План по картине юона конец зимы полдень. Сочинения для всех классов


Константин Федорович Юон
Конец зимы. Полдень. Лигачево
Холст, масло. 89x112 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Большое мастерство Юона-пейзажиста заключается в том, что самый обычный пейзажный мотив он умеет претворить в художественный образ, привлекающий поэтичностью и свежестью восприятия мира. Яркий пример тому одна из лучших картин художника «Конец зимы. Полдень».

Художник изобразил типичный уголок Подмосковья. Дачный двор, заснеженные дали – все залито лучами солнца. Ослепительно белеют стволы берез и по-весеннему рыхлый снег. Деревянный дом на пригорке, катающиеся на лыжах ребятишки, копающиеся в снегу куры придают пейзажу «обжитость» и особую теплоту. В простом, привычном пейзажном мотиве много истинной поэзии.

Картина «Конец зимы. Полдень» отличается естественностью, жизненной непосредственностью. Создается впечатление, что художник не размышлял о композиции, а просто написал то, что было перед его глазами. Но на самом деле это не так. Композиция этого полотна имеет свою логику, отчего картина и производит такое цельное впечатление. В самом деле, забор делит ее почти на равные части по горизонтали, дом слева уравновешивается темными массами елей справа. Это вносит в композицию необходимое равновесие, не дает рассыпаться на части.

Продуманность композиционного решения дала возможность Юону сосредоточить внимание зрителя на том главном, что ему хотелось выразить, а именно на ощущении жизненных сил, таящихся в природе, на чувстве радости, праздничности, которое испытывает человек перед лицом торжествующей в своей вечной красоте природы. Это ощущение и это чувство возникают главным образом благодаря сияющему колориту, с помощью которого Юон достигает впечатления яркого солнечного дня. С большим мастерством написан в картине снег, прозрачные синие тени от деревьев, дымка, окутывающая лесные дали. Это мастерство дало возможность передать с большой убедительностью состояние природы в преддверии весны, когда солнце начинает уже пригревать, когда тени становятся глубже, когда природа просыпается после зимних дней.
Важно, что Юон связывает жизнь природы с человеком, присутствие которого вносит в картину особую теплоту. Вместе с тем чувство праздничности, которое излучает картина, кажется благодаря присутствию в картине людей естественным, живым. Художник как будто говорит, что его переживания при взгляде на этот вид сродни переживаниям лыжников, возвращающихся с прогулки. Он сразу вводит зрителя в свой мир чувств и мыслей, открывает ему прекрасное в природе.

Средствами композиции и колорита художник утверждает вечно живую жизнь природы и ее воздействие на чувства и мысли человека. Средства эти весьма характерны. Несмотря на свою построенность, картина производит впечатление свободы и естественности. Она кажется фрагментом большой панорамы: края рамы срезают верхушки берез и синие тени от деревьев, зритель мысленно представляет себе весь дом и ели за правым краем картины.

Колорит картины строится на контрастных сопоставлениях и сочетаниях. Темные, буро-зеленые ели противопоставляются белому снегу с интенсивными голубыми и синими тенями. Цветовую композицию полотна оживляют яркое пятно поленницы желтых дров и красный петух, роющийся в снегу. Красочные сочетания создают то эмоциональное напряжение, которое и помогает художнику выразить чувство свежести, радости, праздничности, возникающее при взгляде на эту ликующую природу.
Картина Юона свидетельствует об использовании больших реалистических традиций русской пейзажной живописи. Здесь можно вспомнить красочные полотна Куинджи или современника Юона художника Рылова. Эти традиции заключаются прежде всего в правдивом изображении натуры, в стремлении найти в ней черты, которые позволили бы художнику выразить волнующие его чувства. Традиции эти состоят и в стремлении создать пейзаж-картину, вмещающую в себя большой мир, утверждающую значительную идею. Но естественно, что Юон, как мастер чрезвычайно оригинальный и своеобразный, по-своему перерабатывал эти традиции и выразил своей картиной мысли, волнующие его современников – советских людей конца 1920-х годов.

Картина Юона «Конец зимы. Полдень», отличающаяся ярким, декоративным звучанием красок, покоряет духом жизнеутверждения, оптимизмом. Искусство этого прекрасного живописца всегда будет служить примером целеустремленного и вдумчивого творческого труда, направленного на глубокое постижение реальной действительности и выражение в художественных образах больших общественных идей своей эпохи.

Http://www.rodon.org/art-080812185646

Картина русского живописца Константина Федоровича Юона называется просто: "Конец зимы.Полдень".
При взгляде на полотно в глаза сразу бросаются среди обилия снега две огромные темные ели на среднем плане. Потом замечаешь еще одну верхушку за центральной елью, а у самого правого края полотна - верхушку еще одной, заслоненной стволом березы, расположенным ближе к нам. Начинаешь разглядывать - видишь на первом плане несколько ее подружек.
А за елями и слева от них на заднем плане видны холмы с деревьями в дымке. Белый просвет меж елей и сходящиеся к нему углом края холма, на котором эти ели стоят, делают перспективу бесконечной. Такими композиционными приемами художник передает глубину и объем изображения на плоском полотне.
Все планы картины интересны. Простая, на первый взгляд, она таит в себе загадки.
Синяя извилистая тень на снегу от холмов заднего плана вызывает ассоциации с речкой, которая, возможно,там протекает. Зелень елей на вершине левого холма свидетельствует, что солнце уже растопило снег на их лапах. Светло-серое, а не голубое, небо, напротив, говорит о том, что снегопады еще возможны. А более желтое пятно неба в левом углу - солнечный свет, который делает пейзаж более светлым и веселым. Мне кажется, время действия не февраль, конец календарной зимы, а примерно середина марта.
Средний план по горизонтали пересекают несколько оград. Первая состоит только из столбов и двух рядов слег. Да и в остальных - лишь несколько жердин и штакетин.
Слева мы видим три тесно стоящих бревенчатых дома, срубы которых почернели от времени. На первом желтеют два недавно замененных бревна. У домов - не типичная сельская архитектура. Особенно ярко это проявляется в высокой мансарде последнего. Создается впечатление, что это летние домики для дачников.
Впрочем, ими можно пользоваться и зимой. У первого дома вдоль ограды сложена невысокая длинная поленница. Сдается мне, что группа лыжников у ограды - не местные жители, а горожане, проехавшие на выходные насладиться последними днями зимнего отдыха. Отоспались, а к полудню собрались на лыжную прогулку. Настоящие же сельские дома скрыты елями и склоном холма. Хозяин одного из них - дальнего - загоняет в сараюшку лошадку. Видно, они уже успели поработать к полдню.
А на переднем плане художник изобразил главного "персонажа" картины - снег. Белым он кажется только вдалеке. Вблизи же видно, что к концу зимы он потерял свою ослепительную белизну и пышность. Сугробы вдоль стыкующихся расчищенных дорожек осели, на них много вмятин от сапог или валенок. По снегу, слегка ломаясь на притоптанных желтоватых дорожках, тянутся длинные голубые тени от берез.
Оживляют передний план петух и три курочки. Они деловито копаются в снегу, удивляясь, почему нет червячков. Хозяева выпустили их из темного курятника проветрить перышки на свежем воздухе и погреться под солнышком, так как температура, наконец, это позволила. Интересно, что куры симметрично отражают лыжников: три вместе, один поодаль.
Колорит картина очень гармоничен: природные белые, черные, серые, голубые и зеленые тона отлично сочетаются с желтыми, охряными и коричневыми. Даже роскошный красный петух, в обрамлении черно-зеленых перьев грудки и хвоста, не является диссонансом - это намек на скорый приход весны-красны и лета красного.
Мне представляется,что изображен вид из окна дома хозяйки кур, который не показан. О его наличии можно только догадываться - по ведущим к нему дорожкам. Открывающаяся картина - радостная.
И рассматриваешь ее изображение с удовольствием. Наверное, с таким же чувством и писал Юон. Чувствуется влажность и теплота воздуха, запах снега, хвои, смолы поленьев и, почему-то, масленичных блинов.
Хочется выйти из дома и оказаться где-то там - в полдень в конце зимы.

Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень» приходится писать многим учащимся. Изучение этого полотна входит в школьную программу. Красоту русской зимы и прекрасный солнечный день - вот что хотел передать нам художник. Попробуем более детально рассмотреть предложенную работу.

Задний план

Перед нами чудесный пейзаж: ярко и светло кругом. Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» должно выполняться таким типом речи, как описание. Поэтому не стоит отступать от него и уходить, к примеру, в рассуждения о том, как вы проводите

Ребятня, изображенная на этом полотне, веселится и радуется скорому приходу весны. На заднем плане мы наблюдаем небольшой пригорок с деревьями, усыпанными снегом. Можем догадываться, что время года, изображенное на картине, - зима в самом ее финале. Возможно, это конец февраля. Справа вдалеке мы видим снежную горку. Вероятно, ребята катаются с нее на санках или лыжах.

Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень» непременно должно включать в себя описание как переднего, так и заднего планов. Снег на белый и чистый, нетронутый. Но под воздействием солнышка он начал подтаивать.

Небо изображено в светло-серых тонах. Несмотря на то что зима заканчивается и устанавливается весенняя погода, еще не совсем разъяснилось.

Невдалеке виднеется маленькая избушка. Мы только можем предполагать, что же это такое. По всей вероятности, это домик местных жителей. А может быть, перед нами банька или хлев, в котором содержатся животные. К примеру, эти курочки, изображенные на переднем плане.

Передний план

Любоваться прекрасным видом русской природы мы можем благодаря работе, которую написал К. Ф. Юон, - «Конец зимы. Полдень». следует писать по строгому плану. Лучше его подготовить перед тем, как приступить к описанию.

После подробного анализа заднего плана полотна стоит перейти к переднему. Здесь мы видим чей-то сельский домик. Как известно, это владения самого художника, но об этом расскажем позднее. Купаясь в солнечных лучах, он выглядит каким-то сказочным и волшебным. Справа от него - заготовленные дрова. Без русской печи в деревнях и селах никак не обойтись, поэтому хозяевам пришлось потрудиться.

Сочинение по картине Юона «Конец зимы. Полдень» включает в себя и описание березок, без которых трудно представить красу нашей природы. Белоснежные стволы этих красавиц возвышаются под самое небо и отлично гармонируют с окружающим великолепием. Их кроны еще совсем нагие, но с наступлением весны начнут набухать почки, и появятся листья. Но пока еще совсем рано говорить об этом, поскольку истинной хозяйкой на данный момент является зима.

Нельзя не заметить и изумрудные елочки, расположившиеся на полотне справа. Они уже почти без снега. Вероятно, солнце успело его растопить.

Также мы видим довольных ребят, возвращающихся с лыжной прогулки. С самого утра они уже накатались и теперь, уставшие, идут домой.

Курочки и петушок что-то клюют во дворе. Они тоже наслаждаются теплой погодой в конце зимы. Их выпустили во двор, но они не просятся обратно в свое жилище, а мирно гуляют под солнышком.

Красота и девственность нашей русской природы переданы автором во всем великолепии. К изображению отечественной зимы художники прибегали неоднократно.

Сюжет

Юона «Конец зимы. Полдень» невозможно без воссоздания ее сюжета. Как видно, перед нами теплый зимний день. Время суток - полдень, поскольку именно в это время солнце так ярко освещает все вокруг. Пересечение двух времен года делает это полотно еще более необычным. Ушла суровость зимы, приближается царствование теплой весны, что мы и видим на этой картине.

Несмотря на то что центральное место на этом изображении занимает снег, мы чувствуем, что еще немного - и время года поменяется. Примечательно, что этот самый снег не выполнен только в белом цвете. Кое-где видны проталины и следы от ботинок. В таком случае автор использует оттенки серого. Такая, казалось бы, простая задача - изобразить снег - исполнена художником мастерски. Так и хочется оказаться там, в этой деревеньке, и погулять по рыхлому, хрустящему насту! На этом фоне домашние птицы смотрятся очень живо и ярко. Они, как цветные пятнышки, придают картине пестроту и сказочность.

Стоит отметить, что это полотно - отнюдь не художественный вымысел автора. Основой послужил загородный участок с домиком в Подмосковье, где любил отдыхать К.Ф. Юон. «Конец зимы. Полдень» (сочинение по картине этого автора мы и выполняем) - работа, сделавшая художника очень известным. Так живо и так детально изобразить под силу далеко не каждому мастеру. Но Константину Федоровичу Юону это удалось в полной мере.

Выводы

Любой школьник сможет осилить поставленную перед ним задачу - описать эту чудесную работу.

Стоит помнить, что первым делом необходимо составить план.

На первый взгляд детям кажется, что это совсем не нужно, и можно легко справиться и без него. Но во избежание такой проблемы, как перескакивание с одного на другое, план все же необходимо составить. Тогда не торопясь, по ступеням, вы сможете описать не только картину, но и другие объекты.

В нашем материале рассмотрим картину Юона «Конец зимы. Полдень», с описанием которой ознакомимся в этой статье. Картина принадлежит кисти русского художника Константина Федоровича Юона, чья заслуженная слава и народная любовь были спутниками в течение всей жизни талантливого человека. Однажды в 1958 году во время действия пьесы одна актриса, читающая свой монолог, вдруг остановилась и, бросив случайный взгляд на репродукцию картины «Раскрытое окно», сказала: «Юон…Люблю Юона» - и зал взорвался аплодисментами, высказав таким образом уважение художнику и восхищение его творчеством. Итак, давайте познакомимся с одной из работ К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Краткая биография художника

Юон Константин Федорович родился 12 октября 1875 года в Москве. Отец возглавлял страховую компанию, мать занималась музыкой. Одаренный молодой человек стал популярным еще в годы своей юности. Картины начинающего художника выставлялись, имели большой успех и довольно быстро раскупались. О молодом таланте стали писать в журналах по искусствоведению. На вырученные деньги Константин Федорович много путешествовал, увиденные им красоты на просторах Родины стали результатом этих поездок. Талантливые работы пополняли коллекцию молодого художника. Судьба благоволила ему: его рано признали, награждали, многие годы он занимался преподавательской деятельностью, взрастил знаменитых учеников, в число которых входили скульптор Вера Мухина и художник Василий Ватагин.

Детальное описание картины. Цветовая палитра

Картина К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» была написана в 1929 году. На ней мы видим задний двор деревянного дома, который, по-видимому, расположен на краю деревни. Центральную часть картины по горизонтальной линии разделяет забор. Во дворе дома, греясь в первых теплых лучах еще зимнего солнца, бродят куры, которые деловито роются в снежных сугробах, разыскивая что-нибудь съедобное. На втором плане мы видим небольшую группу ребят, которые катаются на лыжах. Стоит погожий денек. Такие дни бывают в конце зимы. Именно в эту пору года еще лежит снег, но уже появляется первое теплое солнышко. Дети наслаждаются зимней прогулкой на лыжах.

На картине художника Юона «Конец зимы. Полдень» количество снега поражает. Его так много, что невольно хочется зажмуриться. Константин Федорович любил писать снег, на его картине он изображен не только в кристально-белых тонах. Художник использовал оттенки от светло-голубого до синего. Присутствуют и желтоватые оттенки, достигающие местами светло-коричневатого цвета. На картине мы можем видеть игру теней от деревьев, птиц и часть дома. Описание картины Юона «Конец зимы. Полдень» наталкивает на мысль, что произведение максимально приближено к реальности. Анализируя творчество Юона, можно сделать вывод, что художник бессознательно или нет рисует в каждой своей картине самого себя, он хватает каждую цветовую нить и создает на холсте из их причудливого сплетения рисунок, полный красоты и света.

Впечатления от просмотра картины

Первое впечатление, которое дарит нам полотно замечательного художника, - это чувство бодрости. Холодное время года подходит к своему концу, не метет метель, не дует северный ветер, зима встречается с ранней весной. Картина Юона «Конец зимы. Полдень» передает нюансы предвесеннего настроения. Обратите внимание, что солнце не изображено на картине, но оно буквально пронизывает пейзаж, заполняет собой все пространство. Снег блестит. Вечнозеленые величественные ели невольно привлекают внимание зрителя. Появляется ощущение слияния с природой. Холод, мрак побеждают свет и тепло. Прочувствуйте торжество самой жизни и природы. Картина художника написана в светлых тонах. Юон был полон неиссякаемого оптимизма и видел мир в ярких красках, что сильно отразилось на его творчестве.

Картина Юона "Конец зимы. Полдень" - описание красоты родного края. Ведь те моменты жизни, которые были запечатлены на полотнах художника, пусть и в прошлом тысячелетии, близки и понятны сегодняшнему зрителю. Основной характеристикой творчества Константина Федоровича является изображение картин в ярких, насыщенных тонах. Обязательно есть присутствие «праздника жизни». В душе каждого человека есть такой памятный уголок, где он хранит картины родного края. А самое главное, мы помним ощущения, которые дарит нам память о дорогих сердцу местах. Эти места и есть наша Родина. И не обязательно родиться в этих местах. Бывает и так, что человек находит особый уголок света, где он счастлив и беспечен, как те дети, которые изображены на картине нашего любимого художника.

Заключение. Итог

Итак, в заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что картина Юона «Конец зимы. Полдень», описание которой приведено в данной статье, показывает красоту русской природу, знакомит школьников с творчеством известного русского художника Константина Федоровича Юона, талант которого является отражением многогранной русской культуры прошлого тысячелетия.

На картине художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень. Лигачево» изображён солнечный зимний день. Вероятно, автор запечатлел конец февраля. На картине ощущается скорое приближение весны и тепла.

В глаза бросается деревянный дом и усадьба на опушке леса. Дом показан с задней стороны. Здесь лежат дрова, предназначенные для растопки печи. Немного подальше виднеется ещё одно жильё – вероятно, это окраина деревни. Или это домики в лесничестве.

Снег ещё не растаял, но во многих местах он уже мягкий и рыхлый. Он весь изрыт подтаявшими следами, канавками и бороздками.

Стоит прекрасная солнечная погода. Небо ещё по-зимнему сизое, а не синее. Длинные тоненькие берёзки оставляют на снегу голубоватые тени. Видно, что совсем скоро солнце растопит зимние снега. Рядом с домом гуляют курицы с петухом. За заборчиком возятся дети. Они решили покататься на лыжах, пока стоит хорошая погода и снег ещё не растаял. Вечнозелёные ели украшают собой зимний деревенский пейзаж.

На заднем плане пейзажа изображён лес. В нём присутствуют разные оттенки: и серые, и белые, и голубоватые, и тёмно-зелёные. Художник мастерски сочетает цвета природы на своём полотне.

Снег на опушке леса выглядит довольно чистым. Но, наверное, и он уже подтаял. Атмосфера картины переполнена бодрым настроением. Зимняя свежесть в ней прекрасно сочетается с весенним оживлением, ожиданием скорейшего пробуждения природы от зимнего сна.

Вместе со статьёй «Описание картины Юона «Конец зимы. Полдень» читают:

Поделиться: