Последний город николая ярошенко. Биография николая ярошенко

Николай Александрович Ярошенко вошел в историю русского искусства, как художник-передвижник, служивший принципам высокой духовности, гуманизма, чести и совести. Прекрасно образованный, знавший в совершенстве несколько иностранных языков Ярошенко пользовался авторитетом и заслуженным уважением среди соратников по искусству, друзей и единомышленников. Несомненно, что отдельными чертами характера Ярошенко, прежде всего, обязан семейному воспитанию, построенному на высоких нравственных принципах.
Способности к рисованию у Ярошенко проявились очень рано, но упорное стремление мальчика заниматься рисованием не наводило взрослых на мысль, что у него может быть талант, который заслуживает внимания и заботы. Родители не представляют иной карьеры для сына, кроме военной, и в 9 лет определяют его в Полтавский кадетский корпус.
Спустя два года Ярошенко переводят в Петербург в Первый кадетский корпус, окончив его он поступает в Первое Военное Павловское училище (1863 г.). Из Павловского училища Ярошенко переводят в Михайловское артиллерийское училище. В эти годы он посещает вечерние рисовальные классы, где его учителем, а затем и другом становится известный художник Иван Николаевич Крамской.
В 1867 году Н.А. Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию, а для завершения своего художественного образования – в Академию художеств. Молодому художнику приходилось очень трудно. Надо было сочетать занятия в академии художеств с занятиями в Артиллерийской академии, а по окончании последней, с работой на патронном заводе в должности начальника штамповальной мастерской. Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы в подобных условиях довести до конца свое художественное образование.
Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 г. Н.А. Ярошенко женится на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами. В петербургской квартире Ярошенко проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Павлов.
Эту же атмосферу Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались петербургские друзья, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих в летний сезон на отдыхе и лечении. Из многочисленных гостей достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов.
Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок.
В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив коллекцию своих работ большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.
Похоронили Николая Александровича недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника

Полотно «Тебердинское озеро» в ряду многих других работ Николая Ярошенко позволило жителям средней полосы России открыть для себя Северный Кавказ .

Имя этого художника не слишком известно. Кого бы из своих знакомых я не спрашивала о нем, все только пожимали плечами. Но каждый, кому я показывала репродукции его работ, с удивлением восклицал «Ах, так это он! Ну конечно же, знаю!». Нечто подобное я пережила и сама в Кисловодске, где отдыхающих развлекают разными экскурсиями - в том числе в Дом-музей художника Николая Ярошенко. Поначалу я не ждала ничего особенного от какого-то незнакомого живописца, но вдруг поняла, что не раз видела эти картины и в Русском музее, и в Государственной Третьяковской галерее, и даже в учебнике «Родная речь» за четвертый класс…

Николай Ярошенко посвятил себя искусству, не оставляя военной службы. Слушая рассказ о судьбе художника, я вспомнила о том, что многие славные представители отечественной культуры служили в армии — это и Михаил Лермонтов , Афанасий Фет, Александр Куприн , Павел Федотов, Василий Верещагин , Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков.

Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам, и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. Когда пришло время, генерал отдал сына в Полтавский кадетский корпус, где некогда служил сам, а по его окончании, уже юношей, молодой Ярошенко уехал в Петербург и поступил там в Павловское училище. Параллельно Николай брал частные урокам рисования, а потом посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Обучение будущий военный инженер продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств.

Рассказ о военной карьере Ярошенко очень краток: он с отличием закончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод, где прослужил более 20 лет. Исполнив мечту отца и повторив его путь, он ушел в отставку в чине генерал-майора. А вот повествование о художнике и общественном деятеле Николае Ярошенко должно быть более обширным.

Начальник штамповальной мастерской Петербургского патронного завода штабс-капитан Ярошенко по вечерам продолжал посещать классы Академии художеств еще на протяжении четырех лет. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Мировоззрение Ярошенко формировали идеи Чернышевского и Добролюбова, его вдохновляла поэзия Некрасова. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Постепенно он проникся их нуждами, и ему стали близки взгляды весьма характерные для русской интеллигенции последней четверти XIX века. Такое мировоззрение сыграло определяющую роль и в выборе сюжетов его картин, и в настроении, ими передаваемом.

Картина «Невский проспект ночью» изображает двух женщин, стоящих на панели безлюдного проспекта в дождливую ночь. Именно она принесла Ярошенко первое признание - его приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Вскоре он вошел в состав его правления и руководил обществом вместе с Иваном Николаевичем Крамским более 10 лет, а после смерти учителя стал его преемником и хранителем идей Товарищества. И если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко - его «совестью».

Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников - таковы его «Кочегар» и «Заключенный».

Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода, и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Даже критика тех времен отметила, что художник выразил симпатию не только к личности своего героя, но и к зарождающемуся рабочему движению в целом. А в картине «У Литовского замка» (1881) военное начальство Ярошенко и вовсе нашло признаки социального протеста и поместило его под недельный домашний арест, после чего его пригласил на беседу с министром внутренних дел Лорис-Меликов. А картину изъяли из экспозиции Передвижной выставки, открывшейся 1 марта 1881 года, в день убийства Александра II.

После женитьбы на Марии Навротиной - одной из немногих женщин той поры, получивших высшее образование, - Ярошенко решил организовать свадебное путешествие. Сначала молодожены побывали в Полтаве, а потом отправились на Северный Кавказ, в Пятигорск. Там художник оставил молодую жену и целый месяц писал этюды в Сванетии. И хотя впоследствии Ярошенко много ездил по России, Западной Европе, побывал в Египте, Палестине и Турции, его сердце навсегда пленила красота кавказских гор.

В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ярошенко проводили лето именно здесь. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости - писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», - Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Не забывали своего коллегу и художники - Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой , когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.

Сегодня копии картин, ставших знаменитыми благодаря своей социальной остроте, - «Кочегар», «Узник» и «Всюду жизнь», которую Лев Толстой назвал «Голуби», - собраны в одной из комнат дома. Все остальное пространство отдано портретам и пейзажам.

С удивительным мастерством Ярошенко создавал выразительные портреты типичных представителей своего времени. Он писал лица людей, стараясь передать не столько портретное сходство, сколько характер человека. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка, или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают, изображена жена художника, - все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина , сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.

Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые, несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству, любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа.

Первые кавказские пейзажи, которые художник нарисовал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи...», хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Этюды, выполненные во время путешествий по горам Северного Кавказа или во время прогулок по окрестностям Пятигорска и Кисловодска, завораживают своими красками и точностью передачи настроений. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Поэтому, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». И умер Николай Александрович летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя.

За свою короткую жизнь Ярошенко создал более двух тысяч картин, совмещая занятия живописью со службой на военном заводе.

В начале XX века исследователь русского искусства Александр Бенуа назвал Ярошенко последним столпом и знаменитостью, вступившим в лагерь передвижников. Критик отмечал, что имя Ярошенко не должно быть забыто потомками. Не слишком умелый в техническом отношении художник, который не мог целиком посвятить себя живописи, ярко запечатлел в своих этюдах и портретах бурное время курсисток и студентов, рвущейся к геройству молодежи и всевозможных «мучеников идеи».

В марте 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого на Белой вилле был открыт дом-музей Н. А. Ярошенко. Сегодня это единственный в своем роде музей на юге России, сопоставимый по исторической и культурной значимости с толстовской Ясной поляной и репинскими Пенатами. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и спонсоров восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь.

Новости партнёров

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Ярошенко, Микола Олександрович (1846-1898) - російський живописець. Народився у Полтаві в сім"ї військовослужбовця [його батько - Ярошенко Олександр Михайлович - був поліцмейстером в ППКК]. Закінчив Полтавський кадетський корпус [розпочинав навчання в ППКК, але був переведений до Першого кадетського корпусу у Петербурзі - Т.Б. ], потім Михайлівську артилерійську академію в Петербурзі. Основи художньої грамоти одержав у Кадетському корпусі, де 1855-1857 рр. навчався у художника І. К. Зайцева . У 1867-1874 рр. був вільним слухачем петербурзької АМ, з 1876 р. - член Товариства передвижників. Неодноразово бував у Полтаві, зокрема, у 1865 і 1876 рр.. Підтримував дружні стосунки з Г. Г. Мясоєдовим. Помер і похований у м. Кисловодську. Наприкінці 1917 р., згідно з заповітом вдови художника Марії Павлівни, була привезена з Петрограда і передана Полтаві мистецька колекція Ярошенка: понад 100 творів малярства і 21 альбом малюнків (збереглися відповідно 58 і 19), а також чимало творів передвижників. Вони створили основу Полтавської картинної галереї , згодом - Полтавського художнього музею, на фасаді якого встановлено Ярошенку М. О. меморіальну дошку . Ім"ям М.О. Ярошенко названо вулицю .

Источник:

Полтавщина: Енциклопедичний довідник (За ред. А.В. Кудрицького.- К.: УЕ, 1992). Стор. 1002

Источник:

В списках генералам по старшинству за 1890-1892 г.г. не значится, из чего можно сделать вывод, что чин генерал-майора Н. А. Ярошенко получил при выходе в отставку в 1892 г.

СЕМЬЯ:

Ярошенко, Микола Олександрович (1/13.12.1846, Полтава - 25.06/7.07.1898, Кисловодськ) - живописець і рисувальник, типовий представник "ідейного реалізму"; генерал-майор.

Народився в Полтаві в родині кадрового офіцера. Закінчив Петровський Полтавський кадетський корпус, Перший кадетський корпус у Петербурзі, Павловське і Михайлівське артилерійські училища, Михайлівську артилерійську академію (1870 p.) Одночасно у 1867-1874 рр. відвідував вечірні класи Академії мистецтв і рисувальної школи Товариства заохочення художників. Після випуску протягом 25 років працював у Петербурзькому Арсеналі (Патронному заводі), просунувшись службовою драбиною до генерала. Закоханий у свою військову професію, М. Ярошенко все ж знайшов справжнє покликання в мистецтві. Світогляд митця формувався в напруженій суспільній атмосфері 70-х рр. XIX ст. Революційно-демократичні кола інтелігенції, з якими він зблизився, вимагали від мистецтва відображення і критики суспільних явищ. У 1875 p. M. Ярошенко дебютував на 4-й пересувній виставці передвижників, а наступного року був прийнятий в члени Товариства і зразу ж обраний до правління. З 1887 p. М. Ярошенко став ідейним керівником Товариства. Сучасники називали його "совістю російських художників". Художник-громадянин приніс у мистецтво передвижників особливе коло гостросюжетних образів. Першим серед вітчизняних живописців він втілив образ робітника, першим змалював образи студентської молоді. Особливо його приваблювали люди, пов"язані з революційним рухом. Картини М. Ярошенка тенденційні, деякі є насправді мальованою агіткою, але всі вони написані з великим почуттям. Художник створив також ряд портретів сучасних йому діячів культури. Найвідоміші твори: "Кочегар" (1878 p.), "В"язень" (1878 p.), "Студент" (1881 p.), "Курсистка" (1883 p.), "Скрізь життя" (1888 p.); портрети П. Стрепетової, Д. Менделєєва, М. Салтикова-Щедріна, Г. Успенського, В. Короленка, О. Плещеева, М. Ге; пейзажі. На українську тематику створив картини: "Дівчина з рогачем" (1864 р.), "Сліпі каліки під Києвом" (1879 р.), "Жебраки в Києво-Печерській лаврі" (1879-1880 pp.). Наприкінці 1880-х рр. розладнане здоров"я змусило М. Ярошенка перебратися на Кавказ. У 1892 p. він вийшов у відставку, вирішивши присвятити останні роки життя виключно мистецтву. Художник купив невелику маєтність у Кисловодську, де й помер від сухот 52 років від роду. Згідно із заповітом вдови художника в 1917 p. Полтаві була передана мистецька колекція, до якої входило понад 100 картин і етюдів М. Ярошенка, 23 альбоми з його малюнками а також чимало творів інших художників-передвижників. Ця колекція стала основою музейної збірки, на базі якої у квітні 1919 p. було відкрито Полтавську картинну галерею .

Источники:

Білоусько О. А., Мирошниченко В. І. Нова історія Полтавщини. Кінець XVIII - початок XX століття. Стор. 254

Николай Александрович Ярошенко 1) . 26 июня, в 9 ч. утра, скоропостижно скончался в Кисловодске известный художник Н. А. Ярошенко. Покойный род. в 1846 г. и самостоятельную художественную деятельность начал в 1870-х годах, к которым относятся едва ли не все лучшие его произведения. Хотя специальностью Н. А. Ярошенко, главным образом, были портреты и жанр, но он в то же время был и прекрасным пейзажистом. Его работы в этом роде носят отпечаток своеобразного дарования, непосредственности и силы. Принадлежащие кисти покойного портреты, по выразительной правдивости и сходству выделяют его среди лучших русских портретистов. Бытовые сюжеты, служившие Н. А. Ярошенко для его картин, крайне своеобразны, но нельзя сказать, чтобы привлекательны. В погоне за содержательностью, он нередко поступался самым главным в искусстве - красотой; сюжетами для него весьма часто служили "мотивы гражданской скорби", и появление его картин на обычных ежегодных выставках "товарищества" вызывало постоянно не мало толков, как в критике, так и среди зрителей. Из его картин, пользовавшихся наибольшей известностью, назовем: "Кочегар" (собственность П. М. Третьякова), "Заключенный" (Собственность П. М. Третьякова), "Старое и Молодое", "Невский проспект ночью", "Слепцы". "Курсистка", "Причины неизвестны", этюд "Сестра милосердия", "Всюду жизнь", "На качелях" и др. По пейзажной живописи покойному принадлежит целый ряд картин и этюдов кавказской природы. Таковы, между прочим, находящиеся в Московской галерее П. и С. Третьяковых: "Березовая балка", "Клухорский перевал", "В Сванетии", "Судакская бухта", "Гуниб" и др. Из портретов его работы лучшими признаются: П. А. Срепетовой, А. М. Унковского, Г. И. Успенского, Д. И. Менделеева, А. Н. Плещеева, В. Д. Спасовича, К. Д. Кавелина и др. Военный по образованию и службе, покойный Н. А. Ярошенко страстно любил искусство и отдавал ему все свое свободное от занятий время. Последние годы, страдая чахоткой, Н. А. постоянно проживал на Кавказе, в Кисловодске, где и скончался. ("Нов. Вр." № 8020; "Моск. Вед.", № 175).

Источники:

А. Д. Ромашкевич. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1907 г. по 1-е октября 1908 г. Год пятый. Полтава. 1908. Стр.95-96

Галере я


Арестованного ведут. 1891
Картон коричневый, акварель, тушь, белила. 16 x 23


Березовая балка в Кисловодске. 1882
Холст, масло. 18 x 25


Бакинец. 1886
Холст, масло


Бедуин. Этюд. 1896
Холст, масло


Березовая балка. Кисловодск. 1892
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Бечо в Сванетии. 1882
Картон, масло. 18 x 25
Государственная Третьяковская галерея


Бештау. 1882
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


В горах. Этюд. 1890
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


В вагоне. Начало 1890-х гг.
Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко


В лодке. 1869
Полтавский областной художественный музей


В горах Кавказа
Холст, масло
Полтавский областной художественный музей


В монастыре. 1870-е
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


В парке. Портрет С.Р.Левицкой. 1883
Холст, масло 51 х 34
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


В теплом краю. 1890
Холст, масло 107 x 81
Государственный Русский музей


Всюду жизнь. Этюд. 1887
Бумага, акварель
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Всюду жизнь. 1888
Холст, масло. 212 x 106
Государственная Третьяковская галерея


Выгнали. 1883
Холст, масло
Музей искусств, Ташкент


Голова заключенного. Этюд. 1878
Холст, масло
Полтавский областной художественный музей


Голова крестьянина. 1879


Голова старика
Холст, масло


Голова старика крестьянина. 1893
Холст, масло
Астраханская государственная картинная галерея


Гора Седло в окрестностях Кисловодска. 1882
Холст, масло. 52 x 45
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Гора Ужба в Сванетии. 1882
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Горец.
Картон, масло. 30 х 19,5


Горец (Горец верхом). Этюд. 1890-е
Картон, масло 19,7х18,3
Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко


Девочка с куклой. Вторая половина 1890-х
Холст, масло. 96 x 68
Государственная Третьяковская галерея


Горный пейзаж
Холст, масло
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина


Горный пейзаж. 1880-е
Холст, масло
Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Гуниб. Дагестан. 1888
Картон, масло. 19 x 38
Государственная Третьяковская галерея


Девдаракский ледник. 1894
Холст, масло
Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"


Девушка-крестьянка. 1891
Холст, масло
Нижегородский художественный музей


Девушки с письмом. 1892
Холст, масло
Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова


Женский портрет (Украинка). 1870-е
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Женский портрет. 1880
Холст, масло
Тюменский музей изобразительных искусств


Женский портрет. 1880
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Женский портрет.
Карандаш, бумага, акварель. 29.5 х 23.


Забытый храм. Этюд
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Заключенный. 1878
Холст, масло. 143 x 107
Государственная Третьяковская галерея


Закат солнца над морем. Этюд. 1880-е
Холст, масло
Полтавский областной художественный музей


Иерусалим. 1896
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Извержение вулкана. 1898
Холст, масло. 71 x 165


Кавказ. Тебердинское озеро. 1894
Дерево, масло. 21 x 41
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Кисловодск. Этюд. 1880-1890-е
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Кисловодск. Водопад. 1889
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Клухорский перевал. 1882
Картон, масло. 18 x 25
Государственная Третьяковская галерея


Красные камни. 1892
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Кабардинка. Этюд. 1880-e
Холст, масло
Полтавский областной художественный музей


Кочегар. 1878.
Холст, масло. 124 x 89.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.


Крестный путь. Этюд. 1896
Холст, масло
Частное собрание


Крестьянин. 1874
Холст, масло


Крестьянин. 1879
Государственный Русский музей


Крестьянин в лесу. 1880-1890-е
Холст, масло
Частное собрание


Крымский пейзаж
Холст, масло
Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко


Лесная речка. 1882
Холст, масло
Полтавский областной художественный музей


Курсистка. 1880
Холст, масло. 84 x 54
Государственный Русский музей


Курсистка. 1883
Холст, масло. 131 x 81
Киевский музей русского искусства.


Мальчик в саду. 1892
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Мужской портрет. 1875
Холст, масло
Государственный художественный музей Алтайского края


На набережной. Этюд
Холст, масло
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


На околице. Этюд. 1880-е
Холст, масло
Полтавский областной художественный музей


На приеме у врача. 1890-е гг.
Холст, масло. 41 x 56
Челябинская областная картинная галерея


Ночь на Каме. 1884
Холст, масло. 74 x 104
Государственная Третьяковская галерея


Палермо. 1897
Холст, масло
Полтавский областной художественный музей


Полевые цветы. 1889
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


На качелях. 1888
Холст, масло. 58 x 40
Государственный Русский музей


Портрет Сергея Николаевича Амосова.
Полтавский областной художественный музей


Портрет Николая Николаевича Ге. 1890
Холст, масло. 92 x 73
Государственный Русский музей


Портрет Александра Яковлевича Герда. 1888
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Портрет Ивана Александровича Гончарова 1888
Холст, масло
Воронцовский дворец


Портрет дамы в кружевной накидке
Холст, масло
Частное собрание


Портрет дамы с кошкой
Холст, масло
Калужский областной художественный музей


Портрет девочки. 1880
Холст, масло 63х49
Музей русского искусства, Киев


Портрет Ивана Николаевича Крамского. 1874
Бумага, акварель. 28 x 23
Государственная Третьяковская галерея



Государственный Русский музей


Портрет Ивана Николаевича Крамского. 1876
Холст, масло. 89,5х69,5
Государственный Русский музей


Портрет Сергея Ивановича Крамского (сына художника)


Портрет мальчика
Национальный художественный музей Беларуси


Портрет Василия Максимовича Максимова. 1878
Бумага, мокрый соус, итальянский карандаш. 67 x 49
Государственная Третьяковская галерея


Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева. 1885
Бумага, акварель, гуашь. 33 x 24
Государственная Третьяковская галерея


Портрет молодого человека. 1886
Холст, масло. 101 x 77
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых


Портрет молодой дамы
Холст, масло 56,5 x 49,7
Костромской государственный объединенный художественный музей


Портрет неизвестной. 1881
Холст, масло. 112 x 76
Государственная Третьяковская галерея


Портрет неизвестной. 1880-е
Холст, масло. 34 x 27
Государственная Третьяковская галерея


Портрет неизвестной. 1893
Дерево, масло. 40 x 32
Государственный Русский музей


Портрет Николая Николаевича Обручева. 1898
Холст, масло
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Портрет Софьи Владимировны Паниной. 1892
Холст, масло
Донецкий областной художественный музей


Портрет Алексея Николаевича Плещеева. 1887
Холст, масло
Харьковский художественный музей


Портрет Леонида Владимировича Позена. 1885


Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. 1886
Холст, масло. 102 x 75
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Портрет Владимира Сергеевича Соловьева. 1895
Холст, масло. 106 x 79
Государственная Третьяковская Галерея

«Белая Вилла» Николая Александровича Ярошенко была источником вдохновения не только для самого художника, но и для его гостей:…


  • Дом Реброва в Кисловодске, где останавливался Лермонтов, восстановят за 5,3 млн. руб

    Старинный дом в курортном Кисловодске, в котором останавливались Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, скоро обретет новую жизнь. В 2018 году в проект…

  • Кисловодский Курортный парк снова станет самым крупным в Европе

    В Кисловодске утверждена программа развития города до 2020 года. Она подразумевает собой ряд градообразующих, реставрационных, логистических и…

  • Дача ШАЛЯПИНА в Кисловодске, Ставропольский край

    Кисловодск – удивительный город, город множества муз. И если муза изобразительного искусства в городе-курорте поселилась в усадьбе художника…

  • Санаторий имени Г.К. Орджоникидзе, г. Кисловодск

    Курортная культура зарождается не только на морских побережьях и в тени парков. Особую роль в формировании туристического «климата» города играют…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 3 - Верхний парк)

    Завтра наступит лето – пора отпусков и путешествий. Многие россияне, выбирая место для отдыха, хотят посетить город, который славится хорошим…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 2). Нижний парк

    Сегодня, в Международный день памятников и исторических мест, я хотел бы пригласить вас на прогулку по второй части Курортного парка в Кисловодске.… ОКТЯБРЬСКИЕ ВАННЫ, Ставропольский край, г. Кисловодск

    Продолжаем гулять по Кисловодску. После мавритано-камбоджийского стиля Главных Нарзанных ванн мы познакомимся c историей одного из самых посещаемых…