Бригантина — это парусник мечты. Что такое бригантина

Парусный флот является одним из родоначальников современного морского флота. Около 3000 лет до нашей эры гребные суда уже имели примитивные паруса, с помощью которых люди использовали силу ветра. Первое парусное вооружение представляло собой прямоугольный кусок материи или шкуру животных, привязанную на рее короткой мачты. Такой «парус» использовался только при попутных ветрах и выполнял задачи вспомогательного движителя судна. Однако с развитием общества совершенствовался и флот.

В период феодального строя появились гребные суда крупных размеров с двумя мачтами и несколькими парусами, причем паруса уже приняли более совершенные формы. Однако большого применения корабли с парусами в тот период так и не получили, так как развитие флота в рабовладельческом обществе обуславливалось использованием труда рабов и суда того времени по-прежнему оставались гребными. С падением феодализма постепенно исчезла и бесплатная рабочая сила. Эксплуатация больших кораблей с большим числом гребцов стала неприемлемой. Кроме того, с развитием международной морской торговли изменились и районы плавания кораблей - морские путешествия стали более продолжительными. Появилась необходимость в судах новой конструкции, способных совершать дальние морские плавания. Такими кораблями и явились парусные суда - нефы, имевшие длину до 40 м и грузоподъемностью до 500 тонн грузов. Позже в Португалии появились трехмачтовые парусные суда - каракки, с прямыми парусами на первых двух мачтах и треугольными латинскими парусами на третьей мачте. Впоследствии оба вида кораблей слились в один тип более совершенного парусного суда, послужившего прототипом для кораблей и фрегатов.

В конце XVI века в Испании стали строится парусные суда - галеоны. Эти имели длинный бушприт с и четыре мачты. Носовая мачта галеона несла два или три прямых паруса, кормовая - косые латинские паруса.

В конце XVIII века в связи с новыми географическими открытиями и последующим ростом торговли парусный флот стал усовершенствоваться. начали строить в зависимости от их назначения. Появились новые типы грузовых парусных кораблей, приемлемых для дальних . Самыми распространенными среди них были барки, бриги, а впоследствии и двухмачтовые шхуны. С непрерывным развитием судоходства в конце XVIII века конструкция и вооружение парусных судов значительно улучшилось. В этот период и была установлена единая классификация парусных судов и кораблей. Военные корабли в зависимости от количества орудий и типа вооружения стали разделятся на линейные, фрегаты, корветы и шлюпы. Торговые суда в зависимости от парусного вооружения делились на корабли, барки, бриги, шхуны, бригантины и баркентины.

В настоящее время принято классифицировать по их парусному вооружению. В зависимости от вида парусов все парусники разделяются на суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением.

суда с прямым парусным вооружением

К первой группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются прямые паруса. В свою очередь этой группы по количеству мачт, вооруженных прямыми парусами, подразделяются на следующие типы:

а) пятимачтовый корабль (пять мачт, с прямыми парусами);

б) четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами)

корабль (три мачты с прямыми парусами)

а) пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна на корме - с косыми);

б) четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косым)

а) барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косым);

б) бриг (две мачты с прямыми парусами)

суда с косым парусным вооружением

Ко второй группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом судов этой группы являются шхуны, подразделяющие на гафельные, марсельные и шхуны с бермудским вооружением. У гафельных шхун основными парусами служат триселя. Марсельные шхуны, в отличие от гафельных, имеют на фок-мачте, а иногда и на грот-мачте - марселя и брамселя.

б) двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте) ;

в) трехмачтовая марсельная шхуна - джекас (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

У шхуны с бермудским вооружением основными являются паруса треугольной формы, передняя шкаторина которых крепится вдоль мачты, а нижняя - к гику.

шхуна с бермудским вооружением

Помимо шхун, к этой группе относятся небольшие морские одномачтовые суда - тендер и шлюп, а также двухмачтовые - кэч и иол. Тендером принято называть одномачтовое судно с горизонтальным выдвижным бушпритом.

В отличие от тендера, шлюп имеет короткий, постоянно установленный бушприт. На мачтах у обоих типов парусных судов ставятся косые паруса (триселя и топселя).

а) тендер (одна мачта с косыми парусами);

б) шлюп (одна мачта с косыми парусами)

У судов типа кэч и иол передняя мачта вооружается так же, как и у тендера или шлюпа. Вторая же мачта, расположенная ближе к корме, имеет по сравнению с первой небольшие размеры, чем и отличаются эти суда от двухмачтовых шхун.

а) кэч (две мачты с косыми парусами, причем бизань - мачта находится перед штурвалом);

б) иол (две мачты с косыми парусами, меньшая - бизань - находится позади штурвала)

суда со смешанным парусным вооружением

У третьей группы парусных судов в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:

а) бригантина (шхуна-бриг; одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми);

б) баркентина (шхуна-барк; трех- и более мачтовые суда, имеющие на передней мачте прямые паруса, а на остальных - косые)

а) бомбарда (одна мачта почти в середине судна с прямыми парусами и одна сдвинутая к корме - с косыми);

б) каравелла (три мачты; фок-мачта с прямыми парусами, остальные - с латинскими парусами);

в) трабаколло (итал. trabacollo; две мачты с люггерными, т. е. рейковыми парусами)

а ) шебека (три мачты; фок- и грот-мачты с латинскими парусами, а бизань-мачта с косыми);

б) фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);

в) тартана (одна мачта с большим латинским парусом)

а) бово (итал. bovo; две мачты: передняя - с латинским парусом, задняя - с гафельным или латинским парусом);

б) нависелло (итал. navicello; две мачты: первая - в носовой части, сильно наклонена вперед, несет парус трапециевидной формы,

крепящийся за грот-мачту; грот-мачта - с латинским или иным косым парусом);

в) баланселла (итал. biancella; одна мачта с латинским парусом)

кэт (одна мачта с гафельным парусом сильно смещена в нос)

люггер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании)

Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

В середине XIX века парусный флот достиг своего совершенства. Совершенствуя конструкции и парусное вооружение, судостроители создали наиболее совершенный тип океанского парусника - . этого класса отличались скоростью и хорошими мореходными качествами.

клипер

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Тщательно сохранены все решения, найденные за многие века парусного флота. Крупнейшая бригантина в мире «Swan Fan Makkum » внешне выглядит очень традиционно, однако это как раз и нравится пассажирам парусника, ведь они не случайные туристы, а люди, отправившиеся в чартерное плавание.

Голландская бригантина «Swan Fan Makkum » построена в 1993 году на Гданьской верфи. Она стала вторым голландским парусником, сертифицированным для мореплавания по всему миру.

Данное является крупнейшей бригантиной в мире, а также самым большим двухмачтовым парусником. Корпус судна выполнен из высокопрочной стали.

Парусное судно имеет характерное для своего типа - на фок-мачте пять прямых парусов и на грот-мачте пять косых парусов, общей площадью 1300 кв. м. Высота мачт достигает 45 метров, что относит парусник к числу самых высоких парусных кораблей «Толлшипов».

Будучи крупнейшей бригантиной в мире «Swan Fan Makkum » является уникальным парусным судном, разработанным в стиле традиционных парусных кораблей под руководством военно-морского архитектора Оливье ван Меера. По стилю и атмосфере бригантина производит впечатление парусного корабля вошедшего в историю в прошлом веке.

бригантина «Swan Fan Makkum» фотографии

На бригантине являются идеальным местом для разнообразного отдыха и успешных бизнес-презентаций, впечатления от которых останутся надолго в памяти семьи, друзей или коллег. Внутренние помещения судна рассчитаны на 120 пассажиров, включая 18 двухместных кают с отдельной душевой кабиной и гальюном. Под основной надстройкой корабля, где находится рубка, расположен просторный салон. Отсюда широкая лестница ведет вниз к уютной гостиной.

Фактически бригантина «Swan Fan Makkum » это очень большая круизная яхта. Многие гости судна самостоятельно работают на реях с парусами, стоят вахты в рубке у штурвала. На этом и построен бизнес владельца бригантины ведь штатный экипаж состоит всего из 14 человек. Но не подумайте, что плавание на этом паруснике может быть таким же сложным, как на паруснике, на самом деле это очень современное судно. Большая часть работ с парусами автоматизирована. Все бытовые помещения располагают к отдыху.

Кроме своего родного порта в Нидерландах бригантина является частым гостем в портах Великобритании, а также Балтийского, Средиземноморского и Карибского бассейна.

Двухмачтовая бригантина пересекла Атлантику 18 раз и по состоянию на 2007 год, с момента спуска на воду, оставила за кормой более 300000 километров морского пути. Бригантина является постоянным участником «Tall Ships Race» - крупных мероприятий в парусном мире, а также частенько становится сильным соперником, среди своих конкурентов.

В феврале 2006 года бригантина была приобретена итальянскими ВМС и в настоящее время используется в качестве крейсерской яхты учебного типа в одном из яхт-клубов Италии «Yacht Club Italiano» с новым названием «Nave Italia ». Под итальянским флагом парусный корабль в 2007 году принимал участие в соревнованиях высоких парусных кораблей в Тулоне. Кроме того легендарная бригантина планирует принять участие в парусных соревнованиях в Руане, которые состоятся в 2013 году.

Первую часть статьи (постройка корпуса) .

Внутреннее оборудование корпуса начинается с установки выгородок. Предварительно размечается их положение и устанавливаются комингсы; затем по снятым с места шаблонам изготовляются и ставятся с креплением к комингсам сами выгородки. Шаблоны выгородок, как и шаблоны для изготовления настилов диванов и пайолов, лучше всего делать в виде легкой рамки. Небольшой ширины полосы фанеры причерчивают - подгоняют по обводу, временно закрепляют на своих местах и прочно соединяют между собой рейками.

Затем выставляются различные подкрепления, обвязки шкафов, диванов и т. п. и производится зашивка их фанерой. Следующий этап - установка облицовочных планок и обделки вырезов. Эти декоративные детали лучше всего изготовлять из таких пород, как ясень или красное дерево.

Пайолы для удобства эксплуатации обычно делают составными - из нескольких щитов. Так, в носовом салоне их целесообразно изготовить из четырех частей со стыками в ДП по всей длине прохода и поперечным - по середине салона. Какими должны быть эти пайолы - решетчатыми или сплошными - предоставим решать строителю.

Не будем подробно останавливаться на изготовлении сдвижных люков и закладных щитов, поскольку этот вопрос неоднократно освещался. Напомним только, что закладные щиты надо делать с учетом обеспечения хорошей вентиляции внутренних помещений. Чтобы уменьшить возможность попадания брызг через жалюзи в вертикальных комингсах и стенках, горизонтальные рейки решетки нужно наклонять верхней кромкой внутрь, чтобы они отражали брызги наружу.

Как уже отмечалось, весь корпус снаружи лучше всего (а скулы - обязательно) оклеить стеклотканью на эпоксидной или полиэфирной смоле. В крайнем случае, если стеклоткани достать не удалось, скулы следует обить защитной медной полосой. В любом случае для улучшения сцепления бакелизированной фанеры с клеями или красителями поверхности корпуса должны быть зашкурены. Наиболее целесообразно применение красителей на основе эпоксидных компаундов: они стойки, не теряют цвет, легко отмываются от грязи. Можно также применить пентафталевые или масляные эмали; в этом случае подводную часть корпуса и трюм лучше покрыть свинцовым суриком. Для окраски подводной части рекомендуются необрастающие краски типа НИВК.


Рангоут судна спроектирован с учетом основных особенностей судостроения времен парусного флота: сохранены «классические» пропорции и принципы вооружения. В старину мачты малых судов изготовлялись чаще всего цельными или же набирались из хорошо подогнанных одна к другой частей - штук, скрепляемых снаружи вулингами (обвязкой прочным тросом) через 800-1000 мм. Весь остальной рангоут делался, как правило, цельным. Конечно, в наши дни строителю легче обеспечить необходимое высокое качество мачт и больших реев, если он сделает их клееными.

Вооружение судна начинается с установки бушприта; он надежно закрепляется в недгедсах и затем принайтовывается к вырезу в верхней части княвдигеда, как показано на эскизе.

Затем устанавливаются и сразу же раскрепляются вантами колонны мачт. Обычно ванты накладывают в следующем порядке. Внутренняя пара вант правого борта огибает топ мачты, ложась на скругленные подушки салинга - калвы, и скрепляется бензелем; образуется огон вокруг мачты. Затем накладывается внутренняя пара левого борта, наружная правого и наружная левого. В юферсы заводятся мягкие талрепы, и ванты несколько обтягиваются.

На фок-мачту поверх вант заводят штаг. Чтобы огон не обтягивался, на штаге делают мусинг. Штаг обтягивается системой блоков на бушприте, после чего конец штага закладывается за утку на носу судна.

Таким же образом заводится и грота-штаг; нижний его конец заканчивается блоком, через который проходит краг-штаг.

Краг-штаг обходит фок-мачту с обеих сторон, проводится затем через отводные блоки, установленные на палубе, и закрепляется на утках на баке.

Надо подчеркнуть, что описывалась проводка штагов применительно к вооружению бригантиной. На шхунах фока-штаг выводится на нок бушприта, а грота-штаг проходит через блок, закрепленный на топе фок-мачты, затем вдоль фок-мачты вниз на отводной блок, закрепленный на палубе, и набивается талями на палубе.



а - установка крепительной планки и проводка ракс-бугеля; б - основные блоки фока-рея и перты; в - заделка кренгельса и коуша на шкотовом углу; г - шов и фальшов; д - крепление шпрюйтов булиней и риф-шкентелей к ликтросу.
Слева от оси мачты - вид на паруса с носа, справа - с кормы.
1 - гардель-блок; 2 - ракс-бугель-блок; 3 - блок марса-шкота; 4 - блок гитова; 5 - бык-гордень-блок; 6 - нок-гордень-блок; 7 - блок фор-марса-шкота; 8 - блок марса-шкота; 9 - блок браса со шкентелем; 10 - фор-марса-брас; 11 - фор-марса-гитов; 12 - фор-марса-бык-гордень; 13 - фор-марса-нок-гордень; 14 - фор-марса-булинь; 15 - фор-марса-шкот; 16 - фока-брас; 17 - фока-гитовы; 18 - фока-шкот; 19 - фока-нок-гордень; 20 - фока-булинь со шпрюйтом; 21 - фока-бык-гордень; 22 - перты; 23 - подпертки; 24 - раксы (деревянные шарики Ø30) на ракс-бугеле вокруг мачты; 25 - крепительная планка, дерево δ=25; ставить на клей и шурупы 6X70; 26 - кренгельс, всплесневанный на ликтросе, для крепления к рею; 27 - заделка коуша на шкотовых углах; 28 - всплесневанная петля на ликтросе паруса; 29 - деревянный вкладыш (клевант) на конце шпрюйта.

После проводки штагов начинается окончательное обтягивание стоячего такелажа. Первыми обтягиваются штаг и кормовые ванты фок-мачты. Тут нужны постепенность и тщательность; важно, чтобы не было наклона мачты в сторону какого-либо из бортов, а в продольном отношении завал ее в корму составлял не более 2° для бригантины и до 5° - для шхуны. Когда штаг и кормовые ванты набиты, обтягивают попарно ванты правого и левого бортов, идя с носа в корму.

Таким же образом раскрепляют грот-мачту; наклон ее в корму должен быть 3° для бригантины и точно такой же, как у фок-мачты, - для шхуны.

На обтянутые ванты накладывают выбленки - первый ряд на уровне фальшборта, а остальные примерно через 400 мм. На крайних вантах выбленка закрепляется задвижным штыком, две средние охватываются выбленочным узлом. Вверху, где расстояние между вантами меньше 100 мм, выбленки можно крепить через ванту, т. е. пропускать сначала, например, правую среднюю ванту, потом - левую и т. д.

Заранее, до подъема стеньги, заводятся путенс-ванты, соединяющие основные ванты со стень-вантами. Путенс-ванта пропускается в обделанную медной полосой щель на ноке краспицы, огибает ванту с наложенным на нее ворстом и крепится к ванте бензелями. Ворст, накладываемый сразу на все ванты, - это металлический прут или, реже, оклетневанный каболкой трос.

Стеньги поднимаются отдельно снастью, которая называется стень-вынтрепом. Коренной конец стень-вынтрепа закладывается за гак с правой стороны эзельгофта, надетого на топ мачты, пропускается через шкив, косо поставленный в шпоре поднимаемой стеньги, снова идет наверх - к блоку на левой стороне эзельгофта и ходовым концом опускается на палубу. Поднятая до упора своей широкой (квадрат 90X90) частью в круглый вырез эзельгофта стеньга стопорится от опускания шлагтовом - бруском, который вставляется в шлагтовую щель у шпора стеньги и опирается концами на лонга-салинги.

Стень-ванты накладываются огонами на чиксы у топа стеньги попарно, как и основные ванты на мачтах, и обтягиваются мягкими талрепами, основанными между юферсами на нижних концах стень-вант и верхних концах путенс-вантов. Фор-стень-штаг бригантины обтягивается через блоки на ноке бушприта с креплением ходового конца талей за утку на баке. Грот-стень-штаг проводится через блок на задней стороне мачты в районе салинга, идет вниз вдоль мачты и крепится на кофель-нагельных планках. Одновременно со стень-штагами набиваются талрепами на русленях фордуны, надеваемые огонами поверх стень-вант. Отметим попутно, что все юферсы стень-вант и фордунов делаются меньше, чем юферсы основных вант.


При вооружении яхты шхуной устанавливается укороченная «сухая» фор-стеньга, не несущая никаких снастей и используемая только для подъема сигнальных знаков и флагов. На топе ее надо будет закрепить несколько небольших блоков для сигнальных фалов. Эзельгофт фок-мачты при этом должен иметь отверстие меньшего диаметра (Ø60 мм).

Теперь о такелаже для подъема реев. Фока-гардель для подъема фок-рея основывается между блоками, один из которых закреплен под салингом, а другой - по центру фока-рея. Коренной конец снасти крепится к шкентелю блока на мачте, а ходовой идет с кормы в нос через блок на рее, затем с носа в корму через блок на мачте и крепится на палубе.

Фор-марса-рей поднимается фор-марса-драйрепом, который крепится за середину рея, проходит через блок на топе стеньги и заканчивается блоком марса-фала, всплесневанным в драйреп.

Фор-марса-фал основывается мантылем, причем его коренной конец крепится на левом руслене, а ходовой - за нижний юферс на правом.

Размеры самих реев указаны на чертеже; они имеют круглые поперечные сечения и сужаются от середины к концам по кривой кругового сегмента. Посередине реев устанавливаются крепительные планки, которые предотвращают перемещение ракс-бугелей и блоков в стороны.

Ракс-бугель представляет собой трос, на который надеты деревянные шарики - раксы, играющие роль подшипников при движении рея относительно мачты. Коренной конец троса ракс-бугеля крепится на рее, а ходовой огибает мачту, проходит через блок на рее и крепится на кофель-нагельных планках спереди мачты. Такая проводка дает возможность плотно подтягивать поднятый на место рей к мачте и наоборот - ослаблять ракс-бугель при опускании или подъеме рея. Ходовой конец ракс-бугеля марса-рея крепится за юферс путенс-ванты.

Готовый фока-рей оснащается пертами - тросами, которые проходят на расстоянии около 750 мм вдоль рея и предназначены для передвижения по ним при взятии рифов и уборке парусов. Провисающие средние части пертов поддерживаются вертикальными подпертками. На марса-рее перты не обязательны, так как легкий рей несложно приспустить и снова поднять.

Горизонтальность положения реев обеспечивается топенантами. Топенанты фока-рея крепятся за шкентели блоков под эзельгофтом, проводятся в блоки на ноках рея и опять через блоки под эзельгофтом тянутся на палубу, где крепятся на кофель-нагельных планках. Топенанты марса-рея надеваются на ноки рея огоном, проходят через блоки на топе стеньги и крепятся на палубе.

Размеры типовых блоков (мм)

Диаметр А B C D E d H
троса стропа
6-10 10 114 95 62 83 13 70 13
13 13 152 127 83 110 16 100 16
13 13 230 190 120 165 22 100 22
25 25 305 255 165 220 28 200 28

Шкентели брасов надеваются огонами на ноки реев, а в свободные концы всплесниваются блоки; длина шкентелей фока-брасов около 1000 мм, а фор-марса-брасов - около 500 мм. Коренные концы фока-брасов крепятся на топе грот-мачты, ходовые концы фока-брасов проходят через блоки шкентелей на ноках рея, затем - через блоки, закрепленные полуштыком на грот-штаге (несколько ниже крепления коренных концов) и вниз на палубу. Фор-марса-брасы представляют собой один конец, который своей серединой накладывается на топ грот-стеньги поверх такелажа (крепить выбленочным узлом); его ходовые концы через блоки шкентелей на ноках рея и пару блоков на грот-штаге проводятся на палубу.

На грот-мачте основываются гафель и гик. Гафель поднимается по мачте гафель-гарделью, которая закреплена у пятки гафеля, пропущена через блок под салингом и крепится внизу на кофель-нагельных планках.

Вторая снасть гафеля - дирик-фал - служит для натягивания гафелем задней шкаторины грота. Дирик-фал может быть проведен несколькими способами. Самый простой - проводка в один лопарь. На гафеле закрепляют шпрюйт (от нока до точки, расположенной на 1/3 длины гафеля от пятки), пропущенный через блок на конце дирик-фала; ходовой конец дирик-фала проводится через блок под эзельгофтом и опускается на палубу.

Можно провести дирик-фал и в три лопаря. В этом случае коренной конец дирик-фала закрепляется за нок гафеля. Ходовой конец продергивается через двухшкивный блок под эзельгофтом, снова идет к середине гафеля, проводится через блок, опять идет к двухшкивному блоку под эзельгофтом и после него крепится на палубе.

Гика-шкот основывается между блоками на гике и блоками на планшире транца в несколько лопарей.

На усы гафеля и гика также ставятся ракс-бугели.

При вооружении судна шхуной на фок-мачте основываются гафель и гик так же, как и на грот-мачте.

Перейдем теперь к пошиву и оснащению парусов. Лучше всего использовать парусную ткань типа «фильтромиткаль». Каждое полотнище для большей прочности нужно прошить фальшвами. По шкаторинам паруса обликовываются ликтросом, в который всплеснивается необходимое количество кренгельсов.

На фок с обеих сторон нашиваются риф-банты - усиливающие полосы ткани шириной 50 мм с люверсами для прохода риф-сезней. Если на фоке будет сделан ряд риф-бантов с риф-сезнями, на боковых шкаторинах на уровне риф-бантов закрепляют риф-шкентели, которые проводятся на палубу через блоки на ноках и блоки, закрепленные на огоне штага. При взятии рифов парус риф-шкентелями подтягивается к рею, после чего начинается обвязка сезней.

На марселе ставить риф-банты не стоит, так как площадь паруса невелика, а брать на нем рифы будет сложно.

Такие же люверсы, как и на риф-бантах, делаются по верхним шкаторинам прямых парусов для крепления сезневкой к реям, по верхней, передней и нижней шкаторинам гафельных парусов для крепления к гафелю, мачте и гику. По передним шкаторинам стакселей и кливеров устанавливаются раксы. Расстояние между люверсами и раксами всюду должно быть около 300-350 мм. На чертеже показаны люверсы из обметочного кольца с развальцованной трубкой. По возможности следует применять стандартные люверсы и стаксель-карабины (вместо самодельных проволочных раксов).

К нижним - шкотовым углам прямых парусов крепятся блоки шкотов и гитовов. Коренной конец гитова крепится к рее на расстоянии 1,4 м от середины для фока и 1,0 м для марселя. Ходовой конец проводится через блок в шкотовом углу, через блок на рее (закрепленный на 0,6 м ближе к середине рея, чем точка крепления коренного конца), проходит через вант-клотень - направляющую обойму, закрепленную на ванте, и оканчивается на нижнем юферсе этой ванты.

Фока-шкот каждого борта крепится на рыме с наружной стороны фальшборта (перед грота-русленями), продергивается через блок в шкотовом углу паруса, возвращается назад и через шкив-гат в борту проходит на внутреннюю сторону фальшборта, где и закладывается за утку у планширя.

Фор-марса-шкоты, заложенные за углы паруса, проходят через блоки на ноках фока-рея, затем через блоки у середины того же рея и вниз на палубу перед мачтой. На малых парусниках часто для проводки шкотов марселей использовались блоки каких-то других снастей; например, в больший шкив проходил марса-шкот, а в меньший - фока-топенант.

Фока-булини для оттягивания на ветер боковой шкаторины проводятся от шпрюйта на парусе в нос судна, где при помощи канифас-блоков они направляются на утку.

Фор-марса-булини проходят через блоки на фор-стень-штаге, закрепленные на уровне топа мачты, затем через блоки на бушприте, которые установлены между фок- и фор-стень-штагами, и закладываются за утки на носу судна.

Бык- и нок-гордени, которыми мяготь паруса подтягивается вверх - к рею, закладываются за кренгельсы соответственно на нижней и боковых шкаторинах, проходят через блоки, подвешенные к рею, на блоки, закрепленные под салингом - для фока или на огоне штага - для марселя, а затем крепятся на кофель-нагельных планках перед мачтой.

На бегучем такелаже гафельных парусов и стакселей останавливаться не будем - эта оснастка знакома любителям парусного спорта. Добавим только, что с начала прошлого столетия гафельное вооружение изменилось очень мало

При оснастке судна лучше всего использовать трос «сельфактор» для деталей бегучего такелажа и пеньковые тросы - для стоячего. Капроновые тросы можно применить только для бегучего такелажа; ванты и штаги из них делать нельзя, так как они вытягиваются и теряют прочность.

Приведем рекомендуемые диаметры тросов стоячего такелажа (мм): фок- и грот-штаги, перты и подпертки - 25; ванты основные, стень-штаги - 13; краг-штаг и ватерштаг - 19; найтовы и выбленки - 10; вулинги н талрепы вант - 6; стень-ванты и фордуны - 8.

Диаметры тросов бегучего такелажа и отделки парусов (мм): булини, гитовы, ракс-бугели, топенанты, марса-брасы - 6; гардели и драйреп - 13; брасы, марса-фал, марса-шкоты - 8; шкоты, шкентели, стаксельфал, ликтросы - 10; гордени и булини - 4-6.

Д. И. Селезнев, «Катера и яхты», 1973 г.

Ну что ж, делу время, а потехе – час. Посему начнем с дела. Итак, что такое бригантина?

Бригантина – это небольшой корабль, двухмачтовая шхуна. На передней мачте (фок-мачте) устанавливаются прямые паруса, а на задней (грот-мачте) – косые. Прямые паруса лежат в плоскости, перпендикулярной оси судна, а косые параллельны этой оси. Такая комбинация делает бригантину быстрой (благодаря прямым парусам, которые улавливают много ветра) и маневренной (благодаря косым парусам, которые позволяют кораблю идти под большим углом к направлению ветра).

Бригантины появились на Средиземном море уже в 13-м веке. Кроме двух мачт на судне могло быть от 8 до 12 пар весел. При движении на веслах, мачты укладывались на палубу. Это позволяло бригантинам скрываться в прибрежных бухтах. Экипаж бригантины был небольшой, до 50 человек, вооружение – не более 10 пушек малого калибра. Скорость, маневренность и легкость управления сделали бригантины любимым кораблем пиратов. Название «бригантина» происходит от итальянского слова «brigantino», означающего «разбойник, пират». Пиратские бригантины скрывались в заливах и бухтах Хорватии и Иллирии, грабя венецианские корабли. Корсары Туниса и Алжира в 15 – 17 веках нападали на европейские корабли у побережья Северной Африки. И тех, и других то и дело отлавливали крупные флотилии и по давнему морскому закону вешали.

В 17-м веке бригантины немного изменили парусную оснастку. На второй, грот-мачте, кроме косых парусов поставили сверху прямой парус. Это позволило бригантинам выйти в Атлантику. В 18-м веке бригантины стали наиболее популярными судами в американских колониях. Кроме традиционного пиратства их использовали в качестве разведывательных судов и для быстрой перевозки небольших партий коммерческих грузов. Грузоподъемность бригантин составляла от 50 до 200 тонн.

На военном флоте бригантины использовались в качестве кораблей сопровождения. Несколько бригантин сопровождали крупное судно, выполняя функции разведчиков и кораблей связи. Их также использовали для высадки десантов при захвате побережья. Бригантина была крупнее шлюпа или шхуны, но меньшим кораблем, чем бриг.

Последняя «настоящая» бригантина была построена уже в 20-м веке, в Германии. Первоначально она называлась «Фридрих», потом претерпела несколько переименований. Этот корабль служит до сих пор. Сейчас он называется «Eye of the Wind» («Глаз ветра»), известен всем морякам мира и ходит по морям под алыми парусами.

Ну, а теперь час потехи

Слово «бригантина» было очень популярно в Советском Союзе в 1960-е годы. Тогда воскресла песенка «Бригантина». Она была написана еще до Великой Отечественной войны поэтом П.Коганом и композитором Г.Лепским (не имеющим никакого отношения к Г.Лепсу). Вторую жизнь песенке во многом обеспечило исполнение ее Ю.Визбором. С одной стороны, Ю.Визбора почитали любители романтики и песен под гитару у костра. С другой стороны, он работал на радиостанции «Юность», что легализовало «Бригантину» в глазах комсомольских вождей. Ведь Центральное радио не ошибается!

Поэтому «Бригантина» стала первой в ряду песен, которые стали называть «бардовскими». В ее честь назывались местные клубы самодеятельной песни, молодежные кафе, кинотеатры, пионерские лагеря и гостиницы. Ее исполняли почти как гимн движения самодеятельной песни, не слишком вдумываясь в красивые слова:

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.

Что такое «веселый Роджер»? Кто такие люди Флинта? Впрочем, как говорил А.С.Пушкин, «поэзия должна быть глуповатой», а массовая песня – тем более.

Ведь, не смотря ни на что, хорошая получилась песня, правда?

Барк - это тип корабля, определяемый по парусному вооружению. Барк был одним из наиболее распространенных среди пиратов кораблей. Он представлял из себя трехмачтовое судно, причем две передних были вооружены прямыми парусами, а на задней устанавливались латинские паруса. Барки нельзя было назвать небольшими судами, но ценили их не за компактные размеры, а за скорость. Кроме того, вооружение барков позволяло не бояться встреч с военными кораблями. Данный тип судов появился в то время, когда большая часть стран начала активную борьбу с пиратами. Типичный барк имел длину около 18-35 метров, на вооружении стояло 20 пушек или 12 мортир и корабль мог перевозить не менее 120 пассажиров. Кроме пиратов, этот корабль широко использовался военными для прямо противоположной цели – борьбы с пиратами. 80 человек команды и десяток орудий позволяли на равных бороться с пиратскими кораблями. Ближайшими типами кораблей для барка являлись бригантина и баркентина.

Двухмачтовое парусное судно с прямым парусом на передней (фок) мачте и косыми (бригантиной и топселем) на задней. Во второй половине 18 века на грот-стеньгу был добавлен легкий прямой парус, а затем был модернизирован и рей грот-мачты. На верхней палубе устанавливалось 6-12 пушек малого калибра. Главным предназначением бригантины была разведка. Бригантина имела высокую скорость и неплохую маневренность, что делало ее привлекательной для пиратов. Более просторный и крупный корпус бригантины по сравнению с шлюпами и шхунами давал возможность дольше оставаться в море и перевозить большее количество добычи. Длина бригантины достигала 60 метров, водоизмещение составляло 125-150 тонн, а команда насчитывала 100 и более человек.

Бригом называли двухмачтовое судно, у которого на грот-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты несла вооружение как бизань-мачта. Вместо грота на грот-рее располагался сухой грот и триксель с гафелем и гиком. Бриг был создан на базе небольшой бригантины и шнявы и применялся главным образом как разведывательный корабль. Встречались также бриги с такелажем шнявы или бригантины - двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля.