться великому гению. Яснополянские крестьяне почувствовали себя осиротевшими… После прощания сыновья поднимают гроб, выносят его из дома, присутствующие опускаются на колени, потом процессия направляется к лесу, к Старому Заказу, где тело предают земли. Это было место, где на краю буерака и была спрятана зеленая палочка с тайной, как всех людей сделать счастливыми. Здесь завещал похоронить свое тело Толстой, не ставить никаких величественных надгробий и памятников. Пусть могила будет простой и скромной, крестьянской. Главное - он дома, в любимой до боли Ясной Поляне. Итак, мы с вами убедились, что настоящее величие человека - в его делах, в его неразрывной связи с родной землей, родной природой, родным народом. Лишь осознав себя частью великого понятия - Россия, Лев Николаевич Толстой мог сказать: “Нет, этот мир не шутка… это один из вечных миров, который прекрасен, радостен, и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем”.