Произведения Моцарта: список. Вольфганг Амадей Моцарт: творчество

Моцарт-симфонист не уступает Моцарту-оперному драматургу.- Композитор обратился к жанру симфонии, когда тот был еще очень молодым, делая первые шаги в своем развитии. Вместе с Гайдном он стоял у истоков европейского симфонизма, при этом лучшие симфонии Моцарта появились даже раньше . Не дублируя Гайдна, Моцарт по-своему решил проблему симфонического цикла.

Работа Моцарта в симфоническом жанре продолжалась четверть века: с 1764 года, когда 8-летний композитор в Лондоне написал и продирижировал своими первыми симфониями, и до лета 1788 года, которое ознаменовалось появлением трех последних симфоний. Именно они и стали наивысшим достижением Моцарта в области симфонической музыки. Общее число его симфоний превышает 50, хотя по принятой в отечественном музыковедении сквозной нумерации последняя симфония - «Юпитер» - считается 41-й . Появление большей части моцартовских симфоний относится к ранним годам его творчества. В венский период было создано только 6 последних симфоний, в том числе: «Линцская» (1783), «Пражская» (1786) и три симфонии 1788 года.

На первые симфонии Моцарта сильное влияние оказало творчество И.К. Баха . Оно проявилось как в трактовке цикла (3 небольшие части, отсутствие менуэта, небольшой оркестровый состав), так и в различных выразительных деталях (певучесть тем, выразительные контрасты мажора и минора, ведущая роль скрипки).

Посещение главных центров европейского симфонизма (Вены, Милана, Парижа, Мангейма) способствовало эволюции моцартовского симфонического мышления:

  • обогащается содержание симфоний;
  • ярче становятся эмоциональные контрасты;
  • более активным - тематическое развитие;
  • укрупняются масштабы частей;
  • более развитой становится оркестровая фактура.

Вершина юношеского симфонизма Моцарта - симфонии № 25 (одна из двух его минорных симфоний. Как и № 40 - в g-moll) и № 29 (A-dur). После их создания (1773-1774) композитор переключается на другие инструментальные жанры (концерт, фортепианную сонату, камерный ансамбль и бытовую инструментальную музыку), лишь изредка обращаясь к симфонической музыке.

В отличие от «Лондонских симфоний» Гайдна, которые в целом развивают один тип симфонизма, лучшие симфонии Моцарта (№№ 38-41) не поддаются типизации, они абсолютно неповторимы. В каждой из них воплощается принципиально новая художественная идея:

  • № 39 (Es-dur) - одна из самых жизнерадостных и солнечных у Моцарта, наиболее близка гайдновскому типу;
  • ведет к романтикам, в частности, к ;
  • предвосхищает бетховенскую героику. Насколько g-mol-ная симфония сосредоточена в одном круге образов, настолько же многогранен образный мир симфонии «Юпитер».

В двух из четырех последних симфоний Моцарта есть медленные вступления, в двух других - нет. В симфонии № 38 («Пражская», D-dur) три части («симфония без менуэта»), в остальных - четыре.

К наиболее характерным особенностям моцартовской трактовки жанра симфонии можно отнести:

а) конфликтная драматургия. Контрастность и конфликтность проявляются в симфониях Моцарта на самых разных уровнях - частей цикла, отдельных тем, различных тематических элементов внутри темы. Многие симфонические темы Моцарта изначально выступают как «сложный характер»: они строятся на нескольких контрастных элементах (например, главные темы в финале 40-й, I части симфонии «Юпитер). Эти внутренние контрасты являются важнейшим стимулом последующего драматического развертывания, в частности, в разработках.

б) предпочтение сонатной формы . Как правило, Моцарт обращается к ней во всех частях своих симфоний, кроме менуэта. Именно сонатная форма, с ее огромными возможностями для преобразования начальных тем, способна к наиболее глубокому раскрытию духовного мира человека. В моцартовской сонатной разработке может приобрести самостоятельное значение любая тема экспозиции, в т.ч. связующая и заключительная (например, в симфонии «Юпитер» в разработке I части развиваются темы з.п. и св.п., а во II части - св.т.)

Моцарт не стремится использовать в своих разработках много тем (в крайних частях симфонии № 40 - монотематические разработки); однако, выбрав тему, он максимально насыщает ее драматизмом.

в) огромная роль полифонической техники. В огромной мере драматизму способствуют различные полифонические приемы, особенно в поздних произведениях (самый яркий пример - финал симфонии «Юпитер»).

г) отход от открытой жанровости в симфонических менуэтах и финалах. В отличие от гайдновских, к ним нельзя применить определение «жанрово-бытовой». Наоборот, Моцарт в своих менуэтах нередко «нейтрализует» танцевальное начало, наполняя их музыку то драматизмом (в симфонии № 40), то лирикой (в симфонии «Юпитер»).

д) окончательное преодоление сюитной логики симфонического цикла, как чередования разнохарактерных частей. Четыре части симфонии у Моцарта представляют органическое единство (особенно ярко это проявилось в симфонии № 40).

е) тесная связь с вокальными жанрами. Классическая инструментальная музыка формировалась под сильным влиянием оперы. У Моцарта это влияние оперной выразительности ощущается очень сильно. Оно проявляется не только в использовании характерных оперных интонаций (как, например, в главной теме 40-й симфонии, которую нередко сравнивают с темой Керубино «Рассказать, объяснить не могу я…»). Симфоническая музыка Моцарта пронизана контрастными сопоставлениями трагедийного и буффонного, возвышенного и обыденного, что явно напоминает его оперные сочинения (контрастную экспозицию I части симфонии «Юпитер» можно вполне сравнить с оперным финалом, в котором появление нового действующего лица сразу меняет характер музыки).

В зарубежном музыковедении утвердилась другая, более точная нумерация по переработанному каталогу Кёхеля-Эйнштейна.

Сам И.К. Бах опирался на итальянские образцы симфонического жанра.

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Amadeus Theophilus Mozart), родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.

Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта "Аполлон и Гиацинт". В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф ("Притворная простушка") и немецкого зингшпиля ("Бастьен и Бастьенна").

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы "Митридат, царь понтийский" (1770) и "Луций Сулла" (1771).

В 1770 году , в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом "Золотой шпоры" и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера "Идоменей, царь критский", поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском "Бургтеатре" была поставлена его опера "Похищение из сераля", имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу "Все они таковы, или Школа влюбленных" ("Так поступают все женщины", 1790).

Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.

В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере "Волшебная флейта" (1791).

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).

В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение "Реквиема" (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

"Реквием" был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

Один из известных моцартовских монументов, размещенных по всему миру, — бронзовый

Кадр из фильма “Амадей”

Дирижеры, композиторы и инструменталисты-солисты рассказывают о жемчужинах симфонической музыки.

“Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы и модуляции. Симфония моя, разумеется, программна, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности…

Но не этим ли и должна быть симфония, то есть самая лирическая из музыкальных форм, не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?”

– писал Чайковский в марте 1878 года своему коллеге Танееву.

Сталкиваясь с симфоническими произведениями, неподготовленный слушатель порой чувствует себя новичком-дешифровальщиком, перед которым возникает задача выявить смыслы, заложенные в закодированном композиторском послании.

Конечно, не имея под рукой ключей, это сделать сложно. Слушатель рискует упустить самое важное. Нужен проводник, который бы помог сориентироваться, прежде чем пускаться в приключение по лабиринтам идей.

Руководствуясь этим, редакция m24.ru попросила дирижеров, композиторов, солистов-инструменталистов рассказать о любимых симфониях.

Конечно, задача сформулирована по-дилетантски. Как можно в саду с самыми красивыми экзотическими цветами выбрать один единственный?

И все же с помощью наших друзей, выдающихся музыкантов, нам удалось собрать целый букет симфонической музыки, которую должен знать каждый уважающий себя культурный человек.

Шуберт – Симфония № 9

Антон Сафронов, композитор

Самая моя любимая из симфоний – Большая симфония Шуберта до мажор.

Мне она особенно дорога тем, как в ней сменяют друг друга самые разные, порой совершенно противоположные настроения, доходя до острейших столкновений между собой.


Антон Сафонов. Фото – facebook.com/mosfilarmonia

Вся симфония построена на одной музыкальной идее – и из нее вытекают все основные события. Они разворачиваются неторопливо и переживаются, как сама жизнь – с ее парадоксальностью, мощными ликующими кульминациями и трагическими срывами.

Это первая в мировой музыке симфония, столь протяженная и эпическая по ощущению времени. Если играть ее в тех темпах, которые указал композитор, и выполнять все предписанные им повторы, то она должна звучать немногим больше часа.

Необычно и ново уже само ее начало: одна-единственная мелодия у солирующих валторн подчеркнуто архаического склада. Настоящее откровение – вторая часть, фаталистическая и щемяще-ностальгическая, с отчаянной трагической кульминацией. В следующих двух частях – скерцо и финале – раскрываются стихии венского вальса и марша, доходя до вселенского масштаба. Заключительный эпизод (кода) финала – самое захватывающее и любимое мое место в симфонии! – звучит как напряженное “взятие барьера за барьером”, всякий раз приводящее ко все большему и большему ликованию.

Я люблю исполнения Большой симфонии Шуберта как “традиционалистами”, так и “аутентистами”. Из первых мои любимые дирижеры – Гюнтер Ванд и Сержу Челибидаке. У Ванда – небывалая по совершенству работа над звуком, благородство и теплота, которой так не хватает многим исполнителям “новой” школы.

У Челибидаке – сильнейшее эпическое прочтение, потрясающая мощь кульминационных волн. У “аутентистов” прозрачнее (и потому богаче) звучит партитура. Кроме того, они опираются на новые уртекстные издания, в которых исправлены многие неточности. Очень люблю Николауса Арнонкура – его запись 1990-х годов с амстердамским Королевским оркестром Консертгебау. Одно время я был просто без ума от Роджера Норрингтона – его исполнения с London Classical Players, очень сильного по энергетике темпов и “аналитичного” по трактовке материала.

Но сейчас меня больше убеждает Марк Минковски с оркестром Les Musiciens du Louvre – запись, сделанная уже в нашем десятилетии (2012).

В упомянутой мной коде финала симфонии он выводит на первый план не столько мелодическую линию духовых, сколько энергию ритмических формул у струнных – и это создаёт потрясающую силу развития (в записи на ютюбе слушать с 43:00).

Тем не менее, ни одно из этих исполнений не идеально в моём понимании того, как должны трактоваться авторские темпы. Ближе всего к нему – исполнение Карло Мария Джулини с Оркестром Парижа (1990). Но оно, увы, несколько однопланово по звучанию. Эх, был бы я дирижером!..

Ф. Шуберт, Симфония №9 до мажор. Оркестр Les Musiciens du Louvre, дирижер Марк Минковски:

Шостакович – Симфония № 10

Александр Сладковский, дирижер

Не могу сказать, что в детстве музыка Шостаковича рождала во мне яркие ощущения. Исключения составляли “Три фантастических танца” для фортепиано, которые я играл в училище, Праздничная увертюра и музыка из кинофильма “Овод”, часто звучавшая в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра.


Александр Сладковский. Фото – facebook.com

Но потом я услышал запись, изданную “Мелодией” в начале 70-х: Берлинский филармонический оркестр с Гербертом фон Караяном в Большом зале консерватории исполнял “Десятую симфонию”. И это был шок, первая лобовая встреча с этой великой музыкой. С этого потрясения для меня началось постижение наследия Шостаковича.

Позже, когда я играл Десятую симфонию в составе оркестра (у меня была партия первой трубы), во второй части от электричества, рождаемого этой музыкой, напряжения и движения я разрыдался. Физиологические ощущения подлинного страха смешивались с переживанием счастья. И при этом мне нужно было продолжать играть.

Если говорить о том мировом симфоническом пласте, оказавшем влияние на мое становление как личности, как музыканта, то, конечно, это была Десятая Шостаковича. Законы кульминации таковы, что точка золотого сечения приходится на конец второй трети: Шостакович создал пятнадцать симфонических полотен, и Десятая по всем параметрам – самая совершенная с точки зрения формы, идеи, DSCH-шифровки, космического кода, который он оставил на все времена.

Наверное, и с точки зрения воздействия на слушателя, она превосходит остальные – не зря это самая часто исполняемая симфония Шостаковича. Среди дирижеров, которым удалось поднять на поверхность ее смысловой пласт, я бы выделил Мравинского, Кондрашина, Гергиева, Темирканова (его исполнения я слышал живьем, рос на них), Янсонса.

Я обожаю все симфонии Шостаковича, особенно начиная с Четвертой и по восходящей до конца, и очень рад, что сейчас вместе с Госоркестром Республики Татарстан живу в потоке этой музыки, осуществляя ее запись.

Д. Шостакович, Симфония №10, ми минор. Национальный молодежный оркестр США, дирижер Валерий Гергиев:

Сибелиус – Симфония № 7

Мариус Стравинский, дирижер

Это последнее крупное произведение, созданное Сибелиусом. Он прожил еще 20 лет или около того, но музыка больше не рождалась из-под его пера.


Мариус Стравинский. Фото – paolodalprato.com

Исследователи до сих пор ищут ответ на вопрос почему именно после этой симфонии композитор не написал больше ни одной ноты. Выходя к публике с этой партитурой, я также пытаюсь разгадать эту тайну.

Седьмая симфония необычна по форме и продолжительности: она одночастная и в общей сложности звучит порядка 20 минут. Это еще одна трудность, с которой сталкиваются дирижеры, и которая нуждается в серьезном анализе.

Однако в плане композиторского языка, настроения и образного наполнения в ней – все тот же Сибелиус, чья связь с природой Финляндии неразрывна. Здесь мы вновь встречаем его диссонансы, волновые нарастания, кульминации. Фантастически красивый финал заканчивается в чистом до-мажоре.

Для меня одним из самых убедительных исполнений Седьмой симфонии является версия Лорина Маазеля с Венскими филармониками (выпущена на Decca в 1966 году).

Ян Смбелиус, Симфония №7 до мажор. Венский филармонический оркестр, дирижер Лорин Маазель:

Малер – Симфония № 2

Выбор редакции

“Разговор о музыке Малера вызывает у меня столь же сильное чувство тревоги, как если бы меня попросили рассказать о Ниагарском водопаде”.

Эта фраза принадлежит дирижеру Владимиру Юровскому, которому в минувшем сезоне предстояло исполнить в Лондоне Вторую симфонию с Оркестром эпохи Просвещения (англичане играют на исторических инструментах).

“Впервые я услышал Малера в подростковом возрасте. Для меня это был шок, опыт на всю жизнь”.


Густав Малер. Фото – gustavmahler.com

Каждое из симфонических полотен Малера – философское размышление, поражающее своей глубиной и при этом оказывающее сильнейшее эмоциональное воздействие. Из девяти законченных симфоний нашей редакции хотелось бы выделить Вторую, первоначально имевшую программное название “Воскресение”. Так описывал ее замысел сам композитор:

“Когда создавался замысел произведения, мне важно было передать в деталях не событие, а в лучшем случае ощущение.

Идейная основа сочинения ясно выражена в словах заключительного хора, а неожиданно вступающее контральто соло ярко освещает первые части. Вместе с тем из самого характера музыки легко понять, что за отдельными темами при всем их разнообразии перед моим взором, так сказать, драматически разыгрывалось некое реальное событие. Параллелизм между музыкой и жизнью идет, быть может, глубже и дальше, чем это можно проследить теперь.

Однако я вовсе не требую, чтобы в этом всякий следовал за мной, наоборот, я охотно допускаю, чтобы каждый представлял себе детали в соответствии с собственной силой воображения”.
(“Густав Малер. Письма. Воспоминания”. Изд-во “Музыка”, 1964 год)

Г. Малер, Симфония №2 до минор «Воскресение». Оркестр Люцернского фестиваля, дирижер Клаудио Аббадо:

Моцарт – Симфония № 40

Иван Великанов, дирижер

Я очень люблю Симфонию № 40 соль-минор Вольфганга Амадея Моцарта. Доподлинно определить, сколько симфоний на самом деле он создал за свою жизнь, очень сложно – счет идет на десятки, и все они в мажоре, за исключением Сороковой и более ранней симфонии в той же тональности. У Моцарта мало минора, но тот, который есть – очень сильный.


Иван Великанов. Фото – facebook.com/ivan.velikanov.3

Для меня очень важно, чтобы все части симфонии были одинаково дороги. Часто этот жанр характеризуют как единый организм. На мой взгляд, такое суждение не вполне верно. Многие композиторы переставляли части из одной симфонии в другую.

Поэтому более уместна иная аналогия: несколько частей симфонии как гармоничная семья, в которой прекрасен каждый. Симфонию №40 Моцарта я воспринимаю как раз с этой позиции.

Я полюбил ее в раннем детстве. Тогда мне нравилось слушать первую часть molto allegro, позднее я, конечно, захотел охватить ее целиком. Не так давно мне довелось впервые в жизни продирижировать ее, и это для меня стало большим событием.

Сороковую можно отнести к сравнительно поздней венской классике. Здесь нет присущих романтизму переживаний. Они не так очевидны, как в симфониях Чайковского или Малера. Музыка Моцарта существует еще внутри эпохи, предполагавшей объективную красоту без перехода на личности. В ней нет ощущения, что внутренний мир человека выворачивается наружу через звуки. Композитор не навязывает слушателю свои переживания. Эта музыка гораздо больше, и у Моцарта это сохраняется, хотя романтическое начало, через призму которого мы воспринимаем практически все искусство, уже так или иначе в ней присутствует. Вот эта пограничность создает уникальную притягательность.

По нашим ощущениям Сороковая симфония печальна, но это обстоятельство не мешает ей звучать в качестве рингтонов мобильных телефонов, иметь популярность, которой не удивляет “Кармен” Бизе. У Моцарта была непростая судьба. Насколько это сказалось на самой музыке? На мой взгляд, лишь отчасти.

Наше понимание его наследия имеет границы, так как Моцарт принадлежал другому времени. И от этого еще более велика притягательность его личности и оставленного им музыкального наследия. Мы не знаем причины его смерти, почему его похоронили в общей могиле. Не проливает свет и его переписка, хотя изучать ее очень интересно.

Мы не так далеки от написания и первых прижизненных исполнений симфоний Шостаковича, Малера, чтобы спорить с пеной у рта, кому из дирижеров и оркестров наилучшим образом удалось воплотить замысел композитора. С Моцартом все гораздо сложнее: можно сопоставить две записи одной и той же симфонии, и одна будет длиться в два раза дольше другой.

Сам я тяготею к исторически информированному исполнению, направлению, которое предполагает попытку отрешиться от позднейших и современных интерпретаций. Мы играем на исторических инструментах с соответствующим пониманием музыки, отношением к темпам, артикуляции, фразировке.

Поэтому я бы советовал слушать симфонии Моцарта, в том числе и Сороковую, в исполнении Тревора Пиннока, Кристофера Хогвуда, Марка Минковского, Джона Элиота Гардинера, Роджера Норрингтона. Эталонная Сороковая – у патриарха аутентизма, который инициировал это движение – Николауса Арнонкура (запись с Камерным оркестром Европы).

В. А. Моцарт, Симфония №40 соль минор KV 550. “Concentus musicus Wien”, дирижер Николаус Арнонкур:

Моцарт – Симфония № 25

Филипп Нодель, доцент, преподаватель по классу гобоя в МГК

Это первая из двух минорных симфоний Моцарта. Другая, тоже соль-минорная, знаменитая Сороковая, как часто бывает с хитами, затмила собой предыдущие сорок, большинство из которых редко звучат на концертах.


Филипп Нодель. Фото – facebook.com/PhilipNodel

А между тем, 25-я симфония – настоящий шедевр. Именно эта музыка звучит в самом начале фильма Милоша Формана “Амадей”. Моцарт часто использует минор для выражения скорби или меланхолии, но здесь царит настоящий Sturm und Drang – “Буря и натиск”, отсылающий нас к сентиментализму, “первому Романтизму”, в котором творил К. Ф. Э. Бах.

Синкопы, резкие контрасты нюансов и темпов, тремоло струнных – все это способствует напряженности и драматизму. Примечателен духовой состав оркестра – два гобоя, две пары валторн, два фагота. Последние нежно перекликаются со струнными в безмятежной второй части, написанной в духе Гайдна.

Трио менуэта – яркий пример ранней моцартовской harmoniemusik, отсылающей к его дивертисментам для шести духовых инструментов. Тема финала напоминает не то моравский танец, не то фрейлехс, и снова возвращается бурный драматический характер первой части.

Моцарту было всего всего 17 лет, когда он закончил 25-ю симфонию, каждый раз поражаешься – как можно написать такой шедевр в столь юном возрасте…

В. А. Моцарт, Симфония №25 соль минор KV 183. Оркестр “English Concert”, дирижер Тревор Пиннок:

Шостакович – Симфония № 15

Никита Борисоглебский, скрипач

В разное время моими любимыми симфониями были: “Героическая” и Девятая Бетховена, Вторая и Десятая Малера, Вторая Рахманинова, Вторая и Седьмая Сибелиуса, но сейчас место любимой заняла 15-я Шостаковича. Причем пришел я к ней через версию для фортепианного трио, челесты и ударных Виктора Деревянко.


Никита Борисоглебский. Фото – facebook.com/borisoglebsky

Вообще почти всегда поздние сочинения композиторов притягивают меня больше, чем ранние. Я слышу в них пережитый жизненный опыт, глубоко прочувствованные эмоции, мудрость, знание.

Так и в последней симфонии Шостаковича я поражаюсь сочетанию скупой красоты, простоты и прозрачности музыкального языка (особенно в сравнении с его более ранними симфоническими произведениями) и ее необычайным внутренним наполнением, объемом и глубочайшим психологическим напряжением.

Мне кажется, что обширная партия ударных инструментов здесь также имеет свой смысл: в них мне представляется та же чистота, точность, неумолимость и отстраненность, которая присуща и течению времени, судьбы… И даже заключительный псевдо-ля-мажорный аккорд, звенящий на фоне “пустой” бестерцовой гармонии у струнных, не вызывает и тени веселья, а, скорее, представляет собой некий недостижимый свет в беспросветности человеческого бытия.

Д. Шостакович, Симфония №15 ля мажор. Королевский оркестр Консертгебау, дирижер Бернард Хайтинг:

Бетховен – Симфония № 6

Яков Кацнельсон, пианист

Эта симфония интересна тем, что раскрывает для многих новое лицо Бетховена, не борющегося и героического, а совершенного иного.


Яков Кацнельсон. Фото – Ирина Шымчак

Именно в “Пасторальной” симфонии запечатлена квинтэссенция его второго я: ярко выраженный пантеизм, дионисийское начало, слияние с природой и в меньшей степени развитие конфликтов и коллизий, хотя, конечно, и они присутствуют здесь, как и в любом другом сочинении Бетховена.

Он написал Шестую симфонию уже после “Гейлигенштадского завещания” и моментов жуткого отчаяния в жизни. Первая его симфония была окончена в 1800 году, когда композитору исполнилось 30 лет. “Пасторальная” появилась восемь лет спустя.

Для Бетховена очень несвойственно такое программное сочинение. Каждая часть имеет свой заголовок: первая – “Радостные чувства по прибытии в деревню”, вторая – “Сцена у ручья”, третья – “Веселое сборище поселян”, четвертая – “Гроза. Буря”. Завершает все “Пастушья песня”, где слышатся переклички альпийский горнов. В этой части присутствует особый дух, который сложно описать словами. Музыка же всей симфонии отличается особенной интимностью.

Впервые я услышал ее в записи в исполнении Отто Клемперера. Ну и конечно, Бетховен Вильгельма Фуртвенглера остается самым любимым и непревзойденным по свойственному этому дирижеру особому дыханию и музыкальному времени. Его исполнение рождает во мне удивительное детское ощущение – словно тебя подхватывают на руки и куда-то уносят, в том числе и от самой симфонии Бетховена.

В одиннадцать лет я слушал “Пасторальную” в Барселоне, где играл Лейпцигский оркестр с Куртом Мазуром за дирижерским пультом. Помимо Бетховена в программу была включена и Первая симфония Малера, что тоже произвело меня меня сильное впечатление.

Л. ван Бетховен, Симфония №6 фа мажор, “Пасторальная”. Берлинский филармонический оркестр, дирижер Вильгельм Фуртвенглер:

Хотя Моцарт написал более 50 симфоний, некоторые из них (ранние) были утеряны. Свою первую симфонию великий композитор написал в восьмилетнем возрасте и создал все свои произведения в этом жанре за 25 лет. Сложно установить, симфоний написал Моцарт, хотя существует пронумерованный список из 41 произведения. Но три из них признаны творениями других композиторов, авторство четвертой – под сомнением. За пределами официального списка осталось около 20 подлинных симфоний, и Моцарта, и множество симфонических произведений, авторство которых под вопросом.

Первые симфонии Моцарта служили вступлением или завершением для основного музыкального произведения. Поздние произведения в этом музыкальном жанре стали основным событием концертного вечера.

Жанр симфонии изобрели итальянские композиторы. В XVIII веке его переняли мастера музыки Германии и Австрии. Около 1760 года композиторы немецких земель стали добавлять в композицию менуэт, помещая его между медленной частью и финалом. В их руках рождался жанр четырехчастной симфонии. Усложнение содержания музыкальных произведений заставляло композиторов углублять содержание каждой из четырех частей симфонии. Так в XVIII столетии зарождался жанр венский симфонии.

В 1764 году восьмилетний Моцарт написал первую симфонию. Он уже был известен в Европе как исполнитель-вундеркинд. Оригинал нотной записи первой симфонии австрийского композитора сейчас хранится в библиотеке Ягеллонского университета (Краков).

Вольфганг и его отец Леопольд путешествовали по Европе. В Англии Моцарт-старший заболел, и отец с сыном задержались в Лондоне. Там юный музыкант написал первую симфонию, и памятная табличка на доме по Эбури-стрит напоминает современным людям об этом событии. Симфонию №1 впервые исполнили в феврале 1765 года. На музыкальное сочинение юного Моцарта повлияли стиль его отца и жившего в Лондоне композитора Иоганна Кристиана Баха, с которым Моцарты были знакомы.

Моцарт писал первые симфонические произведения в рамках итальянской традиции. Но он ориентировался на симфонии Иоганна Кристиана Баха, немца, писавшего под влиянием итальянской традиции. Моцарт писал под влиянием Баха, когда подростком жил и учился в Лондоне. Бах в начале своих симфоний чередовал forte и piano, и Моцарт использовал этот прием в большинстве своих симфонических произведений.

В 1767 году юный Моцарт посетил Вену. Знакомство с венской музыкальной традицией обогатило его музыкальные сочинения: в симфониях появился менуэт, а струнная группа пополнилась двумя альтами. В 1768 году юный композитор написал четыре симфонии с использованием полученного опыта.

В 1770 - 1773 годах Вольфганг Амадей Моцарт упорно трудился и путешествовал. За это время он написал 27 симфоний. В последующие годы он не писал сочинение в этом жанре. Наконец, в 1778 году, находясь в Париже, композитор получил заказ написать симфонию для открытия концертного сезона в день праздника Тела Христова в «Духовных концертах». Новое произведение предполагало использование большого числа инструментов, Моцарт даже написал на рукописи: «Симфония для десяти инструментов».

Это произведение, получившее номер KV297, Моцарт писал, ориентируясь на французские образцы симфоний. Вернувшись в Зальцбург, композитор сочинил еще два произведения в этом жанре, близких к «венскому стилю». В 1781 - 1788 годах Вольфганг жил в Вене и за семь лет в столице Австрии создал пять симфонических сочинений.

В августе 1788 года Моцарт закончил работу над симфонией «Юпитер», которая является 41-й и последней в официальном списке его симфонических сочинений. Свое название, как писал сын композитора Франц Моцарт, симфония получила от импресарио Иоганна Саломона.

Причина связана с музыкой и естественными науками. Финал произведения напоминает симфонию Карла Диттерса «Падение Фаэтона». Саломон знал, что планету Юпитер греки называли Фаэтоном, поэтому с долей иронии дал симфонии Моцарта величественное название. Последняя симфония Моцарта заслужила признание критиков, и ее скоро признали шедевром.

Существует список из 39 симфоний, которые первоначально были приписаны австрийскому композитору. Позднее его авторство было отвергнуто или поставлено под сомнение.

Есть несколько причин, почему некоторые музыкальные произведения ошибочно приписывали Моцарту:

  • Молодой австриец переписывал партитуры других композиторов, чтобы изучать их. Когда обнаруживали записи симфоний, сделанные рукой Моцарта, их ошибочно приписывали ему. Так Вольфгангу приписали несколько произведений его отца Леопольда Моцарта.
  • Став признанным композитором, Моцарт включал в партитуры для своих концертов симфонии молодых музыкантов. Хотя он представлял публике подлинного автора, путаница иногда сохранялась.
  • В XVIII веке издавалось мало нотных записей, которые широко ходили в рукописных версиях, что способствовало путанице.
  • Некоторые симфонии Моцарта были утрачены. Поэтому находки рукописей музыкальных произведений в местах, связанных австрийского маэстро, поспешно приписывали ему, пока не находились опровержения.

Сложность вопроса, сколько симфоний написал Моцарт, показывает, что даже гений в начале пути не свободен от подражаний. Путаница с симфониями, приписанными композитору, частично связана с его ученическими опытами, когда он использовал произведения других мастеров.

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.
  • Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.
  • Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд.
  • По совету друга Моцарта, барона ван Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду, как бедняка: его гроб зарыли в общей могиле.
  • Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.
  • посмотреть все