Песенное творчество шуберта. Музыкальная разработка: Песни Франца Шуберта
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок проведен по программе Д.Б. Кабалевского, используется УМК «Музыка. 7 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеева.

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые;
  • самостоятельной работы;
  • работы с учебником;
  • проектный;
  • устного контроля;
  • тестирования;
  • взаимоконтроля.

Используемые приемы обучения:

  • объяснение;
  • практические задания;
  • проблемная ситуация;
  • анализ и синтез;
  • сравнение и сопоставление.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальные;
  • парно-групповые;
  • коллективные;
  • фронтальные.

Средства обучения:

  • mp3 с записью музыкального произведения;
  • учебник и дидактические материалы к уроку;
  • компьютер и мультимедиапроектор;
  • презентация к уроку.

Тема четверти: Музыкальный образ.

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Задачи:

  • образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
  • развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
  • воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.

Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т.И. Науменко, В.В. Алеев учебник по музыке 7 класс.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.

II. Повторение пройденного.

– Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).

Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).

– С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ).

III. Изучение нового материала.

1) – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).

Слайд 3

2) Вопросы для проверки выполнения работы.

  1. Кто такой Франц Шуберт?
  2. Когда и где родился Шуберт?
  3. Кем были родители Шуберта?
  4. Где Шуберт получил музыкальное образование?
  5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
  6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
  7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
  8. Сколько песен написал Ф. Шуберт?
  9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
  10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
  11. Каким человеком был Шуберт?
  12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
  13. Какого композитора Шуберт боготворил?
  14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
  15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
  16. Сколько лет прожил Шуберт?

(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)

Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).

3) Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.

– Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 7

– Какие чувства выражает музыка?

– Какой образ передал в своей музыке композитор?

– Кто исполняет это музыкальное произведение?

(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)

– Как называется это произведение?

– Что такое баллада?

Слайд 8

– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Слайд 9

– Сколько действующих лиц в балладе?

– Как звучит тема каждого героя?

– Какая интонация преобладает в речи персонажей?

– Что вы услышали в аккомпанементе?

– Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.

Слайд 10

– Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.

(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)

Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).

– Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:

– Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?

– Как происходит развитие сюжета в балладе?

– Какую роль в произведении играет фортепиано?

Слайд 11

(Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)

– Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

4) История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

– Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

Слайд 12

– Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.

– Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

Слайд 14

– Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

IV. Закрепление.

– В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.

Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).

(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)

1 вариант 2 вариант
1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
А) Франции
Б) Италии
В) Австрии
2. Сколько песен написал Шуберт?
А) 600
Б) 500
В) 400
3. Кто автор немецкого текста баллады?
А) Шиллер
Б) Гёте
В) Шекспир
4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
А) 4
Б) 5
В) 6
5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
А) Отца
Б) Лесного царя
В) Сына
6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
А) Пунктирный ритм
Б) Ритм марша
В) Ритм бешеной скачки
7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
А) Любовь и ненависть
Б) Жизнь и смерть
В) Война и мир
1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
А) 27
Б) 31
В) 37
2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?
А) 28
Б) 23
В) 18
3. Кто сделал лучший перевод баллады?
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Жуковский
4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
А) Лирический
Б) Драматический
В) Эпический
5. Как звучит речь автора, отца и сына?
А) Взволнованно
Б) Завлекательно
В) Вкрадчиво
6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?
А) Сына
Б) Отца
В) Лесного царя
7. Какой характер имеет баллада в целом?
А) Тихий и спокойный
Б) Взволнованный и тревожный
В) Веселый и озорной
1 вариант 2 вариант
1. В
2. А
3. Б
4. А
5. Б
6. В
7. Б
1. Б
2. В.
3. В.
4. Б
5. А
6. В
7. Б

Слайд 15

Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».

V. Итог урока.

– С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?

– Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?

Слайд 16

– Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?

(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

VI. Домашнее задание.

– Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

– Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.


Тема четверти: «Музыкальный образ».
Тема урока: « Музыкальный образ в музыке Франца Шуберта».
Цель урока: формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
Интерактивная форма: групповая (работа в парах), дискуссионная.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь».
Развивающие: развивать коммуникативные способности, умения самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.
Воспитательные: воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.Тип урока: урок изучения нового материала.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска Smart Board, фортепиано.
Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант биографии Ф. Шуберта с вопросами.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1)
Учитель: – Добрый день, дорогие ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.
2. Повторение пройденного.
Учитель: – Какие образы существуют в музыке?
Дети: – Лирические, эпические, драматические. (Слайд 2) (Щелкать по овалам после появления на них руки).
Учитель: – С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает?
Дети: – «Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ.
3. Изучение нового материала
Учитель: – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
Интерактивная работа в малых группах
(Выполнение задания по парам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии). (Слайд 3)
Вопросы для проверки выполнения работы.
Кто такой Франц Шуберт?
Когда и где родился Шуберт?
Кем были родители Шуберта?
Где Шуберт получил музыкальное образование?
Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
Сколько песен написал Ф. Шуберт?
Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
Каким человеком был Шуберт?
Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
Какого композитора Шуберт боготворил?
Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
Сколько лет прожил Шуберт?
(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.) (Слайды 4-6)
Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
(Во время первого прослушивания каждый работает в своей тетради и записывает мысли относительно вопроса в своей группе.)
Интерактивная дискуссия
Учитель: – Сегодня у нас на уроке новая музыка. Это – песня. Прежде чем прозвучит целиком, послушайте тему вступления. Какие чувства вызывает эта тема? Какой образ создает?
Дети: – Тревога, страха, ожидания чего-то жуткого, непредвиденного. Наверное, здесь рассказывается о чем - то страшном.
(О название произведения не говорить, хотя песня звучит на немецком языке.)
Учитель: – А теперь последите за развитием образа. (звучит песня)
Учитель: – Песня построена на развитие вступления, уже знакомого нам?
Дети: – Нет, слышны разные интонации.
Учитель: – Сколько было исполнителей?
Дети: – Два – певец и пианист.
Учитель: – А сколько музыкальных образов?
Дети:– Ребята затрудняются с ответом.
(Предложить учащимся нарисовать услышанное. К доске выходят ученики из каждой группы и рисуют цветными карандашами)Учитель: – Читает балладу «Лесной царь» и тихо включает фонограмму.
(последнюю строку не читать) (Слайд)
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит». –
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей». –
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой». –
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
(каждая группа дает свой ответ)
Дети: – Здесь четыре музыкальных образа: автор, отец, сын, лесной царь.
Учитель: – А теперь обратите внимание на аккомпанемент, что вы здесь слышите?
Дети: – Скок лошади.
Учитель: – Да здесь интонации скока лошади, где стук копыт в фортепианном сопровождении играет связующую роль в передаче образов. Таким образом, в балладе получается пять персонажей: автор, отец, младенец, скачущая лошадь.
Учитель: – А как думаете, чем заканчивается рассказ?
Дети: – Дети сомневаются.
(включить последние такты баллады и дочитать текст)
Учитель: – В руках его мёртвый младенец лежал.
Учитель: – Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. Перевод с немецкого баллады сделал В. А. Жуковский в 1818 г. А. С. Пушкин назвал его «гением перевода». (Слайд)
Учитель: – А теперь посмотрите на картины. Как вы думаете, на фоне, какого из предлагаемых вам пейзажей могло произойти действие баллады?
(Работа по группам, каждая группа выбирает одну картину и по принципу жеребьёвки доказывает свою точку зрения) (Слайд)
(Дети выбирают страшные картины. Поленова, Васильева, но никто не выбирает картину Бурачика)Учитель: – А теперь найдите пейзаж, на котором изображены спокойная ночь, белеющий над водой туман и тихий, проснувшийся ветерок. Почему я именно просила выбрать этот пейзаж. Хотите, я прочитаю описание пейзажа из баллады Гете:
«Все спокойно в ночной тишине,
то ветлы седые стоят в стороне».
Вы, наверное, думаете, что плохо поняли текст. Нет, это даже хорошо, так как поэт и композитор создали образ, который захватил нас в процессе слушания, и мы не замечали деталей. Произведение захватило нас целиком и картину вы выбрали ту, которая наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия могла разыграться и в ясный день, вы верно почувствовали интонацию. А послушайте, как почувствовал эту музыку поэт Мандельштам.(Слайд)
Старинной песни мир – коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
Франц Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепианные пьесы и т.д.
Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий художественный уровень.
Ф. Шуберт зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленила фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.
Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда было ему 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячено состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
Вот как описывает И. Кошмина первое исполнение баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем: (Cлайд)
«…С первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев топот стремительно скачущего всадника. Бурное, порывистое движение увлекает вперед. Несущий поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочушие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы из далека, приглушенно и едва слышно. После большого фортепианного вступления Фогль запел…» (Cлайд)
Вокальная баллада – эта песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика
4. Вывод:
Учитель: – Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознание в единый драматический образ, объединенный стремительный движением; не только движение летящего сквозь лес коня; но движением (развитие) чувств главных действующих лиц.
5. Рефлексия:
Учитель: – А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране) (Слайд)
сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
я приобрел...
меня удивило...
урок дал мне для жизни...
мне захотелось...
6. Закрепление
Учитель: – В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.
(Слайд 14) (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).
(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)1 вариант 2 вариант
1. В какой стране родился Ф. Шуберт?А) ФранцииБ) ИталииВ) Австрии2. Сколько песен написал Шуберт?А) 600Б) 500В) 4003. Кто автор немецкого текста баллады?А) ШиллерБ) ГётеВ) Шекспир4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?А) 4Б) 5В) 65. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?А) ОтцаБ) Лесного царяВ) Сына6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?А) Пунктирный ритмБ) Ритм маршаВ) Ритм бешеной скачки7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?А) Любовь и ненавистьБ) Жизнь и смертьВ) Война и мир 1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?А) 27Б) 31В) 372. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?А) 28Б) 23В) 183. Кто сделал лучший перевод баллады?А) ПушкинБ) ЛермонтовВ) Жуковский4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?А) ЛирическийБ) ДраматическийВ) Эпический5. Как звучит речь автора, отца и сына?А) ВзволнованноБ) ЗавлекательноВ) Вкрадчиво6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?А) СынаБ) ОтцаВ) Лесного царя7. Какой характер имеет баллада в целом?А) Тихий и спокойныйБ) Взволнованный и тревожныйВ) Веселый и озорной
1 вариант 2 вариант
1. В2. А3. Б4. А5. Б6. В7. Б 1. Б2. В.3. В.4. Б5. А6. В7. Б
Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».
(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)6. Домашнее задание.
Учитель: – Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
– Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.

Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

    Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

    Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

1808-1813 гг.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

1813-1817 гг.

Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Начало 20-х годов.

Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

1826-1828 гг.

Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Песенное творчество Шуберта

600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

Схема формы песни

A - C

CBC

11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

Вокальный цикл “Зимний Путь”

Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-mollg-moll.

11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

    воспоминания, сон

    внезапное пробуждение

    насмешка над своими мечтами.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

Симфоническое творчество

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Неоконченная симфония

Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

Экспозиция повторяется – как у классиков.

Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

г. Узловая, Тульская область.

урок музыки в 6 классе

«Драматический образ в музыке Франца Шуберта»

учитель музыки: Вакуленко Г.А.

Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация

- Здравствуйте, ребята! Очень рада снова видеть вас! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

- Кто изображён на этом портрете?

(Франц Шуберт)

Правильно, это знаменитый австрийский композитор Франц Шуберт.

Песни занимают в творчестве Шуберта главное место. Именно песни наиболее ярко отразили всё то новое, что внёс композитор в музыку.

- Чем же отличаются песни Шуберта, что в них было необычно для его современников?

(Это живые сценки с определённым сюжетом, в которых большую роль играет музыкальное сопровождение).

Шуберт был замечательным мелодистом. Его песни многие люди узнают по нескольким звукам. Попробуйте узнать знакомые песни этого композитора.

(Узнают и называют знакомые песни Ф. Шуберта: «Форель», « Ave Maria », «Баркарола», «Серенада», «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха», «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»)

- Какие образы во всех этих песнях? (лирические)

Сегодня мы познакомимся с очень необычным произведением. Откройте файл с названием кроссворд. Если вы разгадаете этот кроссворд, узнаете название нового произведения Шуберта.

(Дети открывают файл с кроссвордом и вносят в него ответы. Красным цветом выделяются буквы, которые показывают название «Лесной царь»)

Вопросы для кроссворда:

1.Какой певец пропагандировал творчество Шуберта? (песни исполнял певец Михаэль Фогль)

2.Кем был отец Шуберта? (школьный учитель)

3.Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта? (песни)

4.Где Шуберт получил музыкальное образование? (В церковно-певческой школе, конвикте)

5.Какого композитора Шуберт боготворил? (Людвиг ванн Бетховен)

6.Каким по характеру человеком был Франц Шуберт? (скромный)

7.Как называется несколько песен, объединённых общей темой? (вокальный цикл)

8. Какой старинный жанр был, как бы заново открыт, в творчестве композиторов-романтиков. (баллада)

9.Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (шубертиады)

10.Песня, которой открывается вокальный цикл «Прекрасна мельничиха»? («В путь»)

(Дети разгадывают кроссворд и читают называние нового произведения Ф.Шуберта).

- Давайте проверим ваши ответы. (Проверяем)

- Как называется новое произведение?

(«Лесной царь»)

«Лесной царь» не просто песня, а песня-баллада. (открываю цифру 8, которую не отгадали дети). Именно этот старинный жанр был заново открыт композиторами романтиками. Тема нашего урока сегодня «Старинной песни мир ».

В основе вокальной баллады лежит литературная баллада.

Литературная баллада - это повествуемое в стихах народное предание фантастического характера . Прочитайте на слайде особенности такого стихотворения.

Особенности литературной баллады:

    Драматический сюжет.

Литературную балладу «Лесной царь» создал немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте. Кто может сказать, почему на слайде рядом с ним находится портрет Василия Андреевича Жуковского?

(Он сделал перевод)

Правильно, Гёте написал балладу на немецком языке, чтобы понять смысл и содержание, нужен перевод. Лучший перевод этой баллады на русский язык сделал Василий Андреевич Жуковский.

Откройте учебники на странице 45. Здесь вы видите этот перевод. Ребята прочитают балладу «Лесной царь» по ролям и посмотрим, какой зрительный ряд к ней подобрала

- Назовите героев баллады Гёте?

(называют)

«Лесной царь» - это драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, свои поступки, свои цели, порой враждебные, свои чувства.

Подберите слова, которые могут выразить чувства каждого героя баллады.

(Дети рассказывают, как надо правильно соотнести героя и его чувства. Затем на экране появляется правильный ответ)

На странице 44 мы прочитаем как появилась песня-баллада Франца Шуберта «Лесной царь» (читаем учебник).

Какое произведение получилось, когда соединились стихи и музыка? Это уже не стихотворение, а….

(песня-баллада)

Вокальная баллада – это сольная песня повествовательного характера с элементами фантастики.

В этой необычной песне сохранились все черты литературной баллады. А чем отличается музыка?

На странице 42 мы познакомимся с особенностями музыки в вокальной балладе? (Читаем с детьми текст учебника)

    Драматический сюжет.

    Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.

    Переплетаются реальность и фантастика.

    Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.

    Свободное развитие музыки.

Давайте послушаем песню-балладу Ф.Шуберта «Лесной царь». Баллада, как правило, исполняется на языке оригинала – немецком.

(Слушание на немецком языке)

- Сколько певцов исполняли вокальную партию? (Один)

Всю вокальную мелодию исполнял один певец.

- Как же вы различали героев?

В этом произведении замечательны выразительность красота и разнообразие вокальной партии. Давайте проанализируем музыкальные партии героев как настоящие музыканты, по нотам. Откройте презентацию «Вокальные партии героев».

(При дальнейшем анализе интонаций героев дети смотрят ноты на слайдах, напевают партии героев, выполняют пластические движения и выбирают интонации на слайдах)

Каждый персонаж появляется со своими характерными интонациями. Лесной царь хочет заманить к себе мальчика.

- Послушайте, с каких интонаций каждый раз начинается его тема.

(наиграть и напеть с детьми 1 тему Лесного царя)

Вначале он пытается очаровать своего случайного гостя, усыпить его внимание. Что ещё напоминает вам эта равномерно покачивающаяся мелодия?

(Напеть с детьми фрагмент мелодии, используя пластическое интонирование, показать рукой интонации покачивания).

- Какие это интонации? Выберите на файле интонации героя. Что у вас получилось?

(Призывные, убаюкивающие)

Потом Лесной царь рассказывает о своих дочерях, которые танцами закружат мальчика. Что напоминает в этот момент мелодия?

(вальс)

На словах «играя, летая» - мелодия кружится вверх-вниз , как будто действительно взлетают и опускаются дочери Лесного царя.

- Какие интонации здесь у Лесного царя?

(льстивые, танцевальные)

В конце концов, Лесной царь перестаёт уговаривать мальчика, и тогда льстиво-ласковые интонации меняются на другие.

Напойте эти слова: «Неволей, иль волей, а будешь ты мой!»

(Напеть с детьми слова: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

- Какие это интонации?

(Приказывающие, угрожающие.)

Из скольких эпизодов состоит партия Лесного царя? (из трёх)

Как меняются его интонации?

(сначала убаюкивает, заманивает, затем угрожает)

Каждый раз прибавляются новые черты, нарастает драматическая напряжённость.

- Как звучат слова мальчика?

(Слушают и поют тему ребёнка).


- Какие это интонации?

(жалобные, молящие)

Он болен. И хотя сам он об этом не говорит, интонации его фраз всегда об этом напоминают. Эти интонации буквально пронизывают текст, когда рассказ идёт от имени ребёнка. Посмотрите сколько их. (Интонации жалобы выделяются на экране цветными кружочками)

Анализ интонационного богатства этой баллады может быть поистине бесконечным – ведь здесь практически нет повторений.

Является ли построение баллады куплетным?

(Нет, построение свободное)

Почему Шуберт не воспользовался приёмом повторения, как это бывает в обычных песнях, когда с одной и той же мелодией звучат слова одного, потом второго, затем третьего куплета?

(Мелодия подходит только к данному герою)

Каждое четверостишье звучит со своей особенной, только для него подходящей мелодией. Такое построение называется свободным.

- На каком инструменте исполняется музыкальное сопровождение?

(на фортепиано)

На этом слайде вы видите нотный текст баллады. Обратите внимание на партию фортепиано. Там буквально «черно» от нотных знаков. Теснясь на нотной строчке, они образуют насыщенный, но очень чёткий ритмический узор, который остаётся неизменным до самого конца. (наиграть)

- Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

(В воображении с первых тактов встаёт образ скачущего всадника)

Инструментальное сопровождение полноправное «действующее лицо», помогающее воссоздать и бешеную скачку коня, и завывание ветра. Движение это останавливается только в конце песни на слова рассказчика «ездок доскакал, в руках его мёртвый младенец лежал».

Сделать с детьми вывод и обобщение.

- Какой характер имеет баллада в целом?

(взволнованный, тревожный)

- Какая картина нарисована в стихах и в музыке? Какой образ создал композитор?

Единый драматически-взволнованный образ)

В стихах и в музыке нарисована большая драматическая сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже, если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматически-взволнованный образ.

Давайте отдохнём. Представьте, что мы в лесу, но не страшном, а красивом и добром. (Выполняют движения под плавную музыку ).

Рапевка. «Музыкальное эхо». (Учить чисто интонировать терцию вниз с сопровождением и без него).

(наиграть мелодию песни» Огромное небо» муз. О.Фельцмана)

Правильно, это песня композитора Оскара Фельцмана на стихи Рождественского «Огромное небо». Давайте её споём.

(Пение песни «Огромное небо» О. Фельцмана)

- Можно ли назвать эту песню балладой? Найдите в ней черты, характерные жанру баллады?

Особенности вокальной баллады:

    Драматический сюжет.

    Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.

    Переплетаются реальность и фантастика.

    Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.

    Свободное развитие музыки.

(драматическое содержание, рассказывает о подвиге простых русских людей, есть контрастные образы: мирный город и катастрофа в небе, нагнетание драматизма к концу песни.)

- Что исчезло из современной баллады?

(Нет фантастических героев, нет свободного развития музыки, простая куплетная форма).

В наши днибаллада в поэзии и в музыке имеет уже новые черты.

Современная баллада – это трагическая поэма о подвиге русских людей, проникнутая духом патриотизма.

Давайте составим исполнительский план песни так, чтобы ярче было усиление драматической напряжённости. К темповому и динамическому развитию музыки добавим хоровое.Будем менять состав исполнителей.Если начнёт песню в первом куплете солист, как можно исполнить дальше?

(Дети предлагают свой план исполнения. Исполнение детьми песни, обсуждение получилось или нет создать яркую динамическую напряжённость в исполнении).

С каким жанром мы сегодня познакомились? (вокальная баллада)

Ребята вы все получили оценки. Сегодня они такие. Следующий раз вы постараетесь и получите оценки ещё лучше. (Открываю файл с названием рефлексия)

Давайте ответим на один любой вопрос. Начинает , затем он назовёт того, кто будет отвечать следующим.

    Сегодня я узнал...

    Было интересно...

    Было трудно...

    Я приобрел...

    Меня удивило...

    Урок дал мне для жизни...

    Мне захотелось...

Ребята, сегодня мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок. До следующего урока. Не забудьте поставить в свою клеточку оценку.

В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивиду-альность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой но-визной.

Песни Шуберта - это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствован-ные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категори-ями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил « песенно» .

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений . Но использование песни в качестве материала - далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип - вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт - это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве - человека в аспекте его непосредст-венных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».

Все компоненты шубертовской песни - мелодика, гармония, фортепианное сопровожде-ние, формообразование - отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни - ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распев-ные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.

Песня у Шуберта - это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каж-дой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» - звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:

  • характеризует общий психологический фон действия - образ лихорадочной тревоги;
  • изображает ритм «скачки»;
  • обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свобод-ное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра - «Лесной царь» , созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало-гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму . Рефреном являются возгласы отчаяния ре-бенка, а эпизодами - обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу-ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон-трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие - возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод - в B-dur, 2-й - с преобладани-ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой» , отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

«Гретхен за прялкой»

В «Фаусте» Гете песня Гретхен - небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения - глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч-та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева-ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет-ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ-ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.

Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («...пожатье рук, его поцелуй»).

Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе-го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы-текает из фортепианного вступления.

В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования - от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти-ков - Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).

Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.