Сочинение "природа в изображении толстого в романе "война и мир". Влияние природы на душу человека

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. И. Тютчев

Яснополянский парк. Тишина. Аллея под сводами вековых деревьев. Высокое вечное небо. И маленький холмик сбоку, на краю оврага, среди густой зелени. На нем скромный букет цветов, чаще полевых. Наверное, это единственная в мире могила великого человека, на которой нет ни памятника, ни даже скромного над-гробия. Здесь покоится гениальный писатель земли русской Лев Николаевич Тол-стой. Так он завещал похоронить себя: хотел возвратиться в вечный мир живой природы.

Зато природа естественная, живущая по своим законам, становится полноправ-ным действующим лицом толстовских книг. Именно действующим лицом: пейзаж у Толстого не фон, не просто описание обстановки; природа у него — часть окружа-ющего мира. Она участвует в событиях, воздействует на человека, помогает не только раскрыть, но и объяснить душевное состояние героя. При этом писатель показыва-ет, что природа не зависит от настроения людей, она просто может по-разному вос-приниматься ими в зависимости от их душевного состояния. И, поистине, «в ней есть душа»: пейзаж существует не сам по себе, он всегда неотделим от человека, от его внешней и внутренней жизни.

Для Толстого восприятие природы, способность чувствовать ее, понимать ее «язык» — важнейшая характеристика человека. Поэтому в «Войне и мире» пейзаж дается либо «от автора», либо в восприятии героев, живущих богатой духовной жизнью: князя Андрея, Пьера, либо «естественных» людей, как например Наташа и Николай Ростовы. Люди бездуховные, неестественные, оторванные от национальной почвы (Курагины, Берг, Друбецкой), не видят и не понимают природы. Для них она «бездуш-ный лик».

Картины природы часто помогают автору эпопеи выразить свое отношение к происходящему. Так, Толстой, воспринимая войну как «противное человеческой природе событие», рисует плотину Аугеста до и в конце сражения, противопостав-ляя прекрасную мирную сельскую жизнь кровавой бойне, безжалостно разрушив-шей эту жизнь. Даже после Бородинского сражения, необходимого в той справед-ливой, народной войне, которую вела Россия, сама природа словно протестует против массового убийства: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым... стояла те-перь мгла сырости и дыма...»

Именно в природе видит Толстой образец жизни для людей. Наверное, не случай-но для многих положительных героев эпопеи в переломные моменты их жизни от-крывается «небо»: высокое бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спо-койное голубое небо, которое Николай Ростов увидел в своем первом бою; московское темное звездное небо с яркой кометой посередине, увиденное Пьером в 1812 году, и небо в плену с полным ярким месяцем и «в глубь уходящими звездами», говоря-щие Пьеру о непобедимости душевной свободы человека; и, наконец, волшебное чер-ное чистое небо взволнованного Пети Ростова.

Особое композиционное значение имеет пейзаж, когда он сопровождает размыш-ления героев, помогает им принять решение. В этих случаях природа очеловечена: она воспринимает человеческие эмоции, переживания, как все понимающий чело-век. Гениальна картина весеннего дуба, дважды увиденного князем Андреем. «Ста-рым, сердитым и презрительным уродом» стоит он «между улыбающимися берез-ками», смотрит на мрачного князя, говорит с ним его словами, сочувствует ему и все-все понимает. Проходит совсем немного времени, но та внутренняя работа, которая постоянно шла в князе Андрее после разговора с Пьером на пароме, встре-ча с поэтичной Наташей Ростовой, случайно услышанный ночной разговор деву-шек в Отрадном — все это совершило переворот в душе Болконского — он ощутил свою молодость, жизнелюбие. И вот, возвращаясь из Отрадного, он снова видит дуб и не узнает его: старый дуб расцвел молодой зеленью. Старый дуб, мудрый вели-кан, обновленный весной, помогает Болконскому понять, что «жизнь не кончена в 31 год», что она, жизнь, неистребима. Материал с сайта

Так же ярко выражено в пейзаже новое отношение к жизни Пьера Безухова, выработанное им в плену. Любуясь панорамой Москвы, он «почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни», видя, как «все перед ним заиг-рало в радостном свете».

Читая, как сурова и беспощадна была зима во время бегства французских заво-евателей из России, невольно думаешь, что сама природа вмешалась в жизнь лю-дей и вынесла свой справедливый приговор. Слабые пришельцы не выдерживают русских морозов и гибнут здесь, вызывая уже не ненависть, а жалость.

Своим великим романом Толстой учит нас многому. Перечитывая его, люди каж-дый раз открывают для себя что-то новое. И однажды, отложив книгу, читатель иначе, чем всегда, посмотрит вокруг и, может быт, ему откроется его «небо». И захочется поехать в Ясную Поляну, постоять у небольшого холмика, под которым покоится гений, сумевший понять душу родной земли и стать своим в вечно живом мире — мире природы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • роль природы в жизни пети ростова с небом
  • война и мир цитаты о природе
  • человек и природа в "войне и мире"
  • тема природы в романе война и мир
  • пейзаж на страницах романа война и мир

Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?
Л. Н. Толстой
Картины природы у Толстого, как отмечает критик В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его. Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развертывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» состоит из ряда ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и святки, лунная ночь в Отрадном, «встреча» князя Андрея со старым дубом.
Все эпизоды служат общей идее романа, вписаны в обширное целое, но вместе с тем и по-своему автономны, завершены. Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или «семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких - то единственное, что ему остается. Итак, жизненный путь определен. Но вряд ли деятельная, кипучая натура Болконского может довольствоваться столь малым. Недаром его «взгляд был потухший, мертвый», и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».
Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому и высшей ценностью провозгласил силу жизни. Автор показывает, как медленно возвращается его герой к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», - все это подготовило окончательное возрождение князя Андрея.
«Встреча» со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние. В общем плане романа этот эпизод важен не только как определенная ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой. Дуб, который дважды встречает на своем пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадежности, в другом - символом радостной веры в счастье. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью «улыбающихся берез». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нем, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки». Герой находит в роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!»
Грустные, безнадежные мысли теснились в это время в голове князя Андрея. Первый раз проезжает он мимо дерева разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к активной гражданской деятельности.
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, романтически-приподнятое. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного - и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша, блестящая от росы, дерево с ярко- белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени - все чарует незабываемой прелестью.
Таким образом, мы видим, что природа у Толстого слита с жизнью героев, ведет их к осознанию прекрасных истин, помогает обрести себя. А для ищущих, мятущихся героев романа нет ничего важнее этого.

Природа в романе «Война и мир»

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.

Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места - обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».

Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».

Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».

Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.

Человек и природа в «Войне и мире»

Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.

Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.

«Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!»

А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».

Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего. И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».

В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света». Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.

В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.

Заключение

В своем сочинении на тему «Природа в романе «Война и мир» мне хочется еще раз обратить внимание на талант Льва Николаевича Толстого, который, словно рисует кистью описания природы в своем романе. Благодаря ярким и четким деталям, в воображении у читателя появляется то прекрасная лунная ночь и юная девушка, сидящая на подоконнике, то яркое солнце на голубом небе, раскинувшемся над молочным туманом, в который уходят русские солдаты. И эти детали делают произведение Толстого живым и естественным.

Тест по произведению

Лев Николаевич Толстой - большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, или хочет показать гармонию с великой “матерью-природой”.
Большую роль играет пейзаж в романе “Война и мир”, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге... На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!” Видя теперь так близко своего кумира - Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.
Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.
Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.
Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.
Примечательно отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они чувствуют свою связь с ней, “духовное родство”. Отрицательные же герои далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании.
Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, природа - действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления.
Такое описание природы - традиция русской литературы, получившая начало еще в древнейшем нашем памятнике “Слово о полку Игореве”, а Лев Николаевич Толстой и другие русские классики развили и усовершенствовали эту традицию, довели ее до степени искусства.

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.
На мой взгляд, наиболее ярко картины природы Л. Н. Толстой изобразил в романе “Война и мир”. Природа для автора эпопеи - это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек “естественный”, близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.
В романе “Война и мир” мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.
Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя - “естественному человеку”. Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, “диалектику души” этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.
Например, духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии.
Природа органично входит в жизнь “ищущих” героев Л. Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.
Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета (образ старого дуба - символ “замирания” и “возрождения”). Природа часто помогает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба и др.)
Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению.

Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.
Таковы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.
Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аустерлица, картина охоты и описание дуба - лучшие страницы романа...
Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через некоторое время мы видим духовное возрождение героя. Оно связано с его восприятием оживающей весенней природы, когда и молоденькие березы и старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил.
Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: “Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей”. Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой искусно отображает в романе.
Светлая ясная природа дает человеку радость и силу и делает очень непонятными действия людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы “было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов”. Пьер в это время видит панораму Бородинского поля: “Косые лучи яркого солнца кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотыми и розовыми оттенками свет и темные, длинные тени”. А затем эту чудесную картину русской природы сменяет страшный вид поля: “Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей.

Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?”
“Суровый российский климат воспитал крепких, выносливых, но в то же время душевных людей. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь человеку, забыв, что недавно он был их врагом”.
“И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой”. Казалось, сама природа сочувствует проявлению простого доброго, дружеского чувства.
Каждому из любимых толстовских героев открывается “высокое бесконечное небо” - символ возвышенных стремлений. Пейзаж в романе обретает философский смысл и играет важную композиционную роль.

Образ неба в романе Л. Толстого “Война и мир” Образ неба в романе Л. Толстого “Война и мир” В “Войне и мире” очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж философский, свойственна ему и эстетическая функция. В “Войне и мире” важна символическая деталь, и часто это лишь элемент пейзажа, обладающий правами действующего лица. Считается, что дуб князя Андрея - символ его судьбы, облака - символ мирной жизни и т. д. Но это верно лишь отчасти. В гораздо большей степени дуб и облака - персонажи, на равных разговаривающие с героем. Они не столько олицетворяются, сколько, как, допустим, в сказках, являются живыми, наделенными душой и всеми функциями то ли волшебных помощников, то ли просто сказочных персонажей.
Главная роль среди таких помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель.
“Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец”, - думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве Наполеона стала его путеводной звездой. Болконский не стремится больше играть важную роль в политической жизни, не связывает свою судьбу с военной карьерой.
После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. “В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”.
Полюбив Наташу, Болконский соединяет ее со своими заветными мечтами о небе. Для князя Андрея Наташа - это “девочка, которая хотела улететь в небо”. Это самое главное, что полюбил он в ней, и после, накануне Бородина, Болконский, вспоминая о Наташе, скажет себе еще раз, что любил ее душу, ведь “небесная душа” Наташи и “небесная душа” Болконского нашли друг друга.
После измены Наташи небо для князя Андрея превратилось в узкий, тесный, “давивший свод”. Лучшие надежды были утрачены.
С небом связаны и этапы судьбы Пьера. Комета 1812 года, предвещавшая ужас и конец света, по мнению большинства, для Пьера оказывается путеводной звездой. Радостно смотрит он на небо после разговора с Наташей об Анатоле. Пьер полюбил Наташу, и небо “сказало” ему об этом. “Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа”, - пишет Толстой. Образ неба не померк в сознании любимых героев автора и в страшное время войны. Для князя Андрея важен вопрос о том, как “Бог оттуда смотрит и слушает...”. У неба герой Толстого пытается получить ответ на вечные вопросы о жизни и смерти. Высокое справедливое небо Аустерлица осудило стремление к славе и войну ради мелких интересов честолюбия, престижа, карьеры. Как “поступит” оно на этот раз, ведь Болконский не хотел больше быть военным, но война против врагов родной земли заставляет его взять в руки оружие?
Ответа на вопрос о том, как небо допускает войну и другие ужасы и несправедливости, Болконский не получает. Однако позже, смертельно раненный, он вспоминает Наташу, и его душой овладевает успокоение. “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам” - вот что приходит к князю Андрею как ответ с неба. Ведь эту любовь завещал Бог людям на земле. Князь Андрей не перестает любить Наташу, но находит в себе силы простить Анатоля, причинившего ему так много зла. Небо как бы поднимает его душу на новый этап нравственных исканий.
С вопросами к небу обращается и страдающий в плену Пьер Безухое. Он видит “полный месяц” и “бесконечную даль”. Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
Итак, в “Войне и мире” Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо олицетворяет справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных откровений связаны с небом. Думается, что небо было для Толстого и его любимых героев, если можно так сказать, перифразом Бога. Ведь Толстой не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д. Бог, по мысли Толстого, един, слово “небо” заменяет название непостижимого Божества.
Конечно, небо является важнейшим элементом толстовского пейзажа. Его образ несет и чисто психологическую, и религиозно-философскую функции.

Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Трудно найти в мире национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания описаниям природы. Причём, пейзаж в русской классике - это не просто фон, на котором разворачивается действие, он имеет важное значение в композиции произведения, в характеристике персонажа, так как в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека. Природа у Толстого - это ещё и сфера, в которой с человека сбрасывается всё искусственное, наносное, фальшивое и раскрывается его сущность. В "Войне и мире" пейзажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болконским, а также с Пьером Безуховым. Писатель как бы говорит: тот, кто лишён естественности(Курагины, Друбецкой, Шерер), не способен увидеть и почувствовать красоту природы. И не только поведение этих людей, но и их существование становится противоестественным. Пейзаж Толстого, философский по мысли и необычайно лаконичный, помогает понять внутреннее состояние героя. Вспом ним описание неба, которое видел над собой князь Андрей, раненный во время Аустерлицкого сражения: "высокое, неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нём облаками, бесконечное небо". Андрей мечтал о славе, о своём Тулоне, но вместо этого пришёл к разочарованию в воинской славе. Небо явилось князю в кризисную минуту его жизни, как свет истины. Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но и пытается объяснить устремления князя Андрея, его ещё не вполне чёткие идеалы. Ведь для него небо - полная противоположность тому, что происходит здесь на земле: телам убитых и раненных на войне, самодовольному Наполеону, счастливому "мелким тщеславием и радостью победы", и недавним мечтам самого Андрея о славе. "Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. " Князь Андрей приходит к мысли, что на земле, охваченной распрями, убийствами, нет справедливости и добра, а ведь без них не прожить людям. В жизни князя Андрея наметился серьёзный перелом: герой откажется от честолюбивых помыслов, военной карьеры и посвятит свою жизнь близким. Следующая картина природы, на которой хотелось бы остановить внимание, - описание берёзовой рощи и дуба. Толстой очень верно и красочно передаёт приметы лета: "... из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы"; "клейкие листья берёзы"; "бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца назад: всё было полно, тенисто и густо". Залитые солнцем деревья сияют, переливаются всеми оттенками зелени. Картина природы наполнена воздухом, светом, движением ветвей, теней на траве и стволах. Она вызывает чувство радости у читателя. Но эта радость пробудившейся природы вначале не соответствует душевному состоянию князя Андрея. Он находит в этой роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб "с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой", который "один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца". И Андрей думает о жизни: "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь

наша жизнь кончена!"

Пройдёт ещё немного времени, и совсем другим предстанет великан-дуб, покрывшийся "шатром сочной, тёмной зелени". "Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя..." И на князя Андрея "вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления". "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год... надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла жизнь..." Дуб - параллель к образу Болконского. Первый раз проезжает он мимо него, разочарованный в своих прежних идеалах после ранения под Аустерлицем и смерти жены. Второй раз - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье. Описание дуба помогает воспринять состояние князя Андрея, которое изменилось не только под влиянием поездки, не только потому, что прошёл немалый срок после Аустерлица. В какой-то степени способствовала этому и природа, которая помогает человеку обрести веру в жизнь. Описание ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, очень романтично. Эта картина тонко передаёт и поэтичность Наташи и встревоженность Андрея. Они видят её одновременно: молоденькая восторженная девушка и сдержанный, но глубоко чувствующий мужчина. Природа очень похожа на волшебную сказку. Ночь в Отрадном произвела неожиданную путаницу " молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни" в душе князя Андрея, а Наташа "так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -туже, как можно туже, - натужиться надо, и полетела бы". Романтическая красота ночи как бы соединила судьбы Наташи и Андрея. Но произошло это незаметно для героев, незримо. Описание зимней святочной ночи, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, по стилю очень близко к картине ночи в Отрадном. Только она стала ещё сказочнее и фантастичнее. "... Вот какой-то волшебный лес с переливающимися чёрными тенями и блёстками алмазов и с какою-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей". Этот пейзаж мы увидели глазами Николеньки Ростова, такого же эмоционального и восприимчивого, как и его сестра. Для Николая, который влюблён в Соню и находится в приподнятом состоянии, всё кругом излучает радость. Природа так прекрасна, что будничность и прозаичность как бы отходят прочь, она окрыляет героев, заставляет смеяться и наслаждаться жизнью. Но не только для раскрытия характеров героев служат картины природы. Ведь в центре романа и военные сцены, а основное внимание отдано Бородинскому сражению, решившему исход войны 1812 года. Именно это историческое событие вызвало небывалый подъём мужества и патриотизма. Россия одержала под Бородином нравственную победу над врагом. Народ стал к этих сценах главным героем. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его очень важно. Перед сражением панораму Бородинского поля видит Пьер Безухов: вся местность покрыта войсками и дымом выстрелов, но "косые лучи яркого солнца... кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного

камня, виднелись своею изогнутою чертой вершин на горизонте... Ближе блестели золотые поля и перелески". Природа торжественна и великолепна. Вся местность покрыта дымом выстрелов, но воздух чист, и лучи солнца кидают тёмные, длинные тени, как бы оттеняя величественность предстоящего события, и пейзаж выполняет эту роль. Рассказывая о Бородинском сражении, о батарее Раевского, Толстой ещё раз упоминает о природе: "Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер". Пейзаж передаёт состояние народа, подчёркивает его героизм, решимость отдать жизнь ради родины. Итак, что же отличает толстовский пейзаж? Прежде всего необыкновенная красота и изящество. Но Толстой - мыслитель оставался верен себе, наделяя пейзаж и дополнительными функциями: каждая картина несёт философскую нагрузку, играет немалую композиционную роль, помогает понять смысл произведения.

Лучшие герои Л. Н. Толстого в важные минуты своей жизни связаны с природой. Так, все значимые минуты жизни Андрея Болконского связаны с тем или иным пейзажем: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и Наташа, взволнованная красотою ночи. Отрицательные же персонажи почти никогда не изображаются Толстым в единстве с природой, они лишены живой связи с ней.
Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему, как в сцене с дубом, например.
После тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе Андрея Болконского, еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблеск солнца по синеющему разливу... и... волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома».
Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый, могучий дуб, «сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами», чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной природой.
Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы, заковывали смоченную дождями землю». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, описанное Толстым нас страницах своего романа.
Прекрасно описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением молодежи. Сверкающая дорога, безумная скачка, смех и крики ряженых-- все это было созвучно той молодой радости, которую переживали Николай, Соня, Наташа.
Толстой показывает, как светлая ясная природа дает человеку радость и делает еще более непонятным безумие убивающих друг друга людей. Пьер в этот момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца... кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте... Ближе блестели золотые поля и перелески». А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым с его блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и шло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»
Полное изгнание врага потребовало от русских людей много настойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма. И этой их деятельности созвучна простая русская природа: «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь». В лесу выслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым.
Партизаны готовились к нападению: «Дождик с утра, и казалось, что вот-вот он пройдет и на расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям».
Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войск ослабевших и заболевших, но это не ослабляет русскую армию в целом: «8-го ноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно-лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться».
Суровая природа воспитала крепких, выносливых, сметливых людей. Солдаты притащили плетеную стенку сарая, разрубили трубки. Один из них стал плясать. Но слабые французы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью едкие насмешки русских богатырей.
От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь жалкому голодному человеку, забыв, что недавно он был их врагом.
Казалось, сама природа сочувствует проявлению доброго, человеческого чувства: «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой».
Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» - символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».