Алла осипенко и ее сын. Алла Осипенко: "Судьба распоряжается нами"
Балет - это вся моя жизнь.
Алла Осипенко
Алла Евгеньевна родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде. Ее родственниками были художник Боровиковский (его работы выставлены в Третьяковской галерее), популярный в свое время поэт Боровиковский, пианист Софроницкий. В семье придерживались старых традиций - принимали гостей, ходили к родственникам на чаепитие, вместе садились ужинать, строго воспитывали детей…
Две бабушки, няня и мама зорко следили за Аллой, оберегали от всех напастей и не пускали ее гулять одну, чтобы девочка не подверглась тлетворному влиянию улицы. Поэтому большую часть времени Алла проводила дома со взрослыми. А ей так хотелось в компанию, к ровесникам! И когда она, возвращаясь из школы, случайно увидела объявление о записи в какой-то кружок, то упросила бабушку ее туда отвести - это был шанс вырваться из четырех стен и попасть в коллектив.
Кружок оказался хореографическим. И через год занятий педагог настоятельно посоветовал показать Аллу специалистам из балетного училища, так как обнаружил у девочки "данные".
21 июня 1941 года стал известен результат просмотра - Аллу приняли в первый класс Ленинградского хореографического училища, где преподавала Ваганова (сейчас это Академия русского балета им. Вагановой).
На следующий день началась война. И Алла вместе с другими детьми и педагогами училища срочно отправилась в эвакуацию сначала в Кострому, а затем под Пермь, куда потом к ней приехали мама и бабушка.
Занятия велись в спартанских условиях. Репетиционным залом служило промерзшее овощехранилище, оборудованное в церкви. Чтобы держаться за металлическую перекладину балетного станка, дети надевали на руку варежку - такой холодной она была. Но именно там, по признанию А.Е. Осипенко, у нее проснулась всепоглощающая любовь к профессии, и она поняла, "что балет - это на всю жизнь". После снятия блокады училище и его воспитанники вернулись в Ленинград.
Хореографическое училище Алла Осипенко закончила в 1950 и тут же была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
Все поначалу складывалось удачно, но когда она после генеральной репетиции первого большого спектакля "Спящая красавица" - 20-летняя, вдохновленная - ехала домой на троллейбусе, то в порыве чувств не вышла, а выпрыгнула из него. В результате - тяжелое лечение поврежденной ноги, полтора года без сцены… И только упорство и сила воли помогли ей вновь встать на пуанты. Потом, когда с ногами стало совсем плохо, операцию за границей ей оплатила ее подруга, замечательная балерина, Наталья Макарова.
В Кировском балете в его лучшие годы все отдавались служению профессии и творчеству. Репетировать артисты и балетмейстеры могли даже ночью. А одна из постановок Юрия Григоровича с участием Аллы Осипенко вообще рождалась в ванной коммунальной квартиры одной из балерин.
Своеобразным венцом творчества А. Осипенко является Хозяйка Медной горы в балете "Каменный цветок" на музыку Прокофьева. В Кировском театре его поставил Григорович в 1957, и после премьеры Осипенко стала знаменитой. Эта роль совершила своеобразную революцию в балете Советского Союза: Мало того, что партия хранительницы подземных сокровищ - сама по себе необычная, так еще, чтобы усилить достоверность образа и сходство с ящерицей, балерина впервые вышла не в привычной пачке, а в обтягивающем трико.
Но через некоторое время небывалый успех в "Каменном цветке" обернулся против балерины - ее стали считать актрисой определенного амплуа. Вдобавок после побега Нуреева на Запад в 1961 Алла Евгеньевна долго была невыездной - на гастроли ее выпускали лишь в некоторые соцстраны, на Ближний Восток и по родным советским просторам. Были моменты, когда Аллу Евгеньевну запирали в номере, чтобы она за границей не последовала примеру неблагонадежных товарищей и не осталась в капиталистическом мире. Но "выкинуть фортель" и до введения "драконовских мер" Алла Осипенко не собиралась - она всегда любила родину, тосковала по Петербургу и не могла оставить родных. При этом Осипенко считала, что бежать Нуреева вынудили, и добрых отношений она с ним не порывала.
Скрывая истинную причину недоступности удивительной балерины западной публике, "ответственные товарищи" ссылались на то, что она якобы рожает. И когда в Ленинграде ее разыскивали дотошные иностранные коллеги - мастера мирового балета, то первым делом выясняли, сколько у нее детей, так как в их прессе сообщалось об очередных родах балерины Осипенко.
Репертуар Аллы Евгеньевны большой и разнообразный: "Щелкунчик", "Спящая красавица" и "Лебединое озеро" Чайковского, "Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Раймонда" Глазунова, "Жизель" Адана, "Дон Кихот", "Баядерка" Минкуса, "Золушка", "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Спартак" Хачатуряна, "Отелло" Мачавариани, "Легенда о любви" Меликова… В Малом театре оперы и балета она исполнила Клеопатру в спектакле "Антоний и Клеопатра" по трагедии Шекспира…
После 21 года работы в Кировском театре Осипенко вынуждена была его покинуть. Уход ее был сложным - все слилось воедино: творческие причины, конфликт с руководством, унизительная атмосфера вокруг… В заявлении она написала: "Прошу уволить меня из театра по творческой и моральной неудовлетворенности".
Алла Евгеньевна была замужем несколько раз. И ни про кого из бывших мужей не сказала плохого слова. Отцом ее единственного и трагически погибшего сына стал актер Воропаев (многие помнят его - спортивного и статного в фильме "Вертикаль")
Супругом и верным партнером Аллы Евгеньевны был танцовщик Джон Марковский. Красивый, высокий, атлетически сложенный и необычайно одаренный, он невольно привлекал внимание женщин, и многие, если не все балерины, мечтали с ним танцевать. Но, несмотря на заметную разницу в возрасте, Марковский предпочел Осипенко. А когда она ушла из Кировского театра, ушел вместе с ней. Их дуэт, просуществовавший 15 лет, называли "дуэтом века".
Марковский говорил про Осипенко, что у нее идеальные пропорции тела и поэтому танцевать с ней легко и удобно. А Алла Евгеньевна признавалась, что именно Джон был самым лучшим ее партнером, и ни с кем другим ей не удавалось достичь в танце такого полного телесного слияния и духовного единения.
После увольнения из Кировского театра Осипенко и Марковский стали солистами труппы "Хореографические миниатюры" под руководством Якобсона, который специально для них ставил номера и балеты.
Как известно, необычное и новое во все времена понимается не сразу и прорывается с трудом. Якобсона травили, не желая воспринимать его необыкновенно выразительный хореографический язык и неистощимую творческую фантазию. И хотя его балеты "Шурале" и "Спартак" шли на сцене, но и их заставляли перекраивать. С другими его произведениями было еще хуже - чиновники разных инстанций постоянно выискивали в танцах признаки антисоветчины и безнравственности и не допускали к показу.
Когда совершенно не разбирающаяся в искусстве партийно-комсомольская комиссия углядела в танцевальном номере "Минотавр и нимфа", поставленном Якобсоном, "эротику и порнографию" и исполнение балета было категорически запрещено, то от отчаяния и безысходности Алла Евгеньевна вместе с хореографом кинулась к председателю Ленинградского горисполкома Сизову.
"Я балерина Осипенко, помогите!" - выдохнула она. "Что вам нужно - квартиру или машину?", - спросил большой начальник. "Нет, только "Минотавра и нимфу"… И уже когда она, радостная, с подписанным разрешением, уходила, Сизов окликнул ее: "Осипенко, а может, все-таки квартиру или машину?" "Нет, только "Минотавра и нимфу", - вновь ответила она.
Якобсон - талантливый новатор - обладал ершистым, резким и жестким характером. Он мог воплотить в хореографии любую музыку, а придумывая движения, создавая пластические формы и выстраивая позы, требовал от артистов полной отдачи и порой даже нечеловеческих усилий в процессе репетиций. Но Алла Евгеньевна, по ее словам, была готова на все, лишь бы этот гениальный художник творил с ней и для нее.Так родились "Жар-птица" (Стравинский, 1971), "Лебедь" (К. Сен-Санс, 1972), "Экзерсис-ХХ" (Бах), "Блестящий дивертисмент" (Глинка)… И Алла Евгеньевна начала видеть в балете иные горизонты и возможности.
В 1973
Осипенко вновь получила тяжелую травму и некоторое время не могла репетировать. Ждать балетмейстер не захотел, сказав, что калеки ему не нужны. И вновь Осипенко ушла, а за ней и Марковский. Они участвовали в сборных концертах Ленконцерта, а когда работы для них было совсем мало, ездили выступать по отдаленным сельским клубам, где порой было так холодно, что впору было танцевать в валенках. В 1977 началось сотрудничество с талантливым хореографом - Эйфманом, в труппе которого под названием "Новый балет" они стали ведущими артистами.
Были еще и другие партии. Но опять неожиданное и свежее наталкивалось на бюрократические препоны. Так, миниатюра "Двухголосие" на музыку группы "Pink Floyd", снятая на пленку, была уничтожена.
Алла Евгеньевна считает, что хореография и сценические страдания должны иметь сюжет, но при этом, повторяя слова Ю. Григоровича, добавляет, что не нужно "рвать страсти и грызть кулисы", а следует и в танце сохранять свое достоинство и быть сдержанной. И это у нее получалось. Зрители и коллеги подмечали ее особую манеру исполнения - внешне несколько статичную, а внутренне - страстную. Ее исполнение было глубоко драматичным, а движения необычайно выразительными. Не случайно про нее говорили: "Только увидев, как танцует Осипенко, понимаешь, что техника Плисецкой небезупречна".
С Эйфманом Осипенко проработала до 1982. Среди ее партнеров были Барышников, Нуреев, Нисневич, Долгушин, Чабукиани, Лиепа…
Осипенко никогда не боялась кинокамеры. На кинопленке запечатлены не только балетные партии А. Осипенко, но и ее роли в художественном кино. Дебютной ее ролью стал эпизод в фильме Авербаха "Голос". А чаще всего она снималась в фильмах Сокурова. Первым из них стал фильм "Скорбное бесчувствие", где она играет роль Ариадны и предстает перед зрителями полуобнаженной. Из-за негодования блюстителей морали этот фильм-притча по мотивам пьесы Шоу "Дом, где разбиваются сердца вышел на экраны лишь в 1987, несколько лет пролежав на полке. Сокуров восхищался актрисой, утверждая, что не встречал людей такого масштаба, как Алла Осипенко.
Балерина неизменно тепло и с глубоким чувством благодарности вспоминает о своих педагогах и тех, кто так или иначе помог ей в профессии. Эти люди учили ее преданности профессии, трудолюбию, упорству, интересу к литературе, живописи, архитектуре, музыке и воспитывали личность, умеющую фантазировать, рассуждать и отстаивать собственное мнение. У Осипенко хранится кольцо Анны Павловой, которое ей передали как творческой наследнице великой балерины.
С приходом перестройки жить на грошовую пенсию Алле Евгеньевне - народной артистке РСФСР, лауреату премии им. Анны Павловой Парижской академии танца, диплом о присвоении которой в 1956 году ей вручил Серж Лифарь, а также премии "Золотой софит" с формулировкой "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга" и обладательнице многих других наград - стало просто невыносимо, ей необходим был заработок. Больше 10 лет она проработала педагогом во Франции, Италии, США, Канаде и других странах.
Сегодня Алла Евгеньевна продолжает активную деятельность - работает педагогом-репетитором и поддерживает преемственность поколений в балете, возглавляет благотворительный фонд, участвует в различных театральных постановках, снимается в кино и для телевидения…
Она всегда элегантна, стройна и неустанно поддерживает форму, хотя и отдала балету и сцене уже больше 60 лет своей жизни. Осипенко говорит, что в настоящей балерине должна быть магия, как была она в Дудинской, Уланова, Плисецкой… В ней эта магия, несомненно, есть.
Знаменитая балерина отмечает юбилей творческой деятельности
«Я не люблю, когда меня называют великой, потому что странно и смешно слышать такое о себе», — призналась Осипенко на встрече с журналистами, но Ульяна Лопаткина возразила: «Вы это заслужили!»
Потому что, когда речь заходит об Алле Осипенко, невозможно избежать высокопарных слов и эпитетов. Потому что сегодня, когда чуть ли не каждый артист — звезда, а легенд почти не осталось, она — действительно легенда ленинградского балета.
Накануне юбилейного праздничного вечера корреспондент «ВП» встретилась с Аллой Евгеньевной.
Ушла из Мариинки, когда меня перевели в миманс
— Наверное, для балерин тяжелая травма — ранний уход из театра. Как это можно пережить и не сломаться?
— Да, вероятно, это очень тяжело и болезненно, но дело в том, что я задержалась в балете и протанцевала до 54 лет. Когда меня пригласили в последний раз, я была в идеальной худобе, и физически для меня это было возможно. Конечно, я уже не танцевала «Лебединое озеро», но на меня ставили те спектакли, в которых я могла танцевать, несмотря на возраст. Мне удалось долго продержаться на сцене.
— Вы сами ушли из Мариинского театра, это был смелый поступок…
— Я ушла из Мариинского, не потерпев того, что в 39 лет, после того как я оттанцевала там двадцать лет и пользовалась успехом, меня вдруг поставили в миманс и я стала выходить в «дамах». Тогда зрители написали в администрацию театра записку: «Это катастрофа ленинградского балета — то, что Осипенко стоит в мимансе». Для меня это было большим оскорблением, и потому я ушла — к Леониду Якобсону, на нищенский оклад в 70 рублей, но я знала, ради чего туда пришла. И он мог кричать на меня, бить меня, заставлять делать все то, что делали его двадцатилетние ученицы, — я не возражала, потому что знала, зачем я здесь, и это было главным.
Жизнь — это борьба!
— Когда-то в журнале были опубликованы отрывки из вашего дневника. Вы ведете его до сих пор?
— Нет, не веду, это был такой период.
— А почему возникла необходимость писать дневник?
— У меня был сын, и я писала для него и ему. Когда сына не стало, то потребность эта ушла.
— Но ведь у вас есть внук Даня…
— Внук не интересуется балетом, у него другие интересы.
— Какие же?
— Ему сейчас двадцать лет, я не очень знаю о том, чем именно он увлекается, потому что Даня закрытый мальчик: трагедия с отцом, которую он пережил, оставила след в его характере. Но он хороший, добрый, красивый и похож на своего отца.
— А не было ли у вас желания написать книгу?
— Сейчас такая мысль у меня появляется, иногда думаю: ну что же я сижу без дела, репетиций стало мало, свободное время есть, может, и правда, написать книгу? Мы ведь можем рассказать нашим ученикам больше, чем они знают и о балете, и о жизни, о том, как надо преодолевать трудности. Например, в пятом классе я выписала для себя мысль Бальзака: «Жизнь — это борьба, в которой надо всегда угрожать». А сейчас я уже смеюсь над этим, хотя то, что жизнь — борьба, я очень хорошо узнала, но вот то, что в ней надо угрожать, я так и не поняла. Своим ученикам я сейчас говорю, что надо быть очень стойкими в борьбе за свое существование.
В балете наступил
какой-то провал
— Как вам кажется, изменились Петербург и петербуржцы?
— Я же из семьи Боровиковских и Софроницких, так что те люди, среди которых я выросла, были совсем другими — иными, чем те, кого я встречаю сейчас. А город становится красивее, чем был после войны, каким я видела его в детстве. Но вот выпал снег, и, к сожалению, опять грязно, а на Западе этого не бывает. Там снег выпадает, а тротуары и дороги остаются чистыми. Нам надо у них поучиться соблюдать порядок и чистоту, как они у нас научились балету.
— А изменились ли зрители?
— Раньше было больше постоянных зрителей — любителей балета, любителей определенных имен, сейчас их стало меньше. Потому что очень много туристов, все они хотят попасть в театр, так что иногда на спектакле присутствует совсем не знающая и не понимающая балета публика. Балет, к сожалению, перестает быть элитарным искусством.
— Алла Евгеньевна, как вы думаете, в каком состоянии находится современный российский балет?
— Меня уже нельзя ниоткуда выгнать, поэтому я могу сказать правду и не кривить душой. Мне кажется, что у нас в стране сейчас не только экономический кризис, но и кризис в балете. Я своим ученицам, закончившим Академию им. Вагановой, говорю: «Как же так, нас в училище выучили лучше, чем вас в академии!» Не знаю, от чего это зависит, от того ли, что талантливые ученики рождаются редко, или от педагогов. Раньше говорили, что наш балет «впереди планеты всей», сейчас эта фраза уже не произносится, в балете наступил какой-то провал. Но может быть, надо подождать, придет время и вспыхнет какая-то новая волна…
Я была толстой и весила 57 килограммов!
— Наверное, как у каждой балерины, у вас есть свой секрет, как поддерживать форму и сохранять стройную фигуру?
— Я думаю, что есть такие балерины, которым ничего не надо для этого делать, они просто родились худенькими. Я-то, к сожалению, не такая, когда я заканчивала школу, то была толстой и весила 57 килограммов, а когда завершала карьеру балерины, то весила 45. Для этого мне нужно было отказаться от еды, я не сижу на диетах, но ограничиваю себя в питании, не ем сладкого, мучного, жирного.
Не могу представить, чтобы педагог позволил себе растолстеть: раз он требует от ученика поддерживать форму, то и сам должен ее держать.
Беседовала Виктория АМИНОВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Алла Евгеньевна Осипенко родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде.
21 июня 1944 года была зачислена в Ленинградское хореографическое училище. После окончания сразу была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (сегодня — Мариинский). С 1954 по 1971 год — прима-балерина театра. С 1971 по 1973 год — солистка балетной труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Леонида Якобсона. Многие партии в эти годы танцевала со своим партнером в жизни и на сцене Джоном Марковским. С 1973 года работала в Ленконцерте. Выступала в спектаклях Ленинградского Малого театра оперы и балета (сегодня — Михайловский). С 1977 по 1982 год — солистка Ленинградского ансамбля балета под руководством Бориса Эйфмана.
Народная артистка России (с 1960 года). Лауреат Премии им. Анны Павловой Парижской академии танца.
Четырежды состояла в браке. Сын — Иван Воропаев (1963 — 1997) — трагически погиб. Внук Даниил родился в 1990 году.
4 декабря на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории пройдет вечер балета «Корифеи русской сцены».
Как рассказал журналистам продюсер проекта Григорий Танхилевский, выступление посвящено 60-летию сценической деятельности легендарной балерины. Известные танцовщики представят номера, которые когда-то исполняла известная артистка. Будут показаны давно не исполнявшиеся номера, восстановленные специально для этого проекта.
«Увидеть эти номера в сегодняшнем исполнении будет интересно. А те, кто видел меня на сцене, смогут сравнить», — отметила Осипенко.
В отрывках из спектаклей «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Спартак», «Вальпургиева ночь» зрители увидят уникальный звездный состав — Ульяну Лопаткину, Ирму Ниорадзе и Игоря Колба, Валерия Михайловского, Анастасию Колегову и Евгения Иванченко, Елизавету Чепрасову, Константина Зверева и Григория Попова, Олесю Гапиенко и Петра Базарона. Ульяна Лопаткина исполнит номер «Умирающий лебедь». «Нам сегодня не хватает той яркости, которая была свойственна ленинградскому балету. Мы должны учиться на том опыте, а не вспоминать наше наследие иногда, по случаю какой-то даты», — отметила Лопаткина.
Устроители вечера готовят экспозицию любезно предоставленных балериной уникальных фотографий и документов из ее личного архива, на которых запечатлены многие великие деятели искусства. Эти экспонаты никогда ранее не публиковались в открытом доступе.
Проект подготовлен для единственного показа и повторяться не будет.
Оксана Олеговна Базилевич - российская актриса театра и кино, снявшаяся уже в более чем 60-ти кинопроектах. Она наиболее известна любителям современного российского кинематографа по ролям в сериалах «Такая работа», «Недлинные истории», «Нож в облаках» и многих других работах.
Оксана Олеговна Базилевич
Звезда отечественных сериалов родилась и выросла в Рязани. Ее отец был военным врачом, а мама занимала руководящую должность в профсоюзной организации. Любопытно, что мать родила будущую актрису в собственный день рождения и до сих пор считает дочку своим самым дорогим подарком. Кстати, оба родителя девочки когда-то хотели стать артистами, поэтому атмосфера в доме была соответствующая: спонтанные концерты, импровизированные спектакли, кукольный театр с плюшевыми игрушками на пальцах – все это было нормой жизни для маленькой Оксаны.
Оксана Олеговна Базилевич | Keeno.tv
Базилевич росла очень послушной девочкой, никогда не капризничала, почти совсем не плакала и, что самое удивительное, почти не болела. Она не пропустила из-за болезни ни одного дня в детском саду, что, наверное, является мировым рекордом. О профессии актрисы Оксана мечтала чуть ли не с рождения. Уже в четыре года она, насмотревшись постановок в исполнении родителей, сама пробовала ставить сценки. Конечно, как и многие дети, Базилевич часто меняла «будущую профессию» - то хотела быть певицей, то балериной, то циркачкой, а то и вообще хирургом. Но параллельно проговаривала слова «Оксана Базилевич – актриса», пробуя на вкус, как будет звучать объявление ее имени в театре.
Оксана Олеговна Базилевич
В старших классах девушка постоянно участвовала во всех школьных конкурсах наподобие «Алло, мы ищем таланты». Причем была там и ведущей, и фокусницей, и певицей в вокальной группе, и актрисой. Но поступать почему-то Оксана решила не в театральный вуз, а на филологический факультет Рязанского педагогического института. Впрочем, проучившись всего один курс, Базилевич забрала документы и отправилась в Северную столицу. Там она стала студенткой Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. И нужно сказать, студенткой весьма непредсказуемой, взбалмошной и хулиганистой.
Киномания
Такая послушная в детстве, Оксана вдруг превратилась в довольно яркую молодую женщину, способную выкинуть удивительные номера. Например, она могла на неделю, а то и месяц пропасть из института, потому что обиделась на какую-нибудь фразу педагога, или влюбилась в парня и не хочет тратить время на лекции. Но самым выдающимся, и всегда необычайно творческим, было возвращение студентки в альма-матер. Однажды девушка даже привела с собой настоящего милиционера и разыграла грандиозное представление с его участием в качестве извинения перед преподавателем.
Звезда отечественной сцены | Киномания
Окончание театрального вуза совпало с развалом Советского Союза. В тот момент многие именитые артисты оставались без работы, что же говорить о еще «зелененьких» новичках. Однокурсники Базилевич не растерялись. Из выпускников ее, а также параллельного курса была сформирована новая труппа «Фарса», получившая название в честь их первого спектакля. Молодые артисты гастролировали по всей стране. А когда была поставлена пьеса «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра», то она неожиданно получила признание в западных странах, и театр вместе с Оксаной объездил почти всю Европу.
Фото Оксаны Базилевич | Кино 24
Кроме того, актриса приглашалась в спектакли Театра имени Ленсовета, Государственного драматического театра на Литейном, Театра эстрады имени и еще в около десятка различных театральных центров. За спектакль «Ночь Гельвера», поставленном в театре имени В. Ф. Комиссаржевской, Базилевич удостоилась высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», а также приза зрительских симпатий общества «Театрал».
Фильмы
Впервые на экране актриса предстала в 1992 году в исторической картине «Рин. Легенда об иконе» и социальной драме «Чекист». Затем был длительный перерыв, связанный с театральной деятельностью, а снова стала наполняться фильмография Оксаны Базилевич съемками в американской экранизации «Анна Каренина», где главную роль отдали Софи Марсо. Сама русская актриса играла небольшую роль принцессы-куртизанки . При этом Базилевич была удивлена отношением – режиссер уделял внимание самым мелким деталям и очень серьезно подходил ко всем мелочам.
Дуэт и Оксаны Базилевич в фильме "Двойная фамилия" | Кино-театр
В XXI веке Оксана стала неотъемлемой частью многих отечественных сериалов. И хоть использовали ее таланты в основном для создания образов второстепенных персонажей, актриса не сходила с экранов телевизоров. Ее можно увидеть в криминальных драмах «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Тайны следствия», «Убойная сила». Ярко раскрылись комедийные способности Базилевич благодаря сериалу-анекдоту «Вовочка» и особенно циклу новелл по юмористическим рассказам русских и советских писателей «Недлинные истории».
Базилевич в образе полковника милиции в фильме "Такая работа" | Кино-театр
Стоит выделить и такие фильмы Оксана Базилевич, как детектив «Нож в облаках», боевик «Шахматист», мелодрама «Двойная фамилия», дилогия «Один на всех», криминальная история «Сильная». Во всех картинах актриса исполняла ведущие роли. Но самым известным ее проектом на сегодняшний день считается сериал о буднях милиции «Такая работа». Там Оксана предстала в образе начальника убойного отдела, полковника полиции Валентины Калитниковой. Базилевич была очень обрадована, получив данное предложение, так как всегда любит пробовать что-то новенькое, а начальниц в погонах она ранее не играла.
Личная жизнь
Учась на втором курсе театрального института, Оксана на даче у общих знакомых познакомилась с Иваном Воропаевым. Он был сыном актера театра Комедии Геннадия Воропаева и известной балерины Аллы Осипенко, окончил когда-то тот же вуз, в котором училась Базилевич. Кстати, однокурсником Ивана был актер и музыкант . Но сам Воропаев по творческой профессии не пошел, а основал собственный бизнес.
Мужем Оксаны был бизнесмен Иван Воропаев | Теленеделя
Личная жизнь Оксаны Базилевич сложилась в одно мгновение: девушка влюбилась с первого взгляда, и как оказалось позднее – взаимно. Правда, из-за любви студентку чуть было не исключили из института – Оксана месяц не появлялась на занятиях. Вскоре молодые люди поженились и жили очень счастливо, но не слишком долго: муж Оксаны Базилевич внезапно скончался от внутреннего кровотечения. Смерть наступила так быстро, что актриса даже не успела проститься с любимым. Может быть поэтому женщина, овдовевшая в 28 лет, до сих пор говорит, что видит супруга во сне.
Сын актрисы, Денис Воропаев, окончил кадетский корпус | Теленеделя
От Ивана Воропаева у Базилевич остался единственный сын Денис. Воспитывать мальчика помогали не только бабушки и дедушки, которые водили его в школу, музыкальную студию и в творческие кружки, но и все друзья актрисы. Именно благодаря поддержке родственников и партнеров по труппе «Фарса» Оксана почувствовала себя не одинокой в этом мире. Сегодня Денис уже взрослый человек. Он окончил Институт культуры, пытается найти себя в мире кино. Кстати, Оксана Олеговна уже стала бабушкой: сын подарил ей прекрасную внучку, которая называет актрису не «бабушка», и даже не по имени, а как все ее друзья «Базя».
Молодая бабушка Оксана Олеговна Базилевич | Теленеделя
Интересно, что таланты актрисы распространяются не только на ее профессию. Увлекается Оксана Базилевич фото, написанием стихотворений и рисованием. Свои картины она пишет обязательно на полу, внимательно относится к каждому мазку кисточкой и обязательно разговаривает вслух со своими творениями во время их создания.
Фильмография
- 2000 - Вовочка
- 2002 - Недлинные истории
- 2002 - Нож в облаках
- 2004 - Шахматист
- 2006 - Двойная фамилия
- 2009 - Татарская княжна
- 2011 - Сильная
- 2012 - Один на всех
- 2014-2016 - Такая работа
- 2016 - Таинственная страсть
Родилась и росла Оксана Базилевич в Рязани. Появилась на свет девочка в день рождение своей матери, этим сделав ей большой подарок. Отец был военным врачом, а мать работала в профсоюзной организации – руководителем. Несмотря на то, что у родителей профессии не были творческими, ещё с молодости они мечтали стать артистами, но по разным причинам их желание не исполнилось.
В их доме всегда царила весёлая атмосфера, где пели, танцевали, устраивали спектакли и вечера поэзии, показывали кукольный театр. Мать играла на фортепиано, а отец владел игрой на гитаре. Росла Оксана Базилевич здоровым послушным ребёнком. Никогда не плакала, и от неё не было никогда проблем.
С раннего детства у девочки менялись предпочтения к будущей профессии. То она мечтала быть актрисой, то балериной, то певицей, то, как отец, врачом. Насмотревшись на родителей, часто дома устраивала спектакли и концерты. Уже в четыре года Оксана пробовала ставить свои постановки для себя и друзей.
В школе Оксана Базилевич всегда принимала участие в школьных мероприятиях и конкурсах талантов. На них она пела, танцевала, показывала фокусы, играла сценки и даже была ведущей. Была активной, весёлой, но при этом дерзкой, посещала пионерские лагеря.
В восьмом классе Оксана была уверенна, что хочет стать актрисой. Но отец считал, что нужно сначала выучиться на серьёзную профессию. Окончив школу в 1986 году, девушка решила пойти учиться на филологический факультет в Рязанский институт, но проучилась там только год.
Уже 1987 году Оксана поехала в Ленинград, где с первого раза поступила на актерское отделение в Институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Первые два курса училась Оксана в мастерской Заслуженного деятеля искусств и профессора Аркадия Иосифовича Кацмана, а после его смерти, с третьего курса его заменил театральный педагог и профессор Вениамин Михайлович Фильштинский.
Студенткой девушка была непредсказуемой, взбалмошной, много хулиганила, но ей всё прощалось. В 1991 году Оксана стала дипломированной актрисой, успешно окончила вуз. Окончание института Оксаны совпало с развалом Советского Союза в 1991 году. Большинство артистов остались без работы.
Художественным руководителем труппы был Виктор Крамер, один из выпускников института. Со своими спектаклями театр выступал с гастролями не только по стране, но и по всей Европе (Германии, Бельгии, Голландии, Франции, Англии и другим странам). Артисты труппы вместе с Оксаной, успешно выступая, исколесили полмира. Среди спектаклей театра были: «Гамлет» (Офелия), «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра» (Девочка с мечтой), Вохляки из Голоплёков (Долорес), «Стриптиз» (Рука).
Кроме этого, актриса принимала участие в постановках Драматического театра на Литейной, в театре Ленсовета, театре Комиссаржевской, театре Райкина, в «Таком театре», проекте «Театральный марафон» и многих других. Среди них были такие роли:
- «Король Лир» (Корделия);
- «Пять вечеров» (Тамара);
- «Сон в летнюю ночь» (Титания, Ипполита);
- «Заповедник» (Татьяна);
- «Время и семья Конвей» (Миссис Конвей);
- «Феномены» (Елена).
Также актриса участвовала в проектах: «Отечество и судьбы», «Недлинные истории». В кино Оксана дебютировала в 1991 году в российско-французской социальной драме «Чекист» , где сыграла роль жены Срубова. Режиссёром фильма был Александр Рогожкин. Потом у актрисы был перерыв до 1997 года из-за театральной деятельности. В 1997 сыграла в картине «Американка» (Антонина) и «Анна Каренина» (США, Варвара).
Свои первые главные роли актриса сыграла в 2002 году в киноработах «Недлинные истории» и «Нож в облаках», благодаря этим образам стала известной.
Также снималась во многих телевизионных проектах : «Вовочка»(2000-2004), «Шахматист»(2004), «Двойная фамилия»(2006), «Сильная»(2011), «Один на всех» (2012) и криминальных драмах « », « », « » и многих других.
Интересные заметки:С 2014 по 2016 год актриса снялась в детективном сериале «Такая работа» , где сыграла главную для себя роль в новом амплуа – полковника полиции Валентину Калитникову.
Последние фильмы, в которых снялась актриса за последнее время: «Инспектор Купер», «Крылья империи», « », « », «Я выбираю тебя», «Огненный ангел» и много других. Оксана прекрасная и сильная актриса, очень востребована в своей профессии, её фильмография насчитывает более 120 работ.
Личная жизнь
Оксана Базилевич вдова. На втором курсе вуза на даче друзей Оксана познакомилась с будущим мужем Иваном Воропаевым (1963-1997 годы жизни). Иван был сыном Заслуженного артиста Воропаева Геннадия Ивановича (1931-2001 годы жизни) и знаменитой балерины Осипенко Аллы Евгеньевны (1932 года рождения).
Иван также окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа (тоже учился в мастерской Кацмана А.И.), но работать по специальности не стал, занялся своим бизнесом. Влюбились друг в друга с первого взгляда и вскоре поженились.
В 1990 году 10 октября у них родился сын, которого назвали Данилой. Жили они счастливо, но недолго. В 1997 году супруг Оксаны скончался от внезапного внутреннего кровотечения , не успев даже попрощаться. Актрисе на тот период было 28 лет. С воспитанием сына помогали бабушки и дедушки, а также друзья по работе.
Кроме общеобразовательной школы мальчик посещал ещё и музыкальную (класс виолончели), а также другие творческие кружки. Окончил кадетский корпус и институт культуры. С 2012 по 2018 Данила много и регулярно снимается в кино. Актриса в 2013 году стала молодой бабушкой, сын подарил ей внучку Марию.
- Сегодня Оксана живёт вместе со своей свекровью Аллой Осипенко в небольшой квартире. Она ухаживает за звездой балета, их связало общее горе.
- Рост Оксаны Базилевич – 178см, вес – 68кг.
- Оксана занимается озвучиванием.
- Является лауреатом нескольких театральных премий и наград.
- Актриса увлекается написанием стихов, а также рисованием. Очень серьёзно относится к своему хобби – написанию картин.
- Интересуется фитотерапией, разбирается в травах, любит их собирать.
Фильмы Оксаны Базилевич
Год | Фильм | Роль |
1991 | Чекист | жена Срубова |
1992 | Рин. Легенда об иконе | эпизод |
1997 | Анна Каренина | Варвара |
1997 | Американка |
Антонина, старшая сестра Лёшки |
2000 | Агент национальной безопасности — 2 |
Элла (15 серия «Смертник») |
2000 | Лариса | |
2000 | Вовочка | мать Любочка |
2001 | Элла | |
2001 |
Жанна Юрьевна |
|
2001 | Механическая сюита |
стриптизёрша Ася |
2001 | Ключи от смерти | жена Забусова |
2001 | Спецотдел |
Эльвира Станиславовна |
2002 | У нас все дома |
агент риэлторской конторы |
2002 | Агентство «Золотая пуля» | Инга |
2002 | Нож в облаках |
Тамара Монтесума |
2002 | Недлинные истории |
Маша, жена Ребротёсова |
2003 | Особенности национальной политики | переводчица |
2003 | Улицы разбитых фонарей | Светлана |
2004 | Женский роман | Людмила |
2004 | Шахматист |
Маргарита Михайловна Ратникова |
2004 | На вираже | Алёна |
2004 | Принцесса и нищий |
Лариса, привокзальная бомжиха |
2005 | Риэлтор |
Елена Павловна Грачёва |
2005 | Брежнев |
ведущая концерта |
2005 | Братва |
следователь Панаренко |
2006 | Лабиринты разума | эпизод |
2006 | Травести | Котэк |
2006 | Секретные поручения |
Лидия Николаевна |
2006 | Опера-2. Хроники убойного отдела |
Ольга Дробышева |
2006 | Мечта | эпизод |
2006 | Двойная фамилия |
Марина Воздвиженская |
2007 | Поводырь | Марина |
2007 | Любовь под надзором | Анна |
2007 | Литейный, 4 (1-й сезон) | Светлана |
2007 | Ирония судьбы. Продолжение |
проводница в поезде |
2007 | Варварины свадьбы | Аврора |
2008 | Холмы и равнины (Украина) |
Наташа, мать Тани |
2008 | Начать сначала. Марта (Россия, Украина) |
Елена Власова, бывшая артистка |
2008 | Куклы колдуна |
Надежда Викторова |
2008 |
Зоя Семенцова, актриса |
|
2008 | Гаишники (Россия, Украина) |
Антонина Петровна |
2009 | Фокусник |
Маргарита Ивановна |
2009 | Стерва (Россия, Украина) | Зинаида |
2009 | Смерть Вазир-Мухтара |
—Оксана, этот сериал как-то изменил вашу жизнь?
— Теперь друзья и коллеги поздравляют меня с Днем полиции.
— Одним праздником больше!
— Да уж! (Смеется.) Когда мне предложили эту роль, я обрадовалась. Всегда интересно пробовать что-то новенькое. А женщину в погонах я еще не играла. Впервые попала в такой «долгоиграющий» проект, где в день может быть запланировано большое количество сцен и все — с моим участием. Пришлось привыкать. Помогало то, что на площадке собрались отличные ребята, молодые актеры. Новые Жегловы и Шараповы зацепили зрителей — ведь сейчас большой дефицит таких сильных характеров. Создатели проекта это уловили. Дела, которые расследуют оперативники, не высосаны из пальца, мы в курсе реальной криминальной статистики, знакомы с опытом работы убойных отделов. Когда ты погружен в тему, фальши не будет. У нас получились живые герои, родные для миллионов.
— С вашим комедийным талантом не скучно существовать в подобном образе?
— Хороший вопрос. Конечно, хочется похулиганить, погримасничать, но вряд ли полковник полиции должен веселить своих коллег акробатическими номерами, петь рок-н-ролл в своем кабинете или танцевать ламбаду перед генералом. Хотя… (Смеется.) Любую роль можно полюбить, отыскать какой-то манок. Я для себя его нашла. Мне проект стал ближе, когда я поняла, как он может повлиять на зрителя.
— И как же?
— Мне кажется, это не просто «гонялки-стрелялки», история о том, как бравые опера раскрывают дела. Это попытка понять причины, толкнувшие человека на преступление, увидеть ту грань, за которой может оказаться каждый из нас. Конфликты отцов и детей, братьев и сестер, жен и мужей существовали во все времена. Надеюсь, поможет кому-то избежать ссор, скандалов, драк, измен, убийства. Кто-то лишний раз позвонит своим пожилым родителям, а те, в свою очередь, будут более внимательны к детям. В одной из серий моя героиня находит у сына травку. Одновременно группа раскрывает одно из крупных дел и Калитникову поздравляют с хорошо выполненной работой, на что она отвечает: «…но я упустила сына. Придется исправлять ошибки».
— До сериала «Такая работа» женщину в погонах я никогда не играла и очень обрадовалась этой роли. C Александром Саюталиным (кадр из сериала)
— А вы какой были в детстве?
— «А я была дерзкой, злой и веселой. И вовсе не знала, что это — счастье». (Смеется.) Одна из моих любимых строчек поэмы «У самого моря» Анны Ахматовой. Какой я была? Мама рассказывала, что с самого рождения со мной не было никаких проблем, и ее это даже пугало. У всех детки порой капризничали, болели, плохо ели, а я не пропустила по болезни ни одного дня в детском саду, была очень послушная, никогда не плакала, всегда отличалась прекрасным аппетитом и хорошим настроением.
У нас в доме часто пели, танцевали, устраивали вечера поэзии, мама прекрасно играла на фортепиано, папа — на семиструнной гитаре. Родители показывали мне кукольные спектакли с плюшевыми игрушками на пальцах. Если к нам приходили гости с детьми, то мы, ребятишки, обязательно готовили для взрослых концерт, причем он мог длиться часами, потому что нас невозможно было остановить. А в конце вечера все просили маму с папой станцевать танго. Ох, как они это делали! Неудивительно: оба в юности хотели пойти в артисты. Мама рассказывала, что ей не хватило уверенности в себе. А папа порывался сделать это от отчаяния. Он мечтал быть космонавтом. Сдал на отлично все экзамены в летное училище, но его не зачислили, потому что на вторичной медкомиссии обнаружили плоскостопие. В тот момент он думал стать артистом, но в итоге выбрал профессию военного врача. А мама всю жизнь проработала на руководящей должности в профсоюзной организации, но в душе осталась артисткой. В один миг она превращает покрывало или полотенце в какую-нибудь юбку, кухонные принадлежности — в музыкальные инструменты — и вот он праздник! Мои друзья, которые давно мамулю знают и очень любят, всегда говорят: «Яблочко от яблоньки недалеко падает». Еще бы! Ведь мама родила меня в свой день рождения и любит повторять, что я самый дорогой ее подарок.
— Говорят, что однажды в аудиторию театрального института вас буквально за шкирку втащил милиционер с воплем: «Эта хулиганка разбила чужую машину!» Правда?
— А почему нет? (Смеется.) Я опоздала на занятие, и меня не пустили, сказали: «Вот и учись за дверью». Долго находиться в коридоре мне было скучно. Я отправилась на улицу, нашла милиционера и уговорила помочь мне. Конечно, он был не первым, кого я остановила: до него все смотрели на меня с сочувствием, как на безумную. Дело в том, что за различные провинности у нас на курсе было принято придумывать творческие извинения. Пока я искала себе помощника на улице, в голове уже созрела «извинительная песня» для мастера: если вы не откроете передо мною дверь, то милиционер закроет ее за мной, только это будет дверь «в клеточку». Конечно, Аркадий Иосифович Кацман меня простил и я была допущена к занятиям.
— И часто такое случалось?
— Думаю, со мной чаще, чем с другими.
— И как же вас не отчислили?
— Может быть, потому что педагогам нравились мои творческие извинения. (Смеется.) Хотя однажды все могло закончиться именно отчислением. На втором курсе я пропала из института почти на месяц. Для всех я болела, но истинной причиной была любовь. Я сразу же влюбилась в своего будущего мужа Ваню Воропаева, так что с уверенностью могу утверждать: любовь с первого взгляда существует! Я искренне не понимала, как можно работать, учиться, вообще что-либо делать, когда с тобой происходит такое! У Ванечки было много друзей-
музыкантов, и кто-то из них пригласил нас на съемки программы «Музыкальный ринг», которая демонстрировалась в прямом эфире. И надо ж беде случиться — программу увидел Аркадий Иосифович. Мы с Ваней, видимо, настолько были влюблены и вдохновлены, что оператор чаще снимал нас, а не то, что происходило на ринге. Конечно, Кацман был возмущен: «Как же Оксана болеет, если я ее весь вечер по телевизору видел? Что ж она обманывает? Передайте ей: если она завтра не появится, может уже никогда не приходить!» Всю ночь я сочиняла извинение. Написала песню о том, что на самом деле никого не обманывала, а действительно заболела, и болезнь моя называется любовью! Кацман смилостивился — возможно, еще и потому, что Ваня был его выпускником (хотя в актерской профессии он не остался — ушел в бизнесмены).
— Я сразу же влюбилась в своего будущего мужа Ваню Воропаева, так что с уверенностью могу утверждать: любовь с первого взгляда существует! Середина 1990-х. Фото: Из личного архива Оксаны Базилевич
— После смерти мастера не было стыдно за такое поведение?
— Нет. Всегда и все было по-доброму. Мы очень любили Аркадия Иосифовича, и он нас любил. С его смертью я впервые осознала, что это такое — когда дорогой твоему сердцу человек ушел и ты уже никогда его не увидишь, по крайней мере на этом свете. Он отучил нас два курса. А когда мы пришли после летних каникул на третий, узнали, что нашего мастера больше нет. Все вместе провожали его в последний путь. Второй педагог, Вениамин Фильштинский, возглавил курс, не бросил нас.
— Оксана, вы окончили вуз в 1991 году — сложном для страны. Как искали работу?
— Она сама меня нашла. Из выпускников нашего и параллельного курса (Игоря Горбачева) образовался небольшой театр, который был назван в честь первого спектакля — «Фарсы». Мы увлеченно творили, придумывали, сочиняли, притаскивали из дома все, что может пригодиться. А потом неожиданно наш спектакль «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра» стал пользоваться популярностью на Западе. Сначала нас приглашали на фестивали уличных театров, а потом и на престижные сцены Польши, Голландии, Германии, Франции, Бельгии,
Англии. Мы переезжали из города в город, и у нас родилась шутка: «Ну что, встряхнем уснувший городок». У нас даже появились поклонники, которые не просто следовали за нами, но еще и старались во всем помогать. Мы исколесили полмира на микроавтобусе. Через какое-то время нам для гастролей выделили «икарус», и мы больше не оставляли свои семьи в дождливом Петербурге, а брали их с собой. Несколько раз мой муж Ваня тоже ездил с нами, чем доставлял большую радость не только мне, но и остальным. Однажды во время гастролей во Франции мы отыграли спектакль в городке, который находился в 300 км от Парижа, и Ваня убедил нас в том, что не доехать до столицы — преступление. И мы рванули — уставшие, ночью, в дождь… Въехали в Париж в четыре утра. Все, конечно, хотели спать. Но Ваня давно знал и любил этот город и провез нас по такому маршруту, что мы моментально встрепенулись и стали требовать продолжения экскурсии. Мы впервые оказались у Эйфелевой башни, да еще на рассвете… Это было невероятно счастливое время.
— В возрасте 28 лет вы овдовели. Как смогли пережить трагедию?
— Мне было очень тяжело смириться с этим. Иван внезапно умер (от внутреннего кровотечения. — Прим. «ТН»), врачам не удалось его спасти, а я даже не успела с ним проститься.
Но так случилось, и надо было продолжать жить. Я говорила себе: несмотря ни на что, я счастливый человек, потому что в моей жизни была настоящая любовь. Конечно, друзья поддержали меня и помогли пережить потерю, не дали мне сломаться и озлобиться на мир. Через месяц после случившегося мы с «Фарсами» вновь отправились на гастроли во Францию. Мне было тяжело выйти на сцену. Я сказала нашему режиссеру Вите Крамеру, что не могу найти в себе сил играть спектакль. Однако Витя подобрал верные и нужные слова, которые меня успокоили. А потом ребята — для них Ванечкина смерть тоже была огромной потерей — сказали, что посвящают спектакль его памяти. Мы делали это не раз, и я чувствовала: я не одна, рядом со мной — моя вторая семья. Она не развалилась и поныне.
— Мне было очень тяжело смириться со смертью мужа. Но надо было продолжать жить. Я говорила себе: несмотря ни на что, я счастливый человек, потому что в моей жизни была настоящая любовь. Фото: Андрей Федечко
— А часто в вашей второй семье бывали праздники?
— Иметь такую семью — уже настоящий праздник. (Смеется.) У нас со времен института сохранилась традиция — значимые события и дни рождения отмечать капустниками и творческими акциями. Спасибо нашим педагогам: научили ко всему подходить творчески.
— Какое поздравление запомнилось особенно?
— Целый месяц у нас были гастроли по Южной Корее, и мое 35-летие выпадало на спектакль в Сеуле. Я расстраивалась оттого, что не получалось отметить день рождения дома, и мои обожаемые «Фарсы» устроили мне праздник, который я не забуду никогда. С раннего утра
все по очереди подсовывали мне под дверь номера гостиницы поздравительные записочки, кто-то стучал в дверь и убегал, а когда я открывала, то видела цветы и разные шуточные «сюрпризики». На протяжении всего спектакля я продолжала — то в реквизите, то на костюме — находить поздравления. Но самый главный и трогательный сюрприз был впереди. Во время поклонов неожиданно вырубился свет, а через пару секунд в центральном проходе зрительного зала я увидела торт с горящими свечами. Ребята начали петь «Happy Birthday to You», и вдруг весь зрительный зал — человек 700 корейцев — встал и тоже запел. Это незабываемо!
— Как вы растили сына без мужа? Кто помогал?
— Все! Бабушка с дедушкой (Алла Евгеньевна Осипенко, выдающаяся балерина, народная артистка РСФСР, и Геннадий Иванович Воропаев, заслуженный артист РСФСР. — Прим. «ТН») повели Даню первый раз в первый класс и потом провожали и встречали его из школы. Наталья Борисовна, подруга Аллы, помогала делать уроки, ходила с ним на различные выставки в Эрмитаж и другие музеи. Мои и Ванины друзья с удовольствием с ним играли, собирали конструктор лего, клеили модельки. Если Даня оказывался с нами на гастролях, то кто-то учил его стирать, кто-то — готовить и накрывать на стол, а кто-то рассказывал про рыцарей и викингов.
Моя мама водила внука в музыкальную школу — класс виолончели. А однажды привела в студию рисования. Правда, набор был уже закончен, но она не растерялась и сказала педагогам, что Даня прапра…внук художника Владимира Лукича Боровиковского и у них есть возможность проверить, не передались ли мальчику гены великого предка.
— Я рисую. Однажды сын вошел в комнату, когда я ползала по полу вокруг холста и разговаривала с кем-то невидимым. Данька осторожно спросил: «Мама, а ты уверена, что не сошла с ума?» На мгновение я тоже засомневалась. Фото: Андрей Федечко
— А Боровиковский правда родственник? Или это была уловка?
— Не уловка. Алла Евгеньевна Осипенко действительно по матери Боровиковская: Владимир Лукич ее прапрадед.
— И Данилу приняли в студию?
— Приняли, но, к сожалению, не проявились ни гены, ни Данин интерес к живописи. (Смеется.)
— А как сегодня складывается судьба сына?
— Не могу сказать, что все гладко. Данила Иванович пока себя ищет, где-то получает опыт, где-то спотыкается и набивает шишки. Он не из тех, кто будет пристраиваться, примазываться, приспосабливаться, всеми силами пытаться понравиться. У него великолепное чувство юмора, любит театр, любит футбол, любит готовить. Когда я сильно занята, вообще забываю, что такое продуктовые магазины и кухня. Сын пробует себя в актерской профессии: ходит на кастинги, снимается в кино, сериалах и телепередачах. Что-то получается, а что-то нет. Но мне нравится, что Даня не сдается. Полгода назад он с товарищем участвовал в конкурсе «Король импровизаций»: первыми они не стали, но второе место — «вице-короля» — получили. А за участие в городском открытом кубке, посвященном дню рождения КВН, им досталась антинаграда — «Кубок-шмубок» (это как «Золотая малина», дополняющая «Оскар»), но ребята отнеслись к случившемуся с юмором.
— Вы хотели, чтобы сын пошел по вашим стопам?
— Нет. Хотела, чтобы он пошел по стопам моего папы и стал врачом — не военным, а детским или ветеринаром. Данила любит детей и животных, и они его обожают. А однажды я убедилась, что к медицине у него явные способности. Состарилась и заболела наша кошка, и чтобы облегчить ей жизнь, надо было ставить капельницы. Мне приходилось делать уколы людям, а вот кошке не смогла: беру в руки шприц и… давай рыдать. Все на себя взял Данила. Тогда наша любимица выздоровела и прожила еще какое-то время. После лечения приходила спать уже не ко мне, а к Даниле. И умирать пришла к нему на руки. Вздохнула и закрыла глазки.
— Я хотела, чтобы сын пошел по стопам моего папы и стал врачом — детским или ветеринаром. Но Даня пробует себя в актерской профессии. Фото: Из личного архива Оксаны Базилевич
— Оксана, трудно поверить, но у вас уже есть внучка…
— Я и сама не верю, что уже бабушка! (Смеется.) Но это круто!
— Сколько ей сейчас?
— Два с половиной года.
— Она вас называет «баба»?
— Она называет меня, как и все мои друзья: Базя! И хохочет. Артур Ваха по этому поводу хорошо пошутил: «Ба-ба-ба-зя».
— Вы читаете ей свои стихи?
— Нет. Ребенку лучше прививать вкус к хорошей поэзии. Пока мы с ней исполняем африканские танцы.
— На отдых время остается?
— «Актрисы в антрактах не отдыхают. Рисуют картины, стихи сочиняют».
— Я и сама не верю, что уже бабушка. Но это круто! Сейчас Марии Даниловне Воропаевой два с половиной года. Фото: Из личного архива Оксаны Базилевич
— Вы еще и картины рисуете? То есть пишете…
— Нет, рисую, рисую. Пишут художники, а я малюю для удовольствия. Это же магия! Взял кисть, обмакнул в краски и, как Алиса в Стране чудес, провалился в иной мир. Каждая полосочка, каждый завиток становится родным: они с тобой разговаривают, спорят меж собой, указывают,
в какой цвет хотят быть окрашены. Я никогда не знаю, что родится на холсте, — тем интереснее! Мне друзья подарили роскошный мольберт, но я к нему так и не привыкла: люблю рисовать на полу. Однажды сын вошел в тот момент, когда я ползала по полу вокруг холста вся перепачканная красками и разговаривала с кем-то невидимым. Повисла пауза, потом Данька осторожно спросил: «Мама, а ты уверена, что не сошла с ума? С тобой все в порядке?» На мгновение я тоже засомневалась. (Смеется.)
— Оксана, вы очень позитивный человек. Откуда черпаете энергию?
— Кто-то из великих сказал: «Будь светом самому себе». Я надеюсь, он не обидится, если я добавлю: «Будь светом самому себе и окружающим».
« Образование: окончила актерский факультет ЛГИТМиКа
Карьера: в 1991-2007 годах — актриса театра «Фарсы». В настоящее время играет в спектаклях Театра Комиссаржевской, Театра эстрады им. Райкина, театра «Приют комедианта», театра «Такой театр».
Снялась более чем в 100 фильмах и сериалах, среди которых: «Американка», «Двойная фамилия», «Гетеры майора Соколова», «Фокусник», «Разведчицы», «Одержимый», «Убойная сила», «Холмы и равнины», «Сильная», «Нож в облаках»