Биография. Карл Орф: биография, интересные факты, творчество Описание творческих работ

Орф родился в Мюнхене и происходил из баварской офицерской семьи, которая принимала большое участие в делах немецкой армии и в которой музыка постоянно сопровождала жизнь дома. Полковой оркестр его отца, по всей видимости, часто играл произведения молодого Орфа.

Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра.

В 1912-1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 он продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 он работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 во время Первой мировой войны он отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр в Мангейме под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта. В этот период возникают ранние произведения композитора, однако они уже пронизаны духом творческого экспериментаторства, стремлением объединить несколько различных искусств под эгидой музыки. Орф обретает свой почерк не сразу. Подобно многим молодым композиторам, он проходит через годы исканий и увлечений: модным тогда литературным символизмом, произведениями К. Монтеверди, Г. Шютца, И.С. Баха, удивительным миром лютневой музыки XVI в.

Композитор проявляет неистощимую любознательность буквально ко всем сторонам современной ему художественной жизни. В кругу его интересов оказываются драматические театры и балетные студни, разноликий музыкальный быт, старинный баварский фольклор и национальный инструментарий народов Азии и Африки.

В 1920 году Орф женился на Алисе Зольшер (Alice Solscher), через год родился его единственный ребёнок, дочь Годела, а в 1925 году он развёлся с Алисой.

В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца («Гюнтершуле» [«G? nther-Schule»]) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.

Несмотря на то, что связь Орфа (или её отсутствие) с нацистской партией не была установлена, его «Carmina Burana» была весьма популярна в нацистской Германии после её премьеры во Франкфурте в 1937 году, исполнялась множество раз (хотя нацистские критики называли её «дегенеративной» - «entartet» - намекая на связь с возникшей в то же время печально известной выставкой «Дегенеративное искусство»). Нужно отметить, что Орф был единственным из нескольких немецких композиторов во время нацистского режима, кто отреагировал на официальный призыв написать новую музыку для пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», после того как музыка Феликса Мендельсона была запрещена - остальные отказались принимать в этом участие. Но опять же, Орф работал над музыкой для этой пьесы в 1917 и 1927 годах, задолго до пришествия нацистского правительства.

Подлинный успех и признание принесла Орфу премьера сценической кантаты «Кармина Бурана» (1937), ставшей впоследствии первой частью триптиха «Триумфы». В основу этого сочинения для хора, солистов, танцоров и оркестра были положены стихи к песни из сборника бытовой немецкой лирики XIII в. Начиная с этой кантаты Орф настойчиво разрабатывает новый синтетический тип музыкально-сценического действа, сочетающего в себе элементы оратории, оперы и балета, драматического театра и средневековой мистерии, уличных карнавальных представлений и итальянской комедии масок. Именно так решены и следующие части триптиха «Катулли кармина» (1942) и «Триумф Афродиты» (1950-51).

Жанр сценической кантаты стал этапом на пути композитора к созданию новаторских по своей театральной форме и музыкальному языку опер «Луна» (по сказкам братьев Гримм, 1937-38) и «Умница» (1941-42, сатира на диктаторский режим «третьего рейха»). Во время второй мировой войны Орф, подобно большинству немецких художников, отошел от участия в общественной и культурной жизни страны. Своеобразной реакцией на трагические события войны стала опера «Бернауэрин» (1943-45). К вершинам музыкально-драматического творчества композитора также принадлежат: «Антигона» (1947-49), «Царь Эдип» (1957-59), «Прометей» (1963-65), образующие своеобразную античную трилогию, и «Мистерия конца времени» (1972). Последним сочинением Орфа явились «Пьесы» для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Б. Брехта (1975).

Особый образный мир музыки Орфа, его обращение к античным, сказочным сюжетам, архаике - все это было не только проявлением художественно-эстетических тенденций времени. Движение «назад к предкам» свидетельствует прежде всего о высоко-гуманистических идеалах композитора. Своей целью Орф считал создание универсального театра, понятного всем во всех странах. «Поэтому», - подчеркивал композитор, - «и темы я выбирал вечные, понятные во всех частях света… Я хочу проникнуть глубже, заново обнаружить те вечные истины искусства, которые сейчас забыты».

Музыкально-сценические сочинения композитора образуют в своем единстве «Театр Орфа» - самобытнейшее явление в музыкальной культуре XX в. «Это тотальный театр», - писал Э. Дофлейн. - «В нем особым образом выражается единство истории европейского театра - от греков, от Теренция, от драмы барокко вплоть до оперы новейшего времени». К решению каждого произведения Орф подходил совершенно своеобразно, не стесняя себя ни жанровыми, ни стилистическими традициями. Поразительная творческая свобода Орфа обусловлена прежде всего масштабами его таланта и высочайшим уровнем композиторской техники. В музыке своих сочинений композитор добивается предельной выразительности, казалось бы, самыми простыми средствами. И только пристальное изучение его партитур обнаруживает, как необычна, сложна, изысканна и вместе с тем совершенна технология этой простоты.

Выдающиеся заслуги Орфа в области музыкального искусства снискали всемирное признание. Он был избран членом Баварской академии искусств (1950), академии Санта-Чечилия в Риме (1957) и других авторитетных музыкальных организаций мира. В последние годы жизни (1975-81) композитор был занят работой по подготовке восьмитомного издания материалов его собственного архива.

Могила Карла Орфа в Андексе

Орф был близким другом Курта Хубера, одного из основателей движения сопротивления «Die Wei? e Rose» («Белая роза»), приговоренного к смерти Народным судом и казнённым нацистами в 1943 году. После Второй мировой войны Орф заявил, что он был участником движения и был сам вовлечен в сопротивление, но нет никаких доказательств, кроме его собственных слов, и различные источники спорят насчет этого заявления (например, ). Мотив кажется ясен: заявление Орфа было принято американскими денацификационными властями, позволив ему продолжать заниматься композиторством.

Орф похоронен в церкви, построенной в стиле барокко, пивоваренного бенедиктского монастыря Андекского аббатства на юге Мюнхена.

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Орфа. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2019 г. с музыкой Орфа и купить билет на удобную вам дату.

Орф Карл (1895–1982) - немецкий композитор, педагог (ФРГ). Член Баварской академии искусств (1950), Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (1957). С 1915 капельмейстер драматических театров. В 1924 в Мюнхене основал совместно с Д. Гюнтер Школу гимнастики, танца и музыки («Гюнтершуле»). В начале 30-х гг. совместно с музыкальным этнографом К. Хубером собирал и обрабатывал баварские народные песни и танцы, что отразилось на стилистике его музыкальных произведений. Основная область творчества - музыкально-сценические произведения (около 15), которые характеризуются простотой музыкального языка (большей частью диатоника), связью с современной театральной драматургией и с демократической традицией западноевропейского музыкально-театрального искусства (мистерия, театр марионеток, итальянская комедия масок). Начиная с первого значительного произведения - сценической кантаты «Кармина Бурана», Орф разрабатывал новый тип музыкального спектакля. Для него характерны: тесная связь музыки, текста и сценического движения; организация музыкальной драматургии посредством длительных ритмических остинато. В 1950–54 издал 5-томное собрание «Музыка для детей» («Schulwerk»), ставшее основой музыкально-педагогической системы Орфа, которая получила мировое признание и распространение. В 1950–60 преподавал в Высшей музыкальной школе в Мюнхене. В 1961 был открыт Институт Орфа (Институт музыкального воспитания при Высшей школе музыки и сценического искусства Моцартеум). Среди учеников: В. Эгк, П. Курцбах, Г. Зутермейстер. Национальная премия ГДР (1949).
Творческая деятельность Орфа продолжалась долго, вплоть до его 80-летия. Судьба словно компенсировала композитору «запоздалое» обретение успеха у публики. Заметной фигурой современного немецкого искусства он стал только после премьеры сценической кантаты «Кармина Бурана». Первое исполнение этого музыкального бестселлера XX века состоялось в 1937 году, когда композитору было уже за сорок. К этому времени представители его поколения – Пауль Хиндемит, Артур Онеггер, Сергей Прокофьев – давно завоевали всемирную известность.
Более поздние сценические кантаты Орфа – «Катулли кармина» и «Триумф Афродиты» – составили вместе с «Кармина Бурана» триптих «Триумфы».
Жанр сценической кантаты стал начальным этапом на пути композитора к созданию других синтетических театральных форм, представляющих новаторский театр Орфа. Это:
Назидательные музыкальные сказки – «Луна», «Умница» (обе на сюжеты сказок братьев Гримм), «Хитрецы» («Астутули»).
Мистерии – «Мистерия воскресения Христа», «Чудо рождения младенца», «Мистерия конца времени».
Разговорно-музыкальные драмы, предназначенные для драматических актеров, певцов, хора и оркестра – «Бернауэрин», «Хитрецы», «Сон в летнюю ночь».
Античные трагедии – «Антигона», «Царь Эдип», «Прометей» (античная трилогия).
Если сценические кантаты и античные трагедии – это сочинения целиком музыкальные, то в мистериях хоровое пение чередуется с разговорными сценами, а в пьесах для драматических актеров музыкой озвучиваются лишь самые «ответственные» моменты. Особняком стоит «Астутули», единственная у Орфа пьеса почти без использования звуков определенной высоты. Ее основной музыкальный компонент – ритм ударных и ритм старобаварской речи. Необычные выразительные средства, в частности, не поющий, а говорящий хор, композитор использовал и в поздних работах. Примером может служить его последнее сочинение – «Пьесы» для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Б. Брехта (1975).

В 1920 году Орф женился на Алисе Зольшер (Alice Solscher), через год родился его единственный ребёнок, дочь Годела, а в 1925 году он развёлся с Алисой.?

В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца («Гюнтершуле» ["Günther-Schule"]) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.

Несмотря на то, что связь Орфа (или её отсутствие) с нацистской партией не была установлена, его «Carmina Burana» была весьма популярна в нацистской Германии после её премьеры во Франкфурте в 1937 году, исполнялась множество раз (хотя нацистские критики называли её «дегенеративной» - «entartet» - намекая на связь с возникшей в то же время печально известной выставкой «Дегенеративное искусство »). Нужно отметить, что Орф был единственным из нескольких немецких композиторов во время нацистского режима, кто отреагировал на официальный призыв написать новую музыку для пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь », после того как музыка Феликса Мендельсона была запрещена - остальные отказались принимать в этом участие. Но опять же, Орф работал над музыкой для этой пьесы в 1917 и 1927 годах, задолго до пришествия нацистского правительства.

Могила Карла Орфа в Андексе

Орф был близким другом Курта Хубера, одного из основателей движения сопротивления «Die Weiße Rose» («Белая роза »), приговоренного к смерти Народной судебной палатой и казнённым нацистами в году. После Второй мировой войны Орф заявил, что он был участником движения и был сам вовлечен в сопротивление, но нет никаких доказательств, кроме его собственных слов, и различные источники спорят насчет этого заявления (например, ). Мотив кажется ясен: заявление Орфа было принято американскими денацификационными властями, позволив ему продолжать заниматься композиторством.

Орф похоронен в церкви, построенной в стиле барокко , пивоваренного бенедиктского монастыря Андекского аббатства на юге Мюнхена.

Творчество

Орф сопротивлялся тому, чтобы его какую-либо из его работ просто называли оперой в традиционном смысле слова. Его работы «Der Mond» («Луна») () и «Die Kluge» («Мудрая женщина») (), например, он относил к «Märchenoper» («сказочные оперы»). Оба произведения имеют особенность: в них повторяются одни и те же лишённые чувства ритма звуки, в которых не используются никакие музыкальные техники того периода, в который они были сочинены, так, чтобы о них нельзя было сказать, как отнощихся к какой-то конкретной эре. Мелодии, ритмы и вместе с ними текст этих произведений проявляются в союзе слов и музыки.

Педагогическая работа

В педагогических кругах кругах он, вероятно, лучше всего известен своей работой «Шульверк» («Schulwerk», -). Её простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным детям-музыкатам исполнять части произведений с относительной лёгкостью.

Идеи Орфа совместно с Гунильд Кеетман были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». Термин «Schulwerk» - немецкое слово, означающее «школьная работа». Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.

Литература

  • Alberto Fassone: «Carl Orff», Grove Music Online ed. L. Macy (Accessed 27 November ), (subscription access)
  • Michael H. Kater, "Carl Orff im Dritten Reich, " Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte 43, 1 (January 1995): 1-35.
  • Michael H. Kater, «Composers of the Nazi Era: Eight Portraits». New York: Oxford University Press, 2000.

Орф родился в Мюнхене и происходил из баварской офицерской семьи, которая принимала большое участие в делах немецкой армии и в которой музыка постоянно сопровождала жизнь дома.

Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра.

В 1912–1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 он продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 он работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 во время Первой мировой войны он отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр в Мангейме под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта. В этот период возникают ранние произведения композитора, однако они уже пронизаны духом творческого экспериментаторства, стремлением объединить несколько различных искусств под эгидой музыки. Орф обретает свой почерк не сразу. Подобно многим молодым композиторам, он проходит через годы исканий и увлечений: модным тогда литературным символизмом, произведениями К. Монтеверди, Г. Шютца, И.С. Баха, удивительным миром лютневой музыки XVI в.

Композитор проявляет неистощимую любознательность буквально ко всем сторонам современной ему художественной жизни. В кругу его интересов оказываются драматические театры, разноликий музыкальный быт, старинный баварский фольклор и национальный инструментарий народов Азии и Африки.

В 1920 году Орф женился на Алисе Зольшер, через год родился его единственный ребёнок, дочь Годела, а в 1925 году он развёлся с Алисой.

В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца («Гюнтершуле») в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.

Подлинный успех и признание принесла Орфу премьера сценической кантаты «Кармина Бурана» (1937), ставшей впоследствии первой частью триптиха «Триумфы». В основу этого сочинения для хора, солистов, танцоров и оркестра были положены стихи к песни из сборника бытовой немецкой лирики XIII в. Начиная с этой кантаты Орф настойчиво разрабатывает новый синтетический тип музыкально-сценического действа, сочетающего в себе элементы оратории, оперы и балета, драматического театра и средневековой мистерии, уличных карнавальных представлений и итальянской комедии масок. Именно так решены и следующие части триптиха «Катулли кармина» (1942) и «Триумф Афродиты» (1950–51).

Жанр сценической кантаты стал этапом на пути композитора к созданию новаторских по своей театральной форме и музыкальному языку опер «Луна» (по сказкам братьев Гримм, 1937–38) и «Умница» (1941–42, сатира на диктаторский режим «третьего рейха»). Во время второй мировой войны Орф, подобно большинству немецких художников, отошел от участия в общественной и культурной жизни страны. Своеобразной реакцией на трагические события войны стала опера «Бернауэрин» (1943–45). К вершинам музыкально-драматического творчества композитора также принадлежат: «Антигона» (1947–49), «Царь Эдип» (1957–59), «Прометей» (1963–65), образующие своеобразную античную трилогию, и «Мистерия конца времени» (1972). Последним сочинением Орфа явились «Пьесы» для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Б. Брехта (1975).

Особый образный мир музыки Орфа, его обращение к античным, сказочным сюжетам, архаике – все это было не только проявлением художественно-эстетических тенденций времени. Движение «назад к предкам» свидетельствует прежде всего о высоко-гуманистических идеалах композитора. Своей целью Орф считал создание универсального театра, понятного всем во всех странах. «Поэтому», – подчеркивал композитор, – «и темы я выбирал вечные, понятные во всех частях света… Я хочу проникнуть глубже, заново обнаружить те вечные истины искусства, которые сейчас забыты».

Музыкально-сценические сочинения композитора образуют в своем единстве «Театр Орфа» – самобытнейшее явление в музыкальной культуре XX в. «Это тотальный театр», – писал Э. Дофлейн. – «В нем особым образом выражается единство истории европейского театра – от греков, от Теренция, от драмы барокко вплоть до оперы новейшего времени». К решению каждого произведения Орф подходил совершенно своеобразно, не стесняя себя ни жанровыми, ни стилистическими традициями. Поразительная творческая свобода Орфа обусловлена прежде всего масштабами его таланта и высочайшим уровнем композиторской техники. В музыке своих сочинений композитор добивается предельной выразительности, казалось бы, самыми простыми средствами. И только пристальное изучение его партитур обнаруживает, как необычна, сложна, изысканна и вместе с тем совершенна технология этой простоты.

Выдающиеся заслуги Орфа в области музыкального искусства снискали всемирное признание. Он был избран членом Баварской академии искусств (1950), академии Санта-Чечилия в Риме (1957) и других авторитетных музыкальных организаций мира. В последние годы жизни (1975–81) композитор был занят работой по подготовке восьмитомного издания материалов его собственного архива.

Орф похоронен в церкви, построенной в стиле барокко, пивоваренного бенедиктского монастыря Андекского аббатства на юге Мюнхена.

Педагогический аспект

«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» – так считал Карл Орф

Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания им в Мюнхене школы гимнастики, музыки и танца Орф был одержим идеей создания педагогической системы. В основе ее творческого метода – импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок», – говорил Орф, – «задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка». Созданный Орфом в 1962 г. Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Свою систему музыкального воспитания Карл Орф создавал, учитывая опыт педагогов-предшественников: это Н. Пестолоцци – Ганс Негель, швейцарский педагог-практик, доказавший, что в основу музыкального развития должно быть положено воспитание ритмического начала; Иоганн Готфрид Гердер, утверждавший, что музыка, слово и жест в их взаимосвязи открывают новый путь для художественного творчества; Эмиль Жан Далькоз, создавший систему музыкально-ритмического воспитания; Бела Барток по-новому взглянувший на фольклор, на народный лады и ритмы всего этого в детском музыкальном воспитании.

Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии», по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Прогрессивные идеи К.Орфа:

· всеобщее музыкально-творческое развитие;

· детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;

· связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования

Основные принципы методики:

1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.

2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка – он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т.д.

3. Коллективность занятий детей младшего возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено, т.е. для такого музицирования переполненные школьные классы – не помеха.

4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.

5. Уделение с первых же дней внимания дирижированию, с тем чтобы каждый ученик мог управлять исполнением.

6. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это – основа восприятия поэзии и шире – литературы вообще.

7. Постижение учеником импровизационным путем значения интонаций при выборе наиболее точной для данного контекста. Из интонации возникает ладовая конструкция и затем – переход к пятиступенному звукоряду.

8. Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. Органичное существование ученика в пятиступенном звукоряде обеспечивает мягкое вхождение в семиступенный звукоряд

Суть системы Орфа:

Развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству. Пройдя через собственное творчество, узнав законы элементарной музыки, можно предположить, что слушатель будет подготовлен к общению с музыкальной культурой в целом, куда он войдет как неотъемлемая ее часть.

Это в какой-то степени игра, но это еще и труд, поэтому привитое желание трудиться, воспитанная потребность в собственном творчестве будут затем перенесены на более широкие области деятельности. Поэтому «Шульверк» – система целостного музыкально-эстетического воспитания.

Педагогические пробы К. Орфа привели к созданию «Шульверка» – пособие по музыкальному воспитанию детей. «Шульверк» – это пьесы-модели, созданные талантом крупного мастера на основе народного материала и предназначенные для того, чтобы стимулировать музыкальное творчество детей, одаренных и менее способных, вызывать к жизни детское музыцирование, в первую очередь коллективное.

В известном смысле это роднит «Шульверк» с народным музицирование, участники которого нередко продолжают коллективно творить на основе уже созданного и вносят в устоявшееся что-то свое. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.

Пробы создания «Шульверка» начались еще в середине 20-х годов в период расцвета немецкой музыкально-педагогической мысли. В обстановке реформ и спросов в 1931 году был создан первый вариант «Шульверка», но вскоре, как говорил К. Орф, «политическая волна смыла развиваемые в «Шульверке» идеи как нежелательные. Спустя почти два десятилетия появилась вторая версия «Шульверка». И если смысл первой концепции можно охарактеризовать словами: «Из движения – музыка, из музыки – танец», то в «Шульверке» 50-х годов Карл Орф также исходя из ритма, опирается не только на основу движения и игры на музыкальных инструментах, но, прежде всего, на речь, музыкальную декламацию и пение. Слову – элементу речи и поэзии, слову, из которого рождается пение; его метрической структуре и его звучанию уделяет теперь особое внимание. И, конечно, не только отдельному слову, но рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам и т.д.

Записанные пьесы «Шульверка» нельзя рассматривать как произведения искусства, предназначенные для концертного исполнения. Это модели для музицирования и изучения стиля элементарной импровизации. Они были записаны Орфом, чтобы дать толчок фантазии педагога для «варьирования звуковых одежд» и облачения записанных пьес в новые наряды, для творческой, импровизационной работы с моделью. Нотные записи партитур в «Шульверке» служат пособием для учителя, а не нотами для исполнения детьми. Запись моделей «Шульверка» показывает лишь «способ делания», изучать который по записи и интерпретировать затем вместе с детьми предлагается педагогу. Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей.

Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажорно-минорной гармонии. Он считал это неоправданным и стремился в «Шульверке» создать условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки как прошлого, так и настоящего. Это было главной заботой Орфа: воспитать «открытый миру» слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской музыкальной классики 18–19 веков.

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка. неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть.

Чередовать речь и пение для детей так же естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее Орф назвал элементарной музыкой и сделал основой своего «Шульверка».

Орф в «Шульверке» как бы обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам. Но Орфа интересовала, конечно, не историческая реставрация давно забытого прошлого, а новые подходы к музыкальному воспитанию, которые бы учитывали интересы, возможности и потребности детей. Он предлагает взглянуть на музыкальное воспитание шире, чем просто на традиционное приобщение детей к исполнению и слушанию музыки профессиональной традиции. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку. Вот почему антология Орфа называется «Шульверк. Музыка для детей

Карл Орф создает для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, так называемый «Орфовский набор». В «Шельверке» сразу бросается в глаза большое количество ритмико-речевых упражнений для новых не встречающихся на практике в 20-х годах инструментах. Это ставшие для нас уже привычными ксилофоны, колокольчики и металлофоны, образующий основной мелодический инструмент, блокфлейты, литавры и другие инструменты. Все эти инструменты принято называть ударными (по способу игры). Они разделяются на мелодические (звуковысотные): ксилофоны, металлофоны, и шумовые различных видов.

Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф – уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с колокольчиками, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелочки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.

Завораживающая, чарующая красота звучания орфрвских инструментов притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных и бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.

Интерес детей к орфовским инструментам неиссякаем. Они хотят играть на них всегда. Растормаживающий и побуждающий оркестр этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем не сравним. Техническая легкость игры, способность инструментов тотчас же откликнуться на прикосновение чудесными звуками располагают и побуждают детей к игре ими и далее – практическим импровизациям. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки. С помощью этих инструментов может реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одарённостей, и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект орфовских инструментов позволяет играть в ансамбле любым составом детей, независимо от их дарований, т.к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем. Это его главное педагогическое достижение.

Особое, очень важное внимание концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты – это игры звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопывание ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была заимствована Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

Чрезвычайно развитая и изобретательно используемая Орфом система темброво-ритмического восприятия на основе звучащих жестов позволяет создавать не только аккомпанемент, но и целые композиции по всем строгим законам музыки. Звучащие жесты являются не только носителями определенных тембров – их использование вносит движение в освоение детьми ритма. Это является важным методическим моментом, т.к. ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью.


Практическая часть

На уроках применяют приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского, а так как основное направление в технологии К.Орфа – игровые модели занятий, то они наиболее приемлемы в начальной школе. Овладевая языком музыки, познавая из урока в урок средства ее выразительности и применяя их в своей исполнительской практике, дети и разумом, и чувствами вовлекаются в творение музыки. Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее:

· пение и движение под музыку

· речевая декламация и ритмические упражнения

· освоение теории музыки в исполнительской практике и моделирование выразительных средств

· театрализация как совокупность интонационного, ритмического, двигательного в

· музыкальном воспитании

· слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения

· игра на элементарных детских музыкальных инструментах

Малыши еще в детсадовской группе буквально с первого дня занятий осваивают музыкальные инструменты Карла Орфа. Они носят такие же названия, как обычные: ксилофоны, металлофоны и т.д., но заметно от них отличаются. Карл Орф адаптировал свои инструменты специально для детей. Например, на его ксилофоне коробка, на которой расположены клавиши, более объемная, она служит резонатором, и благодаря этому инструмент звучит глубже и протяжнее. Это придает ему удивительную особенность: звук ксилофона не заглушает голос исполнителя. Играя, ребенок слышит себя. Еще одна изюминка ксилофонов Орфа – съемные клавиши. Вы можете оставить только те из них, которые в данный момент нужно освоить ребенку. Играть на инструментах Орфа можно и с двухлетним малышом – существуют маленькие ксилофоны и металлофоны специально для этого возраста.

Дети постепенно осваивают музыкальную теорию, с первого дня играя в своеобразном оркестре. В ход идут не только инструменты Орфа, но и целая россыпь шумовых инструментов – трещотки, маракасы, бубенчики, колокольчики, самодельные тарахтушки. Это позволяет каждому ребенку независимо от уровня его способностей найти свое место в ансамбле. Если он не справляется с мелодией, которую нужно сыграть, ему предлагают другой инструмент. Через некоторое время все дети, независимо от способностей играют на блок-флейтах или ксилофонах. А на индивидуальных занятиях по выбору осваивают фортепиано, гитару или флейту.

Для того чтобы развить у каждого ребёнка музыкальный слух и способности, которые в той или иной степени есть абсолютно у всех, надо дать возможность ребенку быть деятелем. Классические методы обучения музыке в детских садах часто бывают скучноваты. Воспитатель играет на пианино, а дети сидят и слушают не шевелясь. Если на первом же уроке дать малышам в руки инструменты и попросить попадать в такт, эффект будет гораздо выше. Именно так и поступают педагоги, работающие по методу Орфа. Они уверены: чем больше разных инструментов, пусть даже и самодельных, предложить детям, тем лучше. Попросите, например, двухлетнего малыша взять в руки пластмассовую бутылочку, наполненную крупой, и показать, как бежит мышка. Или с помощью двух деревянных палочек изобразить, как прыгает козлик. Даже просто потрясти маракасы под музыку, попадая в такт, – восторгу не будет предела! Казалось бы, балуется малыш: шуршит, стучит и ничего больше. Но на самом деле он развивает чувство ритма, чувство метра, ощущение динамики, словом, свою природную музыкальность.

Звуковая сказка

Как известно, слух есть у каждого человека. Но если его не развивать, эта способность с годами угасает. Заниматься дома с малышом может любая мама. Вы наверняка обращали внимание, как годовалые малыши любят колотить ложкой по тарелке или по столу. Превратите эту любовь в захватывающую игру. Для этого надо лишь дать понять крохе, что за каждым звуком что-то есть. Игра на инструменте – это условный язык, в котором надо научиться разбираться. Придумайте звуковую сказку с переводом. Сначала произведите звук, а потом объясните, что это значит. И тогда удар по клавише ксилофона превратится в падение звездочки, а стук палочек по барабану – в цокот копыт маленьких козлят, которые бегут к маме. Попробуйте поговорить с малышом на языке инструментов. Не надо произносит ни одного слова, просто «говорите» бубном или ксилофоном что-то ребенку, а он пусть с помощью своего инструмента «отвечает». А после этого попросите рассказать, о чем был «разговор». Примите любую его версию – малыш научится слушать. Пусть это только первоначальное представление о возможностях музыки. Позже фантазия подскажет ему, о чем хотели рассказать нам своей музыкой великие композиторы.

Описание творческих работ

На фортепиано или любом другом звуковысотном музыкальном инструменте играем высокие, низкие и средней высоты звуки. Перед детьми ставим задачу: расположить точки правильно на чистом листе бумаги. Если звук высокий, то вверху, а если низкий, то внизу на листе и т.д. Затем предлагаем детям обвести цветной линией поставленные точки. У всех получается разный рисунок. Получаем точки соприкосновения музыки и живописи.

Куда катился колобок

Птичий хор

Игра, аналогичная предыдущей.

Учимся слушать классику

Все знают, что слушать классическую музыку надо в абсолютной тишине. Для начала выбранную музыкальную пьесу надо дать ребенку «проиграть». Пусть он подыгрывает в такт мелодии на любом инструменте. Спросите его, что он чувствует, слушая ее. Попросите его станцевать свою фантазию под эту пьесу. Теперь, когда ребенок «прощупал» ее телом, нашел ее в себе с помощью фантазии и эмоций, можно рассказать о том, как слушают музыку в концертных залах. Малыш по вашей просьбе посидит тихонько, а вы предложите ему сыграть в «угадайку». Попросите его назвать известную мелодию среди незнакомых отрывков. Увидите, как он обрадуется, когда услышит «свою». Вот теперь он готов к прослушиванию музыки. Это станет для него настоящим удовольствием, ведь с этой пьесой у него связана масса положительных эмоций.

Упражнения для работы на уроках (1–3 класс)


Похожая информация.


Этого знаменитого композитора называют великим баварским экспериментатором. Его музыка, поражающая своей самобытностью, действительно звучит немного непривычно. Обладающая редким качеством – изысканной простотой, она магической силой своего внушения покоряет аудитории во всех уголках земного шара. Имя этого выдающегося маэстро, чьё творчество стало особым явлением в культуре XX века - Карл Орф. Новаторство композитора заключалось в упорном стремлении сгладить грани между музыкой и театром. На самом деле в его творческом наследии нет произведений, которые бы соответствовали определению «чистая музыка». Помимо выдающихся заслуг Орфа, получивших всеобщее признание в музыкальном искусстве, неоценимым является вклад композитора в творческое развитие подрастающего поколения. Разработанную им педагогическую систему успешно применяют во многих странах мира.

Краткую биографию Карла Орфа, а также множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Карла Орфа

10 июля 1895 года в Мюнхене на улице Майлингерштрассе в семье потомственного военного Генриха Орфа и его жены Паулы, урождённой Кёстлер, произошло радостное событие: на свет появился первенец, которого счастливые родители назвали Карлом Генрихом Марией. Малыша с первых дней его жизни окружала творческая атмосфера: в доме постоянно звучала музыка. Мать мальчика, в детстве и юности получившая хорошее образование, великолепно играла на фортепиано.


Уже с годовалого возраста маленького Карла привлекали музыкальные звуки, он любил сидеть под роялем и слушать, как музицирует Паула, а в двухлетнем возрасте малыш с истерикой выпрашивал, чтобы ему разрешали поиграть на рояле. Карла сажали к инструменту на высокий стульчик, он двумя руками нажимал на клавиши и при этом распевал песни на понятном только ему языке. В четыре года мальчик впервые увидел кукольный театр. Впечатление было настолько сильным, что после этого знакомства его самыми любимыми игрушками были куклы, сделанные из лоскутов. Видя такое увлечение сына, родители сами сконструировали и на Рождество подарили ему игрушечный театр. В пять лет Паула начала обучать Карла игре на фортепиано, однако скучные упражнения мальчику совсем не нравились, он больше любил наигрывать на инструменте то, что сочинял сам. А вот изучение нот малышу пришлось по душе, он быстро сообразил, что при помощи этих знаков можно записывать его музыкальные фантазии.


В шесть лет Карла отдали в школу, в которой ему совершенно не нравилось. Наученный матерью чтению и письму, он скучал на уроках, а приходя домой, с воодушевлением садился за сочинение стихов и рассказов. Уже в десять лет два рассказа Карла были напечатаны в детском журнале.

При всём многообразии различных занятий, увлечение мальчика кукольным театром не только продолжалось, но и всё более возрастало. К постановкам спектаклей, к которым он сочинял как тексты, так и музыку, привлекались школьные друзья, умеющие играть на музыкальных инструментах, а также младшая сестра.


Когда Карлу исполнилось четырнадцать лет родители впервые взяли его с собой в оперный театр.

«Летучий голландец» Вагнера произвёл на юношу такое впечатление, что он перестал ходить в гимназию и целыми днями, импровизируя, просиживал за роялем. Родственники были недовольны таким поведением Карла, но Паула, несмотря на укоры со стороны близких людей, приняла своё решение. Она подарила сыну клавир «Летучего голландца» и разрешила ходить на любой спектакль оперного театра. В шестнадцать лет поддерживаемый родителями Карл бросил гимназию и начал готовиться к поступлению в Музыкальную академию, к обучению в которой он приступил осенью 1912 года.


К сожалению, те надежды, которые молодой музыкант возлагал, когда поступал в учебное заведение, вновь себя не оправдали. Карл в то время, будучи вполне умелым музыкантом, хорошо знающим музыку, постоянно выискивал то, что считал для себя наиболее важным и интересным, так как программа, по которой велось обучение, его не устраивала. Изучая партитуры Клода Дебюсси, молодой человек даже решил уехать из Мюнхена в Париж и там продолжить обучение у знаменитого маэстро, и только родительская воля смогла остановить юного музыканта. После окончания Академии, в1914 году Карл устроился концертмейстером у вокалистов в оперный театр и при этом стал усердно заниматься на фортепиано, беря уроки у Германа Цильхера. Наконец в 1916 году он занял место капельмейстера в драматическом театре «Каммершпиль». Эта работа очень увлекала молодого композитора: он сам писал музыку к спектаклям и с ней мог экспериментировать так, как ему хотелось. Всё планы Орфа рухнули в сентябре 1917 года, когда его призвали в армию и отправили на Восточный фронт. Получив тяжёлое ранение, Карл был контужен, и после решения комиссии о его непригодности к военной службе, он вновь приступил к театральной деятельности, сначала в театре Мангейма, а затем в придворном театре герцога в Дармштадте. Спустя время Орф вернулся в Мюнхен, где в 1920 году в его личной жизни произошли значительные изменения. Карл женился на начинающей оперной певице Алисе Сольшер, а через год стал счастливым отцом малышки Годелы.


В двадцатые годы Карла Орфа начинает привлекать педагогическая деятельность. Он занимается репетиторством, собирая вокруг себя молодых музыкантов готовящихся поступать в Музыкальную академию и тех, кто уже там учиться, но был недоволен методикой преподавания. В 1923 году Карл познакомился с молодой гимнасткой Доротеей Гюнтер, а в следующем году помог ей открыть школу танца и музыки - «Гюнтершуле», в которой вскоре сам начал преподавать. Постоянное творческое общение с юным поколением так увлекало Орфа, что он разработал свою методику музыкального образования и в 1932 году издал её под заголовком «Шульверк». Во второй половине тридцатых годов Карл, серьёзно занявшись композицией, отошёл от педагогической деятельности.

В годы нацистского режима Орф вёл себя достаточно осторожно. Круг его друзей был весьма разнообразным: от представителей высшего партийного руководства гитлеровской Германии и до основателей движения Сопротивления. Опасаясь за свою жизнь, ведь он сам имел еврейские корни, Карл никогда не делал никаких заявлений против правящей партии и активно старался доказать свою благонадёжность. Например, Орф оказался единственным из композиторов кто принял предложение от бургомистра Франкфурта на сочинение музыки к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». В те времена произведения Мендельсона из-за еврейского происхождения композитора были строжайше запрещены. Хотя Орф и не считался «нацистским» композитором популярность его возрастала, ведь «Кармина Бурана» пришлась по душе не только Геббельсу, но и самому Гитлеру.


После окончания войны Карла Орфа за сотрудничество с гитлеровским режимом занесли в «чёрный список», однако ему удалось выкрутиться из этого положения. Он заявил, что состоял в группе Сопротивления, которой руководил его друг Курт Хубер. На самом деле этого не было, но данное заявление помогло Орфу избежать репрессий и вернуться не только к композиторской, но и педагогической деятельности. В 1955 году Карл поселился в прекрасном, располагающем к творчеству местечке - Диссене-на-Аммерзее, а в шестидесятых годах переехал в Зальцбург, где стал возглавлять институт, носящий его имя, и в котором преподавали основы его методики по творческому воспитанию детей. Своё последнее произведение Орф написал в 1975 году, а затем занялся разбором подготовкой к изданию материалов из своего архива. Композитор умер после тяжёлой, продолжительной болезни в Мюнхене в 1982 году 29 марта в возрасте 86 лет и согласно его пожеланию был захоронен в барочной церкви бенедиктинского монастыря Андекс, к юго-западу от Мюнхена.



Интересные факты

  • Орф свои творческие эксперименты с ударными инструментами начал проводить уже в двухлетнем возрасте. Карлу не нравился тихий звук, который издавал рояль, когда малыш своими слабенькими пальчиками прикасался к клавишам. Сообразив, что если удар будет сильнее, то и звук ярче, он стащил из кухни молоток для отбивания мяса. Роялю можно сказать повезло: ребёнка сразу обезоружили, как только он начал со всей силой бить колотушкой по клавишам инструмента. Сразу после этого случая родители купили сыну барабан.
  • Согласно биографии Орфа, когда Карлу исполнилось восемь лет родители впервые взяли его с собой на концерт симфонической музыки. Оркестр исполнял «Маленькую ночную серенаду» В. А.Моцарта и Симфонию №1 Л.В. Бетховена. Впечатление у мальчика от услышанной бетховенской симфонии было настолько велико, что он стал просить мать, чтобы она вместе с ним играла это произведение на рояле в четыре руки. Так продолжалось изо дня в день, и в результате вся симфония была выучена наизусть.
  • Отец Карла Орфа, продолживший династию военных, был музыкально одарённым человеком и довольно искусно играл на фортепиано, альте и контрабасе.
  • Карл Орф, в 1914 году завершивший своё образование в Музыкальной академии, настолько был недоволен процессом обучения, что даже не пошёл на выпускной вечер. Документ об окончании учебного заведения ему прислали по почте.
  • В 1916 году Карл Орф занял место капельмейстера в мюнхенском драматическом театре «Каммершпиль», однако он так увлекся театральной работой, что не только дирижировал оркестром, но и выполнял роли осветителя, суфлёра и даже рабочего сцены.
  • Личная жизнь Карла Орфа была довольно активной. Первый раз он женился в возрасте 25 лет на певице Алисе Зольшер. После пяти лет брака они расстались. С 1925 по 1939 год композитор был холостяком. Второй женой Орфа стала врач Гертруда Виллерт. Она была моложе Карла на девятнадцать лет, и может быть, поэтому их семейное счастье продлилось всего четыре года. В 1954 году композитор вновь женился, выбрав себе в спутницы жизни писательницу Луизу Ринзер. Четвёртый раз Орф женился в 65 лет на своей молоденькой секретарше Лизелотте Шмитц, которая и проводила его в последний путь.
  • Годела - единственная дочь композитора, родившаяся от первого брака, в дальнейшем выбрала себе профессию актрисы.
  • В биографии Карла Орфа много загадок и тайн, которые при своей жизни он не доверил никому. Например, как имея еврейские корни, он, по некоторым сведениям, стал членом нацистской партии? Как одновременно можно было быть другом Бальдуру Бенедикт фон Шираху– рейхсюгендфюреру, гауляйтеру Вены и обергруппенфюреру СА и Курту Хуберу – члену мюнхенской группы Сопротивления, казнённого гитлеровцами в 1943 году. Как являясь любимым композитором нацистской верхушки, и получая от власти дотации и награды, он сумел после крушения гитлеровской Германии не только «очиститься», но и стать личностью почитаемой во всём мире.


  • Заслуги Карла Орфа ещё при жизни были по достоинству оценены. Он был избран почётным членом Университета города Регенсбурга, Академии художеств Нюрнберга, Баварской академии искусств и Академии Санта-Чечилия в Риме. Звание почётного доктора Орф получил в Тюбингенском университете, а также в Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене.
  • Помимо этого он был награждён множеством наград, среди которых Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» и Баварский орден «За заслуги». Также в 1975году композитор стал почетныМ гражданином города Мюнхена, а 2001 году его именем назван астероид.
  • Сегодня немецкий город Зальцбург популярен среди туристов не только как город великого Моцарта, он также представляет большой интерес для почитателей поразительной педагогической работы Карла Орфа. Его система музыкального воспитания приобрела такую популярность, что в институте Орфа только за первое десятилетие прошли обучение представители более чем из сорока стран мира.


Из биографии Орфа мы знаем, что увлекаться композицией Карл начал довольно рано. В девять лет он написал музыку к спектаклям своего домашнего кукольного театра. Одним из первых его творений была импровизированная опера, которая имела название «В волшебном лесу». В шестнадцать лет, воодушевившись тем, что родители разрешили ему поступать в Музыкальную академию, Карл на стихи немецких поэтов сочинил более пятидесяти песен, из которых сохранилось всего лишь шесть. Орф в то время писал очень много, но все свои творения того времени он создавал без знания правил гармонии и контрапункта. Поступив в Музыкальную академию, Карл почти сразу начинает заниматься творческими экспериментами, но они все, к сожалению, оказываются безуспешными. В начале 20-х годов Орф увлёкся поэзией немецких экспрессионистов, одним из которых был Франц Верфель. Молодой композитор сочинил на стихи этого поэта несколько вокальных произведений, однако публика, услышав их на концерте, была в полном недоумении. Больше эти песни никогда не исполнялись. Неудача на композиторском поприще преследуют Орфа одна за другой, но он не сдаётся и продолжает свои изыскания новой музыки. В 1927 году Карл пишет две тетради хоров на поэтические тексты Бертольда Брехта, но и в них стиль композитора был охарактеризован как слишком оригинальный и весьма необычный.

В тридцатые годы Орф начал заниматься изучением фольклорного материала, который впоследствии лёг в основу его творчества. Так весной 1934 года подыскивая материалы в Центральной придворной библиотеке Мюнхена, он наткнулся на рукопись XIII века, найденную в одном из монастырей Баварии. Это был сборник стихом с названием «Carmina Burana», написанный голиардами – бродячими поэтами средневековья. Изучая тексты, Карл сразу представил, что это должно быть яркое театральное представление, в котором слово, музыка, вокал и хореография будут тесно взаимосвязаны. Уже через несколько недель, исполнив своё новое сочинение на рояле представителям издательства, он получил восторженный отзыв. Работа над партитурой произведения у Карла заняла два года и ещё год на подготовку премьеры, состоявшейся во Франкфурте-на-Майне 8 июня 1937 года. После успешной постановки, так называемых песнопений с картинами - «Carmina Burana», Орф, наконец-то уверившийся в себе, заявил своему издателю, что тот вправе уничтожить все произведения композитора, которые до сих пор были напечатаны и что именно с «Carmina Burana» начинается его собрание сочинений.

В 1943 году состоялся премьерное исполнение ещё одного нового произведения Орфа, мимического спектакля с пением «Catulli Carmina», сочинённого на стихи поэта Гай Валерия Катуллы, проживающего в первом веке до нашей эры. Объединив «Carmina Burana» и «Catulli Carmina» в сценический цикл, композитор понял, что не хватает заключительной части. В 1951 году композитор закончил и воссоздал на сцене третью часть триптиха - «сценический концерт» с декорациями и костюмами «Trionfo di Afrodite». Весь цикл, впоследствии получивший название «Триумфы», уже даёт полное представление о сформировавшемся композиторском почерке Карла Орфа.

Однако говоря о творчестве Орфа, следует обязательно подчеркнуть, что оно тем или иным образом связано с театральным искусством, которому композитор посвятил около двадцати своих сочинений. Однако сочинения Орфа нельзя назвать не операми и не драматическими спектаклями. Это особое интересное явление, представляющее воссоединение элементов разных театральных форм. Композитор последовательно и принципиально отвергал традиционную оперную эстетику и создавал свой новый тип спектакля, сближая музыкальный и драматический театр. Так Орф, обращаясь к оперному жанру, свои сочинения в нём определяет по-новому, как «Маленький театр мира». Экспериментируя и наполняя новшествами, он создаёт поучительные музыкальные спектакли по произведениям сказочников братьев Гримм: «Луна» и «Умница». Также среди сочинений Орфа особо следует выделить разговорно-музыкальные драмы: – «Сон в летнюю ночь», «Бернауэрин» и «Хитрецы». Особого внимания заслуживают произведения композитора на античные сюжеты: «Антигона», «Царь Эдип» и «Прометей». Образовавшие своеобразную трилогию эти сочинения тоже не стеснены ни стилистическими, ни жанровыми традициями. Помимо этого большой интерес представляют мистерии Карла Орфа: «Мистерия воскресения Христа», «Чудо рождения младенца» и «Мистерия конца времени». Своё последнее произведение «Пьеса для чтеца, говорящего хора и ударных» по поэзии Б. Брехта композитор написал в 1975 году.

Новаторство Карла Орфа в области театрального искусства трудно переоценить, однако не менее ценным считается его вклад в музыкальную педагогику, а именно в творческое развитие подрастающего поколения. В основе разработанной им системы, которая в нынешнее время широко применяется во всём мире, лежит импровизация, то есть свободное музицирование. Такая оригинальная модель обучения детей музыке ставит своей целью не профессиональное музыкальное образование, а формирование гармонично развитой личности, способной не только воспринимать различную музыку, но и музицировать в самых разных формах.


Когда Доротея Гюнтер в 1924 году основала «Гюнтершуле» для обучения молодых девушек гимнастике, музыке и танцу, она предложила Орфу занять должность преподавателя. Карл, ещё в молодости охваченный мыслями создать иную методику творческого развития детей, с радостью откликнулся на это предложение, так как посчитал, что это идеальная площадка для его новых идей. Главный упор в своей педагогической работе он делал на развитии чувства ритма, так как считал его первоначальной основой музыкальных способностей, а также на воссоединении музыки с движением. Исходя из этого, поначалу в образовательном процессе Карла Орфа преобладающими были простые ударные инструменты: различные погремушки, бубенчики, трещотки, бубны и разнообразные барабаны. Однако затем к ним добавились звуковысотные ксилофоны и металлофоны, а немного позднее и блокфлейты. Ученикам предлагалось сочинять собственные композиции или импровизировать на какую-либо заданную тему. Основной целью такого обучения было создание хорового коллектива, участники которого умели бы красиво танцевать. Поставленная задача успешно решалась и уже через некоторое время выступления воспитанниц «Гюнтершуле» принимались весьма радушно. В тридцатом году было выпущено первое пособие под заголовком «Ритмико-мелодические упражнения», а через два года были напечатаны методические рекомендации - «Орф-Шульверк – практика элементарного музицирования». В конце Второй мировой войны «Гюнтершуле» была закрыта, а всё её имущество во время бомбёжек было уничтожено.


Несмотря на трудную ситуацию, сложившуюся после войны, многие граждане Германии были озабочены развитием детского воспитания. О педагогической теории Карла Орфа вспомнили в 1948 году и предложили ему сделать на радио несколько передач. Объединившись с бывшей воспитанницей, а затем и преподавателем «Гюнтершуле» Гунильд Кеетман он подготовил более десяти передач по музыкальному воспитанию, адресованных воспитателям, учителям и родителем. Успех радиопередач был настолько большим, что они продержались в эфире более пяти лет, а методика Орфа стала набирать популярность по всей Германии. В 1949 году при консерватории Зальцбурга «Моцартеум» были организованы классы, а затем в 1963 году открыт Орф – Институт, обучающий учителей и воспитателей методике композитора – новатора. С 1950 по 1954 год периодично выходили в свет пособия, которые впоследствии составили пятитомную антологию Шульверка. Вскоре музыкальная система Орфа стала активно распространяться, а Орф - общества возникать по всему миру.

Новаторство Карла Орфа в области музыкального театра трудно переоценить. В спектаклях его музыка, имеющая особую гипнотическую силу, играет особую роль. Всегда связанная с движениями артиста, она является важнейшим элементом действия, происходящего на сцене. В нынешнее время имя Карла Орфа популярно во всём мире, а его произведения с успехом ставятся на сценах театров многих стран.

Видео: слушать «Кармину Бурану» Карла Орфа